Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кейс внутри кейса. исследование нескольких случаев внутри одногоСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Мы пока обсуждали «случаи», до сего времени выглядевшие достаточно монолитными. Однако в реальном исследовательском проекте могут быть и такие ситуации, когда внутри каждого кейса может быть суб-кейс, который фактически выглядит как кейс внутри кейса. При таком подходе мы будем иметь более чем один объект для анализа. В западной литературе иногда встречается название «встроенный дизайн случая». Это происходит, когда мы изучаем какую-то организацию или группу людей и наше внимание сконцентрировано на определенных ярких и впечатляющих подобъектах или определенных явлениях, особенно, если они выбраны, потому что были критическими, чрезвычайными, уникальными или «разоблачительными». Выбор случаев для исследования — это не единственная проблема, с которой сталкивается исследователь, реализующий свое исследование в стиле кейс стади. В равной степени важно внутри исследовательского вопроса выбрать и сконцентрировать свое пристальное внимание на отдельных событиях, случаях внутри уже выбранного случая. Ниже мы остановимся на тех моментах, которые играют важную роль в процессе работы над кейс стади. Жизнь богата событиями, а исследование случая, как правило, проходит в его динамике. Именно поэтому исследователь порой сталкивается с дилеммой: какие события изучать более подробно, на какие обратить внимание, а какие можно пропустить, а также на то, на каких уровнях и в каком временном континууме эти события наиболее целесообразно изучать. Множественные кейсы предлагают исследователю даже более глубокое понимание процессов и результатов, определенный шанс развить (а не только проверить) гипотезы, раскрыть сети причинно-следственных связей, которые рассматриваются в локальном контексте. Таким образом, исследователь постоянно сталкивается с необходимостью отбора, в особенности, если он проводит исследование без команды. В этом случае необходимо тщательно обдумывать: где, на каких уровнях необходимо вести более тщательное наблюдение, когда это наблюдение будет наиболее эффективно, с какими людьми вести беседы и по каким вопросам. Думайте о том, что вы не будете изучать, наметьте границу для себя. Но помните о том, что понятие границы достаточно условно. Всякая граница может быть подвижна в зависимости от обстоятельств. Выборка в качественном исследовании обычно первоначально полностью не определяется и в течение полевой работы может изменяться. Первоначальные контакты с ключевыми информантами позволяют вам впоследствии отбирать как похожие типы людей, так и абсолютно противоположные. Такой подход называется концептуально осуществляемой последовательной выборкой. Продумывание выборки - это один из основных вопросов, которые влияют на последующий анализ. Выборка в качественном исследовании имеет тенденцию быть скорее целевой, нежели случайной. Она предназначена для наполнения теоретической конструкции всем многообразием существующих отношений. Качественные исследователи обычно работают с небольшими массивами людей, которые находятся в определенном контексте. Основные же параметры, которые относятся к исследовательскому вопросу, изучаются достаточно глубоко. Фактически вы не сможете изучать всех и каждого в вашем кейсе. В любом проекте существуют ограничения по имеющимся в наличии времени и средствам. Вам постоянно нужно будет выбирать: на кого (что) смотреть, с кем говорить, где, когда, сколько говорить, - и все это будет влиять на те заключения, которые вы будете делать, а также на то, что вы лично и другие будут думать по поводу этих заключений. Любой случай включает в себя социальные феномены (создание предприятий, ученическое непослушание, распространение инноваций) - все это, в конечном итоге, изучается на определенной выборке, сложность которой увеличивается в геометрической прогрессии в случае с множественными кейсами. Кроме того, необходимо также думать, как фиксировать полученные данные, как вести запись. (В некоторых случаях, например, когда исследование проводится на уровне цеха машиностроительного предприятия, где порой очень шумно, не всегда есть возможность записывать беседы на диктофон). Когда мы говорим о том, что внутри случая мы можем сконцентрироваться на специфическом мини-случае, то, на наш взгляд, основные направления, по которым происходит выбор, это события, люди, время и уровни (под уровнями мы имеем в виду отбор определенных единиц для анализа внутри изучаемого объекта или определенных слоев в иерархической структуре изучаемого объекта). События С проблемой тщательного отбора отдельных событий исследователь, как правило, сталкивается, когда кейс стади проводится в течение нескольких лет, а также когда эмпирическим объектом исследования является достаточно крупная организация, с большим количеством занятых, с многоуровневой системой управления. Таким образом, исследователь постоянно вынужден принимать решения по поводу того, какая информация относится к исследуемому вопросу, а какая нет. Кроме того, он стоит перед необходимостью сортировать ту информацию, которая им уже получена. Реализуя дизайн случая, исследователь, как правило, использует позицию включенного наблюдателя, фиксируя все то, что он видит и слышит. Очень важно иметь в виду, что поток информации, которая в буквальном смысле сваливается на исследователя на начальной стадии исследования, требует того, чтобы он все-таки выработал определенные критерии, по которым он будет осуществлять отбор. Мыслительный процесс, проходящий по линии «подходит - не подходит к теме исследования», «находится эта информация в русле исследовательского вопроса или нет», будет вестись исследователем на протяжении всего изучения отдельного кейса. Однако по мере сбора информации он будет вынужден организовывать и систематизировать её в определенные блоки (темы). В конце концов, настанет такой момент, когда количество этих блоков будет ограничено самим исследователем. Если выбор тем достаточно широк, то на последующих этапах исследования он столкнется с необходимостью отбора тех блоков (тем), которые в наибольшей степени соответствуют исследовательскому вопросу. ЛЮДИ Еще одним параметром выбора социолога является отбор людей, с которыми он будет контактировать более интенсивно на протяжении всего исследования. Выбор этот происходит либо в силу того, что эти люди обладают какой-то необходимой информацией, либо в силу того, что какие-то характеристики этих людей внутри изучаемого эмпирического объекта совпадают с темой исследования. Однако иногда бывает и так, что между исследователем и респондентом в поле сразу устанавливаются достаточно доверительные отношения, которые, с одной стороны, могут способствовать поступлению наиболее полной информации об изучаемом объекте, с другой стороны, могут существенно влиять на объективность представляемой информации. Время Время также играет огромную роль в социальной жизни людей, но очень часто именно этим параметром пренебрегают. Человеческие подходы и деятельность часто варьируются с течением времени. Однако работ, посвященных временным аспектам в исследовании кейс стади, очень немного. В качестве примера анализа социального конструирования и распределения времени можно отметить работу Зерубавеля в его изучении взаимоотношения вопросов времени и работ больниц. В его работах организация времени - это не случайная характеристика, но, напротив, - основа для фокусирования внимания на другие организационные проблемы. Следуя традиции Зиммеля, он в своем исследовании подходит к формальным характеристикам времени как такового: «Следуя методологическим принципам, которые я унаследовал от зиммелевской формальной социологии, я сфокусировал свои наблюдения только на одном аспекте больничной жизни - его временной структуре, совершенно сознательно игнорируя ради аналитических целей - историю госпиталя, национальную репутацию, качество ухода за пациентами, архитектурный дизайн и т.п.». Однако, проигнорировав вышеперечисленные аспекты, он с другой стороны сконцентрировался формально на современном аспекте жизни госпиталя, на его сиюминутности. Вместо одностороннего описания, его наблюдения позволили сделать далеко идущие выводы. и открыть всю сложность внутриорганизационной повседневной жизни госпиталя и стоящих за ними приказов и инструкций. Именно поэтому он констатировал: «...перечень социологических аспектов темпоральности (временности), которые можно обсуждать внутри контекста госпитальной жизни, почти бесконечны: временная структура развития пациента госпиталя, его карьера, взаимоотношения между временем и пространством, определенные сроки и стратегии для выполнения плана, временные взаимоотношения между различными подразделениями больницы, влияние организационного времени на жизнь больничного персонала за пределами больницы и так далее». Уровни Порой, учитывая сложность организационного строения, множественность аспектов той или иной темы, а также невозможность усилиями одного исследователя охватить все уровни организации, исследователь или исследовательская команда вынуждены сосредоточить свое внимание на отдельных уровнях или отдельных единицах анализа. Так, при исследовании «Перестройка управленческих отношений в промышленности», часть исследовательской команды ИСИТО выбрала основным уровнем анализа уровень цеха. Одна из гипотез исследования состояла в том, что наиболее уязвимая позиция в процессах реструктуризации и перестройки промышленности будет у менеджеров среднего звена: начальников цехов и участков. И именно поэтому было любопытно взглянуть на повседневные практики менеджмента именно среднего уровня. Кроме того, в начале 1990-х гг. процессы сокращений занятости на предприятиях только набирали силу. В условиях гигантских производств ресурсов исследовательских команд просто не хватило бы для длительного изучения всех уровней громадных предприятий. Поэтому было принято разумное решение выбрать определенные цеха для анализа. Именно в цехах проводились глубинные интервью, начиная от рабочих в бригадах до начальников цехов. Тщательно собиралась статистическая информация, движение работников. Таким образом, внутри предприятий отдельные цеха представляли своеобразные мини-кейсы внутри одного большого кейса. Итак, мы рассмотрели проблемы выбора определенных параметров внутри кейса, которые необходимы для его проведения. Определенная селективность исследователя позволяет ему уже на начальных этапах систематизировать ту информацию, которая к нему поступает. Безусловно, процесс дизайна случая - процесс творческий, и в нем невозможно все предусмотреть и все зарегламентировать. Поэтому иногда исследователь, подобно губке, пытается впитать в себя всю поступающую информацию. Однако, как показывает опыт многих исследователей, в случае, если не систематизировать и не упорядочивать сбор информации на начальных этапах, впоследствии будет очень сложно во всем многообразии материала отобрать действительно стоящий. Один из признанных западных исследователей, автор знаменитой книги «Работа на Форда» Хью Бейнон, как-то признался, что для него наиболее сложным оказался именно этот процесс отбора из всего богатства и многообразия материала того, что в конечном итоге вошло в окончательную версию книги. Богатство материала - это хорошо, однако когда материала чрезвычайно много, это тоже создает определенные трудности при его анализе и компоновке. Таким образом, исследователь должен соблюдать определенный баланс между тем, какие данные строго соответствуют исследовательскому вопросу, какие частично, а какие не соответствуют вообще, и в процессе работы постараться определить перечень блоков или тем, которые соответствуют заявленной теме, а также тех, которые находятся на стыке с другими дисциплинами. Вместе с тем, на определенном этапе исследования социолог должен себе четко представлять, какие темы совершенно не относятся к объекту исследования и исследовательскому вопросу. Этим самым он может значительно облегчить себе работу по дальнейшему анализу.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.75.217 (0.008 с.) |