ТОП 10:

Стадии осуществления внутреннего финансового контроля в организациях



Организация эффективно функционирующей системы внутреннего контроля – это сложный многоступенчатый процесс, включающий следующие этапы.

1. Критический анализ и сопоставление определенных для прежних условий хозяйствования целей функционирования организации, принятого ранее курса действий, стратегии и тактики с видами деятельности, размерами, оргструктурой, а также с ее возможностями.

2. Разработка и документальное закрепление новой (соответствующей изменившимся условиям хозяйствования) деловой концепции организации (что собой представляет организация, каковы ее цели, что она может, в какой области имеет конкурентные преимущества, каково желаемое место на рынке), а также комплекса мероприятий, способного привести эту деловую концепцию к развитию и совершенствованию организации, успешной реализации ее целей, укреплению ее позиций на рынке. Такими документами должны быть положения о финансовой, производственно-технологической, инновационной, снабженческой, сбытовой, инвестиционной, учетной и кадровой политике. Данные положения должны разрабатываться на основе глубокого анализа каждого элемента политики и выбора из имеющихся альтернатив наиболее приемлемых для данной организации. Документальное закрепление политики организации в различных сферах ее финансово-хозяйственной деятельности позволит осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль всех аспектов ее функционирования.

3. Анализ эффективности существующей структуры управления, ее корректировка. Необходимо разработать положение об организационной структуре, в котором должны быть описаны все организационные звенья с указанием административной, функциональной, методической подчиненности, направления их деятельности, функции, которые они выполняют, установлен регламент их взаимоотношений, права и ответственность, показано распределение видов продуктов, ресурсов, функций управления по этим звеньям. То же относится и к положениям о различных структурных подразделениях (отделах, бюро, группах и т. д.), к планам организации труда их работников. Необходимо разработать (уточнить) план документации и документооборота, штатное расписание, должностные инструкции с указанием прав, обязанностей и ответственности каждой структурной единицы. Без такого строгого подхода невозможно осуществлять четкую координацию функционирования всех звеньев системы внутреннего контроля организации.

4. Разработка формальных типовых процедур контроля конкретных финансовых и хозяйственных операций. Это позволит упорядочить взаимоотношения работников по поводу контроля финансово-хозяйственной деятельности, эффективно управлять ресурсами, оценивать уровень достоверности (качества) информации для принятия управленческих решений.

5. Организация отдела внутреннего аудита (или другого специализированного контрольного подразделения).

При организации такого отдела необходимо учитывать основные требования к эффективности его функционирования.

Может быть и большее количество этапов оценки системы контроля в зависимости от индивидуальных особенностей экономического субъекта, подвергнутого проверке.

Общее знакомство с системой внутреннего контроля включает получение информации о специфике и масштабах деятельности субъекта, представление о системе его бухгалтерского учета. Итоги первоначального знакомства позволяют принять решение о возможности использования в проверке системы внутреннего контроля. Если контролер-ревизор не может полагаться на систему внутреннего контроля, он должен спланировать свою проверку, таким образом, чтоб выводы его не основывались на доверии к этой системе. Низкая эффективность системы внутреннего контроля должна быть отражена в заключении о проверке субъекта.

Тест13: Внутренний финансовый контроль в РФ осуществляется:

а) Счётной палатой РФ и контрольно-счётными палатами субъектов РФ

б) Министерствами и ведомствами

в) Организациями и предприятиями

 

Билет 14

14. Подготовка, проведение и оформление контрольных мероприятий

Порядок подготовки к проведению контрольно-ревизионного мероприятия включает следующие этапы:

1) Выбор и предварительное изучение объектов контроля. Выбор и предварительное изучение объектов контроля представляет собой процесс сбора информации об их деятельности и объеме расходования средств бюджета, задействованном объектом в процессе осуществления деятельности.

2) Определение сроков проведения контрольно-ревизионного мероприятия. Сроки проведения контрольно-ревизионного мероприятия определяются перечнем вопросов, количеством объектов и проверяемым периодом деятельности этих объектов.

3) Подготовка план-задания на проведение контрольного мероприятия. Наличие план-задания на проведение контрольного мероприятия является обязательным условием проведения контрольно-ревизионного мероприятия, которое разрабатывается руководителем мероприятия на основе результатов предварительного изучения объектов контроля. План-задание на проведение контрольного мероприятия разрабатывается главным инспектором, ответственным за проведение данного мероприятия.

Сроки проведения и состав участников контрольно-ревизионного мероприятия определяются с учетом объема работы и особенностей деятельности проверяемых объектов самостоятельно главным инспектором, ответственным за проведение контрольно-ревизионного мероприятия. Началом проведения контрольно-ревизионного мероприятия является дата, указанная в удостоверении на право проведения контрольного мероприятия, а окончанием – дата утверждения отчета о проведенном контрольно-ревизионном мероприятии. Работники проводят контрольно-ревизионные мероприятия при наличии всех необходимых документов: удостоверения на право проведения контрольного мероприятия (проверки (ревизии), встречной проверки), служебного удостоверения и план-задания. Главный инспектор (инспектор), ответственный за проведение контрольно-ревизионного мероприятия, после представления исполнителей согласовывает с руководством проверяемого объекта следующие вопросы:

1) создание условий для исполнителей, осуществляющих контрольно-ревизионное мероприятие;

2) режим работы сотрудников КСП области с учетом режима работы проверяемого объекта;

3) определение конкретных должностных лиц проверяемого объекта, ответственных за оперативную связь с сотрудниками КСП области и обеспечение необходимыми для целей проверки документами и материалами;

4) иные вопросы с учетом особенностей проверки.

По итогам проведения проверки (ревизии), встречной проверки на каждом проверяемом объекте проверяющими составляется акт. Акт должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов, нарушений законодательства, в том числе фактов нецелевого и (или) неэффективного использования бюджетных средств и государственных ресурсов и иных, имеющих значение, обстоятельств, выявленных в процессе проверки (ревизии), встречной проверки или указание на отсутствие таковых. При составлении акта исполнителями должны соблюдаться объективность изложения, краткость и ясность формулировок, логическая и хронологическая последовательность. Приводимые в актах факты должны сопровождаться исчерпывающими ссылками на соответствующие документы материалов контрольно-ревизионного мероприятия. Не допускается включение в акт различного рода предположений и фактов, не подтвержденных документами. В акте не должны даваться морально-этическая оценка действий должностных и материально-ответственных лиц проверяемого объекта, квалифицироваться их поступки, намерения и цели. Акт должен быть составлен, на бумажном носителе и иметь сквозную нумерацию страниц, завизированных исполнителем контрольно-ревизионного мероприятия. Кроме того, акт должен содержать указание на количество листов приложений к нему. Акт подписывается исполнителем проверки (ревизии), встречной проверки, руководителем и главным бухгалтером проверяемого объекта.

21. Контрольные действия и ревизионные процедуры.

Основные методы финн.контроля:

1) наблюдение (предполагает общее ознакомление с состоянием финн.деят-ти объекта контроля);

2) проверка (касается основных вопросов финн.деят-ти и проводится на месте с исп. балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финн.дисциплины и устранения их последствий);

3) обследование (производится в отношении отдельных сторон финн.деят-сти и опирается на более широкий круг показателей, что и отличает его от проверки),

4) анализ (проводится на базе текущей или годовой отчетности и нацелен на выявление нарушений финн.дисциплины);

5) основным методом финн.контроля является ревизия (проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Выделяют обязательный и регулярный характер ревизии. Данный метод контроля реализуется на месте путем проверки первичных документов, учетных регистров, бух. и статистической отчетности, фактического наличия ДС).

Ревизионные процедуры:

1) методы документального и фактического контроля. Отдельное контрольно-ревизионное действие принято называть методом. К таким методам могут быть отнесены сверка, сличение. Документальный контроль основан на нескольких методах.

2) Экономический анализ работы орг-ции. Этот метод позволяет выявить положительные и отрицательные стороны деят-ти орг-ии в целом и ее структурных подразделений. Рез-ты такого анализа позволяют ревизорам целенаправленно составлять план ревизии и проводить проверки, предварительно определив необходимые методы контроля. Экономический анализ позволяет установить, по каким калькуляционным статьям или эк.элементам затрат произошли значительные колебания по периодам. Путем анализа изучаются пок-ли, хар-щие непроизводительные расходы, потери, растраты, недостачи и хищения, задолженность по возмещению материального ущерба, потери от брака и простоев и т.д.

3) Технико-экономические расчеты составляются в период ревизии. Они позволяют определить обоснованность норм расходования сырья и материалов, целесообразность трудовых затрат. В рез-те составления технико-эк. расчетов при ревизиях вскрываются факты применения устаревших норм материальных и труд.затрат и как следствие - наличие неучтенных сырья, материалов и готовой продукции.

4) Инвентаризация. С ее помощью осуществляется контроль сохранностью собственности орг-ции и обеспечивается достоверность фактических данных. Для ее проведения в орг-ии создается инвент.комиссия. В распорядительном документе указываются председатель и члены комиссии, полное наименование их должностей по основному месту работы, ФИО, какое имущество и обязательства подлежат инвент-ии, дата начала и окончания инвент-ии, причины инв-ии и дата сдачи итоговых документов в бухгалтерию. В процессе ревизии тщательной проверке подвергаются все инвент-ые документы, орг-ия инвент-ий, правильность принятых решений по пересортице ТМЦ, недостачам и излишкам. В необходимых случаях ревизор может потребовать повторной инвент-ии в своем присутствии. Помощь ревизору при инв-ии ТМЦ оказывают рук-ль и главбух централизованной бухгалтерии ревизуемой орг-ции. К началу инвентаризации должна быть закончена обработка всех документов по поступлению и расходу ценностей, сделаны записи в аналитическом учете и выведены остатки на день инв-ии.

Ревизией устанавливается правильность регулирования выявленных инв-ями и др.проверками суммовых расхождений между фактическим наличием ценностей и данными БУ.

Ревизор проверяет соблюдение рук-ми орг-ии пятидневного срока направления рез-тов инв-ии в судебно-следственные органы и предъявления гражданского иска МОЛам, злоупотребления которых привели к недостачам и потерям.

 

Тест14: Счётная палата РФ представляет Российскую Федерацию в:

а) Международной Федерации бухгалтеров

б) Международной организации высших органов внутреннего контроля

в) Международной организации высших контрольных органов

 

 

Билет 15

Типичные нарушения при оформлении кассовых операций.

К типичным нарушениям относятся следующие:
1. небрежно заполнены строки отдельных форм (если они заполняются вручную) и отсутствует корректность (смещение строк) если заполняются автоматически);
2.не проставлены номера приходных и расходных кассовых ордеров, авансовых отчетов;
не указаны корреспондирующие счета и субсчета в приходных и расходных кассовых ордерах;
3. в строке "Приложение" к приходному кассовому ордеру (ПКО) и расходному кассовому ордеру (РКО) даны не все реквизиты соответствующих прилагаемых документов (накладных, счетов-фактур, доверенностей и т.п.);
4. даты квитанций и ПКО не совпадают;
5. суммы НДС выделены неверно;
6. фамилии, имена и отчества лиц, подписывающих кассовые документы, написаны неразборчиво, отсутствуют отдельные подписи; нет расшифровки подписей;
7. имеются подчистки, помарки, исправления;
исправления бухгалтера и кассира сделаны не по установленным правилам.

Требования к доказательствам и их предназначение

При проведении контрольного мероприятия должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства, подтверждающие выводы, сделанные по результатам этого мероприятия.

Доказательства - информация, полученная при проведении контрольного мероприятия, и результат ее анализа, которые подтверждают выводы, сделанные по результатам этого мероприятия.

К доказательствам относятся первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бюджетная, статистическая и иная отчетность, результаты процедур контроля, проведенных в ходе контрольного мероприятия, заключения экспертов, письменные заявления должностных лиц объектов финансового контроля, а также документы и сведения, полученные из других достоверных источников.

Доказательства считаются достаточными, если для подтверждения выводов, сделанных по результатам контрольного мероприятия, не требуются дополнительные доказательства. Достаточность представляет собой количественную меру доказательств.

Доказательства считаются надлежащими, если они подтверждают выводы, сделанные по результатам контрольного мероприятия. Надлежащий характер представляет собой качественную сторону доказательств.

Доказательства считаются надежными, если они обеспечивают высокую степень уверенности в выводах, сделанных по результатам контрольного мероприятия.

Надежность доказательств зависит от их источника (внутренний, внешний) и от их формы (документальная, устная, визуальная).

Оценка надежности доказательств основывается на следующем: доказательства, полученные из внешних источников (от третьих лиц), более надежны, чем доказательства, полученные из внутренних источников;

надежность доказательств, полученных из внутренних источников, тем выше, чем эффективнее системы бюджетного (бухгалтерского) учета и внутреннего контроля объекта финансового контроля;

доказательства, полученные непосредственно работником финансового контроля, более надежны, чем доказательства, полученные от объекта финансового контроля;

доказательства в документальной форме и письменные заявления более надежны, чем доказательства и заявления в устной форме;

устные и письменные заявления руководства объекта финансового контроля не являются заменой достаточных надлежащих надежных доказательств.

Доказательства более надежны, если они получены из разных источников, имеют разное содержание и при этом не противоречат друг другу. В таких случаях обеспечивается более высокая степень уверенности в выводах, сделанных в ходе контрольного мероприятия, по сравнению с той, которая имела бы место при рассмотрении доказательств по отдельности.

Если доказательства, полученные из одного источника, не соответствуют доказательствам, полученным из другого источника, должны быть определены дополнительные процедуры контроля, необходимые для выяснения причин такого несоответствия.

Достаточность, надлежащий характер и надежность доказательств должны сопоставляться с расходами, связанными с получением доказательств. Однако сложность получения конкретного доказательства и связанные с этим расходы не являются основанием для отказа от получения данного доказательства.

Доказательства получают в результате тестирования средств системы внутреннего контроля объекта финансового контроля и проведения проверок по существу.

При тестировании средств системы внутреннего контроля осуществляются процедуры контроля, проводимые для получения доказательств надлежащей организации и эффективности функционирования системы бюджетного (бухгалтерского) учета и системы внутреннего контроля объекта финансового контроля.

Тест15: В Международной федерации бухгалтеров Российскую Федерацию представляет:

а) Министерство финансов РФ

б) Институт профессиональных бухгалтеров

в) Счётная палата

 

Билет 16







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.119.106 (0.01 с.)