Практикум по составлению социоматрицы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практикум по составлению социоматрицы



Чтобы составить простейшую социоматрицу студенческой группы и выявить лидеров («звёзд», центры притяжения) и аутсайдеров (тех, кто слабо включен в структуру социальных связей группы), следует провести специальное анонимное анкетирование (респонденты не должны указывать свою фамилию).

В анкету можно включить три открытых вопроса:

С кем бы ты хотел сидеть рядом на контрольной? (указать одну или несколько фамилий: вписать или поставить крестик в заранее приготовленном списке).

Кого бы из членов группы ты хотел в первую очередь встретить на вечеринке (пригласить в компанию)?

Кого бы из одноклассников ты попросил помочь тебе в критической жизненной ситуации?

Суммирование результатов выборов показывает, кто чаще оказыва-ется в центре притяжения и в какой ситуации: деловой, досуговой, кризис-ной. Выявляется структура лидеров, групп «поддержки» и аутсайдеров, которых не выбирает никто.

Участвуя в таком анкетировании, можно освоить его технику. Прово-дить его можно либо в незнакомой группе, либо среди товарищей, друзей или родственников, но в любом случае по этическим мотивам выявленную структуру разглашать не принято.

YI.ЭКСПЕРИМЕНТ

Эксперимент часто способствует разработке тестов, обнаружению тенденций, ролей и форм поведения и взаимодействия людей в разных ситуациях и в группе. Используются при групповой динамике, изучении лидерства, сплоченности, факторов и причин, типологии личности и ее жизненных стратегий и техник. Сочетается с наблюдением. В эксперименте должны участвовать как минимум две идентичные группы: эксперименталь-ная и контрольная. Примеры: Фильм Киевской студии «Я и Другие» - эксперименты на степень конформизма личности, эксперименты Мальграма с американскими студентами «Тюремщики и заключенные», Обучение языку электротоком, выживание в экстремальных условиях «Робинзоны» в Белом море.

Например, приглашаются две группы абсолютно незнакомых людей под дверь декана одной говорят, что сейчас будет медицинское исследова-ние, связанное с электротоком, другой ничего не говорят и наблюдают. Или группе объявляют, что есть путевка в Англию и она должна выбрать одного представителя и наблюдают за собранием.Или одной группе говорят, что этот преподаватель – зверь, экзамен сдать невозможно, требует посещаемости всех занятий и полных конспектов своих лекций, списать невозможно, а дру-гой ничего не говорят. Как вы думаете, поведение студентов будет отличать­ся? Более надежно две экспериментальные группы и две контрольные.

Однако эксперименты на людях имеют серьезные этические ограни-чения. Был такой эксперимент: по результатам социометрии людям сказали фальшивые результаты, те, кого «якобы все вычеркнули» – у них уменьшался размер росписи, что интерпретировали как травму чувства собственного достоинства и самоуважения. Однако где подтверждение, что между размером росписи и самооценкой есть прямая связь, некоторые люди наобо-рот, компенсировали негативную информацию - «я вам не верю!» или «а судьи кто?». При экспериментах с электротоком у людей увеличивалось давление, наблюдались сердечные приступы. Страх, чувство вины и т.д., что антигуманно.

Подготовка и проведение эксперимента

Разработка инструкции. В инструкции каждая фраза должна быть проду-мана. Так же, как и в тексте вопросников, желательно, чтобы в ней не было длинных предложений. В длинной инструкции лучше выделить смысловые блоки – либо с помощью разделения текста на абзацы, либо ключевыми сло-вами.

До начала основного эксперимента необходимо апробировать составленную инструкцию, чтобы убедиться в ее понятности. Это даст возможность уз-нать, насколько понятны задания и вопросы. Желательно провести апроба-цию с 5-10 людьми, а сложную инструкцию - с 10-15.

При выборе вида шкалы и количества градаций в ней лучше опираться на результаты исследований, затрагивавших эти вопросы.Словесные шкалы представляют собой набор суждений (не менее двух) о степени выражен-ности признака. Суждения могут быть представлены в форме полюсов шкалы: «свернутая словесная шкала», например, сильный - слабый, быстрый - медленный, активный - пассивный или в форме упорядоченного набора словесных обозначений полюсов и градаций (ступеней) шкалы - «развернутая словесная шкала». Развернутая словесная шкала предполагает словесное выражение широкого спектра значений одного признака: полнос-тью поддерживаю, поддерживаю, не совсем поддерживаю, совсем не под-держиваю.

Словесные суждения не всегда однозначно толкуются даже членами группы, сходными по полу, возрасту, социально-экономическому статусу и образованию. Эта неопределенность понимания и интерпретации суждений затрудняет их применение в шкалах в качестве точного инструмента измере-ния. Экспериментально показана неопределенность многих житейских суж-дений. Недостатки словесных шкал, связанны с тем, что суждениям об одних и тех же объектах разные люди придают разное значение, могут быть уменьшены с помощью ряда приемов (См. Процесс социологического исследования, 1975; Ядов- 1995).

Контроль отношения испытуемых к эксперименту или обследованию

Наименьшее число искажений возникает, если испытуемый имеет личный интерес к результатам эксперимента, но не ожидает получить для себя в ре-зультате нечто, определяющее его жизнь в широком масштабе. Такой подхо-дящий уровень мотивации бывает, когда у испытуемого есть желание рас-ширить знания о самом себе, испытать себя. Полезным способом повыше-ния мотивации является обещание рассказать после обработки данных о ре-зультатах, дать небольшой комментарий.

Принудительное участие в эксперименте может сказаться на том, что данные его будут не точны. Если есть предположение о низкой мотивации испытуемых, то надо применять приемы, повышающие мотивацию, напри-мер, дарить сувениры, вводить соревновательный момент в отношения ис-пытуемых, повышать эстетическое оформление всей экспериментальной ситуации.

Очень высокая мотивация, заинтересованность в "хороших" резуль-татах может исказить результат, например, часто это встречается при проф-отборе. Следует учитывать, что ее влияние может быть столь велико, что сделает невозможным интерпретацию результатов. Корректировочные шкалы и приемы при этом могут оказаться малоэффективными.

Инструктирование экспериментатора. Особо важно, чтобы все Ваши испытуемые получили одну и ту же инструкцию.

Не рекомендуется давать развернутые объяснения и комментарии вопросов. Если обследуемый затрудняется ответить на вопрос о выраженности у него некоторого качества, т.к. оно по-разному проявляется в разных ситуациях, подойдут такие разъяснения: "Ответьте, как это бывает чаще всего" или "Оцените это для той ситуации, в которой Вам легче всего себя представить". Нейтральное поведение.

Процедура эксперимента.

Эксперимент следует проводить в одном и том же для всех испытуемых по-рядке. Если шагов эксперимента - довольно много, то необходимо иметь под рукой запись их перечня. Целесообразно вначале предпринять некоторые действия, чтобы настроить испытуемого на эксперимент.Это можно сделать, продемонстрировав к нему интерес, например, задав несколько конкретных вопросов, которые с наименьшей вероятностью будут ему неприятны, выра-жая несловесным поведением свою признательность испытуемому за согла-сие участвовать в эксперименте. Болезненно могут восприниматься, напри-мер, не решенные в отведенный срок задания, ошибки, растерянность и т.д. Надо сообщить, что это обычное явление и примерно так же действуют дру-гие испытуемые.

Если Вы не умеете смягчать негативное влияние какими-либо прос-тыми психотерапевтическими приемами, то все-таки позвольте испытуе-мому высказаться после окончания эксперимента. Дайте ему возможность в такой форме освободиться от возможных отрицательных эмоций. Разумеет-ся, при этом Вы не должны отвечать ни критикой, ни оправданиями на его высказывания, поскольку это не диалог на научном собрании. Не забывайте благодарить Ваших испытуемых за участие в эксперименте. Помните, что часто они, по существу, являются нашими соавторами.

Требования к экспериментатору и диагносту

Экспериментатор должен обладать необходимыми профессиональ-ными и личностными качествами: понимать задачи эксперимента, хорошо знать процедуру эксперимента и инструкции к применяемым методикам, знать правила обработки данных и оценивания результатов, уметь контро-лировать себя, обладать достаточной эмоциональной уравновешенностью, общительностью и тактичностью.

Своим поведением экспериментатор должен стремиться вызывать доверие. Он не должен проявлять высокомерия, легкомыслия, фамильярности, не должен выражать словами, интонацией, жестами, мимикой, насколько неудачны ответы испытуемого.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.33.175 (0.005 с.)