Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Важнейшие операции обоснованной теорииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Важнейшей процедурой такого типа исследования является кодирование данных. Основу этой процедуры составляет так называемая парадигма кодирования, представляющая собой спектр аспектов жизненных практик изучаемых людей, которые исследователь должен учитывать при кодировании. Это — своего рода напоминание, «подсказка» исследователю, что важного, значимого следует «искать» в данных, каким образом их структурировать. Парадигма кодирования, согласно А.Страуссу, включает: — условия; — взаимодействия между акторами (деятелями); — стратегии и тактики; — последствия. Найти условия чаше всего бывает достаточно легко — иногда даже сами интервьюируемые на них указывают, нужно искать намеки в использовании таких слов, как «потому что», «так как», «как», «из-за». Сходным образом последствия действий могут быть выделены фразами типа «в результате», «из-за этого», «результатом было», «впоследствии оказалось». Стратегии и более детальные тактики, связанные со стратегиями, обычно не представляют трудностей даже для неопытного аналитика. Взаимодействия также легко находить — они представляют собой те взаимодействия, которые происходят между и среди информанта и других людей. А.Страусс; полагает, что при игнорировании элементов парадигмы кодирования проводимый процесс обобщения данных назвать кодированием в строгом смысле нельзя. В целом процедура кодирования в исследованиях этого типа представлена тремя составляющими: — открытым кодированием; — осевым кодированием; — селективным (выборочным) кодированием. • Открытое — это самый первый тип кодирования данных, которое производит исследователь. В самом названии его заключена и основная организационная цель — начать, приоткрыть исследование. Открытое кодирование производится в процессе детального, тщательного анализа полевой заметки, интервью или другого документа — строка за строкой (line by line), слово за словом. Такое подробное, скрупулезное кодирование здесь — база, основа, «заземление» будущей обобщающей теории. Можно проводить кодирование по предложениям, либо параграфам, даже по всему документу наблюдения или интервью. Правда, такое кодирование лучше проводить тогда, когда уже есть несколько категорий и необходимо кодировать «окрестности». Интерпретации, полученные в процедуре открытого кодирования (коды), всегда пробные, предварительные. Поэтому часть из них может быть признана ошибочной и отброшена на дальнейших этапах исследования. Содержательная цель — производство концептов (понятий), которые кажутся адекватными собранным ранее. Концепты здесь — называние, «наклеивание ярлыков» слову, фразе, фрагменту текста. Несмотря на то что эти концепты являются предварительными, они все же являются толчками к выделению других элементов парадигмы кодирования, дальнейшему структурированию данных. А.Страусс подчеркивает, что неопытные аналитики «вместо того, чтобы заниматься выведением концептов, делают простые пометки на полях, которые не слишком отличаются от высказываний самих акторов»'. Он приводит следующий пример: «Медсестра говорит исследователю: "Когда пациент начал кричать, я, чтобы сохранить самообладание, покинула комнату"». Данная фраза аналитическим путем может быть преобразована в профессиональное самообладание с добавлением примечаний и указанием структурных условий, угрожающих ее спокойствию, а также тактик, которые она использует для поддержания самообладания. Это может привести исследователя к написанию мемос, в которых немедленно поднимаются вопросы о других имеющих место условиях и тактиках, а также о ситуациях, когда тактика медсестры не приводит к успеху или когда нет возможности воспользоваться этой тактикой. «Правила большого пальца» здесь следующие: — ищите «априорные» (in vivo codes) коды, т.е. те, которые используют сами информанты. «Пыталась сохранить самообладание» — прекрасный пример априорного кода; — дайте названия каждому коду (априорному или сконструированному). Вначале не зацикливайтесь слишком на вопросе, подходящий ли это термин, — просто назовите код как-нибудь; — при построчном анализе (line by line) задавайте как можно больше конкретных вопросов о словах, фразах, предложениях, действиях. • Процедура осевого кодирования предполагает тщательный анализ, проводимый вокруг одной категории (а не нескольких одновременно), и поиск элементов парадигмы кодирования. Термин «осевой» здесь означает «вращение вокруг оси» одной категории. Проводя такую операцию, исследователь начинает выстраивать плотную «ткань» из взаимосвязей вокруг «оси абсцисс» категории, которая является объектом его внимания. При этом аналитик должен прилагать все усилия, чтобы двигаться только к поставленной цели и не позволять «соблазнам» в виде различных кодов вмешиваться в данный процесс в высшей степени целенаправленного кодирования. В результате у исследователя происходит накопление знания о взаимосвязи между «осевой» категорией и другими. Осевое кодирование начинается в период открытого кодирования, который обычно затягивается (хотя и не с первых интервью) и сохраняет значимость вплоть до того момента, когда аналитик сосредоточивается на центральных категориях и переходит к селективному (выборочному) кодированию. • Селективное (выборочное) кодирование есть систематическое кодирование в рамках центральной категории. Кодировать селективно означает, что аналитик сводит процесс кодирования только к тем кодам, которые связаны достаточно существенными связями с центральными категориями. Именно центральная категория теперь направляет дальнейший сбор данных в соответствии с теоретической выборкой. Селективное кодирование, как правило, происходит после того, как исследователь определил, какая категория или категории являются центральными в исследовании, т.е. после открытого и осевого кодирования. • Процедура написания мемос предполагает, что первичные ориентировочные мемос: — должны носить организационный характер (сбором каких данных заниматься, где это делать и т.д.); — или выступать в качестве напоминаний (не забыть сделать это...); — или представлять собой некоторую совокупность разрозненных идей; — или содержать какие-то размышления с целью стимулирования воображения. Процедура написания дальнейших аналитических мемос сводится к объединению результатов открытого или осевого кодирования, фиксированию взаимосвязи между крупными категориями, суммированию и интегрированию предыдущих мемос. Известный английский социолог Томас Флет рекомендует организовывать мемос следующим образом: — указывать на каждом из них дату написания; — писать отдельное мемо для каждой идеи или темы; — давать им их заголовки, которые помогали бы отнести мемос к разным уровням обобщения: код, категория. Он предлагает также разделить структуру мемо на 3 уровня. Сначала ответить на вопросы «Где источник кода?» и «Почему код возник в данном месте?». Затем найди смыслы кода. И наконец, указать, какой из многообразных смыслов кода можно выбрать для анализа. Для этого лист необходимо разделить на две колонки, в первой написать, что код может означать, во второй — на что может указывать. • Процедура выделения центральной категории сводится к поиску аналитиком такой категории, которая была бы связана с большинством других и соотносилась бы со всеми кодами (в идеале). Именно ей принадлежит основная роль в процессе интегрирования теории. Для этого аналитику нужно постоянно искать «основную тему», которая связана с главной проблемой изучаемой группы людей: «Что здесь происходит?» Таким образом, исследователь быстро учится «чувствовать» центральную категорию. • В исследованиях типа «обоснованная теория» большое внимание уделяется процедуре построения интегрирующих диаграмм. Эти диаграммы используются на самом трудном, итоговом этапе процесса исследования, когда необходимо «собрать все в кучу», интегрировать результаты работы группы. Назначение таких диаграмм в следующем: — они дают представление о том, куда зашло исследование по итогам сбора данных, кодирования и написания мемос; — они способствуют росту психологической уверенности исследователей в значимости своих результатов; — они помогают наглядно прояснить связи между кодами, а значит, обладают и аналитической пользой. Интегрирующие диаграммы, как правило, изменяются в процессе развития исследования. Исследователи должны время от времени обращаться к такой диаграмме, чтобы задаться вопросом «Что еще я не включил в нее?». По мере накопления знаний в процедуре исследования переделывается и диаграмма как определенный итог исследования. Рассмотрим самую первую базовую процедуру этого типа исследования — процедуру открытого кодирования на примере нашего исследования процесса социально-экономической адаптации жителей Самарской области, проведенного в 1999-2000 гг.[70] Задача второго этапа исследования заключалась в создании мини-теории факторов успешности—неуспешности этого процесса. Основной метод исследования — нарративное интервью, а способ обработки — «обоснованная теория»[71]. Объектом этого этапа исследования выступали полярные группы успешных адаптантов и неуспешных дезадаптантов. Успешные адаптанты — это те люди, которые предпринимали попытки «вписаться» в новую социально-экономическую реальность и оценивают уровень своей материальной обеспеченности достаточно высоко, а неуспешные дезадаптанты — те, кто не предпринимал никаких адаптивных действий и относит себя к малообеспеченным и бедствующим. Покажем, как осуществлялся нашей исследовательской группой аналитиков процесс открытого кодирования транскрипта интервью с Тамарой Н. (51 год), которая относилась к типологической группе «неуспешных дезадаптантов» (см. Приложение). Выделяя коды, мы пытались учесть все разнообразие их смыслов, создавая тем самым основательную базу «заземления» будущей теории. Мы использовали версию открытого кодирования line by line, т.е. кодировали по каждой строке, слово за словом. Одним из первых априорных кодов, выделенных нами в транскрипте интервью, был код тогда. Мемо выглядело следующим образом:
Мы решили, что вторая версия, второй смысл — более подходящий: в тексте нарратива наиболее часты отсылки к прошлому, когда говорится о негативных сторонах сегодняшней реальности: дороговизне жизни, «сложности» ее и т.д. Из этих соображений априорный код «тогда» нами был преобразован в код «тогда и сейчас». Другой априорный код, выделенный нами, — все. В процессе обсуждения были выделены следующие его смыслы:
В результате обсуждения мы решили, что, скорее всего, код все, а также близкий априорный код мы употребляется во втором и третьем значениях — чтобы подчеркнуть спаянность информанта с основной массой людей ее времени, а также чтобы противопоставить себя как человека другой эпохи «иному» типу людей. Априорный код все преобразуется в код мы — другие. Следующий важный априорный код — нормально. Этот код встречался в интервью очень часто: «нормальное детство было», «нормальная человеческая жизнь», «семья у меня нормальная», «нормальный коллектив», «нормальная работа», «нормально в общем-то» и т.д. В процессе группового обсуждения были выделены смыслы: В процессе анализа текста практически все, кроме первого смысла, имели свое подтверждение в смыслах других априорных кодов. Вместе с тем из этого априорного кода нами был все-таки выделен код уровень притязаний, который, на наш взгляд, вбирал второй, третий и четвертый смыслы. Этот код оказался очень полезным, фактически являясь гранью, свойством более общей категории, которая потом была выделена нами: образ будущего. Эта категория рассматривалась нами как общее определение ситуации, имеющееся в наличии у человека, которое определяет особенности его поведения, взаимоотношения с окружающими людьми, уровень притязаний.
5. Устная история (oral history) как тип качественного социологического исследования Что такое устная история? «Устная история» (oral history) — это исследовательская стратегия, использующая метод интервью для получения устных свидетельств относительно событий, в недавнем прошлом имевших историческую значимость. В самом этом термине «устная история» акцент надо делать на слове «история». Исследование этого типа направлено на получение субъективных свидетельств о важных событиях прошлого. Они становятся в ряд с другими, традиционными для историков документами, и прежде всего архивными, такими, как письма, дневники, мемуары. Не случайно «устные историки» называют себя «устными архивистами». Устные рассказы здесь — это свидетельства памяти (memory claim), призванные достоверно воссоздать то или иное значимое событие в прошлом. Здесь рассказчик, по точному выражению Мартины Бургос, — «рупор надындивидуального субъекта, чья цель — обеспечить сохранность и передачу коллективного опыта». «Устная история» частично вышла из попыток использовать устные традиции, передававшиеся веками в обществах, где отсутствовала грамотность, для того чтобы выстроить, например, историю этого общества. В этом смысле устная история стара, как сама история. Для историков, изучавших совсем недавнюю политическую и социальную историю своей страны, привлекательность устных свидетельств объясняется невозможностью доступа к достаточному количеству документов. Специалисты oral history полагают, что устные источники имеют определенные преимущества перед письменными документами. Во-первых, здесь не возникает сомнений относительно авторства документа, что повышает доверие к нему. Во-вторых, в отличие от письменного документа (мемуаров например) устное интервью сохраняет непосредственность впечатлений и искренность, которые более свойственны разговорной речи. В-третьих — это возможность сохранить в записи жизненный опыт людей, которые не имеют литературного таланта или свободного времени для написания мемуаров. Таким путем создается новый вид истории — «не история лидеров, королей и президентов, а история фермеров, рабочих, эмигрантов и других простых людей». Означает ли этот акцент на истории явления, что oral history — это только историческое исследование? Нет, не означает. Настоящее, которое призвана изучать социология, всегда «встроено» во временную перспективу. Для социологов всегда важно иметь «базовую» описательную информацию о социальном явлении, которое имело место 30, 50, 70 лет назад. Это позволяет описать (или объяснить) социальные изменения в общественном целом, понять направления этих изменений. По мнению современного английского социолога Пола Томпсона, для периода, ограниченного живой памятью, это — «элементарное составление плана этноистории как базиса современной социологической работы». С помощью «устного» интервью задача значительно облегчается. В качестве примера П.Томпсон ссылается на собственное исследование «Эдвардо-манцы: воссоздание британского общества»1. Обнаружив недостаточность рукописных материалов, хранящихся в архивах об этом периоде начала XX века — правительственных докладов, результатов первых социологических исследований, их несоответствие исследовательским целям, автор вынужден был обратиться к жанру «устной истории», т.е. к интервью с живыми свидетелями той эпохи. Использование этой исследовательской стратегии позволило английскому социологу создать «надежную социальную историю недавнего прошлого», а также дать богатейший материал для описательных социологических обобщений о том времени. Немного истории Начало этой исследовательской практики обычно связывают с созданием в Колумбийском университете (США) в 1948 г. Центра устных исследований под руководством Аллана Невинса. В рамках исследовательских проектов центра записывались на магнитофон интервью с людьми, которые внесли существенный вклад в разные области общественной жизни и которые описывали процесс становления этих областей. К 1967 г. интерес к данному методу воссоздания прошлого стал настолько велик, что в США была создана Ассоциация исследователей «устной истории». Большая доля проектов «устной истории» в те годы была медицинской. Создавая историю величайших медицинских открытий XX века, медики обнаружили, что наиболее значительные события в этой области произошли на памяти еще живущего поколения. Интервью с их участниками (создание знаменитых клиник, вхождение новой медицинской техники в практику медицины и т.д.) помогли восстановить пробелы в имеющейся информации, уточнить детали, более полно их воссоздать. В рамках Ассоциации «устных историков» в США был реализован проект «Знаменитые личности, их друзья и соратники»: каждая президентская библиотека, начиная с Трумэна, содержащая, как правило, материалы, касаюшиеся президентства, включает и раздел «устных историй». Объектами oral history в США в разное время становились истории этносов: история евреев в США, история негров, история различных племен индейцев. Особенно исследования этого типа популярны в ситуации, когда отсутствуют архивы: устные истории людей, причастных к историческому событию, становятся единственным свидетельством, позволяющим восстановить, реконструировать его.
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.164.100 (0.012 с.) |