Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическая автобиографияСодержание книги Поиск на нашем сайте
Психологическая автобиография — собирательное наименование большой группы способов получения биографической информации от самого изучаемого человека. Эти методы позволяют получить данные психологического анамнеза, сведения о важнейших событиях и этапах жизненного пути личности, об ее отношении к прожитому и об особенностях ее антиципации. Сведения общего характера (пол, возраст, образование, семейное положение, профессиональные сведения, состояние здоровья и т. п.) можно получить с помощью беседы, анкеты, биографических опросников. Специфические сведения (оценка прошлых и возможных будущих событий, отношение к себе и другим, субъективное восприятие своего жизненного пути и т. п.) получают различными способами. Наиболее распространенный и простой-устное или письменное повествование о своей жизни с одновременным описанием своего психического состояния в соответствующие периоды. Повествование может быть облегчено с помощью предлагаемой испытуемому схемы изложения. Схема содержит отдельные опорные точки, относящиеся к разным возрастным периодам жизни человека и к разным областям его деятельности. Популярен в таких исследованиях прием автопортрета. Испытуемому предлагается начертить прямой горизонтальный отрезок, крайние точки которого олицетворяют рождение и смерть. На отрезке испытуемый выбирая точку, соответствующую данному моменту его жизни. Тем самым он соотносит свое прошлое и будущее, оценивает свои временные возможности. На этих двух участках им отмечаются наиболее важные события: свершившиеся в прошлом и ожидаемые в будущем. Эти вехи желательно сопроводить эмоциональной оценкой. Еще один известный прием — управляемая фантазия. Он может осуществляться в разных вариантах. Например, «вживание» в свой воображаемый образ в старости с подведением итогов жизни. Или «ускорение времени» путем неоднократного последовательного представления себя все старше и старше, Из последних разработок укажем на методику Е. Ю. Коржовой, предложенную в 1994 г. для выявления самовосприятия жизненного пути личности [164] Ответы и описания биографа касаются его прошлого, настоящего и возможного будущего, но преимущественно событий его недавнего прошлого. Предусмотрена процедура формализации и унификации автобиографического материала, что дает возможность его количественного представления. Способы интерпретации данных, предлагаемые методикой, позволяют отнести ее к разряду событийно-биографических методов. А поскольку в анализе материала на первый план выступает личностное значение (то есть смысл) ответов,: то данную методику (впрочем, как и в целом метод психологической автобиографии) можно отнести к группе экспрессивных проективных методов. Автором разработаны критерии анализа данных. При интерпретации учитываются следующие особенности, восприятия событий личностью: 1) формальные характеристики — продуктивность воспроизведения образов прошлого и будущего; значимость для себя данного события по сравнению с другими; желательность событий; степень влияния событий на последующий ход жизни субъекта; время их антиципации (предвосхищения) и ретроспекции; 2) содержательные характеристики — тип и вид значимых событий; их «оригинальностъ-популярность» (частота встречаемости); их «сила-слабость» (преобладающее влияние личностных или ситуационных переменных). Субъективная картина жизненного пути рассматривается как целостный образ человеческого бытия: ощущения, восприятия, эмоциональные и интеллектуальные переживания и оценки собственной жизни и в конечном счете отношение к ней. Анализу подлежит ряд компонентов этой внутренней картины своей жизни: 1) соматический (телесный) компонент — отношение к своему здоровью, возрасту, изменениям в том и другом и т. п.; 2) личностный (индивидуально-психологический) компонент — отношение к себе как к личности; 3) ситуационный (социально-психологический) компонент— отношение к жизненным ситуациям, в которые был включен данный человек. Результаты по конкретному испытуемому сопоставляются с нормативными, полученными для контингентов соматически здоровых и больных людей. Здоровые дифференцированы на две профессиональные группы: педагоги и инженерно-технические работники (ИТР). Методика позволяет проводить диагностику психических состояний. Возможно ее использование как для индивидуального, так и группового исследования и обследования.
Предметом биографического метода является жизненный путь человека, в процессе которого формируется личность, происходит сложный процесс становления индивида, его приобщение к общественным нормам, формирование готовности к выполнению различных ролевых функций, выработка индивидуальных ценностей, мировоззрения, характера и способностей человека. Много мерность биографии человека, включающая в себя совокупность деятельности и отношений, ролей и функций, определяет комплексность метода. Для того чтобы охватить все это многообразие и получить достоверную информацию, требуется система конкретных методов. Основными источниками биографических данных являются: - официальные биографические документы (характеристики, автобиографии и др.); - практические результаты деятельности (активность в общественной работе, успешность в выполнении различных нормативов и заданий и т.п.); - автобиографические данные (автобиография, биографическая анкета, беседа). Сбор биографического материала начинается с изучения официальных документов личного дела. Основную цель анализадокументации можно определить как получение информации обиографических данных, состоянии здоровья, моральных ииндивидуально-психологических качествах, военно-профессиональной направленности и подготовленности военнослужащего. Работа с документами помогает составить предварительное, но довольно целостное представление об обследуемом. Анализ практических результатов его деятельности дает возможность получить информацию о степенисформированности изучаемых качеств. В автобиографии военнослужащего необходимо обратить внимание на характер егообщения с окружающими, общественную активность, интересы исклонности, военно-профессиональную направленность. Автобиография позволяет проследить целостную картину жизненного пути, основанную на воспоминаниях. Одним из основных методов сбора информации является биографическая анкета, которая в достаточно полном объеме позволяет получить точные даты и объективные факты жизни, оценить направленность, склонности, моральные и другие индивидуально-психологические качества молодого человека, определить их соответствие содержанию профессиональной деятельности. Расширить и уточнить полученный материал можно в ходе индивидуальной беседы. Биографические данные, полученные с помощью различных методов, для облегчения их последующего анализа упорядочиваются в хронологической таблице.
Используя хронологическую таблицу, проводят динамический анализ различных форм активности личности, развитие ее интересов и склонностей.
Качественная обработка всего биографического материала сводится к интерпретации и описанию личности по жизненным показателям, к оценке ее направленности, характера, способностей, склонностей и т.д. Основной задачей интерпретации жизненного пути является установление последовательного зарождения свойств и особенностей личности, их выраженности, обусловленности теми или иными факторами биографии. Основными направлениями интерпретации биографического материала являются: - определение факторов развития данного испытуемого (среды развития, собственной деятельности человека и др.); - определение индивидуальных фаз жизненного пути; - анализ структуры факторов в каждой фазе; - выявление связей между фазами индивидуального развития.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.150 (0.009 с.) |