ТОП 10:

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО ОПРОСА



1. Составление карты социометрического опроса по схеме:

Составление обращение с указанием:

а) цели и задачи проводимого социометрического опроса в соответствии с предметом исследования;

б) необходимость активного участия в нем респондента;

г) краткой инструкции к заполнению социометрической карты;

д) учреждения, проводящего исследование.

Соответствие всех предлагаемых опрашиваемых критериев выбора. Составление графика выбора, которая должна иметь достаточно места для определенного числа фамилий при параметрической процедуре. При взве-шенном опросе в этой графе указывается порядок выбора или предпочтения. Выяснения анкетных данных опрашиваемого (паспортичка), в том случае, если они могут быть выяснены другими способами, а также выражение благодарности за участие в опросе. Образец карты опроса.

Приложение№7

Для ответа на вопросник в социометрической карте оставлено место для фамилий Ваших товарищей, которых предстоит выбрать в той или иной ситуации. Выбрать надо не более трех членов Вашей группы, располагая их в порядке убывания предпочтения.

Свою фамилию указывать не нужно. Заранее благодарю, за помощь !

1. Кого из членов Вашей группы Вы бы выбрали для выполнения наиболее важной для группы работы?

1______________

2______________

3______________

2. Как Вы считаете, кто из Ваших товарищей смог бы наиболее убедительно отстоять интересы всей группы перед администрацией, преподавателями и т.д.?

1_____________

2______________

3______________

3. Кто, по Вашему мнению, смог бы верно и убедительно разрешить спор на идеологическую тему?

1______________

2______________

3______________

4. К кому из Ваших товарищей Вы обратились бы за поддержкой в трудную минуту?

1______________

2______________

3______________

5. С кем из членов Вашей группы Вы поехали бы отдыхать за город?

1_______________

2_______________

3_______________

6. Если бы Ваша группа была переформирована, то с кем из членов группы Вы хотели бы остаться?

1_______________

2_______________

3_______________

Факультет:______________________________

Группа:_________________________________

Требования и критерии социометрии.

Перед началом опроса необходим инструктаж исследуемой группы, в котором следует объяснять цели и задача опроса, подчеркнуть важность самостоятельности и секретность, гарантировать тайну записей, показать точно и ясно технику записей ответов.

1) критерии должны быть известны для группы , 2) группа должна иметь условия совместной деятельности по предложенным критериям.

По содержанию вопросы могут быть:

1) формальные (производственные) "С кем бы Вы хотели работать в одном коллективе?"

2) неформальные (непроизводственные) " С кем бы Вы хотели пойти в театр?"

3) социальные - выбор для совместной общественной работы;

1) прогностический, позволяющий выявить структуру ожидания отношений членов - коллектива согласно представлениям респонтентов. (Кто выбрал бы Вас для совместной Работы/ отдыха?)

1) односторонние (прямые) позитивные (С кем бы Вы хоте­ли...);

2) односторонние ( обратные) не равные (С кем бы Вы не хо­тели...);

3) двусторонние ("С кем бы хотели или не хотели...").

По степени равенства

1) двойные - предполагают возможность взаимного равенства партнеров

( "С кем бы Вы хотели работать в одной бригаде?"');

2) одинарные – ситуация, в которой с необходимостью возникает неравенство ("Кого бы Вы хотели видеть командиром?").

По степени значимости:

1) сильные, в зависимости от основной деятельности

2) слабые, без ограничения выборов

Выбор членов группы по заданному критерию может быть ограниченным и неограниченным в зависимости от задач, поставленных исследованием. При неограниченном выборе индивид спонтанно выражает отношения ко всем членам группы, что особенно целесообразно при учете степени интеграции в группе. При ограничении (лимите) социометрического выбора иссле­дователь устанавливает число взаимных выборов (2,3,5), что существенно упрощает процедуру обработки, но мешает некоторым инди-видам выразить естественные эмоции .

Опрос может быть в форме анкетирования или интервью.

В ходе опроса необходимо:

1) следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой.

2) не торопиться, дать достаточно времени для обдумывания;

3) напомнить об обязательности ответов на все вопросы;

4)напомнить об обязательности указания фамилии. Сложность процедуры создает небольшой размер социометрической карточки

ОБРАБОТКА.

Первый этап обработки - занесение результатов в социоматрицу связей, с помощью которой анализируются внутри коллективные отношения. По каждому критерию составляется отдельная социоматрица.

Приложение №8

 

Пример социоматрицы для группы, численностью N-членов

  № Кто выбирает: фамилия испытуемого j-члены j-члены: Кого выбирают Сделанные выборы   Всего
. . . (+) (-)
.. .. N А-ов В-ин Г-ев П-ов С-ов …. …. …. …. + +   + + .. — +   - + ... +   +   __ -   +   -     __   __       2 2 2 2 2 0 1 1 2 2 … … … … … … … … … …
    Полученные (+) выборы (—)           .   . .   . .   .    
    Всего ....... . . .  

 

Примечание: + положительный выбор; — отрицательный выбор.

 
 

Результаты позволяют подсчитать лидеров (Л), получивших наибольшее число выборов, лиц (парий ), не получивших выборов вообще; инвивиду-алистов(И); не делавших выборов и "примкнувших", не получивших выборы, но сделавших их.Более детальный анализ позволяет делать социограммы, составляемые на базе матрицы.

Рис. 1 Социограмма.

По способу построения социограммы бывают произвольные, круговые и концентрические, локограммы. Коммундиаграммы -система связей членов коллектива, позволяющая проследить динамику связей членов организаций в процессе обмена информацией .

Организационная схема позволяет сравнить реальную технологическую организацию с их восприятием, отраженность в форме диаграграмм, сделать выводы об изменении деления на группы в коллективе и т.д.

Социограмма наглядно показывает структуру коллектива, позволяет выявить "ядерные образования" (членов коллектива с взаимными связями).


Количественно измерить интенсивность связи позволяют социометричес-кие индексы: индивидуальные и групповые, субъективные и объективные и смешанные. Наиболее распространенные из них: положительный статус индивида: дает число людей , выбравших его отрицательный статус индивида по числу людей отклонивших его; сплоченность- дает число людей со взаимным выбором; интеграция-число отверженных лиц и число членов группы и отдельных индивидов.

 

 

Рис.2 Характер связей и обозначения в социоматрице.

 

Для повышения надежности процедуры, необходимо принять стандартизи-рованные способы фиксации и использовать одновременно несколько спо-собов интерпретации социометрических данных. Надо учесть изменчивость объекта исследования (а расхождения при повторении социоиметрической процедуры через некоторый промежуток времени бывают велики). Надеж-ность повышается, если: а) временной интервал между процедурам неве-лик; б) исследование проводится среди индивидов зрелого возраста; в) ин-дивиды знают друг друга и имеют опыт совместной деятельности ; г) кри-терии выбора значимы для группы и наиболее адекватно отражают основ-ный характер её деятельности. Валидность (соответствие цели) теста повы-шается, если он схватывает весь универсум знакомых ситуаций взаимодей-ствия индивидов.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.202.194 (0.004 с.)