ТОП 10:

Выборка для эмпирического исследования



Объем выборки желательно рассчитывать, используя методы математичес-кого планирования эксперимента. Но на практике это происходит редко. Определение объёма случайной выборки, когда рассчитана генеральная доля по формуле:

f2 p(1-p)

n = Δ2

Где p - доля признака в генеральной совокупности (измеряется десятичной дробью), Δ-предельная ошибка выборки (Δ≤5%), f – коэффициент доверия, значение которого определено вероятностью, обычно принимается равным 2 (ему соответствует доверительная вероятность 0,95).

Определение объема выборки обусловлено исследовательскими за-дачами. Например, формируются группы, схожие по всем существенным параметрам, кроме того, по которому выделялись экспериментальная и кон-трольная группы. Всегда стараются уравнивать группы по возрастному и половому составу. В большинстве случаев для выявления различий на достаточно значимом уровне в практике исследований общий объем экспе-риментальной и контрольной групп должен быть при-мерно 50 испытуемых, при условии хотя бы приблизительного равенства числа людей в группах. Нередко сформировать экспериментальную группу труднее, чем контроль-ную. Чем меньше контрольная группа, тем больше должен быть суммарный объем выборки.

Если в последующей обработке данных планируется применять корреляционный анализ, то объем выборки должен быть не менее 30-35 человек. Если считать достаточно выраженной тесноту связи при величине коэффициента корреляции приблизительно 0.35 и выше, то значимыми на уровне 5% коэффициенты корреляции можно считать при величине выборки более 35 человек.

Наиболее важные выводы, желательно подтверждать, ссылаясь на уровень значимости 1%, например, в случае необходимости доказать надеж­ность методики.

Если Вы в обработке данных планируете использоватьфакторный или компонентный анализ, хотите выявить факторы, то следует иметь предположение относительно числа факторов, при котором возможна удовлетворительная содержательная интерпретация полученной факторной структуры.

Обычно в процессе факторной обработки выявляются следующие тенденции:

1. Чем меньше признаков, в совокупности которых выявляют факторы, тем больше будет обнаружено признаков, которые ни в одном факторе не имеют выраженной нагрузки. Обычно такие признаки удаляют из последующих шагов факторного анализа (если только для факторного анализа не оставлены признаки, принадлежащие одной сфере, одному уровню, сходные по детерминантам).

2. Чем больше признаков, тем больше выявляется факторов и тем более неустойчива факторная структура. Прежде всего, она может сильно измениться, если будут взяты данные, полученные на другой выборке, даже сходной с первой по многим параметрам. Неустойчивость факторной структуры не позволяет делать надежные выводы, принимать обоснованные решения при содержательной обработке, если они строятся только на результатах факторного анализа.

3. Количество испытуемых, измеряемых параметров и факторов — при статистическом анализе величины взаимосвязанные. Надежные выводы о факторной структуре могут быть получены, если количество испытуемых в три раза превышает число параметров, которые Вы считаете существенными и место которых в факторной структуре Вам интересно выяснить.

4. В ходе первичной обработки данных может выясниться, что некоторое количество протоколов (анкет, заполненных листов для ответа) не может быть взято в обработку. Причины такой отбраковки:

• нет ответов на все вопросы, и т.д.;

• в качестве ответов есть записи, не предусмотренные инструкцией;

• по характеру ответов видно, что испытуемый неправильно понял инструкцию,

• есть "выскакивающие варианты ответов" и др.

Состав по полу.Если исследование нацелено на изучение в данном явлении межполовых различии, то лучше взять подвыборки мужчин и женщин, равные или близкие по объему.

Возрастной состав.Возрастные параметры выборки имеют большое значение. Если автор ставит основной задачей изучение возрастных разли-чий, то выбор возрастов случайным быть не может. Он может быть опреде-лен, исходя из исследовательской гипотезы относительно возрастной специ-фичности изучаемого явления.

Если же нет таких предположений, то лучше при выделении возрас-тных диапазонов опираться на имеющиеся периодизации жизненного цикла человека, а в каждую возрастную группу брать примерно одинаковое число испытуемых.

Опросники стандартизованный измерительный метод. В настоящее время, вероятно, наиболее часто используемый. К недостаткам тест-опрос-ников часто относят излишнюю "прозрачность", т. е. возможность сильного эффекта социальной желательности (мотивация обследуемого искажена из-за желания представить себя в более приятном виде - с социально одобряе-мыми чертами). Опросным методам присущи характеристики всех методов, основанных на самонаблюдении, которое имеет ограниченную полноту и точность.

Прямая интерпретация отдельного ответа имеет весьма ограниченную ценность. Необходимо рассмотрение совокупности ответов каждого испыту-емого, а также сравнение ответов конкретного индивида с данными по всей выборке, сопоставление результатов по одной методике с результатами по другим.

Другой аспект связан с "прозрачностью" опросников, которая, якобы, подталкивает обследуемых в своих ответах ориентироваться на "социальную желательность". Это проявляется часто, причем нередко - неосознанно. Но нет оснований оценивать этот аспект однозначно отрицательно, как и счи-тать, что сравнение с другими методическими подходами не в пользу опрос-ников. Во-первых, прозрачность разных опросников весьма различна. Во-вторых, в той или иной степени она свойственна не только им, но другим методам, в том числе, и многим проективным.

После проведения опросов производят ремонт выборки и рассчиты-вают коэффициент поправки выборки. Важна процедура опроса –время, место обстановка, влияние побочных факторов. На искренность ответов по некоторым деликатным темам гендерным или межэтническим влияет совпадение пола и расы респондента и анкетера. Многое зависит от правильного поведение интервьюера. Его умения уговорить дать ответы, не влиять на мнение опрашиваемых, вызвать их доверие и искренность.

Еще большее значение имеет правильно составленный опрос-ник. Для учебного исследования рекомендуется немного вопросов( от 2 до 12) по основной теме плюс «паспортичка» , по которой потом строится кор-реляции и факторный анализ. Кратко обозначим основные правила разработки опросника или бланка интервью. В зависимости от формулировок вопросов и их типа мнение респондентов могут различаться от единиц до 20%. (см.Ноэль).

Очень важно чтобы проблемность (предметность) вопроса была очерчена четко относительно имеющегося знания. Там, где проблематичное не отделено - или не правильно - от действительно непоколебимых предпосылок, там оно по-настоящему не вскрывается, и какое – то решение в этом случае невозможно.

Во-вторых, вопрос должен быть сформулирован с учетом особенностей сознания, языка людей, к которым он обращен, и не нести в себе элемента тенденциозности. Известно, например, что человек может испытывать труд-ности в восприятии вопросов, если их формулировка содержит более чем 11-14 слов. Очевидно также, что человек вряд ли сможет адекватно отве-тить на вопрос, не соответствующий его уровню внимания, памяти, языко-вому запасу и т.п. Кроме того, учет особенностей сознания тех, кто отвечает на вопрос, предполагает такую его формулировку, которая несет в себе предпосылки совпадения того самого смысла, который вкладывается в вопрос социологи и того, который извлекается из вопроса отвечающим, то есть реализацию принципа однозначности. С другой стороны, если в вопро-се содержится информация, явно или неявно навязывающая отвечающему позицию самого исследователя или же общезначимые стереотипы, это мо-жет вызвать, как нежелание отвечать, так и заведомо неискренние ответы.

В-третьих, вопрос должен быть соотнесен с условиями опроса. Так, вопросы об интимных сторонах жизни вряд ли окажутся корректными и вызовут ис-кренние ответы, если их задавать в присутствии нежелательных для респон-дента свидетелей. То же самое можно сказать о смысложизненных вопросах, заданных в обстановке спешки и суеты. Необходимость учета фактора условий опроса при постановке вопросов становится особенно очевидной при использовании открытых вопросов, требующих письменных ответов. Так, например, на вопросы, предполагающие выявление причинных связей, типа «Каковы основания события Х?» или «Почему имеет место явление. У?» в подобной ситуации вообще далеко не всегда даются ответы: многие респонденты уклоняются от ответа на них в силу недостатка времени, недостаточного владения письменным языком, потенциальной громоздкостью ответа и т.п.

И, наконец, вопрос в наибольшей степени способствует получению нужной информации, если отвечающие обладают индивидуальным опытом по поводу того, чему посвящен вопрос. В этом случае вопрос получает индивидуальное преломление через континуум уже существующих жизненных ориентиров, представлений, стереотипов людей, в связи, с чем возрастает вероятность адекватного понимания вопроса и, следовательно, получения более достоверной информации. Ведь если вопрос посвящен тому, с чем человек уже сталкивается, в ситуации ответа в его сознании актуализируется преимущественно не кратковременная реакция, вызванная необходимостью ответа на вопрос, а установки, ожидания, свойственные ему в реальной жизни.

ТИПЫ ВОПРОСОВ

· Открытые (нет вариантов ответа) и закрытые (даны все возможные варианты ответов в альтернативной форме: «да, нет, затрудняюсь ответить») и полузакрытые (даны несколько основных вариантов и есть строка Другое (допишите)___________

· Меню ( можно обвести несколько вариантов)

· Прямые (вы замужем?) и косвенные (Существует мнение, что все женщины хотят выйти замуж, согласны ли вы с этим?)

· Могут быть даны картинки и предлагается описать ситуации, какие на них отражены

· Основные вопросы, отражающие тему исследования, контрольные (проверка на честность и искренность) и «паспортичка»-объективные харак-теристики, влияющие на мнения и позиции: пол, возраст, образование. Про-фессия, семейный статус, доход семьи на человека в месяц и т.д.

Круг обязательных вопрос о социальных параметрах респондента тоже свя-зан с темой. Если нас интересует какие передачи человек любит смотреть по ТV ,важны пол, образование и возраст, а если речь о покупательских инте-ресах и установках, то в первую очередь важен доход. При теме «студенчес­кая семья» не важен факультет, а посещение спортсекций по факультетам сильно отличается, как и формы досуга. Если мы спросили возраст, не важен курс, так как это смежные признаки и т.д.

Анализ структурированного опроса:

- отличие анкеты от формализованного и свободного интервью;

- составные элементы обращения (название организации, проводящей опрос, указание цели исследования, расположение к опросу респондента, инструкция по заполнению, указание на анонимность);

- характеристика начальной, основной и завершенной фаз анкеты;

- место и составные элементы паспортички.

Виды вопросов анкеты.

По содержанию:

- о фактах

Например: В какой форме поощрялись Ваши успехи в труде в прошедшем году?

1) устная благодарность мастера, начальника цеха (отдела);

2) благодарность в приказе;

3) денежная премия, ценный подарок;

4) почетная грамота;

5) путевка в дом отдыха, на турбазу и т.п.;

6) продвижение в очереди на жилье;

7) никак не поощрялся;

- о знаниях.

Например: Знаете ли Вы о задачах, стоящих перед Вашей бригадой в этом квартале?

1) знаю хорошо;

2) знаю в общих чертах;

3) не знаю;

- о мнениях.

Например: Если бы от Вашего мнения зависело, создавать бригады в объединении или нет, то как бы Вы решили этот вопрос?

1) создавать;

2) не создавать;

3) трудно ответить;

- прожективные.

Например: Предложим, Вы заметили, что кто-то из членов Вашего коллектива грубо разговаривает с товарищем. Как Вы поступите?

1) не осуждаю – у человека может быть всякое настроение;

2) не обращаю внимания на такие мелочи;

3) хотя в душе и осуждаю, но лично не говорю;

4) высказываю свое недовольство;

5) требую наказания;

6) поступаю иначе (как, поясните).

По структуре:

- дихотомические(типа “да-нет”)

Например: Хотели бы Вы выйти из состава бригады и работать индивидуально?

1) да;

2) нет.

- альтернативные.

Например: Укажите, пожалуйста, как организован Ваш труд?

1) работаете индивидуально;

2) в бригаде, но отвечаете только за себя;

3) в бригаде на единый наряд;

4) другие формы организации труда;

- шкальные.

Например: Изменился ли Ваш заработок при переходе в бригаду?

1) увеличился;

2) остался прежним;

3) уменьшился;

- типа “меню”

Например: Какие трудности возникают в бригаде при появлении нового работника?

1) падают нормы выработки;

2) падает заработок;

3) нарушается сложившийся режим работы бригады;

4) нарушается дружеские отношения и связи в бригаде;

5) не возникает;

По форме:

- открытые.

Например: Где Вы приобрели Вашу теперешнюю специальность?

- закрытые.

Например: Где Вы приобрели Вашу теперешнюю специальность?

1) на предприятии;

2) в средней школе;

3) в армии;

4) в техникуме;

5) в вузе.

- полузакрытые.

Например: Где Вы приобрели Вашу теперешнюю специальность?

1) на предприятии;

2) в ПТУ;

3) в средней школе;

4) в армии;

5) в техникуме;

6) в вузе;

7) где еще? (допишите)_____________________

По формулировке:

- прямые.

Например: Обращаетесь ли Вы на занятиях с вопросами к преподавателю?

1) часто;

2) иногда;

3) практически не обращаюсь.

- косвенные.

Например: Представьте, что у Вас в коллективе появился новичок. Как вы будете себя вести?

1) постараюсь помочь ему включиться в работу;

2) помогу, если мне поручат;

3) никак не отреагирую;

4) не знаю.

На точность ответов и надежность влияет формулировка вопроса. Ис-следования показали, что лучше, изучая предпочтения, спрашивать не о пла-нах на будущее, а о реальном поведении «на прошлой неделе», «за этот ме-сяц». Конкретизируя вопрос спрашивайте: « не какие видеофильмы вы любите?, а что вы смотрели и вам понравилось за эту неделю?». Конкретиза-ция планов также помогает человеку сделать выбор, ведь часто мы не задумы-ваемся над мотивами. Если бы вы не были ограничены во времени и средст-вах: Вы поехали бы на престижный курорт, на рыбалку за городом в палатке или на теплоходе или на дачу? Если бы вы могли оплатить свое образование, вы предпочли бы оплатить весь курс, постепенно за каждый семестр или победить в конкурсе и получить госстипендию?

Анонимность опросов и анкетная форма (респондент сам заполняет бланк в одиночку) повышает искренность ответов, но все равно социологам известно, что люди не до конца честны даже с самим собой. Обнаружено, что на одни вопросы люди отвечают более охотно, чем на другие. Например, лю-ди точно отвечают сколько они платят за газ, квартиру или содержание авто-мобиля, медицинское обслуживание(если они не обращаются в благотвори-тельные организации за помощью),зато занижают свои расходы и количество употребления сигарет и алкоголя (а молодежь наоборот завышает-бравирует ) На Западе люди свои доходы и расходы на отдых и досуг, особенно престиж-ные его формы завышают (хотят выглядеть более богатыми), у нас занижают и скрывают (хотят выглядеть бедными). Поэтому вопросы о доходах задаются в косвенной форме (относительно черты бедности, уровня жизни) «Ваш доход на члена семьи в месяц составляет до 70, 120, 240, 380, 700 гривен?».

Мы уже подошли к индикаторам или Шкале измерений, также включенной в инструментарий. Она представляет собой показатели (см. вопрос эмпирическая интерпретация понятий) изучаемого предмета и важна для обработки и сравнения, поэтому в больших исследованиях подбирается в пробных зондажных опросах особенно тщательно. Здесь уместно крылатое высказывание «Измеряй все доступное измерению и делай недоступное измерению доступным». Шкала обеспечивает и надежность выводов и реле-вантность данных. В зависимости от темы и типа вопроса шкала может быть :

· Частотная. Например активность или устойчивость выражается трехмерное шкалой «часто», «редко», «никогда». Однако разные люди «часто» могут интепретировать по разному. Где можно более точно количес-твенно измерить дается периодичность «раз в неделю» «раз в месяц» и т.д. А эти показатели при анализе обобщаются на основе дисперсии и среднего ари-фметического в три подгруппы с интервалами «Частые посещения» и «Редкие».

· Номинальная шкала (объективный количественный или качественный показатель - год рождения, курс, пол, национальность);

· Ранговая шкала применяется при субъективных показателях, связанных с оценками, отношением, вкусами, интересами и пр. Например : Выберите из списка пять наиболее важных причин и расставьте их номера по степени предпочтений, или оцените по 10 бальной шкале насколько для вас характерны такие черты личности;

· Интервальная шкала (апрайзеры) дает ни точный однозначный ответ а диапазон, группу. Например уровень образования - неполное среднее, среднее, неполное высшее, высшее. Или доход намного ниже черты бедности, на уровне черты бедности немного выше черты бедности, во много раз(4-5) выше черты бедности. При этом точно называем граничный показатель. Или Ваш возраст до 18 лет, от19-25 лет, 26-30, 31-40 и т.д. десятками до ст.80лет.

В анкете индикаторы (показатели) выступают в качестве вариантов ответов , они должны быть равноценны, равнозначны и одинаково интерпре-тируемы всеми. Располагают их в определенной последовательности либо по убыванию (порядку). Если оценочные вопросы, содержащие этически осуж-даемые мнения и поведение, то вперемешку, дабы не показать респонденту, что его ответы негативны . Качественная шкала предполагает в вопросе уточ-нения «чаще всего», «что больше всего влияет», « выберите не более 3-5 наи-более важных для вас позиций». Наиболее трудны вопросы насколько вас удовлетворяет? Здесь применяется количественная шкала в баллах или %, что вызывает затруднения, либо качественная шкала 4х мерная: «вполне удолет­воряет», «скорее удовлетворяет, чем не удовлетворяет», «скорее не удовлет-воряет, чем не удовлетворяет», «совершенно не удовлетворяет».Чаще всего люди избегают категоричных, крайних позиций, за исключением радикалов. Большинство разделится по двум средним позициям.

Приложение №1.

Анкета, разработанная проф. В.Г.Городяненко

1. Как бы Вы оценили работу нынешних городских вла­стей в целом?

1. Положительно.

2. Отрицательно.

3. Затрудняюсь ответить.

2. Какие проблемы на данный момент Вас больше всего беспокоят? (Отметьте не более 3-х ответов.)

1. Несвоевременная оплата труда.

2. Угроза безработицы.

3. Низкие доходы, общее снижение уровня жизни.

4. Падение морали, рост преступности.

5. Экология в нашем городе.

6. Работа транспорта.

7. Воспитание молодежи.

8. Что-нибудь еще (укажите, что именно)________________

9. Затрудняюсь ответить.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.137.159 (0.019 с.)