Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обработка и анализ результатов.

Поиск

Проанализировав результаты опыта, испытуемые отвечают на вопрос, влияют ли чувства на запоминание или нет. Если влияют, то как.

Делается вывод о том, подтверждается или нет, что, как правило, наиболее верно и в большем количестве воспроизводятся слова, связанные с чувством приятного, т.е. со знаком (+), в наименьшей степени – безразличные слова, т.е. со знаком (0).

Проводится сравнительный анализ результатов испытуемых в группе.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 11

Тема: Внимание. Исследование избирательности внимания.

Вводные замечания: Внимание – это психологическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действии, предмете, процессе, явлении), который становится осознаваемым и концентрирует на себе психологические и физические усилия человека в течение определенного периода времени. Внимание само по себе не является познавательным процессом, но характеризует условия протекания любого познавательного процесса.

Функции внимания: 1) внимание активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы; 2) способствует целенаправленному, организованному отбору поступающей информации; 3) обеспечивает длительную сосредоточенность активности на одном и том же объекте.

Характеристики внимания: первичные (связаны с объемом, интенсивностью, устойчивостью внимания); вторичные (колебания, переключение внимания). Внимание обеспечивает направленность, сосредоточенность, контроль и регуляцию деятельности.

Виды внимания: непроизвольное (зависит от особенностей раздражителя (новизна, интенсивность), от значимости раздражителя для человека, от влияния интереса, влияния прежнего опыта, ожидания впечатлений); произвольное (управляется сознательной целью и связано с волей человека, характеризуется целенаправленностью, организованностью, повышенной устойчивостью); послепроизвольное (возникает сначала с усилием воли для реализации цели, затем поддерживается интересом, а не волевыми усилиями); динамическое внимание характеризуется малой интенсивностью в начале работы и повышается интенсивность только с помощью больших усилий; статическое внимание легко возникает в начале работы и сохраняется на протяжении всего времени выполнения.

Свойства внимания: концентрация (способность человека сосредоточиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того, что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи); избирательность (сосредоточение на наиболее важных предметах); распределение (возможность человека иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов или же выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновременных операций); объем (характеризуется количеством объектов или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости в один момент); интенсивность (характеризуется относительно большей затратой нервной энергии на выполнение данного вида деятельности, в связи с чем участвующие в этой деятельности психические процессы протекают с большей ясностью, четкостью и быстротой); устойчивость (способность задерживаться на восприятии данного объекта).

Отвлекаемость – следствие отсутствия волевого усилия и интереса к объекту или деятельности.

Рассеянностьюназывается неспособность человека сосредоточиться на чем-либо в течение длительного времени.

Цель: Определить уровень избирательности внимания.

Оборудование и материалы: тестовый бланк (см. Приложение к лабораторной работе № 11), секундомер, карандаш.

Ход работы: Исследование проводится в парах, состоящих из экспериментатора и испытуемого. Экспериментатор читает испытуемому инструкцию, предъявляет текстовый бланк и фиксирует время выполнения задания. Инструкция: «Вам будет дан текст с напечатанными в нем построчно буквами и словами. Отыщите и подчеркните в нем слова. Старайтесь не пропустить ни одного слова и работайте быстро, так как время фиксируется. Если все понятно и нет вопросов, тогда «Начали!»

Обработка и анализ результатов: Показателями избирательности внимания в этом исследовании являются время выполнения задания и количество ошибок и пропусков при отыскании и подчеркивании слов.

Всего в данном тексте 25 слов: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, трон, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, плавание, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, психиатрия.

Результаты оцениваются при помощи шкалы оценок, в которой баллы начисляются в зависимости от затраченного на поиск слов времени. За каждое пропущенное слово снижается по одному баллу. Баллы дают возможность установить абсолютные величины качественных оценок уровня избирательности внимания. В случаях, когда у испытуемого от 0 до 3 баллов, то важно по самоотчету и наблюдению за ходом опыта выяснить причину слабой избирательности (состояния сильного эмоционального переживания, внешние помехи, приведшие к фрустрации испытуемого, скрытое нежелание тестироваться и др.).

Таблица обработки результатов

Время (в с) Балл Уровень избирательности внимания
250 и более   I низкий
240-249   I низкий
230-239   I низкий
220-229   I низкий
210-219   I низкий
200-209   I низкий
190-199   I низкий
180-189   II средний
170-179   II средний
160-169   II средний
150-159   II средний
140-149   II средний
130-139   II средний
120-129   II средний
110-119   III высокий
100-109   III высокий
90-99   III высокий
80-89   III высокий
70-79   III высокий
60-69   III высокий
Менее 60   Iv очень высокий

В большинства случаев имеется связь пропущенных и найденных слов с индивидуальным опытом и деятельностью тестируемого.

Избирательность внимания поддается тренировке. Можно предложить упражнения, подобные данному тесту, для ее улучшения.

Очень высокий уровень избирательности внимания – это свидетельство феноменальной психической активности человека.

Делается вывод об уровне избирательности внимания испытуемого.

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 12

Тема: Внимание. Исследование концентрации внимания.

Вводные замечания: См. вводные замечания к лабораторной работе № 11.

Цель: Определить концентрацию внимания при наличии помех у испытуемых в группе.

Оборудование и материалы: бланк «Путаные линии» (см. Приложение к лабораторной работе № 12) и секундомер.

Ход работы: Исследование проводится в парах, состоящих из экспериментатора и испытуемого.

Испытуемым даются бланки и инструкция: «На бланке Вы видите 25 перепутанных линий. Вам необходимо проследить каждую линию слева направо и определить, где она заканчивается. Начинаются линии слева, заканчиваются обязательно справа. Выполнять задание следует только путем зрительного контроля, нельзя вести линии карандашом или пальцем. К заданию приступайте по команде экспериментатора. Время работы 6 минут. Кроме того, по сигналу «Черта!» Вам нужно поставить горизонтальную черту под номером, над которым Вас застал сигнал, а затем продолжить выполнение работы до следующего сигнала. И так далее до конца бланка». В ходе опыта экспериментатор фиксирует, произнося слово «Черта!», минутные промежутки времени. На 2-ой, 4-ой, 6-ой минуте экспериментатор, не предупреждая испытуемого, вводит помехи, называя вслух в течение 30 секунд какие-либо числа.

Результаты испытуемых заносятся в протокол исследования (форма протокола произвольная).

Обработка результатов:

1. Результатыиспытуемых сверяются с программным бланком экспериментатора.

2. У каждого испытуемого в группе подсчитывается количество правильных и неправильных ответов для каждого временного промежутка.

3. У каждого испытуемого в группе для каждого временного промежутка подсчитывается коэффициент точности выполнения задания по формуле:

где N – общее количество обнаруженных стимулов; р – количество пропущенных стимулов; r – количество неправильно обнаруженных стимулов.

4. У каждого испытуемого в группе определяется коэффициент точности выполнения задания без воздействия помех (Абп), т.е. для 1-ой, 3-ей, 5-ой минут, и коэффициент точности выполнения задания на фоне помех (Ап), т.е. для 2-ой, 4-ой, 6-ой минут.

5. У каждого испытуемого в группе определяется условный показатель концентрации внимания (К) по формуле:

6. Подсчитывается средняя арифметическая величина показателя концентрации внимания для данной группы испытуемых по формуле:

 

7. Высчитывается среднее квадратическое отклонение по формуле:

 

8. Обработанные результаты представляются в соответствии со значениями средней арифметической величины и среднего квадратического отклонения показателя концентрации внимания.

Проанализировать результаты испытуемых в группе на основе средней арифметической величины и среднего квадратического отклонения показателя концентрации внимания. Сделать выводы о влиянии помех на концентрацию внимания. Сопоставить показатели концентрации внимания каждого испытуемого со средне групповыми нормами и сделать выводы об индивидуальных особенностях испытуемых.

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 13

Тема: Внимание. Исследование устойчивости внимания.

Вводные замечания: См. вводные замечания к лабораторной работе № 11.

Цель: Определить устойчивость внимания при помощи метода корректурной пробы.

Оборудование и материалы: буквенный вариант бланка корректурной пробы (см. Приложение к лабораторной работе № 13) и секундомер.

Ход работы: Работа проводится в группах (минимум по 3 человека: один – экспериментатор, остальные – испытуемые). В эксперименте участвует не менее 2-х испытуемых.

Испытуемым даются бланки корректурной пробы и инструкция: «По моей команде вы должны вычеркнуть в бланке буквы «В», «О», «Е». По команде: «Черта!» Вам нужно поставить вертикальную черту там, где остановились и продолжать работу дальше».

Эксперимент длится 5 минут. Фиксируются 30-секундные промежутки времени.

Обработка результатов:

1. Подсчитывается число просмотренных строк (S) и число пропущенных строк (t).

2. Подсчитывается число пропущенных букв (m), число ошибочно вычеркнутых букв (W).

3. Вычисляется показатель качества по формуле:

 

Результаты заносятся в протокол исследования.

Протокол исследования

Временной промежуток S t m W Q
Первые 30 секунд Вторые 30 секунд Третьи 30 секунд . . . Десятые 30 секунд          
Первые 2,5 минуты Вторые 2,5 минуты          
5 минут          

 

4. На основании полученных результатов строятся гистограммы:

· Распределение продуктивности работы (S) во времени (5 минут);

· Распределение количества ошибок (W) во времени;

· Распределение качества работы (Q) во времени;

· Распределение количества ошибок вдоль строки (для этого необходимо разбить буквы в бланке на 8 столбцов и подсчитать количество ошибок в каждом столбце).

Графически изобразив полученные результаты, можно проанализировать: распределение продуктивности и качества работы во времени, количества ошибок во времени, распределение количества ошибок вдоль строки, сравнив результаты нескольких испытуемых между собой.

Выводы делаются об уровне продуктивности, сосредоточенности и устойчивости внимания у испытуемых.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 14

Тема: Исследование влияния прошлого опыта на способ решения задач.

Вводные замечания: Экспериментально психологические исследования показали, что прошлый опыт играет не только положительную роль в мышлении, обеспечивая субъектов уже знакомыми им правилами решения и способами анализа, но может оказаться и тормозом на пути решения новых задач, создавая новую консервативную нерациональную основу.

В своё время гештальтпсихолог М. Вертгеймер полагал даже, что прошлый опыт отрицательно влияет на творческое продуктивное мышление, которое и может расцениваться как истинное мышление. Особенно это касается детей. Дело в том, что в определённых условиях, а именно когда человек в процессе обучения и практической деятельности усваивает лишь ограниченное число способов решения различных по сложности задач, у него можно обнаружить очень нежелательное качество мышления – ригидность.

Под ригидностью понимается затруднённость переключения мышления на новые способы и правила, как бы «вязкость» мышления вплоть до полной неспособности субъекта изменить выработанную ранее программу действия. Из трёх видов ригидности – когнитивной (познавательной), аффективной (эмоциональной) и мотивационной – для исследования мышления особое значение имеет когнитивная ригидность.

Эксперимент с помощью методики, которая была предложена А. Лачинсом для выявления ригидности мыслительных процессов, состоит в сравнении результатов решения однотипных задач двумя группами испытуемых. Задачи на переливание воды разными по ёмкости сосудами подобраны так, что часть из них может быть решена только одним способом, а часть – двумя: предыдущим и другим, более рациональным.

Цель: Исследовать влияние прошлого опыта на способ решения задач с помощью методики Лачинса.

Оснащение и материалы: два бланка с десятью арифметическими задачами на каждом (задачи в бланках одни и те же, но последовательность их перечисления разная) (см. Приложение к лабораторной работе № 14).

Ход работы: опыт проводит преподаватель. Студенты делятся на две равночисленные группы: одной – экспериментальной – выдают бланк 1, второй – контрольной – бланк 2.

Важнейшим условием проведения эксперимента является независимое, индивидуальное и последовательное решение всеми членами обеих групп предъявленных задач. Все вычисления каждый испытуемый записывает на бланке с задачами или в своей тетради.

Инструкция: «На вашем бланке имеется 10 задач, для решения которых вам необходимо выполнить элементарные арифметические действия. В своей тетради записывайте последовательность арифметических действий, использованных вами для решения каждой задачи. Время решения не ограничено. Решайте задачи последовательно от 1-й до 10-ой. Задачи нужно решать самостоятельно, подсматривать, списывать или консультироваться друг у друга запрещается».

Обработка результатов.

1. Каждый испытуемый у себя проставляет число рациональных и нерациональных решений всех задач. По условию опыта задачи 1 – 5 имеют только одно решение, т.е. их решение всегда рационально. Критерием же рациональности решения задач 6 – 10 является использование минимального числа арифметических действий – двух, одного или никакого, т.е. немедленно следует ответ.

2. Подсчитать, сколько испытуемых пользовалось нерациональным способом решения отдельно в экспериментальной и контрольной группах. Полученный результат записать в групповой протокол.

3. При соблюдении процедурных особенностей проведения опыта в ходе анализа его результатов в большинстве случаев удаётся показать, что у испытуемых экспериментальной группы под влиянием усвоенного способа решения задач 1 – 5 с обязательным использованием всех трёх сосудов вырабатывается стереотип, и они оказываются нечувствительными к изменению условий задач 6 – 10. У Лачинса большинство испытуемых (около 80%) совершают перенос на тестовые задачи тех процедур, которые использовались при решении пяти предыдущих. В результате эти испытуемые не находят новых, рациональных способов решения, в чём и проявляется познавательная ригидность мыслительных процессов.

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 15



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.203 (0.009 с.)