Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Последовательное сочетание качественного и количественного подходов↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 35 из 35 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В мировой социологии сегодня существует целый ряд эмпирических исследований, представляющих собой сочетание качественного и количественного подходов на разных этапах одного исследования. Чаще всего на первом этапе используется качественная методология и, соответственно, «мягкие» методы, а на втором — традиционная, классическая, с соответствующими процедурами. При этом на первом, качественном этапе исследователь «схватывает» явление как целостность, как палитру, содержащую самые разнообразные его краски. Именно на этом этапе изучаемое явление предстает своими новыми, неожиданными для исследователя гранями. На втором, количественном этапе, как правило, определяется мера выраженности найденного, описанного на предыдущем этапе. Следует подчеркнуть, что качественный этап здесь имеет самостоятельное значение: в его рамках уже произведено знание, представляющее интерес для исследователя. Чаще всего это описание («тонкое» или «толстое») малоизученного или не изученного вовсе социального явления. Продолжение исследовательского поиска, переход ко второму этапу здесь вовсе не обязателен и диктуется только соответствующими целями и задачами исследования. В отечественной социологии примерами такой логической последовательности — качественный—количественный этапы — могут быть известная аксиобиографическая методика выявления ценностных ориентации социальной группы А.П.Вардоматского, а также методика анализа экономических стереотипов, разработанная и реализованная молодым исследователем О.Н.Ваниной в 1999 году под руководством автора. Остановимся на них подробнее. На первом, качественном этапе аксиобиографическая методика А.П.Вардоматского предполагает выделение ценностных ориентации индивидов. Для этого информантов просят написать (или рассказать) о самых значимых для них событиях в их жизни (вот откуда вторая часть названия этой методики — «биографическая»). После этого интервьюер, используя метод глубинного интервью, пытается понять те смыслы, которыми информант наделяет выделенные события. Анализируя получаемую информацию, исследователь (он же, как правило, здесь и интервьюер) конструирует в итоге ценностные ориентации индивидов как некоторые обобщающие теоретические понятия. На втором, классическом этапе изучается представленность выделенных ценностных ориентации в той или иной социальной общности, которая выступает объектом исследования. Теперь обратимся к последовательному использованию качественного и количественного подходов для изучения экономических стереотипов современного российского общества. Цель его заключалась в выявлении и определении уровня распространенности в различных социально-демографических группах стереотипов новых экономических групп, появившихся в российском обществе в 1980-х годах: богатых, бедных, наемных работников, хозяев, безработных. На первом, качественном этапе исследования задача состояла в описании всего спектра стереотипов каждой из выделенных групп, а также в выявлении структуры стереотипа[102]. При этом представление полноты разнообразия этих стереотипов относительно объектов оценивания: богатых, бедных и т.д. — имело самостоятельную ценность, демонстрируя «веер», разброс восприятия новой постсоветской социально-экономической реальности российскими людьми. Так, например, применительно к группе бедных методом свободного интервью были получены различные, хотя и преимущественно негативные стереотипы. По мнению опрошенных, бедные — это: — «безынициативные, пассивные, апатичные люди»; — «лентяи»; — «слабаки-неудачники»; — «злые, агрессивные». Был выделен также и единственно положительный стереотип бедных — «нравственно совершенные», добрые, сострадательные, готовые помочь другим, стереотип, видимо, берущий свое начало из христианского православного вероучения. Относительно социальной группы богатых были выделены всего два вида стереотипов: — позитивный — «честный бизнесмен, трудоголик»; — негативный — «нечестный, вороватый, с сомнительными источниками дохода (мафиози)». Здесь уже сам факт существования таких стереотипов бедных и богатых свидетельствовал о тех сдвигах в ценностном сознании россиян, которые начали происходить в связи с кардинальными общественными преобразованиями. В самом деле, трудно предположить существование таких стереотипов бедных в советском обществе, когда сам термин этот применительно к советским людям никогда не использовался: в соответствии с идеологическими установками такого феномена просто не было в Советском Союзе. В то же время присутствие полярных стереотипов в общественном сознании показывает сложность переориентации общественного сознания, его двойственность, расколотость. На втором этапе исследования, количественном, определялся уровень распространенности выявленных стереотипов о существовании четырех таких групп, которая и проверялась на данном этапе: — успешные адаптанты; — успешные дезадаптанты; — неуспешные адаптанты; — неуспешные дезадаптанты. С помощью формализованного интервью было опрошено 1162 человека, отобранных методом квотного отбора по критериям пола, возраста, образования. Ранее в Теме 2, Часть I, мы уже говорили о результатах этого этапа. Здесь лишь добавим, что статистический анализ полученной информации позволил нам определить и социально-демографическое «лицо» каждой из выделенных групп. Для этой цели нами был использован метод структурных коэффициентов [103], в рамках которого сравниваются доли определенной социально-демографической группы в общем массиве опрошенных и в конкретной типологической группе. Значение структурного коэффициента больше 1 означает, что данная конкретная социально-демографическая группа преимущественно представлена в данной типологической группе, является чертой ее своеобразия. Так, например, анализ показал, что группа «успешных адаптантов», представленная прежде всего предпринимателями и управленцами разных уровней, имеет преимущественно мужское и очень молодое «лицо». Для этой группы характерен довольно высокий уровень образования. Напротив, группа «неуспешных адаптантов» представлена прежде всего специалистами-гуманитариями с лидирующим возрастом 41-50 лет и преимущественно высшим образованием. В целом использование типологического анализа как логики классического социологического исследования позволило нам на первом этапе представить население Самарской области как совокупность определенных типологических групп, различающихся по уровню и результату процесса социально-экономической адаптации, определить количественную представленность этих групп, описать их социально-демографические параметры. На втором этапе в соответствии с другой задачей исследования — определение спектра факторов, обусловливающих успешность социально-экономической адаптации, была использована качественная методология с соответствующими процедурами: методом нарративного интервью и grounded theory как способом обработки качественной информации. Использование этой методологии вызвано тем простым обстоятельством, что сегодня в российской социологии отсутствует теоретическое знание, корректно описывающее этот аспект изучаемого процесса. На этом этапе нами изучались жизненные истории двух полярных групп: «успешных адаптантов» и «неуспешных дезадаптантов», по 25 человек в каждой[104]. Содержательно на данном этапе ставились такие исследовательские вопросы: есть ли что-то сходное (типичное) в жизненных историях, социальных ситуациях людей, удачно вписавшихся в новые становящиеся социально-экономические условия? Есть ли что-то сходное в индивидуально-психологических, социальных характеристиках этих людей? Если эти черты все же существуют, то каковы они? Этот же круг вопросов был адресован нами и другой полярной группе — тем, кто не предпринимал сколько-нибудь значимых усилий для изменения своей жизненной ситуации к лучшему. Главный исследовательский вопрос, который ставился здесь, сводился к поиску различий между этими противоположными группами. В итоге нами были выделены три группы факторов, так или иначе являющихся условиями успешности адаптационного процесса: социальные, личностные и индивидуально-психологические. Вопросы для самоконтроля 1. В чем состоит основная мысль радикалистами позиции? 2. Какова основная идея экзистенциалистской позиции? 3. В чем смысл прагматической позиции? 4. Какова суть узкоэмпиристской точки зрения? 5. Опишите зоны релевантности количественного и качественного подходов. 6. Что означает параллельное сочетание качественного и количественного подходов? 7. Опишите возможные варианты последовательного сочетания этих подходов. Литература 1. Альмодавар Ж.-П. Рассказ о жизни и индивидуальная траектория; сопоставление масштабов анализа // Вопросы социологии. 1992. №2. Т. 1. 2. Бауман 3. Философские связи и влечения постмодернистской социологии // Вопросы социологии. 1992 № 2. Т. I. 3. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. М.: Наука, 1993. 4. Вардоматский А.П. Аксиобиографическая методика // Социс. 1991. №7. 5. Ванина О.Н. Экономические стереотипы россиян в постсоветский период: социологический анализ // Трансформация социального пространства в посткоммунистических странах и новые подходы в социальных науках: Тез. докл. Междунар. науч.-прак-тич. конф. 23-25 сентября 1998 г. Самара: САГА, 1998. 6. Готлиб А.С. Социально-экономическая адаптация россиян: опыт сочетания количественной и качественной методологии в одном отдельно взятом исследовании // Социология-4М. 2000. Т. 12. 7. Готлиб А.С. Социально-экономическая адаптация: факторы успешности-неуспешности//Социс. 2001. № 7. 8. Демин А. И. О совмещении количественного и качественного подходов в исследовательском цикле // Социология-4М. 2000. Т. 11. 9. Маслоеа О.М. Количественная и качественная социология: методология и методы // Социология-4М. 1995. Т. 5—6. 10. Маслоеа О.М. Методология и методы // Социология в России. М.: Институт социологии РАН, 1996. 11. Татарова Г.Т. Методология анализа данных в социологии (введение). М.: Стратегия, 1998. 11. Толстова Ю.Я. Идеи моделирования, системного анализа, «качественной социологии»: возможность стыковки (на примере метода репертуарных решеток) // Социология-4М. 1997. Т. 8. 12. Томпсон П. Гуманистическая традиция и жизненные истории в Польше // Биографический метод. История, методология, практика. М.: Институт социологии РАН, 1994. 13. Шанин Т. Методология двойной рефлексивности в исследованиях современной российской деревни // Ковалев Е.М., Штейн-берг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999. 14. Якубович В.Б. Качественные методы или качество результатов // Социс-4М. 1995. Т. 5-6. 15. Gubrium J.F., Holstein J.A. The New Language of Qualitative Method. N.Y.; Oxford: Oxford University Press, 1997- 16. Punch K.F. Introduction to Social Research. Qualitative and Quantitative Approaches. L.; Thousand Oaks; New Delhi: Sage, 1998.
Указатель терминов Аналитическая индукция Аналитическое описание Асимметрия приписывания Виды документов Виды наблюдения Включенное наблюдение Внутреннее переживание Внушающее воздействие «Восходящая» стратегия анализа Глубина понимания Групповая динамика Действующий субъект «Дерево» возможных решений «Дерево» принятых решений Директивная стратегия Дневник наблюдения Документ Документальный метод интерпретации Достоверность Драматургический подход Единица счета Жизненный мир Закон Законодательный разум Изменение социальной ситуации Измерение Индивидуальная свобода Индивидуальное самосознание Индикатор Интерпретативный разум Интерпретация Интерфейс Информативно-целевой анализ Исследовательская стратегия «История жизни» (life story) Карточка (протокол) наблюдения Качественное интервью Качественные данные Качество исследования Качество структурированного наблюдения Квазифундаментальное исследование «Кейс-стади» (case study) Классификатор Количественный подход Коммуникация Конструкт конструктов Контекст изучаемой ситуации Контент-анализ Коэффициент информативности Массовые явления Математические методы Мемос Метод Методология Микропроцессы Модератор Монологичное знание Надежность Нарративное интервью Нарративный подход Научное объяснение Научный тип знания Незавершенность Нисходящая стратегия Номинальная шкала Обоснованная теория (grounded theory) Объективная социальная реальность Объект исследования Описание «тонкое» и «толстое» Овладение миром Определение ситуации Осевое и селективное кодирование Панельное исследование Парадигма Параллельное сочетание количественного и качественного подходов Пересмотр гипотезы Плюральность методов Повседневность Позитивизм Позиция исследователя Полуформализованное интервью Понимание Последовательное сочетание качественного и количественного подходов Прагматизм Прагматическая позиция Практические объяснения Предмет исследования Прикладное исследование Прикладные задачи Принятие роли другого Проблема истины Проблема исследования Проводник Прогнозирование Простое описание Радикалистская позиция С точки зрения действующего Семантическое объяснение Символический интеракционизм Смысл социального действия Смысловая единица анализа Социальная группа Социальное управление Социальный институт Социальный факт Сравнение Стандартизованное интервью Становление Стратегия власти Структурированное наблюдение Сциентизм Тип Типизация Традиционный анализ Требование адекватности Узкоэмпиристская позиция Универсальный закон «Устная история» (oral story) Феноменологическая социология Фокус анализа Фокус-группа Фундаментальное исследование Функция «Человеческие документы» Экзистенциалистская позиция Элементы наблюдаемого поведения Этнографический тип качественного исследования Этнометодология Эффект интервьюера Язык результата исследования «Я» рассказчика [1] Термин парадигма (греч. — пример, образец) означает совокупность методологических посылок, идей, определяющих конкретное научное исследование (критерии оценки исследовательской практики, теоретические стандарты, образцовые решения исследовательских задач, общее "мировоззрение»), а также признанных на данном этапе развития науки. [2] Термин эффект интервьюера означает нежелательное смещение ответов (искажение информации) респондента в процедуре интервью, вызванное неправильными с точки зрения методики классического социологического исследования действиями интервьюера [3] Через несколько десятков лет, уже в начале XX века, антропологи откажутся от этой глобальной теории, чтобы окончательно сконцентрировать свой научный интерес на реконструкции частного: культур отдельных народов, отдельных типов обществ. [4] Позднее под дедуктивной логикой или дедукцией будут понимать способ выведения знания от более общих положений к менее общим. [5] Известно, что математика организована как дедуктивная система, т.е. как множество таких высказываний, которые могут быть дедуцированы из специального множества посылок. [6] Доктрина, полагающая, что цель науки — поиск «окончательных» объяснений в терминах сущностей вещей, называется в философии науки эссенсиализмом (от лат. essentia — сущность). Термин этот принадлежит известному современному американскому социологу, философу Карлу Попперу, отвергающему эссенсиализм. [7] Немного забегая вперед, подчеркнем, что противоположная — качественная парадигма названа Ритцером парадигмой социальных дефиниций. [8] Коэффициент корреляции — инструмент математической статистики, с помощью которого в социологии доказывается наличие (или отсутствие) связи между социальными явлениями. [9] Точнее следовало бы говорить о гипотетико-дедуктивно-индуктивной логике с акцентом на первые два компонента этой цепи, когда индукция присутствует в стратегии получения знания, но выполняет несущественную роль. [10] Авторство в изобретении удачных, на наш взгляд, терминов восходящая и нисходящая стратегии анализа принадлежит современному российскому исследователю этой проблемы Г.Татаровой. [11] Отсюда вытекает и принципиальная невозможность изучения в этой методологии нового явления, не успевшего быть теоретически осмысленным, не имеющего «свою теорию». [12] Индикатор — указатель, проявитель (от англ. indicate - указывать). [13] Квантификация (от лат. quantitas — количество) — означает процедуру представления свойств социальных объектов в количественной форме. [14] Правда, критики количественного подхода эту «навязчивую идею» измерять «всё и вся» называют квантофренией. [15] Эта процедура эмпирической интерпретации теоретических понятий осуществляется в программе социологического исследования. [16] Мы здесь не имеем возможности рассмотреть проблему влияния респондента на интервьюера, которое тоже имеет место и сказывается на качестве получаемой информации. [17] В методологии классического социологического исследования термины свойство, признак, характеристика употребляются как синонимы, отражая разные традиции, повлиявшие на становление социологии: философскую, статистическую. [18] Медиана представляет собой такое значение признака, которое характерно для единицы наблюдения, занимающей срединное положение в ряду единиц статистической совокупности, упорядоченных по значениям признака. Квартиль (верхний или нижний) — это такое значение признака, которое делит ряд распределения признака на четыре равные части. [19] Следует сказать, что такие шкалы используются в социологии нечасто. Тем не менее примером такой шкалы может служить шкала Тёрстоуна, главный акцент при построении которой как раз сделан на обосновании равенства интервалов между суждениями — шкальными значениями. [20] Порядковая шкала в литературе часто называется полностью упорядоченной шкалой. Такая шкала противостоит другой — частично упорядоченной, которая представляет собой промежуточный вариант между номинальной и порядковой шкалами. Мы остановились на процедуре разработки порядковой шкалы потому, что такие шкалы наиболее распространены в социологических исследованииях. [21] Операционализация — это процедура связывания теоретического понятия с эмпирическими наблюдениями, где последние выступают показателями каких-то свойств, относящихся к данному понятию. [22] Исключение составляет измерение очень сложных и емких признаков, таких, как образ жизни, качество потребления и др., где число индикаторов может достичь 10-15. [23] Здесь учебно-познавательная активность понимается как характеристика такой деятельности, при которой первостепенное значение имеет не столько результат деятельности, сколько ее процесс. [24] Методология качественного исследования не всегда предполагает использование выборки, да и виды отбора там принципиально другие. [25] Немецкий исследователь Э.Ноэль опытным путем установила, что этот объем равен 1000-1200 человек. [26] Выборка-модель лишена всяких смещений: ошибка репрезентативности, которая всегда возникает, когда из большого объема случайным образом отбирается малый объём, несущественна. [27] Мы имеем в виду несколько факторов: определенную «криминализацию» нашей жизни, вследствие чего попадание интервьюеров в квартиры незнакомых людей, вероятностным способом попавших в выборку, затрудняется; отсутствие необходимой информационной базы, позволяющей технически просто и корректно осуществить случайный отбор. [28] Упорядочение фамилий по алфавиту не имеет социального смысла, поэтому вполне допустимо. [29] Чикагской социологической школой называется деятельность преподавателей и студентов отделения социологии Чикагского университета, оставивших чрезвычайно яркий след е истории американской социологии. [30] Эта идея позже будет подхвачена М.Вебером в его положении об «отнесении к ценностям». [31] Для психологии, тоже изучающей поведение индивида, этот момент не является определяющим. [32] Реальное поведение индивидов всегда включает иррациональные моменты, поэтому психологическое понимание индивида всегда присутствует. [33] Мы помним, что в классической науке истинное знание — это знание, соответствующее реальному положению дел, точный слепок изучаемого явления. [34] Здесь эллиптическое высказывание — это сокращенное высказывание, в котором опущены некоторые звенья. [35] Вместе с тем сама возможность и даже потребность по-своему определять смысл предметов внешнего мира, и это очень хорошо показали ученики А.Щюца, известные американские социологи П.Бергер и Т.Лукман, довольно ограничена: причина здесь не только в социализации, но и а рутине повседневных действий, в привычных способах мышления, в хаби-гуализации (опривычивании) [36] Мы говорили о том, что целерациональные действия по Веберу — это не конкретные действия, но идеальный тип. [37] Авторство в изобретении терминов тонкое и насыщенное (плотное) описание принадлежит Клиогороу Гиртцу [38] Следует подчеркнуть все-таки определенную относительность четкого разделения терминов (теоретических понятий) и метафор, используемых в повседневной речи: мы уже говорили, что термины часто представляют собой «застывшие», «умершие» метафоры, хотя, как правило, специалисты, использующие их, и не осознают этого. [39] В наибольшей степени она была распространена в феминистских исследованиях начала 1980-х годов, отражая определенный этап в развитии гендерной социологии. [40] Понятно, что речь не идет об исследованиях, ориентированных на простое описание, т.е. просто воспроизводящих эмпирический опыт информантов. [41] В классической практике в эмпирическом исследовании нельзя открыть новое — здесь лишь провернется теоретическая гипотеза. [42] Подробнее об этом см.: Часть II. Тема 2. [43] Мы уже говорили ранее, что такое нормативное знание, получающее свое «подтверждение» с помощью Разума вообще, всеобщих универсальных законов рационального мышления, производит классическая социология. [44] Эта «тоска по объективности» свойственна не всем направлениям внутри качественной социологии. Мы уже говорили о так называемом постмодернистском крыле, с позиции которого качественное исследование в принципе не может представить социальный мир истинным образом: оно не может ничего, кроме описания собственного опыта исследователя. [45] Ориентация на правдоподобие в некоторых направлениях качественной социологии дала основание Ю.Качанову назвать ее «массовой социологией», нацеленной на «массовую аудиторию» вслед за журналистикой или астрологией. [46] В философии науки, впрочем, присутствует и позиция «научного реализма», полагающая, что главная цель научного предприятия — истинное описание и объяснение явления. [47] Процедура выделения всей совокупности факторов, определяющих изучаемое явление, называется комплексным анализом объекта исследования и осуществляется в рамках подготовки программы. [48] Далее мы увидим, что такое объяснение — с точки зрения действующего лица — называется семантическим объяснением. Этот тип объяснения не претендует на получение достоверного знания, у него совсем другие задачи. [49] Термин этот принадлежит известному американскому специалисту по логике и философии социальных наук А, Каплану. [50] Понятно, что этот текст, чтобы быть объяснением, должен содержать мотивы, причины, обоснования тех или иных событий. [51] Такая позиция социолога предъявляет высокие требования к его ответственности за предлагаемые решения, за участие в конечном итоге в изменении социальной реальности. [52] Проблема низкой востребованности социологического знания на всех уровнях управления «в полный рост» стояла и в СССР Однако тогда были и другие причины этого явления: с одной стороны, тоталитарная власть, принципиально «разговаривающая монологом», не нуждалась в достоверной информации снизу; с другой стороны, в рамках централизованной плановой экономики руководители предприятий реально не были заинтересованы в повышении эффективности производства, а значит, и в социологических рекомендациях, направленных на ее повышение. [53] Спектр методов социального прогнозирования достаточно широк, здесь же мы говорим о самом распространенном из них. [54] Есть и еще одно значение этого термина — весомый, важный, основательный. В этом контексте мы говорим: «У вас фундаментальные знания» или «Это — фундаментальная проблема». [55] Ранее мы уже говорили в общем виде о том, как конструируются шкалы, эти операциональные определения теоретических понятий исследования. [56] Данная шкала использовалась нами в исследовании "Экономическая активность населения Самарской области», проведенного в 2001-2002 гг. под руководством автора. Она была построена с учетом социальных ориентиров, характерных, по данным областного Комитета статистики, для Самарского региона на 1.01.2002 г.: средняя пенсия составляла 1184 руб., средний прожиточный минимум — 1600 руб., средняя заработная плата — 3188 руб. [57] Подробно об этом мы говорили в Теме 5, Часть I. [58] Для этой цели может использоваться и разведка как определенный этап исследования, подробнее о которой будет рассказано дальше. [59] Фокус-группа — сокращенное название метода фокусированного группового интервью, о котором подробно рассказывается в Теме 3, Часть II. [60] Закрытый вопрос анкеты — это вопрос, содержащий готовые формулировки ответов; открытый вопрос — это вопрос без таких «готовых» ответов; респондент сам, своими словами отвечает на вопрос. [61] Маркетинговые исследования — это процесс систематического целенаправленного производства информации для нужд маркетинговой деятельности. На втором своем этапе — этапе получения и анализа первичной информации маркетинговое исследование практически совпадает с социологическим. [62] Здесь мы исключаем собственно постмодернистское или арт- направление. [63] Ряд авторов (Д.Берга, В.Семенова) выделяют еще и историю семьи как самостоятельную исследовательскую стратегию. На наш взгляд, этот тип очень близок к исследовательской стратегии история жизни, хотя объект изучения в ней — не отдельный индивид, как в «истории жизни», но семейная ячейка, взятая в единстве ее внутрисемейных связей. [64] Границы между этими антропологиями достаточно условны и зависят от традиций той или иной научной школы: американской, английской, российской и т.д. [65] Вместе с тем сегодня в литературе встречается употребление термина этнографический подход в социологии как синонима качественного подхода вообще. [66] Рефлексия (от лат. reflexus — изгиб, поворот) означает — по Дж, Локку, впервые употребившему этот термин, "Наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления". [67] Здесь термин К.Робсона систематическое наблюдение идентичен термину структурированное невключенное наблюдение, который чаще используется в социологической литературе. [68] Такая логика, мы помним, характерна для классического социологического исследования. [69] Термин мысленный эксперимент означает совокупность мысленных процедур, проводимых над идеализированными объектами (понятиями). [70] Мы уже рассказывали о первом этапе этого исследования в Теме 2, Часть I. [71] Стратегия обоснованной теории может использоваться и для обработки уже собранных интервью, когда коды, полученные из данных первых интервью, сравниваются с данными последующих интервью. [72] Конечно, существуют приемы, делающие рассказ более аутентичным, правдоподобным, однако, как правило, в автобиографиях они практически не применяются — это делают чаще всего профессиональные писатели. [73] Это может быть и история одной семьи. [74] Конечно, прежде всего это касается интервью, используемого в классической парадигме. Качественное интервью стремится преодолеть эту искусственность, «сгладить» ее, хотя и не может ее преодолеть в принципе. [75] Термин качественное интервью здесь используется как обобщающий, собирательный, заменяющий собой нее разнообразные виды интервью, используемые в качественном исследовании. [76] Речь идет об использовании интервью в классическом социологическом исследовании. В качественном исследовании, где анкетный опрос практически не используется, этой проблемы нет вообще. [77] Эти термины употребляются и в психологии, однако имеют другой смысл: дойти до -глубин» психики, до сферы бессознательного. [78] Идея представления различных видов интервью в качестве континуума принадлежит К.Панч [79] Здесь это означает невозможность использования контент-анализа в качественном исследовании. [80] Впрочем, в учебнике В.А.Ядова «Социологическое исследование: методология, программа, методы» указана прямо противоположная тенденция. [81] При разработке стандартизованного опросника социологу порой долго и мучительно приходится «отрабатывать» язык опросника, чтобы он был понятен респондентам. [82] «Особость» лонгитюдного исследования состоит в том, что в нем изучаются одни и те же люди на разных этапах жизненного цикла: сначала школьники, потом выпускники вузов и через несколько лет работы и т.д. [83] Это утверждение основывается на методическом эксперименте, проведенном нами в рамках уже упоминавшегося исследования социально-экономической адаптации россиян. Жизненные истории, рассказанные 50-летней женщиной интервьюеру — студентке социологического факультета и через короткий промежуток времени (1,5 недели) — опытному социологу с 30-летним стажем, были фактически разные. [84] Термин этот, на наш взгляд, достаточно условен. Мы уже говорили ранее, что в любом даже самом качественном интервью отношения между интервьюером и информантом все-таки иерархичные, неравные.ноэтои другая иерархичность. [85] В практике социологических и маркетинговых исследований представлены и другие варианты: более жесткий, формализованный с закрытыми вопросами, и наоборот, недирективный, неформализованный, когда исследователь отчасти теряет управление группой: переходы от одной темы к другой производят сами участники. [86] Фокус-групповое исследование — термин, применяемый в социологии для обозначения целостного исследовательского процесса, основанного на использовании фокус-группового интервью и включающего определенные способы обработки полученной информации и формы представления результатов. [87] В.А.Ядов выделяет еще один вид наблюдения — так называемое стимулирующее наблюдение. В рамках такого метода исследователь сознательно вносит возмущение в наблюдаемую ситуацию, чтобы лотом наблюдать следствия такой «провокации». Стимулирующее наблюдение «вписывается» в принципиально другую методологию социологического исследования — активно-преобразовательную (action research) и потому нами подробно не описывается. [88] Это как раз и делает качественная социология в рамках включенного наблюдения. [89] Педагогическое мастерство учителя в исследовании может быть сведено к навыкам владения современными образовательными технологиями и тоже расчленено на элементы. Наличие или отсутствие определенных элементов в наблюдаемом поведении учителя может «свидетельствовать" об уровне этого мастерства. [90] Фиксация преобладающего элемента наблюдаемого поведения в каждый конкретный промежуток времени — необходимое условие количественной обработки данных наблюдения, а значит, и доказательства гипотезы в целом. [91] Если задача исследования состоит в том, чтобы сравнить состояние той или иной социальной характеристики в разные промежутки времени, тогда «сворачивание» данных происходит в соответствии с этими периодами. Например, если нужно сравнить утомляемость школьников в начале, середине и конце урока, то средние арифметические по каждому наблюдаемому элементу рассчитываются отдельно для этих периодов. Для этого только нужно четко определить, какой временной промежуток считать началом урока (например, первые 10 минут), серединой урока (это могут быть следующие 25 минут) и концом урока (например, последние 10 минут). [92] «Уточнить проблему» означает, что социолог даже на этапе разведки все-таки имеет некоторое представление о проблеме, которую собирается изучать. [93] Термин импрессионистский анализ принадлежит А.Страуссу и обозначает способ анализа документальной информации, основанный на понимании текста без использования специальных процедур обработки качественной информации: кодирования, концептуализации и т.д. [94] Этим же видом анализа можно изучать и другие, не письменные документы: фото-, видеоматериалы, радио- и магнитофонные записи и т.д. [95] Сегодня в рамках контент-анализа изучается не только явное, манифестное содержание текста, но и скрытое, латентное. Такой подвид контент-анализа менее надежен, хотя здесь также используются технические процедуры, свойственные в целом этому виду анализа документов. [96] Термин текст здесь используется в узком значении как совокупность буквенных символов. [97] Кодировщик — это определенная роль в рамках контент-анализа, главное содержание которой состоит в переводе текстовой информации в количественные показатели в соответствии с классификатором. Считается, что это достаточно механическая работа, не представляющая особой сложности, которую может выполнять и не исследователь. Чаще всего в роли кодировщиков выступают специально проинструктированные люди. [98] Он рассчитывается как отношение синтаксем, составляющих логико-фактологическую цепочку, к общему количеству синтаксем в тексте. [99] Впрочем, А.Страусс рассматривает grounded theory в более широком значении — как особый стиль проведения любого качественного исследования. [100] В целом законодательный и интерпретативный разум по З.Бауману — более широкие понятия, соответствующие методологии классического и не классического гуманитарного знания. [101] Домохозяйство в исследовании рассматривалось как семейная единица производства. [102] На этом этапе был использован целевой отбор, объем опрошенных составлял 50 человек. [103] Величина структурного коэффициента рассматривалась как отношение доли конкретной социально-демографической группы в объеме опрошенных определенной типологической группы к доле этой группы в общем объеме опрошенных. [104] Для корректности выводов н
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1074; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.89.8 (0.025 с.) |