Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, значение и место контроля в управлении экономикой

Поиск

Сущность, значение и место контроля в управлении экономикой

Известно, что система управления состоит из следующих вза­имосвязанных функций: планирование, учет, контроль, анализ и принятие управленческих решений.

Место контроля в системе управления можно отразить схе­мой (рис. 1).

Исследования систем управления всегда шло рядом с иссле­дованиями проблем контроля. Фундаментальные элементы эко­номических знаний по проблемам управления и контроля очень редко рассматривались как отдельные понятия экономических субъектов. Это и есть безусловное отражение практических реалий экономического контроля как функции управления.

Контроль (от франц. «сопtrо1е» дословно означает «список, ведущийся в двух экземплярах», «пересмотр», «проверка чего­-либо») является составной частью управления общественным воспроизводством и представляет собой процесс, обеспечиваю­щий соответствие функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, и направленный на успешное достижение поставленных целей.

Другими словами, контроль - это проверка исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их достоверности, законности и экономической целесообразности. Он способствует достижению поставленных целей при оптимальных затратах рабочего времени и ресурсов.

В научных формулировках контроль определяется как пери­одическое действие механизма возврата к ранее обозначенным задачам, что обусловливает гарантии корректировок в ходе вы­полнения текущих и прогнозных решений.

Понятие экономического контроля подчеркивает рас­пространение контрольных функций только на сферу экономи­ческих явлений, связанных с производственными отношениями и распределением совокупного продукта. Он помогает наиболее реально, с достаточной степенью эффективности выявлять нера­циональные стороны в действиях управления всем механизмом развития общества, и в конкретной отрасли - в частности.

В системах управления имеют место два вида связи: прямая связь - от органа управления к объектам управ­ления и обратная связь - реакция объекта управления на воз­действия органа управления. Экономический контроль, выпол­няя функцию обратной связи, обеспечивает выявление отклоне­ний в развитии экономического производства от заданных пара­метров (правового и иного нормативного регулирования, плани­рования, бюджетирования и т. д.) и выработку на этой основе соответствующих управленческих решений.

То есть экономический контроль является незаменимым сред­ством нормального функционирования экономической системы навсех уровнях, начиная от хозяйствующего субъекта (микро­экономики) и заканчивая общенациональным уровнем (макро­экономикой).

Основное значение экономического контроля заключается в целенаправленном воздействии на ход воспроизводственных процессов для достижения оптимальных конечных результатов. Для хозяйствующих субъектов это означает, прежде всего обес­печение эффективного использования контролируемых ими ре­сурсов, а для общества в целом - легальности и прозрачности бизнеса, усиления его социальной ответственности.

В осуществлении контроля важное место отводится работни­кам учетной службы субъекта хозяйствования, так как именно онипроверяют действия отдельных должностных лиц, вскрыва­ют недостатки, нарушения или злоупотребления в их деятельно­сти, устанавливают причины нарушений и виновных лиц.

Основные принципы, цели и задачи экономического контроля

 

Эффективное осуществление экономического контроля пред­полагает соблюдение системы основополагающих принципов как важнейших идей, составляющих структуру любой организации.

Основными принципами организации экономического конт­роля являются:

Законность - означает непременное соблюдение право­вых норм действующего законодательства, регулирующих соответствующую среду контрольной деятельности. Этот принцип непосредственно вытекает из сути правового го­сударства, и любой контролер, включая собственника хо­зяйствующего субъекта, вправе игнорировать указан­ные требования, руководствуясь какими-либо иными соображениями при осуществлении контрольных функций.

Объективность - означает достоверность результатов контроля, что в свою очередь требует системного подхо­да, честности, добросовестности и беспристрастности при проведении контрольных мероприятий.

Профессиональная компетентность - предполагает на­личие специальной профессиональной подготовки, необ­ходимой для эффективного выполнения контрольных функций.

Функциональная независимость - обусловлена необхо­димостью обеспечить объективность контроля и требует определенной свободы профессионального поведения контролеров, не обремененных служебной подчиненностью по отношению к проверяемым лицам, а также органи­зационной и финансовой зависимостью.

Ответственность - связана с неотвратимостью правовых последствий при нарушении правовых норм действующего законодательства, регулирующих соответствующие сферы контрольной деятельности. Чаше всего нарушение этого принципа связано с незаконным разглашением и использо­ванием конфиденциальной информации, некачественным проведением контрольных мероприятий, нанесением мате­риального и морального вреда проверяемым лицам.

Действенность - означает воздействие контроля на экономику и выражается через эффективность мер, при­нятых по результатам его осуществления. Соблюдая этот принцип, можно не только своевременно устранить недо­статки и добиться возмещения виновными лицами причи­ненного ущерба, но и создать условия для более эффек­тивного ведения дел.

Рациональность - соизмерение расходов на осуществ­ление экономического контроля с экономическими выгодами, получаемыми от его проведения, т.е. получаемая экономическая выгода от проведения контроля должна многократно покрывать связанные с этим расходы.

Для понимания сущности экономического контроля, наряду с основными принципами, важное значение имеет определение егоцелей и задач.

К основным задачам экономического контроля относят:

- укрепление законности и правопорядка, государственной и финансовой дисциплины;

- обеспечение сохранности принадлежащего организации имущества, денежных средств и выявление фактов недо­стач, потерь и порчи;

- достижение целевого, экономного и рационального ис­пользования всех средств, находящихся в распоряжении организации;

- выявление и использование резервов роста и повышения эффективности производства;

- проверка состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля, достоверности бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности;

- выявление путей совершенствования работы субъектов хозяйствования.

Цель контроля - это объективное изучение положения дел определенных отраслях деятельности Предприятия и выявле­ние отрицательно сказывающихся факторов.

Контролирующие органы

 

Общая система контролирующих органов и организаций включает:

1. Государственные органы федерального значения:

- государственного управления - Главное контрольное управление Президента РФ, Счетная палата РФ, Федераль­ная налоговая служба, Департамент финансового конт­роля и аудита Минфина России;

- здравоохранения и обеспечения безопасных условий жизни - Государственная служба санитарно-эпидемио­логического надзора РФ, Служба ветеринарного надзора РФ, Департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и лик­видации последствий стихийных бедствий РФ и др.;

- труда и социального обеспечения - Государственная трудовая инспекция, Государственная жилищная инспек­ция. Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и другие;

- финансово-кредитных отношений и страхования - Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Федеральное казначейство России, Министерство финансов РФ, Депар­тамент финансового контроля и аудита Минфина России;

- экономики, промышленности, сельского хозяйства и тор­говли - Министерство экономического развития и тор­говли РФ, Государственный комитет РФ по земельной по­литике, Государственная торговая инспекция и др.;

- образования и культуры - Министерство образования РФ, Министерство культуры РФ, Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуни­каций РФ;

- связи и информации - Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральная служба го­сударственного надзора за связью.

Градация контролирующих органов по указанным сферам об­щественных отношений позволяет, с одной стороны, обозначить группу однородных и близких по своей направленности государ­ственных органов, с другой - глубже понять суть и направлен­ность каждого отдельного государственного контролирующего органа. Правда, некоторые из них по определенным основаниям, могут быть отнесены к двум, а то и трем из перечисленных сфер общественных отношений.

Так как каждого из нас должен интересовать воп­рос, куда расходуются те деньги, кото­рые удерживаются с нас в виде государ­ственных пошлин (например, за выдачу нового паспорта) и налогов: налога на доходы физичес­ких лиц, налога на имущество и т.д. Все суммы этих пошлин и налогов аккумулируются на сче­тах Федерального казначейства и поступают в федеральный бюджет. Затем из федерального бюджета эти средства распределяются по бюджетным учреждениям (организациям, функцио­нирующим за счет федерального бюджета). При­чем выделяются они по принципу адресности и целевого назначения. То есть при выделении средств обозначаются цели, на которые они могут быть израсходованы. Эти цели обозначают­ся кодами бюджетной классификации.

К ним относятся в первую очередь Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ФСФБН).

Основной задачей созданных в 2004 г, территориальных управлений ФСФБН федерального уровня явля­ется проверка целевого и эффективного исполь­зования государственных (федеральных) бюд­жетных средств, в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете» на соответ­ствующий год.

Ранее (до 2004 г.) порядок использования средств федерального бюджета проверялся территориальными управлениями в субъектах федерации (КРУ МФ РФ в субъектах федерации).

Структура федеральных органов исполнительной власти изменена Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти (далее - УП № 314).

В соответствии с п. 13 УП № 314 функции Минфина России по контролю и надзору в бюджетно-финансовой сфере переданы Федеральной службе финансово-бюджного надзора (ФСФБН).

Вновь созданная ФСФБН будет осуществ­лять функции осуществления действий по кон­тролю и надзору за исполнением органами го­сударственной власти, органами местного са­моуправления, их должностными лицами, юри­дическими лицами и гражданами установлен­ных Конституцией Российской Федерации, фе­деральными конституционными законами, фе­деральными законами и другими нормативны­ми правовыми актами общеобязательных пра­вил поведения.

Эта служба является федераль­ным органом исполнительной власти и осуще­ствляет надзор по контролю в бюджетно-финан­совой сфере и последующий государственный финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, средств госу­дарственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в феде­ральной собственности, на территории РФ и за рубежом.

Порядок взаимоотношений федеральных ми­нистерств и находящихся в их ведении федераль­ных служб и федеральных агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осуществления ими своих функ­ций устанавливаются Положением о Федераль­ной службе финансово-бюджетного надзора.

2. Главное контрольное управление Президента РФ. Оно дей­ствует на основе Указа Президента РФ от 16 марта 1996 г. №.383, функциями которого являются контроль за деятельностью орга­нов контроля и надзора при федеральных органах исполнитель­ной власти.

Основные задачи этого органа: организация контроля и проверки деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти и их руководителей; взаимодействие с указанными государственными органами при осуществлении контроля и проверки исполнения федеральных законов; коор­динация деятельности федеральных контрольных и надзорных органов при осуществлении таких проверок; подготовка пред­ложений по результатам проверок о совершенствовании дея­тельности федеральных органов исполнительной власти; осу­ществление методического руководства аппаратом полномоч­ного представителя Президента РФ в федеральном округе по вышеуказанным вопросам.

3. Счетная палата РФ является по существу высшим орга­ном государственного финансового контроля. В соответствии со ст. 101 Конституции РФ Счетная палата образуется Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания страны для осуществления контроля за исполнением федераль­ного бюджета.

В задачи этого органа входит: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд­жетных фондов; определение эффективности или целесообраз­ности расходов государственных средств и использования феде­ральной собственности; оценка обоснованности проектов феде­рального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фон­дов; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов госу­дарственной власти, затрагивающих интересы федерального бюджета; анализ выявленных отклонений от установленных по­казателей в ходе исполнения федерального бюджета и подготовка предложений по их устранению; контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ и иных уполномоченных финансово-кредитных учреж­дениях.

Основу всех контрольных мероприятий Счетной палаты РФ составляют ревизии и проверки, проводимые по месту располо­жения проверяемых объектов.

4. Министерство экономического развития и торговли РФ - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий раз­работку и реализацию государственной социально-экономичес­кой политики. Оно наделено контрольными полномочиями в об­ласти регулирования экономических процессов лицензирования отдельных видов деятельности, развития государственного сек­тора экономики, применения государственных цен, внешнеэко­номического сотрудничества и иных направлений этой полити­ки. С возложением на указанное министерство государственного регулирования внутренней торговли оно призвано осуществлять мониторинг внутренних цен, государственный контроль за со­блюдением норм и правил торговли и общественного питания, качеством и безопасностью товаров народного потребления, а также непосредственно проводить ревизии и проверки органи­заций, находящихся в его ведении.

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.04 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в ведение этого министерства переданы функции, ранее осуществляемые упраздненным Министерством имущественных отношений РФ. В связи с этим в его контрольные полномочия входит: разработка нормативных актов по вопросам учета, уп­равления, распоряжения, приватизации и контроля за использо­ванием государственного имущества; ведение учета и реестра федерального имущества, учета уставов федеральных государ­ственных унитарных предприятий и трудовых договоров, заклю­ченных с их руководителями; проведение инвентаризации объек­тов федеральной собственности и проверка их целевого исполь­зования; осуществление контроля за управлением, распоряже­нием, использованием по назначению и сохранностью земель­ных участков и иного федерального имущества и др.

5. Министерство финансов РФ является федеральным орга­ном исполнительной власти, обеспечивающим проведение еди­ной финансовой, налоговой и валютной политики страны и коор­динирующим деятельность в этой сфере иных органов исполни­тельной власти.

Министерство, финансов РФ выполняет следующие конт­рольные функции: осуществляет контроль за целевым использова­нием средств федерального бюджета и государственных внебюд­жетных фондов, координирует политику федеральных органов ис­полнительной власти; участвует в разработке порядка и проведе­ния контроля за поступлением доходов от имущества, находящего­ся в федеральной собственности; осуществляет контроль за обес­печением платежеспособности страховых организаций и надзор за их деятельностью; организует и проводит пробный надзор и государственный контроль за операциями с драгоценными метал­лами и драгоценными камнями; участвует в разработке единой политики в области аудита и организует контроль за качеством проведения аудиторских проверок; проводит ревизии.

Оно занимает особое место в системе общегосударственного финансового контроля и включает следующие подразделения: департамент государственного регулирования финансового кон­троля, аудита и бухгалтерского учета, а также федеральные служ­бы финансово-бюджетного надзора, страхового надзора по фи­нансовому мониторингу. Федеральное казначейство РФ.

6. Федеральная налоговая служба представляет собой еди­ную централизованную и независимую систему инспекционных органов, входящую в систему центральных органов государ­ственного управления. Задачи: контроль за соблюдением нало­гового законодательства; проверка правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных законодатель­ством РФ.

7. Федеральная таможенная служба обеспечивает непосред­ственную реализацию задач в области таможенного дела и еди­нообразное применение таможенного законодательства на тер­ритории всей страны.

На таможенные органы возложены следующие основные функции: таможенное оформление и таможенный контроль в це­лях ускорения товарооборота через таможенную границу РФ; взимание таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, проверка правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принятие мер по их прину­дительному взиманию; обеспечение соблюдения порядка пере­мещения товаров через границу; борьба с контрабандой и иными преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела; ведение таможенной статистики внеш­ней торговли, а также осуществление международного сотрудни­чества в этой сфере.

8. Центральный банк РФ осуществляет свои функции и полно­мочия независимо от других государственных органов в соответ­ствии со ст. 75 Конституции РФ и Федеральным законом «О Цент­ральном банке Российской Федерации» от 10.07.02 г. № 86-ФЗ. Основная задача Центрального банка РФ заключается в защите и обеспечении устойчивости рубля как денежной единицы в стране, в связи с чем денежная эмиссия является исключительной прерогативой ЦБ РФ.

Центральный банк РФ выполняет следующие контрольные функции: лицензирование, государственная регистрация и бан­ковский надзор за деятельностью кредитных организаций; ва­лютное регулирование и валютный контроль; проведение ревизий и проверокподведомственных организаций.

9. Судебные и правоохранительные органы (Верховный Суд РФ,Прокуратура РФ, Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ, Высший Арбитражный суд РФ) призваны обеспечить систематический контроль за соблюдением всеми звеньями экономики и отдельными лицами действующего зако­нодательства.

10. Органы специализированного государственного контроля осуществляют проверку соблюдения всеми организациями, учреж­дениями и отдельными лицами действующего законодательства и установленного порядка организации и ведения тех или иных хозяйственных операций, входящих в их компетенцию (госавтоинспекция, Государственная санитарная инспекция и др.).

Они осуществляют проверки состояния исполнения законов, выявляют факты их нарушения, виновных лиц и сумму матери­ального ущерба, принимают меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности и возмещению причи­ненного материального ущерба.

2. Государственные органы регионального значения (субъектов Российской Федерации и местного самоуправления) - относятся такие органы, которые не являются структурными под­разделениями федеральных органов, а формируются и функциони­руют на уровне субъектов федерации и местного самоуправления.

3. Негосударственные контролирующие организации:

- союзы потребителей;

- профессиональные союзы;

- аудиторские организации;

- негосударственные организации по экспертизе и серти­фикации качества товаров и услуг;

- общественные объединения.

4. Международные контролирующие организации - это исполнительные структуры Организации Объединенных Наций и Европейского союза (МАК - Международный авиационный коми­тет, МСО - Международная организация по стандартам, МСЭ - Международный союз электросвязи).

Полномочия контролирующих органов: осуществлять лицензирование, иметь доступ к объектам контроля и обследовать их, запрашивать и получать необходимые для контроля документы, материалы и сведения, вызывать должностных лиц и иных граждан, получать от них объяснения, использовать помощь специалистов, давать предписания о устранении нарушений, приостанавливать действие лицензии, запрещать реализацию товаров либо оказание услуг, принимать меры для привлечения виновных в правонарушениях лиц к установленной законом ответственности, в том числе передавать соответствующие материалы в правоохранительные органы.

Полномочия контролирующих органов являются составной частью правого механизма осуществления контроля. Механизм контроля включает в себя систему мер, позволяющих контроли­рующим органам:

- получать необходимые сведения о лицах и организациях, занимающихся подконтрольной деятельностью, о самой деятельности и ее результатах;

- выявлять отклонения от установленных правил и требо­ваний относительно субъектов, порядка осуществления и результатов деятельности;

- принимать - меры по пресечению нарушений указанных правил и требований, восстановлению нарушенных прав и удовлетворению законных интересов лиц, организаций, государства, когда им причинен вред неправомерными действиями;

- принимать меры для привлечения к ответственности лиц и организации, виновных в нарушениях установленных правил и требований.

Каждый контролирующий орган выполняет определенные функции и для этого наделен правами и обязанностями, исчерпывающий перечень которых обычно содержится в нормативном акте, регулирующем его деятельность.

Необходимо отметить, что в отличие от аудита и бухгалтер­ского учета в области контроля еще не сложилась система норма­тивного регулирования. Несмотря на это, можно наблюдать оп­ределенную систематизацию нормативного регулирования, ха­рактерную прежде всего для отдельных видов контроля.

Важное место среди законодательных актов занимают кодек­сы: Гражданский кодекс РФ; Бюджетный кодекс РФ; Налоговый кодекс РФ; Таможенный кодекс РФ; Кодекс РФ об административ­ных правонарушениях; Трудовой кодекс РФ; Земельный кодекс РФ.

8. Основное содержание финансового контроля

 

Финансовый контроль - одна из форм управления финан­сами, особая сфера контроля, обусловленная формированием и использованием финансовых ресурсов во всех структурных подразделах экономики государства. Он предусматривает проверку хозяйственных и финансовых операций относительно их законности, экономической целесообразности и достижения положительных конечных результатов работы.

Сферой финансового контроля являются хозяйственные операции, осуществляемые с использованием денег, а в отдельных случаях и без них (например, бартерные соглашения). Финансовый контроль охватывает такие показатели: выручка от реализации продукции и прочие поступления, основные виды затрат, состояние оборотных средств, активов и пассивов 6аланса, рентабельность, финансовое состояние и платежеспособ­ность предприятия, расчеты с бюджетом и кредитными учреж­дениями, дебиторскую и кредиторскую задолженность и т.п.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установ­ленного правопорядка в процессе финансовой деятельности го­сударственными и общественными органами, предприятиями, уч­реждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.

Таким образом, финансовый контроль - это контроль над законностью действий в области образования и использования денежных средств государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый контроль включает в себя: контроль за исполнением федерального бюджета; бюджетов субъектов Российской Федерации; бюджетов внебюджетных фондов; контроль за состоянием внешнего и внутреннего долга; государственных резервов.

В качестве предмета финансового контроля выступают денежные, распределительные процессы формирования и исполь­зования финансовых ресурсов на уровне отдельных хозяйствую­щих субъектов, а также на уровнях отраслей, регионов и страны в целом.

Объектами финансового контроля являются те конкретные организации, предприятия, органы управления, хозяйственная деятельность которых непосредственно обусловила указанные процессы.

Конкретные формы и методы финансового контроля позво­ляют обеспечить интересы и права как государства и его учреж­дений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Основным содержанием финансового контроля в условиях рынка являются:

обеспечение качества и эффективности финансово-хо­зяйственного управления, защита финансовых интересов субъектов хозяйствования и управления государства в целом и его граждан;

проверка выполнения финансовых обязательств перед го­сударством и органами местного самоуправления, орга­низациями и гражданами;

проверка правильности использования государственны­ми и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями, находящихся в их хозяйственном веде­нии или оперативном управлении денежных ресурсов (банковских ссуд, внебюджетных средств и других средств);

проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств пред­приятиями, организациями, учреждениями;

выявление внутренних резервов использования финан­совых ресурсов во всех сферах производства;

устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины - обязательного для всех организаций и должностных лиц порядка ведения финансового учета и отчетности, соблюдения установленных норм и пра­вил. В случае их выявления в установленном порядке принимаются меры воздействия к организациям, долж­ностным лицам и гражданам, обеспечивается возмеще­ние материального ущерба государству, организациям, гражданам.

Результатом финансового контроля являются документаль­ные материалы (акты, отчеты, справки, заключения), которые от­ражают достоверность информации о финансово-хозяйственном состоянии объекта контроля, вскрытые в процессе контроля от­клонения от принятых стандартов, нарушения установленных норм и правил.

Требования к системе внутреннего контроля

 

К основным требованиям, обусловливающим эффективное функционирование системы внутреннего контроля, относятся:

- Подконтрольность каждого субъекта внутреннего контроля, работающего в организации. В должностных инструкциях необходимо предусматривать, чтобы качество выполнения контрольных функций каждого субъекта могло быть проверено другим субъектом внутреннего контроля (без какого бы то ни было дублирования). В надлежащем исполнении контрольных функций ряда субъектов внутреннего контроля (председатель правления, президент, вице-президент, главный исполнительный директор, неисполнительный директор, главный аудитор, главный контролер, председатель ревизионной комиссии) заинтересованы прежде всего владельцы организации. Поэтому деятельность таких субъектов должна контролироваться собственниками организации посредством услуг независимых экспертов раз­ного профиля, в том числе внешних аудиторов.

- Ущемление интересов. Необходимо создавать специальные условия, при которых те или иные отклонения ставят какого-либо работника (подразделение) организации в невыгодное положение и побуждают их к регулированию «узких мест».

- Недопущение концентрации прав первичного контроля в руках одного лица. Сосредоточение первичного контроля в од­них руках может привести к злоупотреблениям.

- Заинтересованность администрации. Функционирова­ние системы внутреннего контроля не может быть эффективным без честности, должной заинтересованности и участия должнос­тных лиц управления.

- Компетентность, добросовестность и честность субъек­тов внутреннего контроля. Если персонал организации, в слу­жебные функции которого входит осуществление контроля, не об­ладает этими характеристиками, то даже идеально организован­ная система внутреннего контроля не сможет быть эффективной.

- Приемлемость (пригодность) методологии внутреннего контроля. Ставящиеся перед центрами ответственности конт­рольные цели и задачи должны быть рациональными. Распреде­ление контрольных функций, программы внутреннего контроля и применяемые методы должны быть целесообразными.

- Приоритетность. Абсолютный контроль над обычными незначительными операциями (например, мелкими расходами) не имеет смысла и только отвлекает силы от более важных задач. В областях же, имеющих стратегическое значение, должен быть налажен контроль, даже если эта область с трудом поддается из­мерению по принципу «затраты - эффект».

- Оптимальная централизация (или адекватность орг­структуры). Динамичность, устойчивость, непрерывность фун­кционирования системы внутреннего контроля обусловливаются единством и оптимальным уровнем централизации оргструктуры организации. Оргструктура должна соответствовать размерам и степени сложности организации.

- Единичная ответственность. Каждая контрольная фун­кция должна быть закреплена только за одним центром ответ­ственности. Во избежание безответственности не следует зак­реплять отдельную функцию за двумя или несколькими центра­ми ответственности. Но закрепление нескольких контрольных функций за одним центром ответственности вполне допустимо. Например, отдельной контрольной функцией главного бухгал­тера является контроль осуществляемых хозяйственных опера­ций на предмет их соответствия законодательству РФ. Он же должен нести ответственность за недоведение до руководства информации о нарушениях. Контрольная функция внутреннего аудитора в этом случае - осуществление проверки на предмет качества исполнения бухгалтером своей контрольной функции. Аудитор оценивает и законность отраженных операций, но от­ветственность он должен нести за необнаружение нарушений в бухгалтерском учете. Данное требование не распространяется на ситуации, когда во избежание ошибок или/и злоупотребле­ний отдельных должностных лиц (центров ответственности) принимается коллегиальное решение (например, по сбытовой политике).

- Потенциальное функциональное замещение. Временное выбытие отдельных субъектов внутреннего контроля не должно прерывать контрольные процедуры. Для этого каждый работник (субъект внутреннего контроля) должен уметь выполнять конт­рольную работу вышестоящего, нижестоящего и одного-двух ра­ботников своего уровня во избежание потери адекватной связи с объектом контроля за время их выбытия. Данный принцип рас­пространяется и на центры ответственности.

- Регламентация. Эффективность функционирования сис­темы внутреннего контроля прямо связана с тем, насколько под­чинена регламенту контрольная деятельность в организации. Ко­нечно, все предусмотреть невозможно, тем более, что часто при­ходится принимать решения в условиях неопределенности. Но там, где это возможно, необходимо формально установить прави­ла, регулирующие порядок деятельности.

- Взаимодействие и координация. Контроль должен осуществляться на основе четкого взаимодействия всех подразделений служб организации.

- Предотвращение несанкционированного доступа к активам и файлам. Такая система должна включать: схему выдачи решений на доступ сотрудников к сведениям, составляющим коммерческую тайну; оформление обязательств о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну; формальное установление порядка работы с документами с грифом «КТ» коммерческая тайна); контроль и ведение досье на сотрудников, допущенных к работе с документами и материалами, составляю­щий коммерческую тайну; учет и анализ нарушений режима работы с документами, содержащими коммерческую тайну, а также различного рода попыток несанкционированного доступа к конфиденциальным документам традиционного и автоматизиро­ванного исполнения (базы данных и др.).

- Лимиты полномочий при заказе товаров (услуг, работ). Решения по заказам, превышающим установленный уровень, дол­жны приниматься на совете директоров (правлении) либо на со­брании (оперативном совещании) управленческих работников верхнего звена (заместителей директора по экономическим, ком­мерческим, финансовым, производственным вопросам и др.). По крупным сделкам решения необходимо принимать на общем со­брании собственников.

- Безопасность активов и файлов. На случай стихийных бедствий следует хранить копии важных документов в несгора­емых сейфах и в других помещениях, иметь огнетушители, ин­струкции, определяющие порядок действий. На случай перебо­ев в электроснабжении, умышленных повреждений, выхода из строя аппаратных средств и программного обеспечения следу­ет хранить копии банка данных и важных файлов на магнитных носителях, предусмотреть дублируемое питание, резервное обо­рудование.

- Регламентация деятельности на основе специальных схем последовательности операций. Такие схемы должны содер­жать необходимую информацию о разделении обязанностей, сан­кционировании операций, процедурах контроля, а также прави­ла, определяющие порядок какой-либо деятельности. Информа­ция в схемах должна быть представлена в легкой для понимания, наглядной форме. Очевидно, что эти схемы необходимо своевре­менно доводить до сотрудников.

- Внедрение новых информационных технологий в учет­ную и контрольную деятельность. Крупным организациям кор­поративного типа (т.е. с множеством относительно самостоятель­ных подразделений), имеющим достаточно устойчивую органи­зационную и финансовую структуру, с резервами роста, нала­женными процессами снабжения и сбыта, целесообразно поэтап­но переходить на новые качественные программные технологии, в том числе полнофункциональные, реализованные на основе единого информационного пространства. Это позволит устра­нить проблемы несогласованности загрузки мощностей и зака­зов клиентов; повысить произ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.148.203 (0.013 с.)