Составление обзора литературы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составление обзора литературы



Как уже говорилось ранее, один из наиболее важных шагов в научно-исследовательской работе - написание литературного обзора. Это также один из наиболее непростых моментов в жизни исследователя, с которым приходится столкнуться. Почему? Потому что одним из открытий, сопутствующих литературному обзору, как правило, является то, что почти по любой заслужива­ющей внимания идее есть масса литературы, и интересующая тема была отработана до определенной степени другими исследовате­лями. Литературный обзор предназначен, как правило, для того чтобы выявить специфику планируемого исследование, состоя­ние проводимых научно-исследовательских работ в концепту­альных и теоретических аспектах.

Рекомендации начинающим исследователям по проведению научного обзора:

1. Сначала концентрируйте ваше внимание на научной периоди­ческой литературе. Попытайтесь определить, какие из доступных научных журналов наиболее близки к вашей исследовательской об­ласти и начните с них. Попробуйте использовать поиск в Интернете и сделайте акцент на тех журналах, которые используют анонимную систему отбора. В таких случаях в ваше поле зрения попадут резю­ме и рецензии на те статьи из журналов, которые прошли тщатель­ный отбор (потенциальные статьи, посланные редактору журнала пересылаются на отзыв нескольким рецензентам, причем, как прави­ло, статьи посылаются рецензентам без идентификации автора так, чтобы не было никакого персонального предубеждения против того или иного автора. На основании рекомендаций рецензентов редак­тор может принять статью, отклонить её или рекомендовать автору пересмотреть и повторно представить её на рассмотрение. Такие обзоры в журналах представляются, как правило, достаточно авто­ритетными, и это обоснованно).

2. Желательно провести обзор литературы именно на самых ранних этапах исследования. Это не касается исследовательской стратегии, которую можно назвать стратегией «с чистого листа» (исследователь сознательно не хочет проводить подобный обзор в силу того, что, возможно, не существует информации по предполагаемой теме или исследователь сознательно не хочет скаты­ваться на позиции других исследователей, а старается развить свою собственную теорию).

На что следует обратить первостепенное внимание в литера­турном обзоре? На наш взгляд, ему целесообразно на начальном этапе исследования найти такие статьи и исследования, которые были бы подобны нашему случаю.

Что же делать после того, как тема все-таки выбрана? На нашвзгляд, необходимо задаться вопросом: Действительно ли иссле­дование выполнимо?

Очень скоро после того, как вы найдете идею, вы начнете думать относительно того, является ли исследование выполнимым вообще. Имеются несколько соображений по этому поводу. В действительности идеальные ситуации существуют редко, и исследова­тели почти всегда вынуждены искать компромисс между тем, что хочется и нравится изучать, и тем, на что есть социальный заказ.

Кроме того, есть и еще несколько практических соображений, которые почти всегда должны быть приняты во внимание при рассмотрении возможности выполнения научно-исследовательс­кой работы:

• Сначала мы должны подумать относительно того, как долго будет продолжаться наше исследование, чтобы успеть выполнить свои обязательства.

• Во-вторых, мы должны ответить на вопрос, имеются ли важ­ные этические ограничения при исследовании нашей темы.

• Кроме того, мы должны оценить, насколько в тех организа­циях, где мы будем проводить исследование, достигнуты догово­ренности о нашем присутствии в них, и действительно, нет ли препятствий для успешного завершения проекта.

• Мы также должны оценить, справимся ли мы собственными силами или нам нужны будут дополнительно помощники.

• Определив, будем ли мы вести исследование в одиночку или у нас будут помощники, мы, наконец, должны будем подсчитать наиболее существенные затраты на проведение исследования, вклю­чая оплату наших помощников, если в этом есть необходимость.

• Если запрос на исследование исходит от заказчика, то перед его началом нужно уладить с ним все содержательные, финансо­вые и организационные детали с тем, чтобы в дальнейшем не воз­никало трудностей у исследователей при сложностях с финанси­рованием этапов исследования или с доступом на предприятие.

Все вопросы об оплате услуг участников, о предполагаемой сумме, о предполагаемых временных затратах и желаемых резуль­татах конкретно от каждого участника исследования решаются заранее, до подписания контракта на проведение исследования. Если контракт как таковой не предусмотрен, тем не менее, суще­ствует устное, так называемое «джентльменское соглашение» между заказчиком и руководителем проекта, с одной стороны, и между руководителем проекта и членами команды, с другой. В условиях отсутствия фиксированных формальных документов следует перед началом исследования обговорить все основные детали исследования вплоть до того что, кто и на каких этапах должен делать, какие ожидаются результаты, в какой форме они должны будут представлены, и оговорена предварительная сумма на оплату каждого из участников проекта.

Несвоевременное рассмотрение или отказ рассмотреть хотя бы один из этих пунктов могут существенно повлиять на дальнейший ход вашего исследования.

Классификация кейсов

Отдельные типы кейс стади, вписываясь в общее определение, тем не менее, могут нести значимые различия. Поэтому, когда мы начинаем размышлять над своим исследованием, нас начинает мучить множество вопросов, таких, например, как:

— Является ли кейсом ситуация, когда изучается более чем один случай?

— Могут ли в кейс стади использоваться количественные данные?

— Можно ли с помощью кейс стади делать оценки и обобщения?

Многие исследователи сходятся на том, что кейс стади должен удовлетворять трем основным условиям качественной методоло­гии. Он должен способствовать:

/. описанию,

2. пониманию,

3. объяснению.

Напомним, что Р.Йин предлагает следующую классификацию типов кейс стадии:

• разведывательные,

• описательные,

• объяснительные.

Кроме того, Р.Йин указывает на достаточно распространенный предрассудок, согласно которому утверждается, что кейс стади бывают только разведывательные. Это достаточно сильное заблуж­дение. Лучшие и признанные в социологическом мире кейс стади были и в большей степени остаются описательными (Р.Уайт «Обще­ство на углу улицы», Х.Бейнон «Работа на Форда») и объяснитель­ными (Аллисон «Объяснение кубинского ракетного кризиса»).

А теперь дадим краткую характеристику вышеперечисленным типам кейсов.

Разведывательные кейс стади

В разведывательных кейс стади выход в поле и сбор данных мо­гут быть предприняты задолго до формулировки исследовательско­го вопроса и гипотез. Такого рода исследования рассматриваются в качестве прелюдии к обширному социальному исследованию. Однако сам дизайн исследования должен быть продуман исследова­телями до начала сбора данных. В таких случаях достаточно эффек­тивным является пилотажное исследование для определения окон­чательных техник, которые будут приняты на вооружение командой исследователей. В зависимости от результатов пилотажа, исследова­тельская команда может рассмотреть как возможность опроса, так и отказаться от его применения.

Описательные кейс стади

Описательные кейс стади требуют, чтобы исследователь работал с описательной теорией. Они должны с особой глубиной описывать изучаемые события, хотя отбор случаев и единиц для анализа происходит также, как и в других типах кейс стади. Целью исследований такого типа является формирование гипотез, направленных на даль­нейшее изучение взаимосвязей типа причина - следствие.

Объяснительные кейс стади

Объяснительные кейсы направлены на выявление причинно-следственных связей. В некоторых достаточно сложных кейсах со множеством переменных анализ может быть сделан с помощью техник, которые позволяют обнаружить определенные повторяющиеся модели, образцы., как, например, Йин и Мур прове­ли исследование, в котором постарались установить причины того, почему результаты некоторых исследований широко используют­ся на практике. В качестве единицы для анализа они использовали финансируемый исследовательский проект, причем предмет исследования оставался неизменным, а содержание самих проек­тов менялось. Результаты исследования были объяснены с помо­щью разработки классификации из трех различных типов теорий:

1) теорий, направленных на приращение знания;

2) теорий, направленных на решение проблем;
3) теорий социального взаимодействия

Теории, направленные на приращение знания, означают, что идеи и открытия, которые черпаются из этих теорий, в конечном итоге могут стать коммерческими продуктами. Теории, которые направле­ны на решение проблем, в принципе очень похожи на теории, направ­ленные на приращение знания, но они инициируются не самим исследователем, а из внешнего источника, определяющего пробле­му. Теории социального взаимодействия объясняют интересую­щий нас феномен с точки зрения коммуникации между исследо­вателями и пользователями. В случае, описанном выше, они, например, объясняли успехи использования результатов исследо­ваний на практике тем, что как исследователи, так и пользовате­ли, принадлежали к пересекающимся социально-профессиональ­ным группам, между которыми были установлены неформальные взаимодействия, и именно благодаря неформальным взаимодей­ствиям между профессионалами на различных уровнях исследо­вания получали практическую направленность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.008 с.)