Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Звуковой аналитико-синтетический методСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Поиски и споры по методам обучения грамоте привели к середине XIX в. большинство букваристов к выводу о том, что, во-первых, звуковые методы обладают преимуществами перед буквенными, так как более соответствуют звуковой природе речи; во-вторых, аналитическая работа (а не один синтез!) обеспечивает лучшее мыслительное развитие; в-третьих, невозможно далее мириться с раздельным обучением чтению и письму, а также с чтением непонятных детям текстов. В такой обстановке и появился звуковой аналитико-синтетический метод, который в различных его вариантах используется в школе уже более 100 лет. В России метод был введён К.Д. Ушинским. Сам Ушинский указывал на то, что его метод сложился не без влияния со стороны немецких и швейцарских педагогов (в Западной Европе метод разрабатывали в XIX в. Грезер, А. Дистверг, Фогель). В 1864 г. вышло "Родное слово" К.Д. Ушинского, куда входила и его "Азбука", а также "Руководство к преподаванию по "Родному слову". Свой метод Ушинский назвал методом письма-чтения. Он считал, что нельзя отделять письмо от чтения: письмо, опирающееся на звуковой анализ, должно идти впереди чтения. По "Азбуке" Ушинского дети сначала знакомятся с рукописным шрифтом, и лишь через 10-15 уроков вводятся печатные буквы. Но и тогда новая буква после изучения звука даётся сначала в письменном варианте. Таким образом, Ушинский в обучении чтению идёт не от буквы к звуку, а, наоборот, от звука к букве, его обозначающей. К.Д. Ушинский в своей методике объединил анализ и синтез, ввёл систему аналитическо-синтетических упражнений со звуками, слогами и словами. Ушинский говорит о необходимости развития различных сторон восприятия звуковой стороны языка, от самых элементарных (слышание и отыскание отдельного звука в словах) до сложных (звуковой анализ слов, производимый в уме). Тем самым Ушинский возводит в принцип обучения ознакомление детей со звуковой стороной языка. Этот метод максимально развивает речевые возможности ребёнка. С первых же уроков дети работают с народными пословицами, с загадками. Для звукового анализа используются предложения и слова, взятые из речи самих учащихся. Вся педагогическая система К.Д. Ушинского была направлена на всестороннее развитие ребёнка, на развитие его мышления и речи. разработанный им метод обучения грамоте был первым звеном его системы. В рекомендациях Ушинского большое место принадлежит наблюдениям, беседам, рассказам учащихся. Учение начиналось не с зазубривания названий букв или незнакомых образцов печатных слов, а с анализа речи самих учащихся, с разложения знакомых, привычных слов на слоги и звуки. В методе Ушинского полностью преодолён догматизм буквослагательного метода. Если пользоваться периодизацией М.Н. Скаткина, то звуковой аналитико-синтетический метод может быть отнесён к методам объяснительно-иллюстративным. В нём заключены некоторые элементы исследовательского метода, который полное своё развитие получил лишь в наши дни. К.Д. Ушинскому методика обязана тем, что он ввёл звуковой анализ как средство, во-первых, познания звуковой стороны языка и ознакомления со звуковым значением букв и, во-вторых, складывания слов, следующего за разложением на звуки. В силу этой второй функции звукового анализа К.Д. Ушинского и считают родоначальником аналитико-синтетического метода обучения чтению. Однако не все нововведения Ушинского удовлетворили его последователей. В "Родном слове" учёный отказался от алфавитного порядка изучения звуков и букв; сначала дети изучали восемь гласных, включая йотированные, затем согласные, причём мягкие согласные изучались вместе с твёрдыми. Его последователи изменили этот порядок, руководствуясь стремлением расположить звуки по принципу постепенного нарастания трудности их выделения из слов. Кроме того К.Д. Ушинский не учитывал качественных особенностей гласных я, ю, е и некоторых позиционных изменений согласных: например, что звук [ж] в конце слов переходит в глухой согласный [ш].
7.Развитие метода К.Д. Ушинского Наиболее известными последователями дела К.Д. Ушинского стали авторы букварей и руководств к ним: Д.И. Тихомиров (1844-1915), В.П. Вахтеров (1853-1924), В.А. Флеров (1860-1919), А.В. Янковская (1883-1924), С.П. Редозубов (1891-1957), А.И. Воскресенская (1892-1966). В конце XIX в. Д.И. Тихомиров и В.П. Вахтеров ввели двухнедельные добукварные звуковые упражнения (об этом уже было сказано во 2 лекции). Они изменили порядок изучения звуков и букв: так, изучение йотированных е, ё, ю, я было перенесено на поздний этап; первоначально дети знакомились лишь с твердыми согласными; взрывные согласные изучались позднее, чем сонорные и "длительные", которые можно "тянуть". Принцип единства письма и чтения сохранился, но Вахтеров и Тихомиров отказались от опережающего письма: дети усваивали сначала печатные буквы, а затем – письменные их варианты. Тихомиров и Вахтеров создали свои буквари: "Русский букварь" В.П. Вахтерова, вышедший в 1897 г., выдержал более 50 изданий, "Букварь" Д. и Е. Тихомировых – более 150 изданий. В 1907 г. вышел "Новый русский букварь" В.А. Флерова (выдержал более 40 изданий). В нём была разработана строгая постепенность в изучении звуков и букв – от "лёгких" звуков к "трудным" по артикуляции и возможности произносить звуки отдельно, самостоятельно. Флеров рекомендовал "чтение по подобию", т.е., усвоив чтение слога ма, ученик так же, "одним дыхательным толчком", должен читать слоги мо, са, но и т.п. В букваре для усиления слоговой работы помещены слоговые таблицы. НО В.А. Флеров отрицал необходимость звукослияния, пытаясь ввести принципы "читай, как говоришь" и "читай, что видишь". Несмотря на усовершенствование букварей и методик, всё же самым трудным моментом в обучении детей грамоте оставался переход от звука (буквы) к слогу. Попытку преодолеть эту трудность сделал в начале 20-х годов ХХ в. И.Н. Шапошников. В своём методе "живых звуков" он отрицал работу с отдельными звуками и их слияние, вернулся к "письму-чтению" Ушинского. Отрицал букварь как "книжку, как готовые слова". "Сам же алфавит дети усваивают … путём записывания с первых же уроков обучения своих мыслей, впечатлений, переживаний". Каждый школьник должен был сам составлять свой рукописный букварь. Метод Шапошникова, хотя и был ориентирован на творчество детей, не получил широкого распространения, так как большинство учителей не умели работать без печатного букваря, без конкретных материалов и упражнений. В 1937 г. вышли буквари А.В. Янковской и Н.М. Головина, составленные по звуковому аналитико-синтетическому методу. Эти буквари применялись до 1944 г. Затем создаются буквари под руководством С.П. Редозубова, А.В. Янковской ("Букварь" АПН РСФСР); широко был распространён "Букварь" для сельской школы, составленный А.И. Воскресенской. В этих букварях и руководствах к ним не только восстановлена методика Ушинского, но и внесено много нового: в соответствии с достижениями современной фонетики уточнён порядок изучения звуков и букв, их сочетаний, слогов; с учетом психологии выделены четыре ступени формирования навыка чтения; аналитико-синтетические упражнения согласованы с особенностями изучаемых звуков и слогов. Советские буквари 40-50-х годов, составленные по звуковому аналитико-синтетическому методу, обеспечивали овладение детьми навыком чтения за три с небольшим месяца. Одновременно с обучением элементарному чтению идёт развитие их речи и мышления, обучение письму, дети получают пропедевтические сведения по грамматике и орфографии.
Итак, история методики со всей остротой поставила вопрос о необходимости знакомить детей со звуковой материей языка как основой обучения грамоте. Путь здесь единственный – не от букв к их звуковым значениям, а от звуковых значений и их системы к буквам. Необходимость именно такого пути определяется двумя обстоятельствами: во-первых, буква является обобщённым знаком; во-вторых, в современных алфавитах буквы, как правило, имеют не одно, а несколько звуковых значений (В русской письменности, например, большинство букв, обозначающих согласные, имеют два звуковых значения – твёрдых и мягких согласных).
Литература:
1. Кирюшкин В.А. Наследие прошлого и поиски нового в методике обучения грамоте // Начальная школа. 1981. № 10. 2. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Академия, 2000 (2004). С.39-47. 3. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1987. С.32-42. 4. Янковская А.В. Методы обучения грамоте в их историческом развитии // Основы методики начального обучения русскому языку / Под ред. Н.С. Рождественского. 1965.
ЛЕКЦИИ № 7-8. СОВРЕМЕННЫЙ ЗВУКОВОЙ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.135.67 (0.009 с.) |