Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Программа развития зрительного внимания у детей младшего дошкольного возраста
Похожие статьи вашей тематики
Цель программы «Будь внимателен!» – развитие уровня зрительного внимания у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
1) подобрать и описать игры на развитие зрительного внимания;
2) разработать умение понимать и выполнять словесную инструкцию;
3) повышение познавательного интереса.
Программа строится на следующих принципах:
1. Системность. В течение учебного года работа по Программе должна проводиться систематически. Педагоги могут гибко распределять ее содержание в течение дня. Работа по Программе может осуществляться также несколько раз в неделю, тематическими циклами, между которыми делается перерыв в две - три недели.
Особая специфика Программы состоит в том, что даже конкретно запланированная тема может не ограничиваться рамками одного занятия, так как нельзя заранее обозначить всю гамму спонтанно возникающих ситуаций и сложностей. От педагога могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации и т. д.
2. Интеграция программного содержания. Программа может быть реализована как самостоятельная программа. В то же время она может выступать составной частью какой-либо комплексной программы. При этом содержание Программы органично вплетается в канву содержания основной комплексной программы, реализуемой в дошкольном образовательном учреждении. Выбор наиболее подходящей модели зависит от общей организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.
3. Координация деятельности педагогов. Этот принцип тесно связан с принципом интеграции. Тематические планы воспитателей и освобожденных специалистов должны быть скоординированы таким образом, чтобы, избегая повторов, последовательно во времени разворачивать определенные темы.
4. Преемственность взаимодействия взрослых с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье. Очень важно, чтобы педагоги, еще до начала своей работы, объяснили родителям ее цели и задачи.
При разработке программы мы опирались на методические разработки А.А. Осиповой, Ю. Титовой, О. Фроловой, С.А. Шмакова [31] (таблица 8).
Таблица 8 – Программа развития зрительного внимания у детей младшего дошкольного возраста
Название
| Цель
| Оборудование
| Инструкция
| «Угадай, что исчезло»
| Развитие зрительного внимания
| Для игры понадобятся 3-4 разные игрушки
| Выложите перед малышом игрушки, попросите его посмотреть внимательно и назвать, какие игрушки он видит. Затем попросите его отвернуться: «Игрушки хотят поиграть с тобой в прятки, отвернись, пожалуйста». Когда ребёнок отвернется, надо убрать одну игрушку и попросить ребёнка угадать, какая игрушка спряталась.
Постепенно игру нужно усложнять.
| «Очередь»
| Развитие зрительного внимания
| Для игры понадобятся 3-4 разные игрушки, или карточки-картинки, или можно использовать любые дру-гие предметы
| Предложите ребенку поиграть в очередь к врачу, парикмахеру, в банк или еще куда-нибудь. Расставьте вместе с ребенком игрушки по порядку, как будто они сидят в очереди. Попросите ребёнка отвернуться и уберите какую-нибудь игрушку. Спросите ребёнка: «Кто убежал из очереди?». Ребёнок должен назвать исчезнувшую игрушку. Верните ее на место, затем снова попросите ребёнка отвернуться и поменяйте две игрушки местами. Спросите: «Кто перепутал очередь?»
| «Подбери пару по цвету»
| Развитие зрительного внимания
| 5-6 предме-тов (напри-мер, кубики, шарики или детали моза-ики) разного цвета и 5-6 ленточек или кусочков тка-ни таких же цветов в пару к каждому предмету
| Разложите выбранные предметы и попросите ребенка подобрать к каждому из них подходящую по цвету ленту (к красному - красную, к жёлтому - жёлтую и т.д.). Потом попросите ребенка отвернуться и переложите все пары неправильно. Ребенку надо найти все ошибки и исправить их.
В эту игру можно играть с одним ребенком, а можно с группой детей. Дети делятся на команды, и устраивается соревнование, какая команда быстрее подберет пары.
| Продолжение таблицы 8
«Найди цвет»
| Развитие зрительного внимания
| Коробка цве-тных каран-дашей и лист белой бума-ги. 3-х лет-нему ребёнку достаточно 4 цвета (красный же-лтый, зеле-ный, синий)
| Сколько карандашей в коробке, столько цветных фигурок должно получиться. Фигурки могут повторяться, главное, чтобы они были простыми и разных цветов. Если вы играете с 3-х летним малышом, ему достаточно 3 фигуры – круг квадрат, треугольник. Покажите свой рисунок ребёнку, дайте ему коробку карандашей и попросите его нарисовать под каждой фигуркой точно такую же – такой же формы и цвета.
| Игра с карточками
| Развитие зрительного внимания
| 3-7 карточек с изображе-нием разных животных или предметов
| Разложите перед ребёнком карточки и обсудите с ним все изображения. Пусть ребёнок назовет рисунок на каждой карточке, например: «Это ведерко», «Это слоник», «Это мячик», «Это собачка». Затем переверните карточки и спросите: «Где ведерко? Где Слоник? Где мячик? Где собачка?» С трёхлетним малышом начинать играть надо с 3-х карточек и постепенно их увеличивать.
| «Прятки в шкафчике»
| Развитие зрительного внимания
| Пустые спичечные коробки, из которых склеивается шкафчик
| Коробочки можно склеивать в разном порядке, с разным уровнем сложности. Самый простой шкафчик для трёхлетнего ребёнка: 3 склеенные коробки друг на друге. Самый сложный шкафчик для 5-ти летних детей: 3 коробки в высоту и 3 коробки в ширину. Возьмите какой-нибудь маленький предмет, например пуговку, и на глазах у ребёнка положите его на любую полочку. Задвиньте её и повертите шкафчик, потом спросите: «На какой полке лежит пуговка?». Ребёнок должен угадать.
| «Сложи узор»
| Развитие зрительного внимания
| Небольшие фигуры. Их можно выре-зать из кар-тона, а мож-но использо-вать детали детского ко-нструктора
| Составьте на коврике дорожку или узор из фигур. Начинайте с 3 - 4-х элементов, а когда ребёнок освоится с такими заданиями, увеличьте количество. В пять лет ребёнка количество фигур можно постепенно увеличить до 7 - 8-ми. Попросите малыша посмотреть на дорожку или узор и запомнить. Потом предложите ребёнку отвернуться. Измените расположение одной фигуры и попросите ребенка восстановить первоначальное расположение фигур на дорожках (узорах).
| Продолжение таблицы 8
«Повторяй за мной!»
| Развитие зрительного внимания
| Счётные палочки. Трёхлетним малышам будет доста-точно по 3 - 4
| Все садятся в круг, и вы начинаете игру в роли ведущего. Выложите из счётных палочек произвольную композицию, пусть дети смотрят и запоминают. Затем закройте композицию из счётных палочек листом бумаги, детям надо будет сложить из своих палочек такую же фигуру. Если все смогли повторить, роль ведущего переходит к следующему игроку.
| «Рассматриваем картинку»
| Развитие зрительного внимания
| Детские картинки
| Предложите малышу рассмотреть и описать картинку. Вначале ребёнку можно помогать: начать описание самостоятельно, задавать вопросы. Трёхлетнему малышу нужно показывать картинки с небольшим количеством предметов и крупными деталями. Вначале ребёнка надо научить описывать то, что он видит. Расскажите о картинке сами, потом предложите следующую картинку и начинайте задавать вопросы: «Что тут нарисовано? Какого цвета домик? Что рядом с домиком?»
| «Найди на рисунке фигуры»
| Развитие зрительного внимания
| Простые рисунки, например, с домиком, ёлочкой, цветком, солнышком
| Предложите ребёнку найти различные геометрические фигуры, которые спрятались на картинке: круги, овалы, треугольники, квадраты, прямоугольники. Убедитесь, что ребёнок знает все названные фигуры. Для этого нарисуйте их, назовите и покажите на примере, как можно найти спрятанную на рисунке фигуру.
| «Сыщики»
| Развитие внимания
| Большая ил-люстрация с множеством деталей или персонажей из детской книги
| Ведущий даёт задание ребёнку найти какой-нибудь предмет на картинке. Чем младше ребёнок, тем проще должна быть иллюстрация. Пятилетним детям можно давать уже не простые иллюстрации, а репродукции картин разных художников
| «Опиши его по памяти»
| Развитие зрительного внимания
|
| Предложите малышу описать какого-нибудь знакомого по памяти. Спросите, какого цвета у него волосы, какой они длины; какого цвета глаза; какого он роста; во что обычно одевается; во что был одет, когда вы его видели в последний раз; часто ли он улыбается. Описывать можно соседей, друзей, родителей друзей, продавщицу магазина, в который вы часто заходите, воспитательницу детского сада.
| Продолжение таблицы 8
«Рисуем по образцу»
| Развитие зрительного внимания
| Карточки с изображени-ем простых фигур
| Дайте ребёнку лист бумаги и карандаши, положите перед ним одну карточку и попросите его внимательно на неё посмотреть. Через 10 секунд карточку переверните изображением вниз и попросите ребёнка нарисовать такую же фигуру, как на карточке. Для трёхлетних малышей вначале на карточках должны быть простые фигуры одного цвета (круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник).
| Выкладывание узора из мозаики
| Развитие кон-центрации и объема внима-ния, формиро-вание умения работать по образцу
| Мозаика, образец
| Ребенку предлагают по образцу (Приложение В) выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт. «Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе»
| Нанизывание бусинок
| Развитие концентра-ции и объема внимания
| Образец для нанизывания бус; бусинки, или кусочки цветной изоляции толстой проволоки
| Ребенку предлагают по образцу нанизать бусы (Приложение Г). «Посмотри на эти нарисованные бусы. Ты хочешь сам собрать бусы? Я дам тебе бусинки и проволоку, на которую нужно нанизать друг за другом бусинки точно так, как они выглядят на рисунке».
| Смешан-ный лес
| Развитие наблюда-тельности, формирование умения распределять зрительное внимание
| Рисунок с изображе-нием замаскированных деревьев
| Ребенку дается рисунок с изображением замаскированных деревьев, среди которых ему надо отыскать березу (сосну, самую маленькую елочку). «Посмотри, на этой картинке изображены замаскированные деревья. Среди них нужно как можно быстрее найти березу (сосну, самую маленькую елочку). Начинай искать».
| Найди дорожку
| Развитие зрительного внимания
| Бланк с изо-бражением простого лабиринта, карандаш
| Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней пальцем либо обратным концом карандаша.
«Посмотри на этот рисунок, на нем изображен лабиринт. Необходимо помочь Зайке пройти по этому лабиринту и добраться к морковке (к елочке). Проходить лабиринт необходимо, не выходя за контуры линии, не пропуская петель»
|
Приступая к работе над этими играми необходимо дать следующие рекомендации:
1. Желательно хвалить ребенка за минимальные достижения, это поможет сохранить мотивацию к занятиям и перейти к следующим уровням сложности;
2. Продолжительность занятий не должна превышать для малышей (3 года) - 20 минут, хотя если ребенок увлечен и ему нравится то, чем он занимается, можно продлить занятие и дольше.
3. Ребенок должен научиться принимать постепенно усложняющиеся инструкции.
Например, в ходе игры детям дается сложное задание. Взрослый показывает замысловатый узор, выполненный на бумаге, и говорит: «Сейчас мы будем это рисовать». У детей не получается сразу воспроизвести нужный узор. Взрослый расчленяет задание на частные задачи, давая инструкции по выполнению отдельных элементов узора. При этом, объясняя, как выполнять тот или иной элемент рисунка, взрослый постепенно увеличивает сложность и объем действий, которые ребенок должен выполнить. Когда ребенок воспринимает словесную инструкцию взрослого, то перед ним встает необходимость перевести речевой приказ взрослого в самоприказ. Для этого он повторяет инструкцию вслух и про себя, а затем показывает, что и как он будет выполнять.
4. Ребенок должен уметь удерживать инструкцию на протяжении всего занятия.
Ребенку нужно помнить инструкцию и контролировать ее реализацию. Для этого инструкция неоднократно проговаривается в ходе выполнения задания; проводится дополнительный инструктаж на отдельных этапах работы; повторение инструкции осуществляется в плане практического действия; приветствуется оказание ребенком помощи товарищам, что также требует ясного представления задачи.
5. Ребенок должен приобрести навыки самоконтроля.
В ходе выполнения задания дети неоднократно проверяют себя, рассказывая себе или другим, что нужно сделать. При рисовании узоров они через сравнение находят ошибки и исправляют их. Дети, работающие безошибочно и самостоятельно находящие и исправляющие ошибки, поощряются, чем вводится элемент соревнования. Самоконтроль используется и для оценки результатов работы.
Итак, для развития зрительного внимания традиционно применяют несколько типичных видов упражнений, они направлены на развитие концентрации и устойчивости внимания.
|