Тема 5. Реализация основных функций управления с точки зрения информационного менеджмента. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Реализация основных функций управления с точки зрения информационного менеджмента.



Планирование функций информационных систем на основе требований ТЗ. Оценка реализации основных функций по показателям надежности, мобильности, удовлетворенности потребителем, масштабируемости и эффективности функционирования.

Документ "Технические условия" реализации основных функций управления.

 

Краткий конспект

Для планирования ИС принято разделение на кратко-, средне- и долгосрочное, или соответственно на оперативное и стратегическое.

Стратегическое планирование ИС, по существу, представляет собой процесс, в котором принимаются принципиальные решения в области ИС предприятия относительно действующих в течение длительного срока целей и основных положений (принципов), мероприятий, ресурсов, а также бюджета и финансирования. Временные рамки стратегического планирования ИС в зависимости от сопутствующих условий (масштаб предприятия, специфические для предприятия информационные проблемы, степень проникновения ОИ и др.) охватывают обычно период от пяти до десяти лет.

Результатом стратегического планирования ИС должен являться документ, который содержит, во-первых, констатацию существующего положения в области ИС как на предприятии, так и вне его, во-вторых, разработанные по годам стратегии в этой области и необходимые для их реализации на предприятии мероприятия.

Для процесса стратегического планирования ИС характерны следующие типичные фазы или этапы.

1. Постановка задач стратегического планирования ИС: для какой части предприятия должно проводиться стратегическое планирование ИС, в каком именно виде и кем, а также что от этого должно получить предприятие и когда?

2. Всесторонний анализ условий. Для выявления пространства действий при составлении планов в сфере обработки информации и ИС необходим анализ условий или положения дел в данной области.

3. Постановка стратегических целей для ИС. Полученные в фазе анализа условий знания представляют собой основу для конкретного формулирования стратегических целей ИС (рис.1).

4. Разработка стратегий ИС. Она выполняется с учетом архитектуры применения ИТ, доступных или имеющихся ресурсов, структуры организации и управления. Стратегии ИС характеризуют пространство и потенциал, которые должны быть задействованы для достижения обозначенных целей.

 

Рисунок 1 - Формулирование стратегических целей для планирования

информационных систем

 

5. Планирование конкретных мероприятий. Этот этап имеет уже оперативный характер. В рамках долгосрочного планирования мероприятия описываются в общей форме. Краткосрочные планы в области ИС содержат, напротив, специфицированные в числовой форме мероприятия на весь планируемый год.

Процесс создания ИС разделяется на некоторые типовые фазы. В каждой фазе следует решать определенные проблемы, для чего в распоряжении разработчиков должны быть соответствующие методы и средства их поддержки.

Фаза 0: снижение уровня напряжения и взаимного предубеждения между производственными подразделениями и специалистами по ОИ. Перед началом работ по проектированию системы следует провести целенаправленно организационно-технические мероприятия по снижению предвзятости и формированию взаимного доверия. Содержание этих мероприятий определяется характером существующих противоречий, их истоками, имеющимися возможностями для маневрирования персоналом и ресурсами.

Фаза 1: знакомство с объектом, изучение и анализ проблем информатизации.

В этой фазе разработчики проекта получают первое представление об отделе или подразделении, для которого создается ИС. Здесь им нужно определить, какие на данном объекте имеются проблемы, решить которые призвана создаваемая ИС, где будут границы системы и каков приблизительно объем проекта. Будущие пользователи должны узнать, какие общие или генеральные цели преследуют разработчики. Наряду с получением обеими сторонами, участвующими в создании ИС, исходной информации друг о друге в этой фазе необходимо заложить базу для совместной работы сторон. Уже здесь должно быть обеспечено стремление всех участников проекта к активной совместной работе.

Фаза 2: предварительное планирование целей функционирования ИС. На этой стадии работ наряду с проведением обследования объекта по стандартным формам (опросы, описание и анализ документооборота и т.д.) целесообразно провести специальный вводный семинар для персонала информатизируемого подразделения. На таком семинаре под руководством опытного ведущего и с поддержкой какой-либо иллюстрационной техники работники затрагиваемого(ых) подразделения(й) рассматривают имеющееся положение дел, выявляют недостатки и формируют для себя начальные представления о целях создаваемой системы. Устанавливаемые на этом этапе цели будут предварительными, эти цели, возможно, будут конкретизироваться, а перечень их – уточняться. Но именно на этом этапе важно добиться прежде всего понимания всеми работниками подразделения того, что при определении целей речь идет не о целях для технологической части ИС, а о целях для интегрированной организационно-информационной системы в целом.

Фаза 3: организация работы над проектом ИС. Эта фаза наступает после того, как установлены границы создаваемой системы на пространстве деятельности предприятия, т.е. зафиксировано, какие задачи будут включены в сферу ее действия, и стало хотя бы приблизительно известно, какой объем будет иметь проект.

Центральными вопросами организации работ и соответствующей структуры являются следующие: выбор или отбор членов проектной группы, в особенности представителей производственных подразделений; определение компетенции всех участников проектных работ; определение круга лиц, постоянно информируемых о ходе работ; выбор инструментов, поддерживающих проектный менеджмент.

Фаза 4: анализ настоящего и будущего состояния ИС. В фазе 1 подлежащие решению задачи определены достаточ­но грубо и нечетко. Теперь необходимо детально обрисовать имеющееся состояние. В этом анализе выявляется следующее: в соответствии с поставленными задачами определяется информация, необходимая для их решения; описывается существующая организационная структура и формулируются ее недостатки; то же выполняется по отношению к существующей системе ОИ; оцениваются состояние работников (удовлетворенность или неудовлетворенность и ее степень) и их мотивация.

В создаваемой системе все положительное должно быть сохранено, все отрицательное – устранено. Кроме того, должны быть определены особенности технологического развития ИС, правовое регулирование ее функционирования, программа развития основной технологии и т.д. Это требуется для того, чтобы система создавалась с необходимой степенью гибкости в расчете на будущее.

Фаза 5: планирование целей. Предварительно сформулированные в фазе 2 цели могут быть подвергнуты проверке, оценке и при необходимости ревизии на основе более точной информации, полученной в ходе анализа существующего состояния и прогнозирования. Это позволит построить более совершенную систему, выявить и устранить грубые ошибки в решениях, принимаемых в начале работ в условиях значительной неопределенности, а также избежать их в дальнейшем. Такая коррекция целей на основе более точной информации позволяет еще и снизить меру ответственности за принимаемые на начальных этапах проектирования решения и тем самым – степень риска; она же позволяет добиться и снижения напряженности труда участников проекта.

Фаза 6: формирование вариантов концепции. На этой стадии следует по возможности разрабатывать параллельно несколько вариантов концепции ИС.

При параллельном рассмотрении нескольких альтернативных вариантов концепции представляется возможным обеспечить подлинное сотрудничество разработчиков системы с производственным подразделением, подлежащим информатизации.

Фаза 7: выбор концепции. При наличии нескольких вариантов концепции создаваемой системы рано или поздно нужно будет выбрать один из них. Для этого необходимо оценить предложенные варианты. Оценка сложных систем с участием нескольких лиц – специалистов по ОИ, работников подразделения, руководства предприятия – осуществляется всегда трудно. Существенный эффект в сужении круга вариантов может дать их оценка по единому критерию «затраты/производительность». Это позволяет обеспечить поиск согласия всех экспертов, участвующих в оценке вариантов, относительно выбора одного из них.

Фаза 8: уточнение концепции. После выбора одного из вариантов концепции создаваемой системы в качестве базового этот вариант уточняется и детализируется всеми участниками процесса создания ИС. Параллельно с концепцией собственно ИС, т.е. с ее внутренней организацией, важной при организации эксплуатации, необходимо разрабатывать организационную концепцию системы, ориентированную прежде всего на пользователей. При этом должны быть рассмотрены особенности организации рабочих мест и планирование технологических процессов в новых условиях. Все это по возможности следует скорректировать под новые условия.

Для оценки результативности и эффективности показателей функционирования проектируемой ИС обычно используется документ "Технические условия".

Основное назначение этого документа - выявление отклонений от проектируемого варианта. На основе этого документа инициируется процесс управления изменениями.

Конечный результат процесса — набор изменений, согласованных между собой и с существующей конфигурацией информационной системы и не нарушающих функционирования уже существующих сервисов. Все изменения в обязательном порядке регистрируются процессом управления конфигурацией.

Процесс управления изменениями (рис.2) выполняет следующие функции:

обрабатывает запросы на изменения;

оценивает последствия изменений;

утверждает изменения;

разрабатывает график проведения изменений, включая восстановление при сбое;

устанавливает процедуру обработки запроса на изменение;

устанавливает категории и приоритеты изменений;

управляет проектами изменений;

организует работу комитета по оценке изменений; осуществляет постоянное улучшение процесса.

Рисунок 2 - Процесс управления изменениями ИТ- менеджером

 

Документ "Технические условия" реализации основных функций управления, реализуемых АИС показан а Приложении 2.

 

Контрольные вопросы

1. Для чего необходимо планировать проектирование и разработку ИС

2. Какой нормативный документ предназначен для разработки проекта ИС

3. Для чего нужен документ "Техническое задание"

4. Для чего нужен документ "Технические условия"

5. Для чего нужен документ "Требования пользователя"

6. На какой фазе планирования процесса разработки ИС имеется возможность получить документ "Требования пользователя"?

7. Какими основными функциями обеспечивается работоспособность проектируемой АИС?

8. Как можно оценить работоспособность основных функций АИС?

9. Каковы функция процесса управления изменениями?

10 Перечислить фазы процесса создания ИС и кратко охарактеризовать их.

Рекомендуемая литература

ГОСТ 34.602-89 Техническое задание на создание автоматизированной системы.

[2], [3]

[8], Приложение 1, Приложение 2.

 

Тема 6. Модель полной стоимости владения информационной системой. Оценка затрат на оказания услуг по обработке информации. Калькуляция затрат. Оценка затрат на разработку информационного продукта. Оценка затрат на проектирование АИС. Оценка экономических показателей: фондоемкости, фондоотдачи, фондовооруженности, производительности труда, износ основных средств, экономическая эффективность и годовой экономический эффект от обработки информационных потоков на основе средств информатизации.

 

Краткий конспект

Важным условием эффективного участия информационного менеджера в процессе управления капиталовложениями в сфере информатизации являются понимание им микроэкономических факторов, действующих на предприятии, и преломление их влияния на область информатизации.

ИС предприятия, как правило, поглощают весьма значительные капиталовложения, в особенности ИС, построенные на основе наиболее передовых и дорогостоящих средств. Они являются неотъемлемой частью технологического оснащения, входят в состав основных фондов или базового оборудования и могут существенно повлиять на затраты предприятия по выпуску продукции, т.е. на цену продукции или услуг. Это означает, что средства информатизации необходимо рассматривать аналогично всем другим основным средствам фирмы и оценивать их использование по тем же критериям, в частности, в отношении эффективности капиталовложений.

Решения по эффективности использования СИ в реальных условиях требуют определения их доли в складывающейся цене продукции. Задача эта – определение доли того или иного ресурса в общих показателях – вообще очень непростая, а в отношении информационных ресурсов – тем более, что обусловлено прежде всего недостаточным опытом производственного использования этих ресурсов в сфере материального производства.

При этом могут использоваться обобщенные показатели деятельности сферы обработки информации на предприятии, аналогичные показателям эффективности других основных фондов (ОФ):

 

фондоотдача = годовой объем / среднегодовая стоимость ОФ

 

фондоемкость = среднегодовая стоимость ОФ /годовой объем

 

фондовооруженность = среднесписочная численность/среднегодовая стоимость ОФ

 

производительность труда = годовой объем / среднесписочная численность

 

эластичность = приращение производительности труда/приращение фондовооруженности

 

Каждый из показателей может быть нужным образом детализирован за счет представления исходных данных. Например, среднесписочную численность можно привести к некоторой условной (базовой) квалификации работника, определяемой, например, средней зарплатой в сфере ОИ. Это позволит учесть квалификацию персонала и мероприятия по повышению квалификации. Тогда производительность труда может быть выражена не «в натуральном выражении», т.е. в виде доли годового объема, отнесенного на одного работника в среднем по году, а в стоимостном исчислении – в виде доли годового объема, приходящегося на 1 «среднюю зарплату», т.е. в форме отношения годового объема к фонду оплаты труда работников сферы ОИ. Такой показатель позволит определить, сколько и каких работников иметь в сфере ОИ: сколько низкооплачиваемых, сколько высокооплачиваемых, где именно и какой они должны приносить доход. Калькуляция затрат в сфере обработки информации. Совершенно естественно исчисление затрат начинать с учета затрат на приобретение средств информатизации. Эта статья многое определяет в политике информатизации, поскольку требует очевидных и обычно весьма немалых средств единовременно (в случае приобретения) или долями (в случаях аренды или лизинга), и потому часто является серьезным сдерживающим фактором в решении задач информатизации. Но цена приобретения никогда не исчерпывает всех затрат, связанных с использованием информационных ресурсов, а в ряде случаев может оказаться даже и неосновной их статьей. В связи с этим уместно использовать полную стоимость, или цену владения (ТСО – Total Cost of Ownership).

Цена владения – все затраты, связанные с обеспечением работоспособности, эффективности и просто с использованием средств информатизации.

Представление о структуре затрат, определяющих ТСО, может дать приводимый ниже перечень статей:

заработная плата персонала сферы информатизации;

начисления на заработную плату;

амортизация основных средств;

материалы, детали, узлы и комплектующие;

производственные услуги сторонних организаций;

производственные командировки;

технологическая энергия;

прочие прямые расходы (специальная литература и т.п.);

накладные расходы.

Отдельно следует отметить прибыль – превышение доходов над расходами. Прибыль исчисляется обычно по общим итогам деятельности предприятия за календарный период, хотя может оцениваться и применительно к той или иной продукции, тоже за календарный период. Получение прибыли – основная цель любого бизнеса, в том числе и обработки информации.

Износ и амортизация основных фондов. Значительные затраты связаны обычно с амортизацией основных фондов сферы обработки информации в связи с относительно высокой их стоимостью. Это обусловлено еще и тем, что в настоящее время существенно повышена норма амортизации. По своему существу и назначению затраты на амортизацию представляют собой планомерно формируемый путем отчислений на определенные счета фонд резервных средств, за счет которых может быть осуществлено полное восстановление соответствующих средств информатизации. Эти отчисления включаются в себестоимость продукции и налогами не облагаются.

Настоящее время характеризуется высоким темпом прогресса характеристик всех элементов ИР и соответственно необходимостью высокого темпа обновления программно-аппаратных средств ИС. Использование ИР должно дать такие поступления доходов, из которых можно финансировать приобретение новых средств для замены изношенных, а также обеспечить расширение парка этих средств.

Степень износа технических средств, очевидно, зависит от интенсивности их использования, начального качества, условий эксплуатации, окружающей среды и других факторов. Частичный износ устраняется ремонтными мероприятиями, полный износ предполагает замену или восстановление соответствующего средства. Износ программных средств не столь очевиден, хотя в этих средствах могут явно проявляться процессы деградации.

Износ имеет, кроме производственного, и явный экономический аспект. С нарастанием износа снижается надежность, растет число и усугубляется тяжесть отказов, вследствие чего требуется более интенсивное и потому более дорогостоящее обслуживание любых средств, что приводит к росту текущих затрат на ремонт. Это может служить критерием эффективности использования ИР: если стоимость обслуживания становится соизмеримой с ценой приобретения, то целесообразно приобретение новых средств, т.е. их замена. Кроме того, при нарастании износа возникают и другие экономические последствия: снижается качество работ в ИС, растет фондоемкость процессов обработки информации, возрастает себестоимость единицы продукции. Снижение уровня использования (простои) приводит к тому, что уменьшается объем выполняемых работ и услуг, что, в свою очередь, приводит, как минимум, к повышению себестоимости единицы продукции за счет переноса условно постоянных затрат на меньший объем работ и услуг. Из-за этого же снижается объем прибыли в связи с недополучением доходов и сохранением объема условно постоянных расходов. Для определения степени как физического, так и морального износа могут привлекаться экспертные оценки. В то же время могут использоваться и сведения о средних сроках службы, объемах выпуска новых поколений аналогичных средств, тенденциях применения тех или иных средств конкурирующими фирмами. Весьма информативными могут быть также данные о росте затрат на обслуживание: для планово-профилактических мероприятий и для устранения сбоев, отказов и аварийных ситуаций.

Интенсификация использования ресурсов. При оценке интенсивности использования ресурсов необходимо учитывать степень напряженности технологического процесса обработки информации, а также организационные основы соответствующих подразделений и процессов. Особое значение здесь имеет управление ресурсами (менеджмент ресурсов или мощностей): в соответствии с технологическим процессом необходимо иметь в распоряжении нужные средства к определенному времени и на определенное время. Однако, для ИТ свойственна высокая степень неритмичности, что обусловлено наличием множества задач, высоким уровнем случайности обращений к ресурсам по многим из них, случайным характером потребностей в ресурсах даже для одной и той же задачи в разных ситуациях, как правило, относительно невысоким уровнем технологической культуры в сфере ИТ многих пользователей и т.д.

Управление ресурсами предусматривает постоянное наблюдение и анализ реакций системы. Для этого необходимо описать информацию, используемую для выявления состояния системы обработки информации и прикладных систем. Это могут быть периодически вводимые в систему специальные сообщения, автоматически выдаваемые служебные сообщения, а также сообщения, вырабатываемые по запросу. Во всех вариантах распределения и использования ресурсов необходимы определение всех видов затрат и контроль производительности как по отдельным операциям ИТ, так и по системе в целом.

Особенно важно управление безопасностью информационных ресурсов (ГОСТ Р ИСО/МЭК 27006-2010.

Менеджмент данных. В настоящее время практически на всех предприятиях имеются достаточно обширные и разветвленные структуры данных. В совокупности накопленные данные начинают представлять все большую ценность для любого предприятия. Для многих предприятий данные со временем могут стать основной их ценностью. В связи с этим на предприятии необходимо организовать и постоянно осуществлять менеджмент данных.

Задачами менеджмента данных могут быть: участие в формировании структур данных, совершенствование информационных структур, прием и занесение данных в соответствующие компоненты информационной структуры (банки данных, базы знаний и др.), устранение выявленных (возникших) ошибок в данных, обеспечение адекватной комплексной защищенности данных, предоставление копий блоков данных в соответствии с ИТ, контроль данных, представляемых для помещения в банки (данные должны быть полными, актуальными, ценными, содержательными, качественными и т.п.), создание и ведение каталога данных и иных средств сервиса, предоставляемых потребителям данных.

Одной из основных проблем менеджмента данных является обеспечение защищенности данных, которое вписывается в проблему обеспечения комплексной защищенности ИС. Необходимо рассматривать в контексте защищенности данных все технические и технологические мероприятия, препятствующие потере, порче, искажению данных, несанкционированному доступу к ним и их недозволенной передаче куда-либо и кому-либо.

При определении базовых цен на информационные продукты и услу­ги можно использовать ряд методов, применяемых в ценообразовании.

1. Затратный метод, основанный на оценке затрат производителя (продавца):

Фиксированная цена = Себестоимость + Норма прибыли.

Этот метод наиболее прост для производителя, потому что произ­водитель имеет больше информации о своих затратах, чем о потреби­тельском спросе. С другой стороны, если большинство продавцов ис­пользуют этот же метод, то цены у них примерно одинаковые, ценовая конкуренция сводится к минимуму.

К отрицательным моментам метода можно отнести то, что цена не увязана с текущим спросом и формируется без учета потребительских свойств товара (услуги) и товаров (услуг) конкурентов.

Затратный метод удобен при установлении цены на принципиально новую продукцию, когда сопоставление с ценой на ранее выпускаемую продукцию невозможно, а также при установлении цен по разовым за­казам или на опытные образцы, и цены на товары, спрос на которые за­ведомо опережает предложение.

2. Агрегатный метод ценообразования, применяемый для продук­ции и услуг, агрегируемых из уже существующих модулей, эле­ментов, видов услуг, файлов и др., можно представить в следую­щем виде:

Цена общая = Цена элемента 1 + Цена элемента 2 +... + Цена элемента п;

Цена = Цена общая + Надбавки (скидки) за наличие (отсутствие).

В сущности, это модификация затратного метода для сложных про­дуктов и услуг. Точность установления цены на информационные про­дукты зависит от точности определения цены на составляющие элемен­ты. Метод не учитывает эффекта от совместного применения элементов.

Данный метод имеет те же плюсы и минусы, что и затратный. Он может быть использован как дополнение к другим методам ценообра­зования.

3. Параметрический метод ценообразования, основанный на фор­мировании цены на базе оценки и соотношения качественных параметров сетевых продуктов.

Суть метода сводится к тому, что выбирается набор параметров (ха­рактеристик) качества продукта или услуги, определяющих их потре­бительские свойства. Например, для программного изделия это может быть функциональная полнота, удобство интерфейса, скорость реше­ния задачи, надежность работы, достоверность результатов, наличие и качество помощи, наличие и качество документации, срок гарантии, организация консультаций (сопровождение), занимаемый объем па­мяти и др.

Подбирается несколько независимых экспертов или проводится изу­чение мнения пользователей (опрос, анкетирование и т. п.) и опреде­ляется с помощью экспертов важность каждого из параметров в баллах (но единой шкале оценок).

Этот метод позволяет определить цену на информационные про­дукты фирмы исходя из цен аналогичных продуктов и услуг на рынке с учетом соотношения качества этих продуктов и услуг.

Метод позволяет учитывать состояние цен на рынке, относитель­ное качество информационных продуктов и услуг, но не учитывает их себестоимость.

Информационная система организации необходима для предоставления нужной информации, в нужное время и в нужном месте. Вопрос оценки качества ИС сводится к оценке качества порождаемого в ней информационного продукта с учетом затрат на его производство.

На рисунке 22 представлен четырехступенчатый подход к осуществлению оценки окупаемости ИТ, включающий в себя исследование, вовлечение, анализ и связь (ИВАС).

 

 

Рисунок 22 - Четырехступенчатая модель ИВАС для осуществления ИТ-инициатив

 

Информационный продукт, производящая его информационная система организации и применяемые в ней информационные технологии являются продукцией производственно-технического назначения.

Оценки общественные и личные:

Насколько удобно использовать - надежность, простота.

Насколько удобно эксплуатировать - понятность (учет требований пользователя, записанных в техническом задании; понимание назначения системы и ее функциональных элементов, понимание принятых ограничений).

Модифицируемость - возможность внесения изменений без значительных затрат времени и ресурсов.

Структурированность - разбиение на подсистемы и элементы.

Качество документации.

Точность - точность результатов расчета.

Завершенность - имеются все компоненты для выполнения заданных функций.

В таблице 1 приведены примеры показателей, которые могут изучаться в зависимости от стадии процесса оценки окупаемости ИТ.

Таблица 1 - Примерная таблица операционных, управленческих и стратегических переменных оценки окупаемости ИТ

  Операционные ИТ Управленческие ИТ Стратегические ИТ
Инвестиция   Финансовая инвестиция в: эквивалент полной занятости (служащие) оборудование консалтинг   Финансовые инвестиции и планирование бюджета для: Приложений Обучения Образования Финансовые инвестиции и планирование бюджета для: Технологий сотрудничества Электронного обмена данными ERP
ИТ- активы   Количество автоматизированных рабочих мест автоматизированных стоек регистрации (авиалинии) сборочных машин (производство) киосков с информацией (тематические парки) компьютеризированного обучения инфраструктуры телекоммуникаций технического сопровождения Количество проектов по реорганизации процессов Количество инициатив управленческих преобразований Управленческая инфраструктура отчетности Уровень реорганизации процессов, измеряемый количеством инвестируемых человекочасов и участвующих отделов Количество Хабов и маршрутизаторов Технологий обработки изображений Интеллектуальных приложений Рабочих групп в области стратегических систем Связей с поставщиками и другими компаниями отрасли Специалистов в области принятия решений Процессов оценки окупаемости ИТ  
ИТ- результаты   Количество обслуженных потребителей посещений Web-сайта высококачественных изделий решенных проблем обслуженных потребителей постоянных клиентов потребителей, получивших рекомендации от других потребителей заказов, обработанных за день времени ожидания продаж на каждого служащего дней на утверждение кредита (в среднем) влияние на запасы, которое оценивается с помощью: – числа “утешительных талонов” (приглашений, перенесенных на другую дату) – жалоб о нехватке запасов – повреждений, поломок – получения специальных заказов Количество Надбавок Нарушений последнего срока Переносов даты завершения проекта Ошибок в отчете Замен технологии Реорганизаций процесса в середине проекта Определений случаев вредного воздействия (здравоохранение) Возвращенного товара Средняя продолжительность задержки   Фактическое использование на служащего или клиента на период времени Степень интеграции ИТ в процессе принятия корпоративных решений, выражаемая: – количеством запрашиваемых отчетов – количеством проанализированных сценариев  
Организационные результаты   Прибыльность Прибыль на вложенный капитал Прибыль на общую сумму активов   Текучесть кадров Расходы на обслуживание Время простоя   Рыночная доля Награды отрасли Рейтинг обслуживания потребителей Стоимость акций Финансовый рейтинг

Рассмотренные примеры помогут решить, какие показатели следует изучать в конкретной организации.

Контрольные вопросы

1. Что такое фондоотдача, и как с помощью этого показателя оценить эффективность использования информационных ресурсов.

2. Привести пример использования затратного метода при оценке использования информационных ресурсов и продуктов на предприятии.

3. Описать пример оценки себестоимости затрат

4. Какие прямые и какие косвенные затраты должны быть учтены при оценки информационной услуги.

5. Привести пример переменных и постоянных затрат, на основе проекта ТЗ на разрабатываемую АИС.

6. Охарактеризовать показатели качества информационного продукта, привести пример их практического использования.

7. Охарактеризовать задачи менеджмента данных.

8. Как оценить завершенность процессов информационной обработки на основе ИС.

9. Привести примеры ИТ- активов в организации.

10. Пояснить принцип действия четырехступенчатом модели выявления ИТ- инициатив.

 

Рекомендуемая литература

ГОСТ Р ИСО/МЭК 27006-2010

[1], [4].

 

 

Тема 7. Процессная организация менеджмента и реинжиниринг бизнес-процессов предприятия. Основные понятия процессного подхода. Методология SADT, реинжиниринг бизнес-процессов. Основные и вспомогательные процессы информационного менеджмента. Методология IDEF0. CASE - средства. RAMUS. Основные принципы работы. Особенности моделирования бизнес-процессов. Модели AS-IS и TO-BE.

 

 

Краткий конспект

В ГОСТ Р ИСО 9000–2001 [п. 2.4] отмечается, что любая деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего. Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией могут называться «процессный подход».

В системе менеджмента качества процессного подхода важно:

а) понимать и выполнять требования;

б) рассматривать процессы с точки зрения добавленной стоимости;

в) достигать результат выполнения процессов и их результативность;

г) постоянно улучшать процессы на основе объективного измерения.

С рыночных позиций любой процесс на предприятии является преобразованием, добавляющим стоимость. Все такие процессы, необходимые для получения конечных результатов и приносящие доход (вложенные средства должны вернуться в увеличенном объеме), относятся к бизнес—процессам.

Любой процесс имеет цель, и без нее он невозможен. Цель должна соответствовать ресурсам, необходимым для его осуществления.

Смысл и основное назначение бизнес—процесса – обеспечить результат, отсюда – понятие «результативность процесса».

Под результативностью процесса понимается степень реализации запланированной деятельности и достижение запланированных результатов [ГОСТ Р ИСО 9000–2001, п. 3.2.14]. Результативность следует измерять, используя количественные оценки, а когда это затруднительно – интуитивно оценивать, по возможности формализуя, регламентируя выводы. Измерение результативности необходимо, чтобы улучшать процессы.

При данном подходе процессом может быть любая деятельность, независимо от того, называют ее так или нет.

Каждый бизнес—процесс должен иметь свой вход и выход (рис. 1). Такой подход известен в управлении как «метод черного ящика». Выход представляет собой результат преобразований процесса, который может иметь материальный и нематериальный вид. Типы этих преобразований могут быть представлены четырьмя категориями:

1) физическое преобразование;

2) преобразование места расположения;

3) преобразование сделки, договора, протокола или ведения дела;

4) информационное преобразование.

На вход процесса подаются ресурсы (материальные, трудовые, информационные и др.), которые используются при его выполнении и должны быть распределены в нем. При этом не следует рассматривать вход только как приходящие извне потоки. У каждого процесса имеются свои управляемые границы, определяющие круг его действия, обеспечивающие его протекание в соответствии с входными и выходными требованиями.

 

 

Рис. 1. Общая схема процесса

Входная граница означает точку перехода, связь (интерфейс) между процессом—поставщиком и процессом—потребителем. Входные требования должны гарантировать бесперебойное и экономичное протекание процесса в соответствии с выходными требованиями.

Выходная граница означает точку перехода, связь (интерфейс) с потребителем процесса (пользователем). Выходные требования должны отражать ожидание или нужды потребителя процесса (или последующего процесса). Если на выходе процесса появляется материальный продукт, то выходные требования должны представлять физические и функциональные характеристики, которые делают этот продукт пригодным для пользователя таким образом, чтобы удовлетворять его пожелания.

Поставщик обеспечивает вход процесса, а потребитель—пользователь – выход.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 573; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.230 (0.123 с.)