Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логика исследовательского поиска

Поиск

В самом общем виде логическую последовательность исследования типа «обоснованная теория» можно представить следующим образом: на основе «сырых» данных, которые в идеале не включают интерпретации исследователя, выделяются коды (понятия), представляющие собой первый уровень интерпретации. Как правило, на этом уровне обобщается один из аспектов данных о конкретном явлении. От кодов, поднимаясь по лестнице абстракции, генерируются категории, центральные категории и, наконец, теория: исследователь, двигаясь от кодов «вверх», устанавливает взаимосвязи между кодами, обобщает их в более абстрактные понятия (категории), категории «уплотняются» в еще более абстрактные понятия (центральные категории) и в конце концов оформляются в теорию как общее описание конкретного социального феномена (рис. 2).

 

Рис. 2. Логика производства теории

Более подробно логика исследовательского поиска в этом типе качественного исследования может быть представлена, как полагает А.Хтраусс, следующими элементами:

— концептуально-индикаторной моделью кодирования;

— сбором данных;

— кодированием;

— центральной категорией;

— теоретической выборкой;

— сравнением;

— теоретическим насыщением;

— интеграцией теории;

— аналитическими мемос;

— теоретической классификацией.

В целом, и мы уже говорили об этом, логика этого типа исследования направлена на создание «комплексной, состоящей из понятий, целостной теории», которая формулируется в тесной связи с напряженным анализом данных. В то же время логическая последовательность процедур в исследовании такого типа, как и в любом качественном исследовании, не может быть «жесткой», строго фиксированной. Каждое такое исследование в своем роде уникально.

Тем не менее А.Страусс выделяет некоторые «правила большого пальца» (общие правила) в качестве методических директив. Так, по мере получения самых первых данных начинается процесс их кодирования, который продолжается в течение всего исследования. Результаты кодирования служат основой для формирования теоретической выборки. Принцип теоретической выборки заключается в следующем: последующий сбор данных зависит от теоретического осмысления феномена, от результатов аналитических построений исследователя на предыдущем этапе.

Продолжается такое выборочное исследование данных до тех пор, пока не достигается теоретическое насыщение, т.е. пока полученные данные не перестают нести новых теоретических элементов, лишь подтверждая то, что уже было обнаружено ранее. Как только выявляется центральная категория или категории, исследователь начинает искать связь между ними, постепенно насыщая теорию.

Параллельно с кодированием идет написание аналитических мемос (письменных комментариев исследователя в виде небольших эссе) относительно исследования, чувств исследователя, его идей, кодов, осмысления теоретической литературы.

Исследователь постоянно должен задавать генерирующие (термин А.Страусса. — А.Г.) вопросы: что происходит в поле, чем отличается данный случай от другого? что означает данное слово, или предложение, или действие в «нормальном» понимании? что оно еще может означать? где еще можно обнаружить подобные явления?

Генерирующие вопросы играют значимую роль в этом типе исследования: с их помощью выдвигаются гипотезы, проводятся сравнения, формируется теоретическая выборка и т.д.

По мере развития исследования решается вопрос о том, какие категории становятся самими значимыми, центральными, достигается интеграция всего процесса. Первые, предварительные попытки интеграции начинаются на начальных стадиях исследования за счет поиска связей между кодами и категориями. По мере продолжения исследования процесс интегрирования приобретает все больший удельный вес в комплексе действий исследователя.

Это касается и работы с мемос. По мере развития исследования ученые приходят к необходимости сортировки (классификации) мемос, что делает их концептуально более «плотными», насыщенными. При этом первые мемос являются в гораздо меньшей степени интегрированными (т.е. содержат меньше обобщенной информации). На последних же стадиях значимость сортировки возрастает: здесь мемос должны суммировать предыдущие, быть более обобщенными и абстрактными одновременно.

Взаимосвязь трех важнейших элементов логики исследовательского поиска — сбора данных, кодирования и написания мемос не может быть однозначной. Кодирование только что собранных данных может подвигнуть исследователя как к написанию мемос, так и к сбору новых данных. Сбор данных и кодирование, с другой стороны, могут привести к дополнительному кодированию уже собранных (и, возможно, уже проанализированных) данных. Рис. 3 дает представление о взаимосвязи этих этапов.

 

Рис. 3. Вариации последовательности этапов сбора данных,
кодирования и написания мемос

Попробуем теперь вернуться в начало исследовательского поиска: к концептуально-индикаторной модели, направляющей кодирование данных. Здесь данные — поведенческие акты, события, наблюдаемые, описываемые в документах или полученные из интервью — выступают индикаторами концепта (понятия), которые аналитик выводит из них. В основе такой модели — постоянное сравнение индикаторов-данных между собой. Затем аналитик обозначает их как индикаторы определенного класса событий или поведенческих актов, т.е. кодирует их. Давая классу индикаторов название, он тем самым обозначает их как категорию, поднимает на более высокую ступень абстракции. После того как получена категория, индикаторы-данные сравниваются с уже возникающим концептом. Проводя сравнение между дополнительными индикаторами-данными и кодами, категориями, последние оттачиваются, чтобы в наибольшей степени соответствовать данным.

В целом, как мы уже говорили, в рамках каждого исследовательского проекта, осуществляемого в рамках «обоснованной теории», будет особая, своя собственная последовательность шагов, которая зависит от:

— того, какие типы данных имеются в наличии, к каким можно получить доступ и какие необходимы;

— характера интерпретаций, которым их подвергнет исследователь;

— опыта исследователя или исследователей;

— множества различных случайностей, которые влияют на исследователя;

— характера целевой аудитории, которой адресуются публикации;

— широты охвата и уровня обобщения, достигаемых в теории и требуемых исследователями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.80.194 (0.007 с.)