Модуль 1. Психологический анализ продуктов изобразительной деятельности учащихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 1. Психологический анализ продуктов изобразительной деятельности учащихся



МОДУЛЬ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 

Цель – выявление психологических особенностей учащихся с помощью анализа рисунков. Количество учащихся не менее 15 человек.

 

ЗАДАНИЕ 1. РИСУНОК СЕМЬИ

 

Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана дает богатую информацию о субъективной семей­ной ситуации исследуемого ученика. Он помогает выявить вза­имоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, пока­зывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них.

Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рису­нок является творческой деятельностью, не только отражаю­щей восприятие своей семьи, но и позволяющей ребенку ана­лизировать, переосмыслять семейные отношения. Поэтому ри­сунок семьи не только отражает настоящее и прошлое, но так­же направлен на будущее: при рисовании ребенок интерпрети­рует ситуацию, по-своему решает проблему актуальных семей­ных отношений.

Тест КРС состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседа после рисования. Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик. Предложите: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы ее члены были чем-либо заняты». На все уточняю­щие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний, напри­мер: «Можешь рисовать, как хочешь».

Во время рисования записывайте все спонтанные высказы­вания ребенка, следите за его мимикой, жестами, а также фик­сируйте последовательность рисования. После того как рису­нок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схе­ме: 1) Кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи? 2) Где работают и учатся члены семьи? 3) Как в семье распреде­ляются домаь ние обязанности? 4) Каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи?

В системе количественной оценки КРС учитываются фор­мальные и содержательные особенности рисунка. Формальным считается качество линий, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или его отдельных частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристика­ми рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке.

При интерпретации КРС основное внимание обращается на следующие аспекты: 1) анализ структуры рисунка семьи (срав­нение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке); 2) анализ особен­ностей рисунка отдельных членов семьи (различия в стиле ри­сования, количество деталей, схема тел отдельных членов семьи); анализ процесса рисования (последовательность рисунка, ком­ментарий, паузы, эмоциональные реакции во время рисования).

Рассмотрим на примерах каждый аспект схемы интерпретации.

1. Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Расположение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотношения. Например, важным показателем психологи­ческой близости является расстояние между отдельными чле­нами семьи. Иногда между ними рисуются различные объекты, которые служат как бы преградой. Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших, благополучных се­мейных отношениях. Часто общая деятельность соединяет лишь нескольких членов семьи. Это указывает на наличие семейных микрогрупп. Некоторые дети изображают себя на нижней час­ти листа. Это может свидетельствовать о депрессивное™ ре­бенка, о его чувстве неполноценности в семейной ситуации. На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Это также отражает эмоциональную озабоченность ре­бенка.

2. Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и разукрашивает фигуру самого любимого им члена семьи. И наоборот, если он отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда отношения ребенка конфликтны, тревожны и эмоционально окрашены неоднозначно, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с кото­рым у него не сложились эффективные связи. В аналогичных случаях можно наблюдать стирание и перерисовку.

Нужно отметить, что в рисунках, особенно детей младшего школьного возраста, можно наблюдать несколько стилей рисования. Так, часто одним стилем рисуются отец и братья, а дру­гим — мать и сестры. Особенно отличается тип прорисовывания волос, одежды. По тому, как ребенок рисует себя, можно понять, с кем он сильнее идентифицируется (с матерью или отцом), адекватно ли это полу ребенка.

Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Когда дети, особенно среднего школьного возраста и старше, отговариваются тем, что они не умеют рисовать, это вполне нормально и понятно. Успокойте их, скажите, что тут не столько важно красиво нарисовать, сколько придумать дея­тельность для членов семьи. Но бывает так, что многочислен­ные отговорки, а также манера прикрывать рукой нарисован­ное могут свидетельствовать о неверии ребенка в свои силы, о его потребности в поддержке со стороны взрослого.

Чаще всего свой рисунок дети начинают с изображения того члена семьи, к кому они действительно хорошо относятся. Мо­гут возникать паузы перед тем, как ребенок начнет рисовать одну из фигур. Это в отдельных случаях может свидетельство­вать об эмоционально неоднозначном или даже негативном от­ношении ребенка. В комментариях также может прозвучать его отношение к родственникам, но во время выполнения теста лучше не вступать в разговор.

Для теста КРС разработана система количественной оценки. Выделяются пять симптомокомплексов: 1) благоприятная се­мейная ситуация, 2) тревожность, 3) конфликтность в семье, 4) чувство неполноценности в семейной ситуации, 5) враждебность в семейной ситуации.

Симнтомокомплексы кинетического рисунка семьи (КРС)

Симлтомокомплекс   №   Симптом   Балл  
       
1. Благоприятная се-     Общая деятельность всех членов семьи   0,2  
мейная ситуация     Преобладание людей на рисунке   0,1  
      Изображение всех членов семьи   0,2  
      Отсутствие изолированных членов   0,2  
        семьи      
      Отсутствие штриховки   0,1  
      Хорошее качество линии   0,1  
      Отсутствие показателей враждебности   0,2  

-

      Адекватное распределение людей на ли-   0.1  
        сте      
      Другие возможные признаки      
11. Тревожность     Штриховка   0,1; 2,3  
      Линия основания — пол   0,1  
      Линия над рисунком   0,1  
      Линия с сильным нажимом   0,1  
      Стирание   0,1;2  
      Преувеличенное внимание к деталям   0,1  
      Преобладание вещей   0,1  
      Двойные или прерывистые линии   0,1  
      Подчеркивание отдельных деталей   0,1  
      Другие возможные признаки      
111. Конфликтность в     Барьеры между фигурами   0,2  
семье     Стирание отдельных фигур   0,1; 2  
      Отсутствие основных частей тела у не-   0,2  
        которых фигур      
      Выделение отдельных фигур   0,2  
      Изоляция отдельных фигур   0.2  
      Неадекватная величина отдельных фигур   0.2  
      Несоответствие вербального описания   0,1  
        рисунка      
      Преобладание вещей   0.1  
      Отсутствие на рисунке некоторых чле-   0,2  
        нов семьи      
      Член семьи, стоящий спиной   0,1  
      Другие возможные признаки      
IV. Чувство неполно-     Автор рисунка непропорционально ма-   0,2  
ценности в семейной       ленький      
ситуации     Расположение фигур на нижней части   0,2  
        листа      
      Линия слабая, прерывистая   0,1  
      Изоляция автора от других   0,1  
      Маленькие фигуры   0,1  
      Неподвижная по сравнению с другими   0,1  
        фигура автора      
      Отсутствие автора   0,2  
      Автор стоит спиной   0,1  
      Другие возможные признаки      
V. Враждебность в се-     Одна фигурка на другом листе или на   0,2  
мейной ситуации       другой стороне листа      
      Агрессивная позиция фигуры   0,1  
      Зачеркнутая фигура   0,2  
      Деформированная фигура   0,2  
      Обратный профиль   0,1  
      Руки раскинуты в стороны   0,1  
      Пальцы длинные, подчеркнутые   0,1  
      Другие возможные признаки      

Бланк регистрации результатов оценки КРС Фамилия, имя ребенка

Дата рождения ___________________________

Дата эксперимента ___________________________

Контент–анализ

 

Контент–анализ как разновидность метода изучения продуктов деятельности.

Содержание основных процедур контент–анализа.

Контент–анализ (от англ. «содержание» и греч. «разложение, расчленение») – метод выявления и оценки характеристик информации, содержащихся в текстах и речевых сообщениях. Предусматривает строгую формализацию процессов осмысления материала.

Включает в себя:

- выделение системы опорных понятий (категорий анализа);

- отыскивание их индикаторов – слов, словосочетаний, суждений и т.д. – (единиц анализа);

- статистическую обработку данных.

Данный метод зародился в 20-е гг. в американской журналистике как средство количественно-качественного изучения содержания прессы. В настоящее время активно применяется в социальной психологии, социологии, психодиагностике. Политологии, психологии рекламы и пропаганды.

К числу его несомненных достоинств относятся возможность точной регистрации внешне неразличимых показателей в объёмных массивах эмпирических данных, способность к выявлению скрытых тенденций и закономерностей, допустимость осуществления отсроченного по времени анализа событий и ситуаций, относительная объективность процедур и надежность результатов, отсутствие проявлений эффекта воздействия исследователя на поведение испытуемых.

По сути, контент–анализ предполагает перевод качественно представленной информации на язык счёта. Для этого необходимо, во-первых, иметь достаточно объёмный и содержательно богатый текст, а во-вторых, обладать определённым уровнем исследовательской подготовленности, позволяющим эффективно реализовывать потенциал данного метода.

Наряду с этим следует помнить, что контент–анализу присущи и некоторые ограничения. Так, известно, что характер информации во многом определяется замыслами её автора и спецификой форм предъявления. Поэтому вполне возможно принятие исследователем вымысла за документальность или упущение каких-либо существенных данных вследствие недостаточной выраженности их в обрабатываемом материале. Искажение информации может возникать и по вине исследователя, неспособного, к примеру, адекватно выделить категории анализа или учесть все имеющиеся варианты их словесного выражения.

Кроме того, далеко не всякий материал поддается необходимой формализации. Предельно трудно было бы применять данный метод, скажем, к описанию поведения лирического героя поэтического произведения.

В современной психологической практике контент–анализ находит своё применение в трёх разновидностях:

1) в качестве основного метода исследования;

2) как составная часть используемого комплекса исследовательских методов;

3) в виде вспомогательной процедуры обработки данных, полученных иными эмпирическими способами.

В любом случае, представляется необходимой предварительная проверка достоверности анализируемого текста или устного сообщения, а также установление степени надёжности, содержательной и критериальной валидности аналитической процедуры. Иначе обоснованность и объективность результатов могут оказаться неудовлетворительными.

Описывая особенности применения контент–анализа, принято указывать меру устойчивости полученных сведений при замене кодировщиков (лиц, регистрирующих предписанные параметры и признаки) и дать характеристику степени согласованности результатов этого метода с данными, собранными другими способами.

Рассмотрим содержание основных этапов контент–анализа.

1. Подготовительный этап (разработка программы анализа материала). Он включает постановку цели исследования, предварительную проверку адекватности избранного метода особенности предстоящёй работы, составление классификатора (опорной схемы для контент–анализа), подготовку инструкций, для лиц, участвующих в реализации метода, пилотажное исследование, последующую коррекцию программы.

Особое внимание здесь следует обратить на составление т.н. классификатора, представляющего собой перечень категорий анализа, соответствующих им индикаторов, принятых единиц счёта. Это основа алгоритма последующих действий, от качества которой зависит эффективность работы в целом.

Категории анализа – это ключевые элементы исследовательской концепции, смысловые единицы, выраженность которых подлежит регистрации в соответствии с поставленной целью. В качестве категорий анализа исследователь заранее выдвигает определённые проблемы, идеи или темы.

Например, анализирую характер человека по итогам интервью или анкетирования, мы можем выделить следующие категории: отношение к самому себе, другим людям, деятельности, вещам (предметам), природе. Изучая, допустим тревожность как свойство личности, мы предварительно выделяем совокупность составляющих её «тем»: беспокойство по поводу здоровья, семьи, карьеры, финансового положения и др.

Главное, чтобы список категорий был предельно исчерпывающим, а также давал возможность однозначного соотнесения той или иной части текста с конкретной категорией.

Единицы анализа, или индикаторы, признаки выраженности смысловых единиц, представляют собой части текста, характеризующиеся принадлежностью к определённой категории. Это могут быть символы, слова, термины, сочетание слов различной протяжённости, ситуации, суждения, реплики, интонации т.д. Это тот материал, который позволяет судить о значении в тексте каждой категории.

Следует помнить, что одна и та же категория бывает выражена в тексте по-разному: от отдельных символов или слов до законченных суждений или абзацев. Поэтому выделение единиц анализа является непростым делом и требует от исследователя вдумчивости и проницательности.

Помимо того, необходимо учитывать, что категория может быть представлена в тексте различными по знаку единицами анализа. Например, в отрицательной (критической), нейтральной или же положительной форме. Разумеется, количество вариантов такого рода отношений бывает и более разнообразным.

Единицы счёта – это количественные характеристики отношений категорий друг к другу или единиц анализа к категориям. В практике исследований обычно используют два их варианта:

- частоту проявлений в тексте категорий или её признака;

- Пропорцию представленности категорий (её признака) или, иначе, объём внимания, уделяемый ей автором текста. Так, это может быть: сравнительной количество печатных знаков, площадь соответствующих частей текстов (в квадратных единицах или процентах), необходимое время произнесения и т.д.

Разработка классификатора завершается составлением инструкций кодировщику и подготовкой кодировочной матрицы.

Инструкция содержит предельно чёткий указания на то, каковы все выделенные категории, какой набор признаков в тексте соответствует каждой из них, какого типа единицы счёта при этом используются. Объективность результатов контент–анализа будет боле полной, если исследователь письменно сформулирует инструкции даже в том случае, когда он сам является кодировщиком.

Кодировочная матрица представляет собой таблицу, удобную для регистрации первичных результатов исследования. Обычно по вертикали в ней даны категории анализа, а по горизонтали – перечень источников информации (отдельные документы, сообщения, персоналии испытуемых и т.д.). Тогда середина таблицы заполняется цифрами, свидетельствующими о частотах присутствия данной категории в том или ином материале. Пилотажное исследование, завершающее подготовительный этап контент–анализа, способствует выявлению недостающих категорий, упущенных из виду единиц анализа, неточностей инструкций.

2. Исполнительный этап предусматривает совокупность процедур по выделению индикаторов категорий и регистрации характеристик их присутствия в тексте.

Кодировщики могут допускать здесь такие ошибка как:

- неверное соотношение единиц анализа с категориями;

- пропуск тех или иных единиц анализа;

фиксация того, чего нет на самом деле.

Всё это нарушает устойчивость результатов контент–анализа. Причины низких показателей устойчивости следует искать в качестве инструкций, недостаточной умелости кодировщиков, в неподходящей обстановке их работы, наконец, в отсутствии внимательности, терпения или добросовестности.

3. Этап обработки данных. Содержание его определяется целью исследования. В зависимости от этого при обработке результатов (одной или нескольких кодировочных матриц), могут быть использовании частотные или процентные распределения, коэффициенты корреляции, сопоставительные таблицы и т.д.

 

/Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие – Самара: Издательский Дом "Бахрах –м", 2000.- 248 с.

С.206-209

 

/Никандров В.В. Экспериментальная психология. Изд. 2-е, дополненное. – СПб.: Речь, 2007. – 512 с.

С.329-330.

Контент-анализ

Считается, что начало научного качественно-количественного подходя изучению документов положило исследование, проведенное в начале ХХ в У. Томасом и Ф. Знанецким, «Польский крестьянин в Европе и Америке» В этой работе анализировалась переписка семей польских крестьян-эмигрантов, публикации в эмигрантских газетах и другие документы.

Затем все чаще исследователи переходят от интуитивно-качественного анализа документов к количественному. И в 1940—1950-х гг. в США формируется специальный междисциплинарный метод изучения документов — контент-анализ родоначальниками которого считаются американские социологи Г. Лассуэлш и Б. Берельсон. Накопленный методический и практический опыт контент- аналитических исследований был подытожен в начале 1950-х гг. Б. Берельсоном, давшим до сих пор популярное за рубежом определение контент-анализа как исследовательской техники для объективного, систематического и количественного описания явного содержания коммуникации.

С конца 1950-х — начала 1960-х можно выделить период «усовершенствованных строгих методик» Ч. Осгуда** и «машинного» контент-анализа Ф. Стоуна и др."* В настоящее время широко применяется компьютерная разновидность контент-анализа, позволяющая осуществлять анализ больших массивов документов. В соответствии с современными представлениями наиболее удачное определение контент-анализа выглядит следующим образом» контент-анализ — это специальный строгий метод качественно-количествен ного анализа содержания документов, суть которого заключается в систематической и надежной фиксации определенных единиц изучаемого содержанияит квантификации получаемых данных.

Итак, суть контент-анализа заключается в выделении специальных «единиц» текстового содержания (квалификация) и подсчете частоты их употребления, что должно отражать психологическую (в том числе социально-психологимескую) ситуацию при создании документа, психологические характеристики его составителей и тех, кому он адресован. В качестве указанных единиц анализа используются отдельные слова (символы), определенные суждения (мысль), темы сообщений, персонажи (отдельные герои, классы персонажей, группы), Часто за подобные единицы берутся авторы документов (например, писатели, корреспонденты газет, публицисты, комментаторы). Эти эмпирические единицы, относимые обычно к категории качественных (или смысловых) единиц, должны соответствовать определенным научным понятиям, в которых отража­ется исследовательская задача. Иначе говоря, «единицы» — это только индика­торы психологических идей, заложенных в исследовании.

Подсчет употребляемости тех или иных единиц анализа производится не только через частотный показатель, но и через физические единицы измерения. С их помощью количественно определяется пространство (или время) в сообщениях, уделяемое каким-либо единицам анализа: число строк, абзацев, стра­ниц, площади в письменных материалах, число минут и часов в радио-, кино-, телематериалах. Эти физические единицы измерения относят к категории ко­личественных единиц (или единицы счета).

Контент-анализ используется и как дополнительный вспомогательный ис­следовательский прием. Например, для обработки и уточнения данных, полу­ченных другими методами. Особенно часто он используется для обработки ма­териалов, полученных биографическими методами, так как биографические данные обычно слабо структурированы. Иногда контент-анализом пользуются для обработки данных проективных методик или результатов интервью и анкетирования, применяющих открытые вопросы.

Таким образом, контент-анализ можно использовать как самостоятельный и как вспомогательный метод, а также в комплексе с другими методами.

После того, как определены цель и задачи конкретного контент-аналитичес­кого исследования, следует выбрать объект исследования. Он должен удовлетво­рять требованиям «статистической значимости» и «формализации». Согласно первому требованию, объем (массив) документального материала должен быть достаточно велик для анализа, а единицы анализа должны встречаться с достаточной частотой. Требование формализации означает необходимость четких, од­нозначных правил для фиксирования нужных характеристик содержания. Не­посредственными объектами изучения являются документы, рассматриваемые как сообщения. Такими документами могут быть дневники, записи сновидений, письма, статьи, инструкции, книги, кинофильмы, песни, продукты изобразитель­ного творчества (картины), газеты, радио- и телепрограммы и т. п.

Для психологов интерес представляют не документы сами по себе, а люди, издающие эти документы или читающие их. В самом общем виде процесс коммуникации можно представить в виде следующей схемы: коммуникатор > сообщение > реципиент. Коммуникатором является автор сообщения, то есть тот, кто создал документ. Реципиентом выступает человек (или группа), при­нимающий сообщение, то есть, воспринимающий документ. Тогда целью кон­тент-анализа может стать изучение психологических и социально-психоло­гических особенностей как коммуникаторов, так и реципиентов. Это изучение будет проходить не напрямую, а через анализ содержания сообщений. Например, изучение норм поведения и жизненных ценностей в различных сообще­ствах. Кроме того, может проводиться анализ предмета сообщения (реально­го явления, события, которое отражено в сообщении). Изучать можно и особенности форм и приемов организации содержания сообщения с целью повышения их эффективности. Это актуально для совершенствования рабо­ты средств массовой информации.

Исследование может строиться как по принципу поперечных срезов, так и по принципу продольных срезов. Например, анализ притязаний мужчин (жен­щин), подающих брачные объявления в газеты, в первом случае будет базироваться

на сообщениях за относительно короткий период (несколько недель), но на значительной территории, во втором — за несколько лет, но на ограниченной территории.

При значительной смысловой емкости качественные единицы анализа, как правило, делятся на более мелкие классификационные единицы, что приводит к получению многоуровневой (обычно двух- или трехуровневой системы смысловых единиц. Например, такая емкая единица, как «профессия» делится на конкретные профессии преподавателя, продавца, бухгалтера и т. д. Эти системы единиц удобно представлять схематически в виде графов. Далее составляется подробная инструкция кодировщику. Она особенно необходима том случае, когда регистрация смысловых единиц текста поручается «техническим исполнителям», то есть помощникам исследователя, полностью не посвященным в замысел и технологию всего исследования. Во избежание неправильного истолкования конкретных единиц анализа они обычно рассматриваются на фоне более крупных единиц, в более общем контексте (например, слово в структуре предложения, герой на фоне других персонажей) Поэтому кодировщик должен четко представлять, что к какой категории необходимо отнести в том или ином случае. Закодированный по детальной инструкции текст заносится в шифровальный лист и далее подвергается обычной статистической обработке.

Надежность методики проверяется следующими способами: 1) контроль на обоснованность применения при помощи компетентных судей (экспертов); 2) проверка по независимому критерию, то есть сравнение с аналогичными данными, полученными по другим методам; 3) повторная (иногда многократная) кодировка текста по единой инструкции, предпочтительно разными кодировщиками.

Количественная обработка данных контент-анализа производится также, и при использовании других методов в психологии.

К достоинствам контент-анализа обычно относят [338]: 1) возможность избежать влияния исследователя на изучаемый объект (элиминировать так называемый «эффект присутствия»); 2) высокая степень надежности получаемых данных (документы наиболее удобны для перепроверки); 3) возможность исследования социально-психологических явлений в историческом плане посредством анализа ряда документов прошлого; 4) возможность использования принципа лонгитюдного изучения (в том числе для целей прогнозирования); 5) возможности в «подключении» к другим методам психологии (наблюдение, опрос, биографический метод, проективные методы) в качестве дополнительного исследователь­ского приема, что способствует повышению их эффективности. Основными не­достатками метода являются значительная сложность процедуры квантификации, необходимость высокой квалификации кодировщиков-аналитиков, трудности перевода языка документов на язык гипотез.

Отмеченные недостатки контент-анализа с лихвой компенсируются его достоинствами, что предопределило его широкое применение не только в психологии, но и в педагогике, социологии, журналистике и других областях человеческой деятельности.

Тщательнее познакомиться с архивным методом и, в частности, с контент-анализом можно в работах [215, 217, 338, 351].

 

ЛИТЕРАТУРА

(контент-анализ)

1. Алексеев А.Н. Контент-анализ, его задачи, объекты и средства // Социология культуры. – Вып.1. – М., 1974. – С.131-162.

2. Богомолова Н.Н., Данилин К.Е. Спецпрактикум по социальной психологии. – М., 1979. – С.3-24. Контент-анализ.

3. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара, 2000. – С.206-210. Контент-анализ.

4. Калмыкова Е.С. Исследование индивидуального сознания методом контент-анализа // Психологический журнал. 1994. Том 15. №3. С.28-38.

5. Контент анализ при изучении ответов на открытые вопросы. // Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб., 1999. - С. 186-193.

6. Лайнбарджер П. Психологическая война. – М., 1962. – С.160-162. Полный разбор отдельного пропагандистского материала.

7. Некрасова Е.В. О некоторых особенностях временного аспекта самосознания в раннем юношеском возрасте в зависимости от условий воспитания // Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением. – СПб, 1989. – С.104-122.

8. Ньюман Л. Неопросные методы исследования // СоцИс. 1998. №6. С.119-129.

9. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. – М., 1972.- С.326-352. Раздел II. Контентный анализ.

10. Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В.Осипова и др. – М., 1977. – гл.VI, § 1.

11. Сидоренко Е.В. Экспериментальная групповая психология. Комплекс неполноценности и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера. – СПб., 1993. – С.67-76. Схема контент-анализа ранних воспоминаний.

12. Тютюнник В.И. Основы психологических исследований. Учебное пособие. – М.: УМК «Психология», 2002. – 208 с. С.34-47. Контент-анализ самоотчетов о творчестве

13. Ушакова Т.Н., Цепцов В.А., Алексеев К.И. Интент-анализ политических текстов //Психологический журнал, 1998. №4. С. 98-109.

14. Шапарь В.Б. Методы социальной психологии. – Ростов н/Д, 2003. – С.219-232. Качественно-количественный анализ документов (контент-анализ).

 

БИОГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Психобиография

Это метод психологического анализа личности, базирующийся на биографи­ческой информации. Разработан в рамках фрейдизма и, естественно, несет и себе печать игнорирования общественно-исторической обусловленности личности. Биологизация психических явлений и психологизация социальных свойственные классическому психоанализу, присущи и этому виду биографического метода.

Впервые метод применен при описании личности президента США В. Вильсона. В этой работе участвовал и сам 3. Фрейд [386]. В настоящее вре­мя все американские президенты и многие другие зарубежные политики обследуются этим методом с привлечением данных когнитивной психологии Главная идея социального когнитивизма заключается в объяснении мотивов поведения личности ее потребностью в установлении и поддержании сбалансированности своей когнитивной структуры, то есть связанной и непротиворечивой картины мира в своем сознании.

В советской психологии этот метод не включался в состав биографического метода, а противопоставлялся ему как неприемлемый методологически (и за слабой акцентуации социального фактора в становлении и развитии личности).

Каузометрия

Каузометрия (от лат. causa — 'причина') — это один из биографических методов, предназначенный для исследования субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности. Предложен в 1982 г. Е. И. Головахой и А. А. Кроником.

С его помощью описанию поддаются не только прошлые этапы жизни человека, но и предполагаемые будущие. Проводится в форме интервью, состоящего из шести основных процедур: биографическая разминка; формирование списка, значимых событий; их датировка; причинный анализ отношений между этими событиями; целевой анализ; обозначение сфер принадлежности событий. Дополнительно производится оценка эмоциональной привлекательности событий, их удаленности в прошлое и будущее, и значимости «для себя» и для «других», а также локализация личного временного центра.

Итоги интервью изображаются в виде каузограммы — графика событий и связей между ними. Это дает наглядное представление о мотивационном статусе событий, их локализации в календарном и психологическом времени, роли (стартовой или финишной) в жизни исследуемого человека, о структуре связей между событиями. Все это позволяет сделать вывод о возможных деформациях картины жизненного пути, о масштабности, осмысленности и реальности замыслов опрашиваемого. По этим данным можно судить об особенностях его стиля жизни и удовлетворенности своим прошлым, настоящим, будущим.

Каузометрия применима для исследования и индивидуального, и совместного жизненного пути, для анализа и коррекции жизненных сценариев в психотерапии, для проектирования жизненных перспектив в семейных, профориентационных, психогигиенических консультациях.

На основе каузометрии разработана компьютерная программа «Биограф», позволяющая провести диагностику обследуемого человека с помощью ЭВМ.

РЕГИСТРАЦИЯ ДАННЫХ ИНТЕРВЬЮ

Важной стороной интервьюирования выступает его фиксация. При выборе формы регистрации необходимо решить три вопроса: где, когда и как фиксировать инф-ию? Вопрос «где?» подразумевает альтернативу: осуществлять запись непосредственно на списке с вопросами или отдельно от него на др. к-л документах. Если предпочитается первый вариант, то расположение перечня вопросов должно предусматривать достаточно свободного места на листе для ответов и соответ-их записей о ходе интервью. Второй вариант реал-ся путем ведения специального протокола. Возм-сти регистраци предельно полной инф-ии расширяются. Но эта «летопись» может вызвать беспокойство респондента, и отвлекает ведущего от процесса беседы. Коллективное интервью – интервьюер ведет беседу, а его ассистент осуществляет регистрацию, располагаясь в поле зрения опрашиваемого, но не привлекая к себе его внимания. Обязательным считается составление окончательного отчета об интер­вью, основным элементом которого выступает тщательно офор­мленный протокол.

Когда лучше производить запись беседы: в процессе интервью­ирования или после, восстанавливая информацию по памяти? В первом случае выигрыш в точности информации, но очевидны и сопут­ствующие проблемы в установлении и поддержании контакта с интервьюируемым. Однако запись после опроса чре­вата не только потерей сведений из-за ошибок памяти, но и смещением акцентов в ответах респондента из-за субъективных особенностей интервьюера. Опытный интервью­ер успешно может применять оба вида регистрации. Уловив бес­покойство партнера, он прекращает текущую запись и возвраща­ется к ней, когда позволит ситуация.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.72.247 (0.078 с.)