Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Способы и средства научного решения проблем экспериментальной педагогической психологииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Наиболее убедительными средствами решения проблем педагогической психологии выступают экспериментальные иссле- Глава 1. Что такое экспериментальная педагогическая психология дования. Прикладной научно-практический эксперимент, являющийся видом таких исследований, позволяет получать достоверные знания, касающиеся состоятельности прикладных теоретических гипотез и эффективности содержащихся в них практических рекомендаций. Кроме эксперимента, в педагогической психологии имеются и прикладные теоретические исследования. Их отличие от экспериментальных состоит в том, что авторы данных исследований сами не собирают эмпирические данные и не ставят эксперимент. Они или опираются на уже известные факты, или изучают литературу, или обобщают жизненный опыт и на основе мысленного соотнесения того, что есть в действительности, с тем, чем располагает наука, формулируют в гипотетической форме выводы и соответствующие практические рекомендации. Педагогическая практика является в данном случае критерием истинности сделанных выводов и предложенных рекомендаций, одновременно выступая и как естественный эксперимент по установлению их достоверности. Иногда новаторские теоретические идеи внедряются в жизнь, минуя предварительную основательную экспериментальную проверку. Это возможно, если убеждение в правильности выводов и рекомендаций, вытекающих из теории, достаточно велико, риск от их включения в жизнь минимален, а на экспериментальную проверку требуется много затрат и времени. Приведем примеры подобного рода исследований. Пример 1. Допустим, что школьный учитель или преподаватель в вузе, соотнеся действующую программу своего предмета с состоянием науки и с реальной жизнью, обнаруживает, что она не полностью соответствует имеющимся научным знаниям, не включает в себя то, что необходимо практике. Тогда он изменяет учебную программу и, минуя стадию экспериментальной проверки, непосредственно внедряет новую программу в жизнь. В результате, не проводя достаточно сложного, требующего большого времени эксперимента, он может на практике, по знаниям и умениям учащихся убедиться в том, что новая программа работает лучше, чем старая, т.е. дает учащимся более современные, глубокие и разнообразные знания. Подобные изменения в учебной программе обычно не требуют специальной экспериментальной проверки. ______ Часть II. Введение в научное психологическое исследование ____ Пример 2. Предположим, что школьный психолог, анализируя реальное состояние обучения детей в начальных классах, обнаруживает, что дети проявляют мало интереса к таким предметам, как родной язык и математика, быстро устают на этих уроках, слабо успевают. При этом педагоги и врачи ссылаются на физическую ослабленность детей, состояние их здоровья, видя в этом причины быстрой утомляемости. Психолог же ищет другое, психологическое объяснение данному явлению. Это может быть, например, предположение о том, что учитель не смог заинтересовать детей, им скучно на уроках, а скука, как известно, — одна из наиболее важных причин усталости. Тогда психолог решает исправить сложившееся положение дел. Вместе с учителем он составляет новую, более интересную программу предмета и предлагает новые, более привлекательные для детей формы организации и проведения занятий. Исходя из этого, минуя экспериментальную проверку, он дает прямые практические рекомендации по улучшению положения дел. Подобный переход от теории непосредственно к практике вполне оправдан потому, что внедряемое в жизнь уже неоднократно проверено. Строго говоря, описанная работа в конечном счете сама является способом проверки выводов и рекомендаций. Однако акцент в ней ставится не на экспериментальном доказательстве верности теоретических выводов, а на прямом внедрении теории в практику, перестройке последней на основе первой. Именно по этой причине такие исследования мы называем теоретико-прикладными. Заметим, что приемы организации и проведения научных исследований, применяемые в них методы сбора фактов и логика доказательства истинности выдвигаемых положений имеют исторический характер. Было время, когда основным и единственным способом демонстрации истины считались умственное рассуждение, логика убеждения. Они и сейчас сохраняют свое значение, но в XX в. главным приемом доказательства во всех естественных науках становится эксперимент. Более того, с конца прошлого века обоснованность претензий той или иной области знаний на научность определяется степенью представленности в ней эксперимента, подобного физическому, уровнем контроля ____ Глава 1. Что такое экспериментальная педагогическая психология _ независимых и зависимых переменных, применением современных методов математической статистики для доказательства значимости используемых фактов. На статус современной экспериментальной науки претендует и психология, причем в ней эксперимент стал внедряться со второй половины XIX в. Долгое время, вплоть до 30-х годов XX в., это был в основном научный эксперимент. Прикладные экспериментальные исследования стали появляться с обособлением прикладных отраслей психологической науки. Сейчас эксперимент используется практически во всех сферах психологии, так как почти все они рано или поздно находят практическое применение. В современной реальной жизни чаще случается так, что теоретически очевидных решений возникающих проблем не существует или предлагаемые решения не кажутся убедительными. Подобные ситуации требуют организации и проведения экспериментальных исследований, и их немало в сфере образования. Экспериментальная проверка предлагаемых решений обязательна, например, тогда, когда имеется не один, а несколько альтернативных вариантов решения одной и той же проблемы. Допустим, вводится новый метод обучения. Формулируется гипотеза о том, что он. должен дать лучшие результаты, чем старые методы. Эта гипотеза экспериментально проверяется в исследовании, где похожие друг на друга группы учащихся в течение одинакового времени обучаются по одним и тем же программам,. но при помощи разных методов. Если в конечном счете окажется, что результаты обучения по новому методу лучше, чем по старым, то делается вывод о том, что гипотеза о превосходстве нового метода обучения экспериментально подтвердилась. Правильно организованный, тщательно проведенный психолого-педагогический эксперимент позволяет наилучшим образом ответить на многие вопросы. Он начинается с точного определения проблем исследования. Проблемы, выбираемые для эксперимента, должны в свою очередь отвечать следующим критериям: актуальности, новизне и практической значимости. Актуальность научной проблемы — важный аргумент в пользу ее выбора для исследования. Актуальность означает необхо- Часть II. Введение в научное психологическое исследование димость решения проблемы в данный момент времени, ее своевременность, соответствие потребностям дня. Новизна — характеристика проблемы, которая скорее относится не к ней самой, а к предлагаемому решению. Новизна устанавливается в результате широкого и глубокого изучения имеющихся попыток решения проблемы. Практическая значимость определяется тем, насколько найденное решение проблемы позволяет изменить реальное состояние дел в лучшую сторону. Контрольные вопросы 1. Что такое экспериментальная педагогическая психология? 2. Чем эксперимент отличается от других видов научных исследований? 3. Каковы основные проблемы экспериментальной педагогической психологии? 4. Что такое прикладное психолого-педагогическое исследование? 5. Каковы основные критерии, которым должны соответствовать проблемы, выбираемые для экспериментального психолого-педагогического исследования? ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1.Забродин ЮМ. Психологический эксперимент: специфика, проблемы, перспективы развития // История становления и развития экспериментальной психологии в России. М., 1990. —С. 22-28. 2. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980. 3. ФрессП., Пиаже Ж. Экспериментальная психология: Вып. I и П. М., 1966. (Истоки экспериментальной психологии: 17-26. Возникновение экспериментальной психологии: 26-67. Развитие экспериментальной психологии с 1940 по 1960 г.: 85-89. Характер экспериментального метода: 99-102.) Глава 2. Виды научных психолого-педагогических исследований ГЛАВА 2. ВИДЫ НАУЧНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Краткое содержание Типология научных психолого-педагогических исследований. Психолого-педагогический эксперимент как сложное исследование, включающее в себя несколько частных видов исследований. Виды психолого-педагогических исследований. Особенности обзорно-аналитического, обзорно-критического, теоретического, эмпирического описательного, эмпирического объяснительного и методического исследований. Требования, предъявляемые к данным типам исследований. Психолого-педагогический эксперимент. Определение психолого-педагогического эксперимента как вида научно-прикладного исследования. Основные правила организации и проведения психолого-педагогического эксперимента. Цели эксперимента. Задачи эксперимента. Гипотезы эксперимента и предъявляемые к ним требования. Структура гипотез сложного экспериментального исследования. Примеры гипотез, проверяемых в психолого-педагогическом эксперименте. Логические правила определения понятий, входящих в формулировки экспериментально проверяемых гипотез. Рабочие гипотезы психолого-педагогического эксперимента. Логика доказательства в психолого-педагогическом эксперименте. Основные элементы научного доказательства: аргументы, факты и демонстрации выводов. Правила доказательства. Интерпретация получаемых экспериментальных данных в терминах причинно-следственных отношений. Логические схемы организации и проведен ия научных экспериментов. Понятие об экспериментальной и контрольной группах, их задачи. Планы и программы проведения экспериментов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.209 (0.009 с.) |