Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи подготовительного периода

Поиск

Как уже было сказано, обучение грамоте состоит из двух периодов: подготовительного и основного. В каждом из них выделяются последовательные ступени. Продолжительность подготовительного периода бывает различной, что связывается с уровнем готовности первоклассников к обучению. (При обучении семилетних детей (программа I - III) подготовительный период длился более двух недель, при обучении по программе I – IV - около 6 недель.) Подготовительная ступень (нередко ее именуют добукварным этапом или периодом) выделяется практически в каждой системе обучения грамоте почти без каких-либо исключений.

Задачиподготовительного периода:

- приобщение детей к учебной деятельности;

- усвоение звуков в результате анализа звучащей речи;

- подготовка к чтению и письму;

- выявление степени готовности учащихся к обучению.

Решая задачи приобщения к учебнойдеятельности, учитель:

1) добивается усвоения детьми правил поведения на уроке и перемене;

2) формирует умения правильно сидеть, поднимать руку перед ответом, вставать при ответе;

3) вырабатывает умения громко и чётко отвечать;

4) приучает слушать учителя и выполнять его указания;

5) учит слышать ответы товарищей и реагировать на них;

6) добивается выработки навыка обращения с книгой, тетрадью, ручкой и другими учебными средствами.

Выявление степени готовности к обучению – задача, которая решается учителем при записи детей в школу (весной во время тестирования будущих первоклассников) и в первые дни обучения. Предварительное изучение уровня языковой подготовки необходимо для правильной организации обучения грамоте. Знакомство происходит в процессе живой беседы, когда дети отвечают на вопросы, рассказывают о чём-нибудь. Для учёта результатов этой работы рекомендована следующая схема (схема дана в учебнике Т.Г. Рамзаевой, М.Р. Львова "Методика обучения русскому языку в начальных классах" – М.: "Просвещение", 1979. – С.45 – оставить 1,5 стр.):

1. Умение читать:

- читает целыми словами;

- читает по слогам (аналитическое чтение);

- читает по буквам (неправильный навык чтения);

- знает больше половины букв, но не читает;

- знает менее половины букв, не читает;

- знает лишь отдельные буквы.

2. Умение писать:

- умеет писать все буквы;

- пишет слова (печатными или письменными буквами);

- вычленяет в письменной букве все элементы, называет их;

- изображает букву по элементам, не нарушая последователь-ности начертания;

- умеет писать лишь некоторые буквы (печатные или письменные);

- не умеет писать вовсе.

3. Готовность к звуковому анализу:

- правильно указывает ударный слог (или звук);

- делит слова на слоги;

- выделяет звук в слове или слоге;

- произносит правильно все звуки вне слова (выявление дефектов произношения);

- неправильно произносит звуки (указать какие);

- громкость речи;

- дикция.

4. Лексика:

- богатство лексики, разнообразие употребляемых слов;

- наличие повторов слов;

- точность, правильность употребления слов;

- типичные недочеты словоупотребления.

5. Синтаксис речи:

- четкость построения предложений;

- простые предложения;

- сложные предложения;

- полные или неполные предложения;

- ошибки в построении предложений и связи слов в предложении.

6. Устная связная речь:

- знает стихотворения (указать количество: не менее трех, одно-два), охотно читает наизусть; знает одно-два стихотворения, читать стесняется; стихотворений не знает вовсе;

- знает и умеет рассказывать сказки; не умеет и не пытается рассказывать сказку;

- может составить связный рассказ по картинке (более 20 слов, более 10 слов, связный ответ до 10 слов, односложный ответ из 2-3 слов).

Все собранные сведения фиксируются в двух вариантах: о каждом учащемся отдельно, что необходимо для индивидуального или дифференцированного подхода в обучении, и обо всем классе в целях получения "усредненных" характеристик для выбора методики общеклассной работы на уроке.

 

2. Круг знаний, умений и навыков, усваиваемых детьми в подготовительный период

В рамках некоторых систем обучения на подготовительной ступени рассматриваются (изучаются) несколь­ко гласных звуков и их букв. Есть системы, где в число последних включаются все гласные буквы, даже йотированные. Правда, они берутся только в той функции, когда служат способом графиче­ского обозначения гласного звука и одновременно указания на то, что согласная буква, предшествующая йотированной гласной бу­кве, обозначает мягкий согласный звук.

В.Г. Горецким в подготовительном периоде выделены две ступени: безбуквенная (до ознакомления с гласными) и ступень, на которой изучаются гласные звуки и буквы а, о, и, ы, у. Все уроки на этих ступенях посвящены обучению первоначальному анализу речи.

На безбуквенной ступени:

1) дети овладевают такими представлениями и терминами, как речь, предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный, согласный, буква, слияние гласного с согласным;

2) начинается простейшее моделирование: с помощью схем дети обучаются анализировать и строить предложения, слова, слоги;

3) происходит знакомство с учебной книгой и средствами письма;

4) в результате аналитико-синтетических слогозвуковых упражнений развивается речевой слух

На буквенной ступени вводятся первые гласные:

1) изучаются гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у] и буквы, их обозначающие;

2) изучается обозначение гласных звуков буквами в словах, написание которых соответствует их произношению;

3) создаются предпосылки к обучению слоговому чтению и грамотному письму на основе звукового состава слова;

4) дети осознают звуковой состав прямого слога-слияния, получают представление о слогообразующей роли гласных звуков;

5) ведётся работа по активизации словаря детей.

 

3. Виды работ учащихся в подготовительный период обучения грамоте

В процессе обучения первоначальному анализу речи учащиеся усваивают важнейшие языковые понятия.

Речь. Предложение. Ответы на вопросы; составление предложений по картинкам. Ответы на вопрос "Что это?" по предметным картинкам. Составление предложений по серии картинок. Подсчёт предложений. Подсчёт слов в предложениях. Рассказывание: по восприятию, по памяти, по картинке.

Слово. Введение в активный словарный запас ребёнка новых слов. Распределение слов по тематическим группам: учебные предметы, игрушки, посуда, цветы и т.п. Выделение слова из предложения.

Чтение. Чтение учителем текстов, доступных пониманию детей. Беседа по прочитанному. Чтение стихов наизусть.

Грамматика и фонетика. Выделение предложений из речевого потока, составление предложений. Выделение слов в предложении. Деление слов на слоги, выделение ударного слога. Выделение звуков: первый звук в слове и т.д.; из каких звуков состоит слог. Произнесение отдельно взятых гласных и согласных звуков, слияние гласных с согласными, произнесение слогов.

 

4. Требования к урокам обучения грамоте в подготовительный период

Уроки в начальный период обучения грамоте строятся с учётом

особенностей внимания первоклассников: дети не могут долго заниматься одним делом и быстро утомляются. Поэтому необходимо менять виды деятельности детей каждые 10-15 минут. Рассказ и беседа должны сменяться активными действиями детей, в том числе и физическими упражнениями.

Основными средствами, используемыми на уроках, являются:

- учебная книга ("Букварь" или "Азбука");

- схемы-модели для звукового анализа;

- сюжетные и предметные картинки.

На уроках предусматриваются занимательные и игровые моменты: отгадывание загадок, рассказывание сказок, их инсценировка, рисование на сюжет сказки, рассказы учащихся, чтение стихотворений наизусть и т.д.

Примерная структура урока обучения чтению в подготовительный период такова:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Повторение изученного материала.

4. Беседа на заданную тему или по сюжетной картинке.

5. Составление учащимися предложений или связного текста.

6. Звуковой анализ, работа со схемами (по теме урока).

7. Объяснение нового материала.

8. Закрепление нового материала, тренировочные упражнения.

9. Итог урока.

10. Задание на дом. (Привести пример)

 

Литература:

1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Академия, 2000 (2004). С. 48-56.

2. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1987. С. 46-49.

3. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1979. С. 44-47.

 


ЛЕКЦИИ № 10-11.

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В ОСНОВНОЙ ПЕРИОД

ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

 

Содержание работы на первой, второй, третьей и четвёртой ступенях основного периода.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2618; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.112.23 (0.007 с.)