Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Процедура интервьюирования (фазы интервью).↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Одним из главных условий успешности применения любого вербалъно-коммуникативного метода является благожелательная атмосфера общения исследователя с респондентом. Для интервью - это условие становится ведущим требованием, не уступающим по своему значению грамотному построению вопросника. В процессе интервьюирования четко различаются три фазы: вводная, основная и завершающая. Первая фаза — установление контакта с респондентом. Она является ключевым моментом создания благожелательной и деловой обстановки. Первые фразы должны быть краткими, обоснованными и уверенными. Начинает интервьюер с представления себя и организации, уполномочившей его на опрос. Свою личную заинтересованность демонстрировать не следует. Тут же излагаются цели исследования и пояснения по поводу того, что выбор на роль респондента пал именно на этого человека. После «официальной» части следует приглашение к сотрудничеству с акцентированием общественной значимости опроса и важности роли в нем данного человека. Итак, первые слова, первые контактные вопросы должны вызвать у опрашиваемого заинтересованность и желание дать интервью. Одновременно интервьюеру следует остерегаться панибратства, необходима соблюдать определенную деловитость и дистанцию. Недопустима и другая крайность — подчеркивание этой дистанции и менторский тон. Вводные слова и буферные вопросы помогают перейти к основной фазе интервью, где задаются намеченные вопросы. Достигнутый в первой фазе контакт нуждается в постоянной поддержке. При умелом ведении интервью этот контакт укрепляется, а респондент все более и более «раскрывается».
Важнейшее правило поведения интервьюера на этом этапе — нейтральность его позиции по отношению к предмету исследования. Он не должен высказывать своего мнения по обсуждаемым проблемам, а должен только задавать вопросы. Он может эмоционально и интеллектуально откликаться на ответы опрашиваемого. Но «одобрение интервьюера должно относиться не к содержанию ответа респондента, его "правильности" или "неправильности", а к самому факту ответа». Темп ведения интервью должен быть оптимальным. В одних случаях его надо ускорить, чтобы вынудить партнера отвечать спонтанно. В других случаях предпочтительнее медленный темп. Давая больше времени на ответ, интервьюер надеется на снижение доли необдуманных, поверхностных ответов и ответов неопределенных, типа «не знаю». Недопустимы затяжные паузы между вопросами. Они создают неловкость, а то и впечатление неподготовленности и некомпетентности исследователя. Исчерпав все необходимые по замыслу интервью темы и вопросы, следует плавно «выйти» из него. В завершающей фазе полезно подытожить разговор. Это, во-первых, дает уверенность в правильности понимания партнерами друг друга и возможность в случае обнаружения каких-либо неясностей еще раз вернуться к ним. Во-вторых, именно по завершении содержательной части интервью уместно получить основные сведения о респонденте, подчеркнув, что это необходимо для описания выборки при дальнейшей обработке и интерпретации результатов опроса. Наконец, обязательными атрибутами завершающей фазы являются выражение благодарности респонденту за содействие и извинения за причиненное беспокойство. Желательно еще раз подчеркнуть значимость исследования в целом и роль в нем данного конкретного интервью. Продолжительность интервью зависит от его задачи и вытекающего из нее числа необходимых вопросов, а также от складывающейся ситуации и особенностей опрашиваемого. Ясно, что нетерпеливый, эмоционально неустойчивый или склонный к агрессии респондент вынуждает сократить время опроса. При определении оптимальной продолжительности интервью как психологического метода надо учитывать различия между «чистым» и «общим» временем и между «физическим» и «психологическим» временем. Чистое время — это затраты на вопросы и ответы, необходимые по программе исследования. Общее время включает дополнительно затраты на знакомство, вводную и заключительную части, перерывы в общении. Физическое время — это объективная длительность процессов (в нашем случае — интервьюирования), рассматриваемых в астрономической временной системе отсчета и измеряемых в точных астрономических единицах (секунды, часы, сутки, годы и т. д.). Психологическое время — это психическое отражение объективной длительности процессов в субъективной системе координат.
РЕГИСТРАЦИЯ ДАННЫХ ИНТЕРВЬЮ Важной стороной интервьюирования выступает его фиксация. При выборе формы регистрации необходимо решить три вопроса: где, когда и как фиксировать инф-ию? Вопрос «где?» подразумевает альтернативу: осуществлять запись непосредственно на списке с вопросами или отдельно от него на др. к-л документах. Если предпочитается первый вариант, то расположение перечня вопросов должно предусматривать достаточно свободного места на листе для ответов и соответ-их записей о ходе интервью. Второй вариант реал-ся путем ведения специального протокола. Возм-сти регистраци предельно полной инф-ии расширяются. Но эта «летопись» может вызвать беспокойство респондента, и отвлекает ведущего от процесса беседы. Коллективное интервью – интервьюер ведет беседу, а его ассистент осуществляет регистрацию, располагаясь в поле зрения опрашиваемого, но не привлекая к себе его внимания. Обязательным считается составление окончательного отчета об интервью, основным элементом которого выступает тщательно оформленный протокол. Когда лучше производить запись беседы: в процессе интервьюирования или после, восстанавливая информацию по памяти? В первом случае выигрыш в точности информации, но очевидны и сопутствующие проблемы в установлении и поддержании контакта с интервьюируемым. Однако запись после опроса чревата не только потерей сведений из-за ошибок памяти, но и смещением акцентов в ответах респондента из-за субъективных особенностей интервьюера. Опытный интервьюер успешно может применять оба вида регистрации. Уловив беспокойство партнера, он прекращает текущую запись и возвращается к ней, когда позволит ситуация. Наконец, как вести фиксацию интервью? Здесь имеется в виду, во-первых, должна ли запись быть дословной или достаточно отмечать только существо ответов, во-вторых, как регистрировать невербальную информацию и, в-третьих, следует ли применять какие-либо технические средства регистрации. Понятно, что дословная запись исключает потерю вербальной информации, но она предполагает владение регистратором навыков скорописи (стенография или какие-нибудь другие приемы сокращения слов). Если же таких умений и навыков нет, то дословная запись будет отнимать много времени интервью и вносить диссонанс во взаимодействия исследователя с исследуемым. Что касается регистрации невербальной информации, то она обязательна, так как весьма существенно дополняет речевую. Наилучший способ – применение звуко- и видеозаписывающей аппаратуры. Недостаток – технические средства стесняют респондента.
ВИДЫ ИНТЕРВЬЮ Обычно разновидности интервью различают по степени его формализации: а) стандартизированное (формализованное), в котором формулировки вопросов и их последовательность определены заранее; б) нестандартизированное (свободное), где интервьюер руководствуется лишь общим планом и задачей исследования, а вопросы задаются в соответствии с ситуацией; в) полустандартизированное (фокусированное), в котором используется так называемый «путеводитель» интервью с перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов. Достоинства стандартизированного интервью: 1) сравнимость данных разных респондентов; 2) высокая надежность данных. Повторные интервью с тем же респондентом обычно дают совпадающие результаты; 3) отточенность вопросов минимизирует ошибки их «перевода» и «формулировки»; 4) доступность интервьюеру невысокой квалификации. Нестандартизированное интервью позволяет в наибольшей степени добиться хороших контактов с опрашиваемым, так как в силу своей гибкости способствует созданию наиболее естественной и непринужденной обстановки, задавать ему дополнительные вопросы на темы, не имеющие прямого отношения к изучаемой проблеме, но интересные для него. Преимущества: 1) ближе к беседе, что способствует созданию естеств обстановки и получению естеств ответов; 2) более ситуативно, что дает возможность легче управлять беседой с учетом складывающихся обстоятельств; 3) дает более глубокую информацию, 4) более широкий диапазон используемых слов. Полустандартизированный вариант, естественно, совмещает достоинства и недостатки каждого их двух смежных видов интервью. Стандартизированный вариант выгоден при большом количестве респондентов. Свободное интервью применяется обычно для немассового опроса. Полустандартизированное интервью применяется с одинаковым успехом и в том и в другом случае. В зависимости от уровня исследования интервью делят на предварительные, основные и контрольные. Предварительное интервью позволяет произвести разведку проблемы, уточнить гипотезу, сформулировать задачи последующих опросов массового характера. Наиболее подходящий для этих целей нестандартизированный или полустандартизированный вариант. Особо специфический случай предварительного интервьюирования — это проверка вопросника. С помощью основных интервью осуществляется сбор главного множества сведений в массовых опросах. Обычно это уже стандартизированные формы. Контрольные интервью нацелены на проверку спорных или сомнительных данных. Контрольные интервью выполняются в любой форме стандартизации. По числу участников интервью делятся на индивидуальные, групповые и массовые. Индивидуальное интервью - работа с одним опрашиваемым. Групповое — с несколькими одновременно. При этом могут быть подварианты: собственно групповая форма (без взаимовлияний респондентов в группе) и коллективная форма (связи не только интервьюера с каждым из респондентов, но и между ними). Массовое интервью — это опрос больших популяций (сотни и тысячи человек). В терапевтической практике различают диагностическое и клиническое интервью. Диагностическое интервью направлено на получение информации о свойствах личности. Оно обычно применяется на ранних этапах психотерапии и служит средством установления тесного личного контакта с собеседником и способом проникновения в его внутренний мир. Клиническое интервью нацелено на оказание помощи пациенту в осознании им своих внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения. Подобно беседе интервью можно подразделять на управляемое и неуправляемое. Основная масса устных опросов, конечно, проводится в форме управляемого интервью, где ведущий является более активной стороной. Но изредка по тем же причинам, что и в беседе, требуется уступить активную позицию опрашиваемому, которому необходимо «излить душу». Такие интервью-исповеди обычно называют ненаправленными. Известно выделение таких форм интервью как интенсивное и фокусированное. Первое трактуется как продолжительное и глубинное исследование, нацеленное на изучение направленности личности, чем сближается с клиническим интервью. Второе — более скоротечное и узкое, применяется для получения информации по более или менее частным аспектам взаимодействия человека со средой. Наконец, возможно осуществление интервью через технические средства связи. Главным образом это телефон.
Основная литература по опросным методам к курсу «Методы социально-психологического исследования» 1. Абрамова Г.С. Практикум по социальной психологии. – М.: Издательский центр "Академия", 1999. – 320 с. (С.21-36. Метод анкеты) 2. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом: Учебное пособие для университетов. – М.: Высшая школа, 1989. – 176 с. 3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии: Учебно-практическое пособие. М., 2003. -208 с. (С.30-48. Беседа. Анкетирование.) 4. Горбатов Д.С.Практикум по психологическому исследованию. – Самара, 2000. 5. Дмитриева Е.В. Метод фокус-групп: проблемы подготовки, проведения, анализа // Социологические исследования. 1999. №8. С.133-138. 6. Интервью и опросник: формы, процедуры, результаты /Э.Феннето. – СП..: Питер, 2004. – 160 с. 7. Лекции по методике конкретных социальных исследований / Под ред. Г.М.Андреевой. – М.: МГУ, 1972. 8. Мельникова О.Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании: Методология и техники качественных исследований в социальной психологии: Учебное пособие. – М.: Издательский центр "Академия", 2003. – 272 с. 9. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. 10. Никандров В.В. Экспериментальная психология. Учебное пособие. – СПб, 2003. 11. Пенто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. – М.: Прогресс, 1972. 12. Процесс социального исследования / Под ред. Ю.Е.Волкова. – М.: Прогресс, 1975. 13. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. – 6-е изд. – М.: Академический проект, 2002. – 128 с. (С.82-109. Психологическая беседа как основной способ получения информации о ребенке) 14. Шапарь В.Б. Методы социальной психологии: Учебное пособие, серия "Учебники". – Ростов н/Д, 2003. 15. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. – М.: Наука, 1994. – 255 с. (Часть III. Методы практической социальной психологии. С. 158-171. Глава 1. Консультативная беседа (Ю.Е.Алешина) С.193-210. Глава 4. Фокус-группы как качественный метод в прикладных исследованиях) 16. Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов / Под ред. С.Д.Смирнова, Т.В.Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 383 с. (С.331-343. Часть
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1609; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.154.133 (0.008 с.) |