Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка результатов исследования

Поиск

Лингвистических и математических способностей (мышления)

При помощи описанных субтестов теста Айзенка


Рис. 58. График для оценки лингвистических способностей по соответствующему субтесту теста Айзенка.

Оценка результатов исследования производится при помо­щи графиков, показанных на рис. 58 и рис. 59. Они представля­ют собой усредненные нормативные показатели по данным этих двух субтестов. Норме в строгом смысле этого слова на каждом графике соответствует показатель, равный 100% по вертикаль­ной оси.

Рис. 59. График для оценки математических способностей по соответствующему субтесту теста Айзенка.


_______ Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей ____

Найдя, пользуясь графиком, соответствующую точку на ниж­ней оси (количество задач, правильно решенных испытуемым за 30 мин), восстановив из нее перпендикуляр до пересечения с ли­нией графика и далее опустив его из точки пересечения на вер­тикальную ось, можно определить коэффициент интеллектуаль­ного развития испытуемого по данному виду мышления. Так, на­пример, если за отведенные 30 мин испытуемый решил 16 задач, то показатель уровня развития его лингвистического мышления приблизительно будет равен 130%. Если за это же время такое же число задач решено по математическому субтесту, то показа­тель уровня развития математического мышления окажется рав­ным 115%. Норме для лингвистического субтеста соответству­ют 4 правильно решенные задачи, а норме для математического субтеста — 11 правильно решенных задач (пунктирные линии на обоих графиках).

Методика 15. Тест Беннета. Оценка уровня развития технического мышления

Данный тест предназначен для того, чтобы оценивать техни­ческое мышление человека, в частности — его умение читать чер­тежи, разбираться в схемах технических устройств и их работе, решать простейшие физико-технические задачи.

В данном тесте испытуемый получает 70 технических рисун­ков с заданиями и вариантами возможных ответов на них. Зада­ча испытуемого состоит в том, чтобы к каждому из рисунков най­ти правильное решение изображенной на нем задачи.

На всю работу над тестом отводится 25 мин. Развитость тех­нического мышления оценивается по количеству правильно ре­шенных за это время задач.

Далее под номерами от 1 до 70 даны соответствующие зада­ния в виде рисунков и связанных с ними вопросов. Под каждым из вопросов, в свою очередь, даны три варианта возможных от­ветов на него, причем только один из них является правильным. Испытуемому необходимо выбрать и указать правильный ответ, написав на отдельном листе бумаги номер задачи и номер избран­ного ответа на эту задачу. Запись 3.1 будет означать, что при реше-


Часть I. Психологическая диагностика

нии 3-й задачи испытуемый счел правильным 1-й из предложен­ных ответов на нее.

В следующих далее таблицах (табл. 16 и 17) содержатся, со­ответственно, ключевые ответы на задания теста Беннета и нор­мативные данные, пользуясь которыми, можно оценивать уро­вень развития технического мышления у подростков и старших школьников.

Таблица 16

Ключ к тесту Беннета Правильные ответы на тестовые задания

 

Номер Правильный Номер Правильный Номер Правильный
задания ответ задания ответ задания ответ
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

Задачи к тесту Беннета



1. Если левая шестерня пово­рачивается в указанном стрел­кой направлении, то в каком на­правлении будет поворачивать­ся правая шестерня?

1. В направлении стрелки А.

2. В направлении стрелки В.

3. Не знаю.



2. Какая гусеница должна дви­гаться быстрее, чтобы трактор по­ворачивался в указанном стрел­кой направлении?

1. Гусеница А.

2. Гусеница В.

3. Не знаю.



3. Если верхнее колесо вращается в направлении, указанном стрелкой, то в ка ком направлении вращается нижнее колесо? 1. В направлении А. 2. В обоих направлениях. 3. В направлении В.

 



4. В каком направлении будет двигаться зубчатое колесо, если ручку слева двигать вниз и вверх в направлении пунктирных стре­лок?

1. Вперед-назад по стрелкам А—В.

2. В направлении стрелки А.

3. В направлении стрелки В.


Часть I. Психологическая диагностика



5. Если на круглый диск, указанный на рисунке, действуют одновременно две одинаковые силы 1 и 2, то в каком направ­лении будет двигаться диск?

1. В направлении, указанном стрелкой А.

2. В направлении стрелки В.

3. В направлении стрелки С.



6. Нужны ли обе цепи, изображен­ные на рисунке, для поддержки груза, или достаточно только одной? Какой?

1. Достаточно цепи А.

2. Достаточно цепи В.

3. Нужны обе цепи.


7. В речке, где вода течет в на­правлении, указанном стрелкой, установлены три турбины. Из труб над ними падает вода. Какая из турбин будет вращаться быстрее?

1. Турбина А.

2. Турбина В.

3. Турбина С.

8. Какое из колес, А или В, будет вращаться в том же направлении, что и колесо X?

1. Колесо А.

2. Колесо В.

3. Оба колеса.



9. Какая цепь нужна для поддержки груза?

1. Цепь А.

2. Цепь В.

3. Цепь С.


Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей



10. Какая из шестерен вращается в том же направлении, что и ведущая шестерня? А может быть, в этом на­правлении не вращается ни одна из шестерен?

1. Шестерня А.

2. Шестерня В.

3. Не вращается ни одна.



11. Какая из осей, А или В, вращается быстрее или обе оси вращаются с одинаковой скоростью?

1. Ось А вращается быстрее.

2. Ось В вращается быстрее.

3. Обе оси вращаются с одинаковой скоростью.



12. Если нижнее колесо вращается в направлении, указанном стрелкой, то в каком направлении будет вращаться ось X?

1. В направлении стрелки А.

2. В направлении стрелки В.

3. В том и другом направлениях.



13. Какая из машин с жидкостью в бочке тормозит?

1. Машина А.

2. Машина Б.

3. Машина В.



14. В каком направлении будет вращаться вер­тушка, приспособленная для полива, если в нее пу­стить воду под напором?

1. В обе стороны.

2. В направлении стрелки А.

3. В направлении стрелки В.


_________._______ Часть I, Психологическая диагностика ____________________



15. Какая из рукояток будет держать­ся под напряжением пружины?

1. Не будут держаться обе.

2. Будет держаться рукоятка А.

3. Будет держаться рукоятка В.



16. В каком направлении кровать пере­двигали в последний раз?

1. В направлении стрелки А.

2. В направлении стрелки В.

3. Не знаю.



17. Колесо и тормозная колодка из­готовлены из одного и того же материа­ла. Что быстрее износится: колесо или ко­лодка?

1. Колесо износится быстрее.

2. Колодка износится быстрее.

3. И колесо, и колодка износятся одинаково.



18. Одинаковой ли плотности жидко­стями заполнены емкости или одна из жидкостей более плотная, чем другая (шары одинаковые)?

1. Обе жидкости одинаковые по плотности.

2. Жидкость А плотнее.

3. Жидкость В плотнее.



19. В каком направлении будет вра­щаться вентилятор под напором воздуха?

1. В направлении стрелки А.

2. В направлении стрелки В.

3. В том и другом направлениях.


Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей



20. В каком положении остано­вится диск после свободного дви­жения по указанной линии?

1. В какого угодно.

2. В положении А.

3. В положении В.



21. Какими ножницами легче резать лист железа?

1. Ножницами А.

2. Ножницами В.

3. Ножницами С.



22. Какое колесо кресла-коляски вращается быстрее при движении коляски?

1. Колесо А вращается быстрее.

2. Оба колеса вращаются с одина­ковой скоростью.

3. Колесо В вращается быстрее.



23. Как будет изменяться форма за­паянной тонкостенной жестяной банки, если ее нагревать?

1. Как показано на рисунке А.

2. Как показано на рисунке В.

3. Как показано на рисунке С.



24. Какая из шестерен вращается быстрее?

1. Шестерня А.

2. Шестерня В.

3. Шестерня С.


Часть I. Психологическая диагностика



25. С каким шариком столкнется ша­рик X, если его ударить о преграду в на­правлении, указанном сплошной стрел­кой?

1. С шариком А.

2. С шариком В.

3. С шариком С.


26. Допустим, что нарисованные колеса изготовлены из резины. В ка­ком направлении нужно вращать ве­дущее колесо (левое), чтобы колесо X вращалось в направлении, указанном пунктирной стрелкой?

1. В направлении стрелки А.

2. В направлении стрелки В.

3. Направление не имеет значения.



27. Если первая шестерня вращается в направ­лении, указанном стрелкой, то в каком направле­нии вращается верхняя шестерня?

1. В направлении стрелки А.

2. В направлении стрелки В.

3. Не знаю.



28. Вес фигур А, В и С одинаковый. Какую из них труднее опрокинуть?

1. Фигуру А.

2. Фигуру В.

3. Фигуру С.



29. Какими кусочками льда мож­но быстрее охладить стакан воды?

1. Куском на картинке А.

2. Кусочками на картинке В.

3. Куском на картинке С.


_______ Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей ____



30. На какой картинке правильно
изображено падение бомбы из самолета?
1. На картинке А.
» 2. На картинке В.

3. На картинке С.



31. В какую сторону занесет эту маши­ну, движущуюся по стрелке, на повороте?

1. В любую сторону.

2. В сторону А.

3. В сторону В.



32. В емкости находится лед. Как изменит­ся уровень воды по сравнению с уровнем льда после его таяния?

1. Уровень повысится.

2. Уровень понизится.

3. Уровень не изменится.



33. Какой из камней, А или В, лег­че двигать?

1. Камень А.

2. Усилия должны быть одина­
ковыми.

3. Камень В.



34. Какая из осей вращается медленнее? 1.ОсьА.

2. Ось В.

3. Ось С.



35. Одинаков ли вес обоих ящиков или один из них легче?

1. Ящик А легче.

2. Ящик В легче.

3. Ящики одинакового веса.


Часть I. Психологическая диагностика



36. Бруски А и В имеют одинаковые сече­ния и изготовлены из одного и того же мате­риала. Какой из брусков может выдержать больший вес?

1. Оба выдержат одинаковую нагрузку..

2. Брусок А.

3. Брусок В.



37. На какую высоту поднимется вода из шланга, если ее выпустить из резервуа­ров А и В, заполненных доверху.

1. Как показано на рисунке А.

2. Как показано на рисунке В.

3. До высоты резервуаров.



38. Какой из этих цельнометал­лических предметов охладится бы­стрее, если их вынести горячими на воздух?

1. Предмет А.

2. Предмет В.

3. Предмет С.



39. В каком положении остановится деревянный диск со вставленным в него металлическим кружком, если диск кат­нуть?

1. В положении А.

2. В положении В.

3. В любом положении.



40. В каком месте переломится палка, если резко нажать на ее конец слева?

1. В месте А.

2. В месте В,

3. В месте С.


Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей



41. На какой емкости правильно нанесены риски, обозначающие рав­ные объемы?

1. На емкости А.

2. На емкости В.

3. На емкости С.



42. На каком из рисунков пра­вильно изображена вода, выливаю­щаяся из отверстий сосуда?

1. На рисунке А.

2. На рисунке В.

3. На рисунке С.



43. В каком пакете мороженое растает быстрее?

1. В пакете А.

2. В пакете В.

3. Одинаково.



44. Как будет двигаться подвешен­ный груз, если верхнее колесо враща­ется в направлении стрелки?

1. Прерывисто вниз.

2. Прерывисто вверх.

3. Непрерывно вверх.



45. Какое из колес, изготовлен­ных из одинакового материала, бу­дет вращаться дольше, если их рас­крутить до одинаковой скорости?

1. Колесо А.

2. Колесо В.

3. Колесо С.


Часть I. Психологическая диагностика



46. Каким способом легче везти камень по гладкой дороге?

1. Способом А.

2. Способом В.

3. Способом С.



47. В каком направлении будет двигаться вода в системе шестеренчатого насоса, если его шестер­ня вращается в направлении стрелок?

1. В сторону А. 2. В сторону В. 3. В обе стороны.



48. При каком виде передачи подъем в гору на велосипеде тяжелее?

1. При передаче типа А.

2. При передаче типа В.

3. При передаче типа С.



49. На дне емкости находится песок. Поверх него — галька (камешки). Как изменится уровень насыпки в емкости, если гальку и песок переме­шать?

1. Уровень повысится.

2. Уровень понизится.

3. Уровень останется прежним.



50. Зубчатая рейка X двигается полмет­ра в указанном стрелкой направлении. На какое расстояние при этом переместится центр шестерни?



51. Какая из шестерен, А или В, враща­ется медленнее, или они вращаются с оди­наковой скоростью?

1. Шестерня А вращается медленнее.

2. Обе шестерни вращаются с одина­ковой скоростью.

3. Шестерня В вращается медленнее.


______ Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей ____



52. Какая из лошадок должна бе­жать на повороте быстрее для того, чтобы ее не обогнала другая?

1. Лошадка А.

2. Обе должны бежать с оди-

наковой скоростью.

3. Лошадка В.



53. Из какого крана сильнее долж­на бить струя воды, если их открыть одновременно?

1. Из крана А.

2. Из крана В.

3. Из обоих одинаково.



54. В каком случае легче под­нять одинаковый по весу груз?

1. В случае А.

2. В случае В.

3. В обоих случаях одинаково.



55. Эти тела сделаны из одного и того же материа­ла. Какое из них имеет меньший вес?

1. Тело А. 2. Тело В.

3. Оба тела одинаковы по весу.



56. В какой точке шарик двигается быстрее?

1. В обоих точках, А и В, скорость оди­наковая.

2. В точке А скорость больше.

3. В точке В скорость больше.


Часть I. Психологическая диагностика



57. Какой из двух рельсов должен быть выше на повороте.

1. Рельс А.

2. Рельс В.

3. Оба рельса должны быть одина­ковыми по высоте.



58. Как распределяется вес между крюками А и В?

1. Сила тяжести на обоих крю­ках одинаковая.

2. На крюке А сила тяжести больше.

3. На крюке В сила тяжести

больше.



59. Клапаны какого насоса находятся в правильном положении?

1. Насоса А.

2. Насоса В.

3. Насоса С.



60. Какая из осей вращается медлен­нее?

1-ОсьА.

2. Ось В.

3. Ось С.


61. Материал и сечения тро­сов А и В одинаковые. Какой из них выдержит большую нагрузку?

1. Трос А.

2. Трос В.

3. Оба троса выдержат одинаковую нагрузку.


_________ Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей ____________



62. Какой из тракторов должен отъехать дальше для того, чтобы лодки остановились у берега?

1. Трактор А.

2. Трактор В.

3. Оба трактора должны отъ­ехать на одинаковое расстоя­ние.



63. У какой из калиток трос поддер­жки закреплен лучше?

1. У обоих калиток закреплен
одинаково.

2. У калитки А закреплен лучше.
3. У калитки В закреплен лучше.



64. Какой талью легче поднять груз?

1. Талью А

2. Талью В.

3. Обеими талями одинаково.



65. На оси X находится ведущее ко­лесо, вращающее конусы. Какой из них будет вращаться быстрее?

1. Конус А.

2. Оба конуса будут вращаться одинаково.

3. Конус В.



66. Если маленькое колесо будет вращаться в на­правлении, указанном стрелкой, то как будет вращать­ся большое?

1. В направлении стрелки А

2. В обе стороны. 3. В направлении стрелки В.


_______________ Часть I, Психологическая диагностика _____________



67. Какой из тросов удерживает столб надежнее?

1. Трос А.

2. Трос В.

3. Трос С.



68. Какой из лебедок труднее под­нимать груз?

1. Лебедкой А

2. Обеими лебедками одинаково.

3. Лебедкой В.



69. Если необходимо поддержать стальным тросом построенный через реку мост, то как целесообразнее закре­пить трос?

1. Как показано на рис. А.

2. Как показано на рис. В.

3. Как показано на рис. С.



70. Какая из цепей менее напря­жена?

1. Цепь А

2. Цепь В.

3. Обе цепи напряжены одина­ково.


За каждое правильное решенное в течение 25 минут задание ис­пытуемый получает по 1 баллу. Общая сумма набранных им бал­лов сравнивается с таблицей 17 и делается вывод о том, на каком из пяти возможных уровней находится его техническое мышление:

—очень высоком,

—высоком,

—среднем,

—низком,

—очень низком.


Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

Таблица 17 Средние показатели уровня развития технического мышления у юношей и девушек — учащихся старших классов школы

 

 

Группы испытуе­мых Уровень развития технического мышления (технических способностей)
очень низкий низкий средний высокий очень высокий
Юноши Девушки Меньше 26 Меньше 17 27-32 18-22 33-38 23-27 39-47 28-34 Больше 48 Больше 35

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ

Наиболее значительные изменения личностного плана, ко­торые происходят в подростковом и юношеском возрасте, каса­ются темперамента, характера, мотивов поведения, поэтому в данном разделе книги представлены психодиагностические ме­тодики, предназначенные для изучения именно этих сторон лич­ности. В целом описываемые далее методики позволяют полу­чить разностороннюю картину личности ребенка и судить о том, насколько он сформировался в личностном плане.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.71.13 (0.01 с.)