Телефоны респондентов, отказавшихся от интервью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Телефоны респондентов, отказавшихся от интервью



 

Телефон   Причины   Телефон   Причины  
               
               
               
               
               
               

Если респондент отвечает "да", интервьюер начинает опрос.

Номера телефонов респондентов (согласно выборке)

           
           
           
           
           
           

 

Кодификатор для учета результатов поиска респондента

01 — номер соединен неправильно (неправильно набран).

02 — номер не отвечает.

03 — номер занят.

04 — перенос звонка из-за невозможности контакта (ответ ребенка и т.д.).

05 — член семьи, подошедший к телефону, просит перенести беседу на другое, более удобное время.

06 — член семьи, подошедший к телефону, отказывается от проведения интервью в семье.

07 — респондента нет дома.

08 — респондент отсутствует длительное время (отпуск, командировка).

09 — респондент просит перенести интервью на другое, более удобное время.

10 — респондент отказывается от интервью.

11 — незаконченное интервью.

12 — респондент опрошен.

II. ИНТЕРВЬЮ

Интервью – есть разновидность социологического опроса.

Схема возможной переработки анкеты в формализованное интервью:

1) Увеличение объема (детализации, более развернутое излучение признаков предмета исследования, углубление вопросов).

2) Увеличение числа открытых вопросов проблемного или обобщающего характера.

3) Перестройка закрытых вопросов в полузакрытые.

4) Увеличение числа уточняющих и дополнительных вопросов (в устной или письменной форме).

5) Включение вопросов об оценке респондентом интервью (оценка длительности и содержательности беседы, ясности вопросов и т.д.).

6) Включение вопросов оценок интервьюера (объективная продолжительность интервью, проведение респондента, оценка достоверности информации).

Требования к поведению интервьюера:

1) ведение интервью в темпе, оптимальном для данного респондента (респондент должен сразу понимать заданные вопросы и успевать на них отвечать);

2) отсутствие подсказок, модальных вопросов, “наведения” респондента на определенный ответ;

3) обязательная точная разборчивая регистрация всех высказываний респондента без изменения и литературной обработки (особенно на открытые вопросы);

4) умение корректно остановить опрашиваемого, говорящего чересчур пространно или не по теме;

5) умение расположить к откровенной беседе, контактность, целенаправленность.

Процесс интервьюирования. Установление контакта с опрашиваемым.

Первое условие успешного интервью-создание дружеской атмосферы, рас-полагающей к искренним ответам. Вступление должно быть кратким, уве-ренным и обоснованным. Излагаются цели(доступным языком), заверяется в анонимности, подтверждаются полномочия (предъявляется удостовере-ние, если это необходимо). Если респондент спрашивает, объясняется поче-му выбрали именно его. Задача вступления - добиться согласия на интер-вью. Если человек ссылается на некомпетентность -ему говорят, что нет «правильных» и неправильных ответов, что мы изучаем мнения… Ссылки на занятость – объяснение, что важно мнение и очень занятых людей, иначе без их мнения картина не будет полной, предложение зайти в другое более удобное время.

В некоторых исследованиях истинные цели слегка маскируют. На-пример, при изучении стиля руководства подчиненным говорят, что изу-чается система организации труда. Вступление и первые вопросы должны вызвать у опрашиваемого интерес и желание отвечать искренне. Тем не менее, интервьюеру рекомендуется сохранять деловой стиль беседы, не позволять фамильярности и фривольных замечаний, менторства, не ком-ментировать ответы.

Основная фаза интервью. Американские социологи В.Гуд и П.Хэтт назы-вали интервью «псевдобеседой».Интервьюер должен постоянно держать в голове план беседы и не отклоняться от него. Оставаясь доброжелательным и вежливым, он должен руководить процессом. Контакт и доверие, достиг-нутое в начале - необходимо постоянно поддерживать. Это вещи перемен-ные, они должны укрепляться по ходу интервью. Важно сохранять нейтра­льную позицию, не показывая собственного отношения к предмету иссле-дования. Не приемлимы не порицание, не радостное поддакивание на отве-ты опрашиваемого. Допускается смеяться шуткам респондента, поддержи-вать беседу репликами «Это очень интересно», «Вот так и запишем», «Ваше мнение очень важно», «А как чаще всего бывает?» -в случае затруднений и желания уйти от ответа на отдельные вопросы. Темп интервью зависит от скорости мышления и ответов респондента. Надо стремится получить кон-кретный ответ и уйти от желания ответить «не знаю». Возможно действи-тельно он не осведомлен, а может не хочет ответить на щекотливую тему. В последнем случае рекомендуется попробовать получить ответ: «Может я не четко сформулировал вопрос, я повторю его еще раз, а вы подумайте…» или «Большинство людей не задумывается об этом, но мне бы хотелось полу-чить Ваше мнение по этому вопросу» или «Я понимаю, вопрос не простой, но может вы сможете на него ответить, если подума-ете?».

Интервьюер должен быть уверен, что опрашиваемый правильно понял вопрос, можно при повторении несколько изменить формулировку, не искажая смысла и не подсказывая желаемый ответ. Иногда можно прибег-нуть к зондированию, для уверенности, что респондент правильно понял вопрос. Однако в стандартизированном интервью не разрешается перефор-мулировка или пояснения, а только повторение вопроса.

Если вопросы повторяются и ответ уже был дан, рекомендуется задать его вновь (это могут быть контрольные вопросы),- предварив «мы этого уже касались..». При противоречии в ответах, иногда рекомендуется игнорировать противоречия и не обсуждать их с респондентом, но чаще сле-дует подвергнуть противоречия контролю - возможно это механическая ошибка или усталость. Делать это следует тактично: может я ошибся, но вы раньше говорили..

Завершение интервью. В конце следует поблагодарить за ответы и изви-нится за беспокойство и отнятое время. Хорошо, если будет вручен симво-лический подарок на память. Иногда не следует спешить уходить. Иногда после окончания интервью, спадает напряжение и опрашиваемый выска-зывает некоторые важные соображения и комментарии по теме интервью или замечания по процедуре, говорит о чувствах какие он испытывал.

Регистрация данных интервью:

· Дословная запись. П риводится как иллюстрация всех оттенков смыслов и переживаний, требует навыков скорописи.

· Запись по памяти. Применятется в изучении интимных или острых тем, где сам факт записи может сковать откровенность высказываний.

· Механическая звукозапись (аудио, видео). Применяется с согласия опрашиваемого или скрывается.

· Классификация. Редко применяется при небольшом круге вопросов и возможности их кодирования и количественной оценки.

 

III.ФОКУС-ГРУППЫ

Фокусированное групповое интервью отличается неформальным свободным характером, групповой дискуссией,, что прямо противоположно анкетированию и индивидуальному интервью. Группа от 5 до 12 человек, отобранная по определенным принципам, ведет обменом мнениями под руководством ведущего (медиратора). Процесс фиксируется на аудио или видео пленку для последующего анализа. В фокус групповых интервью используются открытые вопросы.

Во-первых, в вопросе должны быть адекватно объединены его открытый характер и проблемность. С одной стороны, вопрос должен представлять возможности для открытия чего-то нового неизвестного или выявления малоизвестного. Если подобная открытость отсутствует, то “вопрос остает-ся, в конечном счете, лишней видимостью вопроса, лишенной подлинного смысла”. С другой стороны, открытость вопроса не должна быть безгранич-ной: всякий вопрос должен задавать горизонт ответа. В естественном языке горизонт ответа указывается при помощи вопросительного слова или слово-сочетания (что? когда? почему? насколько? верно ли? и т.д.).

В современных социологических опросах закрытые вопросы используют-ся намного чаще открытых. Будучи, удобными с точки зрения обработки получаемой информации, закрытые вопросы обладают рядом недостатков. Главным из них является то, что закрытые вопросы выявляют не структу-рированность сознания людей, их мнения и оценки, а реакцию людей на отношение к объекту самого исследователя.

Д.Уолш обращает внимание на то, что закрытые вопросы «не остав-ляют респонденту никакой иной возможности реакции, кроме той, учет и фиксирование которой предлагается им». Если открытые вопросы «сраба-тывают» на уровне актуализированного сознания, то закрытые вопросы часто выявляются скорее ситуативную реакцию людей на предложенные «подсказки». Открытый и закрытый вопросы обращены к различным их опытным схемам. Закрытые вопросы вследствие конструкции жесткой за-данности вариантов ответов фактически выявляют их различные позиции респондента, а его отношение к общепринятым стандартам, нормам или стереотипам, распространенным, по мнению социолога, в данной среде. Чаще всего с помощью открытого вопроса о мнениях, установках или цен-ностях можно определить потребности, цель и отношения, либо характе-ризующие социальное и психологическое состояние опрашиваемого, либо обусловленные этим состоянием.

При помощи открытых вопросов исследователь получает более глубокую информацию о мнениях и установках людей, которые учас-твуют в принятии решений. Закрытая же форма вопроса лишает человека возможности свободно выразить свои мысли, чувства, тем самым, сужая горизонт предполагаемого ответа. Таким образом, закрытые вопросы харак-теризуются – в терминах общих требований к составлению вопросов – недостаточной открытостью и излишней предметностью.

Серьезным ограничением познавательного потенциала вопросов в мас-совых опросах является то, что на больших выборках трудно, а часто и не-возможно полностью учесть значимые для данной методики особенности всех респондентов, различный уровень грамотности, индивидуальные отли-чия восприятия, памяти, жизненных контекстов. Если соблюдение требова-ний отсутствия тенденциозности в вопросе, отказа от использования узко-употребимых слов, лаконичности вопросов зависит только от квалификации социолога, то учет таких индивидуальных характеристик, как уровень рефлексии, памяти и т.д., представляет собой самостоятельную исследовательскую проблему.

Фокус- группы правильно отобранные дают надежность данных не ниже массовых опросов, но более качественные, глубже и содержательнее. Поскольку показывают как меняются мнения и позиции людей под влия-нием других людей и раскрывают мотивацию опрашиваемых. Кроме того они экономичнее по затратам и времени, чем массовые опросы.

Требование соотнесения вопроса с условиями опрашивания также не всегда выполнимо при осуществлении опроса в его традиционных формах. Это связано не только с содержательной ограниченностью тематики вопро-сов и условиями опроса, но и с методическими ограничениями на использо-вание в массовых опросах открытых вопросов. Во-первых, различные виды анкетного опроса предполагают письменный ответ на открытый вопрос. Это, в свою очередь, предполагает возможность (в том числе и физичес-кую), чтения визуального текста и определенный уровень грамотности, а также способность человека письменного отвечать на поставленные вопро-сы. Эти, простые, на первый взгляд, условия не всегда выполнимы, когда опрос распространяется на широкие слои населения. Вторым важным огра-ничением, которое касается широкого применения открытых вопросов в массовых опросах, является то, что в данном случае требуется достаточно конкретная формулировка вопроса. В противном случае респондент может отказаться отвечать из-за громоздкости ответа. Эта трудность отчасти преодолевается в телефонном опросе, когда респондент отвечает устно. Но здесь сказывается влияние других факторов – недостаток времени у респон-дента, нежелание долго отвечать на вопрос вне непосредственного общения и т.п. В стандартизированном интервью широкое применение открытых вопросов сдерживает, прежде всего, ситуацией «неравенства», которая характеризует процесс опроса. И, наконец, массовые опросы характеризу-ются тем, что далеко не все респонденты, принимающие в них участие, обладают индивидуальным опытом относительно предмета вопросов. В связи с этим, в ситуации опроса актуализируется не индивидуально-прагматический уровень сознания, мнения людей, имеющих отношение к ценностям и стереотипам. Что нового предлагают фокусированные групповые интервью (ф./г интервью).Здесь необходимо выделить несколько аспектов:

1) ориентация исключительно на открытые вопросы, ответы на которые респонденты дают в процессе свободного группового обсуждения;

2) предоставление возможности респондентам самим формулировать вопросы, имеющие отношение к теме исследования, и самим же на них отвечать;

3) привлечение для участия в ф./г интервью преимущественно респондентов, обладающих индивидуальным опытом по поводу изучаемой проблемы;

4) создание условий для раскрепощения сознания людей и предостав-ление им возможности отвечать на вопросы в той форме, которая для них наиболее приемлемая;

5) небольшое количество рассматриваемых вопросов и достаточное время для их обсуждения;

6) спиралевидный характер обсуждения изучаемой проблемы. Рассмотрим подробнее данные особенности ф./г интервью

Ф./г интервью проводят по 6-10 открытым вопросам, которые, как правило, посвящены одной теме. Вопросы готовят на основании подхода, близкого к текстовой концепции вопроса в классификации Я.Лютинского. (Согласно данной концепции, разрабатывается множество вопросов, характеризующих только одну изучаемую переменную. В конечном итоге показатель изучаемой переменной выводится на основе всей совокупности ответов).

Однако в строгом смысле можно говорить лишь об относительном сходс-тве концепции вопроса в ф./г интервью и текстовой (психологической) кон-цепции вопроса. Дело в том, что, несмотря на свойственную ф/г интервью ориентацию использования отдельных вопросов как инструментов позна-ния, имеющих значимость только в соотнесении со всеми остальными воп-росами, каждый вопрос фокус групповой дискуссии предметен, то есть, нап-равлен на изучение конкретного признака объекта. Если, например, ф./г интервью посвящены изучению радиопрограммы со стороны ее аудитории и определение изменений, необходимых для улучшения позиций передачи на рынке радиопрограмм, то тестируемая программа обсуждается как в целом, так и по отдельным параметрам – с точки зрения ее информативности, музы-кального оформления, характеристик, языка диктора и т.п. Многие из об-суждаемых вопросов направлены на изучение отдельных признаков, но каж-дый из них призван внести свой вклад в решение главной задачи – улучше-ния позиций передачи на рынке радиопрограмм. Если вопрос не помогает решению этой задачи, он теряет смысл в рамках данного фокус-группового исследования.

Важной особенностью использования вопросов в ф./г интервью является то, что формулировки могут многократно изменяться как в процессе одной дискуссии, так и от дискуссии к дискуссии. Неизмененным остается смыс-ловой центр, направленность вопроса. Конкретные же формулировки варьи-руются модератором в зависимости от индивидуальных отличий респонден-тов, аргументов, к которым они апеллируют и т. п. На протяжении одной дискуссии один и тот же вопрос в разных формах может задаваться много раз; допускается возврат к вопросам, которые ранее по ходу дискуссии уже обсуждались группой. Все это позволяет найти ключ практически к каждому респонденту и получить информацию о его личных мнениях, ожиданиях, впечатлениях.

Значительному расширению познавательных возможностей вопроса в ф/г интервью способствует то, что респонденты могут задавать вопросы друг другу, не обращаясь к модератору, а также самостоятельно предлагать вопросы для группового обсуждения. Благодаря тому, что в фокус-груп-повой дискуссии роли респондентов заранее не определены, жеской струк-туры обсуждения не существует и у каждого участника есть возможность проявить себя в той мере, в какой он этого хочет, в ф/г интервью преодо-левается ситуация неравенства, характерная для традиционных видов опро-са. Респонденты раскрепощаются, причем вопрос из средства добывания информации во многом превращается в естественный атрибут общения между людьми. Другими словами ф/г интервью вопрос имеет статус не только социологического вопроса, но и элементарной единицы челове-ческого общения. Поощрение формулирования вопросов самими респон-дентами помогает лучше изучить структурированность их сознания, спектр их интересов и потребностей. Подробные, сформулированные в естественной для человека форме, вопросы являются важным индикатором внутреннего состояния респондентов, их отношения к изучаемому объекту.

Конечно, ф/г интервью – более формализованный метод сбора данных, чем монологическое интервью. В ф/г интервью существуют заранее подго­товленный перечень общих вопросов, на которые участники дискуссий отвечают в процессе обсуждения. Среди тех вопросов, которые спонтанно возникают в дискуссии, поощряются только те, которые помогают понять отношение к изучаемому объекту и характер субъект субъектных отноше-ний по поводу объекта. Но само предоставление возможности респондентам самостоятельно формулировать вопросы и затем отвечать на них.

Отличительной особенностью такого обсуждения является то, что на каж-дом этапе модератор стремится задействовать потенциал всех типов воп-росов, существующих в естественном языке, - устанавливающих (кто? что?), определительных (где? когда? сколько? как? какой? с какой целью?) и при-чинных (почему? как связаны?). Последовательность применения этих воп-росов может быть различной, но в целом преобладает тенденция постанов-ки причинных вопросов после того, как получен ответ, либо устанавливаю-щий, либо на определительный вопрос, либо на тот и другой.

Если респонденты спонтанно упускают рассмотрение обсуждаемого пара-метра при помощи какого-либо типа вопросов, модератор, прибегнув к уточ-няющим вопросам или вернувшись к исходным общим формулировкам, по-буждает участников дискуссии проанализировать тот или иной аспект проб-лемы по полной схеме. При этом постоянно подчеркивается связь рассма-триваемого вопроса с другими вопросами, заложенными в программе иссле-дования.

Подобная спиралевидная модель обсуждения, которая обеспечивает углубленный анализ проблемы, свободная форма выражения мыслей, групповая интеракция, многообразие уточняющих вопросов со стороны модератора, возможность обсуждения спонтанно возникающих у респон-дентов вопросов, эти и ряд других достоинств ф/г интервью значительно расширяют познавательные возможности данного метода, как инструмента социологических исследований и способствуют получению более достоверной информации о мнениях, установках, ожиданиях людей.

IY.НАБЛЮДЕНИЕ.

Визуальный (невербальный) метод сбора информации, либо сочетает вербальные и невербальные методы. Был заимствован социологами из естественных наук и психологии. Различают случайное и целенаправленное наблюдение, последнее имеет программу и инструментарий исследования. Включенное и не включенное наблюдение, но здесь возможны ошибки «АССИМЕТРИЯ ПРИПИСЫВАНИЯ». В зависимости от позиции исследо-вателя: Актер он или посторонний наблюдатель, - меняется его впечатление и мнение, а также поведение выборочной совокупности «объекта наблюде-ния». Во избежании субъективности наблюдателя, помимо единиц внима-ния, при наблюдении используется записи (карточки, Дневники по четко заданным количественным и качественным показателям), либо процесс фик-сируется на аудио, видеопленки (открыто или скрытно), а затем обрабаты-вается и анализируется, чтобы разделить момент «включенности актера» и аналитика/исследователя. Так изучаются потребность в городском транс-порте (пассажиропотоки) или потоки пешеходов для транспортных разви-лок. Студенты пару лет изучали контакты незнакомых в транспорте тем же методом. Наиболее интересные и известные исследования способом наблю­дения были: М. Мид межкультурные и гендерные различия на островах в Атлантическом океане (три племени), Американская журналистика грими-ровалась под старушку и сняла фильм «отношение к старикам в Америке», Элиот Лебоу, белый социолог жил два года среди негров –безработных (не включенное наблюдение), немецкий журналист изучал положение неле-гальных цветных эмигрантов в Германии, сделав пластическую операцию и фальшивые документы турецкого рабочего,(включенное наблюдение),- на-писал книгу и снял фильм. Социологи садились под видом заключенных в тюрьмы, устраивались на фабрику или в религиозные секты, чтобы незамет-но изнутри изучать жизнь и отношения этих сообществ. Потому, что при опросах люди все же стараются отвечать по неким социальным нормам и идеалам: «как надо», «хотят выглядеть лучше, чем есть на самом деле», «вести себя как все или правильно».

Наблюдение применяется как вспомогательный метод во время опроса, по предметам, позе, жестам, мимике, взгляду и интонациям, позе, можно уви-деть когда человек говорит правду или он что-то скрывает. При исследова-нии бедности или мобильности, человека обязательно опрашивают в его ес-тественной среде обитания, производя наблюдение и оценку правдивости слов и бумаг. Кроме того,вся информация проверяется в беседах с родными, соседями, коллегами. Наблюдая поведение и взаимоотношения людей на соб-раниях или групповых занятиях, а детей в детском коллективе или семье, можно узнать намного больше, чем из рассказов и опросов.

НАБЛЮДЕНИЯ КАК МЕТОД СБОРА ПЕРВИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ

1. Составление программы формального наблюдения

а) определение цели наблюдения в соответствии с программой исследования;

б) специфика предмета наблюдения: определения категорий (т.е. выделение наиболее значимых с точки зрения задания исследования аспектов);

в) объект наблюдения. Определение наблюдаемой ситуации: рамки соотнесения (выделение из совокупного объекта исследования наблюдаемых элементов);

г) выбор признаков и единиц наблюдения (превращение наблюдаемых событий, элементов и т.д. в систему научных показателей).

2. Характеристика стандартизированных инструментов наблюдения по предлагаемому банку документов (карты наблюдения, протокола наблюдения, дневника наблюдения). Фиксация результатов наблюдения.

3. Составление карты наблюдения по заданной теме.

4. Обработка результатов наблюдения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.171.22.220 (0.108 с.)