Методика «Незаконченные предложения»/Тестовый материал



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика «Незаконченные предложения»/Тестовый материал



Инструкция

Перед вами список незаконченных предложений. Вам предлагается завершить каждое предложение одним или несколькими словами, вложив в него содержание характерное для вас. Выполняйте работу по возможности быстро. Завершайте начало предложения, не раздумывая, первым, что приходит в голову.

1. Думаю, что мой отец редко

2. Если все против меня, то

3. Я всегда хотел

4. Если бы я занимал руководящий пост

5. Будущее кажется мне

6. Мое начальство

7. Знаю, что глупо, но боюсь

8. Думаю, что настоящий друг

9. Когда я был ребенком

10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является

11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной

12. По сравнению с большинством других моя семья

13. Лучше всего мне работается с

14. Моя мать и я

15. Сделал бы все, чтобы забыть

16. Если бы мой отец только захотел

17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы

18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы

19. Если кто-нибудь работает под моим руководством

20. Надеюсь на

21. В школе мои учителя

22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь

23. Не люблю людей, которые

24. Когда-то

25. Считаю, что большинство юношей (девушек)

26. Супружеская жизнь кажется мне

27. Моя семья обращается со мной как с

28. Люди, с которыми я работаю

29. Моя мать

30. Моей самой большой ошибкой было

31. Я хотел бы, чтобы мой отец

32. Моя наибольшая слабость заключается в том

33. Моим скрытым желанием в жизни является

34. Мои подчиненные

35. Наступит тот день, когда

36. Когда ко мне приближается мой начальник

37. Хотелось бы мне перестать бояться

38. Больше всех люблю тех людей, которые

39. Если бы я снова стал молодым

40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)

41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь

42. Большинство известных мне семей

43. Люблю работать с людьми, которые

44. Считаю, что большинство матерей

45. Когда я был молодым, то чувствовал вину, если

46. Думаю, что мой отец

47. Когда мне начинает не везти, я

48. Больше всего я хотел бы в жизни

49. Когда я даю другим поручение

50. Когда буду старым

51. Люди, превосходство которых над собой я признаю

52. Мои опасения не раз заставляли меня

53. Когда меня нет, мои друзья

54. Моим самым живым воспоминанием детства является

55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)

56. Моя половая жизнь

57. Когда я был ребенком, моя семья

58. Люди, которые работают со мной

59. Я люблю свою мать, но

60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это


Оценка уровня притязаний Ф. Хоппе

Объективный тест личности. Предназначен для изучения таких личностных особенностях, как: самолюбие, самооценка, уровень притязаний, а также адекватности или неадекватности его формирования в зависимости от успеха или неуспеха.

Стимульный материал представляет собой набор несложных заданий, воспринимаемых как тест на общую эрудицию. Перед началом тестирования испытуемому дается следующая инструкция:

«Перед Вами разложены два ряда карточек от 1 до 12 и от 1а до 12а. Каждая карточка содержит задание, сложность которого возрастает соответственно номеру карточки. Карточки с одинаковыми номерами имеют задания одинаковой сложности. Вы можете поочередно выбирать карточку с любым номером и давать ответ на задание в карточке. Время решения строго ограничено и фиксируется по секундомеру».

В процессе выполнения испытуемым заданий теста психолог, следя по секундомеру, может по своему усмотрению увеличивать или уменьшать время для выполнения задания и тем самым произвольно создавать ситуацию "успеха- или "неуспеха-. Это обстоятельство придает данной методике экспериментальный характер. Порядок выбора (№ карточек) фиксируется в протоколе. Выполненные задания отмечают знаком «+», невыполненные - знаком «-».

При оценке результатов психолога должны интересовать не интеллектуальные возможности испытуемого (объем его знаний), а особенности его поведения в зависимости от успеха или неуспеха, наличие или отсутствие тенденций к усложнению задания (формирование уровня притязаний). У людей с устойчивым характером колебания в выборе (переход к легким задачам после неудач и более сложным после успеха) носят плавный характер, а при эмоциональной неустойчивости личности эти колебания более резки. После небольшого успеха они могут выбрать самую трудную задачу а после однократной неудачи - самую легкую. При выборе, не зависящем от успеха или неуспеха необходимо дополнительное исследование, т.к. речь может идти о нарушениях психической деятельности.

Необходимость постоянного отслеживания хода выполнения заданий испытуемым, гибкого изменения хода тестирования (временных параметров) экспериментатором не позволяют проводить только индивидуальное тестирование. Экспериментальный характер, относительно небольшой объем предлагаемых заданий делает данную методику весьма информативным и эффективным средством экспресс диагностики указанных особенностей личности.

Стимульный материал:

1. Написать три слова на букву М

2. Написать названия четырех животных на букву Л

3. Написать названия пяти городов на букву Л

4. Написать шесть имен на букву А

5. Написать три названия цветов на букву Г

6. Написать названия шести животных на букву К

7. Написать пять названий цветов на букву Г

8. Написать четыре названия деревьев на букву О .

9. Написать названия городов на букву Л

10. Написать фамилии пяти писателей на букву С

11. Написать фамилии четырех композиторов на букву С

12. Написать фамилии семи французских художников

 

1а. Написать три слова на букву Н

2а. Написать названия четырех фруктов на букву А

За. Написать шесть имен на букву Б

4а. Написать названия шести государств на букву П

5а. Написать названия пяти городов на букву К

6а. Написать двадцать слов на букву С

7а. Написать какие части света начинаются на букву О

8а. Написать названия пятнадцати городов на букву М

9а. Написать названия пяти фильмов на букву М

10а. Написать фамилии пяти известных советских киноартистов на букву Л

11а. Написать фамилии известных русских писателей, композиторов, художников на букву Р

12а. Написать фамилии пяти известных русских художников на букву К

 


ТЕСТ РОРШАХА

Тест Роршаха (Rorschact test, Rt), методика чернильных пятен была предложена швейцарским психиатром Германом Роршахом в 1921 году.

Роршах показал, чем отличаются ответы здоровых людей от интерпретаций психических больных, и описал синдромы, характерные для отдельных психических заболеваний. Каждый ответ на пятно Роршах оценивал по трем основным категориям: локализации, детерминантам и содержанию.

По локализации ответы могут относиться либо ко всему пятну, либо к отдельным его деталям. Роршах считал, что целостные ответы, когда в концепции образа участвует всё пятно, отражают способность к теоретическому интеллекту. Ответы на детали он связывал с практическим интеллектом и со способностью к контакту. Преувеличенное внимание к мелким деталям Роршах считал признаком придирчивости и мелочности. Ответы на белый фон, по его мнению, всегда свидетельствуют о наличии оппозиционной установки: у здоровых людей - о склонности к дискуссиям, упрямстве, своеволии, а у психически больных - о негативизме, странностях в поведении. Видишь всякую мелочь - значит, педант, видишь не сами пятна, как большинство людей, а прилежащий белый фон - значит, и мыслишь нетрадиционно.

Вторая основная категория оценок ответов - это детерминанты (детер­минизм - лат. determinare — определять), показывающие, какие свойства пятен определяют ответ. К ним относят форму, движение, цвет и светотень. Те интерпретации, где форма соответствует очертаниям указываемых пятен, называются ответами с хорошей или четкой формой, когда такого соответствия нет, говорят об ответах с плохой формой. Ответы, учитывающие цвет пятен, Роршах связывал с особенностями эмоционального реагирования испытуемых.

Важнейшим вкладом Роршаха в изучение личности считается описание кинестетических ответов, то есть ответов испытуемых, которые в пятнах видят движение или позу человека. Он заметил, что замкнутые люди, сосредоточенные на собственных переживаниях, дают кинестетических интерпретаций больше, чем цветовых. Обратные соотношения наблюдаются у людей с живыми эмоциональными реакциями и широким кругом общения, чья психика более зависит от внешних впечатлений, чем от внутренних переживаний. Роршах полагал, что содержательная сторона ответов только случайно отражает пере­живания испытуемых.

Стимульный материал теста Роршаха состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными изображениями.

Обследуемому предлагается ответить на вопросы о том, что изображено, на что это похоже. Ведется дословная запись всех высказываний обследуемого, учитывается время ответа, положение в котором рассматривается изображение, а также любые особенности поведения. Завершается обследование опросом, который осуществляется экспериментатором по определенной схеме (уточняются детали изображения, по которым возникли ассоциации).

КАЖДЫЙ ОТВЕТ ОЦЕНИВАЕТСЯ ПО ПЯТИ КАТЕГОРИЯМ:

ñ Локализация - выбор для ответа всего изображения или его отдельных деталей.

ñ Детерминанты - для формирования ответа могут быть использованы форма изображения, цвет.

ñ Уровень формы - оценка того, насколько адекватно форма изображения, отражена в ответе.

ñ Содержание - ответ может касаться людей, животных, неодушевленных предметов.

ñ Оригинальность-популярность - оригинальными считаются очень редкие ответы, а популярными те, которые встреча­ются не менее чем у 30% обследуемых.

Обычно изучается суммарная оценка, суммы однотипных - оценок, отношения между ними. Совокупность всех полученных отношений позволяет создать единую уникальную структуру взаимосвязанных особенностей личности.

Основным теоретическим предположением Г. Роршаха является то, что активность индивида определяется как внутренними, так и внешними побуждениями. Сообразно такому пониманию причин активности личность выражается тем отчетливее, чем менее стереотипны вызывающие её стимулы.

Диагностические показатели теста Роршаха не имеют строго однозначного психологического значения данных, получаемых при использовании теста тем определеннее, чем большая совокупность показателей, относящихся к конкретной задаче, изучается.

Несмотря на то, что и по настоящее время нет завершенной теории, связывающей теории особенностей интерпретаций стимулов с личностными характеристиками, валидность теста Роршаха доказана многочисленными исследованиями. Работами последних лет подтверждена высокая ретестовая надежность как отдельных групп показателей, так и теста в целом.

В нашей стране тест Роршаха используется преимущественно в клинико-психологических исследованиях личности.

 

На основе современного Интегративного подхода тест Роршаха позволяет получить значительное количество практически важной информации обо всех сферах психологического функционирования человека. Теоретической основой теста Роршаха на основе Интегративной Системы является экспериментально подтвержденная концепция проблемно-решающего поведения.

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ:

ñ Стандартизация и алгоритмизация всех этапов исследования;

ñ высокий уровень объективности и надежности данных;

ñ ориентация на решение практических вопросов в различных областях деятельности;

ñ наличие системной модели анализа поведения;

ñ неограниченные возможности для творческого подхода к познанию поведения человека.

Основным фактором, затрудняющим интерпретацию показателей теста Роршаха, является суммарное число ответов, известное как продуктивность ответов. Эмпирически доказано, что продуктивность ответов в тесте Роршаха связана с возрастом, интеллектуальным уровнем и образованием.

Считается, что пятна Роршаха применимы к людям в возрасте от дошкольного до взрослого. Л. Эймс и его сотрудники исследовали и определили нормы для детей от 2 до 10 лет, для подростков от 10 до 16 лет, для пожилых людей в возрасте до 70 лет.

ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

Исследование должно проводиться в спокойной и неприну­жденной обстановке в отсутствие посторонних. Следует заранее обеспечить непрерывность эксперимента. Прежде чем начать опыт, надо спросить испытуемого, знаком ли он с методикой, слышал или читал о ней. Перед показом таблиц в предварительной беседе следует установить контакт с испытуемым. Чрезвычайно важно также знать о физическом и психическом состоянии субъекта во время показа таблиц. Происхождение таблиц обычно не объясняют.

РАБОТА С ИСПЫТУЕМЫМ СОСТОИТ ИЗ ЧЕТЫРЕХ ЭТАПОВ:

1. собственно выполнение,

2. опрос,

3. использование аналогий,

4. определение пределов чувствительности.

Следует избегать всякой подсказки в отношении толкований пятен. Допустимы поощрения: «Да», «Отлично», «Видите, как хорошо у Вас получается».

Время не ограничивается. Допускается прерывание работы с одной таблицей после 8-10 ответов. Все ответы испытуемого записываются в протокол исследования. Фиксируются восклицания, мимика, поведение испытуемого и все замечания экспериментатора.

Если в протоколе отсутствуют цветовые ответы, предлагают разложить все таблицы на группы по какому-нибудь признаку. При выделении групп, например, по содержанию, испытуемого просят еще раз разделить таблицы по другому признаку. В третий раз можно предложить разложить таблицы на приятные и неприятные. Если в течение трех попыток испытуемый не выделит группу цветных таблиц, делается вывод, что он не реагирует на цветовой стимул.

В заключении по результатам теста Роршаха обычно описывается интеллектуальная и аффективная сферы личности, а также особенности взаимодействия личности в проблемной ситуации.


 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.36.32 (0.012 с.)