Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Управление персоналом (пугачев В. )↑ Стр 1 из 18Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ (ПУГАЧЕВ В.) ВВЕДЕНИЕ Накануне XXI столетия успех любой деловой организации все в большей степени зависит от ее сотрудников. Отражением этого в области науки и образования служит бурное развитие и широкое распространение знаний в области управления персоналом. В странах с развитой рыночной экономикой изучение дисциплины «Управление персоналом» давно уже стало не только важнейшей составной частью подготовки руководителей всех уровней, но и необходимым компонентом высшего образования в целом. Современный высококвалифицированный специалист, даже если он не руководитель, может всесторонне проявить себя в работе, лишь активно взаимодействуя с коллегами и руководством обладая необходимой культурой общения. Помочь ему в этом может изучение управления персоналом как одной из важнейших управленческих дисциплин. Данная теоретико-прикладная наука во многом формирует организационный и управленческий горизонт работника, возможности его эффективного сотрудничества с другими членами группы или команды, культуру его делового общения, т.е. обеспечивает его социальную компетентность. Последняя вместе с профессиональной компетентностью, т.е. знаниями и навыками в области специализации, характеризуют качество подготовки специалиста, потенциал эффективности его трудовой деятельности. В высокой социальной компетентности сотрудников заинтересованы как они сами, так и вся организация. Сотрудникам социальная компетентность позволяет полнее реализовать себя, иметь плодотворные и приятные отношения с товарищами по работе и руководством, успешно решать вопросы деловой карьеры и получать удовлетворение от работы. Для организации же социально компетентные сотрудники — одно из важнейших условий реализации ее целей и делового преуспевания. Основу социальной компетентности работников составляют их знания и навыки в области руководства персоналом. Эта дисциплина составляет ядро науки об управлении персоналом. Она изучает сквозь призму задач и функций руководства вопросы делового общения, ибо вся деятельность руководителя по управлению людьми прямо связана и реализуется через коммуникации. Знания и навыки в области взаимоотношений руководителей и подчиненных деловых отношений в целом нужны не только уже состоявшемуся и будущему руководителю, но и любому действующему в коллективе высококвалифицированному специалисту. Руководство персоналом — достаточно универсальная с точки зрения своего распространения и применения наука. Она охватывает проблематику всех трех сфер деловой активности: государственных служб, коммерческих и некоммерческих организаций Конечно, каждая из этих областей имеет свою специфику. Однако в последние десятилетия в мире наблюдается тенденция их сближения и даже интеграции. Корпорации широко используют ценный опыт, накопленный в государственных организациях. В то же время в государственный сектор все шире проникают принципы хозяйственного расчета и конкуренции. Изменяются его философия, цели и задачи, наблюдается переход от командных принципов руководства к принципам спроса-предложения, лежащим в основе рынка. Если традиционно чиновник рассматривался как служащий государства, а уже потом общества и граждан, как беспрекословный проводник воли и решений органов и представителей власти, то сегодня он все больше воспринимается как сотрудник по оказанию услуг клиентам — гражданам, по удовлетворению их спроса и потребностей. Сближению принципов коммерческого и некоммерческого секторов способствуют также процессы приватизации, принявшие широкие масштабы не только в России и других бывших социалистических странах, но и во многих странах Запада. Растущее сближение организационно-управленческих основ всех трех секторов деловой активности требует интеграции и отражающих их отраслей управленческих знаний, в том числе знаний в области руководства сотрудниками коммерческих и некоммерческих организаций. В течение длительного времени исследования в области руководства персоналом и преподавание соответствующих знаний осуществлялись раздробленно, в рамках различных дисциплин: экономики, психологии, социологии, наук о труде и т.д Причем такая картина наблюдалась не только в СССР, но во многом и на Западе. Это объяснялось прежде всего новизной науки об управлении персоналом, ограниченностью накопленных знаний связанной с первоначальной стадией ее развития. Сегодня в области управления человеческими ресурсами, и в частности руководства персоналом, накоплен обширный эмпирический материал разработаны достаточно эффективные методы и теории. Однако дисциплинарная фрагментация знаний об управлении персоналом еще не преодолена.
Глава I ПЕРСОНАЛ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Человек в традиционном и современном производственном процессе Управление как специфический вид социальной деятельности, базируясь на финансовых, сырьевых и других материальных ресурсах, включает три главных составных части, или три сферы: 1) планирование, т.е. определение целей и задач предприятия и любой другой организации, а также путей их реализации; 2) организацию, упорядочивающую и регулирующую деятельность людей, и 3) управление персоналом. Последняя из этих составных частей — управление персоналом — имеет ключевое значение для) успеха деятельности любого предприятия. Подсчитано, что в среднем руководитель тратит на управление сотрудниками — персоналом, или кадрами, — до 80% своего рабочего времени. Неотейлористские взгляды на персонал и их ограниченность Теория и практика тейлоризма господствовала в странах Запада на протяжении нескольких десятилетий, примерно до 80-х годов. Свое относительно современное обоснование и развитие тейлоризм нашел в концепциях деквалификации труда в ходе научно-технического прогресса, теоретическую основу которых заложили Д. Брайт (США) и Ж. Фридман (Франция) еще в 50-х годах. Согласно подобного рода теориям, по мере развертывания НТП будет усиливаться специализация работников и примитивизация их трудовых операций. Творческие, интеллектуальные функции будут все больше концентрироваться в сфере разработок и проектирования. Несмотря на постоянное расширение области применения техники и сокращение доли человека в трудовых операциях, труд, даже если он будет сводиться к контролю за механизмами, останется примитивным, однообразным, нетворческим. Однако впоследствии прогнозы теоретиков деквалификации труда не получили достаточного подтверждения, и сама тейлористская модель труда и управления все чаще стала пробуксовывать В условиях нарастания динамизма производства, частого изменения производственных программ, растущей диверсификации выполняемых в производственном процессе задач, массового применения сложного, многофункционального оборудования тейлоризм все чаще рассматривается как препятствие на пути внедрения более эффективных моделей управления, соответствующих современной стадии НТП (хотя и сегодня тейлористские методы в форме неотейлоризма или тейлоризма «с человеческим лицом», смягчающие производственный климат, достаточно широко используются в управлении). Что же послужило причиной определенного устарения тейлористской системы организации производства и управления, свойственных ей представлений об управлении персоналом?
Контроль за персоналом Вторым фактором повышения роли персонала в современном обществе является изменение возможностей контроля за сотрудниками и повышение значимости самоконтроля и самодисциплины. Контроль — одна из важнейших функций управления персоналом. Как уже отмечалось тейлористская модель управления предусматривала жесткий авторитарный контроль руководителя за подчиненными и строгость наказаний. Современные техника, технология и методы хозяйствования ослабляют возможности и необходимость такого контроля особенно контроля непосредственно в трудовом процессе. Это вызвано усложнением труда (например, работу наладчиков практически невозможно контролировать непосредственно), повышением роли знаний и навыков в трудовом процессе. Особенно трудно осуществлять текущий контроль за представителями нестандартизированного труда, связанного с творчеством новациями. Здесь требуется прежде всего самоконтроль, необходимой предпосылкой которого является высокая сознательность и ответственность, самодисциплина, а также контроль по конечным результатам. Растущая несовместимость знаний и творческого, инновационного мышления с текущим контролем за их носителем обусловила расширение области индивидуальной и групповой свободы автономии, самостоятельного принятия решений. Использование этих новых возможностей для достижения организационных целей, т.е. целей организации как системы, целостности, требует наличия у работника соответствующих качеств и мотивации. Отражением повышения значимости индивидуального и группового самоконтроля в трудовом процессе явился, в частности, распространенный в ряде стран Запада принцип предоставления работникам возможности с помощью специальных устройств самостоятельно регистрировать результаты своего труда и тем самым определять размеры заработной платы. Повышение роли самоконтроля и самодисциплины в трудовом процессе изменяет соотношение различных методов мотивации работника, повышает удельный вес функций формирования более сложной, по сравнению с методом «награждение-наказание» по схеме «стимул-реакция», мотивации в управлении персоналом. Макроэкономические факторы Третья группа причин, обусловивших радикальное повышение роли персонала в производстве и управлении им, — макроэкономические факторы, и прежде всего изменение ориентации и динамики спроса и направленного на его удовлетворение производства; обострение конкуренции на мировом рынке; повышение значимости качества продукции. Примерно с 60—70-х годов под влиянием экономического роста и повышения благосостояния населения происходит постепенная переориентация производства с массовой, многосерийной продукции на мелкосерийную. «Диверсифицированная серийность» и адекватная ей гибкая адаптивность производства, по мнению ряда ученых, станут производственной парадигмой XXI в. Быстрая приспособляемость к непрерывно изменяющемуся спросу усиливает потребность в более высоком уровне общего и профессионального образования, непрерывном обучении работников, развитии у них способности к творчеству и постоянному обновлению. Наличия у персонала таких качеств требует и обострение конкуренции на мировом рынке, общая ситуация на котором характеризуется определенным сближением используемой различными странами техники и технологий. В этих условиях качество персонала все чаще становится решающим фактором победы в конкурентной борьбе. Первостепенная значимость персонала в современном производстве во многом отражает то обстоятельство, что на первый план в конкурентной борьбе все увереннее выходит качество продукции Причем качество сегодня понимается не только как надежность продукции, но и как ее способность максимально удовлетворять потребности людей. Такое «тотальное» качество обеспечивается всеми этапами производственного процесса: от проектирования продукции до ее реализации. Оно требует высокой производственной культуры персонала, образцом которой служат такие крупнейшие японские, американские и транснациональные корпорации, как «Сони корпорейшн», «Миннесота, Майнинг энд Мэньюфэкчуринг (ЗМ)», «Ай-би-эм» и др.4. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА Работа с персоналом
Практическая работа с персоналом весьма разнообразна. Это наглядно видно на примере организации работы с кадрами достаточно типичного современного акционерного общества (см. схему З)41. В современном производстве работой с кадрами занимается значительное число специалистов. Так, в США в начале 90-х годов в службах персонала было занято примерно 450 тыс. человек, из них около 60% — в частном секторе, 30% — в государственном 10% — в общественном (здравоохранение, образование, различные добровольные ассоциации). В среднем в индустриально развитых странах на одну тысячу занятых приходится 10—15 специалистов по управлению персоналом. Причем в большинстве стран примерно с 1970 г. наблюдается устойчивая тенденция роста численности сотрудников, занятых работой с кадрами. Обычно кадровые службы, особенно отделы труда и заработной платы, выполняют и некоторые экономические функции.
Значимость кадровых служб в современном производстве неуклонно повышается. Особенно велика она в крупных передовых корпорациях. Так, одна из крупнейших в мире корпораций «Ай-би-эм» рассматривает кадры как свой главный ресурс и преимущество. Именно служба персо Схема 3 Организационная структура управления персоналом акционерного общества нала является в ней центром средоточия и хранителем тех принципов, благодаря которым, по оценке специалистов, она достигла своих главных успехов, и в частности первого и важнейшего принципа «Ай-би-эм» «уважай личность»42. На крупных предприятиях службы управления персоналом включают несколько или даже целую группу высших и средних менеджеров. Так, международная корпорация «ЗМ» (от английского названия «Minnesota, Mining & Manufacturing Company» «Миннесота, Майнинг энд Мэньюфэкчуринг») имеет целую систему менеджеров по персоналу, действующих в системе кадровых подразделений разного уровня. Службы персонала «ЗМ» имеют высокий статус и обладают широкими полномочиями при принятии решений в отношении сотрудников, а также при решении общих вопросов развития бизнеса. В последние годы влияние этих служб значительно возросло Система подразделений, осуществляющих управление персоналом развернута на всех уровнях: при главной штаб-квартире, в производственных секторах и отделениях, на предприятиях. На уровне главной штаб-квартиры корпорации ее подразделения управления человеческими ресурсами подчинены непосредственно старшему вице-президенту, который несет ответственность за этот участок работы перед главой «ЗМ». Возглавляет функциональные службы вице-президент по управлению человеческими ресурсами. Ему непосредственно подчиняются: * функциональный вице-президент по текущему управлению человеческими ресурсами; * исполнительный директор по оперативным службам человеческих ресурсов; * исполнительный директор по стратегическим службам человеческих ресурсов; * функциональный вице-президент по международным человеческим ресурсам; * директор по планированию и системам человеческих ресурсов. Функциональный вице-президент по текущему управлению человеческими ресурсами руководит работой: * директора по человеческим ресурсам сектора информационных и аудиовизуальных технологий; * директора по человеческим ресурсам сектора наук о жизни; * директора по человеческим ресурсам сектора коммерческих и потребительских товаров; * менеджера по человеческим ресурсам администрации и подразделений контроля качества продукции. Исполнительному директору по оперативным службам человеческих ресурсов подчиняются: а директор по взаимоотношениям персонала на производстве; а директор службы занятости; а директор по подготовке и повышению квалификации кадров; а директор по трудовым отношениям; а директор по назначениям на должности и исследованиям карьеры; а менеджер по оценке кадров и научным исследованиям в сфере труда. Исполнительный директор по стратегическим службам человеческих ресурсов руководит работой: а директора по дополнительным выплатам; а директора по материальному вознаграждению; а директора службы для высшего управленческого звена; а менеджера консультативной службы «ресурсов высшего управления»; а менеджера по международным высшим управленческим кадрам. Функциональный вице-президент по международным человеческим ресурсам работает в тесном контакте с директором по человеческим ресурсам и административным вопросам европейских филиалов. Директор по планированию и системам человеческих ресурсов отвечает за информационную и аналитическую работу43.
Как видно на примере «ЗМ», численность менеджеров, занятых в системе служб управления персоналом, достаточно велика. Эти руководители сочетают в себе черты линейных менеджеров (руководят своими сотрудниками) и менеджеров по персоналу (функционально занимаются работой с кадрами, обеспечением ими производственного процесса). Менеджер по персоналу выполняет целый ряд функций, достаточно четко обрисовывающих содержание работы с кадрами. Эти функции отражены в следующей его должностной инструкции, весьма типичной для американских некоммерческих организаций44. Общие положения Выполняет ответственные административные функции и руководит кадровой работой в крупной государственной организа ции или учреждении. Отвечает за планирование и проведение программы в области кадровой политики, в том числе за набор проведение испытаний, оценку, назначение, продвижение по службе, перевод и рекомендации по изменению статуса служащих организации, а также за систему доведения необходимой информации до работников. Работает под общим руководством проявляя инициативу и независимость суждений при выполнении возложенных на него задач. Примеры выполняемой работы Участвует в общем планировании и определяет курс на обеспечение эффективной работы и равномерной загрузки персонала. Доводит информацию о важнейших решениях по кадровым вопросам до всех уровней организации через бюллетени, собрания и при личных контактах. Проводит собеседования с нанимающимися на работу, оценивает выпускников учебных заведений, классифицирует заявления о приеме на работу. Вербует и отбирает новых служащих для заполнения вакансий, анализирует заявления квалифицированных специалистов. Проводит совещания с руководителями низшего звена по кадровым вопросам, в том числе по вопросам назначений, найма или увольнения служащих по окончании их испытательного срока, по вопросам перевода, понижения в должности и увольнения постоянных работников. Организует обучение персонала координирует мероприятия по обучению кадров с работой должностных лиц и руководителей низшего звена Устанавливает систему рейтинга служащих и организует обучение руководителей низшего звена по вопросам оценки трудовой деятельности работников. Ведет личные дела работников Руководит непосредственно или через своих подчиненных работой группы служащих. По поручению руководства выполняет отдельные задания и поручения, относящиеся к сфере его деятельности. Общие квалификационные требования Опыт и подготовка: должен обладать значительным опытом руководства кадровой работой. Образование: четырехгодичный колледж или университет со специализацией в области образования и управления кадрами Знания, навыки и способности: достаточные знания принципов и практики управления кадрами, отбора и назначения служащих, вопросов оценки трудовой деятельности работников. Помимо выполнения достаточно традиционных обязанностей менеджеры по персоналу в современных условиях должны отвечать и ряду новых требований, прежде всего таким, как: * глубокое знание общих условий деятельности (в области бизнеса: выпускаемый продукт, технологии, организационная структура предприятия, рынки сбыта, возможности конкурентов и т.п.); * знание и способность применять на практике не только традиционные, но и новейшие методы управления персоналом, умение налаживать деловые связи и общение', * способность эффективно управлять изменениями посредством соответствующего влияния на людей, внедрять передовой опыт и инновации, обеспечивать (совместно с руководством) развитие организации. Выполнение указанных задач работы с кадрами требует высокого профессионализма и специальной подготовки.
Несмотря на относительную многочисленность работников служб управления персоналом, по своему количеству они уступают линейным руководителям В принципе, деятельность сотрудников, занятых работой с кадрами и руководством персоналом, тесно взаимосвязана, поскольку у тех и других один и тот же объект — работники и общие цели — максимально эффективное использование персонала. Вместе с тем отмеченные различия в выполняемых функциях, институциональной принадлежности, правах и обязанностях45, властных полномочиях и индивидуальных целях нередко приводят к конфликтам в отношениях между ними. Обычно менеджеры-практики более авторитарны и нередко склонны нарушать организационные, а иногда и юридические нормы, особенно при решении вопросов оплаты, должностного роста, увольнения подчиненных и т.д. Функциональные же менеджеры склонны более строго придерживаться закона и принятых на предприятии формальных принципов и норм. Теория и практика менеджмента персонала позволили выработать несколько способов налаживания отношений между двумя ветвями управления персоналом, а именно: О совместное обсуждение проблем и выработка общих кадровых решений. Позитивный эффект этой процедуры усиливает участие высшего руководства; * четкое разграничение полномочий, прав и обязанностей между линейными и функциональными менеджерами. Как правило это повышает значимость служб персонала за счет менеджеров-практиков; * обучение взаимопониманию и сотрудничеству посредством ротации, перевода из кадровых служб в линейные руководители, и наоборот. Такая практика особенно широко и эффективно используется в Японии. Несмотря на первостепенную значимость менеджеров по персоналу и работы с кадрами в целом для эффективности современной организации, ведущая роль в достижении ее целей принадлежит практическим руководителям и их деятельности по руководству персоналом. Что же более конкретно представляет собой руководство персоналом? 3. Понятие и главное содержание руководства персоналом
Руководство кадрами — сложный процесс, состоящий из многих компонентов, аспектов. Выяснить содержание и разнообразные стороны этого рода деятельности помогает анализ его определений. В научной литературе можно выделить следующие основные определения руководства: 1. Институциональные определения типа: руководство — это особая социальная позиция, командная должность, позволяющая навязывать свою волю другим членам организации и обеспечивающая их подчинение46. В такого рода определениях выделяется один из важнейших — институциональный — аспект руководства, т.е занятие позиции, связанной с обладанием ресурсами (денежное вознаграждение, повышение или понижение в должности, моральное поощрение, увольнение и т.п.), которые влияют на организационное поведение человека. 2. Процессуальные дефиниции типа: руководство представляет собой сознательное постоянное приоритетное целеориентированное влияние одного человека на поведение других47. В подобных определениях внимание акцентируется на влиянии и его особенностях как содержании руководства. 3. Мотивационные определения типа: руководство есть мотивация членов предприятия к достижению организационных целей. Дефиниции этой группы отражают центральную роль мотивации в деятельности руководителя. 4. Деятельностные определения типа: руководство — это структурированное систематическое побуждение и регулирование определенных действий. Данного рода дефиниции выделяют важнейшую роль инициирования и координации действий людей в руководстве персоналом. 5. Телеологические (с точки зрения цели) определения типа: руководство — это деятельность по объединению и мобилизации группы на достижение целей организации путем обеспечения совпадения их с индивидуальными целями сотрудников. Телеологические характеристики руководства персоналом встречаются в литературе очень часто, что подчеркивает важнейшее мотивирующее, организующее и ориентирующее значение целей в этого рода деятельности.
6. Группоориентированные дефиниции типа: руководство есть деятельность по сплочению и мобилизации группы, коллектива на достижение определенных целей. Такие определения отражают коллективный характер руководящей деятельности, важнейшую роль группы в обеспечении эффективности предприятия. 7. Активистские определения типа: руководство — это побуждение людей к общей активности, ее инициирование, регулирование и контролирование со стороны уполномоченной персоны48 Подобные определения акцентируют внимание на центральном месте различных форм активности в деятельности руководителя. 8. Коммуникационные (интеракционные) дефиниции типа: руководство представляет собой коммуникацию, интеракцию, упорядоченное формальное и неформальное взаимодействие, общение людей для подчинения их действий общей цели. В таких, преимущественно психологических, определениях отмечается коммуникативный аспект руководства, который, безусловно, является одним из важнейших в руководстве персоналом.
В работах разных авторов, и прежде всего В.М. Басса49, который обобщает примерно 7,5 тыс. источников по данной проблематике, а также Р. Вундерера и В. Грунвальда50, выделяется целый ряд важнейших аспектов, или измерений, руководства, а именно: 1) личность руководителя, его индивидуальные качества; 2) группа и групповые отношения, составной частью которых является руководство; 3) руководство как действия или поведение; 4) руководство как осуществление влияния; 5) руководство как способность или искусство добиваться согласия других; 6) руководство как форма уговора и убеждения; 7) руководство как отношения власти; 8) руководство как инструмент достижения цели, средство вовлечения других в ее осуществление; 9) руководство как интерактивное взаимодействие, общение;
10) руководство как дифференциация и распределение ролей; 11) руководство как инициирование структур, объединений сотрудников; 12) руководство как определение и распространение ценностей и норм; 13) руководство как процесс разрешения конфликтов (в том числе между целями сотрудников и всей организации, между целями и средствами и т.д.); 14) руководство как информационный и коммуникативный процесс; 15) руководство как принятие решений и их реализация; 16) руководство как развитие руководителя, сотрудников, форм и методов деятельности и т.д. Все аспекты руководства персоналом взаимосвязаны и частично пересекаются. Однако каждый из них представляет относительно самостоятельную сторону и проблемную область этого сложного феномена. Руководство персоналом представляет собой целостный комплекс названных и некоторых других аспектов. Компоненты руководства С перечисленными аспектами руководства связаны его необходимые, сравнительно статичные компоненты, непосредственно влияющие на его эффективность К ним относятся: 1) руководитель, обладающий необходимыми для управления людьми качествами; 2) властная, командная позиция (руководящая должность) располагающая ресурсами влияния; 3) авторитет и связанные с ним отношения неформального влияния; 4) группа, подчиненные, обладающие индивидуальными особенностями и находящиеся в системной взаимозависимости и интерактивном взаимодействии; 5) общая цель и конкретизирующие ее задачи; 6) организация (организационная структура), упорядочивающая и усиливающая руководящее воздействие; 7) внешняя среда, в которой осуществляется руководство. Среда имеет разнообразные относительно стабильные параметры: правовые (законодательство, в рамках которого осуществляется руководство), пространственные (расположение предприятия), политические (взаимоотношения с различными органами власти), нравственные (общественное мнение, нравы социальной среды) экологические (чистота окружающей природной среды) и др.; 8) ситуация, отражающая динамичные, относительно изменчивые во времени факторы, которые влияют на руководство. Это могут быть кризис или стабильное развитие, острота конкуренции, экономическая конъюнктура, политическая нестабильность и т.д. Богатство компонентов и содержания руководства персоналом ограничивает возможности отразить суть этого рода деятельности в одном определении. Не претендуя на полноту и всеобъемлющий характер определения, руководство персоналом в современных условиях можно рассматривать как опирающееся на властную позицию и авторитет систематическое доминирующее и направляющее влияние на поведение членов организации, а также на их внутригрупповые и межгрупповые взаимодействия для достижения организационных и личных целей.
Руководство как особая сфера деятельности по управлению персоналом имеет свое специфическое отражение в научной теории. Некоторые ученые даже ставят вопрос о ее статусе как относительно самостоятельной науки51. «Теории руководства, — пишут И. Хентце, А. Каммел и К. Линдерт, — сосредоточивают усилия на объяснении условий, которые лежат в основе руководства, и на самом руководстве как объекте исследования. Они пытаются делать выводы о том, как может руководитель (в определенной ситуации) влиять на подчиненных с целью выполнения определенных задач Теории руководства... как прикладная наука должны иметь, с одной стороны, эмпирически проверяемую основу, с другой — по возможности операционализируемые теоретические высказывания о руководстве персоналом и тренингах руководящих кадров»52. В странах Запада теории и особенно практике руководства персоналом посвящена обширная литература. На схеме 453 отражена основная проблематика теории руководства персоналом, важнейшие реальные факторы (переменные), влияющие на практическое руководство кадрами. Количество таких факторов-переменных (в схеме их семь) в принципе не ограничено и может быть расширено за
счет таких, как, например, техника руководства, модели руководства и др. Данная схема ориентирована на эмпирическую верификацию (проверку) влияния различных факторов на эффективность организации. Скажем, можно исследовать воздействие поведения руководителя или группы на экономическую и социальную эффективность. Причем такое воздействие осуществляется как непосредственно (это отражают вертикальные стрелки, идущие от каждой переменной), так и опосредованно (горизонтальные стрелки) — через влияние на определенные элементы руководства и процесс деятельности предприятия в целом. Природа руководства, его важнейшие конкретные характеристики раскрываются в понятии и концепциях лидерства. Глава V Понятие лидерства Определения лидерства Лидерство — важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть власть и устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» в переводе с английского («leader») означает «руководитель», «глава», «командир», «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно. Можно выделить следующие основные подходы к его трактовке. 1. Лидерство — это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек или группа лиц Лидерство, по словам Ж. Блонделя, — это «власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами»54. 2. Лидерство есть управленческий статус, социальная позиция связанная с принятием решений, это руководящая должность. Такая интерпретация лидерства вытекает из структурно-функционального подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций (ролей), и дает человеку статус лидера. Иными словами, как отмечает Л. Даунтон, лидерство — это «положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов»55. Лидерство — это влияние на других людей (В. Кац, Л. Эдин гер и up.), однако не любое, а такое, которое отвечает следующим условиям: * во-первых, влияние должно быть постоянным. К лидерам нельзя причислять людей, оказывающих хотя и большое но разовое, кратковременное воздействие на членов группы, например террориста, захватившего экипаж самолета; * во-вторых, руководящее воздействие лидера должно осуществляться на всю группу (организацию). Известно, что внутри любого крупного объединения существует несколько или даже множество центров локального влияния. Причем постоянному влиянию со стороны членов группы подвергается и сам лидер. Особенностью лидера является широта влияния, его распространение на всю группу; * в-третьих, лидер должен иметь явный приоритет во влиянии. Отношения лидера и ведомых отличают асимметричность, неравенство во взаимодействии, однозначная направленность воздействия от лидера к членам группы; * в-четвертых, влияние лидера, особенно организационного, должно опираться не на прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства Диктатор, силой удерживающий группу в подчинении, — это не лидер, как не является лидером, например, тюремный надзиратель. Следует отметить, что не все авторы считают несовместимым лидерство и постоянное насилие. Отдельные ученые, например Ж. Блондель, допускают использование принуждения. 4. Лидерство — это неформальное влияние. Оно отличается от руководства, которое «предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства — подчинения»56 Лидер — это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями. Эта позиция широко распространена в отечественной литературе по проблемам управления персоналом, а также в социальной психологии. «Руководство, — пишет, в частности, Р.Л. Кричевский, — феномен, имеющий место в системе формальных (или как еще говорят, официальных) отношений, а лидерство — феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль руководителя заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном рас
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 727; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.45 (0.013 с.) |