Психологическая автобиография 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая автобиография



Психологическая автобиографиясобирательное наименование большой груп­пы способов получения биографической информации от самого изучаемого человека. Эти методы позволяют получить данные психологического анамнеза, сведения о важнейших событиях и этапах жизненного пути личности, об ее отношении к прожитому и об особенностях ее антиципации.

Сведения общего характера (пол, возраст, образование, семейное положе­ние, профессиональные сведения, состояние здоровья и т. п.) можно получить с помощью беседы, анкеты, биографических опросников. Специфические сведения (оценка прошлых и возможных будущих событий, отношение к себе и другим, субъективное восприятие своего жизненного пути и т. п.) получают различными способами. Наиболее распространенный и простой-устное или письменное повествование о своей жизни с одновременным описанием своего психического состояния в соответствующие периоды.

Повествование может быть облегчено с помощью предлагаемой испытуе­мому схемы изложения. Схема содержит отдельные опорные точки, относящиеся к разным возрастным периодам жизни человека и к разным областям его деятельности.

Популярен в таких исследованиях прием автопортрета. Испытуемому предлагается начертить прямой горизонтальный отрезок, крайние точки ко­торого олицетворяют рождение и смерть. На отрезке испытуемый выбирая точку, соответствующую данному моменту его жизни. Тем самым он соотносит свое прошлое и будущее, оценивает свои временные возможности. На этих двух участках им отмечаются наиболее важные события: свершившиеся в про­шлом и ожидаемые в будущем. Эти вехи желательно сопроводить эмоциональ­ной оценкой.

Еще один известный прием — управляемая фантазия. Он может осуществ­ляться в разных вариантах. Например, «вживание» в свой воображаемый об­раз в старости с подведением итогов жизни. Или «ускорение времени» путем неоднократного последовательного представления себя все старше и старше,

Из последних разработок укажем на методику Е. Ю. Коржовой, предложен­ную в 1994 г. для выявления самовосприятия жизненного пути личности [164] Ответы и описания биографа касаются его прошлого, настоящего и возможного будущего, но преимущественно событий его недавнего прошлого. Пре­дусмотрена процедура формализации и унификации автобиографического материала, что дает возможность его количественного представления. Способы интерпретации данных, предлагаемые методикой, позволяют отнести ее к разряду событийно-биографических методов. А поскольку в анализе матери­ала на первый план выступает личностное значение (то есть смысл) ответов,:

то данную методику (впрочем, как и в целом метод психологической автоби­ографии) можно отнести к группе экспрессивных проективных методов. Ав­тором разработаны критерии анализа данных. При интерпретации учитыва­ются следующие особенности, восприятия событий личностью: 1) формальные характеристики — продуктивность воспроизведения образов прошлого и бу­дущего; значимость для себя данного события по сравнению с другими; жела­тельность событий; степень влияния событий на последующий ход жизни субъекта; время их антиципации (предвосхищения) и ретроспекции; 2) содержательные характеристики — тип и вид значимых событий; их «оригинальностъ-популярность» (частота встречаемости); их «сила-слабость» (преобла­дающее влияние личностных или ситуационных переменных). Субъективная картина жизненного пути рассматривается как целостный образ человечес­кого бытия: ощущения, восприятия, эмоциональные и интеллектуальные переживания и оценки собственной жизни и в конечном счете отношение к ней. Анализу подлежит ряд компонентов этой внутренней картины своей жизни: 1) соматический (телесный) компонент — отношение к своему здоровью, возрасту, изменениям в том и другом и т. п.; 2) личностный (индивидуально-психологический) компонент — отношение к себе как к личности; 3) ситуационный (социально-психологический) компонент— отношение к жизненным ситуациям, в которые был включен данный человек. Результаты по конкретному испытуемому сопоставляются с нормативными, полученными для контингентов соматически здоровых и больных людей. Здоровые дифференцированы на две профессиональные группы: педагоги и инженерно-технические работники (ИТР). Методика позволяет проводить диагностику психических состояний. Возможно ее использование как для индивидуального, так и группового исследования и обследования.

 

Предметом биографического метода является жизненный путь человека, в процессе которого формируется личность, происходит сложный процесс становления индивида, его приобщение к общественным нормам, формирование готовности к выполнению различных ролевых функций, выработка индивидуальных ценностей, мировоззрения, характера и способностей человека.

Много мерность биографии человека, включающая в себя совокупность деятельности и отношений, ролей и функций, определяет комплексность метода. Для того чтобы охватить все это многообразие и получить достоверную информацию, требуется система конкретных методов.

Основными источниками биографических данных являются:

- официальные биографические документы (характеристики, автобиографии и др.);

- практические результаты деятельности (активность в общественной работе, успешность в выполнении различных нормативов и заданий и т.п.);

- автобиографические данные (автобиография, биографическая анкета, беседа).

Сбор биографического материала начинается с изучения официальных документов личного дела. Основную цель анализадокументации можно определить как получение информации обиографических данных, состоянии здоровья, моральных ииндивидуально-психологических качествах, военно-профессиональной направленности и подготовленности военнослужащего. Работа с документами помогает составить предварительное, но довольно целостное представление об обследуемом. Анализ практических результатов его деятельности дает возможность получить информацию о степенисформированности изучаемых качеств. В автобиографии военнослужащего необходимо обратить внимание на характер егообщения с окружающими, общественную активность, интересы исклонности, военно-профессиональную направленность. Автобиография позволяет проследить целостную картину жизненного пути, основанную на воспоминаниях.

Одним из основных методов сбора информации является биографическая анкета, которая в достаточно полном объеме позволяет получить точные даты и объективные факты жизни, оценить направленность, склонности, моральные и другие индивидуально-психологические качества молодого человека, определить их соответствие содержанию профессиональной деятельности.

Расширить и уточнить полученный материал можно в ходе индивидуальной беседы.

Биографические данные, полученные с помощью различных методов, для облегчения их последующего анализа упорядочиваются в хронологической таблице.

 

  Хронология   События, факты   Характеристики   Оценка периода
       

 

Используя хронологическую таблицу, проводят динамический анализ различных форм активности личности, развитие ее интересов и склонностей.

 

Качественная обработка всего биографического материала сводится к интерпретации и описанию личности по жизненным показателям, к оценке ее направленности, характера, способностей, склонностей и т.д. Основной задачей интерпретации жизненного пути является установление последовательного зарождения свойств и особенностей личности, их выраженности, обусловленности теми или иными факторами биографии. Основными направлениями интерпретации биографического материала являются:

- определение факторов развития данного испытуемого (среды развития, собственной деятельности человека и др.);

- определение индивидуальных фаз жизненного пути;

- анализ структуры факторов в каждой фазе;

- выявление связей между фазами индивидуального развития.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.007 с.)