Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экспериментальное исследование свойств внимания

Поиск

Введение

Цель данного практикума:

· ознакомление студентов с известными методами исследования внимания;

· иллюстрация на практике некоторых закономерностей внимания;

· выработка у студентов навыков работы с основными методами исследования внимания;

· выработка у студентов навыков составления отчетов по результатам диагностики внимания;

· закрепление у студентов навыков оперирования основными понятиями о свойствах внимания и правильного применения диагностики свойств внимания;

· закрепление у студентов умений и навыков осуществлять психологическую диагностику;

· ознакомление студентов с основными методами коррекции внимания.

Практикум состоит из 12 работ:

I. Исследование объема внимания:

Работа № 1. Методика «Расстановка чисел»

Работа № 2. «Корректурная проба»

II. Исследование избирательности внимания:

Работа № 3. Методика Мюнстерберга

III. Исследование концентрации и устойчивости внимания:

Работа № 4. Исследование концентрации внимания

Работа № 5. Устойчивость внимания по Риссу

Работа № 6. Умственная работоспособность по Э. Крепелину

IV. Изучение устойчивости и распределения внимания:

Работа № 7. Устойчивость внимания по Бурдону

Работа № 8. Устойчивость и распределение внимания

Работа № 9. Распределение внимания

V. Исследование устойчивости и переключения внимания:

Работа № 10. Переключение и устойчивость внимания

Работа № 11. Колебания внимания

Работа № 12. Методика Горбова (отыскивание чисел с переключением)

Проведение работ и оформление отчетов:

Работы выполняются, как правило, студентами в составе рабочих групп, состоящих из 2-х человек: экспериментатора и испытуемого (поочередно). Перед началом работы студенты знакомятся с методическими указаниями, изучая порядок выполнения работы и подготавливают необходимые материалы (бланки протоколов, таблицы предъявлений и т.п.). По завершении работы студенты обобщают полученные результаты, делают необходимые вычисления, составляют итоговые таблицы и формулируют выводы. Затем каждый студент оформляет письменный отчет о работе, включающий:

1. описание цели, задачи и метода исследования;

2. использованные материалы;

3. процедуру эксперимента;

4. способы обработки данных;

5. полученные результаты и выводы.

По результатам всех работ делается обобщающий вывод об исследованных свойствах внимания испытуемого, затем подбираются способы коррекции, соответствующие возрасту, полу, статусу испытуемого.

Экспериментальное исследование свойств внимания

I. Исследование объема внимания

Работа № 1. Методика «Расстановка чисел»

Задача исследования: исследование и оценка произвольного внимания.

Оборудование: бланк с двумя таблицами, секундомер.

Порядок исследования: продолжительность работы – 2 минуты. Методика удобна при групповом обследовании.

Инструкция испытуемому: «В течение 2 минут Вы должны расставить в свободных клетках нижнего квадрата бланка в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках верхнего квадрата бланка. Числа записываются построчно, никаких отметок в верхнем квадрате делать нельзя».

Обработка и анализ результатов: оценка производится по количеству правильно записанных чисел. Средняя норма – 22 числа и выше.

Работа № 2. Методика «Корректурная проба»

Задача исследования: изучение индивидуальных особенностей концентрации и объема внимания.

Оборудование: бланки корректурной пробы, секундомер.

Порядок исследования: испытуемому предъявляется бланк с различными буквами в количестве 40 рядов по 40 букв в каждом. В каждом ряду испытуемый должен вычеркивать определенную букву, которая стоит первой в этом ряду. Работа проводится на время с требованием максимальной точности. Продолжительность работы – 5 минут. Методика может использоваться в группе и индивидуально.

Инструкция испытуемому: «На бланке корректурной пробы отчеркните первый ряд букв: Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать ту букву, которая стоит первой в этом ряду (отчеркнута). Вам необходимо работать как можно быстрее, но при этом стараться не делать ошибок. Во время работы, каждые 30 секунд будет даваться команда «Черта!», услышав которую Вы на том месте, где Вас застанет этот сигнал, должны поставить вертикальную черту и сразу же продолжить работу, пока не прозвучит команда «Стоп!». Вопросы есть? Начали!».

Ход работы: запускается секундомер, каждые 30 секунд подается сигнал: «Черта!».

Обработка и анализ результатов: при определении количественных показателей учитывается, сколько букв просмотрено за каждые 30 секунд и количество ошибок за это же время (количество пропущенных букв из заданных и количество зачеркнутых из незаданных). Результаты выполнения работы заносятся в таблицу:

№ п/п Время Количество просмотренных букв Количество допущенных ошибок
Количество пропущенных букв Количество неправильно зачеркнутых Общее количество ошибок
  30 секунд        
  60 секунд        
  90 секунд        
  ….        
  300 секунд        
Суммарный показатель        

Объем внимания оценивается по количеству просмотренных букв, концентрация – по количеству сделанных ошибок. Норма объема внимания – 850 знаков и выше, концентрация – 5 ошибок и менее.

По результатам исследования строится 2 графика:

– график производительности работы (кривая зависимости количества просмотренных букв от времени);

– график количества ошибок (кривая зависимости общего количества ошибок от времени).

II. Исследование избирательности внимания

III. Исследование концентрации и устойчивости внимания

Работа № 4. Исследование концентрации внимания

Задача исследования: изучение индивидуальных особенностей концентрации внимания и оценка способности к концентрации внимания.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Порядок исследования: испытуемому предъявляются три математические задачи, которые он должен решить в уме, а полученные результаты после команды экспериментатора записать в рабочей тетради. Во время работы разговаривать и задавать вопросы нельзя. Задачи читаются четко, медленно, с паузами (где многоточие).

Инструкция испытуемому: «Сейчас Вам будут предложены три простых арифметических задачи. Вы должны решить их в уме. Результат вычислений необходимо будет записать только по команде: «Пишите!». Вслух ничего говорить нельзя. Переспрашивать тоже нельзя. Если Вы не расслышали или забыли примеры, то вместо ответа нужно будет поставить прочерк. Вопросы есть? Внимание! Начали!».

Ход работы:

«Даны два числа: 82… и 68… Первую цифру второго числа умножьте на первую цифру первого числа… От полученного произведения отнимите вторую цифру первого числа… Пишите!...»

«Даны два числа: 82… и 68… К первой цифре второго числа прибавьте вторую цифру первого числа… Полученную сумму разделите на вторую цифру второго числа... Пишите!...»

«Даны числа: 56… и 92… Вторую цифру первого числа разделите на вторую цифру второго числа… Полученное частное умножьте на первую цифру первого числа… Пишите!...»

Обработка и анализ результатов: Результаты заносят в протокол, отмечая «+» – решенную задачу и «–» – нерешенную или неправильно решенную задачу:

№ задачи Ответ Проверка правильности выполнения задания
     
     
     

Для решения всех трех задач необходимо сохранять устойчивость концентрированного внимания.

Правильное решение первой и второй задачи при неправильном решении третьей свидетельствует о некоторой истощаемости внимания в процессе исследования.

Правильное решение первой и третьей задачи при неправильном решении второй указывает на неустойчивость внимания.

Правильное решение второй и третьей задачи при неправильном решении первой позволяет предположить относительно медленную включаемость (врабатываемость) в работу.

IV. Изучение устойчивости и распределения внимания

V. Исследование устойчивости и переключения внимания

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

Цель практикума. 3

Состав практикума. 3

Проведение работ и оформление отчетов. 4

Экспериментальное исследование свойств внимания. 5

I. Исследование объема внимания. 5

Работа № 1. Методика «Расстановка чисел». 5

Работа № 2. Методика «Корректурная проба». 5

II. Исследование избирательности внимания. 6

Работа № 3. Методика Мюнстерберга. 6

III. Исследование концентрации и устойчивости внимания. 8

Работа № 4. Исследование концентрации внимания. 8

Работа № 5. Устойчивость внимания по Риссу. 9

Работа № 6. Умственная работоспособность по Э. Крепелину. 10

IV. Изучение устойчивости и распределения внимания. 12

Работа № 7. Устойчивость внимания по Бурдону. 12

Работа № 8. Устойчивость и распределение внимания. 15

Работа № 9. Распределение внимания. 17

V. Исследование устойчивости и переключения внимания. 19

Работа №10. Переключение и устойчивость внимания. 19

Работа № 11. Колебания внимания. 22

Работа № 12. Методика Горбова (отыскивание чисел с переключением) 23

Детский вариант. 23

Взрослый вариант. 24

Рекомендуемая литература. 25

Основная. 25

Дополнительная. 25

Литература для подбора методов коррекции свойств внимания. 26

 

Введение

Цель данного практикума:

· ознакомление студентов с известными методами исследования внимания;

· иллюстрация на практике некоторых закономерностей внимания;

· выработка у студентов навыков работы с основными методами исследования внимания;

· выработка у студентов навыков составления отчетов по результатам диагностики внимания;

· закрепление у студентов навыков оперирования основными понятиями о свойствах внимания и правильного применения диагностики свойств внимания;

· закрепление у студентов умений и навыков осуществлять психологическую диагностику;

· ознакомление студентов с основными методами коррекции внимания.

Практикум состоит из 12 работ:

I. Исследование объема внимания:

Работа № 1. Методика «Расстановка чисел»

Работа № 2. «Корректурная проба»

II. Исследование избирательности внимания:

Работа № 3. Методика Мюнстерберга

III. Исследование концентрации и устойчивости внимания:

Работа № 4. Исследование концентрации внимания

Работа № 5. Устойчивость внимания по Риссу

Работа № 6. Умственная работоспособность по Э. Крепелину

IV. Изучение устойчивости и распределения внимания:

Работа № 7. Устойчивость внимания по Бурдону

Работа № 8. Устойчивость и распределение внимания

Работа № 9. Распределение внимания

V. Исследование устойчивости и переключения внимания:

Работа № 10. Переключение и устойчивость внимания

Работа № 11. Колебания внимания

Работа № 12. Методика Горбова (отыскивание чисел с переключением)

Проведение работ и оформление отчетов:

Работы выполняются, как правило, студентами в составе рабочих групп, состоящих из 2-х человек: экспериментатора и испытуемого (поочередно). Перед началом работы студенты знакомятся с методическими указаниями, изучая порядок выполнения работы и подготавливают необходимые материалы (бланки протоколов, таблицы предъявлений и т.п.). По завершении работы студенты обобщают полученные результаты, делают необходимые вычисления, составляют итоговые таблицы и формулируют выводы. Затем каждый студент оформляет письменный отчет о работе, включающий:

1. описание цели, задачи и метода исследования;

2. использованные материалы;

3. процедуру эксперимента;

4. способы обработки данных;

5. полученные результаты и выводы.

По результатам всех работ делается обобщающий вывод об исследованных свойствах внимания испытуемого, затем подбираются способы коррекции, соответствующие возрасту, полу, статусу испытуемого.

Экспериментальное исследование свойств внимания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.152.26 (0.011 с.)