Виды наблюдения в различных типах исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды наблюдения в различных типах исследования



Таблица №1

 

  Наблюдение   Тип исследования  
Разведывательного плана   Описательного плана   Эксперимен­тального плана  
Контролируемое       +      
Неконтролируемое   +          
Включенное       +      
Не включенное   +   +   +  
Структурированное       +   +  
Неструктурированное + + +
Лабораторное   +  
Полевое +   +

Метод наблюдения.Особенности

Одновременность события и его наблюдения. Данные об объекте получены "со стороны". Целостное восприятие ситуации. Зависимость данных от установок наблюдателя. Влияние наблюдателя на объект.Влияние объекта на наблюдателя, его восприятие ситуации.

Достоинства метода:

Восприятие поведения людей в реальных условиях. Оперативность информации. Объективность, конкретность данных. Единство эмоциональ-ого и рационального в восприятии ситуации. Расширение возможности интуции в понимании и объяснении явлений. Обоснованность позиций в восприятии фактов.Использование опыта наблюдателя в выявлении проблемных ситуаций. Гибкость исследовательских установок. Приближе-ие объекта к экспериментальной ситуации. Объект настраивается на выявле-ние проблем, их анализ, демонстрацию возможностей. Точное понимание смысла действий, поведения людей за счет идентификации с ценностями, целями группы

Недостатки метода наблюдения:

Локальность, частный характер наблюдаемой ситуации, невозможность ее повторения. Ограниченность получения данных о целях, мотивах поведения. Трудно выделять признаки ситуации. Субъективность, искажение, ошибки в регистрации признаков (эмоциональное состояние, низкая квалификация, неверные методологические установки наблюдателя).Возможности обоб-щения ограничены искажением естественного со­стояния объекта. Искаже-ние в восприятии из-за заражения стереотипами группы в наблюдаемом объекте. Пассивность метода, привязанного к состоянию объекта. Ограни-ченность времени наблюдения временем со­вершения события. Не все социальные факты поддаются непосредственному наблюдению. Чаще всего наблюдение фиксируется словами, но случается, что некоторые формы поведения, эмоционального выражения трудно записать однозначно.Наблю-дение — трудоемкий процесс, требующий значи­тельных затрат времени, людских и финансовых ресурсов.

Виды наблюдения Таблица №2

 

Позиция наблюда­теля   Уровень стандарта процедур Требования к обстановке   Регламент времени   Использ вание техники   Социальный уровень объема  
''Наблюдатель" не вступает общение с членами группы   Запрограм мированное с регистра-цией приз-наков в спе-циальных карточках   Лабораторное - с задан-ными пара-мет-рами наблюдае-мой ситуации   Систематическое — с заданной регулярностью регистра­ции признаков   Аудио-визуаль ное — кино, фото, ТВ, радио   Общности группы (региональ-ные, этнические, функцио­нальные), коллективы, институциональные группы  
"Наблюдатель-уча­стник" частично вступает в общение   Частично стандартизиро­ванное - с использо-ванием протоколов или дневников   Лабораторно-полевое с отдельны-ми ограниче­ниями Исследуе- мой ситуации   Эпизодическое - с не-заданной регулярностью реги-страции   Регистра торы, размножители Компьютеры Малые, неин- ституциональные группы  
Естественный участник "наблюда­тель''. По-ностью включается в дейс-твия груп пы. Включа­ется инкогнито   Неконтролируемое — с дневни-ковой записью   Полевое — естествен-ное, не ограниче ное услови­ями наблю­дения ситуации       Аудио.видео или без техничес­ких средств-- ручная обработ ка   Малые, не институ- ционалные группы
"Самонаблюдатель регистрирует факты своих дейтвий, состоя-ний           Случайное - не преду­смотрен­ная прог-раммой фиксация       Личность  

Условия наблюдения — требования к ситуации, при которых объект подлежит или не подлежит наблюдению.

Наблюдаемые ситуации — комплекс условий ситуации, при наличии которых, в соответствии с программой, объект подлежит наблюдению.

Прежде всего, коллектив необходимо наблюдать в условиях, например, только профессиональной деятельности, или только в сфере досуга, или в тех и других условиях. Наблюдение объекта в различных условиях по­зволяет увидеть его различные стороны, дает возможность более точно определить некоторые его постоянные харак­теристики, т.е. в конечном счете, шире описать этот объект.

Не менее важно определить, в каких ситуациях следует наблюдать коллектив. Его деятельность может про­текать в обычных, повседневных, наиболее часто повторяющихся ситуациях, когда действия его членов осу-ществляются на уровне автоматизма. В этом случае исследователь имеет дело с обычной ситуацией. Определение условий, в которых протекает наблюдаемая деятельность, связано с фиксированием следующих аспектов:

а) ситуации, определяющей вид наблюдаемой деятельности (например, производственные или не производственные условия);

б) окружения и эмоционального состояния, и которых протекает деятель-ность объекта исследования;

в) характера ситуации — обычного или проблемного.

Определение признаков — преобразование непрерывного процесса деятель-ности в доступные непосредственному наблюдателю и регистрации едини-цы актов поведения, сводимых в систему, отражающую значимые свойст-ва наблюдаемой ситуации.

Единицы наблюдения — доступные простые или сложные акты действий объекта наблюдения. Единицами наблюдения, например, являются "собра-ние", "выступление на собрании". Единицей поведения может быть и самый маленький сегмент словесных и не­словесных действий, который можно обнаружить и классифицировать по одной из категорий при длительных и повторяющихся наблюдениях. Иначе говоря, действия мо­гут служить ил-люстрациями той категории, к которой они относятся.

Например, если социологами изучались реакции зрительного зала на различные спектакли, то в качестве еди­ниц активной положительной реак-ции зрителей были: аплодисменты, сопереживание, смех, слезы, привстава-ние с мест и т.д., соответственно, для отрицательной реакции — выход из зала, свист, сильный шум, стук, кашель и т.д. Единицы именно этих кате-горий поведения и должен фик­сировать наблюдатель. Для регистрации, к примеру, реакций зрителей наблюдателю удобнее использовать разграф-ленную таблицу, где графы специально отведены для каждой из заранее выделенных единиц наблюдения (графа №1 — аплодисменты, графа №2 — сопереживание, №3.— смех и т.д.). Наблюдателю достаточно просто отмечать штрихами в нужной графе количество зафиксированных им единиц наблюдения.

Категории наблюдения — это регистрируемые в ходе наблюдения эмпири-ческие признаки наблюдаемого объекта. В стандартизированных наблюде-ниях они выражаются определенными показателями. Категории наблюдения могут быть описательными и оценочными. Описательные категории фикси-руют конкретные фактические проявления свойств объекта. Например, во введении — это "изложение фактов", "критика действий", "предложение".

Оценочные категории фиксируют оценку наблюдателем состояния прояв-ляемых свойств. Например, реакция аудитории в ходе выступления: "поло-жительная", "отри­цательная", "нейтральная".

Очень важно четко представлять особенности и различия дескрип-тивного и оценочного способов регистрации. При дескриптивном способе регистрации выделяют ряд поведенческих категорий и затем фиксируют все случаи их проявления. В результате социолог получает таблицу частот. Большинство разработанных процедур стандартизированного наблюдения принадлежит к дескриптивному способу регистрации. При оценочном спо-собе все случаи поведения, соответствующие выделенным категориям, не просто фиксируют, но каждый случай еще и оценивают по определенной шкале оценок.

Категории должны соответствовать следующим требованиям:

— каждая отдельная категория должна быть четко определена;

— не пересекаться с другими категориями;

— иметь ту же степень общности, что и другие категории, и выражать опре-деленный аспект решаемой в социологическом исследовании задачи.

Они должны однозначно фиксировать одни и те же явления, действия и т.д. в различных ситуациях. Эти стандартизированные категории наблюдения заносятся или в книгу, или в специальную карту. Каждому члену наблюда-емого коллектива может соответствовать специальное цифровое обозначе-ние, которое должно совпадать с номером карточки или вводиться допол-нительно. Наблюдаемые акты поведения заносят в карту.

Дневник наблюдения - методический документ, предназначенный для регистрации признаков наблюдения в серого формализованном, и, как правило, закодирован­ном виде. В дневнике наблюдатель фиксирует не только сведе­ния об объекта, но и о своих действиях в ходе наблюдения, дает оценку инструментария и процедур наблюдения.

Карточка наблюдения – методический документ, предназначенный для регистрации признаков наблюдения в строго формализованной, и, как пра-вило, закодированном виде В ходе наблюдения наблюдатель может исполь-зовать несколько карточек (по одной на каждую единицу наблюдения).

Протокол наблюдения — методический документ для комбинированной регистрации результатов наблюдения в формализованных и неформализо­ванных процедурах.

Приложение№3

ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЯ

(примерный перечень фиксируемых признаков)

Наблюдаемые. Кто они? Сколько их? Каков род заня­тий? В чем основное содержание деятельности? Характер взаимоотношений. Структура группы, коллектива.

Обстановка. Где, в каких условиях происходит дей­ствие наблюдаемых? Чем может отличаться их поведение в ситуации? Чем могут заниматься? Какие действия можно ожидать в этой обстановке? Какие действия будут неожиданными?

Цели действий наблюдаемых. В чем состоят основные функции участ-ников действий? Какие цели пресле­дуют (официальные, неофициальные)? Какие цели участников совпадают с задачами группы, с целями других участников, какие не совпадают?

Поведение. Что и как конкретно делают? Каково содержание выполняемых действий? Каковы стимулы и мотивы, вызывающие участие в действии, ту или иную форму пове­дения? Как внешне выражается эмоциональное отно-шение к действию? Каковы напряженность, постоянство, продолжитель-ность отдельных форм поведения? Что следует за ним и как оно восприни-мается эмоционально наблюдаемым и другими участниками действия? Как меняется действие после достижения определенного результата?

Частота и продолжительность наблюдаемых ситуаций. Когда возникла си-туация и как долго она длилась? Уникальна или повторяемая? Как часто воз-никает? В каких показателях может быть зафиксирована? Что вызывает и что сдерживает ее возникновение? Настолько типична?

Данные о процедурах наблюдения и оценка их эффективности. Краткие сведения о наблюдателе, в том числе о том, сколько раз проводил наблюде-ние ранее.

Время заполнения методических документов наблюдения, регистрация данных (до, после наблюдении, когда именно).

Выполнение требований программы, инструкции. Отклонение условий наблюдаемой ситуации от заданных в программе. Какие требования не уда-лось выполнить?

Оценка инструментария. Случаи трудностей фиксации признаков, их отнесения к выделенным категориям наблюдения.

Оценка включенности в наблюдаемую ситуацию. Насколько замечен участниками факт наблюдения и какова на него реакция? Какова степень общения с наблюдаемой группой? Какого рода контакты с группой возни-кали в ходе наблюдения?

Оценка эффективности. Необходимость повторного наблюдения или про-верки данных другими методами. Использование приемов, повышающих эффективность наблюдения. Рекомендации по дальнейшему применению метода наблюдения в изучении данной исследовательской темы.

КАЧЕСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ НАБЛЮДАТЕЛЮ

1. Специальные знания объекта. Осведомленность о целях, содержании, характере деятельности наблюдаемо­го объекта. Знание его структуры, основных проблем (до­стигается изучением литературы, в беседе со специалис­тами отрасли, в ходе специального инструктажа).

2. Конкретное, точное знание задач наблюдения (отрабатывается в ходе инструктажа упражнениями по самопроверке, тестами).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.201.71 (0.021 с.)