Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процедура интервьюирования (фазы интервью).

Поиск

Одним из главных условий успешности применения любого вербалъно-коммуникативного метода является благожелательная атмосфера общения исследователя с респондентом. Для интервью - это условие становится ведущим требованием, не уступающим по своему значению грамотному построению воп­росника.

В процессе интервьюирования четко различаются три фазы: вводная, основная и завершающая. Первая фаза — установление контакта с респондентом. Она является ключевым моментом со­здания благожелательной и деловой обстановки. Первые фразы должны быть краткими, обоснован­ными и уверенными. Начинает интервьюер с представления себя и организации, уполномочившей его на опрос. Свою личную заинтересованность демонстрировать не следует. Тут же излагают­ся цели исследования и пояснения по поводу того, что выбор на роль респондента пал именно на этого человека. После «официальной» части следует приглашение к сотрудничеству с акцентированием общественной значимости опроса и важности роли в нем данного человека.

Итак, первые слова, первые контактные вопросы должны вы­звать у опрашиваемого заинтересованность и желание дать ин­тервью. Одновременно интервьюеру следует остерегаться паниб­ратства, необходима соблюдать определенную деловитость и дистанцию. Недопустима и другая крайность — подчеркивание этой дистанции и менторский тон.

Вводные слова и буферные вопросы помогают перейти к ос­новной фазе интервью, где задаются намеченные вопросы. Дос­тигнутый в первой фазе контакт нуждается в постоянной поддер­жке. При умелом ведении интервью этот контакт укрепляется, а респондент все более и более «раскрывается».

 

Важнейшее правило поведения интервьюера на этом этапе — нейтральность его позиции по отношению к предмету исследова­ния. Он не должен высказывать своего мнения по обсуждаемым проблемам, а должен только задавать вопросы. Он может эмоционально и интеллектуально откликаться на ответы опрашиваемого. Но «одобрение интервьюера должно отно­ситься не к содержанию ответа респондента, его "правильности" или "неправильности", а к самому факту ответа».

Темп ведения интервью должен быть оптимальным. В одних случаях его надо ускорить, чтобы вынудить партнера отвечать спонтанно. В других случаях предпочтительнее медленный темп. Давая больше вре­мени на ответ, интервьюер надеется на снижение доли необду­манных, поверхностных ответов и ответов неопределенных, типа «не знаю». Недопустимы затяжные паузы между вопросами. Они создают неловкость, а то и впечатление неподготовленности и некомпетентности исследователя.

Исчерпав все необходимые по замыслу интервью темы и воп­росы, следует плавно «выйти» из него. В завершающей фазе по­лезно подытожить разговор. Это, во-первых, дает уверенность в правильности понимания партнерами друг друга и возможность в случае обнаружения каких-либо неясностей еще раз вернуться к ним. Во-вторых, именно по завершении содержательной части интервью уместно получить основные сведения о респонденте, подчеркнув, что это необходимо для описания выборки при даль­нейшей обработке и интерпретации результатов опроса. Нако­нец, обязательными атрибутами завершающей фазы являются выражение благодарности респонденту за содействие и извине­ния за причиненное беспокойство. Желательно еще раз подчерк­нуть значимость исследования в целом и роль в нем данного кон­кретного интервью.

Продолжительность интервью зависит от его задачи и вытека­ющего из нее числа необходимых вопросов, а также от складыва­ющейся ситуации и особенностей опрашиваемого. Ясно, что не­терпеливый, эмоционально неустойчивый или склонный к агрессии респондент вынуждает сократить время опроса.

При определении оптимальной продолжительности интервью как психологического метода надо учитывать различия между «чистым» и «общим» временем и между «физическим» и «психо­логическим» временем. Чистое время — это затраты на вопросы и ответы, необходимые по программе исследования. Общее вре­мя включает дополнительно затраты на знакомство, вводную и заключительную части, перерывы в общении. Физическое вре­мя — это объективная длительность процессов (в нашем случае — интервьюирования), рассматриваемых в астрономической вре­менной системе отсчета и измеряемых в точных астрономических единицах (секунды, часы, сутки, годы и т. д.). Психологическое время — это психическое отражение объективной длительности процессов в субъективной системе координат.

 

РЕГИСТРАЦИЯ ДАННЫХ ИНТЕРВЬЮ

Важной стороной интервьюирования выступает его фиксация. При выборе формы регистрации необходимо решить три вопроса: где, когда и как фиксировать инф-ию? Вопрос «где?» подразумевает альтернативу: осуществлять запись непосредственно на списке с вопросами или отдельно от него на др. к-л документах. Если предпочитается первый вариант, то расположение перечня вопросов должно предусматривать достаточно свободного места на листе для ответов и соответ-их записей о ходе интервью. Второй вариант реал-ся путем ведения специального протокола. Возм-сти регистраци предельно полной инф-ии расширяются. Но эта «летопись» может вызвать беспокойство респондента, и отвлекает ведущего от процесса беседы. Коллективное интервью – интервьюер ведет беседу, а его ассистент осуществляет регистрацию, располагаясь в поле зрения опрашиваемого, но не привлекая к себе его внимания. Обязательным считается составление окончательного отчета об интер­вью, основным элементом которого выступает тщательно офор­мленный протокол.

Когда лучше производить запись беседы: в процессе интервью­ирования или после, восстанавливая информацию по памяти? В первом случае выигрыш в точности информации, но очевидны и сопут­ствующие проблемы в установлении и поддержании контакта с интервьюируемым. Однако запись после опроса чре­вата не только потерей сведений из-за ошибок памяти, но и смещением акцентов в ответах респондента из-за субъективных особенностей интервьюера. Опытный интервью­ер успешно может применять оба вида регистрации. Уловив бес­покойство партнера, он прекращает текущую запись и возвраща­ется к ней, когда позволит ситуация.

Наконец, как вести фиксацию интервью? Здесь имеется в виду, во-первых, должна ли запись быть дословной или достаточно от­мечать только существо ответов, во-вторых, как регистрировать невербальную информацию и, в-третьих, следует ли применять какие-либо технические средства регистрации. Понятно, что до­словная запись исключает потерю вербальной информации, но она предполагает владение регистратором навыков скорописи (стеногра­фия или какие-нибудь другие приемы сокращения слов). Если же таких умений и навыков нет, то дословная запись будет отнимать много времени интервью и вносить диссонанс во взаимодействия исследователя с исследуемым.

Что касается регистрации невербальной информации, то она обязательна, так как весьма существенно допол­няет речевую. Наилучший способ – применение звуко- и видеозаписывающей аппаратуры. Недостаток – технические средства стесняют респондента.

 

ВИДЫ ИНТЕРВЬЮ

Обычно разновидности интервью различают по степени его формализации: а) стандартизированное (формализованное), в котором формулировки вопросов и их последовательность оп­ределены заранее; б) нестандартизированное (свободное), где интервьюер руководствуется лишь общим планом и задачей исследования, а вопросы задаются в соответствии с ситуацией; в) полустандартизированное (фокусированное), в котором ис­пользуется так называемый «путеводитель» интервью с перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.

Достоинства стандартизированного интервью: 1) сравнимость данных разных респондентов; 2) высокая надежность данных. Повторные интервью с тем же респондентом обычно дают совпадающие результаты; 3) отточенность вопросов минимизирует ошибки их «перевода» и «формулировки»; 4) доступность интер­вьюеру невысокой квалификации.

Нестандартизированное интервью позволяет в наибольшей сте­пени добиться хороших контактов с опрашиваемым, так как в силу своей гибкости способствует созданию наиболее естествен­ной и непринужденной обстановки, задавать ему дополнительные вопросы на темы, не имеющие прямого отношения к изучаемой проблеме, но интересные для него. Преимущества: 1) ближе к беседе, что способствует созданию естеств обстановки и получению естеств ответов; 2) более ситуативно, что дает возможность легче управ­лять беседой с учетом складывающихся обстоятельств; 3) дает более глубокую информацию, 4) более широкий диапазон ис­пользуемых слов.

Полустандартизированный вариант, естественно, совмещает достоинства и недостатки каждого их двух смежных видов ин­тервью.

Стандартизированный вариант выгоден при большом коли­честве респондентов. Свободное интервью применяется обычно для немас­сового опроса. Полустан­дартизированное интервью применяется с одинаковым успехом и в том и в другом случае.

В зависимости от уровня исследования интервью делят на пред­варительные, основные и контрольные. Предварительное интервью позволяет про­извести разведку проблемы, уточнить гипотезу, сформулировать задачи последующих опросов массового характера. Наиболее под­ходящий для этих целей нестандартизированный или полустандартизированный вариант. Особо специфический случай пред­варительного интервьюирования — это проверка вопросника.

С помощью основных интервью осуществляется сбор главного множества сведений в массовых опросах. Обычно это уже стан­дартизированные формы. Контрольные интервью нацелены на проверку спорных или сомнительных данных. Контрольные интервью выпол­няются в любой форме стандартизации.

По числу участников интервью делятся на индивидуальные, груп­повые и массовые. Индивидуальное интервью - работа с одним опрашиваемым. Групповое — с несколькими одновременно. При этом могут быть подварианты: собственно групповая форма (без вза­имовлияний респондентов в группе) и коллективная форма (связи не только интервьюера с каждым из респондентов, но и между ними). Массовое интервью — это опрос больших популяций (сотни и ты­сячи человек).

В терапевтической практике различают диагностическое и клиническое интервью. Диагностическое интервью направ­лено на получение информации о свойствах личности. Оно обыч­но применяется на ранних этапах психотерапии и служит сред­ством установления тесного личного контакта с собеседником и способом проникновения в его внутренний мир. Клиническое интервью нацелено на оказание помощи пациенту в осознании им своих внутренних затруднений, конфликтов, скры­тых мотивов поведения.

Подобно беседе интервью можно подразделять на управляе­мое и неуправляемое. Основная масса устных опросов, конечно, проводится в форме управляемого интервью, где ведущий являет­ся более активной стороной. Но изредка по тем же причинам, что и в беседе, требуется уступить активную позицию опрашиваемо­му, которому необходимо «излить душу». Такие интервью-испо­веди обычно называют ненаправленными.

Известно выделение таких форм интервью как интенсивное и фокусированное. Первое трактуется как продолжительное и глубинное исследование, нацеленное на изучение направленно­сти личности, чем сближается с клиническим интервью. Второе — более скоротечное и узкое, применяется для получения инфор­мации по более или менее частным аспектам взаимодействия че­ловека со средой.

Наконец, возможно осуществление интервью через техничес­кие средства связи. Главным образом это телефон.

 

Основная литература по опросным методам к курсу

«Методы социально-психологического исследования»

1. Абрамова Г.С. Практикум по социальной психологии. – М.: Издательский центр "Академия", 1999. – 320 с. (С.21-36. Метод анкеты)

2. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом: Учебное пособие для университетов. – М.: Высшая школа, 1989. – 176 с.

3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии: Учебно-практическое пособие. М., 2003. -208 с. (С.30-48. Беседа. Анкетирование.)

4. Горбатов Д.С.Практикум по психологическому исследованию. – Самара, 2000.

5. Дмитриева Е.В. Метод фокус-групп: проблемы подготовки, проведения, анализа // Социологические исследования. 1999. №8. С.133-138.

6. Интервью и опросник: формы, процедуры, результаты /Э.Феннето. – СП..: Питер, 2004. – 160 с.

7. Лекции по методике конкретных социальных исследований / Под ред. Г.М.Андреевой. – М.: МГУ, 1972.

8. Мельникова О.Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании: Методология и техники качественных исследований в социальной психологии: Учебное пособие. – М.: Издательский центр "Академия", 2003. – 272 с.

9. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.

10. Никандров В.В. Экспериментальная психология. Учебное пособие. – СПб, 2003.

11. Пенто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. – М.: Прогресс, 1972.

12. Процесс социального исследования / Под ред. Ю.Е.Волкова. – М.: Прогресс, 1975.

13. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. – 6-е изд. – М.: Академический проект, 2002. – 128 с. (С.82-109. Психологическая беседа как основной способ получения информации о ребенке)

14. Шапарь В.Б. Методы социальной психологии: Учебное пособие, серия "Учебники". – Ростов н/Д, 2003.

15. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. – М.: Наука, 1994. – 255 с. (Часть III. Методы практической социальной психологии. С. 158-171. Глава 1. Консультативная беседа (Ю.Е.Алешина) С.193-210. Глава 4. Фокус-группы как качественный метод в прикладных исследованиях)

16. Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов / Под ред. С.Д.Смирнова, Т.В.Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 383 с. (С.331-343. Часть

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1609; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.154.133 (0.008 с.)