Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практикум по составлению социоматрицыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Чтобы составить простейшую социоматрицу студенческой группы и выявить лидеров («звёзд», центры притяжения) и аутсайдеров (тех, кто слабо включен в структуру социальных связей группы), следует провести специальное анонимное анкетирование (респонденты не должны указывать свою фамилию). В анкету можно включить три открытых вопроса: С кем бы ты хотел сидеть рядом на контрольной? (указать одну или несколько фамилий: вписать или поставить крестик в заранее приготовленном списке). Кого бы из членов группы ты хотел в первую очередь встретить на вечеринке (пригласить в компанию)? Кого бы из одноклассников ты попросил помочь тебе в критической жизненной ситуации? Суммирование результатов выборов показывает, кто чаще оказыва-ется в центре притяжения и в какой ситуации: деловой, досуговой, кризис-ной. Выявляется структура лидеров, групп «поддержки» и аутсайдеров, которых не выбирает никто. Участвуя в таком анкетировании, можно освоить его технику. Прово-дить его можно либо в незнакомой группе, либо среди товарищей, друзей или родственников, но в любом случае по этическим мотивам выявленную структуру разглашать не принято. YI.ЭКСПЕРИМЕНТ Эксперимент часто способствует разработке тестов, обнаружению тенденций, ролей и форм поведения и взаимодействия людей в разных ситуациях и в группе. Используются при групповой динамике, изучении лидерства, сплоченности, факторов и причин, типологии личности и ее жизненных стратегий и техник. Сочетается с наблюдением. В эксперименте должны участвовать как минимум две идентичные группы: эксперименталь-ная и контрольная. Примеры: Фильм Киевской студии «Я и Другие» - эксперименты на степень конформизма личности, эксперименты Мальграма с американскими студентами «Тюремщики и заключенные», Обучение языку электротоком, выживание в экстремальных условиях «Робинзоны» в Белом море. Например, приглашаются две группы абсолютно незнакомых людей под дверь декана одной говорят, что сейчас будет медицинское исследова-ние, связанное с электротоком, другой ничего не говорят и наблюдают. Или группе объявляют, что есть путевка в Англию и она должна выбрать одного представителя и наблюдают за собранием.Или одной группе говорят, что этот преподаватель – зверь, экзамен сдать невозможно, требует посещаемости всех занятий и полных конспектов своих лекций, списать невозможно, а дру-гой ничего не говорят. Как вы думаете, поведение студентов будет отличаться? Более надежно две экспериментальные группы и две контрольные. Однако эксперименты на людях имеют серьезные этические ограни-чения. Был такой эксперимент: по результатам социометрии людям сказали фальшивые результаты, те, кого «якобы все вычеркнули» – у них уменьшался размер росписи, что интерпретировали как травму чувства собственного достоинства и самоуважения. Однако где подтверждение, что между размером росписи и самооценкой есть прямая связь, некоторые люди наобо-рот, компенсировали негативную информацию - «я вам не верю!» или «а судьи кто?». При экспериментах с электротоком у людей увеличивалось давление, наблюдались сердечные приступы. Страх, чувство вины и т.д., что антигуманно. Подготовка и проведение эксперимента Разработка инструкции. В инструкции каждая фраза должна быть проду-мана. Так же, как и в тексте вопросников, желательно, чтобы в ней не было длинных предложений. В длинной инструкции лучше выделить смысловые блоки – либо с помощью разделения текста на абзацы, либо ключевыми сло-вами. До начала основного эксперимента необходимо апробировать составленную инструкцию, чтобы убедиться в ее понятности. Это даст возможность уз-нать, насколько понятны задания и вопросы. Желательно провести апроба-цию с 5-10 людьми, а сложную инструкцию - с 10-15. При выборе вида шкалы и количества градаций в ней лучше опираться на результаты исследований, затрагивавших эти вопросы.Словесные шкалы представляют собой набор суждений (не менее двух) о степени выражен-ности признака. Суждения могут быть представлены в форме полюсов шкалы: «свернутая словесная шкала», например, сильный - слабый, быстрый - медленный, активный - пассивный или в форме упорядоченного набора словесных обозначений полюсов и градаций (ступеней) шкалы - «развернутая словесная шкала». Развернутая словесная шкала предполагает словесное выражение широкого спектра значений одного признака: полнос-тью поддерживаю, поддерживаю, не совсем поддерживаю, совсем не под-держиваю. Словесные суждения не всегда однозначно толкуются даже членами группы, сходными по полу, возрасту, социально-экономическому статусу и образованию. Эта неопределенность понимания и интерпретации суждений затрудняет их применение в шкалах в качестве точного инструмента измере-ния. Экспериментально показана неопределенность многих житейских суж-дений. Недостатки словесных шкал, связанны с тем, что суждениям об одних и тех же объектах разные люди придают разное значение, могут быть уменьшены с помощью ряда приемов (См. Процесс социологического исследования, 1975; Ядов- 1995). Контроль отношения испытуемых к эксперименту или обследованию Наименьшее число искажений возникает, если испытуемый имеет личный интерес к результатам эксперимента, но не ожидает получить для себя в ре-зультате нечто, определяющее его жизнь в широком масштабе. Такой подхо-дящий уровень мотивации бывает, когда у испытуемого есть желание рас-ширить знания о самом себе, испытать себя. Полезным способом повыше-ния мотивации является обещание рассказать после обработки данных о ре-зультатах, дать небольшой комментарий. Принудительное участие в эксперименте может сказаться на том, что данные его будут не точны. Если есть предположение о низкой мотивации испытуемых, то надо применять приемы, повышающие мотивацию, напри-мер, дарить сувениры, вводить соревновательный момент в отношения ис-пытуемых, повышать эстетическое оформление всей экспериментальной ситуации. Очень высокая мотивация, заинтересованность в "хороших" резуль-татах может исказить результат, например, часто это встречается при проф-отборе. Следует учитывать, что ее влияние может быть столь велико, что сделает невозможным интерпретацию результатов. Корректировочные шкалы и приемы при этом могут оказаться малоэффективными. Инструктирование экспериментатора. Особо важно, чтобы все Ваши испытуемые получили одну и ту же инструкцию. Не рекомендуется давать развернутые объяснения и комментарии вопросов. Если обследуемый затрудняется ответить на вопрос о выраженности у него некоторого качества, т.к. оно по-разному проявляется в разных ситуациях, подойдут такие разъяснения: "Ответьте, как это бывает чаще всего" или "Оцените это для той ситуации, в которой Вам легче всего себя представить". Нейтральное поведение. Процедура эксперимента. Эксперимент следует проводить в одном и том же для всех испытуемых по-рядке. Если шагов эксперимента - довольно много, то необходимо иметь под рукой запись их перечня. Целесообразно вначале предпринять некоторые действия, чтобы настроить испытуемого на эксперимент.Это можно сделать, продемонстрировав к нему интерес, например, задав несколько конкретных вопросов, которые с наименьшей вероятностью будут ему неприятны, выра-жая несловесным поведением свою признательность испытуемому за согла-сие участвовать в эксперименте. Болезненно могут восприниматься, напри-мер, не решенные в отведенный срок задания, ошибки, растерянность и т.д. Надо сообщить, что это обычное явление и примерно так же действуют дру-гие испытуемые. Если Вы не умеете смягчать негативное влияние какими-либо прос-тыми психотерапевтическими приемами, то все-таки позвольте испытуе-мому высказаться после окончания эксперимента. Дайте ему возможность в такой форме освободиться от возможных отрицательных эмоций. Разумеет-ся, при этом Вы не должны отвечать ни критикой, ни оправданиями на его высказывания, поскольку это не диалог на научном собрании. Не забывайте благодарить Ваших испытуемых за участие в эксперименте. Помните, что часто они, по существу, являются нашими соавторами. Требования к экспериментатору и диагносту Экспериментатор должен обладать необходимыми профессиональ-ными и личностными качествами: понимать задачи эксперимента, хорошо знать процедуру эксперимента и инструкции к применяемым методикам, знать правила обработки данных и оценивания результатов, уметь контро-лировать себя, обладать достаточной эмоциональной уравновешенностью, общительностью и тактичностью. Своим поведением экспериментатор должен стремиться вызывать доверие. Он не должен проявлять высокомерия, легкомыслия, фамильярности, не должен выражать словами, интонацией, жестами, мимикой, насколько неудачны ответы испытуемого.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.105.101 (0.009 с.) |