Взаимосвязь финансового и управленческого учета



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимосвязь финансового и управленческого учета



Взаимосвязь финансового и управленческого учета

Некоторые примеры методов управленческого учёта в сравнении с бухгалтерским:

· в рамках бухгалтерского учёта нет необходимости учитывать объёмы продаж конкурентов, при решении менеджмента компании повысить долю собственных продаж учёт данной информации становится необходимым (маркетинговая составляющая управленческого учёта);

· в рамках бухгалтерского учёта нет необходимости учитывать расположение товарно-материальных ценностей по ячейкам на складах, при оптимизации работылогистики

— есть (повышение скорости комплектации);

· в рамках бухгалтерского учёта нет необходимости учитывать количество и содержание жалоб, но это требуется в управленческом учёте в рамках системы менеджмента качества;

· в рамках бухгалтерского учёта нет необходимости учитывать количество созданных сметным отделом смет; при анализе и планировании загрузки сметного отдела без этого не обойтись.

Управленческий учёт ориентирован именно на потребности внутренних[2] пользователей (управленцев различного уровня), а не внешних (акционеров и кредиторов, госорганов и т. д.), информация, собираемая и предоставляемая им, не является открытой, а принадлежит к коммерческой тайне.

Показатели управленческого учёта, в отличие от бухгалтерского, могут быть как денежными, так и натуральными. Мало того, они могут быть качественными и вероятностными и описывать не только потоки и запасы, но и события и состояния внешнего мира, то есть управленческий учёт может оперироватьальтернативными издержками и насыщенностью рынка товарами данной категории.

Также следует отличать управленческий учёт от калькулирования себестоимости подразделений и продуктов (услуг).


Выбор и проектирование систем учета и контроля затрат в организациях.

Правильная научно обоснованная экономическая группировка объектов учета является организующим моментом в построениисистемы учета затрат в организации, ее основная задача – обеспечение сплошного непрерывного учета всех текущих затрат предприятия.

Как правило, система учета затрат включает в себя: перечень используемых предприятиембухгалтерских счетов; применяемые подходы к группировке своих издер­жек; метод отражения их в регистрах, с использованием выбранной формы бухгалтерского учета (мемориально-ордерная, журнально-ордерная, автоматизированная).

Такая система позволяет получать информациюофактической себестоимости(производственной, полной) готовой продукции (по видам, группам и пр.),незавершенного производства, позволяет определять финансового результата от обычных видов деятельности организации за отчетный период.

Сам учетный процессслагается из следующих основных элементов: первичный учет; регистры бухгалтерского учета; документооборот; инвентаризация; отчетность.

На организацию учета затрат оказывает влияние ряд факторов: вид деятельности предприятия, его размер, организационная струк­тура управления, правовая форма и т.п.

При построении системы учета затрат экономически наиболее целесообразен следующий подход:

1. Выделение типичных целей(напри­мер, контроль за трудозатратами или использованием материалов);

2. Выбор соответствующих данным целям объектов учета затрат(например, продук­ция или подразделение);контролироваться работниками организации)

3. Выбор наиболее удобной классификацион­ной группы затрат.

Для надлежащей организации учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) организации:

– осуществляют учет расходов: по статьям затрат, перечень которых определяют самостоятельно, по экономическим элементам,

– разрабатывают внутренние положения, инструкции, иные организационно-распорядительные документы.

Организация учета затрат основывается на следующих принципах: неизменность принятой методологии учета затрат и калькулирования с/с в течение года, полнота отражения в учете всех хозяй-х операций, правильное отнесение расходов и доходов к отчетным периодам, соответствие фактических показателей с/с нормативным и плановым.

В целях контроля и регулирования затрат их надлежит разделить на:

- регулируемые (расходы, величина которых м. зависеть от менеджера) и нерегулируемые;

- затраты в пределах норм, смет, плана и отклонения от норм, плана, сметы. Выявления указанных отклонений позволит менеджерам принимать решения по управлению затратами.

Также по возможности осуществления контроля над затратами они подразделяются на контролируемые (м. контролироваться работниками организации) и неконтролируемые (например, цены на оборудование или налоги).


Учет и распределение затрат по объектам калькулирования.

В управленческом учете известны три метода перераспределения издержек непроизводственных подразделений между производственными сегментами:

Метод прямого распределения затра, последовательный ( пошаговый ), двухсторонний.

Метод прямого распределения затрат: расходы, аккумулированные по месту возникновения в каждой вспомогательной службе, затраты по каждому обслуживающему подразделению, относятся на производственные сегменты напрямую, минуя прочие обслуживающие подразделения. Данный случай применяется в тех случаях, когда непроизводственные центры ответ-ти не оказывают друг другу услуги.

Метод пошагового распред. Затрат применяется в тех случаях, когда непроизводственные подразделения оказывают друг другу услуги в одностороннем порядке.Процесс распред. Затрат непроизводств. Подразделений между производств. Осущ. Поэтапно. Шаг.1-Определение затрат по подразделениям. Учитываются все затраты подразделения. Шаг 2- Опред. Базовой единицы. Например для гаража-пробег автотранспорта, для стовловой –кол-во приготовлен. порций и т.д. Шаг3-Распределение затрат на основе выбранных базовых единиц распределения. В результате распред. Все затраты непроизводств. Подразделений должны быть присвоены производственным центрам затрат.

Метод двухстороннийОн применяется в тех случаях, когда между непроизводственными подразделениями происходит обмен внутрифирменными услугами. 1) Определяется показатель, выступающий в роли базы распределения 2) рассчитываются затраты непроизводственных подразделений, скорректированные с учетом взаимного потребления усуг 3) скорректированные затраты непроизводств подразделений распред. между производств. ЦО


Маржинальный доход.

МАРЖИНАЛЬНЫЙ ДОХОД — Превышение выручки от продаж над совокупными издержками, относящимися к определенному (среднему) уровню продаж.

Показатель (в разрезе видов продукции), включаемый в основной плановый и отчетный документ операционного бюджета - отчет о фин. результатах и их использовании. Исчисляется как разность между выручкой от реализации предприятия и себестоимостью реализации в части переменных затрат за бюджетный период. Категория «маржинального дохода» используется при проведении анализа «издержки-объем-прибыль» при составлении бюджета продаж. В литературе также встречаются определения «контрибуционная маржа», «маржинальная прибыль».

Маржинальный доход определяется как разница между выручкой предприятия и его переменными затратами. К переменным затратам относятся те статьи расходов, которые изменяются пропорционально изменению объёма продаж (к ним, как правило, относятся затраты на сырьё и материалы, процентная часть зарплаты, расходы на транспортировку товара покупателю и т.д.). Если же убрать из выручки предприятия переменные затраты, остаются постоянные затраты и чистая прибыль. Таким образом, марж. доход - вклад на покрытие постоянных затрат и формирование чистой прибыли, который приносит основная деятельность предприятия.

Расчёт маржинального дохода осуществляется не только по предприятию в целом, но по отдельным видам продукции. Этим, пожалуй, и определяется основное значение маржинального анализа. Технология расчёта маржинального дохода проста.

1. По итогам периода анализа (как правило, 1 месяц) определяется средняя отпускная цена на конкретный вид товара.

2. Определяется перечень и структура переменных затрат на объём продаж за этот период.

3. Определяется сумма затрат (в денежном выражении) по каждому виду сырья.

4. Определяется общая сумма переменных затрат на данный объём выпуска и доля каждой статьи затрат в общем итоговом показателе.

5. Определяется себестоимость 1 ед. данной продукции.

6. Определяется маржинальный доход как разница между отпускной ценой и себестоимостью одной единицы продукции.

Результат расчёта маржинального по видам продукции - информация для принятия управленческих решений по данному виду продукции. Приведём пример принятия управленческих решений по продукту с отрицательным маржинальным доходом:1. Исключение данного продукта из ассортимента.
2. Повышение отпускной цены на данный вид продукции. 3. Снижение или оптимизация структуры себестоимости. 4. Снижение объёма продаж до минимально необходимого (в случае, когда магазины, например, требуют наличия данного вида в ассортименте). 5. Признание убытка по данному виду продукции. Учёт отрицательного маржинального дохода в качестве затрат на продвижение других видов продукции. 6. Повышение отпускных цен на другие виды продукции (например, наиболее рентабельные).

Следующим шагом является составление рейтинга продуктов, в рамках которого все продукты выстраиваются по мере убывания рентабельности (наиболее рентабельным продуктам присваивается самый высокий рейтинг и т.д.). Фактически, получены необходимые данные для формирования принципов вознаграждения менеджеров по продажам: необходимо сформировать в рамках рейтинга продуктов 3 группы.

В первую группу включаются продукты, характеризующиеся максимальной рентабельностью (например, от 40% от 60%). Как правило, подобные продукты занимают небольшую долю в совокупном объёме продаж, и руководство заинтересовано в увеличении данного объёма. По этим видам продукции устанавливается максимальный процент вознаграждения торговых менеджеров (например, 5% от объёма продаж). С точки зрения фин. эффективности, такой высокий процент не окажет значительного влияния на снижение рентабельности компании по данному виду продукции. Тем не менее, такое решение, как показывает практика, значительно повышает мотивацию менеджеров к продвижению подобной продукции.

Вторую группу составляют продукты со средними показателями рентабельности (например, от 10% до 40%). По данным показателям мотивирующим фактором также является процент от объём продаж. Тем не менее, поскольку, как правило, данная группа продуктов составляет основную долю в объёме продаж, и менеджерам не надо тратить больших усилий на её продвижение, процент вознаграждения ощутимо меньше, чем по продуктам первой группы (например, 0,5%, то есть в 10 раз (!) меньше).

Наконец, третью группу составляют продукты с минимальной рентабельностью, или с отсутствием таковой (стратегически убыточные продукты). По данной группе никакого вознаграждения не устанавливается. Более того, вследствие убыточности, по данным продуктам в целевых показателях менеджерам устанавливается минимально необходимый объём продаж. В случае, если данный объём продаж превышен менеджером, вступает в действие система штрафных санкций. Таким образом, менеджер мотивирован на продажу заданного объёма, не больше и не меньше. Указанные целевые установки каждый месяц включаются в индивидуальные листы оценки каждого менеджера.

Кроме использования маржинального анализа при формировании принципов системы оплаты труда торговых менеджеров, концепция маржинального дохода вписывается также и в метод управления и учёта затрат, получивший название директ-костинг. Суть данного метода состоит в том, что на себестоимость относятся только прямые затраты (сырьё, прямая зарплата, транспортировка товара покупателю и др.). Накладные же расходы (административно-управленческие, общефирменные затраты) воспринимаются как некий "груз", который предприятие понесёт в независимости от того, какой объём продаж. Поэтому данные расходы в себестоимость не включаются, и периодически списываются на финансовый результат.

Основный смысл данной концепции состоит в следующем: самая точная калькуляция не та, в которую после многочисленных и трудоёмких расчётов включаются все затраты предприятия, а та, в которую вносятся издержки, непосредственно обеспечивающие выпуск данной продукции. Т.о., при использовании маржинального анализа возможно повысить эффективность финансового управления.


31. Методы калькулирования как базы ценообразования, использование данных управленческого учета для анализа и обоснования решений на разных уровнях управления

Метод переменных затрат.

Первый из подходов к установлению цены на основе затрат состоит в том, что рассчитывается некоторая процентная надбавка к переменным прямым затратам для натурального вида продукции. Этот метод целесообразно использовать, если соблюдаются два условия:

1) стоимость активов, вовлеченных в производ­ство натурального вида продукции;

2) отношение переменных затрат к остальным прямым расходам одинаково для натураль­ного вида продукции.

Для расчета цены используются две формулы:

1) определяются процентные наценки:

Процентные наценки = (Желаемая величина Прибыли + суммарные постоянные прямые затраты + Коммерческие и административные расходы) /Суммарные переменные прямые затраты

2) определяется цена на основе переменных затрат:

Цена на основе переменных затрат =Переменные прямые затраты на одну продукцию + (Процентные наценки * Переменные прямые затратына единицу).

Метод валовой прибыли.

Методом уста­новления цены в качестве расчетной базы исчисляется валовая прибыль, которая определя­ется как разница между выручкой от реализации и себестоимостью реализованной продукции.

Используются две формулы:

1). Процентные наценки = (Желаемая величина прибыли + Коммерческие и административ­ные расходы) / Суммарные прямые затраты;

2). Цена на основе валовой прибыли = Суммар­ные прямые затраты на единицу + (Процент­ные наценки * Суммарные прямые затраты на единицу).

Маржинальный доход определяют, вычитая из выручки от продажи продукции или стоимости произведенной продукции сумму переменных затрат. Показатель остаточного дохода или прибыли от производства исчисляются вычитанием из маржинального дохода постоянных затрат.

Данные показатели имеют важное значение для управления с/с продукции. Они показывают зависимость этих показателей от цен на продукцию, структуры выпускаемой продукции, величины переменных и постоянных затрат. На основе анализа взаимосвязи «затраты-объем-прибыль» определяют критическую точку объема производства в единицах продукции или стоимости продукции.

Данный метод может быть применен в любой из отраслей, однако в соответствии с Международными стандартами бухгалтерско­го учета «директ-кост» не должен использоваться для составления финансовой отчетности и расчета налогов. Он применяется именно в управленческом учете для осуществления контроля, экономического анализа и принятия управленческих решений.


Под методом учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции обычно понимают совокупность приемов организации документирования и отражения производственных затрат, обеспечивающих определение фактической себестоимости продукции и необходимую информацию для контроля за этим процессом.

Выбор метода калькулирования себестоимости продукции связан с технологией производства, его организацией, особенностями выпускаемой продукции.

В основе классификации методов – объекты учета затрат на производство, объекты калькулирования и способы контроля за себестоимостью. При всем многообразии их можно сгруппировать по двум основным направлениям: объектам учета затрат и по оперативности контроля за затратами.

По объектам учета затрат обычно выделяют два основных метода калькуляции затрат:

· позаказный метод;

· попроцессный метод.

По оперативности контроля существуют методы учета затрат в процессе производства продукции и методы учета и калькулирования прошлых затрат.

Остановимся на трех основных методах, предусмотренных в типовых методических рекомендациях по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции.

Основными методами учета затрат и калькулирования себестоимости продукции являются позаказный ипопроцессный методы, остальные системы калькулирования, как правило, представляют собой разновидности названных методов. В управленческом учете объединены отечественные простой (попроцессный) и попередельный методы в один, который переводится как «попроцессное калькулирование» (process-costing), кроме того, существенных различий между содержанием «процесса» и «передела» практически не существует.

В основе разделения позаказного и попроцессного методов лежит методика калькулирования себестоимости единицы продукции. Данный показатель представляется весьма полезным для деятельности предприятия по целому ряду причин. Расчет издержек на единицу продукции необходим для обоснования производства новых видов продукции, определения доходности отдельных производственных линий, определения уровня отпускных цен и т.п. Калькулирование себестоимости единицы продукции также содействует процессам планирования и контроля на различных уровнях управления предприятием.

В тех отраслях, где единица продукции обладает определенными характерными свойствами и легко идентифицируется, применяется позаказный метод. Иными словами, основная область применения позаказного метода – это индивидуальное и мелкосерийное производство, а также вспомогательные производства.

Там, где единица продукции теряется в массе других таких же единиц, более предпочтителен попроцессный метод, который преобладает в массовых производствах с последовательной переработкой исходного сырья в готовый продукт, с комплексным использованием сырья, а также в добывающих отраслях промышленности и энергетике. Различие в расчете себестоимости единицы продукции теоретически достаточно хорошо обосновывается, однако на практике нередко применяются сочетания данных методов.

Рассмотрим подробнее каждый из указанных методов.

Попроцессный метод.

Попроцессный (попередельный) метод используется для установления средней себестоимости партии одинаковых единиц затрат за период времени.

Этот метод применяется в тех случаях, когда практически невозможно установить расходы, связанные с отдельными единицами затрат (как это происходит при использовании метода позаказной калькуляции), из-за непрерывного характера процесса производства. Примером единицы продукции, подходящей под определение калькуляции по процессам, является тонна нефти на нефтеперерабатывающем заводе. Нефть перерабатываются непрерывно, и каждая тонна имеет те же характеристики, что и предыдущая. Невозможно установить точные затраты на определенные тонны, прошедшие цикл переработки.

\Нормативный метод.

Задачей нормативного метода учета затрат на производство являются своевременное предупреждение нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. В основе своей он содержит технически обоснованные расчетные величины затрат рабочего времени, материальных и денежных ресурсов на единицу продукции, работ, услуг. Нормы производственных затрат отражают технический и организационный уровень развития предприятия, влияют на его экономику и на конечный результат деятельности. Отклонения от норм показывают, как соблюдаются технология изготовления продукции, нормы расхода сырья, материалов, затрат труда и т.д. Они делятся на положительные, означающие экономию в затратах, и отрицательные, вызывающие их увеличение.


 

Взаимосвязь финансового и управленческого учета

Некоторые примеры методов управленческого учёта в сравнении с бухгалтерским:

· в рамках бухгалтерского учёта нет необходимости учитывать объёмы продаж конкурентов, при решении менеджмента компании повысить долю собственных продаж учёт данной информации становится необходимым (маркетинговая составляющая управленческого учёта);

· в рамках бухгалтерского учёта нет необходимости учитывать расположение товарно-материальных ценностей по ячейкам на складах, при оптимизации работылогистики

— есть (повышение скорости комплектации);

· в рамках бухгалтерского учёта нет необходимости учитывать количество и содержание жалоб, но это требуется в управленческом учёте в рамках системы менеджмента качества;

· в рамках бухгалтерского учёта нет необходимости учитывать количество созданных сметным отделом смет; при анализе и планировании загрузки сметного отдела без этого не обойтись.

Управленческий учёт ориентирован именно на потребности внутренних[2] пользователей (управленцев различного уровня), а не внешних (акционеров и кредиторов, госорганов и т. д.), информация, собираемая и предоставляемая им, не является открытой, а принадлежит к коммерческой тайне.

Показатели управленческого учёта, в отличие от бухгалтерского, могут быть как денежными, так и натуральными. Мало того, они могут быть качественными и вероятностными и описывать не только потоки и запасы, но и события и состояния внешнего мира, то есть управленческий учёт может оперироватьальтернативными издержками и насыщенностью рынка товарами данной категории.

Также следует отличать управленческий учёт от калькулирования себестоимости подразделений и продуктов (услуг).



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.6.131 (0.031 с.)