Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрольный этап эксперимента

Поиск

 

Цель контрольного эксперимента - определить уровень развития зрительного внимания у детей младшего дошкольного возраста после проведения формирующего этапа эксперимента.

При проведении контрольного эксперимента мы опирались на задания, описанные в параграфе 2.1.

После проведения методики 1 нами были получены следующие результаты (таблица 9).

Таблица 9 – Результаты исследования по методике «Найди на рисунке фигуры» (констатирующий этап эксперимента)

Имя ребенка Развитие зрительного внимания
Результат (баллы) уровень  
Настя Б.   высокий
Вика С.   высокий
Артем В.   высокий
Кирилл Д.   высокий
Аня П.   высокий
Костя А.   средний
Марина Н.   высокий
Алеша Б.   средний
Денис М.   средний
Ксюша М.   средний
Ульяна Ф.   средний
Оксана О.   высокий
Егор Г.   средний
Алина Ж.   высокий
Маша Г.   средний

 

Таким образом, после выполнения задания нами было установлено, что восемь детей (53 %) имеют высокий уровень развития зрительного внимания и семь детей (47 %) имеют средний уровень развития зрительного внимания, т.к. допускали ошибки в выполнении задания, отвлекались, смотрели по сторонам.

Покажем полученные результаты на диаграмме (рисунок 4).

Рисунок 4 – Диаграмма результатов развития зрительного внимания у младших дошкольников по методике «Найди на рисунке фигуры» на этапе контрольного эксперимента

После проведения методики 2 были получены следующие результаты (таблица 10).

Таблица 10 – Результаты тестирования уровня развития устойчивости зрительного внимания на этапе контрольного эксперимента

Имя ребенка Кол-во отвлечений Время выполнения (минут) Уровень
Настя Б. -   высокий
Вика С. -   высокий
Артем В. -   высокий
Кирилл Д.     средний
Аня П.     средний
Костя А.     средний
Марина Н. -   высокий
Алеша Б. -   высокий
Денис М. -   высокий
Ксюша М. -   средний
Ульяна Ф. -   высокий
Оксана О.     средний
Егор Г.     средний
Алина Ж. -   средний
Маша Г.     средний

 

К группе детей с высоким уровнем развития устойчивости зрительного внимания было отнесено семь человека (53 %), не имеющих отвлечений во время выполнения задания. В группу со средним уровнем развития устойчивости зрительного внимания мы отнесли 47 % (8 чел.) детей.

Покажем полученные результаты на рисунке 5.

Рисунок 5 – Диаграмма развития устойчивости зрительного внимания у младших дошкольников на этапе контрольного эксперимента

После проведения методики 3 были получены следующие результаты (таблица 11).

Таблица 11 – Результаты исследования зрительного внимания у детей младшего дошкольного возраста по методике «Домик» на этапе контрольного эксперимента

ФИО ребёнка Баллы Уровень
Настя Б.   высокий
Вика С.   высокий
Артем В.   средний
Кирилл Д.   высокий
Аня П.   высокий
Костя А.   средний
Марина Н.   средний
Алеша Б.   средний
Денис М.   средний
Ксюша М.   высокий
Ульяна Ф.   высокий
Оксана О.   средний
Егор Г.   средний
Алина Ж.   средний
Маша Г.   средний

Таким образом, определение уровня развития произвольного внимания у детей младшего дошкольного возраста позволило определить, что шесть детей (40 %) имеет высокий уровень.

Девять детей (60 %) имеют средний уровень, т.к. у них наблюдаются разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены, либо неправильное расположение деталей в пространстве (забор не на общей с основанием домика линии, смещение трубы, окна и т.д.).

Результаты определения эффективности зрительного внимания у младших дошкольников показаны на рисунке 6.

Рисунок 6 – Диаграмма определения уровня развития зрительного внимания по методике «Домик» у детей младшего дошкольного возраста на этапе контрольного эксперимента

 

Таким образом, на основе проведённого исследования составим общую таблицу результатов (таблица 12).

Таблица 12 – Уровень развития зрительного внимания у детей младшего дошкольного возраста на этапе контрольного эксперимента

ФИ ребёнка Методика 1 Методика 2 Методика 3 Уровень развития
Настя Б. высокий высокий высокий высокий
Вика С. высокий высокий высокий высокий
Артем В. высокий высокий средний высокий
Кирилл Д. высокий средний высокий высокий

Продолжение таблицы 12

ФИ ребёнка Методика 1 Методика 2 Методика 3 Уровень развития
Аня П. высокий средний высокий высокий
Костя А. средний средний средний средний
Марина Н. высокий высокий средний высокий
Алеша Б. средний высокий средний средний
Денис М. средний высокий средний средний
Ксюша М. средний средний высокий средний
Ульяна Ф. средний высокий высокий высокий
Оксана О. высокий средний средний средний
Егор Г. средний средний средний средний
Алина Ж. высокий средний средний средний
Маша Г. средний средний средний средний

 

Таким образом, на основе результатов трёх методик нами было определено, что семь детей (47 %) имеет высокий уровень развития зрительного внимания; девять детей (53 %) имеют средний уровеньразвития зрительного внимания.

На основе полученных данных составим сводную таблицу начального и конечного этапа эксперимента (таблица 13).

Таблица 13 – Сравнительный анализ результатов на этапе констатирующего и контрольного эксперимента

Этапы   Уровни
Высокий Средний Низкий
Констатирующий 13 % 60 % 27 %
Контрольный 47 % 53 % ---

 

Покажем полученные результаты на диаграмме (рисунок 7).

На основе полученных данных можно отметить, что после реализации программы по развитию зрительного внимания детей младшего дошкольного возраста, результаты детей улучшились.

 

Рисунок 7 – Сравнительная диаграмма результатов исследования уровня развития зрительного внимания у детей младшего дошкольного возраста на этапе констатирующего и контрольного эксперимента

 


 

Заключение

 

Выпускная квалификационная работа посвящена актуальной проблеме –развитие зрительного внимания у детей младшего дошкольного возраста.

Такое понимание этой категории определило нами подходы к составлению теоретического и практического исследования.

1. В ходе теоретического изучения вопроса нами было рассмотрено понятие «внимание», под которым понимается направленность психики (сознания) на определённые объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Дети младшего дошкольного возраста уже интересуются многим, внимательно слушают взрослых, подолгу следят за их работой и сами могут ставить перед собой определенные задачи, стараясь выполнить их. Увлекаясь какой-нибудь игрой, они всецело уходят в свои занятия. Внимание их может быть достаточно концентрированным, но остается малоустойчивым. К концу дошкольного периода начинают появляться зачатки более активного, произвольного внимания. Его возникновение – важное психическое новообразование данного возраста. Значительно возрастает концентрация, объем и устойчивость произвольного внимания; складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов; волевых усилий старшего дошкольника.

Зрительное внимание – важная сторона познавательной деятельности. Для более успешного развития зрительного внимания необходимо: во время объяснения и в течение образовательной деятельности необходима эмоциональная разрядка, смена приемов; сочетание слова воспитателя с применением наглядности; использование таких дидактических игр в развитии зрительного внимания как игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

2. В результате практического изучения вопроса нами были решены поставленные задачи и сделаны следующие выводы:

Исследование проходило в МДОУ «ЦРР д/с № 69» г. Магнитогорска. В исследование приняло участие 15 детей младшего дошкольного возраста.

Для диагностики уровня развития зрительного внимания нами были отобраны следующие диагностические методики:«Найди на рисунке фигуры»(автор К.В. Гавриков, О.С. Глазачёв, Т.К. Бердникова); «Определение уровня развития устойчивости зрительного внимания» (автор Л.В. Черемошкина); диагностика «Домик» (по Н.И. Гуткиной).

Результаты исследования показали, что у детей младшего дошкольного возраста преобладает низкий и средний уровень развития зрительного внимания.

На основе полученных результатов нами была разработана программа «Будь внимателен!», направленная на развитие зрительного внимания у детей младшего дошкольного возраста.

При разработке программы мы опирались на методические разработки А.А. Осиповой, Ю. Титовой, О. Фроловой, С.А. Шмакова.

3. После реализации программы был проведен контрольный эксперимент.

На основе полученных данных можно отметить, что после реализации программы по развитию зрительного внимания у детей младшего дошкольного возраста, результаты детей улучшились.

Предложенная программа по развитию зрительного внимания у детей младшего дошкольного возраста является эффективной.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.156.84 (0.009 с.)