Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Исследование мыслительных процессов.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вводные замечания: Мышление – одно из высших проявлений психического, процесс познавательной деятельности индивида, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения. В этом непрерывном процессе образуются конкретные умственные операции, которые мышление порождают, но к которым не сводится. Лабильность мыслительных процессов – скорость перестройки этих процессов при последовательном переходе от решения одной задачи к другой. Показателем лабильности (подвижности) мышления в данной методике служит время, затраченное на решение каждого из десяти лабиринтов. Предполагается, что увеличение временных показателей и особенно их неравномерность по отношению друг к другу свидетельствует о трудности переключения с одного способа решения на другой (типичная картина для ригидности). Наоборот, низкие и ровные по отношению друг к другу временные затраты свидетельствуют о легкой переключаемости с одного способа решения на другой (типичная картина для лабильности мышления). Работа позволяет выявить противоположное по отношению к ригидности качество мыслительных процессов – их подвижность, или лабильность. Цель: Определить лабильность – ригидность мыслительных процессов с помощью методики «Словесный лабиринт». Оборудование и материалы: методика «Словесный лабиринт» (состоящая из 10 словесных лабиринтов) (см. Приложение к лабораторной работе № 15), секундомер. Ход работы: Исследование проводится в парах, состоящих из экспериментатора и испытуемого. Для испытуемого готовятся 10 словесных лабиринтов, каждый на отдельной карточке. Лабиринт – это столбик беспорядочно перемешанных букв из 6 строк и 6 букв в каждой строке. В каждом наборе букв зашифровано какое-нибудь слово, решение каждого задания фиксируется. Испытуемому дается инструкция: «Сейчас вам будут выданы карточки со словесными лабиринтами, в которых скрыты слова. Вам необходимо как можно скорее найти выход из лабиринта, используя три правила: 1) вход в лабиринт всегда начинается с правого нижнего угла, а выход – в верхнем левом углу; 2) передвигаться по лабиринту можно только ходом шахматной фигуры ладьи, т.е. только по прямой на любое количество букв; 3) любая пройденная буква входит в зашифрованное слово, пропустить или перескочить ее нельзя. Найденное слово записывается с указанием времени поиска». Обработка результатов. По временным показателям решения всех 10 задач построить график, отражающий свойства мышления (ось абсцисс – номера лабиринтов; ось ординат – время решения каждой задачи). Относительно стабильные показатели указывают на лабильность мышления. Зигзагообразность кривой с большими различиями между показателями свидетельствуют о ригидности мышления, когда субъекту приходится тратить лишнее время на «перестройку» своего мышления и переходу на новый способ. По графику можно также отметить склонность к обучению, если сравнить результаты первой половины лабиринтных задач с результатами второй половины. Эффект научения отражается в общем уменьшении временных затрат. Правильные ответы к заданию «Словесный лабиринт»: докладывать, подвижность, эксперимент, управляющий, факультатив, выступление, предложение, пролетариат, содружество, языкознание.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 16
Тема: Исследование аналитичности мышления. Вводные замечания: См. вводные замечания к лабораторным работам № 14, 15. Цель работы: определить уровень развития аналитичности индуктивного мышления в условиях ограниченного времени. Оборудование материалы: бланк с 15 рядами чисел, составленных по определенной закономерности (см. Приложение к лабораторной работе № 16), ручка, секундомер. Ход работы: Исследование проводится как групповой эксперимент. Каждый испытуемый получает бланк с 15 рядами чисел. Испытуемым дается инструкция: «На бланках, что находятся перед вами, напечатаны ряды чисел. Попытайтесь определить по какой закономерности составлен каждый из 15 предлагаемых рядов чисел. Затем в соответствии с этой закономерностью продолжите каждый ряд, дописав в нем еще два числа. На работу отводится 7 минут. Не задерживайтесь долго на одном ряду, если не можете правильно определить закономерность, переходите к следующему ряду, а останется время – вернетесь к трудному для вас ряду чисел. Продолжать ряд нужно по отношению к последнему числу, имеющемуся в данном ряду». По истечении 7 минут дается команда: «Стоп!» Обработка результатов: необходимо подсчитать количество правильно решенных рядов у каждого из испытуемых. Причем, если испытуемый записал в каком-то ряду только одно число, хотя и правильное, ряд считается нерешенным. Для определения уровня развития аналитичности индуктивного мышления в условиях ограниченного времени необходимо рассчитать среднюю арифметическую величину показателя аналитичности индуктивного мышления по группе (М) и среднее квадратическое отклонение (σ) по следующим формулам.
Обработанные результаты представляются в соответствии со значениями средней арифметической величины и среднего квадратического отклонения показателя аналитичности индуктивного мышления. Анализ результатов. Проанализировать результаты испытуемых в группе на основе средней арифметической величины и среднего квадратического отклонения показателя аналитичности индуктивного мышления. Сопоставить показатели аналитичности индуктивного мышления каждого испытуемого со средне групповыми нормами и сделать выводы об индивидуальных особенностях испытуемых. Правильные ответы:
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 17
Тема: Прямой (свободный) ассоциативный эксперимент. Вводные замечания: Ассоциативный эксперимент – метод, разработанный Юнгом, и ориентированный на фиксацию, диагностику и психотерапию скрытых аффективных комплексов и других психических феноменов. Базируется на изучении содержания, формы и скорости реакции человека, предъявляющего в ответ на слова аналитика первое пришедшее в голову слово. Заторможенность реакции, непонимание слова-раздражителя, его механическое повторение, общее поведение испытуемого 9немотивированный смех, жалобы, покраснение и пр.) рассматриваются как указание наличия эмоционально окрашенных представлений, сообщение о которых для испытуемого не желательно. Метод свободных ассоциаций – психотерапевтический прием фрейдовского психоанализа: в ходе психотерапевтического сеанса клиенту предлагается свободно высказывать все, что приходит в голову. Предполагается, что клиент, сам того не осознавая, может «проговориться» – спонтанно произнести слова, что укажет на невольно возникающие у него мысли; анализ же этих мыслей и ассоциаций укажет причину и источник его заболевания или тревоги. Ассоциативные методы в психологии зарекомендовали себя еще с конца XIX века. Они показывают не столько семантические характеристики отдельных слов-стимулов, сколько наличие отдельных связей между группами стимулов. Испытуемый достаточно хорошо знающий систему языковых связей и взаимосвязей, в условиях ассоциативного эксперимента подтверждает это. Цель: Изучить вербальные ассоциативные реакции. Оборудование и материалы: список слов-стимулов в количестве 30 единиц (см. Приложение к лабораторной работе № 17), относящихся к различным частям речи – существительным, глаголам, прилагательным, наречиям (желательно ориентироваться при этом на частоту встречаемости этих слов, что можно установить по частотному словарю или по словарю ассоциативных норм русского языка), листы бумаги, карандаш, секундомер. Ход работы: Для выполнения задания студенты делятся на две группы: студенты первой группы выполняют функции экспериментаторов, а студенты второй группы – функции испытуемых. Инструкция испытуемым: «В ответ на предъявленное слово-стимул запишите в своих тетрадях любое слово, пришедшее вам в голову». Экспериментатор зачитывает список слов-стимулов так, чтобы после каждого оставалось 5-6 секунд, необходимых для записи реакции. Результаты. Для установления ассоциативных зависимостей между стимулами и реакциями испытуемые составляют специальную таблицу (см. протокол исследования). Обработка и анализ результатов. После выполнения ассоциативного эксперимента последовательно сравниваются между собой пары стимул-реакция по двум категориям: логические и грамматические реакции. Логические реакции, в свою очередь, делятся на подгруппы центральных и периферических, грамматические – на подгруппы синтагматических и парадигматических. Логические – это связи по смыслу между стимулами и реакциями. Если такая связь есть (например армия – солдат или болезнь – смертельная), то ставится любой опознавательный знак (типа галочки) в графу «центральная логическая реакция». Если же эта связь отсутствует, то галочку ставят в графе «периферическая логическая реакция» (например, армия – танец, болезнь – еда). Увеличение периферических ассоциативных реакций свидетельствует о плохом знании языка, нарушении динамических особенностей – заторможенность, скачкообразность мыслительных процессов и т.д. С точки зрения грамматического критерия также можно выделить два варианта ответных реакций: синтагматические и парадигматические. Под синтагматическим вариантом связи между словом-стимулом и словом-реакцией понимается связь между разными грамматическими категориями, например между существительными и прилагательными иди глаголами и наречиями (хороший – поступок, дождь – идёт). Под парадигматическими реакциями понимается связь в пределах одной грамматической категории (хороший – плохой, дождь – грязь). Увеличение синтагматических реакций свидетельствует о комплексности мышления, неумении испытуемого выделять рядоположные предметы и их признаки. Эта комплексность мышления, по мнению Л.С. Выготского, составляет специфику детского мышления с его синкретизмом, комплексностью: предмет или признак видятся вместе с дополняющими их аксессуарами. Для взрослых носителей русского языка характерно преобладание парадигматических ассоциативных реакций (не менее 70 %). Увеличение синтагматических реакций свидетельствует о недостаточности аналитических операций, о некотором инфантилизме мышления. Протокол исследования
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 18
Тема: Направленный ассоциативный эксперимент. Вводные замечания: См. вводные замечания к лабораторной работе № 11. Направленный ассоциативный эксперимент от различных вариантов свободного отличается тем, что испытуемый в ответ на слова-стимулы отвечает не любыми словами, пришедшими ему в голову, а в соответствии с инструкцией экспериментатора. Таким образом, ассоциативные реакции испытуемых как бы направляются по определённому руслу. Это накладывает определённые ограничения на процессы мыслительного поиска испытуемых при выборе подходящих слов из имеющихся в их распоряжении. Инструкции могут быть разными как по направленности, так и по степени сложности. Цель: Исследовать направленность ассоциативных реакций. Оборудование и материалы: список слов-стимулов в количестве 30 единиц (см. Приложение к лабораторной работе № 18), которые в соответствии с инструкцией должны выбираться осмысленно, листы бумаги, секундомер. Ход работы: Для выполнения задания студенты делятся на две группы: студенты первой группы выполняют функции экспериментаторов, а студенты второй группы – функции испытуемых. Инструкция для испытуемых: «В ответ на предъявленное слово-стимул запишите слово противоположного значения (антоним)». Для оценки экспериментальных результатов следует подготовить таблицу (см. протокол исследования) с указанием адекватных реакций, неадекватных и приблизительно правильных, так называемых семантических парафазий (например: пара – около, фазус – смысл). Протокол исследования
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 723; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.99.39 (0.01 с.) |