Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

YIII. Аксио-биографическая методика

Поиск

Существует органическая связь между ценностной проблематикой как клас-сом социологических и социально-психологических задач и биографи-ческим метолом как классом эмпирических методик. Ведь последние имеют целью обнаружить то, что некоторые исследователи называют «принципом данной индивидуальности», а жизненные ценности необходимый, если не основной элемент этого принципа. Не случайно, что Вильям Томас и Фло-рин Знанецкий - родоначальники эмпирического изуче­ния ценностей в соци-ологии осуществляли свои исследования именно био-графическим методом. Изучаемой группой были крестьяне, жившие в Польше и эмигрировавшие в Северную Америку. В известном труде «Польский крестьянин в Европе и в Америке» они проанализировали 764 писем польских крестьян, которые до-полнялись жизнеописаниями (дневники, автобиографии (то, что называется биограммой).и рядом официальных документов: архивами землячеств, цер-ковно-приходских общин, судебными материалами. Ими была впервые вве-дена в научный оборот интерпретация термина «аттитьюд» в ценностном ключе, как переживание индивидом значимости объекта.

Специфическим предметом биографического метода является жизнен-ный путь личности. Изучая его, исследователь может выходить на различ-ные объекты. При этом объект рассматривается не как мгновенный снимок событий, а как континуальное (непрерывное) их множество, заключающееся в изучении динамики жизненного пути личности. Это предполагает анализ интенсивности и направленности общения личности, исследование смены социально-ролевого положения в зависимости от возраста, изучение влия-ния стартовых условий на пик жизни и финиш жизни, возрастные кризисы личности и т. д.

Второй способ анализа- структурный -имеет несколько разновидностей. Одна из них - предлагаемый здесь аксио-биографический метод. Он ориен-тирован на выявление так называемых жизненных ценностей. Этот термин, реже употребляющийся в социологической и психологической литературе, нежели термин «ценностные ориентации», я использую для обозначения тех ценностей, которые определяют жизненный путь личности на достаточно больших отрезках биографии (план аксиологического времени индивидуаль-ности). Это стратегические детерминанты поведения личности как во време-ни, так и в ценностном пространстве. Аксио-биографическая методика пред-ставляет собой полу структурированное интервью. Его гибкость, не форма-лизованность дают возможность преодолеть один радикальный недостаток, характерный для формализованных методик, применявшихся ранее. Эти методики, например, широко распространённые наборы для ценностного ранжирования М. Родича, вопросник Олпорта-Вернона-Линдсея и др., пре-длагают разным социальным группам одинаковые ценностные координации, куда они должны «втиснуться», даже если их собственное ценностное прос-транство имеет совершенно другое содержательное наполнение. Очевидно, что ценностные координаты занятых малоквалицированным ручным трудом будут серьезно отличатся от тех, которые важны, скажем, для специалистов высшей квалификации.

Итак, аксио-биографическое интервью позволяет выявлять систему ценнос-тных координат, адекватную конкретной социальной группе. Оно имеет сво-ей целью выявление определённого набора жизненных ценностей и осущес-твляется на малых (до 30 человек) выборках.

В первую очередь необходимо определиться с выборкой. Здесь нужно решить такую задачу: опрашивать «среднестатистических» предста-вителей данной социальной группы (и тогда они отбираются каким-либо обычным способом, например, механически-пошаговым) или же наиболее талантливых, элитных, склонных отражать свою социальную среду. Выбор рафинированной группы имеет тот резон, что её представители легче верба-лизуют специфику жизненных ценностей своей профессиональной, полити-ческой или какой-либо иной группы, из них легче «извлечь»искомый иссле-дователем аксиологический материал.Однако в каждом конкретном случае выбор должен быть сделан на основе теоретических представлений о приро-де ценностей и специфики изучаемой социальной группы.

Работа с респондентом заключается в следующем. После объяснения общих целей и задач исследования ему разъясняется значение слова «событие». Разъяснение происходит устно или с помощью написанной.

Инструкция 1. «Перейдём теперь к главной части нашей встречи. Вместе с Вами нам будет нужно осмыслить под определённым углом зрения некото-рые события Вашей жизни. Мы должны правильно понимать друг друга, поэтому давайте договоримся о точном смысле слова «событие». Под собы-тием будем понимать любое изменение в Вашей жизни. Оно может быть и как бы вне Вас - в связи с работой, семьёй, друзьями, сменой места жительс-тва, переменами в обществе, так и внутри – смена Вашего образа мыслей, чувств, системы ценностей и т.п. Это могут быть также какие-то Ваши отде-льные поступки. Событие может быть большим, радикально изменившим ход всей Вашей жизни, всю биографию (обретение смысла жизни, встреча с духовным отцом, вхождение в коллектив единомышленников и т. п.). Сред-ним – повлиявшим на одну какую-либо сферу жизни, например, перевод с одного места работы на другое без большого статусного перемещения. Мо-жет быть даже микроскопическим с внешне объективной точки зрения – на-пример, какое-то яркое впечатление (известно, что мимолётное ощущение может оставить неизгладимый след). Главное, чтобы событие отразилось, зафиксировалось в Вашей эмоциональной памяти».

Убедившись, что респондент правильно понимает значение слова «собы-тие», ему предъявляется 15 пронумерованных от 1 до 15 пустых карточек (приблизительные размеры 105*145 мм) и, опять же устно или письменно, разъясняются дальнейшие действия.

Инструкция 2. « Пожалуйста, окиньтевнутренним взором всю свою жизнь. В ней было много событий, много ещё произойдёт. Попытайтесь выделить пять наиболее важных из них. Обращаем Ваше внимание, что это могут быть как события, уже реально произошедшие, так и предполагаемые Ваши в будущем. Попытайтесь, чтобы выделенные события касались максимально широкого круга сфер жизни: семья, работа, общественная жизнь, государс-тво, в котором Вы живёте. Друзья, досуг, чувства, эмоции, мысли, ценности, здоровье и т. д. Каждое событие фиксируйте в любой приемлемой для Вас форме – пространной или краткой словесной формулировке, рисунке, сим-воле, условном обозначении, каком-либо значке и т. д.. Важно лишь, чтобы Вы сами узнали потом, о чём идёт речь, так как мы ещё будем возвращаться к ним. Попытайтесь также располагать события по убыванию степени их значимости для Вас».

Работа по второй инструкции повторяется три раза: чтобы зафикси­ровать 15 событий, выбирают сначала пять наиважнейших, затем ещё пять, несколько менее важных, и, наконец, ещё пять. Это чисто технических при-ём, облегчающий работу респондента по данных методике. Число «15» оп-ределено границами дифференцирующей способности психики при аран-жировках. Затем с помощью аксиологического интервью производится вскрытие того ценностного содержания, которое стоит за тем или иным событием индивидуальной биографии. Для этого задаются вопросы следующего характера: «Какую важную для Вас ценность удовлетворило или не удовлетворило данное событие?»; «Какую новую для Вас ценность Вы открыли для себя в результате этого события?»; «Какая ценность жизни стала для Вас особенно понятной в результате этого события?» и т. п.

Далее в соответствии с теоретическими представлениями о природе цен-ностей (ценности есть предельные мотиваторы) делается попытка проник-нуть в более слои ценностного сознания (так называемый метод предельных смыслов). Здесь респонденту предлагают вопросы такого рода: «А зачем вообще для Вас необходимо удовлетворение этой ценности?»; «Эта цен-ность важна для Вас по себе или служит средством удовлетворения какой-либо другой ценности, может быть, более для Вас важной?»; «Попытайтесь сформулировать, какова эта более важная ценность» и т. п.

После того, как в ответ на последний вопрос называется ценность другого порядка, вопрос повторяется вновь и вновь, выявляя ценности всё более и более высокого уровня обобщения. И так до тех пор, пока респондент отка­жется отвечать на дальнейшие повторения этого вопроса, не находя на него более глубинного ответа. Ценность, которая называется последней, обяза-тельно сверяется и согласовывается с респондентом (а впоследствии и с членами исследовательской группы).

В результате для каждого опрашиваемого составляет список жизненных ценностей в индивидуализированных формулировках. При продолжении работы интервью постепенно начинает чувствовать, что вновь называемые ценности повторяются. В конце концов наступает такой момент, когда ново-го уже не появляется. На этом и надо завершать интервьюирование. Полу-ченный по завершении работы большой список в индивидуальных формули-ровках необходимо подготовить к формализованной работе. Для этого про-изводится процедура синонимизации, то есть сведения групп индивидуаль-ных схожих формулировок к неким стандартизованным, которые впоследс-твии будут использоваться для измерений на репрезентативной выборке. Уменьшение количества предполагаемых к формализованному использова-нию ценностей, сжатие осуществляется и через отбор по частоте встреча-емости. Здесь основная теоретическая проблема заключается в том, чтобы определить, на каком количестве ценностей надо остановиться. С одной стороны, необходимо отразить многообразие, много координатность цен-ностного сознания группы, с другой- слишком большое количество коор-динат делает необозримым ценностное пространство с помощью имею-щихся методов анализа. Ценности вообще очень трудно поддаются, что становится бессмысленной. Учитывая разрешающую способность челове-ческой психики при аранжировках любого рода, считается, что количество элементов в ценностном наборе должно находиться в пределах 18-23 единиц.

Аксио-биографическая методика – это своего рода «удочка» (как говорят в театральных кругах – «манок»), позволяющая вытянуть находящуюся поза-ди биографического события ценностную подоплеку. Ведь бессмысленно спрашивать респондента напрямую: «Назовите, пожалуйста, Ваши жизнен-ные основные ценности». Человек, даже будучи предельно искренним, мо-жет не дать или просто не знать полного развёрнутого ответа на этот вопрос. В этих ситуациях интенсивно работают разнообразные механизмы психоло-гической защиты: рационализация, проекция, вытеснение,- искажающее действие которых снять прямыми вопросами никак нельзя. Нужно приме-нять какое-то опосредующее звено, и его необходимо «втиснуть» между плотными дверями защитных механизмов психики и социальных стереоти-пов, за которыми скрыты жизненные истинные ценности личности. Таким опосредователем могла бы, в принципе, быть не только аксио – биографи-ческая методика, но и что-либо другое (например, свободные ассоциации, неоконченные предложения, некоторые прожективные ситуации).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.107.243 (0.008 с.)