Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль теории в проведении кейс стади
Некоторые ошибочно думают, что, так же как и этнографическое исследование, кейс стади лучше начинать с чистого листа. Но это не так. Для исследования в стиле кейс стади развитие теории - это неотъемлемая часть конструирования исследования. Вот почему полный дизайн исследования включает в себя также и теоретизирование. Однако в одних случаях теория уже достаточно развита, в других - ее еще предстоит развивать. Вопрос о создании теории вызывает, как правило, у социологов, особенно начинающих, определенный ужас, поскольку не все считают себя Марксами и Гегелями, способными продвигать социальную науку вперед. На наш взгляд, это связано еще и с научными традициями в русле советской социологии. В России, особенно с конца 60-х гг., социология развивалась по двум направлениям: с одной стороны, была достаточно разветвленная сеть социологов-эмпириков, которые проводили мини-исследования, с другой стороны, существовала целая плеяда российских обществоведов, которые работали на макроуровне, развивая макротеории. К сожалению, нередко эти макротеории не имели ничего общего с теми фактами, которые практикующие социологи находили на самых низших уровнях общества. В результате социологию стали клеймить за неадекватное освещение процессов общества, их подтасовку. На Западе на новой волне интереса к качественным исследованиям в середине 60-х гг. Глэйзер и Страусе выдвигают концепцию о так называемой «обоснованной теории grounded theory)», которую в российской социологической литературе переводят по-разному. По поводу этой теории написано уже много, но, на наш взгляд, квинтэссенция этой теории состоит в том, чтобы создавать пусть мини-теории, но касающиеся только этого объекта, только этого явления и на базе добытых эмпирических фактов. Р. Инн так рассуждает о роли и месте теории: Каждое исследование требует своего анализа. В некоторых случаях уже существующие работы могут обеспечить вам теоретическую структуру вашего исследования. В других ситуациях приемлемой теорией может быть лишь описательная теория, и тогда ваше исследование должно сфокусироваться на таких аспектах, как: а) цель описания, 6) полное и реалистичное раскрытие всех содержательных сторон того предмета, который изучается,
с) определение вероятностных тем, которые будут раскрывать сущность описываемого явления. Однако в некоторых случаях практически не существует приемлемой теории, и имеющаяся литература не позволяет развить концептуальные гипотезы. Тогда исследование будет носить разведывательный характер. Но даже для разведывательного исследования должны быть сформулированы следующие положения: 1) что изучается, 2) цель изучения, 3) критерии, по которым изучение будет признано успешным или нет. Достаточно дискуссионной в отечественной социологии остается проблема обобщения результатов исследования в стиле кейс стади. В основном ученых интересует вопрос, в какой мере можно переносить выводы исследований, выполненных в рамках данной стратегии на отдельных объектах на более широкую группу объектов? Если да, то какие обобщения можно делать? Ученые, работающие в русле качественной методологии, выдвинули концепцию особого типа теоретизирования. Так, Р.Йин тип конструируемой в ходе эмпирического исследования теории называет аналитическим обобщением, противопоставленным другому способу обобщения, известному как статистическое. Согласно такому подходу «этнографическое описание» какого-либо объекта рассматривается как некий аналог естественнонаучного эксперимента, призванного подтвердить или опровергнуть определенную теорию. Таким образом, критерий правильности теории предполагает подтверждение выводов, полученных в исследовании одного объекта данными, полученными повторным исследованием, проведенным по такой же схеме на этом же или других объектах. Данные и выводы одного исследования могут быть опровергнуты или поставлены под сомнение данными и выводами другой, по выражению Р.Йина, конкурирующей теории. Эндрю Бенетт и Александр Джордж считают, что одним из важных направлений исследований в стиле кейс стади является построение так называемых типологических теорий, которые: • во-первых, могут улавливать определенные повторяющиеся процессы в социальных феноменах и, выделяя объекты для изучения этих закономерностей, давать им объяснение;
• во-вторых, развитие типологических теорий является ключевой задачей теоретизирования по отношению к социальным явлениям, которые характеризуются сложными взаимодействиями бесчисленных переменных, между которыми могут устанавливаться причинно-следственные связи; • в-третьих, кейс стади могут использоваться индуктивно для развития типологических теорий с помощью построения «по кирпичику» альтернативных подходов, которые раскрывают дополнительные причинно-следственные связи. Это особенно важно как в пионерских исследовательских программах, так и в тех случаях отклонения, которым нет вразумительных объяснений среди существующих теорий; • в-четвертых, дедуктивно построенные типологические теории являются ключевым инструментом для дизайна и отбора кейсов для улучшения уже разработанных исследовательских программ; • в-пятых, и, наконец, соединяя типологические теории с методами анализа «в рамках случая», в особенности при отслеживании процессов и при анализе совпадений, исследователи могут повышать качество научных предположений, хотя и не устранять полностью те ограничения сравнительных методов исследования, которые были описаны Джоном Стюартом Миллем (метод сходства и различий). Таким образом, заключают Э.Беннетт и А.Джордж, типологические теории и методы кейс стади являются достаточно мощным инструментом для обоснования выводов о причинно-следственных связях. На самых ранних этапах исследования исследователь или команда исследователей должны четко представлять, какую роль играет изучаемый кейс в развитии теории. Является ли этот случай подтверждающим уже достаточно известную теорию или в ходе исследования планируется создание новой теории? Необходимо ли в период изучения выявить ограничения данной теории или проверить применимость альтернативных теорий? В каждом конкретном случае, а возможно и на каждом этапе исследования, исследователи выдвигают свои цели применительно к теоретическим обобщениям, вырабатывают свои уровни теоретического анализа и то, в какую сторону двигаться по так называемой «лестнице обобщений» - идти ли к более общим выводам или, наоборот, делать выводы только о непосредственно наблюдаемых явлениях. В качестве примера возьмем случай, когда для изучения управленческих отношений в промышленности, прежде всего, было необходимо рассмотреть, на каких уровнях и какие теории существуют: 1) теории личности (теории возрастного развития, личности, межличностного взаимодействия); 2) теории групп (теории семейных функций, неформальных групп, координации взаимоотношений между рабочими и управленцами, межличностных коммуникаций); 3) организационные теории (теория бюрократии, организационных структур и функций, производительности труда и т.п.); 4) социетальные теории (теории развития городов, мировой системы, институтов культуры, рыночных отношений и т.п.). Затем из всей совокупности теорий выбирать те, которые наиболее адекватно отражают процессы, происходящие на уровне предприятия. Как отмечают Бенетт и Джордж, существует шесть различных типов кейс стади в зависимости от исследовательских целей в плане теоретического конструирования. Постараемся кратко охарактеризовать каждый из этих типов:
1. Первый тип они называют атеоретическими/конфшуративными - такие кейсы, которые играют роль хороших описаний, которые могут лишь использоваться для построения теории. Как правило, детально описывая какие-то явления, такие кейс стади не дают приращения теоретических знаний. 2. Дисциплинарно конфигуративные кейс стади используют тогда, когда уже хорошо работающая теория объясняет изучаемый кейс. Упор может делаться на объяснении исторической важности именно этого случая или его представления в качестве примера для педагогических целей. 3. Кейс стади с эвристической целью. Эти кейс стади проводятся для того, чтобы индуктивным путем определить новые переменные, гипотезы, причинные механизмы. Изучение ненормативных случаев, девиантного поведения может быть особенно полезным в такого рода исследованиях. 4. Кейсы для проверки отдельной теории или конкурирующих теорий. В таких случаях при проверке гипотез важно определить, насколько изучаемые случаи с наибольшей/наименьшей вероятностью являются критичными для одной или более теорий. При тестировании теории важно не только, насколько этот случай подтверждает или опровергает ту или иную теорию, а, скорее, определение спектра условий, при которых та или иная теория верна, или определение перечня условий, при которых та или иная теория применима. 5. Кейсы по проверке правдоподобия теории (plausibility probes). В основном это предварительные исследования для проверки непротестированных теорий для того, чтобы определить, нужны ли более глубокие и полномасштабные исследования. 6. Построение блоков теории (building blocks) - исследования определенных типов или подтипов явлений с определенными эвристическими целями для достраивания общих моделей. Эти кейс стади могут составлять отдельные части более широких обобщений и типологических теорий. Таким образом, в зависимости от того, какова цель исследования в стиле кейс стади, будут различаться и само проведение кейс стади и то, какие теории привлекать, и то, какие гипотетические; причинно-следственные отношения отслеживать. В зависимости от того, проводим ли мы кейс стади с целью проверки теории, развития новой теории или проверки ее правдоподобия, будет зависеть и сам дизайн исследования. Бенетт и Джордж также допускают возможность такого развития событий, когда выявление причинно-следственных связей может привести к тому, что в процессе изучения феномена появится несколько направлений, по которым надо вести исследование.
Возможен и такой вариант, когда для объяснения изучаемого феномена необходимо привлекать альтернативные теории. Источниками таких альтернативных теоретических предположений могут быть эксперты по данному вопросу, историки, этнографы, а порой и сами респонденты. Однако в данном случае исследователи должны четко осознавать, что при объяснении определенных явлений люди, в них вовлеченные, имеют свои собственные мотивации и могут иметь свои собственные предубеждения. Именно поэтому к ним надо относиться с известной долей осторожности. В социологии не прекращаются дебаты по этому поводу. Вкратце их сущность можно выразить следующим образом: должен ли исследователь в первую очередь предпринимать попытки воссоздать опыт познания мира респондента или же в отношении изучаемых людей ему необходимо использовать свои теоретические выкладки. В любом случае исследователь, проводящий кейс стади, сталкивается с огромным количеством разных теорий, из которых ему приходится не только выбирать наиболее подходящие, но и заботиться о том, чтобы выбранные им теории хорошо описывали взаимосвязи и взаимозависимости внутри изучаемых явлений. На наш взгляд, работа исследователя с теорией начинается с самого зарождения идеи проведения исследования в стиле кейс стади и, в значительной мере, зависит от того, на что нацелен сам исследователь или команда исследователей: на детальное описание процессов, подтверждающих уже признанные теории, или изучение этого случая задумывается специально для создания новой теории. Дизайн исследования в этих случаях будет существенно отличаться. Если идет исследование по уже существующим теориям, то выбор изучаемых процессов и явлений внутри данного случая будет осуществляться в соответствии с отобранной теорией (теориями). Если же исследователи только начинают сбор данных по еще малоизученной теме, по которой нет достаточно разработанных теорий, то сбор данных будет вестись по нескольким направлениям, и процесс будет итерационный - чтобы на первых этапах выдвинуть определенные теоретические предположения, некоторые из которых будут подтверждены, а другие опровергнуты на следующих этапах исследования.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.013 с.) |