Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура научного отчета по итогам социологического исследования↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32 – 81) 1. Титульный лист 2. Оглавление 3. Список исполнителей 4. Реферат (Аннотация) 5. Введение 6. Основная содержательная часть 7. Заключение 8. Приложения Реферат – краткое изложение отчета. Объем текста реферата – 1 страница. Должен содержать сведения об объеме всего отчета, количество использованных источников, перечень основных понятий. В реферате отражена цель и объект исследования, методы, использованный инструментарий, краткие результаты работы, их новизну, основные рекомендации. Реферат должен соответствовать содержанию отчета и сохранять его последовательность изложения. Во введении обосновывается актуальность исследования, степень научной разработанности данной проблемы на современном этапе как исходной позиции исследования, новизны темы и ее связь с другими аналогичными или тесно связанными проблемами; формулируются цели и задачи исследования, выделяются его этапы. В основной, содержательной части описывается программа и результаты исследования. Она может состоять из одного или нескольких разделов, в которых могут быть выделены параграфы, пункты. Первый раздел посвящается изложению программы и методики исследования. Первый параграф включает выделение цели, задач, предмета и объекта исследования, постановку проблем, фомулировку гипотез, их концептуальную разработку. Освещается состояние выделенных проблем и существующие подходы к их решению. Во втором параграфе обосновывается методика исследования, отмечаются особенности процедур, дается характеристика инструментария и технических средств, обосновывается тип выборки, оценка репрезентативности данных. Второй раздел содержит анализ результатов исследования.На основе полученных фактических данных проводится доказательство или опровержение гипотез, излагается решение поставленных исследовательских задач. Здесь нужно дать оценку полноты решения поставленных задач, обосновать достоверность полученных результатов, сравнить их с аналогичными результатами других исследований, указать на обнаруженные недостатки программы, методики, имевшиеся трудности и ошибки; в случае если это требуется — обосновать необходимость дополнительного исследования. Каждый раздел и параграф заканчивается формулировкой выводов, соответствующих теме раздела, параграфа. В заключении излагаются краткие выводы по результатам исследования, практические рекомендации по использованию результатов, виды их научного и практического использования. Приложение. Для разгрузки и большей компактности основной содержательной части текста в порядке приложения помещаются материалы, необходимые для полноты доказательности результатов, полученных в исследовании. К числу таких материалов в социологическом исследовании относятся: - инструментарий исследования (анкеты, бланки, карточки и т.п.); - программы обработки данных, формулы выборки, промежуточные математические расчеты; - первичная социологическая информация, представленная в таблицах, графиках, диаграммах, иллюстрациях; - список литературы и использованных источников и др. Вопросы для самоконтроля и повторения: 1. Дайте определение понятия «научный отчет». 2. В чем состоят основные цели и задачи отчета? 3. В чем заключается взаимосвязь отчета и типа социологического исследования? 4. Приведите формальные требования к содержанию отчета. 5. Представление одномерных и двумерных распределений в отчете. Обобщение данных. Понятие, методологические и логические принципы обобщения. 6. Основные понятия процедуры обобщения. 7. Интерпретация социологических данных. Узкий и широкий смысл понятия интерпретации. 8. Основные принципы интерпретации: направленность, дополнительность, осмысленность, верифицируемость. 9. Значение краткой формы отчета – справки по результатам социологического исследования. 10. Особенности процесса внедрения разработанных рекомендаций в практику. 11. В чем состоят основные моменты по подготовке и написанию отчета? 12. В чем состоит значение и технические возможности графической визуализации данных в отчете исследования? 13. Дайте определение основных видов графического представления данных СИ и приведите примеры. 14. В чем заключается назначение отчета по результатам исследования? 15. Опишите структуру отчета. 16. Какие методологические и методические требования предъявляются к отчету? 17. Каким образом данные представляются в публикации? Список литературы по теме: 1. Гречихин В. Г. Анализ и обобщение результатов социологического исследования. Составление научного отчета. Практическая реализация социологического исследования. /В кн.: Гречихин В. Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. - М.: Изд-во МГУ, 1998. - С. 215 - 223. 2. Девятко И. Ф.Модели объяснения и логика социологического исследования. - М.: ИСО РЦГО-TEMPUS/TACIS, 1996. 3. Демидова А. Л. Научный отчет о результатах исследования // Социологические исследования. - 1986. - № 1. 4. Дмитриева К.Б.Система эмпирического анализа результатов бюджетных обследований. - М.: ВЦ РАН, 1993. 5. Интерпретация и анализ данных в социологическом исследовании. - М.: Наука, 1987. 6. Отчет о результатах исследования. /В кн.: Рабочая книга социолога. - М.: Наука, 1983. - С. 448-451. Дополнительная литература 7. Радаев В.В. Какорганизовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. - М.: ГУ ВШЭ, ИНФРА-М, 2001. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 ПРИМЕР ПРИКЛАДНОГО ЭКСПЕРТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Оценка возможностей размещения населения Севера Тюменской области в зоне СЭКЮТ (социально-экономический комплекс юга Тюменской) области на основе исследования миграционной подвижности жителей районов Юга Тюменской Области.
Экспертиза проводилась в 1989 году социологами ТюмГУ, под руководством автора книги, по заказу Главтюменьнефтегаза, для оценки перспектив расселения части излишнего (в основном пенсионеров) северного населения на Юге Тюменской области. Обработка результатов осуществлялась специализированной программой «Эксперт». Экспертиза предполагала два этапа. Приводимый пример затрагивает только первый этап, являющийся основой всей экспертизы. Для оценки проблем было отобрано 64 эксперта, среди которых 51 мужчина и 13 женщин, в возрасте от 16 до 60 лет. Наиболее многочисленная группа экспертов в возрасте от 33 до 42 лет; всего около 55%. Временные границы проживания определенные в данной местности колеблются от полутора лет до 21 года (12,5% - 4-х лет, 25% - 5-10 лет, остальные более 10 лет). По уровню образования эксперты выглядят следующим образом: высшее - 65,6 % сред. спец. - 18,8% общее сред. - 11,0% неполн. сред. - 4,6% По месту проживания: районный центр - 23,4% в деревне (селе) - 61% рабочем поселке - 15,6% Как следует из приведенных характеристик отобранных экспертов, их состав достаточно неоднороден, что и требовало второго этапа экспертизы, после получения оценок компетентности экспертов. Отбор первой группы осуществлялся на основании рекомендации местных властей. C учетом этих данных, требуется проведение классической процедуры оценки относительной компетентности эксперта (все же точнее будет лучше говорить о согласованности оценок экспертов). Поскольку экспертиза была открытой, то в анкете экспертизы фамилия имя и отчество указывались полностью. Хотя исследование и давнее – проведено 20 лет тому назад, мы все же сохраним их анонимность, указав только аббревиатуру имен с указанием должности, под соответствующими номерами. Таблица Анкета экспертных оценок причин миграции зоны СЭКЮТ
Подготовка данных к обработке Основой подготовки данных к обработке является подготовка двух файлов данных. Первый файл (VLA1) традиционен и для обработки анкет и представляет собой линейное фиксирование всех переменных экспертизы, начиная с социально-демографических, профессиональных и характеристик проживания экспертов и заканчивая оценками объектов экспертизы. Выглядит это следующим образом (первые четыре анкеты): 1 V 38 15 A M 7 1 3 9 8 4 12 11 12 13 10 14 2 14* 2 V 41 20 A M 7 1 4 10 2 11 12 13 9 9 7 14 3 11* 3 V 37 17 A M 6 1 5 2 3 12 11 14 9 10 7 13 4 8* 4 V 37 37 A M 3 1 7 8 2 9 11 13 10 13 5 14 4 12*
Кодировка признаков осуществлялась следующим образом: 1 номер анкеты (эксперта) 2 пол: V – мужской, М – женский 3 возраст 4 место проживания 5 образрвание: А – высшее V – среднее Т – среднее техническое 8 – незаконченное среднее 6 тип населенного пункта М – город К - село D - рабочий поселок G - поселок V - деревня 7 отсутствие железных дорог ........................ 20 отсутствие работы по специальности (признаки 7 – 20 оцениваемые объекты инфраструктуры). Отметим, еще раз, что кодировка большинства номинальных признаков носит формальных характер и не несет никакого содержательного значения. (Но в данном случае использовался литовский алфавит). После проверки ошибок мы имеем массив из 64-х анкет с 20-ю признаками, где зафиксированы все значения, имеющиеся в листе экспертизы, включая и социально-демографические характеристики. Второй файл (VLA2 – Vladimir2) готовится по столбцам первого файла, начиная с первого объекта оценки. 09 7 7 6 3 2 2 7 5 5 7 2 9 9 3 8 3 10 5 14 4 13 13 14 14 5 4 4 5 2 8 4 8 1 5 3 9 7 14 8 2 12 6 8 10 10 10 7 11 12 12 4 9 10 14 14 14 10 12 9 5 11 10 11 3* ………………………………………………………………………………………. 22 14 11 8 12 1 1 8 6 8 9 9 8 11 12 12 11 11 13 13 13 10 12 14 14 10 10 8 7 6 7 13 11 3 3 9 7 8 4 13 11 10 12 4 3 13 13 9 5 5 5 1 5 11 10 5 1 6 1 7 2 14 10 12 9* Для примера здесь зафиксировано два столбца. Знак окончания документа – символ*. Всего мы имеем 14 документов, занесенных в файл, с 65-ю признаками. Теперь объекты – это признаки инфраструктуры: от №9 – отсутствие железной дороги, до №22 – отсутствие работы по специальности, а признак – номера анкеты (экспертов). Результаты анализа обеих массивов дополняют друг друга и в некотором смысле симметричны. . Начнем с рассмотрения массива VLA2 – представляющего оценки объектов.
ОЦЕНКИ ЭКСПЕРТОВ
Полученные оценки характеризуют согласованность оценок экспертов (передающих оценку компетентности). Так, наибольшую оценку – 0,01782 (условных баллов) получил эксперт №54 КВИ, председатель Лебединского пос. Совета, т.е. выставленные им оценки (ранги) соответствующим объектам инфраструктуры СЭКЮТ, наиболее близки к средним по массиву оценкам. Отметим, что данное дробное число баллов (математическое среднее) всего лишь отражает систему счета программы. В принципе эту оценку можно было бы огрубить, например, до 1,782, но принципиального значения это не имеет. Наименьшая оценка 0,001377 (т.е. наибольшее отклонение от средней), у эксперта №33 ЯВП, военнослужащего). Эти оценки и являются основой для отсева экспертов в процедуре отбора для повторного оценивания, со знанием уже полученных результатов. Величина отклонения, хотя и представляется значительной, вместе с тем не определяется объективными характеристиками экспертов. Как показал двумерный анализ двух переменных: (пола и средней) средняя оценка мужчин и женщин составляет: мужчин –0,01569, женщин –0,01538. Так же невелико различие в оценках по возрасту, времени проживания и образованию, т.е. статистических отклонений у различных групп экспертов не наблюдается. Различия связаны с субъективными, личностными факторами жизненный опыт, опыт управленческой работы и т.п. Следующая основная процедура – получение проранжированных и затем усредненных оценок объектов инфраструктуры. Приведем пример задания на обработку VLA1: EXPERT: REPLY IS «TASK =EXPANAL» EXPERT: УКАЖИТЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ МЕТОД: EXPERT: REPLY IS «METHOD = SUDER» EXPERT: УКАЖИТЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПЕРЕМЕННЫХ: EXPERT: REPLY IS «VAR # # = 7-L» EXPERT: THE INPUT NUMBERS ARE: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 EXPERT: УКАЖИТЕ КОЛИЧЕСТВО ЭКСПЕРТОВ: EXPERT: REPLY IS «# EXPERTS = 14» EXPERT: 1-ТОЕ СОБСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ = 60348 EXPERT: 1-ТОЕ СОБСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ = 60348 Таблица подвергнутых экспертизе и оценке объектов инфраструктуры зоны, выглядит следующим образом (в порядке уменьшения степени влияния на миграцию населения из данного района). Таблица 1 Итоговая усредненная ранжированная экспертная оценка объектов инфраструктуры
Представляется, что полученные результаты говорят сами за себя и не требуют дополнительного комментария. Группировка наиболее приоритетных проблем (с 1 по 7 по степени значимости и составу) позволяет выделить 2 основных фактора: 1-ый фактор – 2,4,5,1 ответы и 2-ой - 3,13,11. Это позволяет определить первый как инфраструктура транспортных сетей, второй, как инфраструктура социально-бытовой сферы. Таким образом, стратегические решения, которые должны приниматься относительно разработки областных программ по формированию в этих географических зонах площадок для массовой жилищной застройки для переселенцев с Севера Тюменской области должны предусматривать, прежде всего, выделение бюджетных инвестиций для создания всего комплекса инженерных сетей и социальной инфраструктуры. Предложите ваш возможный предмет 2-го этапа экспертного оценивания. Приложение 2 СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИКА · Социологические исследования (Социс). · Вопросы социологии. · Социология: теория, методы, маркетинг. · Социологический журнал. · Социология 4М. · Вестник МГУ, серия 18 «Социология и политология». · Вестник СПГУ, серия «Социология». · Вестник РУДН, серия «Социология». · Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. · «Мир России». · «Журнал социологии и социальной антропологии». · «Социология 4М». · «Общество и право».
[1] Татарова Г.Г. Основы типологического анализа в социологических исследованиях. М.:Изд.Дом «Новый учебник», 2004. с.5 [2] Это теоретическое понятие детально разработано Томасом С. Куном в его известной книге «Структура научных революций», выделяя два основных аспекта парадигмы. Первый – эпистемический, представляет парадигму как совокупность преобладающих в науке фундаментальных теорий, методик, ценностей и убеждений как ее актуальных образцов. Второй – социальный, раскрывает границы научного сообщества, разделяющего эти актуальные образцы. [3] Социология. Основы общей теории:Учеб.пособие/ Г.В. Осипов и др.-М.: Аспект Пресс, 1996. С.89 [4] Parsons Т. The social system. Glencoe, 1951. Р. 19. [5] (Parsons Т., Shills Е.А. Toward а General Theory of Action. «К общей теории действия» Cambridge, 1951) и «Рабочие материалы по теории социального действия» (Parsons Т., ShiIs ЕА. Working Papers in the Theory of Action. N.Х., 1953). [6] «Социальная теория и социальная структура» (Merton R.E. Social Theory and Social Srtucture. Glencoe, 1957; Х.У., 1968), [7] Ельчанинов М.С. Социальная синергетика и катастрофы России в эпоху постмодерна. М.: Ком. Книга, 2005. [8] (См.: Миллс Р. Властвующая элита. М., 1954).
[9] (Dahrendorf Class and Class Conflict in Industrial Society. Stanford, 1959. p. 135).
[10] Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: Учебник -3-е издание. М.: Издательство «Экзамен», 2007. с.641. [11] Валидность метода. Здесь понимается как показатель качества метода, его способность давать результаты, адекватно отражающее изучаемое явление, т.е. именно те результаты, для получения которых он предназначен. Социология. Энциклопедия. Минск. Книжный Дом. «2003. с151. [12] Элизабет Ноэль. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. Пер. с нем. М.:Прогресс. 1978. [13] А.И. Кравченко. Социология. Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. с.11. [14] Эмерджентность (Еmergence). Эмерджентность – это проявление свойств или качеств ранее не наблюдаемых в наборе функциональных характеристик системы. (Авт.) [15] В.А. Ядов в сотр. с В.В. Семеновой. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: «Добросвет», 1998. с. 75. [16] Cultures and organizations. Intercultural Cooperation and its Importance for Survival. HarperCollins. 1994.- 279 p.
[17] Е.М. Бабосов. Социологический практикум. С.25 [18] Результаты социологического опроса населения по проблемам единстваТюменской области. Тюмень, 1992. С. 3-4. [19] Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. С. 65 [20] Подробнее о процедурах измерения социальных характеристик см., например, - Толстова Ю. Н. Измерение в социологии. М., 1997 [21] В.А. Ядов. Стратегия социологического исследования. М.: Добросвет, 1988. с. 245. [22] В.А. Ядов. Стратегия социологического исследования. М.:Добросвет, 1998, с.261 1. Показатели устойчивого развития: структура и методология. Пер. с англ. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2000. 359 с. См. также: Теория управления, М. 1988
[24] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т, 3с. 19. [25] Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.:»Добросвет», «Книжный дом Университет», 1998. с. 66 [26] Экономическая социология в России: поколение учителей. Изд. домГУ ВШЭ, 2008. С.15 [27] см. Брюлль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации. Пер. с нем. СПб.: ООО «ДиаСофеЮП», 2002.-608.с.).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 938; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.191 (0.013 с.) |