Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обработка и анализ результатов.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проанализировав результаты опыта, испытуемые отвечают на вопрос, влияют ли чувства на запоминание или нет. Если влияют, то как. Делается вывод о том, подтверждается или нет, что, как правило, наиболее верно и в большем количестве воспроизводятся слова, связанные с чувством приятного, т.е. со знаком (+), в наименьшей степени – безразличные слова, т.е. со знаком (0). Проводится сравнительный анализ результатов испытуемых в группе. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 11 Тема: Внимание. Исследование избирательности внимания. Вводные замечания: Внимание – это психологическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действии, предмете, процессе, явлении), который становится осознаваемым и концентрирует на себе психологические и физические усилия человека в течение определенного периода времени. Внимание само по себе не является познавательным процессом, но характеризует условия протекания любого познавательного процесса. Функции внимания: 1) внимание активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы; 2) способствует целенаправленному, организованному отбору поступающей информации; 3) обеспечивает длительную сосредоточенность активности на одном и том же объекте. Характеристики внимания: первичные (связаны с объемом, интенсивностью, устойчивостью внимания); вторичные (колебания, переключение внимания). Внимание обеспечивает направленность, сосредоточенность, контроль и регуляцию деятельности. Виды внимания: непроизвольное (зависит от особенностей раздражителя (новизна, интенсивность), от значимости раздражителя для человека, от влияния интереса, влияния прежнего опыта, ожидания впечатлений); произвольное (управляется сознательной целью и связано с волей человека, характеризуется целенаправленностью, организованностью, повышенной устойчивостью); послепроизвольное (возникает сначала с усилием воли для реализации цели, затем поддерживается интересом, а не волевыми усилиями); динамическое внимание характеризуется малой интенсивностью в начале работы и повышается интенсивность только с помощью больших усилий; статическое внимание легко возникает в начале работы и сохраняется на протяжении всего времени выполнения. Свойства внимания: концентрация (способность человека сосредоточиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того, что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи); избирательность (сосредоточение на наиболее важных предметах); распределение (возможность человека иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов или же выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновременных операций); объем (характеризуется количеством объектов или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости в один момент); интенсивность (характеризуется относительно большей затратой нервной энергии на выполнение данного вида деятельности, в связи с чем участвующие в этой деятельности психические процессы протекают с большей ясностью, четкостью и быстротой); устойчивость (способность задерживаться на восприятии данного объекта). Отвлекаемость – следствие отсутствия волевого усилия и интереса к объекту или деятельности. Рассеянностьюназывается неспособность человека сосредоточиться на чем-либо в течение длительного времени. Цель: Определить уровень избирательности внимания. Оборудование и материалы: тестовый бланк (см. Приложение к лабораторной работе № 11), секундомер, карандаш. Ход работы: Исследование проводится в парах, состоящих из экспериментатора и испытуемого. Экспериментатор читает испытуемому инструкцию, предъявляет текстовый бланк и фиксирует время выполнения задания. Инструкция: «Вам будет дан текст с напечатанными в нем построчно буквами и словами. Отыщите и подчеркните в нем слова. Старайтесь не пропустить ни одного слова и работайте быстро, так как время фиксируется. Если все понятно и нет вопросов, тогда «Начали!» Обработка и анализ результатов: Показателями избирательности внимания в этом исследовании являются время выполнения задания и количество ошибок и пропусков при отыскании и подчеркивании слов. Всего в данном тексте 25 слов: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, трон, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, плавание, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, психиатрия. Результаты оцениваются при помощи шкалы оценок, в которой баллы начисляются в зависимости от затраченного на поиск слов времени. За каждое пропущенное слово снижается по одному баллу. Баллы дают возможность установить абсолютные величины качественных оценок уровня избирательности внимания. В случаях, когда у испытуемого от 0 до 3 баллов, то важно по самоотчету и наблюдению за ходом опыта выяснить причину слабой избирательности (состояния сильного эмоционального переживания, внешние помехи, приведшие к фрустрации испытуемого, скрытое нежелание тестироваться и др.). Таблица обработки результатов
В большинства случаев имеется связь пропущенных и найденных слов с индивидуальным опытом и деятельностью тестируемого. Избирательность внимания поддается тренировке. Можно предложить упражнения, подобные данному тесту, для ее улучшения. Очень высокий уровень избирательности внимания – это свидетельство феноменальной психической активности человека. Делается вывод об уровне избирательности внимания испытуемого.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 12 Тема: Внимание. Исследование концентрации внимания. Вводные замечания: См. вводные замечания к лабораторной работе № 11. Цель: Определить концентрацию внимания при наличии помех у испытуемых в группе. Оборудование и материалы: бланк «Путаные линии» (см. Приложение к лабораторной работе № 12) и секундомер. Ход работы: Исследование проводится в парах, состоящих из экспериментатора и испытуемого. Испытуемым даются бланки и инструкция: «На бланке Вы видите 25 перепутанных линий. Вам необходимо проследить каждую линию слева направо и определить, где она заканчивается. Начинаются линии слева, заканчиваются обязательно справа. Выполнять задание следует только путем зрительного контроля, нельзя вести линии карандашом или пальцем. К заданию приступайте по команде экспериментатора. Время работы 6 минут. Кроме того, по сигналу «Черта!» Вам нужно поставить горизонтальную черту под номером, над которым Вас застал сигнал, а затем продолжить выполнение работы до следующего сигнала. И так далее до конца бланка». В ходе опыта экспериментатор фиксирует, произнося слово «Черта!», минутные промежутки времени. На 2-ой, 4-ой, 6-ой минуте экспериментатор, не предупреждая испытуемого, вводит помехи, называя вслух в течение 30 секунд какие-либо числа. Результаты испытуемых заносятся в протокол исследования (форма протокола произвольная). Обработка результатов: 1. Результатыиспытуемых сверяются с программным бланком экспериментатора. 2. У каждого испытуемого в группе подсчитывается количество правильных и неправильных ответов для каждого временного промежутка. 3. У каждого испытуемого в группе для каждого временного промежутка подсчитывается коэффициент точности выполнения задания по формуле: где N – общее количество обнаруженных стимулов; р – количество пропущенных стимулов; r – количество неправильно обнаруженных стимулов. 4. У каждого испытуемого в группе определяется коэффициент точности выполнения задания без воздействия помех (Абп), т.е. для 1-ой, 3-ей, 5-ой минут, и коэффициент точности выполнения задания на фоне помех (Ап), т.е. для 2-ой, 4-ой, 6-ой минут. 5. У каждого испытуемого в группе определяется условный показатель концентрации внимания (К) по формуле: 6. Подсчитывается средняя арифметическая величина показателя концентрации внимания для данной группы испытуемых по формуле:
7. Высчитывается среднее квадратическое отклонение по формуле:
8. Обработанные результаты представляются в соответствии со значениями средней арифметической величины и среднего квадратического отклонения показателя концентрации внимания. Проанализировать результаты испытуемых в группе на основе средней арифметической величины и среднего квадратического отклонения показателя концентрации внимания. Сделать выводы о влиянии помех на концентрацию внимания. Сопоставить показатели концентрации внимания каждого испытуемого со средне групповыми нормами и сделать выводы об индивидуальных особенностях испытуемых.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 13 Тема: Внимание. Исследование устойчивости внимания. Вводные замечания: См. вводные замечания к лабораторной работе № 11. Цель: Определить устойчивость внимания при помощи метода корректурной пробы. Оборудование и материалы: буквенный вариант бланка корректурной пробы (см. Приложение к лабораторной работе № 13) и секундомер. Ход работы: Работа проводится в группах (минимум по 3 человека: один – экспериментатор, остальные – испытуемые). В эксперименте участвует не менее 2-х испытуемых. Испытуемым даются бланки корректурной пробы и инструкция: «По моей команде вы должны вычеркнуть в бланке буквы «В», «О», «Е». По команде: «Черта!» Вам нужно поставить вертикальную черту там, где остановились и продолжать работу дальше». Эксперимент длится 5 минут. Фиксируются 30-секундные промежутки времени. Обработка результатов: 1. Подсчитывается число просмотренных строк (S) и число пропущенных строк (t). 2. Подсчитывается число пропущенных букв (m), число ошибочно вычеркнутых букв (W). 3. Вычисляется показатель качества по формуле:
Результаты заносятся в протокол исследования. Протокол исследования
4. На основании полученных результатов строятся гистограммы: · Распределение продуктивности работы (S) во времени (5 минут); · Распределение количества ошибок (W) во времени; · Распределение качества работы (Q) во времени; · Распределение количества ошибок вдоль строки (для этого необходимо разбить буквы в бланке на 8 столбцов и подсчитать количество ошибок в каждом столбце). Графически изобразив полученные результаты, можно проанализировать: распределение продуктивности и качества работы во времени, количества ошибок во времени, распределение количества ошибок вдоль строки, сравнив результаты нескольких испытуемых между собой. Выводы делаются об уровне продуктивности, сосредоточенности и устойчивости внимания у испытуемых. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 14 Тема: Исследование влияния прошлого опыта на способ решения задач. Вводные замечания: Экспериментально психологические исследования показали, что прошлый опыт играет не только положительную роль в мышлении, обеспечивая субъектов уже знакомыми им правилами решения и способами анализа, но может оказаться и тормозом на пути решения новых задач, создавая новую консервативную нерациональную основу. В своё время гештальтпсихолог М. Вертгеймер полагал даже, что прошлый опыт отрицательно влияет на творческое продуктивное мышление, которое и может расцениваться как истинное мышление. Особенно это касается детей. Дело в том, что в определённых условиях, а именно когда человек в процессе обучения и практической деятельности усваивает лишь ограниченное число способов решения различных по сложности задач, у него можно обнаружить очень нежелательное качество мышления – ригидность. Под ригидностью понимается затруднённость переключения мышления на новые способы и правила, как бы «вязкость» мышления вплоть до полной неспособности субъекта изменить выработанную ранее программу действия. Из трёх видов ригидности – когнитивной (познавательной), аффективной (эмоциональной) и мотивационной – для исследования мышления особое значение имеет когнитивная ригидность. Эксперимент с помощью методики, которая была предложена А. Лачинсом для выявления ригидности мыслительных процессов, состоит в сравнении результатов решения однотипных задач двумя группами испытуемых. Задачи на переливание воды разными по ёмкости сосудами подобраны так, что часть из них может быть решена только одним способом, а часть – двумя: предыдущим и другим, более рациональным. Цель: Исследовать влияние прошлого опыта на способ решения задач с помощью методики Лачинса. Оснащение и материалы: два бланка с десятью арифметическими задачами на каждом (задачи в бланках одни и те же, но последовательность их перечисления разная) (см. Приложение к лабораторной работе № 14). Ход работы: опыт проводит преподаватель. Студенты делятся на две равночисленные группы: одной – экспериментальной – выдают бланк 1, второй – контрольной – бланк 2. Важнейшим условием проведения эксперимента является независимое, индивидуальное и последовательное решение всеми членами обеих групп предъявленных задач. Все вычисления каждый испытуемый записывает на бланке с задачами или в своей тетради. Инструкция: «На вашем бланке имеется 10 задач, для решения которых вам необходимо выполнить элементарные арифметические действия. В своей тетради записывайте последовательность арифметических действий, использованных вами для решения каждой задачи. Время решения не ограничено. Решайте задачи последовательно от 1-й до 10-ой. Задачи нужно решать самостоятельно, подсматривать, списывать или консультироваться друг у друга запрещается». Обработка результатов. 1. Каждый испытуемый у себя проставляет число рациональных и нерациональных решений всех задач. По условию опыта задачи 1 – 5 имеют только одно решение, т.е. их решение всегда рационально. Критерием же рациональности решения задач 6 – 10 является использование минимального числа арифметических действий – двух, одного или никакого, т.е. немедленно следует ответ. 2. Подсчитать, сколько испытуемых пользовалось нерациональным способом решения отдельно в экспериментальной и контрольной группах. Полученный результат записать в групповой протокол. 3. При соблюдении процедурных особенностей проведения опыта в ходе анализа его результатов в большинстве случаев удаётся показать, что у испытуемых экспериментальной группы под влиянием усвоенного способа решения задач 1 – 5 с обязательным использованием всех трёх сосудов вырабатывается стереотип, и они оказываются нечувствительными к изменению условий задач 6 – 10. У Лачинса большинство испытуемых (около 80%) совершают перенос на тестовые задачи тех процедур, которые использовались при решении пяти предыдущих. В результате эти испытуемые не находят новых, рациональных способов решения, в чём и проявляется познавательная ригидность мыслительных процессов.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 15
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.203 (0.009 с.) |