Исследование самооценки по методике Дембо – Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование самооценки по методике Дембо – Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан



Папка по спецпрактикуму

 

Выполнила:

студентка группы ДС-10-3

Поставная Алёна

Содержание

1. Проективный метод ............................................................................................................................2

2. Исследование самооценки по методике Дембо – Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан.....................................................................................................................................3

3. Методика «Незаконченные предложения»........................................................................................4

4. Оценка уровня притязаний Ф. Хоппе................................................................................................8

5. ТЕСТ РОРШАХА................................................................................................................................9

6. Тест восьми влечений Сонди и его модификация..........................................................................11

7. Тест руки Вагнера (Hand Test)..........................................................................................................16

8. Торонтская алекситимическая шкала..............................................................................................18

9. Клинический диагноз........................................................................................................................21

10. ЭКСПЕРИМЕНТ................................................................................................................................21

11. Метод клинической беседы, (интервью).........................................................................................22

12. Метод наблюдения.............................................................................................................................22

13. Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний..............................23


Проективный метод

— один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с их последующей интерпретацией. Понятие проекции для обозначения метода исследования ввел Л. Фрэнк. Характерен созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии испытуемыми. За каждой интерпретацией вырисовывается уникальная система смыслов личностных и особенностей стиля когнитивного субъекта.

Метод обеспечивается совокупностью проективных методик (называемых также проективными тестами), среди которых различают:

1) ассоциативные (тест пятен Роршаха и тест Хольцмана, где испытуемые создают образы по стимулам — пятнам; тест завершения неоконченных предложений);

2) интерпретационные ( тест апперцепционный тематический, где требуется истолковать социальную ситуацию, изображенную на картине;

3) экспрессивные — психодрама, тест рисунка человека, тест рисунка несуществующего животного, и пр.

Проективный метод направлен на изучение неосознаваемых или не вполне осознанных форм мотивации и поэтому является собственно психологическим методом проникновения в особенно интимную область психики.

В свете концепции смысла личностного видно, что в основе действенности этих методов лежит факт пристрастности отражения психического, в частности — человеческого сознания. Поэтому, описывая неоднозначные изображения или выполняя нестрого определенные действия, человек невольно выражает себя, «проецируя» какие-то свои значимые переживания и тем самым свои личностные особенности.

Следует уточнить, какие именно особенности личности и ее внутреннего мира выражаются в ситуации проективного эксперимента и почему именно эта ситуация способствует проявлению этих особенностей. Всякие препятствующие обстоятельства прерывают действие, пока не будут преодолены или пока субъект не откажется от завершения действия; при этом действие оказывается незавершенным либо в своем внешнем плане, либо во внутреннем — поскольку еще не принято решение, преодолеть ли препятствие или отказаться от действия.

Ситуация проективного эксперимента как раз предлагает условия замещающего действия: при добросовестном отношении к выполнению теста субъект непроизвольно обращается к своему опыту, а там «ближе всего» хранятся прерванные действия и соответственные им ситуации. И человек, даже иногда осознанно, пытается завершить прерванное действие, что, однако, возможно лишь в символическом плане. «Возврат» к прерванному действию происходит, даже когда оно состояло в сокрытии смысла, в искажении значения обстоятельств согласно своим интересам. При этом символическом завершении действия человек применяет особенно присущие ему решения, составляющие его индивидуальный стиль.

Отсюда понятны требования к проективным стимулам: степень их определенности или неопределенности задается их применимостью для тех или иных замещающих действий, сопряженных с преградными смыслами разной степени конкретности. Так, таблицы ТАТ соответствуют смыслам, связанным с препятствиями, которые могут быть как-то опредмеченными. Таблицы теста пятен Роршаха соответствуют смыслам препятствий обобщенного, недостаточно предметного характера, природа которых может лежать в самых общих особенностях индивидуального стиля человека — в особенностях функционирования его сознания и пр. Эти особенности менее всего доступны осознанию, ибо осознание того, о чем думаешь, куда проще и доступнее осознания того, как думаешь.

 


Методика «Незаконченные предложения»

Описание методики

Проективная психологическая методика, относится к методикам дополнения, и именно - аддитивным методикам, одному из видов проективных методик. Методика включает 60 незаконченных предложений, которые разделяются на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополнительных предложений.

В советской патопсихологии методика апробирована Г.Г. Румянцевым (1969), показавшим ее значение для проведения реабилитационных мероприятий.

История создания

Тест незаконченных предложения Сакса (Sacks sentence completion test, SSCT) был разработан Джозефом М. Саксом в 1950г. Создание теста осуществлялась следующим образом: 20 клинических психологов попросили предложить на рассмотрение по три пункта на завершение предложений, имеющих целью выявить значимые установки по каждой из указанных категорий. К ним были добавлены пункты, отобранные из литературы по завершению предложений. Таким образом, было получено 280 пунктов. Их распределили в количестве от 14 до 28 на категорию. Например, 19 пунктов относились к категории установки к матери, 22 - к категории установки к отцу и так далее. Затем 20 психологов попросили выбрать в каждой категории четыре пункта, которые, на их взгляд, лучше всего подходят для выявления значимых установок в этой категории. Пункты, выбираемые наиболее часто, вошли в тест.

Методика "незаконченных предложений" является вариацией техники словесных ассоциаций. SSCT добился того, что он уменьшает количество ассоциаций, вызываемых отдельным словом, дает возможность лучше определять контекст, проникать в тон, качество установок и специфические объекты или области внимания, он предоставляет большую свободу индивиду и большую вариативность ответов и отражает большую площадь поведенческого мира респондента.

Процедура проведения

Исследованию методом "незаконченные предложения" должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений.

Методика может применяться индивидуально и в группах, а также в устной и письменной формах. При проведении методики в письменной форме начальные части предложений могут предъявляться либо на специальных бланках, либо на отдельных карточках. При письменном варианте испытуемый получает лист бумаги и ручку или готовый бланк с незавершенными предложениями. При использовании карточного или устного варианта предъявления начала предложений испытуемый записывает на листе бумаги только завершающую часть предложения — свой ответ; при использовании бланка — ответ пишется прямо на бланке под соответствующим началом предложения.

При устном варианте исследования ответы испытуемого фиксируются либо письменно экспериментатором, либо с помощью магнитофона.

Тестирование (без обработки) занимает от 20 минут до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого).

Ключ

Группы предложений NN заданий
Отношение к отцу
Отношение к себе
Нереализованные возможности
Отношение к подчиненным
Отношение к будущему
Отношение к вышестоящим лицам
Страхи и опасения
Отношение к друзьям
Отношение к своему прошлому
Отношение к лицам противоположного пола
Сексуальные отношение
Отношения к семье
Отношение к сотрудникам
Отношение к матери
Чувство вины

Количественная анализ

Количественный анализ предполагает предварительную экспертную оценку эмоциональной насыщенности каждого предложения. Для оценки ответов испытуемого предлагается следующая шкала:

ñ "+2" — максимальное, отчетливо выраженное, сильно положительное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении;

ñ "+1" — положительное отношение;

ñ "0" — нейтральное отношение к тому, о чем идет речь, отсутствие выраженности каких-либо эмоций;

ñ "-1" — отрицательное отношение;

ñ "-2" — максимальное, отчетливо выраженное, сильно отрицательное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении".

Количественный показатель подсчитывается для каждой сферы отдельно в виде общей суммарной оценки каждого из 4-х входящих в нее предложений. Его величина располагается в пределах от "+8" до "-8", может быть нулевой. Всего таких показателей 15, в соответствии с количеством сфер.

Пример. Отношение к семье - утверждения 12, 26, 42, 57.

Ответы испытуемого и их экспертная оценка:

ñ (12) По сравнению с большинством других семей, моя семья … достаточно крепкая (оценка +2 – положительная эмоциональная нагрузка) .

ñ (26) Моя семья обращается со мной, как с … взрослым человеком достаточно часто (оценка +1 – скорее положительная, чем отрицательная эмоциональная нагрузка).

ñ (42) Большинство известных мне семей … нередко ограничивают свободу своих детей (оценка –1 – скорее отрицательная, чем положительная эмоциональная нагрузка).

ñ (57) Когда я был ребенком моя семья … прислушивалась к моему мнению (оценка +1 – скорее положительная, чем отрицательная).

Таким образом сумма баллов по шкале "Отношение к семье" составит:

В результате тестирования определяются сферы, в которых преобладают положительные установки (положительный опыт, положительное восприятие, положительные ожидания), и области, в которых преобладают установки близкие к отрицательным или отрицательные (отрицательный опыт, отрицательное восприятие, отрицательные ожидания).

Качественный анализ

Качественный (содержательный) анализ проводится, прежде, всего, для выявления возможных причин сфер, имеющих отрицательные индексы по результатам количественной оценки и зависит от целей исследования.

Одним из методов, применяемых при качественном анализе ответов тематических групп, является контент-анализ.

Инструкция

Перед вами список незаконченных предложений. Вам предлагается завершить каждое предложение одним или несколькими словами, вложив в него содержание характерное для вас. Выполняйте работу по возможности быстро. Завершайте начало предложения, не раздумывая, первым, что приходит в голову.

1. Думаю, что мой отец редко

2. Если все против меня, то

3. Я всегда хотел

4. Если бы я занимал руководящий пост

5. Будущее кажется мне

6. Мое начальство

7. Знаю, что глупо, но боюсь

8. Думаю, что настоящий друг

9. Когда я был ребенком

10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является

11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной

12. По сравнению с большинством других моя семья

13. Лучше всего мне работается с

14. Моя мать и я

15. Сделал бы все, чтобы забыть

16. Если бы мой отец только захотел

17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы

18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы

19. Если кто-нибудь работает под моим руководством

20. Надеюсь на

21. В школе мои учителя

22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь

23. Не люблю людей, которые

24. Когда-то

25. Считаю, что большинство юношей (девушек)

26. Супружеская жизнь кажется мне

27. Моя семья обращается со мной как с

28. Люди, с которыми я работаю

29. Моя мать

30. Моей самой большой ошибкой было

31. Я хотел бы, чтобы мой отец

32. Моя наибольшая слабость заключается в том

33. Моим скрытым желанием в жизни является

34. Мои подчиненные

35. Наступит тот день, когда

36. Когда ко мне приближается мой начальник

37. Хотелось бы мне перестать бояться

38. Больше всех люблю тех людей, которые

39. Если бы я снова стал молодым

40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)

41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь

42. Большинство известных мне семей

43. Люблю работать с людьми, которые

44. Считаю, что большинство матерей

45. Когда я был молодым, то чувствовал вину, если

46. Думаю, что мой отец

47. Когда мне начинает не везти, я

48. Больше всего я хотел бы в жизни

49. Когда я даю другим поручение

50. Когда буду старым

51. Люди, превосходство которых над собой я признаю

52. Мои опасения не раз заставляли меня

53. Когда меня нет, мои друзья

54. Моим самым живым воспоминанием детства является

55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)

56. Моя половая жизнь

57. Когда я был ребенком, моя семья

58. Люди, которые работают со мной

59. Я люблю свою мать, но

60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это


ТЕСТ РОРШАХА

Тест Роршаха (Rorschact test, Rt), методика чернильных пятен была предложена швейцарским психиатром Германом Роршахом в 1921 году.

Роршах показал, чем отличаются ответы здоровых людей от интерпретаций психических больных, и описал синдромы, характерные для отдельных психических заболеваний. Каждый ответ на пятно Роршах оценивал по трем основным категориям: локализации, детерминантам и содержанию.

По локализации ответы могут относиться либо ко всему пятну, либо к отдельным его деталям. Роршах считал, что целостные ответы, когда в концепции образа участвует всё пятно, отражают способность к теоретическому интеллекту. Ответы на детали он связывал с практическим интеллектом и со способностью к контакту. Преувеличенное внимание к мелким деталям Роршах считал признаком придирчивости и мелочности. Ответы на белый фон, по его мнению, всегда свидетельствуют о наличии оппозиционной установки: у здоровых людей - о склонности к дискуссиям, упрямстве, своеволии, а у психически больных - о негативизме, странностях в поведении. Видишь всякую мелочь - значит, педант, видишь не сами пятна, как большинство людей, а прилежащий белый фон - значит, и мыслишь нетрадиционно.

Вторая основная категория оценок ответов - это детерминанты (детер­минизм - лат. determinare — определять), показывающие, какие свойства пятен определяют ответ. К ним относят форму, движение, цвет и светотень. Те интерпретации, где форма соответствует очертаниям указываемых пятен, называются ответами с хорошей или четкой формой, когда такого соответствия нет, говорят об ответах с плохой формой. Ответы, учитывающие цвет пятен, Роршах связывал с особенностями эмоционального реагирования испытуемых.

Важнейшим вкладом Роршаха в изучение личности считается описание кинестетических ответов, то есть ответов испытуемых, которые в пятнах видят движение или позу человека. Он заметил, что замкнутые люди, сосредоточенные на собственных переживаниях, дают кинестетических интерпретаций больше, чем цветовых. Обратные соотношения наблюдаются у людей с живыми эмоциональными реакциями и широким кругом общения, чья психика более зависит от внешних впечатлений, чем от внутренних переживаний. Роршах полагал, что содержательная сторона ответов только случайно отражает пере­живания испытуемых.

Стимульный материал теста Роршаха состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными изображениями.

Обследуемому предлагается ответить на вопросы о том, что изображено, на что это похоже. Ведется дословная запись всех высказываний обследуемого, учитывается время ответа, положение в котором рассматривается изображение, а также любые особенности поведения. Завершается обследование опросом, который осуществляется экспериментатором по определенной схеме (уточняются детали изображения, по которым возникли ассоциации).

КАЖДЫЙ ОТВЕТ ОЦЕНИВАЕТСЯ ПО ПЯТИ КАТЕГОРИЯМ:

ñ Локализация - выбор для ответа всего изображения или его отдельных деталей.

ñ Детерминанты - для формирования ответа могут быть использованы форма изображения, цвет.

ñ Уровень формы - оценка того, насколько адекватно форма изображения, отражена в ответе.

ñ Содержание - ответ может касаться людей, животных, неодушевленных предметов.

ñ Оригинальность-популярность - оригинальными считаются очень редкие ответы, а популярными те, которые встреча­ются не менее чем у 30% обследуемых.

Обычно изучается суммарная оценка, суммы однотипных - оценок, отношения между ними. Совокупность всех полученных отношений позволяет создать единую уникальную структуру взаимосвязанных особенностей личности.

Основным теоретическим предположением Г. Роршаха является то, что активность индивида определяется как внутренними, так и внешними побуждениями. Сообразно такому пониманию причин активности личность выражается тем отчетливее, чем менее стереотипны вызывающие её стимулы.

Диагностические показатели теста Роршаха не имеют строго однозначного психологического значения данных, получаемых при использовании теста тем определеннее, чем большая совокупность показателей, относящихся к конкретной задаче, изучается.

Несмотря на то, что и по настоящее время нет завершенной теории, связывающей теории особенностей интерпретаций стимулов с личностными характеристиками, валидность теста Роршаха доказана многочисленными исследованиями. Работами последних лет подтверждена высокая ретестовая надежность как отдельных групп показателей, так и теста в целом.

В нашей стране тест Роршаха используется преимущественно в клинико-психологических исследованиях личности.

 

На основе современного Интегративного подхода тест Роршаха позволяет получить значительное количество практически важной информации обо всех сферах психологического функционирования человека. Теоретической основой теста Роршаха на основе Интегративной Системы является экспериментально подтвержденная концепция проблемно-решающего поведения.

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ:

ñ Стандартизация и алгоритмизация всех этапов исследования;

ñ высокий уровень объективности и надежности данных;

ñ ориентация на решение практических вопросов в различных областях деятельности;

ñ наличие системной модели анализа поведения;

ñ неограниченные возможности для творческого подхода к познанию поведения человека.

Основным фактором, затрудняющим интерпретацию показателей теста Роршаха, является суммарное число ответов, известное как продуктивность ответов. Эмпирически доказано, что продуктивность ответов в тесте Роршаха связана с возрастом, интеллектуальным уровнем и образованием.

Считается, что пятна Роршаха применимы к людям в возрасте от дошкольного до взрослого. Л. Эймс и его сотрудники исследовали и определили нормы для детей от 2 до 10 лет, для подростков от 10 до 16 лет, для пожилых людей в возрасте до 70 лет.

ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

Исследование должно проводиться в спокойной и неприну­жденной обстановке в отсутствие посторонних. Следует заранее обеспечить непрерывность эксперимента. Прежде чем начать опыт, надо спросить испытуемого, знаком ли он с методикой, слышал или читал о ней. Перед показом таблиц в предварительной беседе следует установить контакт с испытуемым. Чрезвычайно важно также знать о физическом и психическом состоянии субъекта во время показа таблиц. Происхождение таблиц обычно не объясняют.

РАБОТА С ИСПЫТУЕМЫМ СОСТОИТ ИЗ ЧЕТЫРЕХ ЭТАПОВ:

1. собственно выполнение,

2. опрос,

3. использование аналогий,

4. определение пределов чувствительности.

Следует избегать всякой подсказки в отношении толкований пятен. Допустимы поощрения: «Да», «Отлично», «Видите, как хорошо у Вас получается».

Время не ограничивается. Допускается прерывание работы с одной таблицей после 8-10 ответов. Все ответы испытуемого записываются в протокол исследования. Фиксируются восклицания, мимика, поведение испытуемого и все замечания экспериментатора.

Если в протоколе отсутствуют цветовые ответы, предлагают разложить все таблицы на группы по какому-нибудь признаку. При выделении групп, например, по содержанию, испытуемого просят еще раз разделить таблицы по другому признаку. В третий раз можно предложить разложить таблицы на приятные и неприятные. Если в течение трех попыток испытуемый не выделит группу цветных таблиц, делается вывод, что он не реагирует на цветовой стимул.

В заключении по результатам теста Роршаха обычно описывается интеллектуальная и аффективная сферы личности, а также особенности взаимодействия личности в проблемной ситуации.


 

Инструкция к тесту

«Внимательно рассмотрите предлагаемые Вам изображения и скажите, что, по Вашему мнению, делает эта рука?»

Если испытуемый затрудняется с ответом, ему предлагается вопрос: «Как Вы думаете, что делает человек, которому принадлежит эта рука? Нa что способен человек с такой рукой? Назовите все варианты, которые можете себе представить».

Примечание

· Стимульный материал – стандартные 9 изображений кисти руки и одна без изображения (подобно пустой карточке в Тематическом Тесте Апперцепции), при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия.

· Изображения предъявляются в определенной последовательности и положении.

· При нечетком и недвусмысленном ответе просят пояснения, спрашивают: «Хорошо, а что еще?», но не навязывают никаких специфических ответов. Если экспериментатор чувствует, что его действия встречают сопротивление, рекомендуется перейти к другой карточке.

· Держать рисунок-карточку можно в любом положении.

· Число вариантов ответов по карточке не ограничивается и не стимулируется так, чтобы вызвать сопротивление испытуемого. Желательно получить четыре варианта ответов. Если число ответов меньше, уточняете, нет ли желания еще что-либо сказать по данному изображению руки, а в протоколе, например, при единственном варианте ответа проставляется его обозначение со знаком *4, т.е. этот единственный безальтернативный ответ оценивается в четыре балла вместо одного.

· Важно во всех возможных случаях (если испытуемый не выражает протеста) максимально снижать неопределенность ответа, наполнять смыслом высказывания типа «кто-то, что-то, кому-то» и т.п.

· Все ответы фиксируются в протоколе. Помимо записи ответов регистрируется положение, в котором обследуемый держит карточку, а также время с момента предъявления стимула до начала ответа.

 

· Обработка и интерпретация результатов теста

При обработке полученных результатов каждый ответ испытуемого относят к одной из 11 категорий.

1. Агрессия (а). Рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждение, активно захватывающая какой-либо предмет, совершающая агрессивное действие (щиплющая, дающая пощечину, давящая насекомое, готовая нанести удар и т.п.).

2. Указание (у). Рука участвует в действии императивного характера: ведет, направляет, препятствует, господствует над другими людьми (дирижирует оркестром, дает указание, читает лекцию, учитель говорит ученику: «выйди вон», милиционер останавливает машину и т.п.).

3. Страх (с). Рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий; может восприниматься в качестве наносящей повреждение самой себе. В эту категорию также включаются ответы, содержащие тенденции к отрицанию агрессии (не злая рука; кулак сжат, но не для удара; поднятая в страхе рука; рука, отвращающая удар и т.п.).

4. Эмоциональность(э). Рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям; участвует в действии, выражающем привязанность, положительное отношение, благожелательность (дружеское рукопожатие; похлопывание по плечу; рука, гладящая животное, дарящая цветы; обнимающая рука и т.п.).

5. Коммуникация (к). Рука участвует в коммуникативном действии: обращается к кому-либо, контактирует или стремится установить контакты. Общающиеся партнеры находятся в положении равенства (жестикуляция в разговоре, язык жестов, показывает дорогу и т.п.).

6. Зависимость (з). Рука выражает подчинение другим лицам: участвует в коммуникативном действии в позиции "снизу", успех которого зависит от благожелательного отношения другой стороны (просьба; солдат отдает честь офицеру; ученик поднял руку для вопроса; рука, протянутая за милостыней; человек останавливает попутную машину и т.п.).

7. Демонстративность (д). Рука разными способами выставляет себя на показ, участвует в явно демонстративном действии (показывает кольцо, любуется маникюром, показывает тени на стене, танцует, играет на музыкальной инструменте и т.п.).

8. Увечность (ув). Рука повреждена, деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям (раненая рука, рука больного или умирающего, сломанный палец и т.п.).

9. Активная безличность (аб). Рука участвует в действии, не связанном с коммуникацией; однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилие (вдевает нитку в иголку, пишет, шьет, ведет машину, плывет и т.п.).

10. Пассивная безличиость (пб). Рука в покое, либо наблюдается появление тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука все же не изменяет своего физического положения (лежит, отдыхая; спокойно вытянута; человек облокотился на стол; свесилась во время сна; и т.п.).

11. Описание (о). В эту категорию входят описания руки без указания на совершаемые ею действия (пухлая рука, красивая рука, рука ребенка, рука больного человека т.п.).

При категоризации возможна определенная однозначность, однако предполагается, что она не очень существенно влияет на окончательную интерпретацию. Ниже для иллюстрации приводится примерная форма протокола.

В первой колонке указывают номер карточки. Во второй – дается время первой реакций на карточку в секундах. В третьей – приводятся все ответы испытуемого. В четвертой – результаты категоризации ответов. Если экспериментатору приходится обращаться к испытуемому с уточнениями – это обозначается

Области применения теста

Использование теста руки Вагнера может быть продуктивным не только при диагностике агрессивности, но и в некоторых других случаях.

1. Для диагностики межличностных отношений. В этом случае инструкция видоизменяется. Испытуемого просят ответить на вопрос о том, что делает рука, изображенная на карточках, но при этом психолог говорит: «Представьте себе, что это рука Вашего друга (ребенка, мужа, жены, руководителя и т.п.)». Данный вариант дает возможность увидеть, какие тенденции и какой знак социальной направленности (положительный или отрицательный) приписываются партнеру и, таким образом, можно проанализировать актуальное отношение к нему испытуемого.

2. Для диагностики кандидатов, выдвигаемых на руководящие должности. Если в процессе тестирования выявляется повышенный удельный вес ответов по категории «Указание» и одновременно незначительный процент установок на социальную кооперацию, то можно с большой вероятностью прогнозировать жесткую, авторитарную позицию будущего руководителя. При отсутствии ответов по категориям «Указание» и «Агрессия» и одновременном увеличении ответов по категориям «Зависимость» и «Страх» кандидат, скорее всего, проявляет себя как ведомый, зависимый, не способный отстаивать свою позицию.

3. Для диагностики агрессивности различных групп преступников, прогноза открытого агрессивного поведения в криминальной психологии при проведении судебно-психологической экспертизы.

 


Описание методики

Шкала представляет собой инструмент для измерения и оценки алекситимии.

Теоретические основы

Торонтская Алекситимическая Шкала (TAS) создана G. J. Taylor и соавт. (1985).

Алекситимия (Букв. "нет слов для чувств", от др.-греч. ἀ- — приставка с отрицательным значением, λέξις — слово, θυμός — чувство) - психологическая характеристика личности, заключающаяся в снижении или отсутствии способности к распознаванию, дифференцированию и выражению эмоциональных переживаний и телесных ощущений. Иногда в это понятие также включают низкую эмоциональную чувствительность в отношении других людей, низкую эмоциональную вовлечённость в обыденной жизни и т.д. Таким образом, понятие алекситимии сближается с понятийным пространством эмоционального интеллекта. Быть может, алекситимия является вариантом низкого уровня эмоционального интеллекта.

По мнению автора алекситимия определяется следующими когнитивно-аффективными психологическими особенностями:

1. Трудностью в определении (идентификации) и описании собственных чувств;

2. Трудностью в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями;

3. Снижением способности к символизации (бедность фантазии и других проявлений воображения);

4. Фокусированием в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях

Структура

TAS-26 состоит из 26 вопросов, из которых ряд интерпретируется в прямых значениях, а ряд - в противоположных, что позволяет снизить установочность ответов испытуемого. В оригинальном варианте не имеет внутренних субшкал, весь результат выражается одним значением.

В отличие от оригинальной версии, TAS-20 имеет 3 подшкалы: Трудность идентификации чувств (ТИЧ), трудность описания чувств (ТОЧ) и внешне-ориентированное (экстернальное) мышление (ВОМ). Четвёртый компонент, входящий, по замыслу автора, в алекситимический синдром - бедность фантазий и чувственных ассоциаций - не имеет своей шкалы, однако подразумевается, что он также описывается третьей шкалой.

Процедура проведения

Испытуемому предлагается бланк с утверждениями, которые он должен оценить как "Совершенно не согласен" (1 б.), "Скорее не согласен" (2 б.), "Ни то, ни другое" (3 б.), "Скорее согласен" (4 б.) и "Совершенно согласен" (5 б.).

Интерпретация

TAS-26

Необходимо подсчитать общее значение по всем ответам шкалы. Ответы на вопросы 1,5,6,11,12,13,15,16,21,24 считаются в обратных значениях. Нормальным уровнем считается не более 62 баллов. Значения в 74 и более балла соответствуют явной алекситимии, остальные значения - промежуточным степеням. При адаптации в НИИ им.Бехтерева были получены следующие значения алекситимии: Больные неврозами: 70 баллов Больные психосоматическими заболеваниями: 72 балла Больные бронхиальной астмой: 71,8 балла Больные гипертонической болезнью: 72,6 балла Больные язвенной болезнью 71,1 балла Контрольная группа здоровых: 59 баллов.

TAS-20

Подсчитывается общий балл по шкале (от 20 до 100 баллов) и по подшкалам.

· Подшкала Трудности идентификации чувств содержит в себе утверждения 1, 3, 6, 7, 9, 13 и 14.

· Подшкала Трудности описания чувств содержит утверждения 2, 4, 11, 12, 17.

· Подшкала Экстернального мышления содержит утверждения 5, 8, 10, 15, 16, 18, 19, 20.

При этом результаты по утверждениям 4, 5, 10, 18 и 19 считаются в обратных значениях.

Бланк опросника

Инструкция:Вам будет предложено некоторое количество вопросов; на вопросы следует отвечать поочередно, не возвращаясь к предыдущим ответам. Не нужно тратить время на обдумывание. Пропускать вопросы нельзя. Давайте только один ответ на каждое утверждение.

 

 


Клинический диагноз

ñ выраженное в терминах медицинских терминологий и классификаций внутренне непротиворечивое формализованное заключение о состоянии здоровья пациента, данное на момент его обследования


Д.Д. Плетнев "Представляющийся больной есть предмет вашего научного исследования, обогащенного всеми современными методами; собравши сумму анатомических, физиологических и патологических фактов данного субъекта, группируя эти факты на основании ваших теоретических знаний, вы делаете заключение, представляющее уже не диагностику заболевания, а диагностику больного, ибо, собирая факты, представляющиеся в исследуемом субъекте, путем естествоиспытателя, вы получите не только патологические явления того или другого органа, на основании которых дадите название заболевания, но вместе с этим вы увидите состояние всех остальных органов, находящихся в большей или меньшей связи с заболеванием и видоизменяющихся у каждого субъекта. Вот эта-то индивидуализация каждого случая, основанная на осязательных научных данных, и составляет задачу клинической медицины и вместе с тем самое твердое основание лечения, направленного не против заболевания, а против страдания больного".

Метод наблюдения



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.6.131 (0.034 с.)