Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определение кейс стади. Основные дискуссии по его методологии↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Когда применим кейс стади В науках об обществе и человеке методология в стиле кейс стади может использоваться для многих целей: • Для исследования новых неизученных областей и проблем, а также для изучения тем, по которым практически нет теоретических данных. • Для того, чтобы описать воздействие определенного события на определенную группу людей или организацию. В особенности такие исследования эффективны, когда события затрагивают множество вовлеченных сторон. • Для описания и объяснения сложных процессов и явлений, которые трудно изучать количественными методами. В отличие от количественного исследования, стратегия кейс стади, по мнению многих исследователей, позволяет скорее ответить не на вопрос сколько, а на качественные вопросы: как и почему происходят те или иные явления. Согласно Р.Йину исследование в стиле кейс стади начинается там, где основными исследовательскими вопросами являются: Кто, Что, где, как и почему. Когда мы ставим вопросы типа «КАК» и « ПОЧЕМУ », то такого рода вопросы могут вести к использованию техник кейс стади в качестве наиболее предпочтительной исследовательской стратегии, поскольку именно кейс стади сможет дать объяснение. Кейс стади предпочтителен при проведении исследований не исторических событий (трудно проводить кейс стади, когда очевидцев событий нет в живых), а современных. Самое главное в кейс стади - прямое наблюдение и систематическое интервьюирование. В качестве примера можно привести кейс, в котором вопросы «как?» и «почему?» были центральными при исследовании приватизации двух заводов: английского и российского- основным исследовательским вопросами были следующие: — Как организованы неформальные отношения на обоих предприятиях? — Почему (в чем) они схожи? — Каковы основные механизмы функционирования неформальных отношений на различных уровнях организации. КРИТИКА В АДРЕС ИССЛЕДОВАНИЙ В СТИЛЕ КЕЙС СТАДИ Основная критика, развернутая по отношению к кейс стади, состоит в том, что эта стратегия опирается на единичный случай и это ограничивает ее способности к обобщению. В книге Йина представлен взгляд Энтони Гидденса на методологию кейс стади, которую он называет «микроскопической» в силу того, что она представляет ограниченное количество случаев. Ряд исследователей, в числе которых Хемел и Йин, противопоставляя свою точку зрения Гидденсу, настаивают на том, что механическое расширение количества изучаемых случаев не дает гарантии трансформации микроскопического изучения в макроскопическое. Они считают, что, определяя цель исследования, необходимо выбрать определенные параметры, и потом эти параметры могут быть применимы ко всем исследованиям. В этой связи даже единичный случай может рассматриваться в качестве приемлемого, если он соответствует намеченным целям. Саймон Кларк - профессор Уорвикского Университета, который является руководителем множества исследовательских проектов, проводимых в стиле кейс стади, также считает, что каждый случай репрезентирует сам себя. И если такой случай существует, то изучение специфических характеристик этого случая во всей полноте может дать нам неоценимую информацию. Р.Стейк также настаивает на том, что случай должен быть именно не типичным, а особенным. ПОИСК ИДЕИ ДЛЯ КЕЙСА Так как же исследователи находят идею для проведения кейс стади? 1. На наш взгляд, один из наиболее распространенных источников идей для дальнейшего исследования - предыдущий полевой опыт исследователя. Многие социологи непосредственно заняты в социальных исследованиях. Именно из своего практического опыта им порой могут приходить идеи, основанные на том, что они видят вокруг себя. Это могут быть темы, которые не получили достаточного рассмотрения в обществе. Французские исследователи Клод Дюбар и Иветт Люка, имея большой опыт изучения трансфера научных знаний из университетских лабораторий на предприятия с высокими технологиями и роли в нем малых предприятий, обратили свое внимание на аналогичные процессы в России. В 1990-1993 годах совместно с российскими социологами был реализован проект «Создание и создатели малых предприятий в России». В качестве другого примера укажем на исследование одиноких матерей. При исследовании стратегий занятости на предприятиях России внимание исследователя привлек тот факт, что на одном из изучаемых предприятий было достаточно много одиноких матерей, а их стратегии занятости несколько отличались от стратегий остальных работников. Именно тогда возникла идея изучить стратегии занятости одиноких матерей, а также формы нарушений их прав в различных областях. В результате было проведено сравнительное исследование, посвященное многоаспектному изучению положения одиноких матерей в четырех городах России. 2. Другие темы приходят не из опыта проведенных исследований, а из повседневной жизни. То, что волнует исследователей, когда он/она наблюдает за определенными сторонами жизни общества: явлениями социальной несправедливости, социальным расслоением, ущемлением определенных социальных групп - словом тем, что является общественной проблемой, но также представляет интерес и для самого исследователя. 3. Есть темы, на которые ранее был введен запрет. Видимо, именно поэтому тогда, когда появилась возможность, стал проявляться исследовательский интерес к взяточничеству, мздоимству, блату - тому, о чем практически не было исследований в Советской России и что в большой мере вредит нашей экономике. Именно поэтому, когда создаются более благоприятные условия для исследований такого рода, наблюдается усиленное разработка той или иной темы (исследованию блата в России посвящены работы А.Леденевой, С.Ашвин). В советский период в исследованиях производственных отношений очень часто истинные взаимоотношения на уровне рабочего места и предприятия замалчивались, незаслуженно выводились из поля зрения исследователей. В публикациях отдавалось предпочтение официальным точкам зрения, которые не помогали понять сущность трудовых отношений на предприятии, а вуалировали их фразами о замечательных свойствах социалистических производственных коллективах и союзе рабочего класса и интеллигенции. Вместе с тем, реальные взаимоотношения между рабочими и управленцами, реальные процессы замалчивались. Видимо именно поэтому с приходом перестройки появился интерес к неформальным аспектам взаимоотношений на производстве. 4. Существует так называемая мода на исследования. Некоторые темы, на которые ранее никто не обращал внимания, хотя - знали о них все, видели все, но не испытывали к ним интереса, вдруг становятся безумно популярными. В период горбачевских реформ, а также в начале ельцинского правления, когда было достаточно благожелательное отношения Запада к российской перестройке, стала особенно популярна тема выживания русских людей. Спрос рождает предложение, поэтому, естественно, появилось много исследований по стратегиям выживания россиян. 5. Государственный заказ или правительственная программа, которые должны быть подкреплены определенными исследовательскими данными, действуют как хороший источник идей для исследования. 6. Другой источник для идей исследования - литература из определенной области. Многие социологи получают идеи для исследования, читая литературу и думая о способах совершенствования подходов исследователей - предшественников. 7. Источник хороших идей для исследования - предложения, которые высказаны правительственными и предпринимательскими структурами. Эти запросы описывают некоторую проблему, которую последние хотели бы адресовать исследователям - они фактически вручают исследователю идею. Классификация кейсов Отдельные типы кейс стади, вписываясь в общее определение, тем не менее, могут нести значимые различия. Поэтому, когда мы начинаем размышлять над своим исследованием, нас начинает мучить множество вопросов, таких, например, как: — Является ли кейсом ситуация, когда изучается более чем один случай? — Могут ли в кейс стади использоваться количественные данные? — Можно ли с помощью кейс стади делать оценки и обобщения? Многие исследователи сходятся на том, что кейс стади должен удовлетворять трем основным условиям качественной методологии. Он должен способствовать: /. описанию, 2. пониманию, 3. объяснению. Напомним, что Р.Йин предлагает следующую классификацию типов кейс стадии: • разведывательные, • описательные, • объяснительные. Кроме того, Р.Йин указывает на достаточно распространенный предрассудок, согласно которому утверждается, что кейс стади бывают только разведывательные. Это достаточно сильное заблуждение. Лучшие и признанные в социологическом мире кейс стади были и в большей степени остаются описательными (Р.Уайт «Общество на углу улицы», Х.Бейнон «Работа на Форда») и объяснительными (Аллисон «Объяснение кубинского ракетного кризиса»). А теперь дадим краткую характеристику вышеперечисленным типам кейсов. Разведывательные кейс стади В разведывательных кейс стади выход в поле и сбор данных могут быть предприняты задолго до формулировки исследовательского вопроса и гипотез. Такого рода исследования рассматриваются в качестве прелюдии к обширному социальному исследованию. Однако сам дизайн исследования должен быть продуман исследователями до начала сбора данных. В таких случаях достаточно эффективным является пилотажное исследование для определения окончательных техник, которые будут приняты на вооружение командой исследователей. В зависимости от результатов пилотажа, исследовательская команда может рассмотреть как возможность опроса, так и отказаться от его применения. Описательные кейс стади Описательные кейс стади требуют, чтобы исследователь работал с описательной теорией. Они должны с особой глубиной описывать изучаемые события, хотя отбор случаев и единиц для анализа происходит также, как и в других типах кейс стади. Целью исследований такого типа является формирование гипотез, направленных на дальнейшее изучение взаимосвязей типа причина - следствие. Объяснительные кейс стади Объяснительные кейсы направлены на выявление причинно-следственных связей. В некоторых достаточно сложных кейсах со множеством переменных анализ может быть сделан с помощью техник, которые позволяют обнаружить определенные повторяющиеся модели, образцы., как, например, Йин и Мур провели исследование, в котором постарались установить причины того, почему результаты некоторых исследований широко используются на практике. В качестве единицы для анализа они использовали финансируемый исследовательский проект, причем предмет исследования оставался неизменным, а содержание самих проектов менялось. Результаты исследования были объяснены с помощью разработки классификации из трех различных типов теорий: 1) теорий, направленных на приращение знания; 2) теорий, направленных на решение проблем; Теории, направленные на приращение знания, означают, что идеи и открытия, которые черпаются из этих теорий, в конечном итоге могут стать коммерческими продуктами. Теории, которые направлены на решение проблем, в принципе очень похожи на теории, направленные на приращение знания, но они инициируются не самим исследователем, а из внешнего источника, определяющего проблему. Теории социального взаимодействия объясняют интересующий нас феномен с точки зрения коммуникации между исследователями и пользователями. В случае, описанном выше, они, например, объясняли успехи использования результатов исследований на практике тем, что как исследователи, так и пользователи, принадлежали к пересекающимся социально-профессиональным группам, между которыми были установлены неформальные взаимодействия, и именно благодаря неформальным взаимодействиям между профессионалами на различных уровнях исследования получали практическую направленность. Построение гипотез Гипотеза - определенное утверждение, выраженное в стиле предположения. Гипотеза описывает скорее в конкретных, чем в теоретических терминах, то, что вы сможете (или не сможете) увидеть и соответственно сможете либо подтвердить, либо опровергнуть в ходе вашего исследования. Исходные гипотезы выполняют задачу определения (ограничения) предмета исследования, обращая внимание на те конкретные аспекты, которые подлежат изучению. Исследовательские вопросы не указывают на то, что мы должны изучить. Гипотезы, с одной стороны, связаны с определенными теоретическими посылками, с другой стороны, точнее указывают на то, где искать соответствующую информацию. Не все исследования имеют гипотезы. В некоторых исследованиях, когда изучение носит поисковый характер, не имеется никакой формальной гипотезы. В таких исследованиях цель изучения состоит в том, чтобы исследовать некоторую область более полно, чтобы развить некоторую определенную гипотезу, которая может быть проверена в будущих исследованиях. Надо сказать, что в силу влияния определенных объективных факторов в советской социологии - научном коммунизме - сложилась культура научных предположений, которая порой часто отрывалась от действительности и не соответствовала ей: утверждение о союзе рабочего класса, крестьянства и интеллигенции. Или постулат наших теоретиков о том, что в ходе исторического процесса сложилась единая общность - советский народ. Количество конфликтов на этнической почве, неимоверно выросшее во время распада СССР и в России, показывает, что некоторые национальные трения носили латентный характер и только сегодня для некоторых наций и народностей появилась возможность заявить о своих притязаниях. Порой наши известные социологи грешат тем, что заявляют о неких теоретических конструкциях, имеющих место в реальности. Однако, как показывают данные эмпирических исследований, эти теоретические конструкты оторваны от реальных процессов, происходящих в нашей жизни. С другой стороны, западная традиция формулировки предположений (гипотез) не претендует на особую масштабность. Основной урок, который преподносят нам западные исследователи-качественники, состоит в том, что научные предположения, как правило, проистекают непосредственно из данных исследования и базируются на них. Таким образом, западная традиция заставляет нас в своих теоретических предположениях «плясать от данных» и постоянно их проверять и перепроверять. По-видимому, оба эти подхода имеют слабости, однако, если говорить о предпочтениях, то с нашей точки зрения путь создания теории на данных эмпирического исследования более предпочтителен, поскольку он снижает возможность построения необоснованных предположений об определенных явлениях, хотя и страдает порой излишним субъективизмом. В качественных исследованиях гипотезы обычно формулируются в рамках исследовательского вопроса. Исследовательский вопрос - это, как правило, широкая тема, которая требует уточнения и именно это уточнение и фокусирование достигается с помощью гипотез, или научных предположений. Особенность применения гипотез в качественном исследовании состоит в том, что их можно выдвигать и в самом начале, направляя исследование в определенное русло, развивая его в нужном направлении. пример 1. В международном проекте «Создание и создатели малых предприятий в России (1990-1993)» и в самом начале была выдвинута гипотеза: «Социальные акторы, обладающие необходимыми компетенциями, займутся в России в течение короткого периода созданием предприятий, нацеленных на производство товаров и услуг и создающих значимую прибавочную стоимость». Таким образом, процесс построения гипотез в качественном исследовании - это постоянный процесс на этапе подготовки и сбора данных. Особенно продуктивно построение научных предположений при проведении лонгэтюдных исследований, когда гипотезы строятся после первичного сбора данных, переформулируются, уточняются в ходе сбора материала на следующем этапе и тем самым позволяют подтверждать или опровергать первоначальные предположения и выявлять реальные процессы, имеющие место в обществе. Некоторые исследователи называют этот процесс многоступенчатым процессом выдвижения гипотез. Предположения, или гипотезы, могут подчиняться одной центральной гипотезе или связываться в определенные блоки по определенным темам. В качестве примера может служить процесс построения гипотез в проекте по инновациям: пример 2. В центральной гипотезе, сформулированной на основе результатов первого этапа исследований, была зафиксирована зависимость внутренних механизмов управления инновационным процессом на предприятии от таких факторов, как стабильность внешней среды, природа источника финансирование, характер контроля. В частности, было отмечено, что такие черты механизма внедрения нововведений, как низкая степень его формализации, отсутствие системы оценки проектов, контроля за ходом и результатами, закрытость информации, авторитаризм, часто является следствием самофинансирования, т.е. опоры на внутренние источники и контроля директора над предприятием. В свою очередь, привлечение внешних инвесторов или наличие реальных внешних собственников приводит к созданию формальных механизмов отбора перспективных нововведений и оценки их результатов. пример з. Основные гипотезы, относящиеся к положению одиноких матерей на рынке труда: 1. Существует систематическое нарушение прав различных социальных групп, среди которых одинокие матери находятся в наиболее уязвимом отношении. 2. Отсутствие государственной поддержки и законодательных актов, направленных на поддержку одиноких матерей, а также постоянные отказы работодателей приводят к тому, что одинокие матери вынуждены искать работу в неформальном секторе экономики. В связи с этим, уровень дискриминации одиноких матерей в неформальном секторе намного выше, чем в формальном секторе. 3. Условия дискриминации одиноких матерей зависят не только от различных форм условий найма, но также и от местных условий на рынках труда в регионах. 4. Условия дискриминации одиноких матерей на рынке труда будут зависеть также от наличия российского гражданства или его отсутствия. 5. Стратегии выживания одиноких матерей а также их стратегии занятости будут зависеть от их образовательного потенциала, количества детей, а также от наличия/отсутствия родственной поддержки (в лице родителей, сестер, братьев и т.п.) в их домохозяйстве. 6. Отсутствие финансовых средств и необходимость обеспечения приемлемого уровня питания детей будет толкать одиноких матерей на поиски вторичной занятости. В процессе исследования часть этих гипотез подтвердилась, однако, например, гипотеза №6 была полностью опровергнута не только качественным исследованием автора, но и данными количественного исследования, проведенного под руководством профессора С.Кларка и посвященного стратегиям выживания домохозяйств в переходной экономике. Данные как количественного, так и качественного исследований показали, что в силу того, что одиноким матерям не с кем оставлять своих детей, очень мало одиноких матерей ищет вторичную занятость. В основном они используют стратегию минимизации потребностей. Ключевые события Во время проведения исследования, несомненно, будут проходить те или иные ключевые события в поле, значимые не столько для исследователя, сколько для исследуемых. Эти ключевые события дают богатую почву для анализа. Во время этих событий, как правило, многие процессы обостряются, изменяются. Изменяется отношение обследуемых к ранее изученным процессам. Ключевые события - это кладезь информации. В исследовании английского завода главным ключевым событием была, конечно, приватизация завода. Она привнесла множество изменений в жизнь предприятия, обострила противоречия между собственниками и рабочими. И было действительно интересно наблюдать, как государственная политика преломляется на уровне простого предприятия, как она претворяется в жизнь, сколько боли и горечи несет она людям.
позитивные и негативные аспекты ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ПОДХОДА Этнографический подход оказывается незаменимым при выявлении типичного в уникальных ситуациях. Он может быть эффективным инструментом изучения групп, организаций и субкультур, делая доступными те стороны их жизни, которые не могут быть исследованы с помощью количественных подходов. Другим его преимуществом является то, что социолог-этнограф выступает со всеми вытекающими отсюда последствиями главным ответственным лицом за весь проект от его замысла до составления отчета. Этнографический подход является ограниченным в том смысле, что с его помощью трудно распространять обобщения на некую генеральную совокупность. Исследователь нуждается в дополнительных ресурсах для утверждения своих выводов. Работа вне кабинетов и отсутствие делегирования полномочий третьим лицам по-новому ставят вопрос об объективности или нейтральности по отношению к объекту исследования или к изучаемым людям. Исследователь вправе иметь свои субъективные предрасположенности, именно он субъективно отбирает тех людей, с которыми он хочет говорить, те места, куда он хочет идти. Более того, субъективность неминуемо будет влиять на те выводы, которые делает исследователь. Таким образом, если внутри этнографической методологии точечный подход является вполне приемлемым, то в других социологических исследованиях такой подход считается неприемлемым, и именно этот субъективизм мы пытаемся свести к минимуму в количественных исследованиях. Ну и, если в русле этнографии это является преимуществом, другие исследователи видят в субъективизме, который неминуемо привносит этнографическое исследование, негативные аспекты. Именно субъективизм становится одним из главных объектов нападок на этнографический метод со стороны последователей других методов. Дизайн единичного случая Остановимся более подробно на вопросе, какова целесообразность применения метода кейс стади в отношении единичного случая: 1. Когда представлен критический случай и есть возможность протестировать теорию: верна ли она или необходимо дальнейшее ее развитие. 2. Когда случай представляется каким-то экстремальным или уникальным. Особенно часто используется в клинической психологии, когда необходимы исследование специфики и детальное описание единичного случаи очень редкого вида. 3. Причиной для проведения единичного кейса может быть, если последний нам что-то приоткрывает. Это - та ситуация, когда исследователь может пронаблюдать, описать и проанализировать не наблюдавшиеся ранее процессы. Мы уже упоминали работу «Общество на углу улицы» Уильяма Уайта. 4. Кейс стади - это прелюдия к исследованию целой серии. Это - разведывательный кейс, пилотаж. Выбор случаев для исследования - это не единственная проблема, с которой сталкивается исследователь, реализующий свое исследование в стиле кейс стади. В равной степени важно выбрать и сконцентрировать свое пристальное внимание на отдельных событиях внутри исследовательского вопроса или случаях внутри уже выбранного случая. Ниже мы остановимся на тех моментах, которые играют важную роль в процессе работы над кейс стади. События С проблемой тщательного отбора отдельных событий исследователь, как правило, сталкивается, когда кейс стади проводится в течение нескольких лет, а также когда эмпирическим объектом исследования является достаточно крупная организация, с большим количеством занятых, с многоуровневой системой управления. Таким образом, исследователь постоянно вынужден принимать решения по поводу того, какая информация относится к исследуемому вопросу, а какая нет. Кроме того, он стоит перед необходимостью сортировать ту информацию, которая им уже получена. Реализуя дизайн случая, исследователь, как правило, использует позицию включенного наблюдателя, фиксируя все то, что он видит и слышит. Очень важно иметь в виду, что поток информации, которая в буквальном смысле сваливается на исследователя на начальной стадии исследования, требует того, чтобы он все-таки выработал определенные критерии, по которым он будет осуществлять отбор. Мыслительный процесс, проходящий по линии «подходит - не подходит к теме исследования», «находится эта информация в русле исследовательского вопроса или нет», будет вестись исследователем на протяжении всего изучения отдельного кейса. Однако по мере сбора информации он будет вынужден организовывать и систематизировать её в определенные блоки (темы). В конце концов, настанет такой момент, когда количество этих блоков будет ограничено самим исследователем. Если выбор тем достаточно широк, то на последующих этапах исследования он столкнется с необходимостью отбора тех блоков (тем), которые в наибольшей степени соответствуют исследовательскому вопросу. ЛЮДИ Еще одним параметром выбора социолога является отбор людей, с которыми он будет контактировать более интенсивно на протяжении всего исследования. Выбор этот происходит либо в силу того, что эти люди обладают какой-то необходимой информацией, либо в силу того, что какие-то характеристики этих людей внутри изучаемого эмпирического объекта совпадают с темой исследования. Однако иногда бывает и так, что между исследователем и респондентом в поле сразу устанавливаются достаточно доверительные отношения, которые, с одной стороны, могут способствовать поступлению наиболее полной информации об изучаемом объекте, с другой стороны, могут существенно влиять на объективность представляемой информации. Время Время также играет огромную роль в социальной жизни людей, но очень часто именно этим параметром пренебрегают. Человеческие подходы и деятельность часто варьируются с течением времени. Однако работ, посвященных временным аспектам в исследовании кейс стади, очень немного. В качестве примера анализа социального конструирования и распределения времени можно отметить работу Зерубавеля в его изучении взаимоотношения вопросов времени и работ больниц. В его работах организация времени - это не случайная характеристика, но, напротив, - основа для фокусирования внимания на другие организационные проблемы. Следуя традиции Зиммеля, он в своем исследовании подходит к формальным характеристикам времени как такового: «Следуя методологическим принципам, которые я унаследовал от зиммелевской формальной социологии, я сфокусировал свои наблюдения только на одном аспекте больничной жизни - его временной структуре, совершенно сознательно игнорируя ради аналитических целей - историю госпиталя, национальную репутацию, качество ухода за пациентами, архитектурный дизайн и т.п.». Однако, проигнорировав вышеперечисленные аспекты, он с другой стороны сконцентрировался формально на современном аспекте жизни госпиталя, на его сиюминутности. Вместо одностороннего описания, его наблюдения позволили сделать далеко идущие выводы. и открыть всю сложность внутриорганизационной повседневной жизни госпиталя и стоящих за ними приказов и инструкций. Именно поэтому он констатировал: «...перечень социологических аспектов темпоральности (временности), которые можно обсуждать внутри контекста госпитальной жизни, почти бесконечны: временная структура развития пациента госпиталя, его карьера, взаимоотношения между временем и пространством, определенные сроки и стратегии для выполнения плана, временные взаимоотношения между различными подразделениями больницы, влияние организационного времени на жизнь больничного персонала за пределами больницы и так далее». Уровни Порой, учитывая сложность организационного строения, множественность аспектов той или иной темы, а также невозможность усилиями одного исследователя охватить все уровни организации, исследователь или исследовательская команда вынуждены сосредоточить свое внимание на отдельных уровнях или отдельных единицах анализа. Так, при исследовании «Перестройка управленческих отношений в промышленности», часть исследовательской команды ИСИТО выбрала основным уровнем анализа уровень цеха. Одна из гипотез исследования состояла в том, что наиболее уязвимая позиция в процессах реструктуризации и перестройки промышленности будет у менеджеров среднего звена: начальников цехов и участков. И именно поэтому было любопытно взглянуть на повседневные практики менеджмента именно среднего уровня. Кроме того, в начале 1990-х гг. процессы сокращений занятости на предприятиях только набирали силу. В условиях гигантских производств ресурсов исследовательских команд просто не хватило бы для длительного изучения всех уровней громадных предприятий. Поэтому было принято разумное решение выбрать определенные цеха для анализа. Именно в цехах проводились глубинные интервью, начиная от рабочих в бригадах до начальников цехов. Тщательно собиралась статистическая информация, движение работников. Таким образом, внутри предприятий отдельные цеха представляли своеобразные мини-кейсы внутри одного большого кейса. Итак, мы рассмотрели проблемы выбора определенных параметров внутри кейса, которые необходимы для его проведения. Определенная селективность исследователя позволяет ему уже на начальных этапах систематизировать ту информацию, которая к нему поступает. Безусловно, процесс дизайна случая - процесс творческий, и в нем невозможно все предусмотреть и все зарегламентировать. Поэтому иногда исследователь, подобно губке, пытается впитать в себя всю поступающую информацию. Однако, как показывает опыт многих исследователей, в случае, если не систематизировать и не упорядочивать сбор информации на начальных этапах, впоследствии будет очень сложно во всем многообразии материала отобрать действительно стоящий. Один из признанных западных исследователей, автор знаменитой книги «Работа на Форда» Хью Бейнон, как-то признался, что для него наиболее сложным оказался именно этот процесс отбора из всего богатства и многообразия материала того, что в конечном итоге вошло в окончательную версию книги. Богатство материала - это хорошо, однако когда материала чрезвычайно много, это тоже создает определенные трудности при его анализе и компоновке. Таким образом, исследователь должен соблюдать определенный баланс между тем, какие данные строго соответствуют исследовательскому вопросу, какие частично, а какие не соответствуют вообще, и в процессе работы постараться определить перечень блоков или тем, которые соответствуют заявленной теме, а также тех, которые находятся на стыке с другими дисциплинами. Вместе с тем, на определенном этапе исследования социолог должен себе четко представлять, какие темы совершенно не относятся к объекту исследования и исследовательскому вопросу. Этим самым он может значительно облегчить себе работу по дальнейшему анализу. ВИДЫ АНАЛИЗА ДАННЫХ 1. Построение типологий - подход, когда мы, читая тексты или работая с ними на компьютере, пытаемся найти определенные повторяющиеся данные, отражающие определенные образцы поведения людей. После этого может использоваться следующий шаг: уточняется специфика стратегий, к которым прибегают отдельные категории людей или социальные группы. Исследователи пытаются определить, почему определенные стратегии берутся на вооружение этими типами людей и именно при определенных обстоятельствах. Одним словом, мы пытаемся сгруппировать наши данные по каким-либо признакам: темам, образцам поведения или другим основаниям. Построение типологий представляет собой начало категоризации. Достаточно много внимания этому уделяли Майкл Паттон, Джон и Лин Лофланд. Они представили даже перечень типологий, матриц и категорий, которые исследователи строят чаще всего: действие, деятельность, участие, значимость, окружающая обстановка и т.д. 2. Джеймс Спредли развил свою теорию построения типологий и назвал свой подход таксономией. Иногда этот подход называют анализом областей (Оотат Апа1у515). Он представляет собой усложненный типологический анализ с использованием нескольких концептуальных уровней, когда высшие уровни включают в себя низшие, а категории подчиняются одна другой. 3. Контент-анализ. Представляет собой анализ содержания текста. С одной стороны контент-анализ - преимущественно количественный анализ текста, однако процесс выдвижения категорий - преимущественно качественный процесс. Некоторые считают его одной из разновидностей типологического анализа. Обычно рассматриваются документы, тексты или выступления на предмет того, какие темы возникают, какие темы больше обсуждаются, как темы перекликаются между собой. Ведется поиск латентных акцентов, политических предрасположенностей авторов. Этот вид анализа в большей мере зависит от теории, которая руководит процессом анализа данных, поскольку именно теория определяет, что именно может найти исследователь в данных. 4. Событийный анализ/Микроанализ (Event Analysis/Microanalysis) - Представителями этого направления являются Фредерик Эриксон, Курт Левин, Эдвард Холл. Упор в данном виде анализа делается на нахождении начала и конца определенных событий путем установления определенных границ или маркеров, которые отражают либо начало события, либо его конец. Применяется событийный анализ как в количественных исследованиях, так и в качественных. Очень широко распространен этот вид анализа в изучении фильмов и видеоматериалов, когда сначала ищут определенные границы показываемых событий, а потом ведут поиск отдельных развивающихся событий в этих границах путем повторного просмотра. Кроме того, такой анализ используется в изучении жизненных траекторий личности при исследовании трудовых биографий. (Так, например, в проекте ИСИТО по реструктуризации занятости на предприятиях России, проведенном в 1996-1997 гг., в рамках качественного этапа исследования был предпринят событийный анализ трудового пути респондентов на промышленных предприятиях России. Респондентов просили детально описать все периоды занятости/незанятости на протяжении последних десяти лет. В результате были собраны данные о периодах занятости, восходящей и нисходящей мобильности около 800 респондентов). 5. Анализ метафор. Обычно используется на завершающих стадиях анализа. Упор делается на использовании различных метафор и того, как они соотносятся с тем, что наблюдалось. Иногда исследователи используют специальный прием, когда просят респондентов специально придумать метафоры и прислушиваются к тому, что они говорят. 6. Герменевтический анализ. От слова герменевтика - придание смысла написанному тексту. Яркий представитель — Ван Манен. В этом анализе главный упор делается на том, какой смысл придают сами люди описываемой ситуации. Для герменевтической интерпретации исследователь должен фактически отодвинуть свое «Я» и попытаться дать не свою интерпретацию событий, а интерпретацию глазами респондента (его/её историю) с использованием их слов и выражений. Этот подход использует различные уровни интерпретаций текста. В итоге этот подход отправляет нас к тому, как конструируется знание о чем-то. Мы понимаем значение какого-то события только через восприятие времени и
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.6.176 (0.015 с.) |