ТОП 10:

ГЛАВА 25. ЭКСПЕРИМЕНТ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ



Ключевые термины: Общенаучный метод. Логическое правило. Факторная переменная. Зависимая и независимая переменные. Факторный план. Изучаемая группа. Гипотетическая модель. Экпериментатор. Типология экспериментов. Натурный эксперимент. Полевой эксперимент. Модельный эксперимент. Мысленный эксперимент. Экс-постфактум эксперимент. Научный эксперимент. Прикладной эксперимент. Параллельный и последовательный эксперимент. Проективный эксперимент. Ретроспективный эксперимент. Искусственная реальность.

Прежде всего, отметим, что эксперимент, в широком значении термина, это общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях новых знаний, прежде всего о причинно-следственных отношениях в структуре явления или процесса. Первые его использования отмечены в естествознании в работах Г. Галилея (1564-1642). Впервые идею о возможности использования научного эксперимента в изучении общества Нового времени, высказал П. Лаплас (1749-1827), однако только в 20-х годах XX столетия, с развитием позитивистской социологии, метод получил достаточно широкое распространение в прикладных исследованиях и перешел из лабораторной стадии к натурной, полевой.

Как иследовательский метод, эксперимент была разработан в XIX в. Дж. С. Миллем. Его модель основывается на правиле двойного
логического различия в согласии
:если в эксперименте за серией событий А, Б и В следует событие а, но за серией событий Б, В не следует а, то А есть причина а. Первая из двух групп событий рассматривается как экспериментальная, а вторая — как контрольная. Единственное отличающее их событие называется независимой переменной, которая в ходе эксперимента может подвергаться различным изменениям. Двойное правило Миллябыло оснащено процедурами статистического анализа, известными на то время, по оценке причинно-следственных факторов. Их предназначение состояло в том, чтобы разработать методы позволяющие отбирать истинно причинные связи от всех связей опосредования и сопутствия. В дальнейшем, правило Милля было дополнено вероятностныи процедурами и средними. Это связано с тем, что средние наблюдаемых явлений оказываются устойчиво постоянными (как мера оценки явлений). Но это постоянстов связано с постоянством среды и лбое изменение средней (тенденции) происходит тогда когда изменяется среда.

Один из основоположников современных методов планирования эксперимента и методов его анализа R.A. Fisher (1890-1962) разработал свои подходы и методы, занимаясь обработкой данных сельскохозяйственных экспериментов в Хартфордшире (Англия), решая проблему наилучешего меню и привеса для поголовья животных. Многие методы статистики, разработанные тогда, с небольшими модификациями применяются и в общественных науках. В этом плане использование теории для решения практических задач всегда приносило прекрасные результаты («нет ничего практичней хорошей теории», как говорили классики).

Что же представляет собой эксперимент в социологии? Социологический эксперимент - это такой метод эмпирического исследования, который позволяет получить информацию о количественном и качественном изменении показателей деятельности изучаемого социального объекта в результате воздействия на него вводимых экспериментатором новых или видоизменяемых существующих (управляемых) факторов.

Обычно эта процедура осуществляется путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий путем включения в обычно существующую ситуацию целесообразно определенных контролируемых условий. Такие условия приводят к образованию новой, эмерджентной, ранее не существовавшей ситуации, и позволяет зафиксировать соответствие или несоответствие состояния объекта изменившимся условиям, или действий изучаемой группы людей, в соответствии с выдвинутой гипотезой. Поэтому в эксперименте основной задачей является проверка гипотез о причинных связях (их наличии или отсутствии) исследуемых в эксперименте явлений, процессов и событий.

Необходимость проведения социального эксперимента возникает в тех случаях, когда требуется решить задачи, связанные с определением того, каким образом та или иная социальная (профессиональная, демографическая и т.п.) группа, или та или иная социальная сфера будет реагировать на включение в обычную для нее ситуацию тех или иных факторов, вызывающих перемены. Этими факторами, в рамках прикладного социологического исследования могу служить рекомендации, сформулированные в результате проведенного прикладного исследования. Их внедрение и сявязано с проведением эксперимента. Из этого следует, что задача заключается в том, чтобы измерить показатели реагирования изучаемой группы на те или иные, новые, по сравнению с обычной ситуацией ее повседневной деятельности факторы, в искусственно созданных и контролируемых исследователем условиях. Анализ реагирования осуществляется в рамках проведения детерминационного (казуального) анализа. Зависимая переменная, отражающая результат воздействия факторов, может быть только количественной. Независимые переменные (факторы) могут быть как количественными так и качественными. Важнейшим условием проведения любого эксперимента является устранение действия посторонних факторов на независимые переменные и случайный подбор контрольной и экспериментальной группы. Возможность применения эксперимента в прикладном исследовании зависит от специфики объекта и предмета исследования и от оценки характера реакции социальной группы на планируемые изменения. План эксперимента разрабатывается согласно стандартам, предъявляемым программой социологического исследования, как в ее методической, так и организационной частях. Это предопределяет и этапы его организации и проведения.

Классический социологический эксперимент включает три стадии: формирование групп (контрольной и экспериментальной); проведение эксперимента ( ввод экспериментальных факторов или условий); измерение и анализ результатов эксперимента. Классический сценарий проведения эксперимента, в ходе его совершенствования, точнее, в ходе его использования для решения весе более сложных социальных и естественно-научных экспериментов, был дополнен факторным планом. Онпредполагает возможность последовательного ввода нескольких независимых признаков и использование корреляционного, дисперсионного, факторного, регрессионного видов анализа и других, для определения решающих причинно-следственных связей и переменных.

Виды социологического эксперимента. Различают два основных вида: натурный (полевой, лабораторный) и мысленный (модельный) эксперименты. Использование натурных экспериментов в социологии ограничено природой социальных объектов исследования, состоящих из личностей, что требует от исследователей неукоснительного соблюдения моральной нормы ‑ "не навреди". Поэтому большинство натурных социологических экспериментов проводится на малых группах и обычно имеет много общего с социально-психологическими экспериментами. Однако мы знаем, что в ходе реформирования нашего Отечества в последние полтора десятилетия было осуществлено немало жестких натурных экспериментов в масштабах всего общества. Попытка их осмысления была предпринята группой Т.И. Заславской, в серии работ под общим названием «Куда идет Россия?».Цетральной проблемой в этом проекте стало общество в целом. В рамках деятельностно-структурной концепции трансформационного Российского процесса ключевое место занимает изучение социального механизма, обеспечивающего воспроизводство и развитие процесса перехода страны в новое качество[26]. По нашему мнению основным предметом любого эксперимента и выступают социальные механизмы, начиная с малой группы и завершая крупной организацией и социумом в целом.

Мысленные социологические эксперименты распространены гораздо шире, по существу, они присутствуют в каждом крупном социологическом исследовании, где используются методы статистического анализа, и являются основными при моделировании социальных процессов на ЭВМ. Наиболее эффективной при этом является, так называемая, человеко-машинная система моделирования, в которой одна часть параметров объекта формализована, а другая остается неформализованной и представлена в виде концепций, сценариев, ценностных ориентаций человека, взаимодействующего с формальной частью в диалоговом режиме. Модельные эксперименты позволяют более точно определить стратегию натурного социального эксперимента, но не могут заменить его. Большое распространение получили локальные социальные эксперименты— в масштабах производственных коллективов и территориальных общностей. Если в ходе эксперимента решается вопрос об истинности одной из двух или более гипотез, то говорят о решающем эксперименте.

Таким образом, осуществление социального эксперимента предполагает изменение сложившейся ситуации, в которой действует изучаемая общность людей и определенное подчинение некоторых видов деятельности этой общности целям самого эксперимента. Поэтому применение эксперимента в общественной жизни, в социальных науках имеет более жесткие границы, чем в естественных науках. Пределы его применимости определяются, во-первых, возможностями социальной системы без ущерба для себя воспринять внедрение новых факторов экспериментального характера, когда они не нарушают закономерных взаимозависимостей и нормального функционирования данной системы как органической целостности. Во-вторых, далеко не все аспекты жизнедеятельности людей в тех или иных социальных ситуациях могут быть подвергнуты экспериментальным действиям, поскольку в любом из этих аспектов наряду с объективной, независимой от сознания и воли людей стороной, наличествует и реально действует субъективный фактор, обусловленный сознанием, эмоциями, волей, интересами, потребностями, стремлениями людей. Поэтому при проведении социального эксперимента приходится считаться, прежде всего, с интересами и стремлениями людей. В-третьих, содержание, структура и процедура социального эксперимента обусловлены правовыми и моральными нормами, функционирующими в обществе.

В качестве независимых переменных в социологическом эксперименте могут выбираться различные аспекты производственной деятельности коллектива, например, освещенность или загазованность помещения; способы мотивационного воздействия на работников - поощрение, наказание, продвижение. В плане могут рассматриваться различные стороны совместной деятельности: групповой, инновационной, производственной, научно-исследовательской, политической, экономической. А также различные стороны власти в организации и типы лидерства: демократического, либерального, авторитарного и т.п.

В качестве зависимых переменных используемых в социологическом эксперименте обычно выделяются индивидуальные знания, навыки, мотивы деятельности, групповые мнения, ценности, стереотипы поведения, качество трудовой деятельности, активность экономического, политического, религиозного поведения и т.п. Поскольку такого рода характеристики чаще всего носят неявный характер, т.е. не поддаются непосредственному обнаружению и количественному измерению, исследователь в процессе подготовки к социологическому эксперименту предварительно определяет систему индикаторов, по которым он будет следить за изменением характеристики зависимых переменных.

Независимая переменная в социологическом эксперименте должна выбираться таким образом, чтобы ее относительно легко можно было наблюдать и измерять. Количественное измерение независимой переменной подразумевает численное фиксирование интенсивности или эффективности ее проявления (например, освещенности помещения) или воздействия (например, наказания или поощрения). В этой связи возникает важная статистическая проблема- отделения естественных неконтролируемых различий между индивидами или их группами, от различий которые возникают из-за управляемых изменений во внешних условиях. Успех решения этой задачи расширил применение эксперимента в сфере социального управления при поиске новых средств и методов достижения поставленных целей, что позволяет говорить о социально-управленческом или социальном эксперименте.Последний термин используется и в более широком значении — как любой эксперимент в общественных науках. Применяемый в социологии, с учетом специфики ее объектов и методов, он позволяет говорить о социологическом эксперименте, о котором ниже и пойдет речь.

Социологический эксперимент как специфический метод прикладного исследования обладает имманентными компонентами.

Экспериментатор - это исследователь или (гораздо чаще) группа исследователей, которые разрабатывают теоретическую модель эксперимента и осуществляют эксперимент на практике.

Экспериментальный фактор, или независимая переменная (признак) - условие или группа условий, которые вводятся в исследуемую ситуацию (деятельность) социологом. Независимая переменная управляется и контролируется со стороны экспериментатора, в ходе реализации программы эксперимента.

Экспериментальная ситуация - такая ситуация, которая преднамеренно создается исследователем в соответствии с программой и гипотезой эксперимента и в которую не включается экспериментальный фактор.

Экспериментальный объект — это организация или небольшая социальная общность, оказавшаяся в экспериментальных условиях, определяемых гипотезой социологического эксперимента.

Разработка программы и проведение социологического эксперимента включают в себя несколько этапов.

Первый этап - методологический. На этом этапе экспериментатор формулирует проблемное поле исследования, определяет его объект и предмет, цели и задачи исследования. В качестве объекта исследования выступают определенные социальные группы, общности, организации. Цели и задачи эксперимента определяются основными характеристики изучаемого объекта, Важнейшей частью методологи эксперимента является разработка определенной гипотетической модели изучаемого явления или процесса , которая создается, в символах и знаках, как идеальный прототип (модель) исследуемой экспериментальной ситуации.. В модели выделяются основные взаимозависимые параметры и их возможные связи с другими явлениями, процессами. Модель описывается как целостная система переменных, среди которых выделяется независимая (независимые) переменная, или как ее еще определяют - экспериментальный фактор.Ее действие регулируется экспериментатором и выступает в качестве гипотетической причины определенных изменений в зависимой переменной(переменных). Не экспериментальными переменными выступают свойства, отношения, взаимозависимости изучаемой социальной системы, имеющие существенное значение для ее функционирования, но не зависящие от условий и факторов, специально вводимых в данную систему экспериментатором.

Второй этап — методический. Важнейшими компонентами этого этапа исследования являются разработка методики исследования, определение его процедур, формулирования плана создания экспериментальной ситуации.

Третий этап – организационный, проведение эксперимента. В процессе его формулируется организационный план осуществления намеченной программы, создается экспериментальная ситуация, изучаются реакции экспериментируемых групп на вводимые независимые переменные (экспериментальные факторы).

Четвертый этап – проведение анализа и оценка результатов полученных в ходе проведения эксперимента. Анализ и оценка полученных результатов раскрывают причинно-следственные связи, подтверждают исследовательскую гипотезу, и, следовательно, достигнуты ли намеченные цели и задачи исследования.

Типология социальных экспериментов.

По характеру экспериментальной ситуации эксперименты в социологии подразделяются на полевые и лабораторные, контролируемые и неконтролируемые (естественные).

Полевой социологический эксперимент представляет собой такую разновидность экспериментального исследования, в котором воздействие экспериментального фактора на изучаемый социальный объект происходит в реальной социальной ситуации при сохранении обычных характеристик и связей этого объекта (производственного коллектива, студенческой группы, политической организации и т.п.).

Классическим экспериментом этого типа (и получившего название Хотторнского), является проведение под руководством профессора Элтона Мэйо известных исследований в 1924-1932 гг. на Хотторнских электрических заводах близ Чикаго (США). При решении первоначально поставленных задач (повышение производительности туда) были сделаны два важных вывода: 1) не существует прямой механической связи между переменной «условия труда» (освещенность) и «производительность» (отрицательный результат – тоже результат!!!); 2) необходимо искать иные, опосредованные, скрытые от исследователей, факторы определяющие трудовое поведение людей, находящихся под наблюдением, в том числе и производительность их труда. На последующих этапах, когда в качестве независимых переменных использовались: температура помещения, влажность, материальные стимулы, психологическое давление на группу (бригаду), было выяснено следующее. Во-первых, условия труда воздействуют на трудовое поведение индивидов не непосредственно, а опосредованно, через так называемый "групповой дух" т.е. через групповую сплоченность, понимаемую как самоценность группы по отношению ко всему окружающему, а во-вторых, что именно групповая сплоченность является решающим фактором роста эффективность труда.

Историческая значимость Хотторнского эксперимента заключается в том, что в области методологии он привел, во-первых, к переосмыслению роли, значимости и соотношения материального и субъективного в производственном процессе; во-вторых, выявил место и роль латентных факторов работы в группе ("групповой дух"), ранее ускользавших от внимания исследователей и организаторов производства; в-третьих, привел к пониманию значимости неформальной организации (групповая сплоченность и солидарность), в-четвертых, положил начало развитию одного из важнейших направлений западной социологии и менеджмента ‑ бихевиоризма.

По степени активности исследователя, среди полевых экспериментов выделяют контролируемые и естественные. В случае проведения контролируемого эксперимента исследователь разрабатывает модель социального объекта в виде набора переменных, отражающих условия его функционирования, а затем вводит в действие независимую переменную (или последовательный набор переменных) для проверки предполагаемых под его действием будущих изменений.

Естественный эксперимент - это такая разновидность полевого эксперимента, в которой исследователь является скорее наблюдателем, чем экспериментатором. Наша действительность является уникальной экспериментальной площадкой, где опытному исследователю предоставлены прекрасные возможности экспериментального наблюдения за социально-экономическими процессами в области образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, недружественных поглощений предприятий и фирм, акционирования и формирования корпораций. Все зависит от поставленных целей и задач исследования, разработки соответствующей модели объекта исследования, определения факторных и результирующих переменных, уровня методического обеспечения работы в целом. Естественный эксперимент обладает тем преимуществом, что момент искусственности в нем сведен до минимума, а если подготовка к нему проведена тщательно и продуманно, то чистота и достоверность выводов, полученных в результате его проведения, обладает высокой степенью достоверности и фактологичности.

Лабораторный эксперимент - разновидность экспериментального исследования, который проводится в искусственной ситуации. Искусственность последней состоит в том, что исследуемый объект переводится в нее из своей обычной, естественной среды в обстановку, которая позволяет отвлечься от случайных факторов, увеличить возможность более точной фиксации переменных. Вследствие этого вся исследуемая ситуация становится более контролируемой и управляемой. Трудности проведения ЛЭ связаны с необычностью самой лабораторной обстановки, наличием приборов, присутствием и активным действием экспериментатора, а также осознание испытуемыми искусственности ситуации. Сведение к минимуму этих недостатков требует четкого инструктажа всех участников эксперимента, четкости и ясности понимания задач и адекватности действий.

Специфическая разновидность лабораторного эксперимента является уже упомянутый мысленный эксперимент. Дополним, что в последнее время все более широко используемой формой мысленного эксперимента является манипулирование на математических моделях социальных процессов, осуществляемое с помощью компьютеров. Отличительной особенностью таких экспериментов является их многофакторность, при которой экспериментатор получает возможность одновременно варьировать значениями не одного вводимого им в действие экспериментального фактора, а целого комплекса таких факторов. Это позволяет ставить и решать задачи комплексного изучения сложных социальных процессов и переходить от уровня описания к уровню объяснения, а затем - к теории, позволяющей осуществлять прогнозирование.

Одним из примеров мысленного эксперимента является разработка в середине 60-х годов XX столетия сотрудниками Пенсильванского университета в Филадельфии (США) Р. Сиссоном и Р. Акоффом, известными учеными в области стратегического управления, количественной теории эскалации и деэскалации военных конфликтов. Моделью разрабатывались, на основе нескольких ранее описанных в научной литературе сценариев, эскалации вооруженных конфликтов, содержание которых основывалось на принципах действие – противодействие («Если…, ….то… .). Эти эксперименты дополнили методический арсенал экспертного оценивания развития событий в данной сфере.

Перечень применяемых в данном эксперименте переменных показывал, что подобного рода полевые эксперименты с эскалацией и деэскалацией вооруженных конфликтов, с использованием ядерного оружия, возможны только в лаборатории. В наше время, ситуация кардинально изменилась. По мнению многих исследователей, война США с Ираком, представляется реальным полевым экспериментом военных кругов США, который, как показывают реальные события, был недостаточно детально просчитан. Следовательно, как показывает практика, социальные эксперименты, проведение которых ранее казались немыслимым предприятием, ныне осуществляются в глобальном масштабе.

Теоретическая экспериментальная ситуация, рассматриваемая как "искусственная реальность", должна удовлетворять следующим условиям:

- возможность проверки нескольких гипотез относительно изучаемых реальных социальных процессов;

- ясность и четкость формулировки понятий для экспериментальных переменных, характеризующих ситуацию;

- операционализацию переменных в «хорошие» измерители и количественное описание развитие событий;

- возможность «сжатия» описания сценария для упрощения "искусственной реальности»;

- возможность разбивки всей ситуации на отдельные логические блоки, которые ранее где-то уже прошли экспериментальную либо практическую проверку.

Все эти условия позволяют, путем последовательных итераций максимально приближаться к оптимальному подобию к объективной реальности, разработки сценариев эксперимента с выдвижением различных альтернатив. Одна из таких схем приведена ниже. Схема № 1

Общая концептуальная схема мысленного эксперимента

 

Одной из разновидностей мыслительного эксперимента является "экс-постфактум"— эксперимент. Как следует из названия, событие уже произошло, результаты его известны. В этом случае, целью исследования является восстановление причинно-следственных связей процессе событий, а также сбор и анализ данных о совершившихся событиях, акторах, условиях и предполагаемых мотивах их свершения, на основе новой методологии и методики. По своей направленности "экс-постфактум" - эксперимент означает движение исследовательской мысли от прошлого к настоящему. Одним из примеров такого эксперимента являлось исследование проведенное М.Х. Титма в в Институте социологии Эстонской ССР, основной гипотезой которого было предположение о том, чем выше поколенческое образование, тем выше социальная активность этой группы и тем выше служебное и профессиональное продвижение члена данной когорты.

В зависимости от специфики решения поставленной задачи эксперименты подразделяются на научные и прикладные. Научный эксперимент ориентирован на проверку и подтверждение гипотезы, содержащей ранее неизвестные данные, новые научные данные, еще не получившие своего подтверждения, следовательно, еще не доказанные. Прикладной эксперимент нацелен на проведение реальных манипуляций в различных сферах жизнедеятельности общества и ориентирован на получение как реального практического, так и потенциального политического эффекта.

По специфике используемых в исследовании факторов (независимых переменных) эксперименты подразделяются на однофакторные и многофакторные. По характеру логической структуры доказательств исходных гипотез выделяются параллельные и последовательные эксперименты. Параллельный эксперимент - эта такая разновидность исследовательской деятельности, при которой выделяются экспериментальная и контрольная группа (как в Хотторнском эксперименте), а доказательство гипотезы опирается на сравнение состояний двух исследуемых социальных объектов (экспериментального и контрольного) на одном и том же временном отрезке. Экспериментальной в таком случае называется группа, на которую исследователь воздействует независимой переменной (экспериментальным фактором), т.е. та, в которой реально осуществляется эксперимент. В качестве контрольной является группа, которая является идентичной первой по своим основным характеристикам (размеру, составу и т.п.), подлежащим исследованию, но для которой экспериментальные факторы не вводятся. Сравнение состояния, деятельности, ценностных ориентации и т.п. обеих групп и дает возможность найти доказательства выдвинутой исследователем гипотезы о влиянии экспериментального фактора на состояние изучаемого объекта.

Последовательный эксперимент обходится без специально выделенной контрольной группы. Одна и та же группа первоначально исследуется в ее «естественной» ситуации для получения отправных, контрольных данных и в качестве экспериментальной — после того, как независимая переменная (экспериментальный фактор) оказала на нее предусмотренное (или какое-либо иное) действие. В такой ситуации доказательство исходной гипотезы опирается на сравнение двух состояний исследуемого объекта: до и после воздействия экспериментального фактора.

Кроме того, по специфике решаемой в исследовании задачи выделяются проективные и ретроспективные эксперименты. Проективный эксперимент ориентирован на создание определенной картины будущего ‑ проектирования наступления определенных событий под действием экспериментального фактора. Ретроспективный эксперимент направлен в прошлое. Осуществляя его, исследователь анализирует информацию о прошлых событиях, пытается проверить гипотезы о причинах, вызывавших уже свершившиеся или совершающиеся следствия. Если реальный эксперимент всегда является проективным, то мысленный эксперимент не ограничен «стрелой времени» и может быть как проективным, так и ретроспективным.

Завершающим этапом эксперимента, как и для всех «жестких» методов СИ является обработка, анализ, интерпретация и представление данных. Результаты упорядоченных и типологизированных экспериментальных данных, обработанных специальными пакетами программ, представляются, как правило, в виде таблиц, схем или графиков. Основой надежности сценариев и выводов по-прежнему остается проверка и подтверждение выдвинутых гипотез, а также возможность повторной или независимой их проверки. Расширение прикладного применения эксперимента требует также репрезентативности экспериментального объекта, группы или процесса, по основным экспериментальным переменным.

Применение эксперимента в социологическом исследовании связано с рядом трудностей, которые не позволяют в некоторых случаях добиться чистоты эксперимента, так как далеко не всегда оказываются учтенными воздействия на экспериментальные факторы дополнительных переменных или случайных факторов. Кроме того, социальный эксперимент, в той или иной мере затрагивает интересы конкретных людей, в связи с чем, возникают определенные этические проблемы при его организации, а это сужает область применения эксперимента и требует повышенной ответственности от социологов при его подготовке и осуществлении.

Эксперимент в социологическом исследовании часто бывает органически связан с наблюдением. Но если наблюдение используется в первую очередь для формулирования гипотез, то социальный эксперимент ориентирован, прежде всего, на их проверку и выявление внешних и внутренних причинно-следственных связей социальных объектов и процессов.

Значимость эксперимента в социологических исследованиях определяется тем, что он, во-первых, позволяет получать новые знания об изучаемых социальных объектах; во-вторых, дает возможность подтвердить или опровергнуть выдвигаемые исследователями гипотезы; в-третьих, позволяет получать практически значимые результаты, которые можно реализовать в целях повышения социального управления и планирования; в четвертых, дает исследователям возможность изучить не только ранее известные, явные функции изучаемого объекта, но и функции латентные, ранее не проявляющиеся или скрытые от внимания специалистов. И, наконец, в-пятых, открывает для исследователей своими результатами новое социальное пространство для формулирования и обоснования новых теоретических концепций развития тех или иных сфер, явлений и процессов социального развития.

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. История развития эксперимента как общенаучного метода.

2. В чем заключена сущность социологического эксперимента?

3. Что такое независимая переменная (экспериментальный фактор) и зависимая

переменная в эксперименте?

4. Классификация метода эксперимента

5. Какова структура социального эксперимента?

6. Какие этапы включает в себя проведение социального эксперимента?

7. Какие типы социальных экспериментов вы знаете?

8. В чем проявляются особенности полевого эксперимента?

9. Каковы особенности и значимость мысленного эксперимента?

10.Чем определяется значимость эксперимента в социологических исследованиях?

Дополнительная литература

1. Алексеев А.Н. Драматическая социология: эксперимент социолога-рабочего: 2 кн. - М., 1997.

2. Андреенков В.Г. Эксперимент. //Социология. /Под ред. Г.В. Осипова М, 1996. Гл.11.§4.

3. Вознесенский В. А. Статистические методы планирования эксперимен­та в технико-экономических исследованиях. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1981. Гл. 2, 3.

4. Готтсбанкер Р. Основы психологического эксперимента: Пер. с англ. М: Изд-во МГУ, 1982.

5. Гречихин В.Г. Эксперимент в социологическом исследовании; //Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988.

6. Дружинин К К. Выборочное наблюдение и эксперимент. М.: Статистика, 1977.

7. КуприянА.П. Проблема эксперимента в аспекте общественной практики. М.,1981.

8. Куприян А.П. Методологические проблемы социального эксперимента. М., 1971.

9. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и при­кладных исследованиях: Пер. с англ. /Сост. и общ. ред. М. И. Боб-невой. М.: Прогресс, 1980

10.Методы сбора информации в социологических исследованиях: организационно-методические проблемы опроса. Анализ документов. Наблюдение. Эксперимент / Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. - М.: Наука, 1990. Кн. 2.

11.Хагуров А.А. Социальный эксперимент: логико-методологические и социальные проблемы. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1991.

12.Эксперимент в конкретном социологическом исследовании. //Рабочая книга социолога. М., 1983.

13.Эксперимент в социологическом исследовании. //Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. М., 1990.

РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ. ПОДГОТОВКА, ОБРАБОТКА, АНАЛИЗ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.21.123 (0.023 с.)