Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Методика 5. «Самочувствие — активность — настроение»
(Предназначается для комплексной оценки
преобладающего настроения человека)
В этой методике испытуемому, как и в методике «Семантический дифференциал», предлагается много пар оценочных суждений с противоположными по смыслу прилагательными. С помощью этих суждений он должен оценить свое доминирующее самочувствие, активность и настроение. На каждую из этих характеристик доминирующего эмоционального состояния в методике приходится по 10 пар прилагательных, а всего их 30. Они представлены в таблице 26.
Таблица 26
Самочувствие плохое
|
|
|
|
|
|
|
| Самочувствие хорошее
| Чувствую себя слабым
|
|
|
|
|
|
|
| Чувствую себя сильным
| Пассивный
|
|
|
|
|
|
|
| Активный
| Малоподвижный
|
|
|
|
|
|
|
| Подвижный
| Грустный
|
|
|
|
|
|
|
| Весёлый
| Плохое настроение
|
|
|
|
|
|
|
| Хорошее настроение
| Разбитый
|
|
|
|
|
|
|
| Работоспособн ы й
| Обессиленный
|
|
|
|
|
|
|
| Полный сил и энергии
| Медлительный
|
|
|
|
|
|
|
| Быстрый
| Бездеятельный
|
|
|
|
|
|
|
| Деятельный
| Несчастный
|
|
|
|
|
|
|
| Счастливый
| Мрачный
|
|
|
|
|
|
|
| Ж изнерадостн ы й
| Расслабленный
|
|
|
|
|
|
|
| Собранный
| Больной
|
|
|
|
|
|
|
| Здоровый
| Безучастный
|
|
|
|
|
|
|
| Увлечённый
| Равнодушный
|
|
|
|
|
|
|
| Заинтересованный
| Унылый
|
|
|
|
|
|
|
| Восторженный
| Печальный
|
|
|
|
|
|
|
| Радостный
| Усталый
|
|
|
|
|
|
|
| Отдохнувший
| Изнурённый
|
|
|
|
|
|
|
| Посвежевший
| Сонливый
|
|
|
|
|
|
|
| Бодрствующий, энергичный
| Желающий отдохнуть
|
|
|
|
|
|
|
| Желающий активно работать
| Встревоженный
|
|
|
|
|
|
|
| Спокойный
| Пессимистичный
|
|
|
|
|
|
|
| Оптимистичный
| Утомляемый
|
|
|
|
|
|
|
| Выносливый
| Вялый
|
|
|
|
|
|
|
| Бодрый
| С трудом соображающий
|
|
|
|
|
|
|
| Соображающий легко
| Рассеянный
|
|
|
|
|
|
|
| Внимательный
| Разочарованный
|
|
|
|
|
|
|
| Полный надежд
| Недовольный
|
|
|
|
|
|
|
| Довольный
|
Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей
На шкалах, представленных в таблице 26, испытуемый отмечает свое типичное, повторяющееся изо дня в день состояние, зачеркивая на каждой шкале ту из цифр, которая ему более всего соответствует. Большие цифры указывают на преобладание хорошего настроения, а малые — на доминирование плохого настроения.
Оценка результатов и выводы
Сумма баллов, набранная испытуемым по всем 30 шкалам, делится на 30, и в результате получается средний показатель, отражающий настроение, преобладающее у данного испытуемого. Человек, имеющий среднюю оценку в интервале от 5 до 7, считается таким, у которого чаще всего доминирует хорошее настроение. Таким и должен быть учитель. Тот, у кого оказалась оценка от 1 до 3 баллов, считается человеком, у которого преобладает плохое настроение. Оценка, близкая к 4 баллам (от 3,5 до 4,5), указывает на доминирование изменчивого настроения или такого, которое сам человек не в состоянии оценить как хорошее или плохое.
Личностный опросник А.Т.Джерсайлд
(Предназначается для оценки качеств личности из блока I,
представленных в Индивидуальной карте психологического
самоконтроля взрослого человека под № 6—14)
С помощью этого опросника оцениваются такие качества личности человека, которые в жизни представлены в виде более или менее стойких внутренних эмоциональных состояний, влияющих на отношение человека к окружающим людям и к своей работе, в том числе — на отношение педагога к детям и к педагогической работе с ними. При сильно развитых отрицательных показателях этих качеств человеку, по меньшей мере в тот момент времени, когда они диагностируются, противопоказано заниматься педагогической работой с детьми, так как, находясь в подобных хронических состояниях, он принесет мало пользы детям.
_______________ Часть I, Психологическая диагностика _____________
Инструкция к опроснику
«Приведенные ниже высказывания отобраны из типичных, повседневных суждений людей, которым свойственны личностные эмоциональные проблемы и которым показана групповая психокоррекция или психотерапия. Прочтите внимательно каждое из суждений. Они выражают собой то, в чем люди хотели бы разобраться в своей собственной жизни и глубже понять самих себя. Отметьте далее, выражает ли данное суждение собой некоторое чувство, присущее вам, или вопрос, в котором вы лично хотели бы разобраться. Укажите также, хотелось ли бы вам лучше понять, что все это значит лично для вас, является ли данная проблема персонально значимой для вас.
В некоторых суждениях присутствуют темы, упоминаемые в тексте повторно. Не обращайте на них внимание и отвечайте так, как если бы встретились с ними впервые. Помните, что «правильных» или «неправильных» ответов на предложенные вопросы не существует. Рассматривайте каждое из суждений как вполне самостоятельное и отвечайте на него независимо от остальных. Отметьте в конечном.сче-те, выражает ли это суждение именно ту проблему, с которой вам лично в жизни приходится постоянно иметь дело. В левой половине опросника даны формулировки соответствующих проблем в форме типичных высказываний людей по этому поводу. В правой половине представлены варианты ответов на них, из числа которых вы должны выбрать тот, который вам более всего подходит, и отметить его».
Люди говорят: -«Это— вопрос, который касается меня лично. Поэтому я хотел(а) бы глубже разобраться в нём».
| Моё мнение по данному вопросу следующее:
(Я выбираю следующий вариант ответа):
| 1.«Мне не легко видеть себя человеком, который постоянно нуждается, ищет и принимает помощь со стороны в решении собственных жизненных проблем. Я думаю, что должен (должна) иметь в себе силы и способность решать личные проблемы без посторонней помощи».
| 1. Я думаю именно так. Это — одна из сфер, в которой я хотел(а) бы лично разобраться.
2. Я думаю так, но данный во прос считаю для себя не осо бенно важным, чтобы специ ально в нём разбираться.
3. Это не имеет отношения к моей жизни.
4. Я не знаю. Мне трудно отве тить на данный вопрос1.
| 'На все следующие суждения предлагаются идентичные варианты ответов, поэтому далее в тексте они подробно не расписываются и указываются только их порядковые номера.
Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей
2. «Я испытываю большую потребность постоянно сравнивать себя с другими людьми, доказывать себе, что я— выше других или, по крайней мере, не хуже других».
| 1. 2. 3. 4.
| 3. «Я чувствую, что у меня в жизни не было возможности для ведения нормальной половой жизни».
| 1. 2. 3. 4.
| 4. «Я не знаю точно, что я в действительности хочу получить от жизни. Я также недостаточно представляю себе, что наиболее важное нужно сделать^ кем в жизни быть, что от неё получить».
| 1. 2. 3. 4.
| 5. «Мне трудно чувствовать себя настолько свободным, чтобы быть всегда самим собой в отношениях с людьми, особенно с теми, которые занимают более высокое положение, имеют более высокий ранг или пользуются большим престижем. Я свободен только с теми людьми, кто равен мне или занимает более низкое положение».
| 1. 2. 3. 4-
| 6. «Хотя я думаю, что борьба за жизнь — стоящее дело, но лично для меня она кажется довольно безнадёжным делом».
| 1. 2. 3. 4.
| 7. «Я провёл значительную часть своей трудовой жизни в такой атмосфере, которая мне безразлична и в которой почти все люди были далеки друг от друга».
| 1. 2. 3.
4.
|
_______________ Часть I. Психологическая диагностика _____________
8. «Хотя я пытаюсь общаться тактично с другими людьми, они часто не считаются с моими чувствами».
| 1. 2. 3. 4.
| 9. «Я чувствую, что в целом я в жизни — довольно счастливый человек. Своим успехом в жизни я обязан счастливо сложившейся судьбе и доброй воле других людей. Иногда я, правда, беспокоюсь о том, не иссякнет ли моё счастье».
| 1. 2. 3.
4.
| 10. «Я чувствую, что в жизни есть важные вещи, которые я упустил и никогда больше не получу, независимо от того, как буду стараться и чего достигну».
| 1. 2. 3. 4.
| 11. «Я склонен загружать себя таким количеством дел и брать на себя столько обязанностей, что на себя самого мне уже не остаётся времени».
| 1. 2. 3. 4.
| 12. «Я, как мне кажется, не в состоянии освободиться от чувства вины или страха, связанных с моим половым опытом».
| 1. 2. 3.
4.
| 13. «Мне кажется, что я перехожу от одной работы к другой, от одних отношений с людьми к другим или из одно-то места в другое, нигде не находя того, что мне нужно».
| 1. 2.
з.
4.
|
Глава 6, Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей
14. «Я часто чувствую, что испытываю потребность оказывать на людей впечатление более способного, более сильного, более внимательного и более независимого человека, чем я есть на самом деле. У меня такое чувство, что я не соответствую ожиданиям, которые мне предъявляют другие».
| 1. 2. 3. 4.
| 15. «Одиночество — это одно из чувств, которое часто охватывает меня».
| 1. 2. 3. 4.
| 16. «Я чувствую, что хотя у меня когда-то, может быть, и был свой дом в физическом и психологическом смысле этого слова, но я потерял его, а другого не приобрёл».
| 1. 2. 3.
4.
| 17. «Я, как мне кажется, не в состоянии освободиться от чувства неадекватности, вины греха, связанных с тем, чего не было в моей прошлой половой жизни».
| 1. 2. 3. 4.
| 18. «Теоретически я знаю, что хорошо быть способным, любить, наслаждаться, печалиться и испытывать другие глубокие человеческие чувства, но я не вижу, какие последствия это могло бы для меня иметь».
| 1. 2. 3.
4.
|
Часть I. Психологическая диагностика
19. «Когда я нахожусь дома со своими людьми, то чувствую, что мне чего-то не хватает. Когда я общаюсь с людьми за пределами моего дома, то также ощущаю, что мне чего-то недостаёт. Вообще, мне кажется, что нигде я не чувствую себя полностью в своей тарелке».
| 1. 2. 3. 4.
| 20. «Я чувствую себя слишком оторванным от других людей. Мне кажется, что между мной и другими всегда существует невидимый барьер».
| 1. 2. 3.
4.
| 21. «Довольно часто, когда кто-либо просит меня сделать что-либо, пойти куда-либо или взять на себя ответственность за что-то, я соглашаюсь, но впоследствии сожалею об этом или чувствую досаду по поводу того, что сказал "да"».
| 1. 2. 3.
4.
| 22. «Я чувствую, что никогда не жил в соответствии с моими идеалами, и часто думаю, что мне это никогда не удастся».
| 1. 2. 3. 4.
| 23. «В моей работе (преподавании, уходе за детьми, домашних заботах и т.п.) мне часто приходится побуждать других делать то или учить то, что мне самому не кажется достаточно значимым и важным».
| 1. 2. 3. 4.
| 24. «Я чувствую, что моя семья предъявляет или предъявила мне такие требования и в такой степени, которые меня возмущают. Тем не менее, я оказываюсь не в состоянии защищать себя, утверждать своё право на собственные желания и мысли, пользоваться правом бунто-
| 1. 2. 3. 4.
|
Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей
25. «Я чувствую, что мне необходимо всегда быть начеку и не допускать промахов, так как другие люди моментально могут воспользоваться этим».
| 1. 2. 3. 4.
| 26. «Иногда я чувствую, что жизнь настолько сложна и запутанна, что у меня возникают сомнения по поводу того, стоит ли продолжать борьбу».
| 1. 2. 3.
4.
| 27. «Иногда мне кажется, что я был бы разочарован и даже ужаснулся, если бы мне действительно удалось понять себя».
| 1. 2. 3. 4.
| 28. «Мне становится неловко, когда другие проявляют свои чувства, такие, как гнев, нежность или страх, открыто на людях или приходят ко мне и обнажают свои чувства».
| 1. 2. 3.
4.
| 29. «Иногда мне кажется, что я склонен оценивать себя как личность на основе того, что было или чего вообще не было в моей половой жизни».
| 1. 2. 3.
4.
| 30. «Иногда я теряю самообладание или испытываю чувства гнева, ярости, которые выводят меня из равновесия».
| 1. 2. 3. 4.
| 31. «Я чувствую, что есть вещи в жизни, от которых мне пришлось отказаться. Я полагаю, что в моём возрасте уже слишком поздно пытаться навёрстывать упущенное».
| 1. 2. 3. 4.
|
_________ Часть I. Психологическая диагностика _____________
32. «Я часто злюсь и возмущаюсь, когда меня подгоняют, оказывают на меня давление, навязывают своё мнение, особенно если я не могу сопротивляться этому или проявлять своё недовольство».
| 1. 2. 3. 4.
| 33. «То, что я делаю, и то, что происходит в моей жизни, не кажется мне достаточно значимым дтя меня. Мне хотелось бы получать большее удовлетворение от прилагаемых усилий в работе, учебе, семейных делах, но не могу сказать, что в действительности я его получаю».
| 1. 2. 3. 4.
| 34. «У меня нет никого, кому бы я мог доверить свои глубокие личные переживания, зная, что меня действительно выслушают и поймут».
| 1. 2. 3. 4.
| 35. «Принимая решения или думая о предпринятом мною шаге, я часто спрашиваю себя, что бы сделал кто-либо другой — родитель, друг, руководитель или старший коллега — на моём месте в аналогичной ситуации».
| 1. 2. 3. 4.
| Зб.«Независимо от того, нахожусь ли я на работе, дома или в отпуске, меня не покидает чувство отрешённости от того, что происходит вокруг меня, и я не чувствую себя личностно включённым в это».
| 1. 2. 3. 4.
| «С моей точки зрения вопросы того типа, которые сформулированы выше:
| 1. Могут выводить из рав новесия, но лучше их ста вить, чем игнорировать.
2. Выводят из равновесия или ведут к разного рода самонаблюдениям, и лучше не утруждать себя по иском ответа на них.
3. Не имеют, с моей точки зрения, большого зна чения».
|
Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей
|