Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты направленного ассоциативного эксперимента

Поиск
Вербальные стимулы Ответы испытуемого Адекватные реакции Семантические парафазии Неадекватные реакции
. . .        
Общее количество        

Обработка результатов: необходимо подсчитать количество правильных ответов испытуемого.

Анализ результатов. При хорошем или удовлетворительном знании языка и активном использовании его внутренних структурных связей испытуемые покажут высокие результаты по колонке адекватных реакций (до 100%). Достаточно хорошими для диагностики будут и показатели по третьей колонке семантических парафазий, но всё же желательно более точно выполнять инструкцию экспериментатора. В данную колонку попадают те ответы испытуемых, которые не соответствуют инструкции вообще. Направленный ассоциативный тест, таким образом, проверяет не только знание языка, но и умение логически мыслить, соотносить различные типы связей, дифференцировать различные индивидуальные особенности.

Правильные ответы – антонимы: 1 – доброта, 2 – слуга, раб, 3 – проворливость, ловкость, прыть, 4 – почёт, слава, честь, 5 – партнёр, коллега, единомышленник, 6 – белый, 7 – стоять, 8 – уродливый, безобразный, некрасивый, 9 – пашня, пахотная земля, обработанная земля, 10 – мизантропия, 11 – плач, 12 – оборона, защита, 13 – тишь, покой, 14 – веселье, 15 – радость, 16 – основание, подошва, 17 – яркий, 18 – ненавидеть, 19 – море, вода, 20 – невежество, 21 – мужчина, 22 – старик, 23 – потеря, 24 – отчаяние, 25 – зной, жара, 26 – отдых, безделье, 27 – шершавый, 28 – отдать, 29 – брань, ругань, критика, 30 – аллегро, престо, скерцо.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 19

 

Тема: Цепной ассоциативный эксперимент.

Вводные замечания: См. вводные замечания к лабораторной работе № 11.Под цепной ассоциацией понимают неуправляемое, спонтанное протекание процесса воспроизведения содержания сознания и подсознания субъекта, так называемый «поток подсознания».

Цель: Исследование свободных ассоциаций по методике цепного ассоциативного эксперимента.

Оборудование и материалы: листы бумаги, секундомер.

Ход работы: Работа выполняется в парах: экспериментатор и испытуемый. Испытуемые занимают удобную позицию и по указанию экспериментатора приступают к выполнению задания.

С каждым испытуемым проводится по четыре опыта продолжительностью одну минуту каждый.

Между опытами необходимо делать перерыв по 15 минут.

Инструкция испытуемым: «В течение одной минуты записывайте любые слова, приходящие вам в голов. Не перечисляёте предметы, находящиеся в поле вашего зрения, и не вспоминайте ранее заученные ряды слов. Начали!». Желательно повторить эксперимент несколько раз для сравнения полученных результатов.

 

Протокол исследования

Результаты исследования цепного ассоциативного эксперимента

 

Номер опыта Длина цепочки Количество гнёзд Размер гнезда Названия гнёзд
1. 2. 3. 4.        
Всего, средний        

 

Обработка и регистрация данных.

1. Определить длину ассоциативного ряда, для чего подсчитать количество слов записанных за 1 минуту. Результаты представить в виде таблицы.

2. Определить структуру ассоциативного ряда, для чего подсчитать сначала число семантических гнёзд с помощью логической соотнесённости рядом расположенных слов между собой.

3. Определить средний размер семантических гнёзд, разделив количество слов по всей цепочке на количество гнёзд.

4. Дать название самым крупным семантическим гнёздам.

5. Определить средний размер ассоциативной цепочки при нескольких экспериментах, среднее количество семантических гнёзд, их средний размер и наиболее частые названия.

При анализе экспериментальных данных необходимо обратить внимание на количество воспроизведенных слов в минуту.

Многочисленные эксперименты показали, что для здорового активного, хорошо знающего язык, средняя длина ассоциативной цепочки за минуту составляет 19-21 слово. При заниженных показателях, например 10 слов в минуту, можно предполагать заторможенность речемыслительных процессов. Повышенные показатели (35-40 слов в минуту) свидетельствуют о чрезмерной подвижности речемыслительных процессов.

Оценивая структуру ассоциативного ряда, следует обратить внимание на то, что нормой считается образование 3-4 гнёзд за 1 минуту со средним размером гнезда в 5-6 слов в гнезде. Увеличение количества гнёзд и уменьшение количества слов в гнезде, как и обратный процесс, отражают динамические особенности речемыслительной деятельности, связанные с возбуждением или торможением и направленностью подсознательных и осознанных процессов.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 20

 

Тема: Оценка свойств слухового внимания с помощью методики «Перепутанные инструкции».

Вводные замечания: Слуховое внимание – самый ценный и в то же время наиболее уязвимый компонент аудирования. Различные аспекты внимания – объем, устойчивость, переключаемость, интерферируемость – в конечном итоге проявляются в интегральном результате эффективного аудирования.

Цель: Изучить свойства слухового внимания по результатам правильности выполнения инструкций.

Оборудование и материалы: листы бумаги, карандаш, секундомер.

Ход работы: Работу проводит преподаватель. Студенты выступают в качестве испытуемых.Задачей испытуемых является внимательное прослушивание словесной инструкции и выполнение на её основе соответствующих действий.

Список словесных инструкций

 

1. Если буква Ф появилась хоть раз перед этой запятой, то зачеркните её, в противном случае зачеркните её в слове ФЕЯ.

2. Если слово «слово» не включено в словотворчество, то нарисуёте волнистую линию, в противном случае нарисуйте крест.

3. Если А номер 1 в алфавите, то напишите здесь сумму номеров Г и Д.

4. Не пишите здесь слово «макроэкономика», если оно не содержит всех гласных букв, а напишите тогда первые четыре согласные буквы алфавита.

5. Обведите слово «фея» кругом, если неправда то, что круг не похож ни на какую букву алфавита.

6. Если вы не согласны с тем, что утверждение «не В – третья буква алфавита» ложно, то не рисуйте квадрат здесь.

7. Сосчитайте от 10 до 5 и запишите здесь счёт в обратном порядке.

8. Если летучая мышь – птица, а не животное, то не рисуйте здесь мяч.

9. Если самая длина река в России не Волга, напишите здесь слово «Нева», в противном случае напишите здесь слово «болото».

10. Нарисуйте линию сверху второго слова в этом предложении.

Обработка результатов: необходимо подсчитать количество правильных ответов, т.е. правильно выполненных инструкций, у каждого из испытуемых (в баллах). Учесть, что максимальное количество набранных баллов равно 10.

Далее необходимо рассчитать среднюю арифметическую величину по группе (М) и среднее квадратическое отклонение (σ) по следующим формулам.

 

 

Обработанные результаты представляются в соответствии со значениями средней арифметической величины и среднего квадратического отклонения.

Интерпретация результатов. При сумме в 5 и более баллов результаты считаются удовлетворительными, сумма менее 5 баллов или отказ от выполнения задания вообще расцениваются как неудовлетворительные, свидетельствующие о недостатках слухового внимания.

Проанализировать результаты испытуемых в группе на основе средней арифметической величины и среднего квадратического отклонения. Сопоставить показатели каждого испытуемого со средне групповыми нормами и сделать выводы об индивидуальных особенностях испытуемых.

Правильные ответы.

1) Буква «Ф» в первой строчке зачёркнута.

2) Нарисован крест.

3) 9.

4) Б, В, Г, Д.

5) Слово «Фея» обведено кругом.

6) Должен быть нарисован квадрат.

7) 5, 6, 7, 8, 9, 10.

8) Нарисован мяч.

9) Должно быть написано «болото».

10) Нарисована линия сверху второго слова «линию».

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 21



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.231.160 (0.006 с.)