Выбор и проектирование систем учета и контроля затрат в организациях.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбор и проектирование систем учета и контроля затрат в организациях.



Правильная научно обоснованная экономическая группировка объектов учета является организующим моментом в построениисистемы учета затрат в организации, ее основная задача – обеспечение сплошного непрерывного учета всех текущих затрат предприятия.

Как правило, система учета затрат включает в себя: перечень используемых предприятиембухгалтерских счетов; применяемые подходы к группировке своих издер­жек; метод отражения их в регистрах, с использованием выбранной формы бухгалтерского учета (мемориально-ордерная, журнально-ордерная, автоматизированная).

Такая система позволяет получать информациюофактической себестоимости(производственной, полной) готовой продукции (по видам, группам и пр.),незавершенного производства, позволяет определять финансового результата от обычных видов деятельности организации за отчетный период.

Сам учетный процессслагается из следующих основных элементов: первичный учет; регистры бухгалтерского учета; документооборот; инвентаризация; отчетность.

На организацию учета затрат оказывает влияние ряд факторов: вид деятельности предприятия, его размер, организационная струк­тура управления, правовая форма и т.п.

При построении системы учета затрат экономически наиболее целесообразен следующий подход:

1. Выделение типичных целей(напри­мер, контроль за трудозатратами или использованием материалов);

2. Выбор соответствующих данным целям объектов учета затрат(например, продук­ция или подразделение);контролироваться работниками организации)

3. Выбор наиболее удобной классификацион­ной группы затрат.

Для надлежащей организации учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) организации:

– осуществляют учет расходов: по статьям затрат, перечень которых определяют самостоятельно, по экономическим элементам,

– разрабатывают внутренние положения, инструкции, иные организационно-распорядительные документы.

Организация учета затрат основывается на следующих принципах: неизменность принятой методологии учета затрат и калькулирования с/с в течение года, полнота отражения в учете всех хозяй-х операций, правильное отнесение расходов и доходов к отчетным периодам, соответствие фактических показателей с/с нормативным и плановым.

В целях контроля и регулирования затрат их надлежит разделить на:

- регулируемые (расходы, величина которых м. зависеть от менеджера) и нерегулируемые;

- затраты в пределах норм, смет, плана и отклонения от норм, плана, сметы. Выявления указанных отклонений позволит менеджерам принимать решения по управлению затратами.

Также по возможности осуществления контроля над затратами они подразделяются на контролируемые (м. контролироваться работниками организации) и неконтролируемые (например, цены на оборудование или налоги).


Учет и контроль издержек производства и продаж продукции по видам расходов, местам формарования, центрам ответственности.

Расходы делятся на четыре группы:

1. Расходы по обычным видам деятельности (уставная деятельность, торговля, производство, снабжение.) 2. Операционные расходы- расходы от выбытия основных средств, р-ды по аренде, р-ды по совместной деятельности. 3. Внереализационные расходы- убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде суммы отрицательных курсовых разниц, суммы кредиторской задолженности (по займам, кредитам), сумма уценки осн. средств. 4. Чрезвычайные расходы- р-ды по страхованию, р-ды от стихийных бедствий.

Р-ды м.б. признаны в учете при наличии следующих условий: сумма расхода д.б. четко рассчитана, р-ды обуславливают понижение прибыли, р-ды документально оформлены.

Расходами по обычным видам деятельностиявляются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

Расходами по обычным видам деятельности считается также возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений.

Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности (с учетом положений пункта 3 ПБУ 10/99).

Расходы по обычным видам деятельности формируют:

• расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;

• расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.).

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

• материальные затраты;

• затраты на оплату труда;

• отчисления на социальные нужды;

• амортизация;

• прочие затраты.

Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно.

Основанием для установления перечня счетов для бухгалтерского учета расходов по элементам служит ПБУ-10/99 "Расходы организации",

Для учета производственных затрат служат производственные счета.

Для сбора и систематизации затрат по основному производству применяется счет №20 «Основное производство». Этот счет в зависимости от производственной структуры предприятия, может быть детализирован по цехам и другим структурным подразделениям, а внутри цехов – по конкретным видам изделий, работ и услуг. Учет затрат вспомогательных цехов ведется по счету №23 «Вспомогательное производство», где учет ведется в течение отчетного периода, а в конце отчетного периода эти затраты также переносятся на 20 счет пропорционально фактической себестоимости продукции, работ и услуг.

Непосредственно, на счет №20 и №23 можно отнести только прямые затраты. Косвенные затраты предварительно собираются на счете №25 «Общепроизводственные расходы» и счете №26 «Общехозяйственные расходы». В конце каждого месяца 25 и 26 счета закрываются и затраты списываются на счет 20 или 23, в зависимости от выбранной нормативной базы. Счет 44 "Расходы на продажу" предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг.

На счете 44 "Расходы на продажу" отражены следующие расходы (расходы) :

• на перевозку товаров;

• на оплату труда;

• на аренду;

• на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря;

• по хранению и подработке товаров;

• на рекламу;

• на представительские расходы;

• другие аналогичные по назначению расходы.

Расходы на продажу, как общие расходы отчетного периода, списываются на счет 90 "Продажи".


Учет и распределение затрат по объектам калькулирования.

В управленческом учете известны три метода перераспределения издержек непроизводственных подразделений между производственными сегментами:

Метод прямого распределения затра, последовательный ( пошаговый ), двухсторонний.

Метод прямого распределения затрат: расходы, аккумулированные по месту возникновения в каждой вспомогательной службе, затраты по каждому обслуживающему подразделению, относятся на производственные сегменты напрямую, минуя прочие обслуживающие подразделения. Данный случай применяется в тех случаях, когда непроизводственные центры ответ-ти не оказывают друг другу услуги.

Метод пошагового распред. Затрат применяется в тех случаях, когда непроизводственные подразделения оказывают друг другу услуги в одностороннем порядке.Процесс распред. Затрат непроизводств. Подразделений между производств. Осущ. Поэтапно. Шаг.1-Определение затрат по подразделениям. Учитываются все затраты подразделения. Шаг 2- Опред. Базовой единицы. Например для гаража-пробег автотранспорта, для стовловой –кол-во приготовлен. порций и т.д. Шаг3-Распределение затрат на основе выбранных базовых единиц распределения. В результате распред. Все затраты непроизводств. Подразделений должны быть присвоены производственным центрам затрат.

Метод двухстороннийОн применяется в тех случаях, когда между непроизводственными подразделениями происходит обмен внутрифирменными услугами. 1) Определяется показатель, выступающий в роли базы распределения 2) рассчитываются затраты непроизводственных подразделений, скорректированные с учетом взаимного потребления усуг 3) скорректированные затраты непроизводств подразделений распред. между производств. ЦО


Маржинальный доход.

МАРЖИНАЛЬНЫЙ ДОХОД — Превышение выручки от продаж над совокупными издержками, относящимися к определенному (среднему) уровню продаж.

Показатель (в разрезе видов продукции), включаемый в основной плановый и отчетный документ операционного бюджета - отчет о фин. результатах и их использовании. Исчисляется как разность между выручкой от реализации предприятия и себестоимостью реализации в части переменных затрат за бюджетный период. Категория «маржинального дохода» используется при проведении анализа «издержки-объем-прибыль» при составлении бюджета продаж. В литературе также встречаются определения «контрибуционная маржа», «маржинальная прибыль».

Маржинальный доход определяется как разница между выручкой предприятия и его переменными затратами. К переменным затратам относятся те статьи расходов, которые изменяются пропорционально изменению объёма продаж (к ним, как правило, относятся затраты на сырьё и материалы, процентная часть зарплаты, расходы на транспортировку товара покупателю и т.д.). Если же убрать из выручки предприятия переменные затраты, остаются постоянные затраты и чистая прибыль. Таким образом, марж. доход - вклад на покрытие постоянных затрат и формирование чистой прибыли, который приносит основная деятельность предприятия.

Расчёт маржинального дохода осуществляется не только по предприятию в целом, но по отдельным видам продукции. Этим, пожалуй, и определяется основное значение маржинального анализа. Технология расчёта маржинального дохода проста.

1. По итогам периода анализа (как правило, 1 месяц) определяется средняя отпускная цена на конкретный вид товара.

2. Определяется перечень и структура переменных затрат на объём продаж за этот период.

3. Определяется сумма затрат (в денежном выражении) по каждому виду сырья.

4. Определяется общая сумма переменных затрат на данный объём выпуска и доля каждой статьи затрат в общем итоговом показателе.

5. Определяется себестоимость 1 ед. данной продукции.

6. Определяется маржинальный доход как разница между отпускной ценой и себестоимостью одной единицы продукции.

Результат расчёта маржинального по видам продукции - информация для принятия управленческих решений по данному виду продукции. Приведём пример принятия управленческих решений по продукту с отрицательным маржинальным доходом:1. Исключение данного продукта из ассортимента.
2. Повышение отпускной цены на данный вид продукции. 3. Снижение или оптимизация структуры себестоимости. 4. Снижение объёма продаж до минимально необходимого (в случае, когда магазины, например, требуют наличия данного вида в ассортименте). 5. Признание убытка по данному виду продукции. Учёт отрицательного маржинального дохода в качестве затрат на продвижение других видов продукции. 6. Повышение отпускных цен на другие виды продукции (например, наиболее рентабельные).

Следующим шагом является составление рейтинга продуктов, в рамках которого все продукты выстраиваются по мере убывания рентабельности (наиболее рентабельным продуктам присваивается самый высокий рейтинг и т.д.). Фактически, получены необходимые данные для формирования принципов вознаграждения менеджеров по продажам: необходимо сформировать в рамках рейтинга продуктов 3 группы.

В первую группу включаются продукты, характеризующиеся максимальной рентабельностью (например, от 40% от 60%). Как правило, подобные продукты занимают небольшую долю в совокупном объёме продаж, и руководство заинтересовано в увеличении данного объёма. По этим видам продукции устанавливается максимальный процент вознаграждения торговых менеджеров (например, 5% от объёма продаж). С точки зрения фин. эффективности, такой высокий процент не окажет значительного влияния на снижение рентабельности компании по данному виду продукции. Тем не менее, такое решение, как показывает практика, значительно повышает мотивацию менеджеров к продвижению подобной продукции.

Вторую группу составляют продукты со средними показателями рентабельности (например, от 10% до 40%). По данным показателям мотивирующим фактором также является процент от объём продаж. Тем не менее, поскольку, как правило, данная группа продуктов составляет основную долю в объёме продаж, и менеджерам не надо тратить больших усилий на её продвижение, процент вознаграждения ощутимо меньше, чем по продуктам первой группы (например, 0,5%, то есть в 10 раз (!) меньше).

Наконец, третью группу составляют продукты с минимальной рентабельностью, или с отсутствием таковой (стратегически убыточные продукты). По данной группе никакого вознаграждения не устанавливается. Более того, вследствие убыточности, по данным продуктам в целевых показателях менеджерам устанавливается минимально необходимый объём продаж. В случае, если данный объём продаж превышен менеджером, вступает в действие система штрафных санкций. Таким образом, менеджер мотивирован на продажу заданного объёма, не больше и не меньше. Указанные целевые установки каждый месяц включаются в индивидуальные листы оценки каждого менеджера.

Кроме использования маржинального анализа при формировании принципов системы оплаты труда торговых менеджеров, концепция маржинального дохода вписывается также и в метод управления и учёта затрат, получивший название директ-костинг. Суть данного метода состоит в том, что на себестоимость относятся только прямые затраты (сырьё, прямая зарплата, транспортировка товара покупателю и др.). Накладные же расходы (административно-управленческие, общефирменные затраты) воспринимаются как некий "груз", который предприятие понесёт в независимости от того, какой объём продаж. Поэтому данные расходы в себестоимость не включаются, и периодически списываются на финансовый результат.

Основный смысл данной концепции состоит в следующем: самая точная калькуляция не та, в которую после многочисленных и трудоёмких расчётов включаются все затраты предприятия, а та, в которую вносятся издержки, непосредственно обеспечивающие выпуск данной продукции. Т.о., при использовании маржинального анализа возможно повысить эффективность финансового управления.


31. Методы калькулирования как базы ценообразования, использование данных управленческого учета для анализа и обоснования решений на разных уровнях управления



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.108.188 (0.007 с.)