Тема: воля. Психологический анализ сложного волевого действия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: воля. Психологический анализ сложного волевого действия.



Вводные замечания: Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершенствовании целенаправленных действий и поступков. Волевые действия отличаются друг от друга, прежде всего, уровнем своей сложности. Существуют весьма сложные волевые действия, которые включают в себя целый ряд более простых. Но существуют еще более сложные волевые действия (например, альпинисты).

Важным признаком волевого поведения является его связь с преодолением препятствий (как внутренних, так и внешних). Внутренние препятствия – побуждения человека, направленные на невыполнение данного действия или на выполнение противоположных ему действий (делать уроки и играть – у школьника); усталость; желание развлечься, инертность, леность и т.д. Внешние препятствия – отсутствие необходимого инструмента для работы; противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставленная цель была достигнута.

Не всякое действие, направленное на преодоление препятствий, является волевым. Главной особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее.

Волевое действие начинается с осознания цели и мотива. В зависимости от степени осознанности потребностей их разделяют на влечения (смутны, неясны) и желания (осознанны). Влечение не может перерасти в целенаправленную деятельность. Прежде чем желание превращается в непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком, т.е. «фильтрируется» через систему ценностей человека, получает определенную эмоциональную окраску. Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. В свою очередь, при формировании цели особую роль играет ее содержание, характер и значение. Желание не всегда сразу претворяется в жизнь. У человека иногда возникает сразу несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и он оказывается перед трудностью в выборе. Борьба мотивов включает в себя оценку человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действовать в определенном направлении. Заключительный момент борьбы мотивов – принятие решения заключается в выборе цели и способа действия. Принимая решение, человек проявляет решительность.

Исполнительский этап волевого действия имеет сложную структуру. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то в этом случае принято говорить о намерении исполнить принятое решение. Намерение по своей сути является внутренней подготовкой отсроченного действия и представляет собой зафиксированную решением направленность на осуществление цели. При осуществлении намерения можно выделить этап планирования путей достижения поставленной цели. Для реализации спланированного действия необходимо сознательное волевое усилие. Под волевым усилием понимается особое состояние внутреннего напряжения или активности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов человека, необходимую для выполнения задуманного действия. Этот заключительный этап волевого действия может получить двоякое выражение: в одних случаях он проявляется во внешнем действии, в других случаях, наоборот, он заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия.

В волевом усилии внешние действия могут быть представлены минимально, а внутреннее напряжение может быть весьма значительным, хотя и присутствует мышечное напряжение.Интенсивность волевых усилий, прежде всего, зависит как от внешних, так и от внутренних препятствий, на которые наталкивается выполнение волевого действия. Однако помимо ситуативных факторов существуют и относительно устойчивые факторы: мировоззрение личности, моральная устойчивость, уровень самоуправления и самоорганизации личности.

Цель: Ознакомиться с психологической структурой сложного волевого действия, с его этапами и основными звеньями.

Оборудование и материалы: текст для анализа.

Ход работы: Работа проводится в парах: экспериментатор и испытуемый. Испытуемому рекомендуется прочитать приведенный текст, выделить в нем этапы и основные звенья волевого действия, а затем коротко описать содержание каждого звена, придерживаясь указанной схемы.

Схема анализа:

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1. Осознание цели

2. Мотивы (положительные, отрицательные)

3. Обсуждение, или борьба мотивов, исход.

4. Решение.

5. План действий.

II. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

6. Препятствия (внешние, внутренние).

7. Способы преодоление препятствий.

8. Направленность волевых усилий, проявление волевых качеств.

9. Наличие (отсутствие) борьбы мотивов.

III. ЭТАП ОЦЕНКИ

10. Личная позиция.

11. Общественная значимость.

Результаты представлены в виде предложений текста согласно указанной схеме.

На основании результатовделаются интерпретация и выводы о том, какие этапы и основные звенья в структуре волевого действия выделил испытуемый.

Список литературы

 

1. Бардин, К.В. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы / К.В. Бардин – М.: Педагогика, 1976. – 360 с.

2. Гусев, А.Н., Измайлов, Ч.А., Михалевская, М.Б. Измерение в психологии: общий психологический практикум / А.Н. Гусев, Ч.А. Измайлов, М.Б. Михалевская. – М.: УМК «Психология», Образовательная академия «Континент»», 2003. – 288 с. – ISBN 5-93692-047-Х.

3. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2003. – 320 с.: ил. – (Серия «Учебник психологии»). – ISBN 5-8046-0176-8.

4. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. – СПб.: Питер, 2001. – 560 с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»). – ISBN 5-272-00115-Х.

5. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / О.Ю. Ермолаев. – 3-е изд., испр. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. – 336 с. – (Библиотека психолога). – ISBN 5-89502-310-Х (МПСИ), ISBN 5-89349-361-3 (Флинта).

6. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 588 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»). – ISBN 5-94723-29-1.

7. Корниенко, А.Ф. Теория и практика психологического исследования / А.Ф. Корниенко. – Казань: Казанский пед. ун-т, 2000. – 258 с.: ил. – ISBN 5-87730-078-4.

8. Кузнецов, И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление / И.Н. Кузнецов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. – 432 с. – ISBN 5-94798-374-5.

9. Куликов, Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению / Л.В. Куликов. – СПб.: Речь, 2001. – 184 с. – ISBN 5-9268-0051-Х.

10. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2000. – 592 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»). – ISBN 5-272-00062-5.

11. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Изд.2-е, доп. и переработ. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 704 с. – ISBN 5-222-02055-Х.

12. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др.; Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2001. – 560 с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»). – ISBN 5-8046-0100-8.

13. Практикум по психологии / Под. ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. – 248 с.

14. Пряжников, Н.С. Этические проблемы психологии. Учебно-методическое пособие / Н.С. Пряжников. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2004. – 488 с. – (Серия «Библиотека психолога»). – ISBN 5-89502-622-2 (МПСИ), ISBN 5-89395-615-Х (НПО «МОДЕК»).

15. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2004. – 479, [1] с.: ил.. – ISBN 5-271-08910-Х (ООО «Издательство Астрель»), ISBN 5-17-023838-Х (ООО «Издательство АСТ»), ISBN 5-9578-0256-5 (ООО «Транзиткнига»).

16. Ратанова, Т.А. Субъективное шкалирование и объективные физиологические реакции человека / Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР / Т.А. Ратанова. – М.: Педагогика, 1990. – 216 с. – ISBN 5-7155-0212-8.

17. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»). – ISBN 5-314-00016-4.

18. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: ООО «Речь», 2003. – 350 с.: ил. – ISBN 5-9268-0010-2.

19. Шошин, П.Б. Общий практикум по психологии. Психологические измерения. Часть I / П.Б. Шошин; Под общей ред. М.Б. Михалевской: Для студентов фак. психологии гос. ун-тов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. – 56 с. – ISBN 5-211-01396-4.

20. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – М.: Добросвет, 2001. – 596 с. – ISBN 5-7913-0036-0.

 

Приложение к лабораторной работе № 2

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.015 с.)