Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ретроспективный анализ эволюции школ и концепции социального управления

Поиск

Ретроспективный анализ эволюции школ и концепции социального управления

Основные школы управления. Самые первые исследования в области управления были сделаны классической школой. Первых управленцев волновал вопрос эффективности производства (технический подход). Свою деятельность они сосредоточивали в основном на адаптации рабочих: разрабатывался дизайн рабочих мест, изучались затраты времени на различные операции и т.п. В те времена управление считали искусством. Это, видимо, было связано с тем, что не все люди по своим качествам подходят для управленческой работы. Было замечено, что всем преуспевающим управленцам свойственны определенные черты характера и навыки. Поэтому считалось, что достаточно установить качества, свойственные управленцу, и можно подобрать людей, обладающих ими. Первый крупный шаг к рассмотрению управления как науки был сделан Ф. Тейлором, который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался не эффективностью деятельности отдельного человека, а деятельностью организации, что и положило начало развитию школы научногоуправления. Главная заслуга Ф. Тейлора состоит в том, что он как основатель "школы научного управления" разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Величайший вклад Ф. Тейлора состоит в том, что он начал революцию в областиуправления. Разновидностью классической школы управления стала административная школа, которая занималась изучением вопросов о роли и функциях управления.Считалось, что достаточно определить суть работы управляющего и тогда легкоможно выявить наиболее эффективные методы руководства. Одним из пионеров разработки этой идеи был А. Файоль. Он разделил весь процесс управления на пять основных функций: это планирование, организация, подбори расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль. Разработанные А. Файолем принципы управления следует признать самостоятельным результатом науки управления, "администрирования" (отсюда и название административная школа). Суть разработанных им принципов управления сводится к следующему: разделение труда; авторитет и ответственность власти; дисциплина; единство руководства; единство распорядительства; подчинение частного интереса общему; вознаграждение за труд; баланс между централизацией и децентрализацией; координация управленцев одного уровня; порядок; справедливость; доброта и порядочность; устойчивость персонала; инициатива. Другие представители административной школы: М. Блюмфилд, разработал концепцию управления рабочей силой (1917), М. Вебер, предложил концепцию рациональной бюрократии (1921). Он также дал характеристику идеальных типов господства и выдвинул положение, согласно которому бюрократия — порядок, устанавливаемый правилами, является самой эффективной формой человеческой лассических управленцев состояла в том, чтобы обнаружить этот совершенный и единственно приемлемый метод управления. Определенный прорыв в области управления, ознаменовавшийся появлением школы человеческих отношений (поведенческой школы), на рубеже 30-х годов. В ее основу положены достижения психологии и социологии (наук о человеческом поведении). Поэтому в рамках этого учения в процессе управления предлагалось сосредоточивать основное внимание на работнике, а не на его задании. Родоначальником принято считать Э. Мэйо. Он обнаружил, что группа рабочих — это социальная система, в которой есть собственные системы контроля. Определенным образом воздействуя на такую систему, можно улучшить, считал он, результаты труда. А. Маслоу предложил следующую классификацию потребностей личности: физиологические; безопасности существования; социальные (принадлежность к коллективу, общение, внимание к себе, забота о других и пр.); престижные (авторитет, служебный статус, чувство собственного достоинства, самоуважение); самовыражения, полного использования своих возможностей, достижения целей и личного роста. Информационный период (с 1960 г. по настоящее время). Более поздние теории управления разработаны в основном представителями количественной школы, часто называемой управленческой. Ее появление — следствие применения математики и компьютеров в управлении. Представители этой школы рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е годы начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений управленцев. В современных условиях математические методы используются практически во всех направлениях управленческой науки.

Основные причины возникновения управленческих концепций

 

1)Возникновение управления связано с необходимостью достижения целей, которые невозможно достичь в одиночку. Это были, прежде всего, хозяйственные, оборонные и другие цели, которые требовали совместных действий людей, разделения функций между ними и координации коллектива. В доисторическую эпоху возникли охотничьи племена, скотоводческие кочевые племена, земледельческие общины. Эти три способа предлагали разделение людей на две группы: на тех, кто занят трудовой деятельностью и на тех, кто управляет ими. Между этими двумя группами стали складываться определенные отношения – отношения управления. Старейшины и вожди народов и племен олицетворяли собой руководящее начало в организации совместного труда и распределения продуктов

Социальные процессы и социальные системы как объект управленческих воздействий и системных исследований

Социальные процессы – совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий.

Классификация видов социальных процессов:

1. Кооперация (нет осознанного решения трудиться сообща).

В основе кооперации лежат согласованные действия и достижение общих целей. Присущие элементы поведения: взаимопонимание, согласование действий, установление правил сотрудничества.

Недостатки: конфликты, расстояние

2. Конкуренция – борьба индивидами/отдельными группами/обществами за овладение ценностями. Возникает, так как люди не могут полностью удовлетворить свои потребности, опередить конкурентов.

В основе конкуренции: не уничтожение, а опережение.

Конкуренция имеет сущность превращаться в конфликт.

3. Преспособление – формирование типа поведения пригодного для существования в новой среде.

В основе лежат: подчинение, компромис.

4. Ассимиляция – процесс взаимного культурного проникновения. Двусторонний процесс. Появление новых традиций, разрешение конфликтов.

Социальные системы – упорядоченная целостность, форма движения материи.

Черты социальных систем:

1. многообразие соц систем

2. интегрированное качество не присущее составным частям

3. человек – универсальный компонент социальных систем

4. социальные системы самоуправляемы

Основные функции социальных систем:

1. анализ структурных частей, функциональный анализ – взаимодействие со всей средой

2. сохранение системы и устойчивого состояния (гомеостаз)

3. совершенствование системы – оптимизация относительной природной/социальной среды

Этапы:

1. подготовительный (подготовка к исследованиям)

2. основной (проведение эмперического исследования)

3. завершающий

Требования к руководителю и персоналу управления с учетом особенностей социального управления

Стратегическое управление персоналом организации – управление и создание конкурентноспособного трудового потенциала организации с учетом происходящих и предстоящих изменений в ее внешней и внутренней среде, позволяющее организации выжить, развиваться и достигать своих целей в долгосрочной перспективе.

Задачи:

1. обеспечение организации необходимыми трудовыми ресурсамив соответствии со стратегией.

2. формирование внутренней среды таким образом, чтобы оргкультура, приоритеты в потребностях создавали условия и стимулировали воспроизводство и реализацию трудового потенциала

3. исходя из понятия СУ можно решать проблемы связанные с функциональными структурами управления (необходимость заниматься структурной перестройкой внутри организации)

4. разрешение противоречий в вопросах централизации и децентрализации в управлении

Субъект СУ: служба управления персоналом организации (руководители структурных подразделений)

Объект СУ: трудовой колектив, потенциал, динамика его развития, политика в отношении персонала

Функции СУП:

1. обеспечение организации трудовым потенциалом, развитие и реализация этого потенциала

Огранизационное оформление:

1. обособление структуры СУП

2. выделение органов СУП в структурную единицу

3. формирование СУП без обособления в структурную единицу

единый стиль руководства, приорететность, соответствие между стратегией и целями.

Инструмент: кадровое планирование

Реализация стратегии: внедрение, контроль и координирование

 

 

Частные принципы

Все подсистемы управления, любые сферы деятельности создаются, функционируют и развиваются в соответствии не только с общими, специфическими и организационными, но и с частными принципами. Частных принципов много. Все они формулируются в виде правил или требований. Назовем некоторые из них: принципы хозяйственного расчета; принципы формирования потоков информации; принципы организации заработной платы; принципы создания производственных бригад (добровольности, компетентности, профессионализма, оперативности и т.д.); принципы формирования управленческих штатов и др. Среди частных принципов могут быть и принципы «неформального» управления, основанные на обычаях, традициях, неформальных отношениях. У японцев это широкое идеологическое поле и отношения субординации, охватывающие работника с самого поступления его в организацию. Это могут быть всевозможные морально-трудовые кодексы, кодексы чести, правила поведения работников, требования к руководящим работникам, экономические, социальные, политические, правовые, бытовые и другие установки типа: «В нашем отделе не принято опаздывать на работу», «Принимаясь за работу, проверь наличие статического электричества», «Не делай замечания подчиненному в присутствии третьего лица», «Задания подчиненному выдавай только в письменном виде», «Уходя, не оставляй документы на столе» и т.д.

Лидерство и власть

Важное различие относится к совместимости целей. Для существования власти не обязательно требуется совместимость целей. С другой стороны, лидерство, чтобы реализоваться, требует определенного соответствия между целями тех, кто за ним следует.

Лидерство предполагает использование власти. Сама власть может строиться на личностных качествах или на занимаемой позиции в организации. Кроме того, власть – это двусторонние отношения – между лидером и подчиненными и между лидером и его начальником. Поскольку эффективность лидерства зависит от объема и типа власти, которые лидер использует в отношении как подчиненных, так и своего начальника, то важным является вопрос: какие источники власти и как необходимо использовать, чтобы добиться большей эффективности.

Источники власти:

· экспертная власть

· принуждение

· право на власть

· власть примера,

· власти вознаграждения

Экспертная власть и власть примера зависят от личностных качеств и, таким образом, очень индивидуальны, в то время как право на власть, власть вознаграждения и принуждения организационно устанавливаются равными для равных иерархических уровней. Право на власть и власть принуждения больше ассоциируется с неудовлетворенностью, но они мало связаны с результатами работы. Лидеры используют по-разному разные источники власти в зависимости от ситуации.

Инициатива Социальная

- совокупность действий (деятельность) по выдвижению, утверждению, распространению и практич. реализации социально значимой идеи, сознательно, самостоятельно и добровольно осуществляемых субъектом; характеристика, индикатор и форма проявления соц. активности.

И.с. обладает рядом отличительных признаков.

новизна ( вообще или в данном месте в данное время);

опережение одним субъектом др., означающее первые шаги в разрешении соц. проблем и противоречий;

лидерство в поиске и внедрении новых, нетрадиционных способов преобразования соц. действительности, в создании новых обществ.движений, новых форм обществ. жизни.

И.с. представляет способ преодоления устаревшего, отжившего, утверждения нового. В этом значении понятие "И.с." сближается с понятиями "соц. нововведение", "соц. новаторство", "соц. творчество". Инициативная деятельность субъекта обретает качества И.с. только с выходом ее за рамки интересов инициатора, с получением определенного обществ.резонанса. И.с, как правило, предполагает и выход за рамки узкопрофессиональной, соц.-ролевой деятельности, расширяя тем самым и сферу преобразовательной активности субъекта.

В развитии И.с. можно выделить ряд фаз:

· выдвижение новой идеи, проекта;

· практич. реализация новшества;

· распространение оправдавшего себя опыта.

· При этом особая роль принадлежит соц. эксперименту.

Субъектом И.с. выступает личность, соц. группа, класс, обществ.ин-ты, гос-во, те или иные обществ. организации, а также неформальные объединения и разного рода группы, при этом главное место занимает личность, стоящая у истоков И.с. И.с. охватывает все сферы жизни об-ва.

 

Виды

1. Линейная технология характеризуется строгой последовательностью отдельных работ и операций, вытекающих друг из друга в соответствии с заранее намеченным планом. Она используется в типовых случаях при достаточной определенности ситуации и конечной цели (например, на транспорте).

2. Когда невозможно точно оценить ситуацию, вьщелрггь ключевую проблему и наметить однозначную цель, технология управления может быть разветвленной. Желаемый результат достигается на основе совокупности решений, разрабатываемых одновременно по нескольким направлениям, или одного, имеющего многоаспектный характер. Обычно такое положение имеет место в сфере научных исследований.

3. Технология управления по отклонениям, возникшим на предыдущей фазе процесса, предполагает, что частично последние вообще не требуют корректировки, частично их преодоление возможно силами самих исполнителей, и лишь при их значительной величине необходимо вмешательство руководителя. Такой подход позволяет не отвлекать его на пустяки и дать возможность сосредоточиться на главных проблемах. Однако он аребует больших затрат времени и средств на создание нормативной базы, тщательного наблюдения и анализа отклонений, ведет к формализации и бюрократизации управления.

4. Технология управления по ситуации применяется в условиях высокой неопределенности.

Она исходит из складывающихся обстоятельств и использует адекватные им методы. Фазы управленческого процесса здесь часто независимы друг от друга, и менеджер принимает оперативные решения на основе постоянного наблюдения и анализа изменений во внешней и внутренней среде организации.

5. Технология управления по результатам заключается в том, что в зависимости от степени решения поставленных задач происходит уточнение последующих управленческих действий. Такая технология часто применяется при отсутствии достаточной определенности ситуации и расплывчатости конечной цели, например при руководстве войсками в боевых условиях.

6. Технология управления по целям близка к предыдущей, но ориентируется на контроль и стимулирование достижения не официальных заданий, а личных целей, сформулированных работниками на их основе совместно с непосредственными руководителями и зафиксированных в специальном документе.

7. Технология поискового управления исходит из полной ясности задач, но невозможности точно определить пути их решения. Тогда последнее разрабатывается, отталкиваясь от цели, в обратной последовательности фаз и корректируется по ситуации.

Такой тип управленческого процесса имеет место при подготовке долгосрочного решения в условиях высокой неопределенности.

 

Пути решения

4. Государственная политика в области охраны и обеспечения репродуктивных прав граждан и формирования их репродуктивных потребностей, в том числе: обеспечение условий, способствующих реализации существующих репродуктивных установок супружеских пар и личностей;
оказание профессиональной медицинской и социальной помощи в вопросах планирования семьи;
воспитание у родителей ответственности за рождение и воспитание здорового ребенка;
формирование предпосылок, способствующих повышению основных показателей репродуктивных установок женщин в долгосрочной демографической перспективе; повышение качества, расширение форм и видов медицинского обслуживания для семьи репродуктивного возраста.

5. Преобразования в области здравоохранения, в том числе:
совершенствование здравоохранения для достижения качественного медицинского обслуживания населения; увеличение продолжительности жизни населения за счет реализации резервов преждевременной и предотвратимой смертности, особенно в трудоспособном возрасте;
совершенствование просветительской и образовательной деятельности по формированию и распространению знаний о профилактике заболеваний и по укреплению здоровья.

6. Государственная политика в отношении семьи, пожилых людей, в том числе:
всестороннее укрепление института семьи и соблюдение ее прав; создание условий родителям для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей, улучшение положения женщин на рынке труда; обеспечение равенства прав и ответственности мужчин и женщин в воспитании детей;
обеспечение приоритетного права ребенка на проживание в семье; обеспечение условий, способствующих продлению активной жизнедеятельности пожилых людей.

7. Государственная политика в области уровня и качества жизни, в том числе:
создание условий для самообеспечения достойного уровня жизни трудоспособного населения;
социальное обеспечение граждан в старости, при потере трудоспособности, болезни, безработице и в других критических ситуациях; обеспечение адресной социальной поддержки малообеспеченных граждан; создание условий, обеспечивающих здоровую среду обитания;

8. Миграционная политика, в том числе: регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономических условий, демографической структуры регионов республики; защита национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы;
стимулирование сокращения эмиграционного оттока научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала из Республики Беларусь; использование миграционного потенциала зарубежных стран в интересах демографического развития Республики Беларусь;

9. Международное сотрудничество, в том числе: обмен опытом в разработке, реализации и оценке эффективности мер демографической политики, целевых проектов и содействие в их реализации;
привлечение международных организаций и стран-доноров к участию в реализации национальных программ и планов в области демографии. Программы демографической безопасности подлежат опубликованию в средствах массовой информации.

Государственное управление в области обеспечения демографической безопасности
Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления и их территориальными органами, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами и иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления в пределах их компетенции в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Финансирование программ демографической безопасности
Финансирование программ демографической безопасности осуществляется за счет средств:
республиканского бюджета;
местных бюджетов;
государственных внебюджетных фондов;
иных источников, не запрещенных законодательными актами Республики Беларусь.


 

В области культуры

В области связи

В системе здравоохранения

Образование

За следующие пять лет предусматривается обновить содержание и повысить качество образования, чтобы создать школу, откуда выходит интеллектуальная молодежь, владеющая информационными технологиями и иностранным языком. Первоочередными задачами являются повышение качества образования, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями инновационного развития.

Для их решения предусматривается реализация следующих направлений: развитие системы образования на основе внедрения современных коммуникационных и информационных технологий; оптимизация объемов и структуры подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием и рабочих кадров в соответствии с потребностями развития экономики; придание университетам функций центров научно–инновационной деятельности, создание и развитие при них субъектов инновационной инфраструктуры; совершенствование системы воспитательной и идеологической работы с учащейся молодежью; интеграция профессионального образования, науки и производства; улучшение материально–технического и финансового обеспечения отрасли посредством многоканального финансирования учреждений образования; повышение кадрового потенциала системы образования; увеличение уровня обеспечения студентов дневной формы получения образования местами в общежитиях, расширение сети студенческих деревень; интеграция национальной системы образования в единое Европейское пространство высшего образования, присоединение к Болонскому процессу, создание национальной системы оценки качества образования с учетом международных требований.

 

Ретроспективный анализ эволюции школ и концепции социального управления

Основные школы управления. Самые первые исследования в области управления были сделаны классической школой. Первых управленцев волновал вопрос эффективности производства (технический подход). Свою деятельность они сосредоточивали в основном на адаптации рабочих: разрабатывался дизайн рабочих мест, изучались затраты времени на различные операции и т.п. В те времена управление считали искусством. Это, видимо, было связано с тем, что не все люди по своим качествам подходят для управленческой работы. Было замечено, что всем преуспевающим управленцам свойственны определенные черты характера и навыки. Поэтому считалось, что достаточно установить качества, свойственные управленцу, и можно подобрать людей, обладающих ими. Первый крупный шаг к рассмотрению управления как науки был сделан Ф. Тейлором, который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался не эффективностью деятельности отдельного человека, а деятельностью организации, что и положило начало развитию школы научногоуправления. Главная заслуга Ф. Тейлора состоит в том, что он как основатель "школы научного управления" разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Величайший вклад Ф. Тейлора состоит в том, что он начал революцию в областиуправления. Разновидностью классической школы управления стала административная школа, которая занималась изучением вопросов о роли и функциях управления.Считалось, что достаточно определить суть работы управляющего и тогда легкоможно выявить наиболее эффективные методы руководства. Одним из пионеров разработки этой идеи был А. Файоль. Он разделил весь процесс управления на пять основных функций: это планирование, организация, подбори расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль. Разработанные А. Файолем принципы управления следует признать самостоятельным результатом науки управления, "администрирования" (отсюда и название административная школа). Суть разработанных им принципов управления сводится к следующему: разделение труда; авторитет и ответственность власти; дисциплина; единство руководства; единство распорядительства; подчинение частного интереса общему; вознаграждение за труд; баланс между централизацией и децентрализацией; координация управленцев одного уровня; порядок; справедливость; доброта и порядочность; устойчивость персонала; инициатива. Другие представители административной школы: М. Блюмфилд, разработал концепцию управления рабочей силой (1917), М. Вебер, предложил концепцию рациональной бюрократии (1921). Он также дал характеристику идеальных типов господства и выдвинул положение, согласно которому бюрократия — порядок, устанавливаемый правилами, является самой эффективной формой человеческой лассических управленцев состояла в том, чтобы обнаружить этот совершенный и единственно приемлемый метод управления. Определенный прорыв в области управления, ознаменовавшийся появлением школы человеческих отношений (поведенческой школы), на рубеже 30-х годов. В ее основу положены достижения психологии и социологии (наук о человеческом поведении). Поэтому в рамках этого учения в процессе управления предлагалось сосредоточивать основное внимание на работнике, а не на его задании. Родоначальником принято считать Э. Мэйо. Он обнаружил, что группа рабочих — это социальная система, в которой есть собственные системы контроля. Определенным образом воздействуя на такую систему, можно улучшить, считал он, результаты труда. А. Маслоу предложил следующую классификацию потребностей личности: физиологические; безопасности существования; социальные (принадлежность к коллективу, общение, внимание к себе, забота о других и пр.); престижные (авторитет, служебный статус, чувство собственного достоинства, самоуважение); самовыражения, полного использования своих возможностей, достижения целей и личного роста. Информационный период (с 1960 г. по настоящее время). Более поздние теории управления разработаны в основном представителями количественной школы, часто называемой управленческой. Ее появление — следствие применения математики и компьютеров в управлении. Представители этой школы рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е годы начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений управленцев. В современных условиях математические методы используются практически во всех направлениях управленческой науки.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.121.24 (0.016 с.)