Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Симнтомокомплексы кинетического рисунка семьи (КРС)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
-
Бланк регистрации результатов оценки КРС Фамилия, имя ребенка Дата рождения ___________________________ Дата эксперимента ___________________________ Сумма баллов по симптомокомплексам
Полученные результаты могут стать основой для психокор-рекционной работы психолога и дальнейшей диагностики семьи и ребенка. Так, выявленная тревожность требует определения ее характера: либо он субъективно-личностный, либо имеет объективные причины в семье или школе и т.д. Любой педагог и психолог, наблюдая за семьей и ребенком, может определить тип семейного воспитания: «балуют ребен-ка», «растет как трава в поле», «держат в ежовых рукавицах» и т.д. Однако для выявления психологических причин нарушений семейного воспитания школьному психологу потребуются доказательные методики. В нашей практике мы использовали опросник АСВ и тест отношений Лири [71, 115, 134]. - -
ЗАДАНИЕ 2. РИСУНОК «ЧЕЛОВЕК ПОД ДОЖДЕМ»
Методику можно найти в книге Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты – М.,2003. Литература
1. Аве-Лаллемант Урсула Графический тест "Звезды и волны". – СПб.: Речь "Семантика-С", 2002. – 240 с. 2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с. 3. Копытин А.И. Тест "Нарисуй историю". – СПб.: Речь, 2003. – 80 с. 4. Королева Злата «Говорящий» рисунок: 100 графических тестов. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 304 с. 5. Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Тараканова Н.А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. – СПб.: Речь, 2006. – 336 с. 6. Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Психологический анализ рисунка и текста. – СПб.: Речь, 2005. – 524 с. 7. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М.: Дидакт, 1992. – 256 с. 8. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. – СПб.: Речь, 2001. – 416 с. 9. Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. – СПб.: Питер, 2004. – 336 с. 10. С. 195-268. Тема 8. Рисунок несуществующего животного (РНЖ)
МОДУЛЬ 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЯ МЕТОДОМ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА
Цель – определение психологических особенностей учащегося посредством контент-анализа его сочинения. Сочинение дается на свободную тему. Объем не менее 2 листов в клеточку (писать в каждой клеточке). Количество учащихся не менее 15 человек.
Контент–анализ
Контент–анализ как разновидность метода изучения продуктов деятельности. Содержание основных процедур контент–анализа. Контент–анализ (от англ. «содержание» и греч. «разложение, расчленение») – метод выявления и оценки характеристик информации, содержащихся в текстах и речевых сообщениях. Предусматривает строгую формализацию процессов осмысления материала. Включает в себя: - выделение системы опорных понятий (категорий анализа); - отыскивание их индикаторов – слов, словосочетаний, суждений и т.д. – (единиц анализа); - статистическую обработку данных. Данный метод зародился в 20-е гг. в американской журналистике как средство количественно-качественного изучения содержания прессы. В настоящее время активно применяется в социальной психологии, социологии, психодиагностике. Политологии, психологии рекламы и пропаганды. К числу его несомненных достоинств относятся возможность точной регистрации внешне неразличимых показателей в объёмных массивах эмпирических данных, способность к выявлению скрытых тенденций и закономерностей, допустимость осуществления отсроченного по времени анализа событий и ситуаций, относительная объективность процедур и надежность результатов, отсутствие проявлений эффекта воздействия исследователя на поведение испытуемых. По сути, контент–анализ предполагает перевод качественно представленной информации на язык счёта. Для этого необходимо, во-первых, иметь достаточно объёмный и содержательно богатый текст, а во-вторых, обладать определённым уровнем исследовательской подготовленности, позволяющим эффективно реализовывать потенциал данного метода. Наряду с этим следует помнить, что контент–анализу присущи и некоторые ограничения. Так, известно, что характер информации во многом определяется замыслами её автора и спецификой форм предъявления. Поэтому вполне возможно принятие исследователем вымысла за документальность или упущение каких-либо существенных данных вследствие недостаточной выраженности их в обрабатываемом материале. Искажение информации может возникать и по вине исследователя, неспособного, к примеру, адекватно выделить категории анализа или учесть все имеющиеся варианты их словесного выражения. Кроме того, далеко не всякий материал поддается необходимой формализации. Предельно трудно было бы применять данный метод, скажем, к описанию поведения лирического героя поэтического произведения. В современной психологической практике контент–анализ находит своё применение в трёх разновидностях: 1) в качестве основного метода исследования; 2) как составная часть используемого комплекса исследовательских методов; 3) в виде вспомогательной процедуры обработки данных, полученных иными эмпирическими способами. В любом случае, представляется необходимой предварительная проверка достоверности анализируемого текста или устного сообщения, а также установление степени надёжности, содержательной и критериальной валидности аналитической процедуры. Иначе обоснованность и объективность результатов могут оказаться неудовлетворительными. Описывая особенности применения контент–анализа, принято указывать меру устойчивости полученных сведений при замене кодировщиков (лиц, регистрирующих предписанные параметры и признаки) и дать характеристику степени согласованности результатов этого метода с данными, собранными другими способами. Рассмотрим содержание основных этапов контент–анализа. 1. Подготовительный этап (разработка программы анализа материала). Он включает постановку цели исследования, предварительную проверку адекватности избранного метода особенности предстоящёй работы, составление классификатора (опорной схемы для контент–анализа), подготовку инструкций, для лиц, участвующих в реализации метода, пилотажное исследование, последующую коррекцию программы. Особое внимание здесь следует обратить на составление т.н. классификатора, представляющего собой перечень категорий анализа, соответствующих им индикаторов, принятых единиц счёта. Это основа алгоритма последующих действий, от качества которой зависит эффективность работы в целом. Категории анализа – это ключевые элементы исследовательской концепции, смысловые единицы, выраженность которых подлежит регистрации в соответствии с поставленной целью. В качестве категорий анализа исследователь заранее выдвигает определённые проблемы, идеи или темы. Например, анализирую характер человека по итогам интервью или анкетирования, мы можем выделить следующие категории: отношение к самому себе, другим людям, деятельности, вещам (предметам), природе. Изучая, допустим тревожность как свойство личности, мы предварительно выделяем совокупность составляющих её «тем»: беспокойство по поводу здоровья, семьи, карьеры, финансового положения и др. Главное, чтобы список категорий был предельно исчерпывающим, а также давал возможность однозначного соотнесения той или иной части текста с конкретной категорией. Единицы анализа, или индикаторы, признаки выраженности смысловых единиц, представляют собой части текста, характеризующиеся принадлежностью к определённой категории. Это могут быть символы, слова, термины, сочетание слов различной протяжённости, ситуации, суждения, реплики, интонации т.д. Это тот материал, который позволяет судить о значении в тексте каждой категории. Следует помнить, что одна и та же категория бывает выражена в тексте по-разному: от отдельных символов или слов до законченных суждений или абзацев. Поэтому выделение единиц анализа является непростым делом и требует от исследователя вдумчивости и проницательности. Помимо того, необходимо учитывать, что категория может быть представлена в тексте различными по знаку единицами анализа. Например, в отрицательной (критической), нейтральной или же положительной форме. Разумеется, количество вариантов такого рода отношений бывает и более разнообразным. Единицы счёта – это количественные характеристики отношений категорий друг к другу или единиц анализа к категориям. В практике исследований обычно используют два их варианта: - частоту проявлений в тексте категорий или её признака; - Пропорцию представленности категорий (её признака) или, иначе, объём внимания, уделяемый ей автором текста. Так, это может быть: сравнительной количество печатных знаков, площадь соответствующих частей текстов (в квадратных единицах или процентах), необходимое время произнесения и т.д. Разработка классификатора завершается составлением инструкций кодировщику и подготовкой кодировочной матрицы. Инструкция содержит предельно чёткий указания на то, каковы все выделенные категории, какой набор признаков в тексте соответствует каждой из них, какого типа единицы счёта при этом используются. Объективность результатов контент–анализа будет боле полной, если исследователь письменно сформулирует инструкции даже в том случае, когда он сам является кодировщиком. Кодировочная матрица представляет собой таблицу, удобную для регистрации первичных результатов исследования. Обычно по вертикали в ней даны категории анализа, а по горизонтали – перечень источников информации (отдельные документы, сообщения, персоналии испытуемых и т.д.). Тогда середина таблицы заполняется цифрами, свидетельствующими о частотах присутствия данной категории в том или ином материале. Пилотажное исследование, завершающее подготовительный этап контент–анализа, способствует выявлению недостающих категорий, упущенных из виду единиц анализа, неточностей инструкций. 2. Исполнительный этап предусматривает совокупность процедур по выделению индикаторов категорий и регистрации характеристик их присутствия в тексте. Кодировщики могут допускать здесь такие ошибка как: - неверное соотношение единиц анализа с категориями; - пропуск тех или иных единиц анализа; фиксация того, чего нет на самом деле. Всё это нарушает устойчивость результатов контент–анализа. Причины низких показателей устойчивости следует искать в качестве инструкций, недостаточной умелости кодировщиков, в неподходящей обстановке их работы, наконец, в отсутствии внимательности, терпения или добросовестности. 3. Этап обработки данных. Содержание его определяется целью исследования. В зависимости от этого при обработке результатов (одной или нескольких кодировочных матриц), могут быть использовании частотные или процентные распределения, коэффициенты корреляции, сопоставительные таблицы и т.д.
/Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие – Самара: Издательский Дом "Бахрах –м", 2000.- 248 с. С.206-209
/Никандров В.В. Экспериментальная психология. Изд. 2-е, дополненное. – СПб.: Речь, 2007. – 512 с. С.329-330. Контент-анализ Считается, что начало научного качественно-количественного подходя изучению документов положило исследование, проведенное в начале ХХ в У. Томасом и Ф. Знанецким, «Польский крестьянин в Европе и Америке» В этой работе анализировалась переписка семей польских крестьян-эмигрантов, публикации в эмигрантских газетах и другие документы. Затем все чаще исследователи переходят от интуитивно-качественного анализа документов к количественному. И в 1940—1950-х гг. в США формируется специальный междисциплинарный метод изучения документов — контент-анализ родоначальниками которого считаются американские социологи Г. Лассуэлш и Б. Берельсон. Накопленный методический и практический опыт контент- аналитических исследований был подытожен в начале 1950-х гг. Б. Берельсоном, давшим до сих пор популярное за рубежом определение контент-анализа как исследовательской техники для объективного, систематического и количественного описания явного содержания коммуникации. С конца 1950-х — начала 1960-х можно выделить период «усовершенствованных строгих методик» Ч. Осгуда** и «машинного» контент-анализа Ф. Стоуна и др."* В настоящее время широко применяется компьютерная разновидность контент-анализа, позволяющая осуществлять анализ больших массивов документов. В соответствии с современными представлениями наиболее удачное определение контент-анализа выглядит следующим образом» контент-анализ — это специальный строгий метод качественно-количествен ного анализа содержания документов, суть которого заключается в систематической и надежной фиксации определенных единиц изучаемого содержанияит квантификации получаемых данных. Итак, суть контент-анализа заключается в выделении специальных «единиц» текстового содержания (квалификация) и подсчете частоты их употребления, что должно отражать психологическую (в том числе социально-психологимескую) ситуацию при создании документа, психологические характеристики его составителей и тех, кому он адресован. В качестве указанных единиц анализа используются отдельные слова (символы), определенные суждения (мысль), темы сообщений, персонажи (отдельные герои, классы персонажей, группы), Часто за подобные единицы берутся авторы документов (например, писатели, корреспонденты газет, публицисты, комментаторы). Эти эмпирические единицы, относимые обычно к категории качественных (или смысловых) единиц, должны соответствовать определенным научным понятиям, в которых отражается исследовательская задача. Иначе говоря, «единицы» — это только индикаторы психологических идей, заложенных в исследовании. Подсчет употребляемости тех или иных единиц анализа производится не только через частотный показатель, но и через физические единицы измерения. С их помощью количественно определяется пространство (или время) в сообщениях, уделяемое каким-либо единицам анализа: число строк, абзацев, страниц, площади в письменных материалах, число минут и часов в радио-, кино-, телематериалах. Эти физические единицы измерения относят к категории количественных единиц (или единицы счета). Контент-анализ используется и как дополнительный вспомогательный исследовательский прием. Например, для обработки и уточнения данных, полученных другими методами. Особенно часто он используется для обработки материалов, полученных биографическими методами, так как биографические данные обычно слабо структурированы. Иногда контент-анализом пользуются для обработки данных проективных методик или результатов интервью и анкетирования, применяющих открытые вопросы. Таким образом, контент-анализ можно использовать как самостоятельный и как вспомогательный метод, а также в комплексе с другими методами. После того, как определены цель и задачи конкретного контент-аналитического исследования, следует выбрать объект исследования. Он должен удовлетворять требованиям «статистической значимости» и «формализации». Согласно первому требованию, объем (массив) документального материала должен быть достаточно велик для анализа, а единицы анализа должны встречаться с достаточной частотой. Требование формализации означает необходимость четких, однозначных правил для фиксирования нужных характеристик содержания. Непосредственными объектами изучения являются документы, рассматриваемые как сообщения. Такими документами могут быть дневники, записи сновидений, письма, статьи, инструкции, книги, кинофильмы, песни, продукты изобразительного творчества (картины), газеты, радио- и телепрограммы и т. п. Для психологов интерес представляют не документы сами по себе, а люди, издающие эти документы или читающие их. В самом общем виде процесс коммуникации можно представить в виде следующей схемы: коммуникатор > сообщение > реципиент. Коммуникатором является автор сообщения, то есть тот, кто создал документ. Реципиентом выступает человек (или группа), принимающий сообщение, то есть, воспринимающий документ. Тогда целью контент-анализа может стать изучение психологических и социально-психологических особенностей как коммуникаторов, так и реципиентов. Это изучение будет проходить не напрямую, а через анализ содержания сообщений. Например, изучение норм поведения и жизненных ценностей в различных сообществах. Кроме того, может проводиться анализ предмета сообщения (реального явления, события, которое отражено в сообщении). Изучать можно и особенности форм и приемов организации содержания сообщения с целью повышения их эффективности. Это актуально для совершенствования работы средств массовой информации. Исследование может строиться как по принципу поперечных срезов, так и по принципу продольных срезов. Например, анализ притязаний мужчин (женщин), подающих брачные объявления в газеты, в первом случае будет базироваться на сообщениях за относительно короткий период (несколько недель), но на значительной территории, во втором — за несколько лет, но на ограниченной территории. При значительной смысловой емкости качественные единицы анализа, как правило, делятся на более мелкие классификационные единицы, что приводит к получению многоуровневой (обычно двух- или трехуровневой системы смысловых единиц. Например, такая емкая единица, как «профессия» делится на конкретные профессии преподавателя, продавца, бухгалтера и т. д. Эти системы единиц удобно представлять схематически в виде графов. Далее составляется подробная инструкция кодировщику. Она особенно необходима том случае, когда регистрация смысловых единиц текста поручается «техническим исполнителям», то есть помощникам исследователя, полностью не посвященным в замысел и технологию всего исследования. Во избежание неправильного истолкования конкретных единиц анализа они обычно рассматриваются на фоне более крупных единиц, в более общем контексте (например, слово в структуре предложения, герой на фоне других персонажей) Поэтому кодировщик должен четко представлять, что к какой категории необходимо отнести в том или ином случае. Закодированный по детальной инструкции текст заносится в шифровальный лист и далее подвергается обычной статистической обработке. Надежность методики проверяется следующими способами: 1) контроль на обоснованность применения при помощи компетентных судей (экспертов); 2) проверка по независимому критерию, то есть сравнение с аналогичными данными, полученными по другим методам; 3) повторная (иногда многократная) кодировка текста по единой инструкции, предпочтительно разными кодировщиками. Количественная обработка данных контент-анализа производится также, и при использовании других методов в психологии. К достоинствам контент-анализа обычно относят [338]: 1) возможность избежать влияния исследователя на изучаемый объект (элиминировать так называемый «эффект присутствия»); 2) высокая степень надежности получаемых данных (документы наиболее удобны для перепроверки); 3) возможность исследования социально-психологических явлений в историческом плане посредством анализа ряда документов прошлого; 4) возможность использования принципа лонгитюдного изучения (в том числе для целей прогнозирования); 5) возможности в «подключении» к другим методам психологии (наблюдение, опрос, биографический метод, проективные методы) в качестве дополнительного исследовательского приема, что способствует повышению их эффективности. Основными недостатками метода являются значительная сложность процедуры квантификации, необходимость высокой квалификации кодировщиков-аналитиков, трудности перевода языка документов на язык гипотез. Отмеченные недостатки контент-анализа с лихвой компенсируются его достоинствами, что предопределило его широкое применение не только в психологии, но и в педагогике, социологии, журналистике и других областях человеческой деятельности. Тщательнее познакомиться с архивным методом и, в частности, с контент-анализом можно в работах [215, 217, 338, 351].
ЛИТЕРАТУРА (контент-анализ) 1. Алексеев А.Н. Контент-анализ, его задачи, объекты и средства // Социология культуры. – Вып.1. – М., 1974. – С.131-162. 2. Богомолова Н.Н., Данилин К.Е. Спецпрактикум по социальной психологии. – М., 1979. – С.3-24. Контент-анализ. 3. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара, 2000. – С.206-210. Контент-анализ. 4. Калмыкова Е.С. Исследование индивидуального сознания методом контент-анализа // Психологический журнал. 1994. Том 15. №3. С.28-38. 5. Контент анализ при изучении ответов на открытые вопросы. // Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб., 1999. - С. 186-193. 6. Лайнбарджер П. Психологическая война. – М., 1962. – С.160-162. Полный разбор отдельного пропагандистского материала. 7. Некрасова Е.В. О некоторых особенностях временного аспекта самосознания в раннем юношеском возрасте в зависимости от условий воспитания // Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением. – СПб, 1989. – С.104-122. 8. Ньюман Л. Неопросные методы исследования // СоцИс. 1998. №6. С.119-129. 9. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. – М., 1972.- С.326-352. Раздел II. Контентный анализ. 10. Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В.Осипова и др. – М., 1977. – гл.VI, § 1. 11. Сидоренко Е.В. Экспериментальная групповая психология. Комплекс неполноценности и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера. – СПб., 1993. – С.67-76. Схема контент-анализа ранних воспоминаний. 12. Тютюнник В.И. Основы психологических исследований. Учебное пособие. – М.: УМК «Психология», 2002. – 208 с. С.34-47. Контент-анализ самоотчетов о творчестве 13. Ушакова Т.Н., Цепцов В.А., Алексеев К.И. Интент-анализ политических текстов //Психологический журнал, 1998. №4. С. 98-109. 14. Шапарь В.Б. Методы социальной психологии. – Ростов н/Д, 2003. – С.219-232. Качественно-количественный анализ документов (контент-анализ).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.7.187 (0.013 с.) |