Рассмотрим структуру программы в логической схеме. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рассмотрим структуру программы в логической схеме.



1. Описание проблемной ситуации дает указание на реальные противо-речия, требующие развития социологического знания и управленческих решений. Формулировка проблемы.

2. Объект исследования – характеристика социальных групп как носите-лей деятельности, уточнение условий деятельности (социально-профессио-нальные, демографические, религиозные параметры групп, функциональная направленность деятельности – производственная, семейно-бытовая и т.д., временные границы).

Единицы наблюдения.

3. Предмет исследования

Проблемная ситуация   Проблема   Предмет   объект

4.Цель исследования (Теоретическая или прикладная), её влияние на дальнейшую постановку задач.

5. Задачи исследования (главные, основные и не основные).

Логическая связь с предметом исследования:

Предмет исследования

цель исследования возможны другие аспекты

основные задачи исследования объекта

 

 
 
 
     

не основные задачи

 

 

6. Теоретическая интерпретация понятий. Раскрытие содержания ключевых понятий предмета исследования.

7.Выдвижение рабочих гипотез. Система социальных факторов.

8.Схема логической связи

 

Гипотеза-основание

 

Предмет исследования

 

системный

функционалый

анализ гипотезы-следствия

основные задачи

                     

9.Эмпирическая интерпретация понятий.Выделение основных эмпирических показателей-терминов, входящих в гипотезы-следствия

Гипотеза-снование

Гипотезы-следствия

 

       

 

эмпирическая интерпретация (возможны ступени

конкретизации эмпирической интерпретации)

п   о   к   а   з   а   т   е   л и

средства (методы) фиксации эмпирических показателей перехода к процедурной части

       
   


инструментарий

П. Процедурная часть программы:

а) принципиальный (стратегический) план исследования;

б) выбор методики сбора, обработки и анализа информации.

Ш. Принципиальная схема проверки гипотезы исследования:

гипотеза-основание

 

гипотезы-следствия

 

качественно-количественные взаимосвязи

1        

точные количественные параметры эмпирических показателей

 

                                 

 

Задание: в соответствии с предложенной схемой составить макет программы.

Выбор методов и методик

Методика форма реализации метода, совокупность приемов и опе-раций (их последовательность и взаимосвязь), а также формализованные правила сбора, обработки и анализа информации.

Этот этап работы тесно связан с конкретизацией исследовательских гипотез. Детализация представлений о природе изучаемого феномена долж-на идти в направлении выбора тех его проявлений, признаков, которые дос-тупны фиксации, измерению.

При выборе методик следует учитывать возможности и ограничения каждой входящей в набор методики, прежде всего, по точности и надежнос-ти фиксации исследуемых качеств. При этом для изучения какого-либо яв-ления необходимо, чтобы оно было представлено объемно: в качественных и количественных характеристиках, в сопоставлении сегодняшнего состоя-ния и тенденций изменения, в сочетании данных самонаблюдения, субъек-тивных оценок и объективных данных, полученных методами анализа резу-льтатов деятельности и т.д.

При составлении набора методик целесообразно руководствова-ться принципом дополнительности. Методы зависят от предмета, объекта и целей исследования. Выбираются наиболее адекватные, надежные и эконо-мичные для данной темы методы. Часть методов социологами заимствованы из других наук, часть самостоятельных.

I. АНКЕТИРОВАНИЕ

Наиболее известны ОПРОСЫ населения или экспертные. Опросы в свою очередь подразделяются на массовые (наиболее точные, но дорогие), групповые интервью и индивидуальные. По способам контакта с респонден-том на почтовые, телефонные и личные (прямой контакт). По степени форма-лизованности материала: анкетирование, интервью, беседа.

Сейчас часто газеты и ТУ публикуют данные или проводят свои опросы. Однако зачастую это правдоподобная дезинформация или информа-ция не отвечающая социологическим требованиям. В.Ядов предлагает три простых правила социологии, позволяющих отличить настоящую картину общественного мнения от подобия.

Правило первое. Если отсутствуют сведения о составе опрошенных и мето-дах их отбора, не верьте даже не смотря на общее большое число (тысячи) опрошенных. Главное знать величину отклонения реального населения от выборочной совокупности. Специалист сделает поправку. Второе - все долж-ны иметь потенциально равный доступ быть опрошенными через особые процедуры. Если сведения о выборке отсутствуют, значит опрос проводили непрофессионалы, либо недобросовестные люди.

Правило второе. Печатать полную формулировку вопроса и распределения всех ответов. Вольные интерпретации возникают именно при перемене в публикации строгих однозначных определений на желаемые. Президента «решительно» поддерживают …%. Они объединили три разных позиции степени поддержки в одну. Сама формулировка вопроса зачастую представ-ляет хитроумную ловушку, которую каждый может истолковать по своему. Комментарий должен идти после распределений ответов на вопрос.

Правило третье. Должна быть ссылка на лицо или организацию, проводив-шую опрос. Они несут ответственность за достоверность и репрезентатив-ность публикуемых материалов. Недобросовестные социологи должны иметь репутацию соответствующую. Профессиональная этика, честь и ответствен-ность здесь столь же высока, как и в профессии врача, педагога, строителя.

ВЫБОРКА

Для любого опроса главное правило – отбор выборочной совокупности.Если вы выберете опрос, вам также придется строить выборку. Именно вы-борка обеспечивает репрезентативность и надежность информации. Опросы и рейтинги СМИ не признаются социологами именно потому, что в них не соб-людается репрезентативность выборки. Выборки бывают:

· Случайная - любой потенциальный член генеральной совокупности имеет равные шансы попасть в выборочную совокупность, подобно шарам в лототроне. Например механический шаг выборки каждый 17 в списке избира­телей или студентов, каждый 25 номер телефона по каждой линии АТС, случайно проходящий студенты на большом перерыве по переходу между зданиями, в квартире из нескольких человек опрашивают того, чей день рождения был последним;

· Районированная – в масштабах страны, по карте объединяются улицы и дома в одном поселении в участки (зоны) или точки наблюдения в городе или основные маршруты транспорта во всех городских районах. Так работают национальные сети ЦИОМ;

· Территориальная - на перекрестке выбирается каждый пятый дом во все четыре стороны света, по одной квартире квартире в каждом доме, № которой получается, если разделить общее число квартир в доме на 2;

· Стратификационная – исследует положение отдельных социальных групп и этносов. В органах статистике (отделе кадров) узнаются доли (%) этносов, возрастных и других соц. групп в общей структуре населения или коллектива. Выборочная совокупность по основным параметрам должна отражать генеральную совокупность. Тогда она будет репрезентативной.

· Гнездовая - последовательно изучаются отдельные серии, группы, которые затем сравниваются отрасли, профессии, предприятия;

· Квотная – выборочная совокупность задается и выдерживается в точ-ной пропорции по основным социальным признакам возраст, пол, соц. при-надлежность, образование относительно генеральной совокупности;

· Смешанного типа (например квотно-случайная);

· Многоступенчатая – применяется, когда затруднен поиск респондентов или отсутствуют статистические данные о генеральной совокупности. Напри-мер «снежный ком» или «цепочка».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.015 с.)