Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К психодиагностическим методикам

Поиск

И СИТУАЦИЯМ

Для того чтобы психолого-педагогический эксперимент был достаточно надежным средством исследования и позволял по­лучать вполне достоверные результаты, которым можно доверять и на основе которых можно делать правильные практические вы­воды, необходимо, чтобы используемые в нем психодиагности­ческие методы были научно обоснованными, Такими считают ме­тоды, отвечающие следующим требованиям: валидность, надеж­ность, однозначность и точность. Рассмотрим каждое из этих тре­бований в отдельности.

Термин «валидность» — евроязычного происхождения. Он буквально означает: «полноценный», «пригодный», «соответст­вующий». Характеристика психодиагностической методики как валидной свидетельствует о ее соответствии и пригодности для оценивания именно того психологического качества, для кото­рого она предназначается.

Характеристика валидности методики включает в себя не только сведения о том, что данная методика на самом деле изме­ряет, но также информацию об условиях, о сфере ее применения.

Есть несколько разновидностей валидности, каждую из ко­торых следует рассматривать и оценивать отдельно, когда стоит вопрос о выяснении валидности психодиагностической методи­ки. Валидность может быть теоретической и практической (эм­пирической), внутренней и внешней.

Валидность теоретическая определяется по соответствию по­казателей исследуемого качества, получаемых с помощью дан­ной методики, показателям, получаемым посредством других методик — таких, с показателями которых должна существовать


Глава 2. Общая характеристика методов психодиагностики

теоретически обоснованная зависимость. Теоретическую валид-ность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемым при помощи разных методик, опирающих­ся или исходящих из одной и той же теории.

Валидностъ эмпирическая проверяется по соответствию диа­гностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. Если, например, с помощью некоторой методики мы оцениваем черты характера у данного испытуемого, то применяемая методика будет считаться прак­тически или эмпирически валидной тогда, когда мы установим, что данный человек ведет себя в жизни именно так, как предска­зывает методика, т.е. в соответствии с имеющейся у него чертой характера.

По критерию эмпирической валидности методику проверя­ют путем сравнения ее показателей с реальным жизненным по­ведением или результатами практической деятельности людей.

Валидностъ внутренняя означает соответствие содержащих­ся в методике заданий, субтестов, суждений и т.п. общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне невалид­ной или недостаточно внутренне валидной тогда, когда все или часть включенных в нее вопросов, заданий или субтестов изме­ряют не то, что требуется от данной методики.

Валидностъ внешняя — это примерно то же самое, что и эм­пирическая валидность, с той лишь разницей, что в данном слу­чае речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными, ключевыми внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.

При создании методики сразу оценить ее валидность трудно. Обычно валидность методики проверяется и уточняется в про­цессе ее достаточно длительного использования, тем более что речь идет о проверке по меньшей мере с четырех описанных выше сторон.

Кроме видов валидности, важно знать критерии валидности. Это основные признаки, по которым можно практически судить о том, является или не является данная методика валидной. Та­кими критериями могут стать следующие:

1. Поведенческие показатели — реакции, действия и поступ­ки испытуемого в различных жизненных ситуациях.


Часть I. Психологическая диагностика

2. Достижения испытуемого в различных видах деятельно­сти: учебной, трудовой, творческой и других.

3. Данные, свидетельствующие о выполнении различных конт­рольных проб и заданий.

4. Данные, получаемые при помощи других методик, валид-ность или связь которых с проверяемой методикой считается до­стоверно установленной.

Надежность методики характеризует возможность получе­ния с ее помощью устойчивых показателей (имеется в виду та степень устойчивости, которая зависит от измерительного инст­румента, а не от испытуемого, поведения экспериментатора или изменяемого психологического свойства).

Результаты психологического тестирования зависят от мно­жества трудно контролируемых факторов: качества измеритель­ного инструмента, постоянства релевантных характеристик си­туации психологического тестирования, правильности понима­ния инструкции испытуемым, поведения экспериментатора, ак­туального психологического состояния испытуемого. Изменение любого из этих факторов в ходе психодиагностического обсле­дования обычно ведет к снижению степени надежности измере­ний. Поскольку держать все эти факторы в постоянстве всегда практически невозможно, то рассчитывать на высокую надеж­ность любой психодиагностической методики не приходится. Из всех этих факторов наиболее важным является надежность са­мой методики, так как все остальные вносят гораздо меньший вклад в постоянство получаемых результатов.

Надежность психодиагностической методики можно устано­вить двумя способами: путем сравнения результатов, получае­мых при помощи данной методики разными людьми, и путем сравнения результатов, получаемых при применении одной и той же методики в идентичных условиях.

Точность методики отражает ее способность тонко реагиро­вать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происхо­дящие в ходе психодиагностического эксперимента. Точность психологической методики в определенном смысле можно срав­нивать с точностью технических измерительных инструментов. Метр, например, разделенный только на сантиметры, будет гру-


Глава 2. Общая характеристика методов психодиагностики

бее измерять длину, чем линейка, градуированная по миллимет­рам. В свою очередь микрометр — прибор, позволяющий оцени­вать длины, отличающиеся друг от друга на 0,001 мм, будет на­много более точным измерительным инструментом, чем школь­ная линейка.

Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки изме^ ряемого качества. Однако в практической психодиагностике да­леко не всегда требуется очень высокая степень точности оценок. Ее необходимая практическая мера определяется задачей диф­ференциации, или разделения испытуемых на группы. Если, на­пример, всю исследованную выборку испытуемых нужно разде­лить всего лишь на две подгруппы, то и точность применяемой методики должна соответствовать именно этому делению, не больше. Если необходимо разделить испытуемых на пять под­групп, то достаточно применить методику, имеющую измери­тельную шкалу, состоящую из пяти пунктов, скажем такую: «да», «скорее да, чем нет», «ни да, ни нет», «скорее нет, чем да», «нет».

Однозначность методики характеризуется тем, в какой сте­пени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценивания которого данная методика применяется. Если наряду с этим свойством в получае­мых показателях отражаются и другие, никак не связанные с дан­ной методикой, выходящие за пределы ее валидности, то счи­тается, что методика не соответствует критерию однозначности, хотя при этом частично может оставаться валидной. Например, если экспериментатора интересуют оценки мотивов поведения чело­века и для того, чтобы их получить, он задает испытуемому пря­мые вопросы относительно мотивов его поведения, то ответы на эти вопросы вряд ли будут соответствовать критерию однознач­ности. В них почти наверняка отразятся и степень осознания ис­пытуемым мотивов своего поведения, и его желание предстать в благоприятном свете в глазах экспериментатора, и оценки им воз­можных последствий диагностического эксперимента, и многое другое.

Критерию однозначности также может не вполне удовлетво­рять способ оценки знаний учащихся только по успеваемости,


Часть I. Психологическая диагностика

так как оценки успеваемости выставляются не всегда объектив­но. В них, кроме самих знаний учащегося, отражается отноше­ние к нему учителя и поведение учащегося.

Прежде чем применять в практической психодиагностике те или иные методики, экспериментатор должен убедиться в том, что они отвечают требованиям валидности, надежности, точнос­ти и однозначности. Самыми важными из названных четырех критериев являются первые два: валидность и надежность, и если измерительный инструмент им не соответствует, то его вообще нельзя использовать как средство психодиагностики. Если же ме­тодика не вполне точна и не полностью однозначна, то ее тем не менее можно применять с определенными оговорками. Но при этом необходимо помнить, во-первых, о том, что неточная мето­дика может не позволить установить сравнительно небольшие изменения, которые происходят в результате проведенного экс­перимента, и, следовательно, может указать на отсутствие изме­нений там, где они на самом деле есть. Недостаточно однознач­ная методика не всегда позволяет соотносить величину получае­мых показателей со степенью изменения именно оцениваемого качества, а не какого-либо другого.

Кроме применяемой методики, на результаты психодиагнос­тики влияют ситуация, ее понимание испытуемым, получаемая им инструкция, а также личность и поведение самого экспери­ментатора во время тестирования.

Если ситуация воспринимается испытуемым как экзамена­ционная, то он будет вести себя в ней соответственно. Высоко­тревожный человек, вероятно, всегда и всюду будет испытывать повышенное беспокойство, видеть угрозу для своей личности и, следовательно, воспринимать любую ситуацию как потенциаль­но несущую в себе опасность для его личности. Низкотревож­ный индивид, напротив, даже в реально угрожающей его Я ситуа­ции будет вести себя относительно спокойно.

Поведение испытуемых и результаты, которые они показы­вают, зависят и от того, как они понимают инструкцию. Поэтому к доступности и точности формулировок инструкции в психо­диагностике предъявляются особые требования. Инструкция должна быть достаточно простой и понятной, не содержать в себе


Глава 2. Общая характеристика методов психодиагностики

неоднозначно трактуемых слов и выражений. Лучше всего, если инструкция будет предложена испытуемым в письменном виде, так как устная инструкция разными людьми произносится с раз­личными паралингвистическими компонентами: жестами, мими­кой, пантомимикой, интонациями, темпом, паузами и т.п. Кроме того, устная инструкция довольно быстро забывается испытуе­мыми и, следовательно, возможны непроизвольные отклонения от нее.

Иногда на результаты исследования влияют личность и по­ведение экспериментатора. Замечено, например, что если экспе­риментатор лично симпатичен испытуемым, если его поведение свидетельствует об уважении и добром отношении к испытуе­мым, то они в свою очередь невольно будут стараться подыграть ему и показать такие результаты, которые должны доставить экс­периментатору удовольствие. Напротив, если он вызывает ан­типатию у испытуемых, демонстрирует недоброе и неуважитель­ное к ним отношение, то они, как правило, отвечают ему тем же: стараются дать такие результаты, которые, по их мнению, не по­нравятся экспериментатору.

Основная рекомендация, которая касается поведения экспе­риментатора, заключается в том, чтобы он был спокойным, урав­новешенным, а его поведение — достаточно ровным, доброжела­тельным и уважительным по отношению к испытуемым.

ТЕСТЫ И ТЕСТИРОВАНИЕ

Тестами в психологии называют стандартизированные мето­дики психодиагностики, позволяющие получать сопоставимые ко­личественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств. Под стандартизированностью таких мето­дик имеется в виду то, что они всегда и везде должны приме­няться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемым, кончая способами вычисления и интерпретации получаемых показателей.

Сопоставимость означает, что оценки, получаемые при по­мощи теста, можно сравнивать друг с другом независимо от того,


Часть I. Психологическая диагностика

где, когда, как и кем они были получены, если, разумеется, тест применялся правильно. Из всех возможных психодиагностичес­ких методик к тестам предъявляются самые строгие требования, касающиеся валидности, надежности, точности и однозначности.

Существует много разновидностей тестов, которые разделя­ются на группы по нескольким основаниям: по предмету тести­рования (тому качеству, которое оценивается с помощью данно­го теста); по особенностям используемых в тесте задач; по мате­риалу, предъявляемому испытуемым; по объекту оценивания. По предмету тесты делятся на интеллектуальные (оценивают сте­пень развитости у человека различных познавательных процес­сов), личностные и межличностные. По особенностям использу­емых задач выделяют практические, образные и словесные (вер­бальные) тесты. По характеру тестового материала, предъявляе­мого испытуемым, тесты делятся на бланковые, аппаратурные. По объекту оценки — на процессуальные тесты, тесты достиже­ний, тесты состояний и свойств.

Интеллектуальные тесты предназначаются для оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и его отдель­ных когнитивных процессов, таких, как восприятие, внимание, воображение, память, речь. Личностные тесты связаны с пси-ходиа-гностикой устойчивых индивидуальных особенностей че­ловека, определяющих его поступки; сюда относятся тесты тем­перамента, характера, мотивации, эмоций, способностей. Среди тестов встречаются такие, которые дают разностороннюю, ком­плексную оценку состояния личности или степени развитости ее отдельных свойств. Комплексными, например, являются тест Кеттела, MMPI и другие. К числу частных можно отнести тесты, с помощью которых оцениваются отдельные черты личности че­ловека, мотивы, эмоции, например, акцентуации характера, тре­вожность, локус контроля, мотив достижения успеха, агрессив­ность и другие.

Межличностные тесты позволяют оценивать человеческие отношения в различных социальных группах, например, социо­метрический тест, тест социально-психологической самоаттеста­ции группы как коллектива.

Практические тестовые задания включают в себя задачи и уп­ражнения, которые испытуемый должен выполнить в наглядно-


Глава 2. Общая характеристика методов психодиагностики

действенном плане, т.е. практически манипулируя реальными ма­териальными предметами или их заменителями.

Образные задания содержат в себе упражнения с образами, с картинками, рисунками, схемами, представлениями. Они пред­полагают активное использование воображения, мысленных пре­образований образов.

Вербальные тесты включают в себя задания на оперирова­ние словами. Они предполагают, например, определение поня­тий, умозаключения, сравнение объема и содержания различных слов, выполнение с понятиями различных логических операций и т.п.

Многие задания, которые используются в тестах, имеют ком­плексный характер, т.е. включают в себя и практические, и тео­ретические, и образные, и вербальные действия и упражнения. Это связано с тем, что большинство задач, с которыми сталкива­ется человек в реальной жизни, являются комплексными по ха­рактеру, а тестирование проводится для того, чтобы предсказать поведение и возможные достижения человека не в искусствен­ной лабораторной ситуации, а в реальной жизни.

Бланковыми называются такие тесты, при использовании ко­торых испытуемый получает тестовый материал в форме различ­ных бланков: рисунков, схем, таблиц, опросников и т.п.

Аппаратурные — это такие тесты, в которых используется различного рода аппаратура для предъявления и обработки ре­зультатов тестирования, например аудио- и видеотехника, элект­ронно-вычислительные машины.

Процессуальными называют тесты, с помощью которых ис­следуется какой-либо психологический или поведенческий про­цесс, и ему в результате дается точная качественная или количе­ственная характеристика, например процесс запоминания чело­веком материала, процесс межличностного взаимодействия ин­дивидов в группе.

К группе тестов достижений относят такие тесты, в итоге применения которых оцениваются успехи человека в том или ином виде деятельности, в той или иной сфере познания, ска­жем продуктивность памяти, логичность мышления, устойчи­вость внимания, уровень развития вербального мышления и др.


Часть I. Психологическая диагностика

Тесты состояний и свойств касаются диагностики более или менее стабильных психологических качеств человека, таких, на­пример, как черты личности, свойства темперамента, способнос­ти и т.п.

В особую группу выделяются проективные тесты. Они ос­нованы не на прямой, а на косвенной оценке тех или иных пси­хологических качеств человека. Такая оценка получается в ре­зультате анализа того, как данный человек воспринимает и ин­терпретирует некоторые многозначные объекты: сюжетно неоп­ределенные картинки, бесформенные пятна, незавершенные предложения и др.

Предполагается, что в оценки и интерпретации подобных объ­ектов человек бессознательно «вкладывает» или «проецирует» самого себя. К этой группе тестов относятся, например, тест Рор-шаха, Тематический Апперцептивный Тест и многие другие.

К проективным тестам обращаются тогда, когда дело касается психодиагностики скрываемых или не осознаваемых испытуе­мыми психологических особенностей.

Психодиагностический эксперимент как метод применяется в исключительных случаях и в основном тогда, когда выявить и оценить нужное качество другим способом не представляется возможным.

Процессуальные тесты применяются в тех случаях, если ис­следователя интересуют особенности протекания психических и поведенческих процессов у испытуемых, а тесты достижений — когда решается задача оценки способностей, умений и навыков людей.

В отдельную группу тестов выделяются тесты интеллекта, к которым обращаются, если возникает необходимость точно оп­ределить и количественно оценить общий уровень интеллекту­ального развития человека.

Как к методам точной психодиагностики к тестам предъяв­ляются особые требования. Первое из них — социокультурная адаптированность теста. Это словосочетание означает соответ­ствие тестовых заданий и тестовых оценок, которые испытуемый получает по этим заданиям, особенностям культуры, сложив­шимся в том или ином обществе, где данный тест используется,


Глава 2. Общая характеристика методов психодиагностики

будучи заимствованным в другой стране. Если, например, создан­ный в Европе тест интеллекта впервые применяется в стране, где доминирующим в структуре интеллекта является не словесно-логическое, а образное или практическое мышление, то он обя­зательно должен быть социокультурно адаптирован. В против­ном случае, применяя его в первоначальном, неадаптированном варианте, мы, скорее всего, получим низкие результаты, которые не будут соответствовать уровню развития мышления у жите­лей данной страны. И, наоборот, используя в качестве теста ин­теллекта такой, где преобладают задания на практическоелшш-ление, в стране с доминированием вербального интеллекта, мы там можем получить неадекватные показатели умственного раз­вития.

Если тест повторно используется в условиях, которые суще­ственно отличаются от тех, где он был первоначально создан, то почти всегда требуется соотнесение этих условий друг с другом или адаптация теста к новым условиям. В первую очередь это касается бланковых тестов, заимствованных из другой страны и написанных в оригинале на ином языке. Перевод словесных фор­мулировок тестовых заданий с одного языка на другой никогда не бывает точным по значениям и смысловому содержанию по­нятий. Для того чтобы в максимально возможной степени снять это неизбежное в силу самой природы языка несоответствие, при­ходится иногда отказываться от буквального перевода и делать его относительно произвольным, близким не по значениям слов, а по их смыслам.

Второе требование к тестам — простота формулировок и од­нозначность тестовых заданий. Согласно данному требованию в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких мо­ментов (слов, рисунков и т.п.), которые могут по-разному вос­приниматься и пониматься людьми.

Третье требование — ограниченное время выполнения тесто­вых заданий. Здесь речь идет о том, что полное время выполне­ния заданий психологического теста не должно превышать по-лутора-двух часов, так как в течение большего времени челове­ку трудно сохранить свою работоспособность на достаточно вы­соком уровне.


Часть I. Психологическая диагностика

Четвертое требование — наличие тестовых норм для данного теста. Под такими нормами понимаются репрезентативные средние показатели по данному тесту, т.е. показатели, представ­ляющие большую совокупность людей, с которыми можно срав­нивать показатели данного индивида, оценивая уровень его пси­хологического развития. Норма теста обычно определяется в ре­зультате тестирования большой выборки испытуемых опреде­ленного возраста и пола и усреднения полученных оценок с их последующей дифференциацией по возрасту, полу и ряду дру­гих релевантных показателей. Норма теста — это средний уро­вень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально-демографическиххарактеристик.

Всякая норма со временем, как правило, изменяется вместе с теми естественными изменениями, которые с годами происхо­дят в психологическом развитии людей. Так, нормы интеллек­туального развития, установленные в первой четверти нашего века, не подходят для его последней четверти, так как за это время уро­вень развития мышления людей значительно возрос. Существу­ет эмпирически установленное правило, в соответствии с кото­рым как минимум один раз в пять лет нормы теста, особенно ин­теллектуального, должны пересматриваться.

Процедура пересмотра существующих норм и установления новых типична и выглядит следующим образом. Сначала опре­деляется группа людей, на которых предполагается проводить исследования с помощью данного теста. Затем эта группа людей разделяется на подгруппы, различающиеся по своим социально-демографическим характеристикам. Для каждой подгруппы под­бирается и посредством разработанного теста изучается доста­точно представительная выборка людей. Далее путем усредне­ния полученных на ней показателей определяется тестовая нор­ма для данной совокупности людей. Заметим, что в описании тес­та для каждой включенной в него нормы обязательно должно быть указано, где, как, на ком и когда она была установлена.

Кроме требований, предъявляемых к нормам теста, сущест­вуют определенные, строгие правила проведения тестирования, обработки и интерпретации его результатов. Наиболее важные из этих правил следующие:


Глава 2, Общая характеристика методов психодиагностики

1. Прежде чем применять тот или иной тест, психологу необ­ходимо познакомиться с ним и попробовать его на самом себе или на другом человеке. Это позволит вдальнейшем избежать возможных ошибок, связанных с проведением тестирования и обусловленных недостаточно хорошим знанием его нюансов.

2. Важно заранее позаботиться о том, чтобы перед началом выполнения тестовых заданий испытуемые хорошо поняли их и сопровождающую тест инструкцию.

3. Во время проведения тестирования необходимо следить за тем, чтобы все испытуемые работали самостоятельно, независи­мо друг от друга и не оказывали друг на друга влияния, способ­ного изменить результаты тестирования.

4. Для каждого теста должна существовать обоснованная и выверенная процедура обработки и интерпретации результатов, позволяющая избежать ошибок, возникающих на этом этапе тес­тирования. Это, в частности, касается приемов математико-стати-стической обработки первичных данных, которые также должны быть строго и заранее установлены.

Прежде чем приступить к практическому тестированию, необ­ходимо провести определенную подготовительную работу к нему. Она состоит в следующем. Вначале испытуемым представляют тест и объясняют, для чего он предназначен, с какой целью про­водится тестирование, какие данные в результате него могут быть получены и каким образом они могут быть использованы в жиз­ни. Затем дают инструкцию и добиваются того, чтобы она была правильно понята всеми испытуемыми. Убедившись в этом, пси­холог приступает к тестированию, строго следя за соблюдением инструкции и всех указанных выше условий, обеспечивающих достоверность получаемых результатов.

Контрольные вопросы

1. Чем занимается психодиагностика?

2. Виды психодиагностических методик и их отличие от ис­следовательских.

3. Что такое валидность методики и каким образом она оп­ределяется?


 

_______________ Часть I. Психологическая диагностика _____________

4. Что такое надежность методики? Методы определения на­дежности.

5. Что такое точность и однозначность психодиагностичес­кой методики?

6. Какие требования предъявляются к инструкции, ситуации тестирования, поведению экспериментатора во время тес­тирования?

7. Виды тестов и область их использования.

8. Требования, предъявляемые к тестам и к процедуре про­ведения тестирования.

9. Понятие и способ установления тестовых норм.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Аванесов B.C. Тесты в социологическом исследовании. М.: На­
ука, 1982. 200с.

(Надежность тестов: 107-135. Валидность тестов: 135-162.)

2. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1. М., 1982. (Функции и происхождение психологического тестирования: 17-31. Природа психологических тестов и их применение: 31-50. Надежность: 97-126. Валидность. Основные понятия: 126-149. Валидность. Измерение и интерпретация: 149-179. Тесты обще­го интеллектуального развития: 205-316.)

3. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 2. М., 1982. (Тесты отдельных способностей: 5-122. Личностные тесты: 122-242.)

4. БурлачукЛ.Ф. Психодиагностика личности. Киев, 1989. (Психологический диагноз: 11-15. Психодиагностический про­цесс: 15-27.)

5. БурлачукЛ.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психоло­гической диагностике. Киев, 1989. 199 с.

6. Войтко В.И., Гильбух Ю.З. О некоторых основных понятиях психодиагностики // Вопросы психологии. 1976. № 4.

7. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование. Л., 1982.100 с.

(Тесты в психологии: 7-18. Разработка первичной формы теста: 18-54. Подготовка, проведение и обработка результатов тесто-


Глава 2. Общая характеристика методов психодиагностики

вых испытаний: 54-67. Обоснование тестов как измерительных инструментов и их интерпретации: 68-100.)

8. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. М., 1989. 79 с. (Об основных понятиях психодиагностики: 5-7. О тестах и пе­дологии: 9-12. Психодиагностическое мастерство школьного пе­дагога: 12-72.)

9. Гуревич К.М. Тесты интеллекта в психологии // Вопросы пси­хологии. 1980. № 2. С. 53-64.

10. Гуревич К.М. Что такое психодиагностика. М., 1985. 80 с.

(О классификации психодиагностических методик: 28-35. Оп­росники. Их место в психодиагностике: 54-61.)

11. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологи­ческой диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983. 312 с. (Анамнез и наблюдение как методы психологической диагности­ки: 26-33.)

12. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984.216 с.

(Валидность и надежность тестов: 48-60.)

13. Мельников В.М.,Ямполъский Л.Т. Введение в эксперименталь­
ную психологию личности. М., 1985.

(Общие вопросы надежности тестов: 167-178. Подходы к иссле­дованию валидности тестов: 187-195. Унифицированная мето­дика конструирования психодиагностических тестов: 195-203.)

14. Методы изучения интеллекта: методические разработки по
спецкурсу «Психология». Л., 1982. 32 с.

(Интеллект и методы его изучения: 2-18. Тесты: 18-25. Анали­тические методы исследования интеллекта: 25-29. Тесты-опрос­ники: 29-32.)

15. МургулецЛ.В. Методы социально-психологической диагнос­
тики личности: Учебное пособие. Л., 1990.

(Методики оценки деловых и личных качеств руководителя: 8-17. Методы диагностики личности в системе межличностных отно­шений: 17-33. Психологическая диагностика направленности личности: 34-66. Биографические методы изучения жизненно­го пути: 67-69.) •

16. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербако­
ва. М., 1990. 287 с.

[Методы психологии (с элементами математической статисти­ки): 20-39.]


Часть I. Психологическая диагностика

17. Практикум по психодиагностике: Учебно-методическое по­
собие... Балашов, 1992.

[Опросник Айзенка: 12-13. Определение самооценки: 14-15. Ис­следование уровня притязаний: 15-16. Исследование типов от­ношений человека к окружающим людям (методика Т. Лири): 22-26. Тест-опросник самоотношения (ОСО): 37-44. Исследо­вание уровня субъективного контроля: 44-49. Исследование спо­собов поведения в конфликтной ситуации: 52-54.]

18. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном
исследовании студентов) / Под ред. А.А. Бодалева, М.Д. Дворя-
шиной, И.М. Палея. Л., 1976. 248 с.

(О методах современной психологии: 13-35.)

19. Психологическая диагностика: проблемы и исследования /
Под ред. К.М. Гуревича. М, 1981. 232 с.

(Обзор развития тестов: 35-49.)

20. Соколова ЕЛ. Проективные методы исследования личности.
М., 1980. 176 с.

(Общая характеристика и классификация проективных методик: 10-18.)

Глава 3. МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Краткое содержание

Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста. Недоста­точный уровень развития сознания и самосознания дошкольников. Трудно­сти, связанные с использованием в этом возрасте опросных методов. Особен­ности психодиагностики детей раннего возраста. Психодиагностика детей младшего и среднего школьного возраста. Психодиагностика детей старшего дошкольного возраста. Необходимость адаптации методов психодиагности­ки к детям разного возраста.

Методы диагностики познавательных процессов дошкольников. Понятие о стандартизированном комплексе психодиагностических методик. Методы диа-


_____ Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста _

гностики восприятия у дошкольников: «Чего не хватает на этих рисунках?», «Узнай, кто это», «Какие предметы спрятаны в рисунках?», «Чем залатать ков­рик?» Методы диагностики внимания: «Найди и вычеркни», «Запомни и рас­ставь точки». Методы диагностики воображения: «Придумай рассказ», «На­рисуй что-нибудь», «Придумай игру». Методы диагностики памяти: «Узнай фигуры», «Запомни рисунки», «Запомни цифры», «Выучи слова». Методы диа-гностики мышления. Методики для оценки образно-логического мышле­ния: «Нелепицы», «Времена года», «Что здесь лишнее?», «Кому чего недоста­ет?»,«Раздели на группы». Методики для оценки наглядно-действенного мыш­ления: «Обведи контур», «Пройди через лабиринт», «Воспроизведи рисунки», «Вырежь фигуры». Методы диагностики речи: «Назови слова», «Расскажи по картинке».

Психодиагностика личностных и межличностных отношений у дошколь­ников. Методы изучения личности. Оценка уровня развития у детей мотива достижения успехов. Методика «Запомни и воспроизведи рисунок». Методи­ка «Выбери нужное лицо — тест детской тревожности». Методика «Какой Я?». Методы изучения межличностных отношений. Методики: «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?», «Выбор в действии». Подведе­ние итогов и представление результатов психодиагностического обследования детей-дошкольников. Индивидуальная карта психологического развития до­школьника. Итоговая оценка уровня психологического развития ребенка-до­школьника.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.156.84 (0.019 с.)