Дизайн исследования в стиле кейс стади 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дизайн исследования в стиле кейс стади



Дизайн исследования - это связующая нить между исследова­тельским вопросом, видом сбора данных и получаемыми заклю­чениями.

ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ В СТИЛЕ КЕЙС СТАДИ.

В кейс стади, как и в любом исследовании, необходим определен­ный план. А нужна ли программа? На наш взгляд, кейс стади - более гибкая стратегия проведения исследования, и такого рода програм­ма, какая необходима при проведении анкетного опроса, здесь, несомненно, не нужна. С другой стороны, одной из отличительных, особенностей кейс стади является то, что его гибкая стратегия пред­полагает иногда видоизменение и исследовательских вопросов, и переформулировку предмета исследования на более поздних стади­ях. Поэтому программа исследования в кейс стади существует, но приобретает несколько иную форму. Тем не менее, некоторые шаги по построению концепции исследования необходимы.

Сложность составления исследовательского плана существует, поскольку единого алгоритма по дизайну исследования в стиле кейс стади нет, и вряд ли подобное руководство будет когда-либо создано. Нет таких учебников, которые есть по химии и биоло­гии. Тем не менее, кейс стади отчасти строится так же, как и другие стратегии. Есть несколько общих правил, хотя это и не значит, что они не могут быть модифицированы и улучшены в будущем. В конечном итоге, дизайн исследования - это путь.

Перед тем как начать сбор материала, необходимо определить­ся, каким будет дизайн. По крайней мере, несколько вопросов дол­жны быть подняты на стадии дизайна:

/. Какой вопрос мы будем изучать?

2. Будет исследоваться единичный кейс или множественные кейсы?

3. Какое число исследователей (людей) будет задействовано в проекте?

4. Какие данные более всего будут подходить для этого исследования?

5. Какими методами собирать данные в первую очередь?

6. Как анализировать результаты?

7. Какое это исследование: заказное или нет?

Остановимся несколько более подробно на некоторых из вы­шеперечисленных вопросов:

1. На наш взгляд, дизайн любого исследования в очень силь­ной степени зависит от того, какой вопрос будет изучаться. Если это вопрос, который лежит на поверхности и он не будет шокиро­вать тех, кто ответствен за доступ на предприятие - то тогда сама стратегия исследования будет открытой и исследователю или ис­следовательской команде не надо будет работать скрытно и полу­чать информацию окольными путями. В противном случае необ­ходимо будет вуалировать название исследования, скрывать истинные цели изучения и разрабатывать особенные тактики и стратегии добывания информации.

При исследовании достаточно сложных тем, таких как конф­ликты или социальная напряженность в трудовых коллективах, на наш взгляд, наиболее продуманной стратегией будет такая, которая подразумевает использование отвлекающей темы для вуалирования истинных целей исследования. Иначе очень слож­но будет найти такого руководителя предприятия, который дал бы добро при упоминании одного слова «конфликты». В таких случаях, более общая, нейтральная тема должна подаваться руко­водству предприятия или организации, а другая тема прорабаты­ваться исследователями. Необходимо здесь сказать о том, что та­кой подход неизбежно влечет за собой этические проблемы. Более подробно на этих проблемах мы остановимся в специальной гла­ве, однако здесь следует сказать, что в каждом конкретном случае исследователь должен продумывать с самого начала проблему доступа к той информации, с которой он хочет работать.

2. От того, кто будет изучать, также зависит построение само­го исследования. На наш взгляд, дизайн исследования в большей мере зависит от того, сколько будет задействовано в исследовании людей, а также единичный кейс будет изучаться или множе­ственный. В зависимости от типа кейса и количества исследова­телей мы предложили следующую типологию:

Типология по типам кейса стади и количеству исследователей

разновидность КЕЙСОВ   Один ИССЛЕДОВАТЕЛЬ   команда исследова т ел ей  
Единичный кейс стади   1   3  
Множественный кейс стади   2   4  

1. Один исследователь - единичный кейс. В исследовании тако­го типа, когда один исследователь разрабатывает свой собствен­ный проект, возможна наиболее высокая гибкость исследования. Социолог сам разрабатывает стратегию своего исследования и может привлечь все свое воображение для того, чтобы наилучшим образом достичь поставленной цели. Исследователь может варь­ировать время исследования, количество применяемых методов, отбор ключевых событий, отбор людей, у которых необходимо черпать информацию и т.п.

Как правило, единственными ограничениями проведения такого исследования является потенциал самого исследователя: на­сколько его хватит, сколько времени он может на это потратить, а также объемы финансирования. Наиболее удачные и долговременные примеры говорят нам о многолетних исследованиях, которые приводили к потрясающим результатам. Вспомним У.Уайта, исследующего Корневилль в течение нескольких лет. Как правило, при проведении исследования одним исследователем количество используемых методов также имеет свои границы, поскольку один исследователь не в силах объять необъятное. С другой стороны, многие исследователи-одиночки для того, чтобы их впоследствии не уличали в необъективности собранной информации, стараются использовать как можно больше методов. В качестве примера можно привести и исследование одного из авторов данной монографии, когда при исследовании английского завода были задействованы пять методов получения информации: метод интервью, метод наблюдения, метод группового интервью, метод анализа документов, метод ведения дневниковых записей участниками событий.

Наивысшая гибкость такого тина исследования состоит в том, что исследователь, начав с одного методологического подхода и поняв, что он не очень хорошо работает, может полностью изме­нить весь ход исследования. Бывали случаи, когда первоначаль­но задуманное исследование в процессе его проведения претерпе­вало такие глубокие изменения, что полностью менялись тема и исследовательский вопрос. Здесь все конечно же зависит и от того, кто финансирует или заказывает исследование. Однако если это исследование - просто воплощение мыслей исследователя, он/она может повернуть его в любое русло. И именно поэтому такой тип исследования наиболее свободный.

2. Один исследователь - множественный кейс. При таком ис­следовании разработка дизайна также зависит от приоритетов, которые выставляет сам исследователь, а он волен создавать имен­но такой дизайн, который ему нравится. Однако в данном случае существует одно ограничение - это то, что исследователь должен обеспечить сравнимость изучаемых кейсов. Для того же, чтобы обеспечить определенную сравнимость, исследователю уже на начальных этапах исследования необходимо разрабатывать опре­деленную методологию для сравнения кейсов. Именно поэтому он должен выработать единый методологический подход с тем, что­бы с самого начала исследования можно было сравнивать один кейс с другим. Примером может служить исследование по страте­гиям выживания одиноких матерей, когда для обеспечения сравнимости исследования был создан единый гид для проведе­ния интервью с одинокими матерями в разных городах. Кроме того, был разработан единый алгоритм поиска неработающих оди­ноких и разведенных матерей, а также перечень организаций, с которыми необходимо работать в каждом городе.

3. Команда исследователей - единичный кейс. Такого рода ис­следование, с одной стороны, ограничено темой исследования, с другой стороны, должна быть выработана определенная тактика работы в поле. Поскольку в изучении кейса принимает участие уже команда, то для координации действий разрабатывается так­же определенная канва исследования, поэтому и уровень гибкос­ти здесь уже намного ниже, чем в предыдущих двух описанных типах. Однако, несмотря на ограничение гибкости, поскольку выставляются определенные требования для каждого исследова­теля, преимуществом такого исследования является то, что есть возможность более полно осветить различные области или сферы изучаемого явления или организации. В качестве примера можно привести работу самарских исследователей, которые используют работу в командах при изучении одного предприятия. Для наи­более полного охвата всех уровней организации они закрепляют за каждым исследователем определенный уровень организации. При таком подходе одна команда исследователей, например, работает на высших уровнях организации, другая на уровне сред­него менеджмента и рабочих. Еженедельно в группе проводятся семинары, позволяющие отследить процессы, происходящие как на высших уровнях организации, так и на низших. Такой подход к организации исследования позволяет наиболее глубоко осве­щать даже сложные процессы, происходящие в организациях, под­крепляя их картинами с разных уровней организации.

4. Команда исследователей — множественный кейс. Такого рода исследования, с одной стороны, имеют наименьшую гибкость, поскольку каждый исследователь в поле не может делать то, что ему заблагорассудится. Все действия команды подчинены опре­деленной программе, разработанной методологической группой. С другой стороны, именно в едином методологическом подходе к изучению множественных кейсов порой кроятся большие возмож­ности по раскрытию социальных процессов. Неправильно было бы думать, что подход к изучению множественных кейсов коман­дой исследователей совершенно лишен гибкости. Это не так. Мно­гообразие в исследовательских стратегиях команд, которые рабо­тают с множественными кейсами у нас в стране и за рубежом показывает, что здесь возможны всяческие вариации.

Необходимо только отметить, что при дизайне исследования мно­жественного кейса с командой исследователей уже на начальных эта­пах исследования должна разрабатываться четкая методология, с которой впоследствии будут работать команды. Порой в силу того, что в работе задействованы различные исследовательские коллекти­вы, в самом процессе исследования очень трудно что-то поменять. Именно поэтому такие исследования лучше планировать как лонгитюдные с тем, чтобы каждому этапу соответствовал свой исследова­тельский вопрос. Гипотезы, которые появляются на предыдущем эта­пе, проверяются на следующем. И для каждого этапа разрабатывается своя методология. Именно так была построена работа по проекту «Инновации в постсосоветской промышленности».

Несмотря на то, что выше мы сделали более дробную типоло­гию единичных и множественных кейсов, в исследованиях в сти­ле кейс стади достаточно широко используются понятия «дизайн единичного случая» и «дизайн множественного случая». На ос­новных моментах рациональности применения этих случаев мы и остановимся ниже.

Дизайн единичного случая

Остановимся более подробно на вопросе, какова целесообразность применения метода кейс стади в отношении единичного случая:

1. Когда представлен критический случай и есть возможность протестировать теорию: верна ли она или необходимо дальней­шее ее развитие.

2. Когда случай представляется каким-то экстремальным или уникальным. Особенно часто используется в клинической психо­логии, когда необходимы исследование специфики и детальное описание единичного случаи очень редкого вида.

3. Причиной для проведения единичного кейса может быть, если последний нам что-то приоткрывает. Это - та ситуация, когда исследователь может пронаблюдать, описать и проанализировать не наблюдавшиеся ранее процессы. Мы уже упоминали работу «Общество на углу улицы» Уильяма Уайта.

4. Кейс стади - это прелюдия к исследованию целой серии. Это - разведывательный кейс, пилотаж.

Выбор случаев для исследования - это не единственная пробле­ма, с которой сталкивается исследователь, реализующий свое иссле­дование в стиле кейс стади. В равной степени важно выбрать и скон­центрировать свое пристальное внимание на отдельных событиях внутри исследовательского вопроса или случаях внутри уже выбран­ного случая. Ниже мы остановимся на тех моментах, которые игра­ют важную роль в процессе работы над кейс стади.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.244.44 (0.01 с.)