Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
YIII. Аксио-биографическая методикаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Существует органическая связь между ценностной проблематикой как клас-сом социологических и социально-психологических задач и биографи-ческим метолом как классом эмпирических методик. Ведь последние имеют целью обнаружить то, что некоторые исследователи называют «принципом данной индивидуальности», а жизненные ценности необходимый, если не основной элемент этого принципа. Не случайно, что Вильям Томас и Фло-рин Знанецкий - родоначальники эмпирического изучения ценностей в соци-ологии осуществляли свои исследования именно био-графическим методом. Изучаемой группой были крестьяне, жившие в Польше и эмигрировавшие в Северную Америку. В известном труде «Польский крестьянин в Европе и в Америке» они проанализировали 764 писем польских крестьян, которые до-полнялись жизнеописаниями (дневники, автобиографии (то, что называется биограммой).и рядом официальных документов: архивами землячеств, цер-ковно-приходских общин, судебными материалами. Ими была впервые вве-дена в научный оборот интерпретация термина «аттитьюд» в ценностном ключе, как переживание индивидом значимости объекта. Специфическим предметом биографического метода является жизнен-ный путь личности. Изучая его, исследователь может выходить на различ-ные объекты. При этом объект рассматривается не как мгновенный снимок событий, а как континуальное (непрерывное) их множество, заключающееся в изучении динамики жизненного пути личности. Это предполагает анализ интенсивности и направленности общения личности, исследование смены социально-ролевого положения в зависимости от возраста, изучение влия-ния стартовых условий на пик жизни и финиш жизни, возрастные кризисы личности и т. д. Второй способ анализа- структурный -имеет несколько разновидностей. Одна из них - предлагаемый здесь аксио-биографический метод. Он ориен-тирован на выявление так называемых жизненных ценностей. Этот термин, реже употребляющийся в социологической и психологической литературе, нежели термин «ценностные ориентации», я использую для обозначения тех ценностей, которые определяют жизненный путь личности на достаточно больших отрезках биографии (план аксиологического времени индивидуаль-ности). Это стратегические детерминанты поведения личности как во време-ни, так и в ценностном пространстве. Аксио-биографическая методика пред-ставляет собой полу структурированное интервью. Его гибкость, не форма-лизованность дают возможность преодолеть один радикальный недостаток, характерный для формализованных методик, применявшихся ранее. Эти методики, например, широко распространённые наборы для ценностного ранжирования М. Родича, вопросник Олпорта-Вернона-Линдсея и др., пре-длагают разным социальным группам одинаковые ценностные координации, куда они должны «втиснуться», даже если их собственное ценностное прос-транство имеет совершенно другое содержательное наполнение. Очевидно, что ценностные координаты занятых малоквалицированным ручным трудом будут серьезно отличатся от тех, которые важны, скажем, для специалистов высшей квалификации. Итак, аксио-биографическое интервью позволяет выявлять систему ценнос-тных координат, адекватную конкретной социальной группе. Оно имеет сво-ей целью выявление определённого набора жизненных ценностей и осущес-твляется на малых (до 30 человек) выборках. В первую очередь необходимо определиться с выборкой. Здесь нужно решить такую задачу: опрашивать «среднестатистических» предста-вителей данной социальной группы (и тогда они отбираются каким-либо обычным способом, например, механически-пошаговым) или же наиболее талантливых, элитных, склонных отражать свою социальную среду. Выбор рафинированной группы имеет тот резон, что её представители легче верба-лизуют специфику жизненных ценностей своей профессиональной, полити-ческой или какой-либо иной группы, из них легче «извлечь»искомый иссле-дователем аксиологический материал.Однако в каждом конкретном случае выбор должен быть сделан на основе теоретических представлений о приро-де ценностей и специфики изучаемой социальной группы. Работа с респондентом заключается в следующем. После объяснения общих целей и задач исследования ему разъясняется значение слова «событие». Разъяснение происходит устно или с помощью написанной. Инструкция 1. «Перейдём теперь к главной части нашей встречи. Вместе с Вами нам будет нужно осмыслить под определённым углом зрения некото-рые события Вашей жизни. Мы должны правильно понимать друг друга, поэтому давайте договоримся о точном смысле слова «событие». Под собы-тием будем понимать любое изменение в Вашей жизни. Оно может быть и как бы вне Вас - в связи с работой, семьёй, друзьями, сменой места жительс-тва, переменами в обществе, так и внутри – смена Вашего образа мыслей, чувств, системы ценностей и т.п. Это могут быть также какие-то Ваши отде-льные поступки. Событие может быть большим, радикально изменившим ход всей Вашей жизни, всю биографию (обретение смысла жизни, встреча с духовным отцом, вхождение в коллектив единомышленников и т. п.). Сред-ним – повлиявшим на одну какую-либо сферу жизни, например, перевод с одного места работы на другое без большого статусного перемещения. Мо-жет быть даже микроскопическим с внешне объективной точки зрения – на-пример, какое-то яркое впечатление (известно, что мимолётное ощущение может оставить неизгладимый след). Главное, чтобы событие отразилось, зафиксировалось в Вашей эмоциональной памяти». Убедившись, что респондент правильно понимает значение слова «собы-тие», ему предъявляется 15 пронумерованных от 1 до 15 пустых карточек (приблизительные размеры 105*145 мм) и, опять же устно или письменно, разъясняются дальнейшие действия. Инструкция 2. « Пожалуйста, окиньтевнутренним взором всю свою жизнь. В ней было много событий, много ещё произойдёт. Попытайтесь выделить пять наиболее важных из них. Обращаем Ваше внимание, что это могут быть как события, уже реально произошедшие, так и предполагаемые Ваши в будущем. Попытайтесь, чтобы выделенные события касались максимально широкого круга сфер жизни: семья, работа, общественная жизнь, государс-тво, в котором Вы живёте. Друзья, досуг, чувства, эмоции, мысли, ценности, здоровье и т. д. Каждое событие фиксируйте в любой приемлемой для Вас форме – пространной или краткой словесной формулировке, рисунке, сим-воле, условном обозначении, каком-либо значке и т. д.. Важно лишь, чтобы Вы сами узнали потом, о чём идёт речь, так как мы ещё будем возвращаться к ним. Попытайтесь также располагать события по убыванию степени их значимости для Вас». Работа по второй инструкции повторяется три раза: чтобы зафиксировать 15 событий, выбирают сначала пять наиважнейших, затем ещё пять, несколько менее важных, и, наконец, ещё пять. Это чисто технических при-ём, облегчающий работу респондента по данных методике. Число «15» оп-ределено границами дифференцирующей способности психики при аран-жировках. Затем с помощью аксиологического интервью производится вскрытие того ценностного содержания, которое стоит за тем или иным событием индивидуальной биографии. Для этого задаются вопросы следующего характера: «Какую важную для Вас ценность удовлетворило или не удовлетворило данное событие?»; «Какую новую для Вас ценность Вы открыли для себя в результате этого события?»; «Какая ценность жизни стала для Вас особенно понятной в результате этого события?» и т. п. Далее в соответствии с теоретическими представлениями о природе цен-ностей (ценности есть предельные мотиваторы) делается попытка проник-нуть в более слои ценностного сознания (так называемый метод предельных смыслов). Здесь респонденту предлагают вопросы такого рода: «А зачем вообще для Вас необходимо удовлетворение этой ценности?»; «Эта цен-ность важна для Вас по себе или служит средством удовлетворения какой-либо другой ценности, может быть, более для Вас важной?»; «Попытайтесь сформулировать, какова эта более важная ценность» и т. п. После того, как в ответ на последний вопрос называется ценность другого порядка, вопрос повторяется вновь и вновь, выявляя ценности всё более и более высокого уровня обобщения. И так до тех пор, пока респондент откажется отвечать на дальнейшие повторения этого вопроса, не находя на него более глубинного ответа. Ценность, которая называется последней, обяза-тельно сверяется и согласовывается с респондентом (а впоследствии и с членами исследовательской группы). В результате для каждого опрашиваемого составляет список жизненных ценностей в индивидуализированных формулировках. При продолжении работы интервью постепенно начинает чувствовать, что вновь называемые ценности повторяются. В конце концов наступает такой момент, когда ново-го уже не появляется. На этом и надо завершать интервьюирование. Полу-ченный по завершении работы большой список в индивидуальных формули-ровках необходимо подготовить к формализованной работе. Для этого про-изводится процедура синонимизации, то есть сведения групп индивидуаль-ных схожих формулировок к неким стандартизованным, которые впоследс-твии будут использоваться для измерений на репрезентативной выборке. Уменьшение количества предполагаемых к формализованному использова-нию ценностей, сжатие осуществляется и через отбор по частоте встреча-емости. Здесь основная теоретическая проблема заключается в том, чтобы определить, на каком количестве ценностей надо остановиться. С одной стороны, необходимо отразить многообразие, много координатность цен-ностного сознания группы, с другой- слишком большое количество коор-динат делает необозримым ценностное пространство с помощью имею-щихся методов анализа. Ценности вообще очень трудно поддаются, что становится бессмысленной. Учитывая разрешающую способность челове-ческой психики при аранжировках любого рода, считается, что количество элементов в ценностном наборе должно находиться в пределах 18-23 единиц. Аксио-биографическая методика – это своего рода «удочка» (как говорят в театральных кругах – «манок»), позволяющая вытянуть находящуюся поза-ди биографического события ценностную подоплеку. Ведь бессмысленно спрашивать респондента напрямую: «Назовите, пожалуйста, Ваши жизнен-ные основные ценности». Человек, даже будучи предельно искренним, мо-жет не дать или просто не знать полного развёрнутого ответа на этот вопрос. В этих ситуациях интенсивно работают разнообразные механизмы психоло-гической защиты: рационализация, проекция, вытеснение,- искажающее действие которых снять прямыми вопросами никак нельзя. Нужно приме-нять какое-то опосредующее звено, и его необходимо «втиснуть» между плотными дверями защитных механизмов психики и социальных стереоти-пов, за которыми скрыты жизненные истинные ценности личности. Таким опосредователем могла бы, в принципе, быть не только аксио – биографи-ческая методика, но и что-либо другое (например, свободные ассоциации, неоконченные предложения, некоторые прожективные ситуации).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.107.243 (0.008 с.) |