ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Должностная инструкция менеджера по кадрам



Общие положения

Выполняет ответственные административные функции и руководит кадровой работой в крупной государственной организа ции или учреждении. Отвечает за планирование и проведение программы в области кадровой политики, в том числе за набор проведение испытаний, оценку, назначение, продвижение по службе, перевод и рекомендации по изменению статуса служащих организации, а также за систему доведения необходимой информации до работников. Работает под общим руководством проявляя инициативу и независимость суждений при выполнении возложенных на него задач.

Примеры выполняемой работы

Участвует в общем планировании и определяет курс на обеспечение эффективной работы и равномерной загрузки персонала. Доводит информацию о важнейших решениях по кадровым вопросам до всех уровней организации через бюллетени, собрания и при личных контактах.

Проводит собеседования с нанимающимися на работу, оценивает выпускников учебных заведений, классифицирует заявления о приеме на работу. Вербует и отбирает новых служащих для заполнения вакансий, анализирует заявления квалифицированных специалистов.

Проводит совещания с руководителями низшего звена по кадровым вопросам, в том числе по вопросам назначений, найма или увольнения служащих по окончании их испытательного срока, по вопросам перевода, понижения в должности и увольнения постоянных работников. Организует обучение персонала координирует мероприятия по обучению кадров с работой должностных лиц и руководителей низшего звена Устанавливает систему рейтинга служащих и организует обучение руководителей низшего звена по вопросам оценки трудовой деятельности работников. Ведет личные дела работников Руководит непосредственно или через своих подчиненных работой группы служащих. По поручению руководства выполняет отдельные задания и поручения, относящиеся к сфере его деятельности.

Общие квалификационные требования

Опыт и подготовка: должен обладать значительным опытом руководства кадровой работой.

Образование: четырехгодичный колледж или университет со специализацией в области образования и управления кадрами Знания, навыки и способности: достаточные знания принципов и практики управления кадрами, отбора и назначения служащих, вопросов оценки трудовой деятельности работников.

Помимо выполнения достаточно традиционных обязанностей менеджеры по персоналу в современных условиях должны отвечать и ряду новых требований, прежде всего таким, как:

* глубокое знание общих условий деятельности (в области бизнеса: выпускаемый продукт, технологии, организационная структура предприятия, рынки сбыта, возможности конкурентов и т.п.);

* знание и способность применять на практике не только традиционные, но и новейшие методы управления персоналом, умение налаживать деловые связи и общение',

* способность эффективно управлять изменениями посредством соответствующего влияния на людей, внедрять передовой опыт и инновации, обеспечивать (совместно с руководством) развитие организации.

Выполнение указанных задач работы с кадрами требует высокого профессионализма и специальной подготовки.

Взаимодействие менеджеров по персоналу и линейных менеджеров

Несмотря на относительную многочисленность работников служб управления персоналом, по своему количеству они уступают линейным руководителям В принципе, деятельность сотрудников, занятых работой с кадрами и руководством персоналом, тесно взаимосвязана, поскольку у тех и других один и тот же объект — работники и общие цели — максимально эффективное использование персонала. Вместе с тем отмеченные различия в выполняемых функциях, институциональной принадлежности, правах и обязанностях45, властных полномочиях и индивидуальных целях нередко приводят к конфликтам в отношениях между ними.

Обычно менеджеры-практики более авторитарны и нередко склонны нарушать организационные, а иногда и юридические нормы, особенно при решении вопросов оплаты, должностного роста, увольнения подчиненных и т.д. Функциональные же менеджеры склонны более строго придерживаться закона и принятых на предприятии формальных принципов и норм.

Теория и практика менеджмента персонала позволили выработать несколько способов налаживания отношений между двумя ветвями управления персоналом,а именно:

О совместное обсуждение проблем и выработка общих кадровых решений. Позитивный эффект этой процедуры усиливает участие высшего руководства;

* четкое разграничение полномочий, прав и обязанностей между линейными и функциональными менеджерами. Как правило это повышает значимость служб персонала за счет менеджеров-практиков;

* обучение взаимопониманию и сотрудничеству посредством ротации, перевода из кадровых служб в линейные руководители, и наоборот. Такая практика особенно широко и эффективно используется в Японии.

Несмотря на первостепенную значимость менеджеров по персоналу и работы с кадрами в целом для эффективности современной организации, ведущая роль в достижении ее целей принадлежит практическим руководителям и их деятельности по руководству персоналом. Что же более конкретно представляет собой руководство персоналом?

3. Понятие и главное содержание руководства персоналом

Важнейшие определения руководства персоналом

Руководство кадрами — сложный процесс, состоящий из многих компонентов, аспектов. Выяснить содержание и разнообразные стороны этого рода деятельности помогает анализ его определений. В научной литературе можно выделить следующие основные определения руководства:

1. Институциональные определения типа: руководство — это особая социальная позиция, командная должность, позволяющая навязывать свою волю другим членам организации и обеспечивающая их подчинение46. В такого рода определениях выделяется один из важнейших — институциональный — аспект руководства, т.е занятие позиции, связанной с обладанием ресурсами (денежное вознаграждение, повышение или понижение в должности, моральное поощрение, увольнение и т.п.), которые влияют на организационное поведение человека.

2. Процессуальные дефиниции типа: руководство представляет собой сознательное постоянное приоритетное целеориентированное влияние одного человека на поведение других47. В подобных определениях внимание акцентируется на влиянии и его особенностях как содержании руководства.

3. Мотивационные определения типа: руководство есть мотивация членов предприятия к достижению организационных целей.

Дефиниции этой группы отражают центральную роль мотивации в деятельности руководителя.

4. Деятельностные определения типа: руководство — это структурированное систематическое побуждение и регулирование определенных действий. Данного рода дефиниции выделяют важнейшую роль инициирования и координации действий людей в руководстве персоналом.

5. Телеологические (с точки зрения цели) определения типа: руководство — это деятельность по объединению и мобилизации группы на достижение целей организации путем обеспечения совпадения их с индивидуальными целями сотрудников. Телеологические характеристики руководства персоналом встречаются в литературе очень часто, что подчеркивает важнейшее мотивирующее, организующее и ориентирующее значение целей в этого рода деятельности.

 

6. Группоориентированные дефиниции типа: руководство есть деятельность по сплочению и мобилизации группы, коллектива на достижение определенных целей. Такие определения отражают коллективный характер руководящей деятельности, важнейшую роль группы в обеспечении эффективности предприятия.

7. Активистские определения типа: руководство — это побуждение людей к общей активности, ее инициирование, регулирование и контролирование со стороны уполномоченной персоны48 Подобные определения акцентируют внимание на центральном месте различных форм активности в деятельности руководителя.

8. Коммуникационные (интеракционные) дефиниции типа: руководство представляет собой коммуникацию, интеракцию, упорядоченное формальное и неформальное взаимодействие, общение людей для подчинения их действий общей цели. В таких, преимущественно психологических, определениях отмечается коммуникативный аспект руководства, который, безусловно, является одним из важнейших в руководстве персоналом.

Аспекты руководства персоналом

В работах разных авторов, и прежде всего В.М. Басса49, который обобщает примерно 7,5 тыс. источников по данной проблематике, а также Р. Вундерера и В. Грунвальда50, выделяется целый ряд важнейших аспектов, или измерений, руководства, а именно:

1) личность руководителя, его индивидуальные качества;

2) группа и групповые отношения, составной частью которых является руководство;

3) руководство как действия или поведение;

4) руководство как осуществление влияния;

5) руководство как способность или искусство добиваться согласия других;

6) руководство как форма уговора и убеждения;

7) руководство как отношения власти;

8) руководство как инструмент достижения цели, средство вовлечения других в ее осуществление;

9) руководство как интерактивное взаимодействие, общение;

 

10) руководство как дифференциация и распределение ролей;

11) руководство как инициирование структур, объединений сотрудников;

12) руководство как определение и распространение ценностей и норм;

13) руководство как процесс разрешения конфликтов (в том числе между целями сотрудников и всей организации, между целями и средствами и т.д.);

14) руководство как информационный и коммуникативный процесс;

15) руководство как принятие решений и их реализация;

16) руководство как развитие руководителя, сотрудников, форм и методов деятельности и т.д.

Все аспекты руководства персоналом взаимосвязаны и частично пересекаются. Однако каждый из них представляет относительно самостоятельную сторону и проблемную область этого сложного феномена. Руководство персоналом представляет собой целостный комплекс названных и некоторых других аспектов.

Компоненты руководства

С перечисленными аспектами руководства связаны его необходимые, сравнительно статичные компоненты, непосредственно влияющие на его эффективность К ним относятся:

1) руководитель, обладающий необходимыми для управления людьми качествами;

2) властная, командная позиция (руководящая должность) располагающая ресурсами влияния;

3) авторитет и связанные с ним отношения неформального влияния;

4) группа, подчиненные, обладающие индивидуальными особенностями и находящиеся в системной взаимозависимости и интерактивном взаимодействии;

5) общая цель и конкретизирующие ее задачи;

6) организация (организационная структура), упорядочивающая и усиливающая руководящее воздействие;

7) внешняя среда, в которой осуществляется руководство. Среда имеет разнообразные относительно стабильные параметры: правовые (законодательство, в рамках которого осуществляется руководство), пространственные (расположение предприятия), политические (взаимоотношения с различными органами власти), нравственные (общественное мнение, нравы социальной среды) экологические (чистота окружающей природной среды) и др.;

8) ситуация, отражающая динамичные, относительно изменчивые во времени факторы, которые влияют на руководство. Это могут быть кризис или стабильное развитие, острота конкуренции, экономическая конъюнктура, политическая нестабильность и т.д.

Богатство компонентов и содержания руководства персоналом ограничивает возможности отразить суть этого рода деятельности в одном определении. Не претендуя на полноту и всеобъемлющий характер определения, руководство персоналом в современных условиях можно рассматривать как опирающееся на властную позицию и авторитет систематическое доминирующее и направляющее влияние на поведение членов организации, а также на их внутригрупповые и межгрупповые взаимодействия для достижения организационных и личных целей.

Является ли руководство персоналом наукой?

Руководство как особая сфера деятельности по управлению персоналом имеет свое специфическое отражение в научной теории. Некоторые ученые даже ставят вопрос о ее статусе как относительно самостоятельной науки51. «Теории руководства, — пишут И. Хентце, А. Каммел и К. Линдерт, — сосредоточивают усилия на объяснении условий, которые лежат в основе руководства, и на самом руководстве как объекте исследования. Они пытаются делать выводы о том, как может руководитель (в определенной ситуации) влиять на подчиненных с целью выполнения определенных задач Теории руководства... как прикладная наука должны иметь, с одной стороны, эмпирически проверяемую основу, с другой — по возможности операционализируемые теоретические высказывания о руководстве персоналом и тренингах руководящих кадров»52.

В странах Запада теории и особенно практике руководства персоналом посвящена обширная литература. На схеме 453 отражена основная проблематика теории руководства персоналом, важнейшие реальные факторы (переменные), влияющие на практическое руководство кадрами. Количество таких факторов-переменных (в схеме их семь) в принципе не ограничено и может быть расширено за

Схема 4

Проблематика и направления исследований в теории руководства персоналом

счет таких, как, например, техника руководства, модели руководства и др.

Данная схема ориентирована на эмпирическую верификацию (проверку) влияния различных факторов на эффективность организации. Скажем, можно исследовать воздействие поведения руководителя или группы на экономическую и социальную эффективность. Причем такое воздействие осуществляется как непосредственно (это отражают вертикальные стрелки, идущие от каждой переменной), так и опосредованно (горизонтальные стрелки) — через влияние на определенные элементы руководства и процесс деятельности предприятия в целом.

Природа руководства, его важнейшие конкретные характеристики раскрываются в понятии и концепциях лидерства.

Глава V





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.009 с.)