Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика внимания как психического познавательного процесса

Поиск

 

Феноменологию внимания отличает ряд специфических черт. Одни ученые (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, А.И. Розов, Ж. Годфруа и др.) утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека [34]. Другие (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая) полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов [11, с. 61].

Р.С. Немов же указывает на то, что правильное решение обсуждаемой проблемы состоит в том, чтобы попытаться соединить и учесть обе вышепредставленные точки зрения ученых, т.е. увидеть во внимании и сторону процессов и явлений, и нечто самостоятельное, независимое от них. Это значит, встать на точку зрения, согласно которой внимание как отдельный, рядоположенный другим психический процесс не существует, но представляет собой вполне особенное состояние, характеризующее все эти процессы в целом [28, с. 207].

Такие противоречивые взгляды на проблему внимания порождают различные объяснения его сущности. Н.Н. Ланге выделил следующие основные подходы к проблеме природы внимания [21, с. 103]:

-внимание как результат двигательного приспособления. Приверженцы этого подхода исходят из того, что раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание не возможно без мускульных движений. Именно движения приспосабливают органы чувств к условиям наилучшего восприятия;

- внимание как результат ограниченности объема сознания. Не объясняя, что они понимают под объемом сознания и какова его величина, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняют или подавляют менее интенсивные;

- внимание как результат эмоции. Эта теория, особенно блестяще развитая в английской ассоциационной психологии, указывает на зависимость внимания от интересности представления [55];

-внимание как результат апперцепции, т.е. как результат жизненного опыта индивида;

- внимание как особая активная способность духа. Некоторые психологи, пораженные своеобразием явлений внимания, принимают его за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо;

- внимание как усиление нервного раздражителя. Согласно данной гипотезе внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы;

- теория нервного подавленияпытается объяснить основной факт внимания - преобладание одного представления над другими - тем, что лежащий в основе первого физиологический нервный процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений, результатом чего является факт особой концентрации сознания.

Среди современных отечественных психологов трактовку внимания предложил П. Я. Гальперин. Основные положения его концепции можно свести к следующим [11, с. 4]:

- внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека;

- по своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представлена вниманием как таковым;

- в отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особого результата;

- с точки зрения внимания как деятельности психического контроля все конкретные акты внимания - и произвольного и непроизвольного - являются результатом формирования новых умственных действий.

Следует отметить, что все указанные теории опираются на реальные факты, однако, абсолютизируя выделенные феномены, они игнорируют все остальные проявления.

В настоящее время, общепринято следующее определение: внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида [42, с. 94].

Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение [35, с. 204].

Сосредоточенность внимания – это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, какому-либо событию или факту. Степень или сила сосредоточенности - это концентрация, или интенсивность, внимания.

Концентрация – это поглощение внимания одним объектом или одной деятельностью. Показателем интенсивности является невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями.

Устойчивость внимания – это длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности. Устойчивым мы называем такое внимание, которое способно в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе.

Противоположностью устойчивого внимания является внимание неустойчивое, колеблющееся, которое то и дело ослабляется или отвлекается на что-либо [35, с. 205].

Устойчивость внимания у людей различна. Одни могут очень долго, без отвлечения сосредоточиваться на предмете своей деятельности, другие обладают этой способностью в значительно меньшей степени. Но и у одного и того же человека устойчивость внимания может колебаться. Это зависит от осознания цели деятельности и ее значимости, от отношения к выполняемой работе.

Объем внимания – это количество объектов, которые охватываются вниманием одномоментно, одновременно.

Человек с большим объемом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объем внимания во многом зависит от знания объектов и от связи их друг с другом.

Распределение внимания – это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание.

Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, хотя бы одну из них надо знать настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически, сама собой, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно. В этом случае основное внимание можно будет уделить второй работе, менее знакомой человеку [14, с. 205].

Существенной стороной внимания является его переключение, т. е. способность быстро переходить от одной деятельности к другой. Сознательное переключение внимания не надо путать с отвлекаемостью внимания.

Успех переключения зависит от особенностей предыдущей и новой деятельности и от личных качеств человека. Если предыдущая работа интересная, а последующая нет, то переключение происходит трудно, и наоборот.

Переключение внимания – это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие, перестройка внимания, его переход с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности [14, с. 208].

Переключение внимания всегда сопровождается некоторым напряжением, которое выражается в волевом усилии. Если, отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно, то, переключая внимание, он сознательно ставит цель заняться чем-то новым. Внимание быстрее и легче переключается от менее важного для личности предмета к более значимому.

Таким образом, внимание - это один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия. Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности – словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности [2].

Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов [16, с. 52].

Выделяется три вида внимания: 1) внимание непроизвольное – самое простое и генетически исходное; 2) внимание произвольное; 3) внимание послепроизвольное.

По своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное [2].

Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности или неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям, выполняемой деятельности. Стоит нам услышать по радио интересную новость, как мы невольно отвлекаемся от работы и прислушиваемся. Возникновение непроизвольного внимания связано с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами. Эти причины тесно связаны между собой, но их для удобства можно разделить условно на категории [44, с. 117].

К первой группе причин относятся характер и качество раздражителя, прежде всего его сила или интенсивность. Всякое достаточно сильное раздражение: громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запах невольно привлекают наше внимание. Важную роль при этом играет не столько абсолютная, сколько относительная сила раздражителя. Поэтому если днем шаги в коридоре не привлекут внимания, то те же шаги ночью в полной тишине заставят нас прислушаться. Особое значение имеет контраст между раздражителями. То же самое относится к длительности раздражителя, а также к пространственной величин и форме предмета. В ту же группу причин следует отнести и такое качество раздражителя, как его новизна, необычность. При этом под «новизной» понимают не только появление ранее отсутствовавшего раздражителя, но и изменение физических свойств действующих раздражителей, ослабление или прекращение их действий, отсутствие знакомых раздражителей, перемещение раздражителей в пространстве.

Ко второй группе причин, вызывающих непроизвольное внимание, относятся те внешние раздражители, которые соответствуют внутреннему состоянию человека, и, прежде всего имеющимся у него потребностям. Так, сытый и голодный человек будут по-разному реагировать на разговор о пище.

Третья группа причин связана с общей направленностью личности. Именно поэтому, идя по одной и той же улице, дворник обратит внимание на мусор, архитектор или художник – на красоту здания. Направленность личности тесно связана с ее прежним опытом и чувствами, поэтому их также включают в эту группу причин. То, что интересно нам, что вызывает у нас определенную эмоциональную реакцию, является важнейшей причиной непроизвольного внимания [9, с. 118].

В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно в данную минуту, но чем необходимо заниматься. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.

Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: оно не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении со взрослыми. На ранних фазах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми – взрослым и ребенком. Первый выделяет объект из среды, указывая на него и называя словом, ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово. Таким образом, данный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля. Впоследствии дети начинают ставить цели самостоятельно. Следует отметить тесную связь произвольного внимания с речью. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых, а затем, по мере овладения речью, – в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции [33].

Несмотря на качественное отличие от непроизвольного внимания, произвольное также связано с чувствами, с интересами, с прежним опытом человека. Однако влияние этих моментов при произвольном внимании не опосредованное, а косвенное. Оно опосредуется сознательно поставленными целями, поэтому в данном случае интересы выступают как интересы цели, интересы результата деятельности. Сама деятельность может непосредственно не занимать нас, но так ее выполнение необходимо для решения поставленной нами задачи, то и она становится интересной в связи с этой целью [36, с. 119].

Этот вид внимания возникает всякий раз, когда человек решает приступить к выполнению любого действия. И в этом смысле оно служит для выполнения поставленной и принятой к исполнению задачи.

Традиционно выделяют следующие характеристики или свойства произвольного внимания: концентрированность, устойчивость, распределение, переключение и объем.

Концентрированность характеризует степень сосредоточенности на одном и том же предмете, объекте деятельности. Иногда случается так, что человек, решая производственную задачу, настолько углубляется в работу, что практически не видит и не слышит того, что происходит вокруг. Такое углубление в деятельность характеризуется большой ясностью и отчетливостью в сознании человека того, на что направлено его внимание. Именно высокая концентрация внимания позволяет замечать в предметах и явлениях значительно больше, чем при обычном состоянии сознания. При недостаточно концентрированном внимании сознание как бы скользит по предметам, не задерживаясь подолгу на каждом из них. В результате впечатление от предметов оказывается расплывчатым, нечетким.

Важнейшей характеристикой внимания является устойчивость. Она проявляется в длительной сосредоточенности на одном предмете или воображаемом объекте в рамках одной и той же деятельности. Устойчивость внимания имеет очень большое значение для успешности любой деятельности, особенно для учебной и трудовой. Чрезвычайно важно уметь сохранять устойчивость внимания в неблагоприятных условиях, когда действуют различные отвлекающие от дела раздражители [41].

Наряду с устойчивостью и концентрированностью внимания его важнейшей характеристикой является объем, определяемый количеством одномоментно воспринимаемых элементов. Объем внимания ограничен. Так, если взрослому человеку предъявить на небольшой промежуток времени набор различных, не связанных между собой предметов, человек воспримет не более 5-8. У детей объем внимания еще меньше, в такой же ситуации ребенок воспримет не более 3-4 предметов. Ограниченность объема внимания при восприятии разрозненных, не имеющих связи предметов, определяется физиологическими причинами. Этот объем условно можно назвать механическим объемом внимания. Однако дело меняется, если предъявляются хорошо знакомые или легко связываемые между собой предметы. Умение быстро анализировать, систематизировать, связывать воедино различные элементы, оказывающиеся в поле зрения, может существенно увеличить его объем.

Ограниченность объема внимания накладывает свой отпечаток и на другое его свойство - распределяемость. Распределение внимания предполагает наличие в процессе работы не одного, а по крайней мере двух фокусов сосредоточения, существующих одновременно. В современной психологии объем внимания (точнее его ограниченная емкость) и распределяемость являются предметами многочисленных экспериментальных исследований. Доказано, что «двойное внимание» одинаково эффективное по отношению к обоим видам выполняемой деятельности возможно как результат длительного и трудоемкого обучения. Именно поэтому в большинстве случаев качество выполнения двойной задачи оказывается хуже, чем в тех случаях, когда внимание концентрируется на чем-то одном, причем эти ограничения объясняются причинами физиологического плана, т.е. ограниченностью активационных ресурсов [10].

Еще одним свойством-навыком внимания является его переключаемость. Она характеризует способность человека сознательно перемещать фокус внимания с одного объекта на другой. Эта способность также формируется постепенно.

Экспериментальные исследования показывают, что индивидуальный уровень развития характеристик произвольного внимания в значительной степени определяется свойствами нервной системы. Так, было показано, что подвижность, инертность, сила и слабость нервной системы оказывают влияние на все характеристики внимания [9].

Устойчивое, легко распределяемое и переключаемое внимание в большей степени присуще людям с сильной и подвижной нервной системой. Инертная и слабая нервная система проявляет себя в неустойчивом, плохо переключаемом и распределяемом внимании. Сочетание инертности с силой дает иную картину: устойчивость внимания улучшается, становится возможным среднее по эффективности переключение и распределение внимания.

Изучая этот вид внимания, психологи разделили его еще на три подвида:

- собственно произвольное;

- произвольное волевое;

- произвольное выжидательное.

Произвольное волевое внимания возникает всякий раз, в ситуации конфликта между выбранным объектом или направлением деятельности и объектами или тенденциями внимания непроизвольного.

Выполняя некоторое задание, которое мы уже сочли особо важным для себя, мы можем столкнуться с непосредственным воздействием на нас посторонних раздражителей, включающих непроизвольное (инстинктивное) внимание. Эволюция придала нам способность непроизвольно реагировать на все новое, быстрое, яркое, громкое, и тому подобное, что возникает в этом мире. Поэтому сосредоточенно работая над чем-либо важным для себя мы, невольно, отвлекаемся на громкие звуки за окном или иные сильные раздражители.

К одному из видов произвольного внимания психологи относят внимание выжидательное. Оно связано с волевой сосредоточенностью на ожидании определенного события, которое должно произойти в скором времени.

С понятием выжидательного внимания неразрывно связано и является по сути синонимичным ему, другое понятие – бдительность [28].

Таким образом, индивидуально устойчивые особенности высшей нервной деятельности человека накладывают свой отпечаток на формирования свойств произвольного внимания в одних случаях, способствуя их оптимальному функционированию, в других, - ограничивая их развитие.

Н.Ф. Добрыниным был выделен еще один вид внимания, который, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы «входит» в работу: интересными и значительными становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо психологом послепроизвольным [16].

Послепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда [2].

Кроме вышепредставленных видов внимания, Л. Венгер выделяет также: природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредованное, чувственное и интеллектуальное [9].

Природное внимание дано человеку с самого рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.

Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Таким образом, под вниманием мы понимаем направленность психики (сознания) на определённые объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

 

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 877; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.145.50 (0.015 с.)