Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Краткая характеристика методов качественного анализа↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Н. В. Степанова
КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы по дисциплине «Аналитическая химия» для студентов специальности 240300 «Химическая технология энергонасыщенных материалов и изделий» и направлений подготовки 240700.62 «Биотехнология» и 260100 «Продукты питания из растительного сырья» всех форм обучения
Бийск Издательство Алтайского государственного технического университета им. И.И.Ползунова УДК 543. 06(075.8) Рецензент: профессор, кандидат химических наук Ю.В. Мороженко Работа подготовлена на кафедре общей химии и экспертизы товаров Степанова, Н.В. Качественный анализ: методические рекомендации по выполнению лабораторной работы по курсу «Аналитическая химия» для студентов специальности 240300 «Химическая технология энергонасыщенных материалов и изделий» и направлений подготовки 240700.62 «Биотехнология» и 260100 «Продукты питания из растительного сырья» всех форм обучения / Н.В. Степанова; Алт. гос. техн. ун-т БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2013. –25 с.
В методических рекомендациях приведены теоретические сведения по теме данной лабораторной работы. Изложена методика проведения экспериментов. Для закрепления материала предусмотрены контрольные вопросы и задачи. Работа выполнена в рамках современных требований СМК к изложению и качеству учебно-методического материала. Методические рекомендации составлены в соответствии с государственными стандартами высшего образования указанной специальности и направлений.
УДК 543. 06(075.8)
Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры общей химии и экспертизы товаров Протокол № 4 от 07.03. 2013 г
Содержание
ВВЕДЕНИЕ Изучение дисциплины «Аналитическая химия» должно способствовать решению следующих задач: - освоению студентами качественных и количественных химических методов анализа для оценки качества и идентификации органических, неорганических веществ, биологически активных веществ и лекарственных препаратов; - изучению теоретических основ методов анализа сырья, готовой продукции и объектов окружающей среды; - получению студентами прочных практических навыков в области физико-химических методов анализа, применяемых при аналитическом контроле производства заводскими лабораториями предприятий важнейших отраслей промышленности и в лабораториях НИИ. Изучение дисциплины «Аналитическая химия» должно способствовать формированию у студентов следующих профессиональных компетенций по видам деятельности: Направление подготовки 240700.62 «Биотехнология» - стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, приобретать новые знания в области техники и технологии, математики, естественных, гуманитарных, социальных и экономических наук (ОК-7); - быть способным и готовым использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-1); - использовать знания о современной физической картине мира, пространственно-временных закономерностях, строении вещества для понимания окружающего мира и явлений природы (ПК-2); - уметь работать с научно-технической информацией, уметь использовать отечественный и зарубежный опыт в профессиональной деятельности, систематизировать и обобщать информацию по использованию ресурсов производства (ПК-6); - владеть планированием эксперимента, обработкой и анализом полученных результатов (ПК-8). Направление подготовки 260100 «Продукты питания из растительного сырья» - использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10); - обладать способностью определять и анализировать свойства сырья и полуфабрикатов, влияющие на оптимизацию технологического процесса и качест
во готовой продукции, ресурсосбережение, эффективность и надежность процессов производства (ПК-4). Специализация 240301 «Химическая технология органических соединений азота», 24030 «Химическая технология полимерных композиций, порохов и твердых ракетных топлви» и 240305.65 «Автоматизированное производство химических предприятий» - обладать пониманием экологических и технологических последствий своей профессиональной деятельности, роли охраны окружающей среды и рационального природопользования для сохранения и развития цивилизации (ОК-10); - обладать способностью применять современные методы исследования, проводить стандартные и сертифицированные испытания материалов, изделий и технологических процессов (ПК-21); - обладать способностью планировать и проводить необходимый эксперимент, корректно обрабатывать его результаты и анализировать полученные результаты (ПК-22); - обладать способностью изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследований (ПК-23).
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Основные операции качественного химического Анализа Основные операции качественного анализа связаны с проведением реакций обнаружения (идентификации) и реакций разделения (отделения) ионов. В практикуме качественного анализа обычно используют полумикрометод (при проведении систематических реакций и в ходе анализа) и микрометод (при выполнении микрокристаллоскопических и капельных реакций). Реакции можно проводить: 1) «мокрым» и «сухим» путем. Химический анализ в растворах называют анализом мокрым путем. Для растворения анализируемого вещества применяют дистиллированную воду, уксусную и минеральные кислоты, органические растворители. В некоторых случаях вещества анализируют сухим путем, без перевода их в раствор. Обычно такой анализ сводится к испытанию способности вещества окрашивать бесцветное пламя в характерный цвет или придавать определенную окраску сплаву, полученному при нагревании анализируемого вещества с другим веществом. Для проведения испытания платиновую проволоку нагревают в пламени горелки и быстро вносят в сухое анализируемое вещество или его смесь с фосфатом натрия или бурой. Вещество или смесь прилипает к проволоке, её опускают в HCl, образующаяся при этом хлористые соединения обладают большой летучестью и окрашивают бесцветное пламя в характерный для исследуемого элемента цвет; 2) микрокристаллическим методом анализа.Этот метод анализа основан на обнаружении соединений тех или иных элементов при помощи реакций, в результате которых образуются соединения, обладающие характерной формой кристаллов. Кристаллы характерной формы получают при работе с чистым веществом путем внесения капли раствора или кристалла реактива в каплю исследуемого вещества, помещенную на предметном стекле. Через некоторое время появляются кристаллы определенного цвета и формы, которые рассматривают в микроскоп;
3 ) капельным и пробирочным методом. Большое значение в аналитической химии приобрел т.н. капельный анализ. При капельном анализе проводят отдельные реакции на фарфоровых или стеклянных пластинках или на фильтровальной бумаге. При этом на пластинку или на бумагу наносят каплю испытуемого раствора и каплю реактива, вызывающего характерное цветное окрашивание или образование кристаллов. Этот метод анализа применим не всегда, тем не менее он служит хорошим средством исследования. 4) бесстружковым методом анализа. Этот метод используют для анализа черных, цветных и драгоценных металлов. Он позволяет сохранить целостный и внешний вид образцов. При бесстружковом методе анализа каплю растворителя металла наносят на поверхность образца. Образовавшийся раствор снимают с поверхности металла капилляром. Затем с полученным раствором проводят соответствующие реакции.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ Обнаружение катионов 2. 1. 2. 1 Обнаружение NH+4 Для обнаружения иона аммония используют два способа: 1) реакция со щелочью. 2–3 капли раствора или соли аммония обрабатывают несколькими каплями 2н раствора щёлочи. Выделяющийся газообразный аммиак обнаруживают по изменению цвета индикаторной бумаги или в обычной пробирке, обращая внимание на запах выделяющегося газа. Едкие щёлочи разлагают соли аммония с выделением газообразного аммиака: NH4Cl + NaOH = NH4OH + NaCl; NH4OH = NH3 ↑+ H2O;
2) Реакция с реактивом Несслера. 2–3 капли испытуемого раствора обрабатывают избытком щёлочи для осаждения окрашенных гидроксидов, мешающих наблюдению окраски осадка, образующегося в результате реакции катиона аммония с реактивом Несслера. Осадок гидроксидов отделяют от раствора центрифугированием и к центрифугату добавляют реактив Несслера. Реактив Несслера (смесь комплексной соли K2[HgJ4c KOH) образует с катионом NH4+ красно-бурый осадок:
NH4Cl +2K2[HgJ4] + 4KOH = [ O<Hg-Hg>NH2 ]J¯ +KCl +7KJ+ 3H2O. 2.1.2. 3 Обнаружение Са2+ Для обнаружения иона Са2+ используют два метода: 1) микрокристаллоскопическая реакция в виде гипса. К 1–2 каплям испытуемого раствора добавляют 1 каплю 2 М раствора H2SO4, дают постоять несколько минут, отделяют осадок от раствора. Каплю раствора переносят на предметное стекло, выпаривают до появления каемки и рассматривают кристаллы под микроскопом: CaCl2 + H2SO4 = CaSO4¯ + 2HCl;
2) окрашивание пламени: Летучие соли кальция окрашивают бесцветное пламя горелки в кирпично-красный цвет. 2.1.2.4 Обнаружение Fe2+ и Fe3+ Ионы Fе2+ и Fe3+ необходимо обнаруживать из первоначального раствора, поскольку в ходе анализа при действии ряда групповых реагентов (H2S, NaOH, H2O2 и др.) происходит изменение степени окисления ионов железа. Обнаружение Fe2+: к 1–2 каплям испытуемого раствора добавляют 1–2 капли HCl (1:1) и 1–2 капли K3[Fe(CN)6]. Образование характерного тёмно-синего осадка (турнбулевой сини) указывает на присутствие Fe2+:
3 Fe2+ + 2[Fe(CN)6]3- = Fe3[ Fe(CN)6 ]2¯;
Обнаружение Fe3+: к 1–2 каплям испытуемого раствора добавляют 1–2 капли HCl (1:1) и 1–2 капли K4 [Fe(CN)6]. Образование характерного синего осадка (берлинская лазурь) указывает на присутствие Fe3+: 4Fe3+ + 3[Fe(CN)6 ]4- = Fe4[Fe(CN)6 ]¯.
2.1.2.5 Обнаружение Co2+, Ni2+, Cr3+ Указанные катионы обладают специфическими реакциями, что позволяет обнаруживать их в отдельных порциях первоначального раствора. Обнаружение Co2 +: к 2–3 каплям испытуемого раствора добавляют раствор CH3COONa для создания рН 4–5, добавляют несколько капель раствора NH4F (или NaF) для связывания Fe3+ в комплекс, несколько капель NH4NCS и экстрагируют изоамиловым спиртом:
CoCl2 + 4NH4NCS = (NH4)2[ Co(NCS)4] + 2NH4Cl.
Тетрароданокобальтат аммония имеет сине-голубую окраску. В присутствии комплексного соединения [Co(CNS)]2- органический слой растворителя окрашивается в синий цвет. Обнаружение Ni2 + : к 1–2 каплям испытуемого раствора добавляют раствор NH4F (или NaF) для связывания Fe3+ и Cu2+, добавляют водный раствор аммиака (NH4OH) до запаха и 1–2 капли раствора диметилглиоксима (C4H8N2O2). В присутствии Ni2+ образуется характерный осадок ало-красного цвета.
NiSO4 + 2NH4OH + 2C4H8N2O2 = Ni(C4H7N2O2) ¯ + (NH4)2SO4 + 2H2О).
Обнаружение Cr3 +: к 3–4 каплям испытуемого раствора добавляют 3–4 капли 30 %-ного раствора CH3COOH, 3–4 капли раствора CH3COONa и избыток (10–12 капель) 5 %-ного раствора ЭДТА (комплексона 3). Содержимое пробирки нагревают на водяной бане. В присутствии Cr3+ появляется фиолетовая окраска комплексного соединения Cr3+ c ЭДТА. Обнаружение анионов 2. 1. 3. 1 Обнаружение сульфат - иона SO42- Для обнаружения SO42- применяют реакцию с BaCl2 (хлоридом бария). К 3–4 каплям раствора, содержащего сульфат-иона, прибавляют 2–3 капли раствора хлорида бария: Ba2+ + SO42- =ВaSO4 ¯ .
Cульфат бария обрабатывают 2М раствором HNO3 или HCl, при этом осадок не должен растворяться. 2.1.3.2 Обнаружение карбонат - иона СO32- Для обнаружения аниона CO32- применяют следующую специфическую реакцию: в пробирку помещают 5–6 капель исследуемого раствора, приливают такой же объем 2М соляной кислоты HCl. Кислоты разлагают соли угольной кислоты с выделением углекислого газа:
Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2CO3 ; H2CO3 = H2O + CO2.
Анион CO32- обнаруживают по появлению пузырьков углекислого газа. 2.1.3.3 Обнаружение хлорид - иона Cl- Обнаружение проводят в следующей последовательности: в коническую пробирку к 2–3 каплям исследуемого раствора прибавляют 1–2 капли раствора нитрата серебра. Образование белого творожистого осадка свидетельствует о присутствии ионов Cl-:
Ag+ + Cl- = AgCl¯
2.1.3.4 Обнаружение нитрат-аниона NO3- Для открытия нитрат-аниона NO3- используют следующую реакцию: на чистое и сухое стекло помещают 4–5 капель раствора дифениламина (С6Н5NH С6Н5) в концентрированной серной кислоте. Вносят туда же каплю испытуемого раствора и перемешивают. В присутствии аниона NO3- появляется интенсивно синяя окраска, обусловленная образованием солей дифенилбензидина. 2.1.3.5 Обнаружение ацетат-анионов СH3COO- Cерная кислота, взаимодействуя с ацетатами, вытесняет из них свободную уксусную кислоту, которая, улетучиваясь при нагревании, придает раствору специфический запах уксуса. В пробирку помещают 5–6 капель исследуемого раствора и добавляют 2 капли концентрированной серной кислоты, осторожно нагревают. Уксусную кислоту обнаруживают по запаху: 2CH3COOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2CH3COOH.
Результаты определения катионов и анионов в анализируемом объекте заносят в лабораторный журнал и таблицу 3.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Сформулируйте задачи качественного и количественного анализа. 2. Какими методами и способами можно проводить качественный анализ? 3. В чем заключается сущность дробного и систематического анализа? 4. Какие массы и объёмы анализируемых веществ соответствуют макро-, микро- и полумикроанализу? 5. В чём заключается суть «сухого метода анализа»? 6. На чем основана кислотно-основная классификация катионов? 7. Какие группы анионов Вы знаете? На чём основана их классификация? 8.С помощью каких уравнений химической реакции анализировали неизвестный образец? 9. Какова методика проведения лабораторной работы? 10. Как можно открыть анион СO32- в присутствии SO32- и PO43-? Напишите уравнения реакций.
ЗАДАЧИ
Примеры решения задач Задача 1 Вычислите: а) массовую долю в ω %; б) молярную (См); в) нормальную (СN); г) моляльную (Сm) концентрации раствора Н3РО4, полученного при растворении 18 г кислоты в 282 см3 воды, если плотность его 1,031 г/см3. Чему равен титр (Т) этого раствора?
300 — 18 100 — ω (%) ω (%)= 100.18/300=6 %; б) мольно-объемная концентрация, или молярная концентрация, показывает число молей растворенного вещества, содержащихся в 1 л раствора. Масса 1 л раствора V∙ρ = 1000 ∙ 1,031 =1031 г. Составляем пропорцию: 300 — 18 1031 — Х х= 1031.18/300=61,86 г.
Молярность раствора получим делением числа граммов Н3РО4 в 1 л раствора на молекулярную массу Н3РО4: См= 61,86/97,99 = 0,63 М;
в) нормальная концентрация, или нормальность, показывает число моль-эквивалентов растворенного вещества, содержащихся в 1 л раствора. Так как 1 г-экв Н3РО4 = М/3=97,99/3 = 32,66 г, то СN = 61,86/32,66=1,89н; г) мольно-весовая концентрация, или моляльность, показывает число грамм-молекул растворенного вещества, содержащихся в 1000 г растворителя. Массу Н3РО4 в 1000 г растворителя находим из соотношения: 282 — 18 1000 — Х Х=1000.18/282 = 68,83. Отсюда Сm = 63,83/97,99 = 0,65 м; д) титром раствора называется количество граммов растворенного вещества в 1 см3 (мл) раствора. Так как в 1 л раствора содержится 61,86 г кислоты, то Т = 61,86/1000 = 0,06186 г/см3. Зная нормальность раствора и молярную массу эквивалента растворенного вещества, титр легко найти по формуле
Т = Сн. Мэ(х) /1000.
Ответ: ω (%)= 6%, См=0,63 М; Сm = 0,65 м, Т = 0,06186 г/см3. Задача 2 На нейтрализацию 50 см3 раствора кислоты израсходовано 25 см3 6,5 н. раствора щелочи. Чему равна нормальность кислоты?
V1/ V2= СN2/ СN1, или V1. CN1= V2.СN2; 50.СN1 = 25.0,5, откуда СN1 =25.0,5/50= 0,25 н. Ответ: СN1 = 0,25 н. Задача 3 К 1 л 10 %-ного раствора КОН (ρ1 = 1,092 г/см3) прибавили 0,5 л 5 %-ного раствора КОН (ρ2 = 1,045 г/см3). Объем смеси довели до 2 л. Вычисляем молярную концентрацию полученного раствора.
Масса 0,5 л 5 %-ного раствора 1045.0,5 = 522,5 г. В растворе содержится КОН: 522,5.5/100= 26,125 г КОН. В общем объеме полученного раствора (2 л) масса КОН составляет 109,2 +26,125 = 135,325 г. Отсюда молярность этого раствора: См= 135,325/2.56,1 = 1,2 М, где 56,1— молярная масса КОН Ответ: См = 1,2 М. Задача 4 Какой объем 96 %-ной кислоты, плотность которой 1,84 г/см3, потребуется для приготовления 3 л 0,4 н раствора?
1,84.96/100 = 1,766 г Н2SO4. Следовательно, для приготовления 3 л 0,4 н. раствора надо взять: 58,848 /1,766 == 33,32 см3 этой кислоты. Ответ: V1 = 33,32 см3. 5.1.2 Задачи для самостоятельного решения 1. Какова массовая доля H2SO4 (в %) в растворе, полученном смешиванием 400 мл 70 %-го раствора кислоты (r=1,61 г/см3) и 500 мл воды? 2. Смешали 500 мл 32%-ного раствора азотной кислоты (r=1,2 г/см3) и 1 л воды. Какова массовая доля полученного раствора в %? 3. Сколько воды надо прибавить к 100 мл 48 %-го раствора азотной кислоты (r=1,303 г/см3), чтобы получить раствор с массовой долей 20 %? 4. Смешали 50 мл раствора серной кислоты, массовая доля H2SO4 в котором 50 % и плотность 1,4 г/см3, и 400 мл раствора кислоты, массовая доля H2SO4 в котором 10 % и плотность 1,07 г/см3. Определить массовую долю в процентах полученного раствора. 5. Какой объём раствора соляной кислоты, массовая доля в HCl в котором 20 % и плотность 1100 кг/м3 требуется для приготовления 1 л раствора этой кислоты с массовой долей HCl 10,17 % и плотностью 1050 кг/м3? 6. Из 700 мл раствора соляной кислоты с массовой долей HCl 60 % и плотностью 1,498 г/мл3 упариванием удалили 200 г воды. Чему равна концентрация оставшегося раствора? 7. Какой объём раствора КОН с плотностью 1,538 г/см3 и массовой долей 50 % требуется для приготовления 3 л раствора с плотностью 1,048 г/см3 и массовой долей 6 %. 8. Сколько литров воды нужно прибавить к 1 л 10 %-ного раствора аммиака (r=0,958 г/см3), чтобы получить 1,2 %-ный его раствор? 9. Смешали 10 см3 10 %-го раствора азотной кислоты (плотность 1,056 г/см3) и 100 мл 30 %-го раствора азотной кислоты (плотность 1,184 г/см3). Вычислите массовую долю азотной кислоты полученного раствора. 10. Сколько миллилитров 5 %-ного (плотность 1,045 г/см3) и 30 %-го (плотность 1,299 г/см3) раствора едкого кали требуется для приготовления 500 мл 10 %-го раствора? Задачи на расчёт рН Примеры решения задач
Внимание! При расчете рН следует использовать молярную концентрацию ионов Н+ и ОН- (С(Н+), С(ОН-), моль/л). Задача1 Рассчитать рН в 0,025 М растворе хлороводородной кислоты.
Задача 2 Рассчитать рН 0,015 М раствора муравьиной кислоты. Решение: HCOOH — слабая кислота, поэтому , следовательно = 5,4.10-4 рН= – lg 5,4
Задача 3 Вычислите рН раствора NaOH, полученного разбавлением 10 мл раствора NaOH с w = 20 % до объема 500 мл. Решение: Находим плотность раствора NaOH с w = 20 %, r = 1,219 г/см3. Рассчитаем массу NaOH в 10 мл раствора: 100 мл раствора содержит 20 г 10,0 мл раствора «–» х х. 10. 20. r/100 = 10. 20. 1,219/100 = 2,438 г. Находим молярную концентрацию полученного раствора NaOH. В 500 мл раствора содержится 2,438 г NaOH, а в 1 л 4,876 г, МNaOH = 40 г/моль, С = 4,876/40 = 0,1219 моль/л. Считая ионизацию NaOH полной, имеем С(ОН-) = 0,1219 моль/л. рОН = – lg С(ОН-) = – lg 0,1219 = 0,91. 5.2.2 Задачи для самостоятельного решения 1. Найти рН растворов, содержащих: а) [H+] = 2,0 .10- 4 г- ион/дм3 и б) [OH-] = 8,0.10-3 г- ион/дм3. 2. Чему равна концентрация ацетат-иона в 0,001М растворе уксусной кислоты?
3. Рассчитать значения рН раствора, полученного при сливании 40 см3 0,2 М раствора уксусной кислоты и 20 см3 0,1 М раствора гидроксида натрия. 4. Рассчитать рН и степень диссоциации 1М раствора гидроксида аммония. 5. К 15,00 см3 0,1 М раствора КОН добавлено 17,50 см3 0,084 М раствора НС1. 6. К 50,00 см3 0,1 М раствора НСl добавлено 49,95 см3 0,1 М раствора NaOH. 7. К 20,00 см3 0,12 М раствора NaOH добавлено 5,20 см3 0,24 М раствора НСl. 8. К 15,00 см3 0,1М раствора едкого калия добавлено 18,15 см3 0,084 М раствора азотной кислоты. 9.Рассчитать рН в 0,025 М растворе хлороводородной кислоты. 10.Рассчитать рН 0,01 М раствора уксусной кислоты.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ При работе в лаборатории аналитической химии следует соблюдать следующие правила: 1. К работе допускаются лица, прошедшие инструктаж и обучение безопасным методам работы. 2. Нарушивший правила ТБ подвергается в обязательном порядке внеочередному инструктажу и проверке знаний. 3. Каждый работающий должен иметь халат и салфетку для вытирания посуды. 4. Категорически запрещается в лаборатории принимать пищу и пить воду. 5. До начала выполнения эксперимента необходимо изучить свойства веществ, с которыми предстоит работать, а также методику выполнения эксперимента. 6. Категорически запрещается выполнение любых экспериментов, не предусмотренных планом лабораторных работ. 7. Работы, связанные с использованием летучих и неприятно пахнущих веществ, а также с концентрированными кислотами, необходимо выполнять только в вытяжном шкафу. 8. При работе с концентрированными растворами кислот и щелочей надевать защитные очки или маску. 9. В лаборатории запрещается носить контактные линзы, ювелирные изделия, широкополую одежду и длинные волосы. 10. При применении хромовой смеси для мытья посуды необходимо соблюдать особую осторожность, т.к. она может причинить химические ожоги. 11. При использовании электронагревательных приборов нужно проверить заземление приборов и их исправность. 12. По окончании работы следует убрать рабочее место, вымыть посуду, выключить приборы, сдать рабочее место дежурному студенту или преподавателю.
ЛИТЕРАТУРА 1. Аналитическая химия. В 3 т. Т.1 Методы идентификации и определения веществ: учеб. для студ. вузов /А. А. Белюстин [и др.]; под ред. Л. Н. Москвина. – М: Издательский центр Аакадемия», 2008. - 576 с. 2. Васильев, В. П. Аналитическая химия. В 2 кн. Кн. 1. Аналитическая химияя / В. П. Васильев. – М: Дрофа, 2003. - 384 с.
3. Основы аналитической химии /под ред. Ю. А. Золотова.—М.: Химия, 1999. — Кн. 1-2. - 380 с. 4. Кунце, У., Основы качественного и количественного анализа./У. Кунце, Г. Шведт. – М.: Мир,1997. - 424 с.
Министерство образования и науки РФ Бийский технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Алтайский государственный технический университет Им. И.И. Ползунова»
Н. В.Степанова КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ Методические рекомендации для выполнения лабораторной работы по дисциплине «Аналитическая химия» для студентов специальности 240300 «Химическая технология энергонасыщенных материалов и изделий», направлений подготовки 240700.62«Биотехнология» и 260100 «Продукты питания из растительного сырья» всех форм обучения
Н. В.Степанова Зав. кафедрой……………………...…………....А.Л. Верещагин
Председатель ФК МКО………………..………В.В. Еремина
Нормоконтролер………………............……….Е.А. Морозова
Зав. библиотекой……………………….……….О.В. Перышкина
Редактор…………………….…………………...
Первый зам. директора по УР…………..… ….В.А. Харитонов
Бийск Издательство Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова
Н. В. Степанова
КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы по дисциплине «Аналитическая химия» для студентов специальности 240300 «Химическая технология энергонасыщенных материалов и изделий» и направлений подготовки 240700.62 «Биотехнология» и 260100 «Продукты питания из растительного сырья» всех форм обучения
Бийск Издательство Алтайского государственного технического университета им. И.И.Ползунова УДК 543. 06(075.8) Рецензент: профессор, кандидат химических наук Ю.В. Мороженко Работа подготовлена на кафедре общей химии и экспертизы товаров Степанова, Н.В. Качественный анализ: методические рекомендации по выполнению лабораторной работы по курсу «Аналитическая химия» для студентов специальности 240300 «Химическая технология энергонасыщенных материалов и изделий» и направлений подготовки 240700.62 «Биотехнология» и 260100 «Продукты питания из растительного сырья» всех форм обучения / Н.В. Степанова; Алт. гос. техн. ун-т БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2013. –25 с.
В методических рекомендациях приведены теоретические сведения по теме данной лабораторной работы. Изложена методика проведения экспериментов. Для закрепления материала предусмотрены контрольные вопросы и задачи. Работа выполнена в рамках современных требований СМК к изложению и качеству учебно-методического материала. Методические рекомендации составлены в соответствии с государственными стандартами высшего образования указанной специальности и направлений.
УДК 543. 06(075.8)
Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры общей химии и экспертизы товаров Протокол № 4 от 07.03. 2013 г
Содержание
ВВЕДЕНИЕ Изучение дисциплины «Аналитическая химия» должно способствовать решению следующих задач: - освоению студентами качественных и количественных химических методов анализа для оценки качества и идентификации органических, неорганических веществ, биологически активных веществ и лекарственных препаратов; - изучению теоретических основ методов анализа сырья, готовой продукции и объектов окружающей среды; - получению студентами прочных практических навыков в области физико-химических методов анализа, применяемых при аналитическом контроле производства заводскими лабораториями предприятий важнейших отраслей промышленности и в лабораториях НИИ. Изучение дисциплины «Аналитическая химия» должно способствовать формированию у студентов следующих профессиональных компетенций по видам деятельности: Направление подготовки 240700.62 «Биотехнология» - стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, приобретать новые знания в области техники и технологии, математики, естественных, гуманитарных, социальных и экономических наук (ОК-7); - быть способным и готовым использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-1); - использовать знания о современной физической картине мира, пространственно-временных закономерностях, строении вещества для понимания окружающего мира и явлений природы (ПК-2); - уметь работать с научно-технической информацией, уметь использовать отечественный и зарубежный опыт в профессиональной деятельности, систематизировать и обобщать информацию по использованию ресурсов производства (ПК-6); - владеть планированием эксперимента, обработкой и анализом полученных результатов (ПК-8). Направление подготовки 260100 «Продукты питания из растительного сырья» - использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10); - обладать способностью определять и анализировать свойства сырья и полуфабрикатов, влияющие на оптимизацию технологического процесса и качест
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.130.185 (0.012 с.) |