Специфика написания отчета в зависимости от его типа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика написания отчета в зависимости от его типа



Исследовательские отчеты бывают разных видов. Одни из них предназначены непосредственно для научной общественности, другие - для клиентов. Способ, с помощью которого исследова­тели представляют данные исследований, влияет на доверие читателя к результатам и в целом на отношение к исследованию. Каждый вид отчета имеет свою специфику. Остановимся более подробно на специфике написания отчетов в части анализа резуль­татов, дискуссии:

1. Исследовательский (научный) отчет. В этом отчете возмож­но присутствие специальной социологической терминологии. В отчете могут быть использованы усложненные формулировки, которые, однако, должны быть понятны профессионалам. В науч­ном отчете должна прослеживаться логика мысли исследователя от зарождения идеи до конечного результата. Отдельное место в научном отчете отводится методологии проведения исследования, а в специальном разделе достаточно подробным образом описы­ваются все методы, с помощью которого был осуществлен сбор материала, возможно краткое изложение основных компонентов программы, включая задачи и гипотезы исследования. В некото­рых отчетах возможно приложение инструментария (образцов анкет и интервью). Делается это порой для того, чтобы существо­вала возможность сравнимости данных, собранных данным иссле­довательским коллективом с данными других исследований.

Кроме того, в научном отчете возможно перечисление всех нахо­док исследования, в том числе и тех, которые не всегда целесообраз­но включать в отчет для клиента. Таким образом, научный отчет, пред­ставляет собой наиболее полный и объективный исследовательский результат, что говорит о валидности исследование.

2. Отчет для заказчика. Этот отчет, как правило, создается таким образом, чтобы быть понятным клиенту - неспециалисту в области социологии. Поэтому отчет для заказчика не должен быть перегружен специальной терминологией. Результаты исследова­ния, затрагивающие особо щепетильные вопросы, некоторые сфе­ры, которые могут быть неадекватно расценены заказчиком, в осо­бых случаях не включаются в отчет (если заранее не оговаривалось между заказчиками и социологами о предоставлении полной и исчерпывающей информации об объекте, включая негативную).

Пример структуры исследовательского отчета №1

Проект «Управление инновациями и модернизация постсоветс­кой промышленности» II этап (апрель 2001 г.)

Региональный аналитический отчет по Московской области

1. Введение (краткая справка об исследованных предприятиях: отрасль, технический уровень, форма собственности и корпо­ративного управления, размер, возраст, типы инноваций).

2. Особенности механизма инновационного процесса на предпри­ятиях на стадиях проектирования, реализации, получения резуль­татов и их оценки.

3. Взаимодействие промышленных предприятий и научно-иссле­довательских организаций.

4. Барьеры инноваций и пути их преодоления.

5. Описание примеров удачной практики (элементов успешного механизма управления инновационным процессом).

6. Выводы и практические рекомендации.

С особенной тщательностью в отчете для заказчика нужно го­товить информацию, полученную от сотрудников, работающих на данной фирме. Все выводы и рекомендации должны быть только в обобщенном виде. В отчете не должно быть намека на то, кто и какую информацию дал социологам. В отчете должна быть такая информация, чтобы после ее прочтения клиент не мог вычислить главных «информантов» и причинить им зло. Этический аспект написания отчета для клиента содержит все те же рекомендации, как и в любом другом исследовании. Основной принцип: не на­вреди респонденту. Однако при написании отчета для клиентов, необходимо помнить, что количество людей в организации намно­го меньше, чем при участии в массовых опросах и поэтому они являются более уязвимыми. Именно поэтому в отчете не должно быть прямых или косвенных указаний на лиц, снабжающих соци­олога достоверной информацией об объекте.

В отчете, подготовленном для клиента, как правило, содержится одна часть, которая посвящена рекомендациям социологов. Иногда, в тех случаях, когда клиент заинтересован, рекомендации могут выглядеть как перечень мер, которые необходимо сделать с точки зрения исследователей для наиболее успешного функционирования организации. В тех случаях, когда руководители фирмы или пред­приятия заинтересованы в решении социальных вопросов, они могут попросить социологов специально выделить блок, посвященный мерам по улучшению социальных условий на предприятии.

В современных условиях, когда все меньше и меньше директоров заводов, руководителей фирм заказывают чисто социологические исследования, заключения по которым могут носить опосредованный характер. Социологи могут давать рекомендации, однако все зави­сит от воли директора внедрять или нет их рекомендации.

На социологах, таким образом, лежит огромная ответственность за выработанные рекомендации, именно поэтому они должны совме­щать в себе и роль исследователя, и роль эксперта - специалиста в области трудовых отношений, социологии труда, социологии управ­ления, чтобы достаточно квалифицированно давать рекомендации, исходя из общемировой практики. Не всегда команда исследовате­лей готова к такого рода рекомендациям, поэтому очень часто социо­логи и заказчики сходятся на том, что заказчик дает доступ для ис­следования организации, требуя взамен перечня определенных «проблемных» полей, которые видят люди извне. В таких случаях, социологи могут в приватной беседе показать определенные проблем­ные области в организации, которые существуют на их взгляд, а за­казчик оставляет за собой право принимать управленческие реше­ния в дальнейшем по этому поводу.

Таким образом, в современном мире область рекомендаций все более и более часто осваивают консалтинговые фирмы, а социологи и клиенты ищут новые взаимовыгодные варианты сотрудничества. Одной из форм такого сотрудничества является также предоставле­ние предприятию отчетов в виде определенных аналитических спра­вок, сводных статистических таблиц.

На сегодняшний день, как правило, не на всех фирмах и заво­дах действуют аналитические бюро по анализу и обработке ста­тистической информации. Более того, в начале 90-х годов многие плановые функции были свернуты на предприятиях и только сей­час некоторые предприятия возвращаются к анализу хозяйствен­ной деятельности. В основном в эти годы существовали лишь грубые прикидки. Поэтому одной из форм взаимовыгодного сотрудничества между социологами и клиентами в настоящее время является договор и предоставлении аналитических мате­риалов, касающихся исследуемого предприятия. Тем самым, социологи, получая доступ на предприятие, а также доступ к ста­тистическим данным, обязуются проанализировать, например, динамику развития персонала, анализ внутренней или внешней мобильности работников и т.п. Отчет для заказчика, таким обра­зом, может быть дополнительным отчетом, не связанным с темой исследования.

3. Интегрированный отчет. В современную эпоху все чаще и чаще результаты, полученные в количественном исследовании, необходимо пополнять качественными данными, которые по-новому освещают проблемы, лишь частично объясняемые количественными данными. В таких случаях исследователи пишут интегрированные отчеты, в которых наряду со статистикой присутствуют и выдержки из глубинных интервью, материалы наблюдений, которые объясняют статистические данные. Такого типа отчеты наиболее удобны и для читателя, поскольку позволяют даже тем, кто не совсем разбирается в статистической ин­формации и таблицах, ухватить суть сообщаемой информации.

4. Сегментированный отчет. В отличие от интегрированного отчета исследователи под воздействием определенных обстоятельств порой готовят сегментированные отчеты. В таких отчетах приводит­ся либо только количественная часть и не описываются находки с качественной стороны исследования, либо наоборот исследователи описывают результаты глубинных интервью с экспертами, и не опи­сывают количественные результаты. Все зависит, конечно, от самого заказа, от типа заказчика и от замыслов самих исследователей.

1. Специфика представления данных исследования в стиле кейс стади. В некоторых случаях, когда исследователи длительное время исследуют ту или иную организацию, фирму, предприятие или делают сравнительный анализ нескольких предприятий, областей, регионов, отчет может принимать довольно сложную для кейс стади форму. В таком отчете подробно описывается история вопроса, об­зор ситуации, а затем идет полное описание исследования и иссле­довательских находок. Надо отметить, что отчеты такого рода не дол­жны наносить вред изучаемым предприятиям, а также лицам, у которых исследователи брали информацию. Поэтому порой назва­ние предприятия вуалируется, имена респондентов заменяются. Надо отметить, что в качестве отдельного кейса, представленного в отчете, может быть не только предприятие или организация, но и судьба отдельного человека, описание отдельного процесса или явления. Если же изучается какое-то явление на уровне общества, то возмож­но и представление нескольких случаев - судеб людей для наиболее полного и глубокого описания того или иного явления.

Ниже представлен вариант отчета, созданный английской иссле­дователем Аннетт Робертсон на основании изучения положения женщин в двух угольных регионах России. Из структуры отчета вид­но насколько подробно и всесторонне автор подходит к изучаемой проблеме, посвященной тому, как женщины в угольных регионах справляются со сложным социально-экономическим положением, и что они делают для того, чтобы выжить. Достаточно важно и то, что автор сознательно строит изложение от общего - к частному. Она начинает свой обзор с общего состояния экономики и положения женщин в угольных регионах. Этому посвящена первая часть. Во второй части автор переходит к конкретным стратегиям, посвя­щенным отобранным для исследования женщинам.

Пример структуры отчета №2

А.Робертсон. Предприимчивые женщины: как женщины в угольных регионах России отвечают на изменения в области экономики и занятости

Часть I. Обзор ситуации: общие и конкретные проблемы, стоящие перед женщинами в угольных регионах России



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.006 с.)