Тема: Методика преподавания русского языка как наука 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Методика преподавания русского языка как наука



Тема: Методика преподавания русского языка как наука

1. Предмет и задачи методики.

2. Научные основы методики.

3. Психолого-дидактические аспекты методики.

4. Русский язык как учебный предмет в начальных классах.

5. Разделы курса методики.

Тема: Из истории методики обучения грамоте

1. Понятие о методе.

2. Классификация методов.

3. Буквенные методы, звуковые методы, слоговые методы, метод целых слов.

4. Звуковой аналитико-синтетический метод К.Д. Ушинского.

5. Развитие метода К.Д. Ушинского.

Тема: Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте

1. Общая характеристика современного звукового аналитико-синтетического метода ОГ.

2. Приемы анализа и синтеза.

3. Периодизация процесса обучения грамоте в современных УМК.

4. Основные приемы и виды упражнений на уроке чтения.

5. Требования к современному уроку ОГ.

Тема: Современные УМК по обучению грамоте: общий обзор

1. Из истории русской букваристики (первые буквари, их создатели, буквари советского периода, принципы их построения).

2. Современные комплекты по обучению детей грамоте:

· «Гармония», «Школа 2100»,

· «Планета знаний»,

· «Начальная школа XXI века»,

· «Для сердца и ума»,

· «Классическая начальная школа»,

· комплект завершенной линии системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и др.

3. Специфика комплектов, их содержание, схема анализа УМК по обучению грамоте.

Тема: Организация и содержание работы в подготовительный период

Обучения грамоте

1. Задачи подготовительного периода.

2. Круг знаний, умений и навыков, усваиваемых детьми в подготовительный период.

3. Виды работ учащихся в подготовительный период обучения грамоте.

4. Особенности введения понятий звук, слог, ударение.

5. Требования к уроку обучения грамоте в подготовительный период.

6. Особенности подготовительного периода в некоторых букварях и азбуках.

 

Тема: Организация и содержание работы в основной период обучения

Грамоте

1. Задачи основного периода и каждой его ступени.

2. Виды работ в основной период обучения грамоте.

3. Этапы формирования навыка чтения. Механизм чтения.

4. Чтение и разбор букварных текстов.

5. Требования к ЗУНам учащихся к концу основного периода.

 

Тема: Методика первоначального обучения письму

1. Из истории обучения письму.

2. Методы обучения письму.

3. Цели и задачи обучения письму.

4. Принципы обучения письму.

5. Психофизиологические основы и гигиенические условия выработки графического навыка.

6. Методические приемы обучения письму.

7. Требования к уроку письма в 1 классе.

8. Элементы орфографической пропедевтики в период обучения грамоте. Особенности обучения письму леворуких детей.

9. Типичные графические ошибки учащихся.

Тема: Поэлементно-целостный метод обучения письму

1. Понятийный аппарат метода.

2. Закономерности формирования навыка письма.

3. Зрительные и двигательные элементы.

4. Одновариантное начертание букв.

5. Принципы, методы и приемы обучения письму.

6. Интеллектуальное развитие первоклассника на уроках письма.

7. Характеристика тетради-прописи. Узоры-бордюры.

8. Периодизация обучения письму.

 

Тема: Развитие речи в период обучения грамоте

1. Особенности развития речи и мышления в период ОГ. Условия развития речи.

2. Работа над словом.

3. Работа над словосочетанием и предложением.

4. Работа над связной речью.

5. Развитие речи на уроках письма.

6. Работа над произношением и восприятием звуков речи.

 

Тема: Учебно-методический комплект «Гармония»: обучение грамоте

1. Особенности «Азбуки»:

· раздельно-параллельное обучение чтению и письму,

· новая последовательность букв и ее мотивация,

· специфика деления слов на слоги.

· Порядок действий при слоговом чтении.

2. Работа над орфографической зоркостью.

3. Дидактический материал: оценка текстового и иллюстративного материала. Прописи, их особенности.

 

Тема: Программа «Обучение грамоте» Р.Н. Бунеева и др. и её методическое обеспечение

1. Особенности программы, линии развития детей.

2. Основная цель курса. Характеристика пособий «Моя любимая Азбука», «Мои волшебные пальчики».

3. Дополнительные пособия.

 

Тема: Программа «Обучение грамоте» Н.В. Нечаевой и её методическое

Обеспечение

1. Задачи периода обучения грамоте.

2. Разделы программы.

3. Интегрированность курса.

4. Метод, лежащий в основе обучения.

5. Развитие речи в период обучения грамоте.

6. Характеристика учебников «Азбука» (Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец), «Тетрадь к Азбуке» (Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец) и «Тетрадь по письму» (Т.М. Андрианова, А.В. Остроумова, И.Л. Андрианова).

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

№ п/п Тема практического занятия Часы
1. Из истории методики обучения чтению  
2. Современный звуковой аналитико-синтетический метод обу­чения грамоте  
3. Организация и содержание работы в подготовительный пери­од обучения грамоте (уроки чтения)  
4. Работа над понятием слог в период обучения грамоте  
5. Работа над понятием «ударение» в период обучения грамоте. Обучение выделению ударного слога  
6. Организация работы в основной период обучения грамоте (уроки чтения)  
7. Становление первоначального навыка чтения  
8. Методика первоначального обучения письму: из истории методики обучения письму, цели и задачи обучения письму, психофизиологические особенности, методические приемы  
9. Методика первоначального обучения письму: качества письма и их формирование, графические и каллиграфические ошибки  
10. Орфографическая пропедевтика в период обучения грамоте  
11. Поэлементно-целостный метод обучения письму  
12. Особенности развития речи в период обучения грамоте. Работа над словом. Работа над словосочетанием, предложением и текстом в период обучения грамоте  
13. Контрольная работа по разделу «Методика обучения грамоте»  
14. Программа «Обучение грамоте и развитие речи» В.Г. Горецкого и ее методическое обеспечение  
  Программа «Обучение грамоте» (Р.Н. Бунеев и др.) и ее методическое обеспечение  
  Программа «Обучение грамоте» (Н.В. Нечаева) и ее методическое обеспечение  
  ИТОГО:  

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

и рекомендации по самостоятельной работе студентов

(самостоятельная работа студентов – 68 часов)

Практические занятия проводятся по следующему единому плану. Порядок этапов может меняться, но структура занятия остается прежней.

1. Проверка самостоятельной работы студентов по подготовке к занятию

2. Решение методических задач.

3. Выступления студентов с сообщениями (рефератами).

4. Проектирование или просмотр фрагментов уроков.

5. Методический анализ и оценка конспектов, фрагментов, уроков.

6. Рекомендации по выполнению домашних заданий.

7. Обсуждением материала по теме, подготовленного путем поиска в Интернете.

 

Обязательное задание к практическим занятиям: поиск в журнале «Начальная школа» статей по данной теме (за последние 5-7 лет), выбор двух статей и подготовка короткого реферативного сообщения (4-5 мин).

Сайт журнала «Начальная школа»: http://n-shkola.ru/

(см. Архив, журналы №12, раздел «Указатель статей, опубликованных в журнале «Начальная школа» за …год. – «Русский язык»).

Грамоте (уроки чтения)

Литература

1. Бессчастная Е.И. Рекомендации к проведению фонетических и речевых зарядок на уроках чтения и письма в букварный период // Начальная школа. - 1994, №8. - С.14 – 19.

2. В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. – М.: Просвещение, 1996.

3. Кирюшкин В.В. Работа со схемами при обучении грамоте.//Начальная школа. - 2000, №7. - С.47.

4. Луковникова Л.В. Совершенствованию техники чтения помо­гает подвижная слоговая таблица//Начальная школа. - 1993, №8. - С.55-57.

5. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: "Академия", 2000. - С.56-69.

6. Мироненко Т.В. Работа со слогами при обучении детей грамоте.//Начальная школа. - 1996, №8. - С.23-26.

7. Плеханова К.А. Блоковое изучение звуков и букв // Начальная школа. - 1993, №2. - С.38-40.

8. Яшина Н.П. Учить читать трудно, но интересно...// Начальная школа. - 2001, №6. - С.24.

Вопросы и задания для самостоятельной работы (4 часа)

1. Продолжительность и задачи основного периода обучения чтению.

2. Виды работ в основной период (анализ, синтез, аналити­ко-синтетические упражнения):

· работа по выделению нового звука (-ов) (Литература 5, с.59);

· знакомство с буквами (Литература 5, с.61) и приемы, способствующие запоминанию зрительного образа буквы; виды работ с "лентой букв" (Бабина Л.С. Цветовая гамма "Ленты букв".//НШ. - 1995, №11); решение методических задач 1.3.3, 1.3.7, 1.3.9,1.3.10, 1.3.12, 1.3.14;

· механизм чтения и его составляющие (Литература 5, с.62-65);

· чтение слогов в букварных "столбиках" (Литература 5, с.65-66), методические задачи 1.4.5, 1.4.6, 1.4.7;

· виды слоговых таблиц и работа с ними в основной период (Литература 4,6);

· чтение и разбор букварных текстов (Литература 5, с.66-69).

3. Возможные пути сокращения периода обучения грамоте (Литература 7,8).

4. Решение методических задач 1.2.36, 1.2.37 (тему приведенного фрагмента, его задачи и основные приемы записать в тетрадь), 1.2.38, 1.2.42, 1.2.45.

Тема для самостоятельного освоения (2 часа)

Проектирование урока чтения основного периода. Работа над освоением твёрдости-мягкости согласных. Фонетический анализ на уроках чтения.

Задание для студентов: Изучите рекомендованную литературу и выполните предложенные задания.

 

Литература

1. Жильцова Т.В. Конспект урока обучения грамоте // Начальная школа. - 2002, №6. - С.82.

2. Усова Н.К. Некоторые вопросы анализа звуковых структур слога, слова.//Начальная школа. - 1990, №2. - С.61-64.

3. Шпунтов А.И. Вариативность учебно-воспитательных заданий на разных этапах урока обучения грамоте как средство повышения эффективности обучения.//Начальная школа. - 1994, №1. - С.18-23.

4. Шпунтов А.И. Роль учебно-воспитательных задач на уроках обучения грамоте.//Начальная школа. - 1993, №10. - С.13-18.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Методические задачи 1.2.56, 1.2.57, 1.2.60 (требования к отбору слов для фонетического разбора в период обучения грамоте запишите в тетрадь); 1.2.61, 1.2.62, 1.2.63, 1.2.66, 1.2.69 (письменно), 1..3.20, 1.3.23, 1.3.26, 1.3.27, 1.3.29, 1.3.34.

2. Познакомьтесь со статьей Н.К. Усовой (Литература 2). Со всеми ли предложениями автора по совершенствованию методики обучения грамоте можно согласиться? Как вы относитесь к предложению о введении терминов "мягкое слияние", "йотированное слияние" и т.п.?

3. Внимательно изучите и законспектируйте статьи А.И. Шпунтова. Они помогут вам научиться верно формулировать цели урока и его отдельных фрагментов.

4. Составьте конспект урока обучения чтению в основной период по учебнику В.Г. Горецкого и др. "Русская азбука" (темы уроков распределяет преподаватель). При необходимости воспользуйтесь методическими разработками к данному учебнику (В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова) и конспектом урока изучения звуков [д], [д’], представленным в статье Т.В. Жильцовой. Подготовьте необходимые наглядные пособия и дидактический материал, используйте при составлении конспекта уже известные вам виды работ в основной период обучения грамоте. Не забудьте подобрать дидактический материал для читающих детей и тексты для проведения физкультминуток. Подготовьтесь провести данный урок на занятии.

 

Её методическое обеспечение

 

Литература

1. Беднова Т.М., Абрамова Е.В. "Русская азбука – это интересно!" //Начальная школа. - 2002, №9. - С.48.

2. Горецкий В.Г. О возможных вариантах обучения детей грамоте. //Начальная школа. - 2000, №7. - С.35.

3. Горецкий В.Г. и др. Русская азбука. 1 кл.

4. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи к учебнику "Русская азбука". №1,2,3,4. 1 кл. – М.: Просвещение, 2000.

5. Илюхина В.А. Прописи к учебнику "Русская азбука". №1,2,3,4. 1 класс. (Любое издание).

6. Менская М.А. Конспект урока обучения грамоте.//Начальная школа. - 2001, №7. - С.25.

7. Холина З.Н. Особенности обучения грамоте по "Русской азбуке" //Начальная школа. - 2002, №8. - С.20.


Вопросы и задания для самостоятельной работы (4 часа)

1. Программа "Обучение грамоте и развитие речи": цели и задачи обучения чтению и письму, разделы программы, анализ содержания программы.

2. "Русская азбука" В.Г.Горецкого. Методический анализ:

1) Кто автор букваря? (Ученый, учитель или симбиоз специалистов самого разного уровня). Каков его (их) замысел? (Что говорит сам автор и чего хочет, создавая первую учебную книгу для младших школьников? Ответ на этот вопрос следует искать в пояс­нительной записке к программе!) Понятны ли его цели нам, будущим учителям? К какой педагогической и методической школам принадлежит автор?

2) Для какого возраста предназначен букварь? Что принимается за основу обучения грамоте (слог, слог-слияние, буква и т.д.)?

3) Каков порядок изучения букв? Как объясняют выбранный порядок букв авторы букваря?

4) Периодизация обучения. Сколько периодов выделяется? Какова их продолжительность? Границы периодов. Содержание обучения на каждом из них.

5) Методический аппарат букваря: специфика строения букварной страницы, виды схем-моделей, использование цветовых сигналов для обозначения звуков, тексты для чтения (дать оценку текстам, составленным авторами букваря, оценить отбор художественных текстов), оценка иллюстративного материала.

6) Грамматико-орфографическая работа на страницах букваря (материал для грамматической пропедевтики, знакомство с лингвистическими терминами, введение орфографических правил и т.д.).

7) Дидактический материал для читающих детей: наличие или отсутствие, объем, наличие вопросов и заданий к текстам, оценка качественной стороны.

8) Возможности, предоставляемые букварем для развития речи первоклассников.

9) Воспитательные возможности букваря.

10) Соблюдены ли гигиенические требования к учебнику?

12) Как оценивают букварь методисты, учителя? (Литература 1,6,7).

13) Насколько удалось автору (авторам) воплотить свой замысел, реализовать поставленные в программе цели?

14) В чем я вижу достоинства и недостатки данного учебника?

3. Методический анализ прописей к "Русской азбуке".

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

(по разделу «Методика обучения грамоте)

1. Методика обучения русскому языка как наука. Цели методики. Разделы курса. Научные основы методики.

2. Из истории методики русского языка как науки.

3. Психолого-дидактические аспекты методики русского языка.

4. Русский язык как учебный предмет в начальной школе.

5. Из истории методики обучения чтению: буквослагательный метод, звуковые и слоговые методы.

6. Из истории методики обучения чтению: метод целых слов, звуковой аналитико-синтетический метод К.Д.Ушинского.

7. Развитие методики обучения грамоте в советской школе. Проблемы современной русской букваристики.

8. Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Основные черты метода. Приемы анализа и синтеза.

9. Подготовительный период обучения грамоте: задачи, круг знаний, умений и навыков, виды работ, требования к уроку, работа с читающими детьми.

10. Подготовительный период обучения грамоте в современных букварях и азбуках: продолжительность и содержание обучения, знакомство с лингвистическими понятиями, фонетические упражнения, развитие речи.

11. Работа над понятием «слог» в период обучения грамоте.

12. Работа над понятием «ударение» в период обучения грамоте. Обучение выделению ударного слога.

13. Организация и содержание работы в основной период обучения грамоте (уроки чтения): задачи основного периода, круг знаний, умений и навыков, виды работ в основной период, механизм чтения и его составляющие.

14. Основной период обучения грамоте в современных букварях и азбуках: зависимость методики от порядка изучения букв, продолжительность и содержание обучения, строение букварной страницы, работа с читающими детьми.

15. Работа над обозначением твердости-мягкости согласных. Фонетический анализ на уроках чтения.

16. Совершенствование первоначального навыка чтения.

17. Из истории методики обучения письму.

18. Цели, задачи и принципы обучения письму. Психофизиологические особенности формирования графического навыка.

19. Гигиенические условия письма. Орудия и материалы для письма.

20. Методические приемы обучения письму. Основные трудности в овладении навыками написания букв, слов, предложений.

21. Качества письма и их формирование.

22. Элементы каллиграфической работы в период обучения грамоте. Графические и каллиграфические ошибки.

23. Орфографическая пропедевтика в период обучения грамоте.

24. Сравнительно-сопоставительный анализ современных прописей (три-четыре комплекта по выбору студента).

25. Поэлементно-целостный метод обучения письму: причины появления, понятийный аппарат, соотношение зрительных и двигательных элементов букв в процессе овладения письмом, одновариантное начертание букв, интеллектуальное развитие шестилетних детей на уроках письма.

26. Поэлементно-целостный метод обучения письму: принципы, методы и приемы обучения, три периода обучения и их задачи, структура урока на каждом из этапов.

27. Особенности развития речи и мышления ребенка в период обучения грамоте. Условия развития речи.

28. Работа над словом в период обучения грамоте: значение, задачи, виды объяснения новых слов, работа над синонимами, антонимами, омонимами, многозначными словами. Активизация словаря.

29. Лексическая работа в современных букварях и азбуках: сравнительно-сопоставительный анализ.

30. Работа над словосочетанием, предложением и текстом в период обучения грамоте: задачи и значение, содержание работы, сопоставительный анализ современных букварей и азбук.

31. Программа «Обучение грамоте и развитие речи» В.Г. Горецкого и др.: цели и задачи обучения чтению и письму, разделы программы, круг знаний, умений и навыков к концу обучения.

32. Учебник «Русская азбука» В.Г. Горецкого и др.: методический анализ.

33. Программа «Обучение грамоте» (Р.Н. Бунеев и др.): цели и задачи обучения грамоте, интегрированный характер курса, разделы программы, круг знаний, умений и навыков к концу обучения.

34. Учебник «Моя любимая Азбука» Р.Н. Бунеева и др.: методический анализ.

35. Программа «Обучение грамоте» (Н.В. Нечаева) и ее методическое обеспечение.

36. Программа «Обучение грамоте на коммуникативно-познавательной основе» (Л.Ф.Климанова) и ее методическое обеспечение.

37. Программа «Обучение грамоте» (О.В. Джежелей, Н.Г. Агаркова) и ее методическое обеспечение.

38. Новые исследования в области методики обучения грамоте (обучение чтению, обучение письму, развитие речи, один из последних УМК - направление по выбору студента).

СХЕМА АНАЛИЗА РАЗВОРОТА СТРАНИЦ

1. Определите структуру и содержание левой и правой страниц.

2. Сформулируйте тему урока и определите его цели.

3. Каково художественное значение предметных и сюжетных картинок? Как они соотносятся с текстом? каково их дидактическое назначение?

4. Какие другие виды графической наглядности имеются на этих страницах? Для проведения каких упражнений они предназначены?

5. Какие текстовые материалы представлены здесь? Для чего (перечислите возможные виды работ)? Какие слова следует выделить для звукового анализа и почему?

6. Каковы возможности воспитательного воздействия на учащихся при работе с материалом этих страниц?

7. Какое место в структуре урока займет работа с текстом и иллюстрациями, помещенными здесь?

8. Потребуются ли дополнительные дидактические материалы и наглядные пособия к тому, что дано на этих страницах?

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2004.

2. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского язы­ка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 2000.

3. Методика обучения грамоте. / Сост. Т.Сальникова. – М.: Сфера, 2001.

4. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студентов пед. учебных заведений. - Соловейчик М.С. и др.. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.

5. Русский язык в начальных классах. Сборник методических задач. Под ред М.С. Соловейчик. – М.: Академия, 2000.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М., 1990.

2. Калинина И.Л. Учим детей читать и писать. – М., 1998.

3. Костромина С.Н., Нечаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М., 1989.

4. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. – СПб., 1995.

5. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – М., 2001.

6. Павлова Л.В. Как формировать у младших школьников полноценный навык чтения. – М., 2004.

7. Ушинский К.Д. Родное слово. Книга для детей и родителей. – Новосибирск, 1997 (или любое другое издание).


 

Тема: Методика преподавания русского языка как наука

1. Предмет и задачи методики.

2. Научные основы методики.

3. Психолого-дидактические аспекты методики.

4. Русский язык как учебный предмет в начальных классах.

5. Разделы курса методики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.221.113 (0.094 с.)