Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема истины в нарративном интервьюСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Мы уже говорили, что рассказ информанта в нарративном интервью — это всегда и результат коммуникации интервьюера и информанта, их совместного «здесь и сейчас» конструирования реальности. Реальное взаимодействие (вспомним прагматизм. — А-Г.) — это всегда и процесс производства самосознания субъектов общения. Важный элемент такого взаимодействия — это ожидания и оценки Другого, на которые каждый участник взаимодействия обязательно ориентируется. Отсюда и принципиальная драматургическая множественность идентичностеи индивида: взаимодействие, по И.Гофману, всегда происходит не столько между индивидами как субъектами, целостными личностями, сколько между разными социальными ликами индивидов, как бы между изображаемыми ими персонажами. Это означает, что нарратив как продукт сотворчества исследователя и информанта в значительной мере зависит от «лика» интервьюера, и прежде всего от того, к какой группе в результате процесса стереотипизации в процедуре интервью он отнесен информантом. Наш исследовательский опыт показывает, что отнесение информантом интервьюера к группе «юных, не знающих жизнь» порождает повествование, которое существенно отличается от нарратива как результата взаимодействия между ровесниками[83]. То есть один и тот же человек-информант может «выдавать» достаточно разные нарративы, зависящие от контекста, от того, как он определяет ситуацию общения с интервьюером. Фактически это означает появление нарративов-черновиков, равнозначных нарративов, принципиально не имеющих «чистовиков», т.е. единственно «правильных» повествований. Но что делать с этим социологу, пытающемуся сквозь индивидуальное «прозреть» типическое? Возвращаться несколько раз к одному и тому же информанту в надежде «ухватить» как можно больше его идентичностей, что сделать неимоверно трудно, и рассматривать каждый такой нарратив как самостоятельный? Или оставить эту пустую затею, довольствоваться получившимся нарративом и успокаивать себя тем, что получившееся после анализа таких нарративов теоретическое знание — всего лишь исследовательская интерпретация, не претендующая на «истину в последней инстанции»? Впрочем, есть еще один выход — триангуляция, т.е. использование дополнительных методов, повышающих «обоснованность» теоретических выводов нарративного анализа (если, конечно, социолог работает в рамках тяготеющего к научному направления качественных исследований). Полуформализованное интервью Полуформализованное интервью представляет собой интервью с путеводителем, в котором обозначены темы беседы, а также внутри некоторых тем присутствуют закрытые вопросы (вопросы с готовыми ответами). Такое интервью занимает промежуточное, как мы уже говорили, положение на шкале комплексного критерия формализации, стандартизации и структуризации; стремится к умеренной директивности. С одной стороны, благодаря частичной формализации, данные, полученные с помощью таких интервью, сравнимы и пригодны для типологизации и математической обработки. Это делает их сопоставимыми и с количественными данными. С другой стороны, полуформализованное интервью достаточно гибко и восприимчиво, «чтобы уловить и зафиксировать непредвиденные, но интересные повороты темы»': оно апеллирует к естественному ходу мыслей респондента, давая ему возможность свободно высказываться на «своем языке». Вопросы большей частью имеют самые общие формулировки в надежде получить разнообразный спектр ответов, не «пропущенных» сквозь исследовательскую решетку, как это имеет место в формализованном интервью. Сами формулировки также не являются жесткими и могут быть переформулированы близко к тексту. Промежуточность полуформализованного интервью проявляется и в степени разделения ролей исследователя и интервьюера. В формализованном интервью с его единообразием и унификацией интервьюер, как правило, только посредник между исследователем и респондентом, четко следующий инструкциям исследователя. Роли исследователя и интервьюера здесь максимально разделены. Интервьюеры в таком интервью — специально обученные люди, составляющие обычно постоянно действующую сеть: они приглашаются для работы в очередном исследовании. В неформализованном качественном интервью, т.е. использованном в качественном исследовании и потому ориентированном на понимание информанта, чаще всего интервьюеры — сами исследователи. В полуформализованном интервью, которое используется в классическом исследовании, интервьюерами могут быть как исследователи, так и специально обученные люди. Российский исследователь этого вида интервью Н.В.Веселкова полагает, что термин «полуформализованное интервью» представляет собой название группы интервью, в которой можно выделить по меньшей мере два подвида: полуформализованное интервью мягкого и жесткого формата. Отнесение к жесткому или мягкому формату зависит от степени директивности-недирективности структуры интервью, а значит, и техники интервьюирования. В жестком формате полуформализованного интервью путеводитель содержит не просто темы, но и упорядоченный перечень формулировок вопросов. В мягком формате темы упорядочены в логической последовательности, что способствует плавному течению беседы. В то же время информант может «перескакивать» с одной темы на другую, самостоятельно выбирая понятную ему последовательность. Интервьюер здесь поддерживает такой ход беседы, соответственно делая «переориентировку на местности» — записывая ответы в соответствующий вопрос путеводителя. Такое полуформализованное-интервью, по мнению Н.В.Веселковой, по процедуре представляет собой оптимальный диалог. Это — не фактически монологичная ситуация формализованного интервью, где властвует интервьюер, жестко структурируя процедуру общения. Это и не ситуация нарративного интервью с его «монологичностью наоборот», где властвует респондент, определяя ситуацию общения. Полуформализованное интервью — это «улица с двухсторонним движением»: интервьюер не только задает определенным образом упорядоченные вопросы, но может и следовать за логикой информанта, подстраиваясь под нее. Фокусированное групповое интервью Общая характеристика Фокусированное групповое интервью — это разновидность качественного интервью, т.к. используется только в качественных исследованиях. В его названии, как кирпичи в основании здания, положены два термина, определяющие его облик: «фокусированное» и «группа». Попробуем подробнее разобраться с этими понятиями. Термин «фокусированное интервью», а точнее, сфокусированное (focused), впервые был введен в поле социологии известными американскими социологами Р.Мертоном, М.Фиске и П.Кендаллом в 1946 г. в их ставшей уже классической книге «Фокусированное интервью»[84]. С тех пор эти социологи, впервые осмыслившие специфичность, «особость» этого вида интервью, и считаются его авторами. Роберт Мертон с коллегами выделил ряд существенных характеристик фокусированного интервью: — интервьюируемые люди должны быть участниками некоей определенной ситуации; — гипотетически важные элементы, а также характер, процессы и общая структура этой ситуации предварительно проанализированы социологом, на основе чего он выдвигает гипотезы; — на основе этого анализа разработан план проведения интервью, в котором очерчены области исследования и гипотезы; — интервью фокусируется на субъективных переживаниях лиц по поводу заранее проанализированной ситуации. Американские социологи специально не анализировали индивидуальную или групповую форму фокусированного интервью, относя эти черты в равной степени к двум формам. Термин «группа», широко используемый в социологии и психологии, здесь означает малую группу, т.е. малочисленную по составу совокупность людей, находящихся в непосредственном личном общении друг с другом. Здесь это группа участников интервью, находящихся в непосредственных личных контактах друг с другом по поводу обсуждаемой темы и ее аспектов в течение времени интервью. Количество участников, как правило, колеблется от 7 до 10 человек, хотя оптимальный объем группы, по данным исследований, 8—9 человек. Впрочем, некоторые авторы полагают, что самое оптимальное количество людей в группе еще меньше — 5—7 человек'. Требование такого небольшого количества участников обусловливается опасениями социологов, что фокус-групповое интервью в противном случае приобретает черты, снижающие качество получаемой информации: — стиль работы модератора вынужденно становится более директивным, жестким; — уменьшается возможность высказаться для каждого участника, что порождает их неудовлетворенность фокус-группой, а также снижает возможное разнообразие мнений, позиций; — в такой ситуации, когда каждый из участников выступает нечасто, увеличивается вероятность «длинных речей», содержащих информацию лишнюю, не относящуюся к обсуждаемой теме; — возрастает вероятность «кулуарных» обсуждений, когда часть участников «выпадает» из общего разговора, и группа распадается на микрогруппы, имеющие свой предмет обсуждения. Первоначально фокусированное интервью в группе следовало за традиционным опросом, преследуя цель более детального объяснения (углубления) его результатов. Сегодня фокус-групповое интервью, переживающее с 1980-х годов «эпоху Ренессанса», несколько меняет свои целевые ориентиры. Это проявляется по меньшей мере в двух аспектах: — результаты его использования имеют самостоятельное значение. Они чаще всего не дополняют («углубляют») данные классического опроса, но реализуют цели и задачи самостоятельного исследования. Фокус-группы в таком качестве используются в социологии политики, социологии рекламы, маркетинге; — стимулом выступает не только конкретное событие, в которое участники интервью должны быть включены «до того», но и область социальной реальности, в которую они так или иначе погружены и которая становится темой обсуждения. На фокус-группе, например, может обсуждаться тема предстоящих выборов губернатора или отношения к слоганам рекламной политической кампании кандидата на ту или иную выборную должность и т.д. Такое фокус-групповое интервью, посвященное узкой теме, стремящееся «дойти до конца» в ней, фактически становится глубинным. Кроме того, современное представление о фокус-группах включает понимание того, что информация, которая производится в рамках этого метода, не просто сумма индивидуальных мнений, но всегда продукт организованной дискуссии и групповой динамики. Ответ на вопрос, «вброшенный» интервьюером (здесь он называется модератором. — А.Г.) для обсуждения, стимулируется присутствием других участников, рождается и аргументируется в споре (или согласии) с другими. По мнению английского исследователя Р.А.Крюгера, фокус-группа — это «сообщество людей, объединенных в группы по определенным критериям, в результате чего в ходе групповой дискуссии производятся данные, имеющие качественный характер». Такая фокус-групповая дискуссия особенно эффективна, по мнению Р.А.Крюгера, «когда необходимо понять, что люди думают и чувствуют, поступая определенным образом». Это рассмотрение и процесса сбора данных, и их интерпретации в контексте групповой динамики, т.е. процессов постоянного взаимодействия и взаимовлияния участников группы, является важнейшим методологическим принципом фокусированного группового интервью в его сегодняшнем понимании. Наиболее распространенная форма фокусированного группового интервью сегодня — это интервью с путеводителем (гайдом), в котором последовательно представлены только темы, требующие обсуждения[85]. Именно такое фокусированное групповое интервью занимает срединное место на шкале комплексного критерия: оно, с одной стороны, предполагает директивную стратегию — дискуссией здесь управляет модератор, достаточно четко следующий логике гайда; с другой стороны, оно не формализовано — обсуждаемая тема, как правило, представлена открытыми вопросами. Подбор участников группы Рекрутирование людей в фокус-группу происходит в соответствии в целями и задачами исследования. Так, например, цель проведенного нами маркетингового исследования состояла в том, чтобы определить отношение к новому для одного из самарских банков банковскому продукту «Доверительное управление средствами клиентов». Соответственно, участниками фокус-группового интервью, т.е. объектом исследования, стали потенциальные потребители этого продукта: люди с ежемесячным доходом на 1 человека не ниже 15—20 тысяч рублей. Очень часто гипотезы, выдвигаемые исследователем в процессе фокус-группового исследования[86], «завязаны» на социально-демографические характеристики. Тогда возникает необходимость проведения нескольких фокус-групп, участники которых различаются наиболее значимыми социально-демографическими параметрами. Так, например, гипотеза о влиянии уровня образования на отношение к лозунгам рекламной политической кампании, выдвинутая нами в исследовании, обусловила необходимость проведения нескольких фокус-групп, различающихся по уровню образования участников. Сегодня существует целый ряд методических принципов, правил формирования фокус-групп. 1 — фокус-группы должны быть гомогенными (однородными) по своим социальным характеристикам; в гетерогенных (разнородных) группах возникает целый комплекс нежелательных социально-психологических явлений: чаще всего это замыкание участников группы в себе, общая заторможенность динамики обсуждения, возникновение атмосферы неискренности или даже конфликта. Гомогенность группы означает, что участники не должны значительно различаться по статусу (должности), уровню образования и возрасту. Значимость гомогенности по полу — вопрос сегодня дискуссионный. Во всяком случае, допускается разнородность группы по полу (при условии равного количества мужчин и женщин), если тема обсуждения — не специфически женская или мужская. Считается, что в этом случае особые социально-психологические отношения между мужчинами и женщинами, которые могут возникнуть в группе, не так уж существенно влияют на искренность участников, их аргументацию своих мнений. 2 — фокус-группы должны формироваться из рядовых участников обсуждаемой ситуации, «людей с улицы». Именно поэтому для участия не допускаются, с одной стороны, «знатоки», специалисты в обсуждаемой области деятельности; с другой — социологи, психологи, журналисты, специалисты в области рекламы: считается, что эта группа профессионалов обладает высоким уровнем осведомленности в различных сферах общественной жизни. Такое неприятие экспертов, компетентных людей здесь объясняется тем, что фокус-группы, как правило, производят информацию, необходимую для принятия управленческих решений в маркетинге, социологии политики, рекламы. Вместе с тем сами эти решения всегда ориентированы на массового участника политической кампании, рядового потребителя рекламной продукции для того или иного товара. 3 — участники фокус-группы не должны быть знакомы друг с другом: предварительное («до того») знакомство может существенно повлиять на искренность участников, их мотивацию к участию. В целом окончательный отбор участников производится организатором группы с помощью анкеты-фильтра. Эта анкета содержит критерии отбора, разработанные исследователем, в форме закрытых вопросов. Потенциальные участники, чьи социальные характеристики совпадают с необходимым значением критерия (например, соответствующий возраст или требуемый уровень среднемесячного дохода на 1 человека в семье и т.д.), и становятся реальными участниками фокус-группы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.247.78 (0.01 с.) |