ТОП 10:

По специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»



Факультет государственного и муниципального управления

 

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по учебной работе

ВФ РАНХиГС

_________________ И.В. Тушканов

«_____» _________________ 2014 г.

 

ПРОГРАММА

государственного междисциплинарного экзамена

Социология управления как отраслевая социологическая теория. Институциализация социологии как науки, основные теоретические подходы и концепции

Социология управления как специальная социологическая теория. Социология управления в структуре социологического знания. Предмет, объект и задачи социологии управления. Методы социологии управления. Основной понятийный и категориальный аппарат социологии управления. Междисциплинарный характер социологии управления. Этапы развития социологии управления. Классические теории организации и управления (О. Конт, Э. Дюркгейм, А. Турен, М. Вебер, Р. Дарендорф, Ф. Знанецкий). Прикладная школа управления (Ф. Тейлор, А. Файоль, Ф. Гильберт и др.). Эмпирическая (прагматическая) школа управления (Э. Петерсон, Г. Саймон, Э. Дейл и др.). Гуманистический подход к управлению (Э. Мейо, Ф. Маслоу, Д. Мак-Грегор и др.). Развитие теории организации и управления в 70-80-г. годы XX века (П. Друкер). Теория «социального капитала» и концепция «анализа человеческих ресурсов».

 

2. Сущность социологического подхода к пониманию социальной организации. Становление социологического подхода к организациям

Основные теории организации в социологии. Социальные свойства организации. Механизмы образования социальных организаций. Признаки социальной организации: целедостижение, управление, иерархия. Классификация видов и типов социальных организаций. Типы (деловые, общественные, ассоциативные) и виды организаций (формальные, внеформальные, неформальные, социально - психологические). Формы и структуры социальной организации. Основные стратегии взаимодействия организации с внешней средой. Структура организации, внутренняя среда и внешняя среда организации. Жизненный цикл организаций. Строение организаций: cоциальная структура, цель, члены организации, технология, внешнее окружение. Иерархия: понятие, виды. Уровни организации. Управляемая и управляющая

 

3. Организационное управление. Понятия «управление», «социальное управление», «организационное управление»

Особенности социологического подхода к управлению. Субъект, объект управления, основные принципы управления. Основные элементы организационного управления (целевое управленческое воздействие, организационный порядок и самоорганизация) Основные уровни управления. Этапы управления. Функции и методы управления. Управленческие решения в системе организационного управления. Типология управленческих решений. Требования к управленческим решениям. Экономическая, социальная, технологическая сущность управленческого решения. Формы разработки и реализации управленческого решения. Объекты управленческого решения. Уровни принятия управленческого решения в организации. Проблемы управляемости организации. Рутинный уровень принятия управленческого решения. Селективный уровень принятия управленческого решения. Адаптационный уровень принятия управленческого решения. Инновационный уровень принятия управленческого решения. Проблемы управляемости социальной системы и организации. Роль и место управленца в организации.

 

Инновации как организационная проблема. Социологическое обеспечение нововведений

Понятия «инновация», «социальная инновация», «инновационный процесс». Типология инноваций. Сущность социальных инноваций. «Жизненный цикл» инноваций. Основные тенденции и проблемы инновационных изменений. Основные проблемы инновационных изменений в организациях. Причины и типы антиинновационного поведения. Факторы сопротивления инновациям. Методы преодоления сопротивления. Основные принципы инновационных изменений. Управление нововведениями, роль управления в инновационном процессе. Инновационные риски. Управление рисками. Социологическое обеспечение организационных нововведений.

 

5. Сущность и особенности организационных коммуникаций. Информационное обеспечение деятельности организаций

Коммуникация в управлении организации: понятие и элементы. Типы коммуникационных взаимодействий в управленческой деятельности. Групповая, межгрупповая и массовая коммуникации. Вертикальная и горизонтальная коммуникации. Роль формальных и неформальных коммуникаций в практике управленческой деятельности. Коммуникативные процессы в организации. Основные модели коммуникаций, их достоинства и недостатки. Значение обратной связи в коммуникативных процессах в организации. Причины плохой коммуникации в организации и способы совершенствования коммуникаций в организации. Информационное обеспечение деятельности организаций. Виды информации и основные этапы информационного обмена в организации. Механизм и этапы информационного обеспечения организаций.

 

Организационный конфликт

Конфликт и свойства организации, ее особенности, структура и организационная динамика. Позиционный конфликт. Формы организационного конфликта: открытые (забастовка) и скрытые (рестрикционизм и саботаж). Функции организационных конфликтов: информативная, интегративная, инновационная. Формы регулирования организационных конфликтов; переговоры, посредничество, арбитраж. Конфликт и инновационная деятельность организации. Социально-пихологические барьеры при введении инноваций. Социологическая диагностика, организационных конфликтов. Конфликты в сфере управления. Ролевой конфликт. Специфика ролевого конфликта в управлении. Руководитель - подчиненный: проблема бесконфликтного взаимодействия. Деятельность руководителя по предупреждению, анализу и разрешению конфликтов. Конфликтные ситуации в коллективе, их причины, формы и типы. Социальное партнерство как фактор разрешения конфликтных ситуаций. Социально-психологический климат в коллективе. Социологические методы изучения конфликтов в группе

 

7. Методология и методика социологических исследований в системеуправления

Виды социологических исследований. Социологическое исследование в сфере управления. Составление программы теоретико-прикладного исследования, ее основные структурные элементы и функции. Основные нормативные требования к программе.

Проблемная ситуация и проблема. Цель, задачи, объект и предмет исследования. Основные методы исследования. Количественные и качественные методы получения информации, их краткая характеристика. Понятие выборки. Виды отбора респондентов. Анализ и представление данных исследования.

Организация как объект управления

Понятие и признаки организации. Социальные процессы в организации. Функциональность и дисфункциональность организационных процессов. Структура и типология организационных отношений. Формальная и неформальная структуры в организации. Система управления в организационной структуре. Линейная, функциональная, матричная, штабная и свободная структуры управления. Принципы и виды делегирования полномочий.

 

Контроль в системе управления

Понятие контроля и его основные задачи. Стратегическая направленность, ориентация на конечные результаты, своевременность, простота, экономичность и гибкость как принципы эффективного контроля. Основные этапы контрольного процесса. Типология контроля. Внутренняя и внешняя формы контроля. Метод постоянного непосредственного визуального контроля. Методы измерения и оценки результатов. Запланированные и незапланированные механизмы контроля в системе ГМУ. Технология контроля качества и сроков исполнения документов.

 

Рекрутинг персонала

Понятие и значение рекрутинга для успешной деятельности организации и персонала. Основные этапы рекрутинга: планирование персонала, набор, отбор и наём работников. Цель и этапы кадрового планирования. Внешние и внутренние источники набора персонала: их достоинства и недостатки. Основные этапы и методы отбора персонала. Правила проведения отборочного собеседования. Этапы заключения трудового договора (служебного контракта). Конкурсный отбор на государственную и муниципальную службу.

Служебная карьера

Карьера и карьерная стратегия как способы реализации личностного потенциала работников и удовлетворения потребностей организации в человеческих ресурсах. Субъекты управления карьерой. Типология карьеры. Должностная (вертикальная), профессионально-квалификационная (горизонтальная) и центростремительная виды карьеры и возможности их реализации в государственных и муниципальных органах. Основные этапы служебной карьеры: предварительный этап; этап становления; этап продвижения; этап сохранения; этап завершения, пенсионный этап. Формирование кадрового резерва. Принципы, источники, типология кадрового резерва. Принципы карьерной стратегии: непрерывность, осмысленность, соразмерность, маневренность, экономичность заметность. Проблема выбора вида карьеры. Технология управления карьерой: оценка потребности организации в карьерном росте персонала; аудит карьерного потенциала персонала; составление плана карьеры, включение в кадровый резерв; реализация плана в разных формах обучения, корректировка карьерного движения, назначение на должность. Организационно-правовые, социально-экономические и нравственно-психологические аспекты карьерного продвижения личности.

Политический режим

Понятие «политический режим». Политический режим как функциональное измерение политической системы. Критерии оценки и сравнения политических режимов. Линейные и координатные типологии режимов. Историческая и социальная обусловленность характера и типа политического режима. Типология авторитарных режимов. Концепции тоталитаризма. Исторические формы и виды демократии (прямая и представительная, демократия участия, плебисцитарная, «базисная» демократия и др.). Эмпирический подход к демократии. Концепции условий демократии. Переходные и гибридные режимы. Эволюция политического режима в России. Региональное измерение политического режима в современной России.

 

Россия в мировой политике

Концептуальные трактовки мировых политических процессов. Мировая политическая система ХХI века. Диалектика международной и внутренней политики. Субъекты международных отношений: государства, негосударственные акторы, международные организации. Цели и средства в мировой политике. Основные тенденции развития современного мира. Проблемы международной и национальной безопасности. Глобальные проблемы современности (окружающая среда, голод и бедность, ресурсы, демография, терроризм). Противоречия процесса глобализации. Россия в мировой политике и международном разделении труда.

Политический менеджмент

Содержание понятия «политический менеджмент», его качественные и количественные характеристики. Субъекты и объекты политического менеджмента. Виды политического менеджмента: политический имиджмейкинг, электоральный менеджмент, политический брендинг, регулирование политических конфликтов, лоббистская деятельность, политический PR. Факторы, влияющие на возрастание роли политического менеджмента в современной политической жизни: демократизация сознания общества, введение всеобщего избирательного права, расширение числа участников политического процесса, развитие электронных СМИ.

 

МСУ в истории России

Исторические формы и этапы эволюции МСУ; отличительные черты дворянского, городского, земского, крестьянского, казачьего самоуправления; предпосылки децентрализации и централизации управления в первые годы советской власти; опыт коммунального и муниципального управления в СССР; этапы трансформации советских органов местного управления в современные органы местного самоуправления.

 

Принципы и методы МСУ

Подходы к исследованию принципов МСУ; отражение принципов МСУ в нормативно-правовых актах федерального, регионального и муниципального уровней; методология исследования принципов МСУ; единство принципов и методов МСУ; характеристика командно-административных методов и своеобразия муниципальных методов управления.

 

37. Организация МСУ в городских округах

Модели местного самоуправления в административных центрах субъектов федерации и городах регионального значения; сравнительный анализ муниципального управления в городских округах; уровни муниципального управления в административных центрах субъектов федерации; территориальное общественное самоуправление; реализация непосредственных форм самоуправления жителями городских округов.

 

Федеральное Собрание Российской Федерации – системный институт обеспечения государственного управления

Федеральное Собрание Парламент РФ: особенности формирования, организационная структура и руководящие органы. Конституционная компетенция палат российского Парламента (Совет Федерации, Государственная Дума)- деятельность в системе государственного устройства и государственного управления (представительная, законодательная, контролирующая, информационная функции). Федеральный и региональные законодательные органы в системе обеспечения государственного управления: проблема эффективного взаимодействия в современной России.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция РФ

2. ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 г. N 19-ФЗ

3. ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18.05.2005 г. N 51-ФЗ

4. ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 03.12.2012 г. N 229-ФЗ

5. ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 г. N 58-ФЗ

6. ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ

7. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06.10.2003 г.

8. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ

9. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 02.07.2013, с изм. от 05.05.2014) "О занятости населения в Российской Федерации»

10. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ

11. ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ

12. International Political Science Association (IPSA) www.ucd.ie/~ipsa

13. Авилова В.В. Общая экономическая теория: учебник для студентов высших учебных заведений / [В. В. Авилова и др.]; под общ. ред. А. Ю. Воронина. - М.: ИНФРА-М, 2014.

14. Агеев, В.С. Психология межгрупповых отношений [Текст] / В.С. Агеев. - М.: «МГУ», 1983.

15. Актуальные проблемы российских реформ: Материалы рос.-герм. семинара, 30 окт. 2003 г. / ГОУ ВПО ВАГС – Волгоград: Изд-во ВАГС, 2004. - 103 с. - (Школа региональной элиты ВАГС).

16. Андреева, Г.М. Психология социального познания [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 288 с.

17. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 376 с.

18. Анзорова С.П. Организация труда государственных и муниципальных служащих: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2014.

19. Антонов В.Г. Теория организации и организационное поведение: учебник / [Антонов В. Г. и др.]; под ред. Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой, А. В. Райченко. М.: Юрайт, 2014.

20. Афанасьев М.П. Бюджет и бюджетная система: учебник. – М.: Юрайт, 2010. – 777 с

21. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. М: Финансы, 2006.

22. Бабосов Е.М. Социология управления [Текст]: учебное пособие: (для системы корпоративной учебы) / Е. М. Бабосов, В. П. Бабкин, А. К. Мамедов; МПО ОАО "Газпром", Социологический фак. МГУ им. М. В. Ломоносова, 2012.

23. Багалин В.А. Геополитика [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки "Государственное и муниципальное управление" (квалификация (степень) "бакалавр") / В. А. Багалин, А. А. Городилов, В. М. Манукян ; под. ред. А. А. Городилова. - Старый Оскол: ТНТ, 2014.

24. Балашов А.И. Экономическая теория: учебник для студентов высших учебных заведений / [А. И. Балашов и др.]; под ред. Н. Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ, 2014.

25. Балашов А.П. Основы менеджмента: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Вузовский учеб.: ИНФРА-М, 2014.

26. Баранова И.П. Организационное поведение. М.: Маркет ДС, 2010. – 168 с.

27. Баринов В.А. Организационное проектирование. М.: Инфра-М, 2010. – 384с.

28. Басовский Л.Е. Макроэкономика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ИНФРА-М, 2014.

29. Беляев Ю.М. Инновационный менеджмент: учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Дашков и К°, 2014.

30. Бердюгина О. Г., Грибакин А. В., Глазырин В. А. Социология. М.:Юрайт-Издат, 2012. – 400с.

31. Бис У. Живя в мировом обществе риска и считаясь с ним. Космополитический поворот // Полис.- 2012.- №5.- С. 44-58.

32. Бондаренко В. Ф., Гришаева С. А., Башмаков В. И. Социология управления. М.: Юрайт-Издат, 2012. – 360с.

33. Веснин В.Р. Менеджмент. – М., 2012.

34. Виханский О.С. Менеджмент: учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Магистр, 2014: ИНФРА-М.

35. Воеводина Н.А., Данилова И.А., Нуриева Р.Н. Социология и психология управления. М.: Омега-Л, 2011. – 208с

36. Вощанова Г.П. Экономическая история [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ИНФРА-М, 2014.

37. Гайнанов Д.А. Теория и механизмы современного государственного управления: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ИНФРА-М, 2014.

38. Галкин А.А., Федосов П.А., Валентей С.Д., Соловей В.Д. Эволюция российского федерализма // Полис.–2002.–№ 3.

39. Гельман В.Я.Постсоветские политические трансформации (Наброски к теории) // Политические исследования. - 2001. - № 1.- С.15-29.

40. Граждан В. Д. Социология управления. М.: Юрайт, 2012. – 604с.

41. Дафт Р.Л. Менеджмент. – М., 2010.

42. Демина Л.А. Социология. М.: Проспект, 2012. -320с.

43. Деньги, кредит, банки: учебник / под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. – М.: Проспект, 2010. – 848 с

44. Добреньков, В.И.; Кравченко, А.И. Методы социологического исследования. М.: Инфра-М, 2011. – 768с.

45. Дорожкин Ю. Актуальные проблемы модернизации политической системы России // Полис.- 2012.- №10.- С. 10-13.

46. Дюверже М. Политические партии / Морис Дюверже; [Науч. ред. А.Д. Кириллов]. - М.– 2002. - 558 с.

47. Егоршин А.П. Основы управления персоналом. – М., 2006.

48. Журавлева Г. П. Экономика. Учебник. М. 2006.

49. Захаров Н.Л. Организационное поведение государственных служащих: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ИНФРА-М, 2014.

50. Здравомыслов А.Г. Власть и общество в России: кризис 90-х годов/ ОНС.-2000.–№ 6.

51. Зуб А. Т. Управленческие решения. Теория и практика. М.: Инфра-М, 2010. – 400с.

52. Иванова О.Б. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 308 с.

53. Ильин В., Панарин А., Ахиезер А. Реформы и контрреформы в России / Под ред.В.В.Ильина.– М.: 1996.–400 с.

54. Ильин Г.Л. Социология и психология управления. М.: Академия, 2010. – 192с

55. Карасев В.И. Феномен политического лидерства. - М.; Воронеж: МПСИ; НПО «МОДЭК», 2000. - 175 с.

56. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. – М., 2009.

57. Колесников В.А., Бардаков А.И., Олейникова Е.Г., Данакари Р.И. Социально-политические аспекты развития местного самоуправления в Российском регионе: монография / под ред. проф. Р.А. Данакари/ Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2010.

58. Колосов В.А., Зотов М.В. Геополитическое видение мира российскими гражданами: почему Россия не Европа? // Полис.- 2012.- №5.- С. 170-186.

59. Конюкова Н.И. Экономика организации: учебное пособие. - Новосибирск: СибАГС, 2014.

60. Крыштановская О. Анатомия российской элиты.– Захаров, 2005.–384 с.

61. Кузнецов Б.Т., Кузнецов А.Б. Инновационный менеджмент. – М., 2009.

62. Кузнецова Т.В. Делопроизводство: Учебник для вузов. – М., 2004.

63. Кузьмина Т.И. Управленческие решения. – М.: МГОУ, 2011. – 340с.

64. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 "Менеджмент", 081100 "Государственное и муниципальное управление", 080400.62 "Управление персоналом" (квалификация (степень) "бакалавр"). – М.: ИНФРА-М, 2014.

65. Лафта Дж.К. Теория организации: Учебное пособие. – М., 2003.

66. Леньков Р.В. Социальное прогнозирование и проектирование. – М: Форум, 2012. – 184с.

67. Литвак Б.Г. Управленческие решения. – М.: Маркет ДС, 2012. – 506с.

68. Медведев Д.А. К новому качеству гражданского общества / Д. А. Медведев // Стратегия России. - 2008. - № 4.- С. 6-12.

69. Мельвиль А.Ю. О траекториях посткоммунистических трансформаций // Полис. - 2004. - № 2.- С. 64-75.

70. Менеджмент: учебно-методический комплекс для подготовки магистров / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко. – М., 2010.

71. Минева О.К.. Организационное поведение: учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2014.

72. Немировский В.Г. Социология. М.: Проспект, 2010. – 544с.

73. Огарков А.А. Теория управления организацией. – Волгоград, 2005.

74. Одегов Ю.Г. Управление персоналом: учебник. – М.: Юрайт, 2014.

75. Организация работы с документами: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.А. Кудряева. – М., 2002.

76. Основы государственного и муниципального управления: материалы медиа-лекций: учебно-методическое пособие для бакалавров направления подготовки 081100.62 "Государственное и муниципальное управление" / [сост.: В. П. Бабинцев, Е. В. Самохвалова, Ж. А. Шаповал]. - Белгород: Белгород, 2014.

77. Основы теории управления: Учебное пособие / Под ред. В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. – М., 2011.

78. Охорзин В.А. Теория управления: учебник для студентов вузов. - СПб: Лань, 2014.

79. Панов А.В. Разработка управленческих решений: информационные технологии. - М., 2012.

80. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учеб. для вузов / Александр Васильевич Пикулькин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 639 с.

81. Платонов, Ю.П. Этническая социальная психология [Текст] / Ю.П. Платонов, Л.Г. Почебут. - СПб, 1993.

82. Платонов, Ю.П. Этнический фактор. Геополитика и психология [Текст] / Ю.П. Платонов – СПб.: «Речь», 2002. – 519 с.

83. Подолько Е. Роль элиты в бифуркационных точках общественных изменений // Полис.- 2012.- №9.- С. 59-61.

84. Политические деятели России www.nns.ru/person

85. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сб. учеб. материалов по курсу «Социология политических процессов» / Под ред. Е.Ю. Мелешкиной. - М.: 2001. - 302 с.

86. Политология в России на сервереwww.polit.spb.ru

87. Поршнев Б.Ф. Принципы социально-этнической психологии [Текст] / Б.Ф. Поршнев. - М., 1964.

88. Пужаев А.В. Управленческие решения. – М.: Кнорус, 2011. – 192с.

89. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008.

90. Ржевская М.С. Теория организации: учебное пособие для студентов. - Новороссийск: ГМУ, 2014.

91. Романов С. Власть и бизнес в современной России / С. Романов // Государственная служба. - 2008. - № 4.- С. 180-184.

92. РОССПЭНwww.rosspen.com

93. Самофалова Е.В. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. Э.Н. Кузьбожева. – 3-е изд. – М.: КНОРУС, 2007.

94. Самыгин С. И., Колесникова Г. И., Епифанцев С. Н. Социология и психология управления. М.: КноРус, 2012. – 256с.

95. Семенов, А.В. Социальные представления как способ познания [Текст] / А.В. Семенов // Актуальные проблемы психологии и педагогики: межвузовский сборник научных работ. - М.: ООО НИЦ «Инженер», 2005. - С.139-151

96. Сергеев А.М. Организационное поведение. – М.: ИЦ Академия, 2012. – 288 с.

97. Сердобинцев К.С. Взаимодействие общества и власти в контексте проблем модернизации и развития институтов гражданского общества в России // Вопросы философии.- 2012.- №4.- С. 68-77.

98. Сивуха С.В., Зубковская, О.Н. Социальные представления (социальные репрезентации) [Электронный ресурс] // http://mirslovarei.com/content_soc/socialnye-predstavlenija-socialnye-reprezentacii-10684.html, 14.02.10

99. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник.-М. – 2001.

100. Стефаненко, Т.Г. Методы этнопсихологического исследования [Текст] / Т.Г. Стефаненко, Е.И. Шлягина, С.Н. Ениколопов // Методы этнопсихологического исследования. – 1993. - С. 3-27

101. Субочев Н.С. Государственная служба и кадровая политика. Учебное пособие. – Волгоград, 2011.

102. Субочев Н.С. Организация государственной службы. Учебное пособие. – Волгоград, 2010.

103. Теория управления: Учебник / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М., 2004.

104. Тихомиров, О.К. Психология мышления [Текст] / О.К. Тихомиров. – М.: Издательство МГУ, 1984. – 270 с.

105. Тишков В.А. О главных акторах цивилизационного диалога. Культурное и языковое разнообразие современных наций // Полис.- 2012.- №5.- С. 77-85.

106. Узнадзе, Д.Н. Общая психология [Текст] / Д.Н. Узнадзе. - СПб.: Питер, 2004. - 413 с.

107. Управление персоналом организации / Под ред. А.Я. Кибанова. – М., 2009.

108. Федосов П.А., Валентей С.Д., Соловей В.Д., Любовный В.Я. Перспективы российского федерализма: федеральные округа; региональные политические режимы; муниципалитеты // Полис.–2002.–№ 4.

109. Федотов А. Консервативная логика развития России // Власть.- 2012.- №9.- С. 8-11.

110. Финансы: Учеб. для экон. спец. вузов / С.-Петерб. гос. ун-т экон. и фин-ов (СПбГУЭФ); Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2009. – 462 с.

111. Фирсова И.А., Данилова О.В., Карпова С.В. Управленческие решения. – М.: Юрайт, 2012. – 399с.

112. Фомина В.П. Теория управления: учебное пособие для студентов высших учебных заведения, обучающихся по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление". – М.: ИИУ МГОУ, 2014.

113. Фонд общественного мнения www.fom.ru

114. Холий И. Власть и общество: в поисках взаимодействия // Власть.- 2012.- №9.- С.16-20.

115. Цыганков А.П. Современные политические режимы: Структура, типология, динамика./ Ин-т «Открытое о-во». - М.: Интерпракс, Уч. пособие.-М.1995.

116. Чарльз Ф. Эндрейн. Сравнительный анализ политических систем. Эффективность осуществления политического курса и социальные преобразования.// М. – 2000 -320 с.

117. Чижова Е.Н. Принятие управленческих решений: учебное пособие. - Белгород: БГТУ, 2014.

118. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – 3-е изд., доп. и испр. – СПб.: Питер, 2007 (2004).

119. Юнда А.В. Теория и практика эффективного общения / ВАГС. - 2005

Факультет государственного и муниципального управления

 

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по учебной работе

ВФ РАНХиГС

_________________ И.В. Тушканов

«_____» _________________ 2014 г.

 

ПРОГРАММА

государственного междисциплинарного экзамена

по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»

 

 

Программа рассмотрена и утверждена на заседании совета факультета государственного и муниципального управления

(протокол № _____ от ____________2014 г.)

 

Декан факультета ГМУ ____________ А.П. Алмосов

 

Волгоград, 2014

1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ

 

Государственный междисциплинарный экзамен является одним из заключительных этапов подготовки специалистов. Он проводится согласно графику учебного процесса и имеет целью:

- проверить уровень подготовки выпускника к профессиональной дея­тельности;

- оценить теоретические знания, практические навыки и умения выпуск­ника.

К государственному междисциплинарному экзамену по специальности допускаются лица, завершившие полный курс обучения по основной образовательной программе и успешно прошедшие все предше­ствующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом на момент проведения экзамена.

Выпускающая кафедра готовит экзаменационные билеты, включающие вопросы всех разделов для обеспечения комплексного контроля знаний, полученных будущим специалистом за время обучения в Волгоградском филиале РАНХиГС.

Особенность подготовки студентов к государственному междисциплинарному экзамену состоит в необходимости систематизации большого массива как пройденного материала, так и изменений норм законодательства на базе ранее полученных знаний и практического опыта работы в период прохождения практик.

Для успешной сдачи государственного междисциплинарного экзамена выпускник должен продемонстрировать готовность к следующим видам деятельности, которые выделяются в соответствии с его назначением и местом в системе управления: планированию индивидуальной и совместной деятельности, организации работы по целям, ресурсам и результату, рациональному контролю деятельности сотрудников и организации в целом, руководству коллективом и координации деятельности во внешней среде, мотивации сотрудников, представительству организации и ее внешних интересов, исследованию и диагностике проблем, прогнозов, целей и ситуаций, консультационной, методической и образовательной работе с сотрудниками, инновационной деятельности в области управления.

Подготовка к государственному междисциплинарному экзамену является самостоятельной работой студента. Для оказания помощи студентам в этой ответственной работе выпускающая кафедра организует обзорные лекции. Задача обзорных лекций состоит в систематизации ранее полученных студентами знаний и ознакомлении с новыми научными взглядами и изменениями в законодательстве РФ.

Подготовку к сдаче государственного междисциплинарного экзамена следует начать с по­вторения вопросов и их осмысления на основе накопленного за годы обучения опыта. Особое внимание необходимо уделить подбору статистического материала, иллюстрирующего практическую реализацию рассматриваемой проблемы.

 

2. ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

 

Государственный междисциплинарный экзамен принимает государственная экзаменационная комиссия (ГЭК). К началу экзамена должны быть подготовлены:

- приказ о составе государственной экзаменационной комиссии;

- программа сдачи государственного междисциплинарного экзамена;

- экзаменационные билеты в запечатанном конверте;

- зачетные книжки;

- список студентов, сдающих экзамен в соответствующий день;

- бланки протоколов сдачи экзамена;

- чистая бумага со штампом факультета ГМУ Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС;

- ведомость для оценки ответов по 5-балльной шкале.

Место проведения экзамена. Экзамен проводится в специально подготовленной аудитории, в которой оборудованы места для экзаменационной комиссии, секретаря комиссии и индивидуальные места студентов для подготовки ответов.

Комиссия создает на экзамене торжественную, доброжелательную и деловую обстановку.

Экзамен проводится в устной форме. Студентам рекомендуется под­готовить свои ответы по экзаменационному билету в письменной форме. Запись ответов на вопросы экзаменационного билета делается на специ­альных проштампованных листах, выданных секретарем экзаменационной комиссии. Записи ответов рекомендуется делать кратко. Слишком подробные записи ответов нежелательны. В них трудно ориентироваться при ответе, есть опасность упустить главные положения, излишне детализировать несущественные аспекты вопроса, затянуть ответ. В конечном итоге это может привести к снижению качества ответа и, соответственно, уровня экзаменационной оценки.

Процедура проведения экзамена состоит из трех этапов:

1. Начало экзамена

2. Заслушивание ответов

3. Подведение итогов экзамена и их оглашение.

1. Начало экзамена.

Перед началом экзамена студенты-выпускники приглашаются в аудиторию. Председатель знакомит присутствующих с приказом о создании ГЭК (зачитывает его) и представляет состав ГЭК персонально. Затем вскрывается конверт с экзаменационными билетами, проверяется их коли­чество. Все экзаменационные билеты раскладываются на столе.

Выпускникам напоминают общие рекомендации по подготовке ответов, устному ответу по вопросам билета, а также по ответам на дополнительные вопросы.

В аудитории остаются пять — шесть выпускников, остальные поки­дают аудиторию. Студенты берут билет, называют его номер и занимают индивидуальное место за столами для подготовки ответов.

2. Заслушивание ответов.

Студент, подготовившись к ответу, информирует секретаря о готов­ности и садится за экзаменационный стол. В это время секретарь ГЭК при­глашает в аудиторию следующего студента.

Воз­можны следующие варианты заслушивания ответов:

1. студент раскрывает содержание одного вопроса билета, и ему сразу предлагают ответить на уточняющие или дополнительные вопросы;

2. студент отвечает на все вопросы билета, а затем по ним задаются уточняющие и дополнительные вопросы. Как правило, дополни­тельные вопросы тесно связаны с основными вопросами билета.

Право выбора порядка ответа предоставляется выпускнику. Комиссия дает возможность студенту дать полный ответ по всем вопросам билета.

В некоторых случаях по инициативе председателя ГЭК, заместителя председателя или членов комиссии (или в результате их согласованного решения) ответ студента может быть тактично приостановлен. При этом дается краткое, но убедительное пояснение причины: ответ явно не по су­ществу вопроса, ответ слишком детализирован, студент допускает явную ошибку в изложении нормативных актов, статистических данных; студент грамотно и полно изложил основное содержание вопроса, но продолжает его развивать. Если ответ остановлен по первой причине, то студенту предлагается перестроить содержание излагаемой информации сразу же или после ответа на другие вопросы билета.

Заслушивая ответы всех студентов, члены комиссии проставляют со­ответствующие баллы в ведомости по 5-балльной системе. После того, как заслушаны ответы всех студентов, Государственная экзаменационная комиссия под руководством Председателя проводит обсуждение ответов студентов и выставляет оценки по 5-балльной системе. По каждому студенту решение о выставляемой оценке должно соответствовать мнению большинства членов ГЭК. Члены комиссии имеют право на особое мнение в оценке ответа отдельных студентов. В этом случае оно должно быть мотивировано и записано в протокол.

Члены ГЭК также дают оценку общего уровня теоретических знаний и практических навыков студентов, выделяются наиболее грамотные ком­петентные ответы.

Оценки каждого студента заносятся в протоколы и зачетные книжки. Члены ГЭК подписывают эти документы.

Пересдача экзамена на повышенную оценку запрещается.

Студент, не сдавший государственный междисциплинарный экзамен по специальности, допускается к нему повторно один раз. Срок повторной сдачи устанавливает директор Волгоградского филиала РАНХиГС по согласованию с председателем ГЭК в период очередной сессии ГЭК.

Студент, имеющий неудовлетворительную оценку по государственному междисциплинарному экзамену, не допускается к следующему виду аттестационных испытаний — защите выпускной квалификационной работы.

3.Подведение итогов сдачи экзамена за соответствующий день.

Все студенты, сдававшие экзамен в соответствующий день, пригла­шаются в аудиторию, где работает ГЭК. Председатель ГЭК сообщает, что в результате обсуждения и совещания оценки выставлены, и оглашает их. Отмечает лучших студентов, вы­сказывает общие замечания. Обращается к студентам, нет ли не согласных с решением ГЭК по оценке ответа. В случае устного заявления студента о занижении оценки его ответа, с ним проводится собеседование в присутствии комиссии. Целью этого собеседования является разъяснение качества ответов и обоснование итоговой оценки.

В заключении Председатель комиссии поздравляет студентов со сдачей государственного междисциплинарного экзамена.

4.Подведение итогов работы ГЭ







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.167.166 (0.042 с.)