Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды наблюдения в различных типах исследованияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Таблица №1
Метод наблюдения.Особенности Одновременность события и его наблюдения. Данные об объекте получены "со стороны". Целостное восприятие ситуации. Зависимость данных от установок наблюдателя. Влияние наблюдателя на объект.Влияние объекта на наблюдателя, его восприятие ситуации. Достоинства метода: Восприятие поведения людей в реальных условиях. Оперативность информации. Объективность, конкретность данных. Единство эмоциональ-ого и рационального в восприятии ситуации. Расширение возможности интуции в понимании и объяснении явлений. Обоснованность позиций в восприятии фактов.Использование опыта наблюдателя в выявлении проблемных ситуаций. Гибкость исследовательских установок. Приближе-ие объекта к экспериментальной ситуации. Объект настраивается на выявле-ние проблем, их анализ, демонстрацию возможностей. Точное понимание смысла действий, поведения людей за счет идентификации с ценностями, целями группы Недостатки метода наблюдения: Локальность, частный характер наблюдаемой ситуации, невозможность ее повторения. Ограниченность получения данных о целях, мотивах поведения. Трудно выделять признаки ситуации. Субъективность, искажение, ошибки в регистрации признаков (эмоциональное состояние, низкая квалификация, неверные методологические установки наблюдателя).Возможности обоб-щения ограничены искажением естественного состояния объекта. Искаже-ние в восприятии из-за заражения стереотипами группы в наблюдаемом объекте. Пассивность метода, привязанного к состоянию объекта. Ограни-ченность времени наблюдения временем совершения события. Не все социальные факты поддаются непосредственному наблюдению. Чаще всего наблюдение фиксируется словами, но случается, что некоторые формы поведения, эмоционального выражения трудно записать однозначно.Наблю-дение — трудоемкий процесс, требующий значительных затрат времени, людских и финансовых ресурсов.
Виды наблюдения Таблица №2
Условия наблюдения — требования к ситуации, при которых объект подлежит или не подлежит наблюдению. Наблюдаемые ситуации — комплекс условий ситуации, при наличии которых, в соответствии с программой, объект подлежит наблюдению. Прежде всего, коллектив необходимо наблюдать в условиях, например, только профессиональной деятельности, или только в сфере досуга, или в тех и других условиях. Наблюдение объекта в различных условиях позволяет увидеть его различные стороны, дает возможность более точно определить некоторые его постоянные характеристики, т.е. в конечном счете, шире описать этот объект.
Не менее важно определить, в каких ситуациях следует наблюдать коллектив. Его деятельность может протекать в обычных, повседневных, наиболее часто повторяющихся ситуациях, когда действия его членов осу-ществляются на уровне автоматизма. В этом случае исследователь имеет дело с обычной ситуацией. Определение условий, в которых протекает наблюдаемая деятельность, связано с фиксированием следующих аспектов: а) ситуации, определяющей вид наблюдаемой деятельности (например, производственные или не производственные условия); б) окружения и эмоционального состояния, и которых протекает деятель-ность объекта исследования; в) характера ситуации — обычного или проблемного. Определение признаков — преобразование непрерывного процесса деятель-ности в доступные непосредственному наблюдателю и регистрации едини-цы актов поведения, сводимых в систему, отражающую значимые свойст-ва наблюдаемой ситуации. Единицы наблюдения — доступные простые или сложные акты действий объекта наблюдения. Единицами наблюдения, например, являются "собра-ние", "выступление на собрании". Единицей поведения может быть и самый маленький сегмент словесных и несловесных действий, который можно обнаружить и классифицировать по одной из категорий при длительных и повторяющихся наблюдениях. Иначе говоря, действия могут служить ил-люстрациями той категории, к которой они относятся. Например, если социологами изучались реакции зрительного зала на различные спектакли, то в качестве единиц активной положительной реак-ции зрителей были: аплодисменты, сопереживание, смех, слезы, привстава-ние с мест и т.д., соответственно, для отрицательной реакции — выход из зала, свист, сильный шум, стук, кашель и т.д. Единицы именно этих кате-горий поведения и должен фиксировать наблюдатель. Для регистрации, к примеру, реакций зрителей наблюдателю удобнее использовать разграф-ленную таблицу, где графы специально отведены для каждой из заранее выделенных единиц наблюдения (графа №1 — аплодисменты, графа №2 — сопереживание, №3.— смех и т.д.). Наблюдателю достаточно просто отмечать штрихами в нужной графе количество зафиксированных им единиц наблюдения. Категории наблюдения — это регистрируемые в ходе наблюдения эмпири-ческие признаки наблюдаемого объекта. В стандартизированных наблюде-ниях они выражаются определенными показателями. Категории наблюдения могут быть описательными и оценочными. Описательные категории фикси-руют конкретные фактические проявления свойств объекта. Например, во введении — это "изложение фактов", "критика действий", "предложение". Оценочные категории фиксируют оценку наблюдателем состояния прояв-ляемых свойств. Например, реакция аудитории в ходе выступления: "поло-жительная", "отрицательная", "нейтральная". Очень важно четко представлять особенности и различия дескрип-тивного и оценочного способов регистрации. При дескриптивном способе регистрации выделяют ряд поведенческих категорий и затем фиксируют все случаи их проявления. В результате социолог получает таблицу частот. Большинство разработанных процедур стандартизированного наблюдения принадлежит к дескриптивному способу регистрации. При оценочном спо-собе все случаи поведения, соответствующие выделенным категориям, не просто фиксируют, но каждый случай еще и оценивают по определенной шкале оценок.
Категории должны соответствовать следующим требованиям: — каждая отдельная категория должна быть четко определена; — не пересекаться с другими категориями; — иметь ту же степень общности, что и другие категории, и выражать опре-деленный аспект решаемой в социологическом исследовании задачи. Они должны однозначно фиксировать одни и те же явления, действия и т.д. в различных ситуациях. Эти стандартизированные категории наблюдения заносятся или в книгу, или в специальную карту. Каждому члену наблюда-емого коллектива может соответствовать специальное цифровое обозначе-ние, которое должно совпадать с номером карточки или вводиться допол-нительно. Наблюдаемые акты поведения заносят в карту. Дневник наблюдения - методический документ, предназначенный для регистрации признаков наблюдения в серого формализованном, и, как правило, закодированном виде. В дневнике наблюдатель фиксирует не только сведения об объекта, но и о своих действиях в ходе наблюдения, дает оценку инструментария и процедур наблюдения. Карточка наблюдения – методический документ, предназначенный для регистрации признаков наблюдения в строго формализованной, и, как пра-вило, закодированном виде В ходе наблюдения наблюдатель может исполь-зовать несколько карточек (по одной на каждую единицу наблюдения). Протокол наблюдения — методический документ для комбинированной регистрации результатов наблюдения в формализованных и неформализованных процедурах. Приложение№3 ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЯ (примерный перечень фиксируемых признаков) Наблюдаемые. Кто они? Сколько их? Каков род занятий? В чем основное содержание деятельности? Характер взаимоотношений. Структура группы, коллектива. Обстановка. Где, в каких условиях происходит действие наблюдаемых? Чем может отличаться их поведение в ситуации? Чем могут заниматься? Какие действия можно ожидать в этой обстановке? Какие действия будут неожиданными? Цели действий наблюдаемых. В чем состоят основные функции участ-ников действий? Какие цели преследуют (официальные, неофициальные)? Какие цели участников совпадают с задачами группы, с целями других участников, какие не совпадают? Поведение. Что и как конкретно делают? Каково содержание выполняемых действий? Каковы стимулы и мотивы, вызывающие участие в действии, ту или иную форму поведения? Как внешне выражается эмоциональное отно-шение к действию? Каковы напряженность, постоянство, продолжитель-ность отдельных форм поведения? Что следует за ним и как оно восприни-мается эмоционально наблюдаемым и другими участниками действия? Как меняется действие после достижения определенного результата?
Частота и продолжительность наблюдаемых ситуаций. Когда возникла си-туация и как долго она длилась? Уникальна или повторяемая? Как часто воз-никает? В каких показателях может быть зафиксирована? Что вызывает и что сдерживает ее возникновение? Настолько типична? Данные о процедурах наблюдения и оценка их эффективности. Краткие сведения о наблюдателе, в том числе о том, сколько раз проводил наблюде-ние ранее. Время заполнения методических документов наблюдения, регистрация данных (до, после наблюдении, когда именно). Выполнение требований программы, инструкции. Отклонение условий наблюдаемой ситуации от заданных в программе. Какие требования не уда-лось выполнить? Оценка инструментария. Случаи трудностей фиксации признаков, их отнесения к выделенным категориям наблюдения. Оценка включенности в наблюдаемую ситуацию. Насколько замечен участниками факт наблюдения и какова на него реакция? Какова степень общения с наблюдаемой группой? Какого рода контакты с группой возни-кали в ходе наблюдения? Оценка эффективности. Необходимость повторного наблюдения или про-верки данных другими методами. Использование приемов, повышающих эффективность наблюдения. Рекомендации по дальнейшему применению метода наблюдения в изучении данной исследовательской темы. КАЧЕСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ НАБЛЮДАТЕЛЮ 1. Специальные знания объекта. Осведомленность о целях, содержании, характере деятельности наблюдаемого объекта. Знание его структуры, основных проблем (достигается изучением литературы, в беседе со специалистами отрасли, в ходе специального инструктажа). 2. Конкретное, точное знание задач наблюдения (отрабатывается в ходе инструктажа упражнениями по самопроверке, тестами).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.92.50 (0.009 с.) |